РЕЛИГИЯ

Иерей Ваграм МЕЛИКЯН, Егине МКРТЧЯН


Иерей Ваграм Меликян, директор Информационного центра Первопрестольного Св. Эчмиадзина (Ереван, Армения)

Егине Мкртчян, директор Пресс-центра Первопрестольного Св. Эчмиадзина (Ереван, Армения)


В республике сегодня насчитывается 56 официально зарегистрированных религиозных организаций и около 10 незарегистрированных. Для страны с численностью населения чуть больше 3 млн чел. это довольно впечатляюще, особенно если учитывать, что христианство в Армении было провозглашено государственной религией еще 1 700 лет назад, а Армянская Апостольская Церковь со своими древнейшими корнями стала постоянным институтом, оказывающим существенное влияние на формирование психологии, культуры и традиций народа.

В условиях такой исторической реальности отступления от национальной церкви обусловлены в основном рядом социальных и политических факторов. В первую очередь — растущим интересом к религии, возникшим в постсоветские годы вместе с новым подъемом национальной жизни, как реакция на атеизм, навязанный в советское время. Именно этим незамедлительно воспользовались разные религиозные организации. А тяжелая социально-экономическая ситуация, сложившаяся после землетрясения 1988 года и в первые годы независимости, а также высокий уровень бедности населения стали удобным поводом для этих групп под флагом благотворителей вторгнуться во вновь обретшую независимость страну. Оказываемая ими материальная помощь стала прекрасной приманкой для народа в целях его вовлечения в новые религиозные течения. К тому же в отличие от традиционной церкви, которая после гонений советского времени остро нуждалась в новых кадрах священнослужителей, эти группы владели всеми методами активного проповедничества, зачастую даже агрессивного и обходящего действующий закон.

Конечно, формированию религиозной разнообразности способствует и принятый в 1991 году закон "О свободе совести и религиозных организациях", согласно которому "в Республике Армения обеспечивается свобода совести и религиозного вероисповедания граждан. Каждый гражданин свободно определяет свое отношение к религии, имеет право на исповедание любой религии или никакой; решает, персонально или вместе с другими гражданами совершать религиозные обряды". Законодательное определение религиозной организации относительно. Группа граждан, минимум 200 чел. (что предусмотрено принятым в 1996 г. дополнением к закону "О свободе совести и религиозных организациях"), может зарегистрироваться как религиозная организация, если соответствует нескольким требованиям, например основана на какой-либо исторической канонической святой книге, своим вероисповеданием входит в современную всемирную систему религиозно-церковных общин и т.д. После получения государственной регистрации такая структура признается юридическим лицом и может пользоваться правами, дозволенными законодательством.

Вместе с тем государство не предпринимает серьезных мер для пресечения незаконной деятельности или юридического регулирования проблемы регистрации религиозных структур, что способствовало бы их вовлечению в правовое поле. Таким образом, с одной стороны, социальные перемены, с другой — наличие благоприятного законодательства в этой сфере сформировали богатую палитру почти всех религиозных течений, распространенных по миру: христианство, иудаизм, язычество, поклонение солнцу. К ним прибавляются и новые направления, часть которых известна в мире под именем тоталитарных сект. Однако это беспокоит лишь некоторые общественные структуры.

Единственный государственный орган, занимающийся проблемами этой сферы, — отдел по вопросам национальных меньшинств и религий при правительстве РА. Но он, будучи лишь посредником между государством и религиозными организациями, лишен правовых рычагов, а его работа осуществляется на уровне лишь профессиональной экспертизы и консультаций.

Действующие религиозные организации

Упомянутый отдел по вопросам национальных меньшинств и религий при правительстве РА представляет сведения о зарегистрированных организациях согласно их религиозным и конфессиональным направлениям.

Первая из них — Армянская Апостольская Святая Церковь. Кроме того, в стране действуют Русская Православная Церковь (зарегистрированы 4 общины), Армянская Католическая Церковь (3), Восточная Несторианская Церковь (1 община), есть также общины последователей езидов Армении (Шарфадины) и евреев. В условиях сложившегося позитивного отношения со стороны общественности, Армянской Апостольской Церкви и государства, эти группы мирно живут своей религиозной жизнью, их деятельности никто не препятствует, более того, они часто удостаиваются благосклонного внимания государства. Следует отметить, что решением правительства в 2005 году под строительство кафедрального храма Русской Православной Церкви отведен земельный участок площадью 5 000 кв. м. Другим решением правительства по просьбе Ассирийского Католикосата Востока Апостольской Церкви ассирийской религиозной организации Армении вернули два храма с правом безвозмездной собственности.

В республике действует ряд протестантских конфессий (церкви евангелистов, евангелистов-баптистов, адвентистов, пятидесятников). Многие из них зарегистрированы как отдельные религиозные структуры, часто по адресам своих пасторов, некоторые как религиозно-благотворительные организации, которые являются приверженцами протестантских течений и сами представляются религиозными организациями. Следует отметить, что две конфессии (из шести) — филиалы "Надежда Франции для Армении" и "Армянское евангелистское сообщество Америки" — возглавляет один человек, который к тому же и президент евангелистских религиозных организаций, функционирующих в Армении.

Наряду с отмеченными появились и новые религиозные течения: армянская община "Церкви святых Иисуса Христа последних дней" (мормоны), "Свидетели Иеговы", бахаи и т.д. Ряды зарегистрированных замыкают языческие и экуменистические структуры.

Кроме зарегистрированных функционируют и общественные организации религиозного характера. Например, известные в мире "Всемирный союз семей во имя мира и единства" (секта Муна), "Существование" ("Дианетика", или саентология), "Армянское рериховское общество" (оккультное учение), вальдорфская педагогика. Сюда же следует добавить разного рода протестантские структуры, включая Христианские союзы молодых людей, благотворительные, правовые организации, фонды и т.д. Если говорить об их религиозной активности, то они менее транспарентны, так как свою деятельность осуществляют под видом благотворительности в области образования, культуры и в социальной сфере. Государственной регистрации не имеют и, следовательно, вне закона находятся "Общество сознания Кришны", "Всепротестантская церковь "Арарат" в Ереване", "Союз независимых церквей", оккультные группы: гадалки, экстрасенсы, уфологи. По неофициальным данным, есть даже группы сатанистов.

Достоверной информации о численности последователей всех действующих религиозных организаций и групп нет. Согласно официальным данным, большая часть населения страны — последователи Армянской Апостольской Церкви. Однако и здесь нет точных показателей. По материалам последней переписи населения (2001 г.), 96% жителей РА составляют армяне, но перепись не включает сведений о религиозной принадлежности. Известно лишь, что остальные 4% населения представляют национальные меньшинства: русские, езиды, курды, ассирийцы, греки, украинцы, евреи и др. В основном они хранят свою национальную веру (хотя и здесь известны случаи обращения в иные конфессии), не являются членами Армянской Апостольской Церкви. Наряду с этим нет достоверной информации (а имеющаяся противоречива) о том, какая часть армян примыкает к другим религиозным группам.

В конце года только 17 из 56 религиозных организаций представили в отдел по вопросам национальных меньшинств и религий при правительстве сведения за последние 12 месяцев. Хотя, по мнению специалистов, представленные ими данные о количестве своих приверженцев отнюдь не достоверны. Например, уже три года мормоны в своих отчетах с завидным постоянством указывают, что в их рядах насчитывается около 1 700 чел, однако очевидно, что количество их приверженцев и структур растет. В центре Еревана часто можно встретить молодых членов этой организации в белых сорочках и с черными сумками через плечо. По некоторым неофициальным данным, число приверженцев иных религиозных организаций доходит до 10—15% населения страны, порой речь идет даже о 20—25% (однако последнее менее правдоподобно).

Таким образом, нынешняя религиозная ситуация в РА довольно разнообразная, ее необходимо упорядочить и тщательно проанализировать, особенно это касается новых течений.

Религиозная толерантность и национальная безопасность

Согласно закону РА "О свободе совести и религиозных организациях", право свободы совести второстепенно по сравнению с проблемами национальной безопасности, порядка, защиты здоровья и нравственности граждан, прав и свободы других членов общества. В этом плане Армянская Апостольская Церковь и ряд общественных организаций обеспокоены активностью некоторых религиозных структур, главным образом представителей новых течений, которые своей тоталитарной деятельностью разрушают духовные, моральные и культурные ценности народа. В связи с этим общественность республики иногда даже проводит определенные акции протеста, в том числе митинги и шествия.

Причин для тревоги много: убийства и самоубийства, распадающиеся семьи, упадок моральных ценностей и т.д. Руководитель Общественного центра по реабилитации пострадавших от деструктивных сект Александр Амарян даже приписывает этим сектам осуществление "цветных революций" в постсоветских странах. Наиболее опасны "Свидетели Иеговы", мормоны, некоторые протестантские направления. Однако следует отметить, что у Армянской Апостольской Церкви нет проблем с традиционными древними христианскими церквами-сестрами. Распространенная по всему миру Армянская Церковь на разных уровнях — от приходских и епархиальных до наивысших — общается и тесно сотрудничает с ними во многих сферах церковного служения как в Армении, так и за рубежом, достаточно толерантна и по отношению к некоторым традиционным протестантским конфессиям. Тем не менее, пользуясь несовершенством закона, некоторые религиозные организации, в том числе протестантские, занимаются прозелитизмом среди приверженцев Армянской Церкви.

По статистическим данным, в республике растет число самоубийств, даже среди несовершеннолетних. Помимо социальных причин указывается и причастность самоубийц к той или иной секте. Например, осенью в отделение полиции одного из северных районов страны поступило телефонное сообщение о попытке самоубийства (посредством повешения) 43-летнего гражданина. Он приготовил деревянный крест, на его верхушке прикрепил картонку с надписью, что он последователь Иеговы и согласно божественному сну должен вознестись на небо. Этот и другие подобные факты официальные источники комментировать отказываются. На виду также частые случаи распада семей на почве сектантства. В этом плане наибольший резонанс вызвал недавний судебный процесс в Ереване. Отец восьмилетнего мальчика требовал лишить родительских прав мать ребенка, его бывшую жену, которая вступила в отмеченную выше секту. Мальчик также не желал жить со своей матерью.

В 2005 году оставался актуальным и вопрос о призыве в армию членов организации "Свидетели Иеговы", активно действующей в республике уже 15 лет, количество приверженцев которой, по ее же данным, доходит до 20 тыс. чел. Однако организация зарегистрирована лишь в 2004 году, притом как христианская структура, что вызвало возмущение не только Армянской Апостольской Церкви, но и всей общественности. Несколько лет "Свидетелей Иеговы" не регистрировали из-за несоответствия их устава закону о воинской обязанности (они отказываются носить оружие). Проблема была решена благодаря принятому в 2004 году закону "Об альтернативной службе". Согласно закону, 25 приверженцев этой веры, не желающих носить оружие, направили на альтернативную службу в медицинские учреждения и дома престарелых. Но в 2005 году многие из них покинули ее, считая предложенную работу унизительной, противной человеческому достоинству. Сегодня лишь двое из них продолжают свою службу, а в отношении других по данному факту возбуждено уголовное дело.

Еще одна проблема в религиозной и социальной жизни связана с введением в стране (с января 2005 г.) социальных карт, что малочисленная группа граждан оценила как мероприятие, грозящие не только их духовной, но и национальной безопасности. Люди, собравшиеся в объединении "Против нумерации людей" и считающие себя последователями Армянской Апостольской Церкви, исходя из духовных убеждений, не соблюдают требования закона "О картах социального обеспечения" и отказываются получать такие карты. Разубедить их не смогли ни Армянская Апостольская Церковь, ни Верховный духовный совет. В частности он, досконально проанализировав эту проблему, выступил с обращением, в котором отметил, что в принятом законе нет каких-либо угроз для духовной сферы. В конце концов, несмотря на некоторые уступки государства, проблема этой группы людей переросла в социальную, так как, отказываясь от социальных карт, граждане лишаются соответствующих пособий и зарплат. В результате вызванные сложившейся ситуацией митинговые страсти переместились в судебные залы, где ныне рассматривается вопрос о выплате пенсий и зарплат.

Святая Армянская Апостольская Церковь

Армянская Апостольская Церковь не просто религиозная организация. На протяжении многовековой истории нашего народа, для страны, утерявшей независимость, она стала символом государства, объединяющей силой, покровителем науки и просвещения, даже подмогой в национально-освободительной войне. Сегодня в условиях суверенитета Армении Церковь отделена от государства, однако благодаря своей роли в общественной жизни, особенно влияния на духовно-моральную жизнь общества, она продолжает оставаться важнейшим общественным институтом. А Первопрестольный Святой Эчмиадзин, будучи духовным центром всех армян, посредством трех иерархических престолов — Дома Киликийского, Иерусалима и Константинополя, а также около сорока епархий, ныне функционирующих по всему миру, является объединяющей силой для всего армянского народа. Именно в этом причина того, что Армянская Церковь со своим духовным центром, более чем какая-либо другая церковь, столь значима для него.

После обретения страной независимости Церковь преодолевает вызовы времени, стараясь восстановить и всецело исполнять свою религиозно-моральную миссию, потерянную в советское время. Моральными стимулами в жизни народа служат важные национально-церковные юбилеи и поминовения. В 2005 году Церковь и государство отметили важную дату — 1600-летие создания армянской письменности. Именно этот факт стал сильнейшим средством для сохранения самобытности Церкви и народа, что и спасло армян от угрозы ассимиляции. В январе 2005 года Его Святейшество Гарегин Второй, Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Патриаршей энцикликой провозгласил юбилей этого великого исторического события.

Другая энциклика Патриарха была обнародована по случаю 90-летнего поминовения жертв трагических событий в Османской империи в 1915 году. В этом контексте в сентябре 2005 года в Первопрестольном Святом Эчмиадзине состоялась встреча новоназначенной комиссии Армянской Апостольской Церкви, цель которой — изучение вопроса о причислении к лику святых жертв этих событий.

К важным событиям года также относятся Патриаршее паломничество Его Святейшества в Иерусалим и Святые места (12—14 мая) и Патриарший визит в Западную епархию США Армянской Апостольской Церкви (июнь).

Историческое значение получило Патриаршее паломничество в Иерусалим. В группу паломников (около 80 чел.), сопровождающих Его Святейшество, входили высокопоставленные государственные мужи РА, представители интеллигенции, известные общественные деятели. За Патриаршим паломничеством по приглашению Католикоса Всех Армян последовал (в ноябре) визит в Армению делегации, которой руководил главный раввин Израиля Йона Мецгер. На фоне не столь добропорядочного отношения еврейских экстремистов, проявляемого зачастую по отношению к христианам в Иерусалиме, особенно к священнослужителям Армянской Церкви, этот визит явил собой наглядный пример веротерпимости. Он исключительный и в том плане, что был первым визитом духовного предстоятеля Иерусалима в Армению. Еще в Иерусалиме Его Святейшество объявил, что "этот визит (паломников) станет началом нового диалога между двумя религиями и народами". А визит Мецгера, в свою очередь, нашел большой отклик в Армении. Делегацию принял Католикос, а также премьер-министр страны Андраник Маргарян.

В августе, также в дружественной атмосфере, состоялся визит делегации духовных лидеров Канады в Первопрестольный Святой Эчмиадзин.

По-иному развивались события в другой сфере межцерковных отношений. Недавно в армяно-грузинских церковных отношениях возникла напряженность, вызванная вопросом о юридическом статусе Армянской епархии в Грузии, а также спором о принадлежности ряда церквей, отобранных при советской власти или ставших собственностью Грузинской Церкви. Отсутствие в соседней стране закона, регулирующего религиозную жизнь национальных меньшинств, препятствует организации национально-церковной жизни в армянской епархии. В связи с этим в апреле делегация Армянской Церкви из Первопрестола отправилась в Тбилиси, где встретилась с Его Святейшеством Илией II, Католикосом- Патриархом всея Грузии, и с премьер-министром страны. Вопрос обсуждали и на уровне высших лиц обоих государств. Католикос Всех Армян направил послания Патриарху и президенту Грузии. Однако этот наболевший вопрос пока не решен.

Кроме того, перед Церковью стоят и другие проблемы. В этом плане важным было совещание делегаций Католикосата Всех Армян и Католикосата Великого Дома Киликийского (Ливан), цель которого — подготовка проекта на тему "Повеление обновления Армянской Церкви". Были уточнены основные сферы деятельности Армянской Церкви, касающиеся ее религиозных и административных проблем, ритуально-церковной жизни, отношений Церкви и государства, межцерковных сношений.

Исполнение миссии Армянской Церкви в различных сферах общественной жизни народ зачастую рассматривает как обязательство. Именно поэтому эти процессы в основном не привлекают общественного внимания, за исключением одного-двух событий в межцерковных сношениях и отношениях Церкви и государства.

К важнейшим событиям года относится референдум по поправкам в Конституцию страны. Основной закон, принятый на основании всенародного опроса 27 ноября, обозначил новые перспективы развития религиозной жизни страны. Прежде всего это касается Армянской Апостольской Церкви. В новом тексте Конституции зафиксировано: "Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения национальной самобытности".

В прежней Конституции Армянская Церковь даже не упоминалась. Единственный пункт, относящийся к религиозной жизни страны, гласил: "Каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания". И только закон "О свободе совести и религиозных организациях" проявлял определенное отношение к Армянской Церкви, не имеющей себе равных по значению и роли в жизни армянского народа. В преамбуле этого документа Армянская Апостольская Церковь признается национальной церковью. Однако и здесь лишь несколько пунктов включены в общие главы о религиозных организациях, где Армянская Церковь рассматривается наравне с другими. Конечно, закон не пренебрегает ролью национальной церкви в различных сферах общественной жизни. Согласно этому, он объявляет привилегией национальной Церкви несколько направлений ее деятельности: свободное проповедничество, возведение церквей, возвращение и использование древних храмов, поддержка духовного образования армянского народа, воспитание и т.д. Однако не ясны механизмы претворения в жизнь этих законодательных привилегий и сохранения этой привилегированности. И получается, что в Армении отношения между Церковью и государством в духе доброжелательности подтверждаются в основном одним-двумя соглашениями между Церковью и правительством.

В 2000 году в Первопрестольном Святом Эчмиадзине правительство РА и Армянская Апостольская Церковь подписали "Меморандум о намерении", где речь шла о характере и содержании отношений между Церковью и государством. Согласно этому документу предусматривалось последующее совершенствование законодательства, уточнение проблем, связанных с собственностью Церкви (земля и другое недвижимое имущество, историко-культурные памятники и т.д.), предоставление Церкви и ее традиционным организациям налоговых льгот, решение протокольных вопросов, связанных с участием служителей Церкви в государственных мероприятиях. Кроме того, в Меморандуме придавалось большое значение роли Церкви в сферах образования, культуры, социального обеспечения, здравоохранения, а также намечалось осуществление ею деятельности в вооруженных силах и в местах лишения свободы.

Казалось, этот документ послужил основой для окончательного соглашения, однако оно до сих пор не достигнуто. Правда, в последующие годы Министерство обороны и Святой Эчмиадзин утвердили два документа. Один из них — Устав духовной службы в вооруженных силах, согласно которому организована деятельность капелланов в армии, где сегодня есть около 30 священнослужителей. Второй относится к сфере образования и свое окончательное исполнение нашел в 2005 году. Согласно этому документу, подписанному премьер-министром страны и Католикосом Всех Армян, с начала учебного 2005/2006 года в общеобразовательных школах (с 4-го по 10-й классы) введен обязательный предмет "История Армянской Церкви". Необходимые для этого учебники, подготовленные совместными усилиями Министерства образования и науки и Центра духовного воспитания Святого Эчмиадзина, носят сугубо академический, познавательный характер изложения и преподнесения материалов.

Тем не менее очевидно, что поле деятельности Армянской Апостольской Церкви намного шире. Сюда следует отнести не только подготовку нового поколения священнослужителей, активное строительство и восстановление церквей, но и социальное служение: благотворительные столовые, социальные центры, дома армянской молодежи, союзы воцерковленной молодежи, больница, служение Хосписа, дома для престарелых, сиротские приюты, церковная телекомпания и т.д. Всю эту деятельность можно утвердить лишь законодательным путем.

По случаю нового проявления религиозной политики государства, что зафиксировано в принятой на основе референдума Конституции, прозвучали разные мнения. Например, Либеральная демократическая партия ("Рамкавар"), одна из традиционных партий страны, считает соответствующее упоминание в Основном законе половинчатым, так как в нем не говорится о статусе Первопрестольного Святого Эчмиадзина как духовного центра и Католикоса Всех Армян как главы Церкви. Тем не менее само упоминание Церкви в Конституции — неоспоримый прогресс в отношениях Церкви и государства.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL