РЕЛИГИЯ

Баходыр ЭРГАШЕВ


Баходыр Эргашев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой общественно-гуманитарных наук Университета мировой экономики и дипломатии (Ташкент, Узбекистан)


Безусловно, самым значимым событием начала года в конфессиональной жизни страны и показателем ее зрелости стало празднование Нового года. В поздравлении главы государства народу он был объявлен как общереспубликанский Год здоровья и декларировался прежде всего как возможность "мобилизации и объединения ресурсов государства, общества, некоммерческих и коммерческих структур во имя и во благо здоровья граждан". Это означало, что религиозные объединения наравне с государственными структурами подключались к реализации важнейших социальных программ и к принятию политических решений. Для Узбекистана — многонациональной поликонфессиональной страны — это создавало дополнительный потенциал эффективных межрелигиозных акций.

В 2005 году в республике насчитывалось 2 202 религиозные организации, представляющие 16 конфессий, из них мусульманских — 2 016 (91,5% от общего числа), 170 христианских, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, 1 общество кришнаитов, 1 буддийский храм. В Ташкентском исламском институте религиозные и светские предметы преподавали 46 педагогов, в медресе — 231, в Православной семинарии — 20 и Протестантской семинарии — 15. Кстати, в 2005 году представители Узбекистана заняли ведущие места в проходившем в Казани (Россия) Международном конкурсе чтецов Корана.

С 7 по 17 января Свято-Успенский Кафедральный собор Ташкента и другие церкви приглашали юных прихожан на ежегодную Рождественскую елку. По некоторым данным, за эти дни на ней побывали и получили подарки свыше 50 тыс. детей из семей христианских и других конфессий. Эти мероприятия Ташкентская и Среднеазиатская епархии организовывали при участии учащихся и родителей некоторых воскресных школ. В дар Родившемуся Младенцу Христу дети читали стихи, пели песни, колядки. Кроме того, они имели возможность посмотреть выступления артистов и т.п.

Важное для всей межконфессиональной жизни интервью главы государства российской "Независимой газете" (14 января) интересно прежде всего теоретическим развитием официальной концепции просвещенного ислама. В частности, президент страны И. Каримов отметил: "Есть традиционный просвещенный ислам, а есть воинствующий ислам, который все больше и больше набирает силу… Воинствующий ислам хочет подмять под себя полтора миллиарда мусульман, исповедующих ислам традиционный… превратить ислам в орудие борьбы с христианством и другими вероисповеданиям... Попытки окрашивать мусульманство в террористический цвет отталкивают исламский мир и создают еще большую напряженность в отношении к остальному миру".

Священный мусульманский праздник Курбан-хайит отмечался в республике, как и во всем исламском мире, 21 января. (Еще в июне 1991 г. эта религиозная знаменательная дата, празднуемая по мусульманскому календарю, была объявлена президентом нерабочим днем в стране.) В этот день во всех мечетях, как и ранее, практически без эксцессов, проходили молитвы. Президент США Дж. Буш в своем поздравлении, адресованном по этому случаю главе Узбекистана (его опубликовали выходящие в Ташкенте республиканские газеты), особо подчеркнул "твердую поддержку Узбекистаном борьбы Соединенных Штатов против международного терроризма", "готовность сотрудничества с Узбекистаном в построении политических и экономических институтов"1. Этот и другие факты отчасти свидетельствовали об одобрении мировым сообществом политики, проводимой официальным Ташкентом в области свободы совести.

Практически все конфессии Узбекистана участвовали в серии благотворительных акций в помощь жертвам цунами, охватившего 26 декабря 2004 года ряд стран Юго-Восточной Азии. Так, 23 января в римско-католическом храме столицы был организован концерт, на котором присутствовали представители аккредитованного в республике дипломатического корпуса. Это мероприятие, по признанию его инициаторов, стало откликом на призыв Папы Иоанна Павла II проявить солидарность с пострадавшими от стихии людьми и оказать им помощь. Аналогичные благотворительные акции проводили мусульманская, иудейская и другие общины. А в наиболее масштабных мероприятиях участвовали крупнейшие отечественные и зарубежные неправительственные организации (Комитет женщин, Общественное движение "Камолот", Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца и др.).

Среди зарубежных организаций, активно содействовавших религиозно-просветительской деятельности, в том числе среди мусульман, следует отметить созданный в 1989 году эмиром Джабром аль-Ахмадом Джабром ас-Сабахом Кувейтский международный благотворительный фонд. В Узбекистане он работает с декабря 1995 года. Основные его задачи: помощь сиротам, материальная поддержка малоимущих семей, рытье и реставрация колодцев, предоставление стипендий талантливым учащимся и т.п. (В частности, в списке дел Фонда — 34 артезианских колодца с чистой питьевой водой, стипендии 250 учащимся мужских и женских медресе.) Кроме того, Фонд, согласно своему проекту "Преемственность культурного наследия", ежегодно награждает в Узбекистане премией им. Абдулазиза аль-Бабтина авторов лучших книг, археологических и исторических изысканий, публикаций по древним рукописям. В Год здоровья Фонд поставил, разумеется на бесплатной основе, медикаменты в Андижанскую, Наманганскую и Ферганскую области.

В 2005 году наступление Нового 1426 года Хиджры пришлось на 10 февраля. И хотя эта дата, да и День рождения Пророка Мухаммада (в 2005 году — 21 апреля), не празднуется так широко, как Новый год в христианстве, она в полной мере символизировала в Узбекистане единение всех конфессий. Более пышно, к тому же в общенародном масштабе, ежегодно в республике празднуется общевосточный Навруз, не являющийся чисто мусульманским. В этот день во всех без исключения населенных пунктах страны местные отделения национально-культурных центров проводят концерты.

Лидеры практически всех религиозных общин республики выразили свои соболезнования католикам страны и всего мира по случаю кончины Папы Римского Иоанна Павла II. (Он пользовался в республике огромным авторитетом, в свое время принимал прибывшего в Италию с официальным визитом главу Узбекистана. Известны его высказывания с выражением поддержки узбекскому народу в связи с происшедшими в республике террористическими актами. 22 марта Святой Отец повысил Миссию в Узбекистане до звания Апостольской администратуры.) Шестого апреля 2005 года в римско-католическом храме прошла заупокойная литургия, в которой участвовало около 250 чел., в том числе заместитель муфтия А. Юнусов. В свою очередь, от имени руководства страны соболезнования Ватикану выразил премьер-министр республики Ш. Мирзиёев.

Большое событие — Воскрешение Господа Иисуса Христа — православные христиане Узбекистана отметили, как и повсюду, в ночь на 1 мая. Праздничные пасхальные богослужения прошли во всех храмах Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Светлую Пасху Христову встречали во всех крупных городах страны. В праздничную пасхальную ночь в Свято-Успенском кафедральном соборе Ташкента собралось несколько тысяч православных христиан. А 2 мая в соборе состоялась праздничная Пасхальная Вечерня, на которой состоялась раздача Благодатного Огня, прибывшего из Святого града Иерусалима, священнослужители епархии в связи с Пасхой Христовой получили награды, а Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир поздравил верующих со светлым Праздником.

Святой Пасхе Христовой были посвящены и прошедшие 6 мая в новом здании Духовно-административного центра Ташкента праздничные мероприятия: концерт, выставка расписных яиц, куличей, художественного творчества и т.д. Прежде подобные торжества в крупнейших концертных залах проводили силами профессиональных коллективов, а в 2005 году мероприятия носили более массовый и вместе с тем "семейный" характер: в них участвовали воспитанники воскресных школ православных соборов и храмов. "Всевышний даровал нам жизнь в мирном краю, во времена духовной свободы. Мы празднуем Воскресение Христово в прекрасных храмах, которые являются образом Неба на земле"2, — говорилось в этой связи в Пасхальном послании Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. К тому же во всех этих мероприятиях участвовали представители Комитета по делам религий при Кабинете министров, Ташкентской духовной семинарии, Русского культурного центра, Института дизайна.

Серьезным испытанием для религиозно-политической сферы стали события в Андижане. Мятежу в этом городе предшествовали общественные эксцессы, основа которых, как считают многие специалисты, трудоизбыточность данного района страны и связанная с этим возможность для исламских экстремистов осуществлять свои деструктивные акции. Главный зачинщик мятежа — мусульманское течение акрамитов, что с политической точки зрения означало амбициозную попытку захватить власть с помощью такого сравнительно оригинального способа, как "религиозное предпринимательство". Эта секта словно пыталась присвоить право на "экономические реформы", на выражение политических интересов "обездоленных", на восстановление "исторической правоты халифата".

Основатель течения акрамитов (находящийся в местной тюрьме за преступления Акрам Юлдашев) и его единомышленники в 1995—1999 годах внесли свои собственные "поправки" в священную религию ислама, что само по себе является в мусульманстве, как известно, большим грехом. Деструктивная секта преследовала цель расширить круг своих сторонников по всей Ферганской долине (и даже за ее пределами), стремилась широко распространить свои "новые" идеи и создать в конечном счете подобие исламского халифата. Несомненно, неудавшаяся акция вооруженных акрамитов с целью дестабилизировать обстановку в Андижане, а затем перенести конфликт в столицу раскрыла международной общественности суть и содержание этого течения.

После событий в Андижане священнослужители подключились к процессу повышения положительного имиджа страны. Так, в одном из выступлений популярный в среде верующих мусульман бывший муфтий Шайх Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф назвал права человека одним из важных вопросов международных отношений, "могучей политикой". "Передовые страны наряду с гордостью, которую они испытывают за полное соблюдение прав человека у себя дома, — пишет он, — призывают другие государства брать с них пример. Отношения с другими странами ведущие державы ставят в зависимость от создания ими условий для уважения прав человека. При неэффективности такого подхода они переходят и к прямому применению различных мер наказания к упрямым в этом отношении режимам… Не стесняясь, прибегают ко всем возможным способам лицемерия, чтобы показать себя уважающими эти права... Так называемая тема "о правах человека" является лишь частью теории прав, которая в исламском Шариате издревле исследовалась и внедрялась в жизнь", — заключает Шайх3.

Государственный секретарь Ватикана, кардинал Анджело Садано совершил 14 мая в Риме епископскую хиротонию священника Ежи Мацулевича, главы апостольской администрации в Узбекистане. Затем в ташкентском храме состоялась и инаугурация этого первого католического епископа в республике. Назначение епископа в Узбекистан квалифицировалось как "большая честь" не только для общины верующих, но и для всей страны, ибо этот факт — признак стабильности в государстве. (В республике проживает около 4 тыс. католиков; есть 6 католических приходов, в которых служат 10 священнослужителей-францисканцев; осуществляют свою деятельность 3 монаха и 10 монахинь4.)

25 мая Государственный департамент США включил группу "Исламский джихад" в список международных террористических организаций. Принятое решение подразумевает блокирование всего имущества и всех долей имущества этой организации, которые находятся на территории Соединенных Штатов, подпадают под их юрисдикцию или контролируются американскими гражданами. (30 июля 2004 г. члены "Исламского джихада" организовали в Ташкенте, возле посольств США, Израиля и Генеральной прокуратуры Узбекистана, серию взрывов, в результате которых погибли не менее двух человек и девять человек получили ранения. Данная группа взяла на себя ответственность за взрывы и пригрозила новыми вылазками.)

Что касается позиции местной и мировой иудейской общины относительно андижанских событий, то в ней проявилось понимание глобальной сущности произошедшего и идентичных событий в других странах мира. Кстати, многие деятели не только еврейской, но и других диаспор фактически выступили против использования протестного потенциала религиозно-экстремистских и террористических течений в "цветных революциях". Уже 14 мая представители синагог республики заявили о своей непричастности к случившемуся в Андижане, о полном спокойствии в иудейских общинах, о нормальных условиях для богослужений.

Узбекистан представлен в созданном 28 июля в Москве Совете сефардских евреев СНГ. Цели этой организации — сохранение этнической, культурной и религиозной идентичности евреев-сефардов в странах Содружества, создание инфраструктуры религиозного образования для сефардских общин и стимулирование научных исследований в области истории, филологии и литературы сефардов. Сефардские (бухарские, грузинские и горские) евреи отличаются самобытной древней культурой; а ныне их основная проблема — ассимиляция.

По данным главного раввина Центральной Азии Давида Гуревича, в Ташкенте проживает порядка 35—40 тыс. евреев. В столице функционирует школа, в которой обучается 200 еврейских детей, и детский сад на 27 чел.; дети получают бесплатное кошерное четырехразовое питание; работает женский клуб "Геула"; открыта миква (бассейн для ритуального омовения). В Андижане проживают 500 евреев, есть небольшая синагога. В Фергане, где также насчитывается порядка 500 евреев, недавно официально зарегистрирована синагога, есть небольшая воскресная школа для детей. Одна из образцовых еврейских школ и самая древняя в Центральной Азии синагога функционируют в Бухаре.

В известном Ташкентском исламском университете при Кабинете министров страны 12 июля состоялась презентация объемной книги "Ислом зиёси узбегим сиймосида" ("Свет ислама на лике узбеков"). В мероприятии приняли участие руководители государственных и общественных организаций, ученые, видные богословы, представители дипломатического корпуса и международных организаций, аккредитованных в стране. В этом издании, вышедшем на узбекском, арабском и английском языках, к тому же иллюстрированном 225 фотографиями, в хронологическом порядке собраны 16 указов президента, 48 постановлений правительства, принятых в 1990—2005 годах, выдержки из произведений и выступлений руководителя государства на международных форумах и встречах в ином формате.

Кстати, в 2005 году Ташкентский исламский университет подготовил 128 бакалавров и 20 магистров. В этом самом большом в Центральной Азии вузе, в котором молодежь обучается религиозным и светским наукам, в новом учебном году принимали на следующие факультеты: фикха, экономических и естественных наук (специальности: исламское право, мировая экономика и международные экономические отношения, информатика и информационные технологии), истории ислама и философии (религиоведение). А в магистратуру принимали по направлениям: религиоведение, исламоведение, исламское право, правовые системы зарубежных стран, вычислительные машины, математическое моделирование и использование математических методов в научных исследованиях.

Большое значение для улучшения отношения мировой общественности к религиозно-политической ситуации в стране имело участие культурно-национальных центров и представителей конфессий в общенародных праздниках (9 мая — День памяти и почестей, 21 марта — Навруз, 1 октября — День учителя и наставника и т.д.). Определенный теоретический интерес имеют тексты поздравлений, адресованных лидеру Узбекистана по случаю Дня независимости, отмечаемого ежегодно в республике 1 сентября. Это касается, в частности, телеграммы президенту Узбекистана, направленной Папой Бенедиктом XVI. Она рассматривалась прежде всего как готовность нового руководства Ватикана сотрудничать с официальным Ташкентом. (Кстати, делегация Узбекистана присутствовала на похоронах Иоанна Павла II.) Не меньшее значение имеют и тексты поздравительных писем руководителей Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Израиля и других стран.

Важным событием в деятельности единственной в Центральной Азии Святой Армянской Апостольской церкви Пресвятой Богородицы Самарканда стало ее посещение (в начале сентября) выдающимся французским певцом Шарлем Азнавуром, который прибыл в этот город на международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари". Для достаточно большой армянской диаспоры республики (свыше 50 тыс. чел.) моральная поддержка соотечественников означает больше, чем даже международное мероприятие в сфере культуры (если учесть, какую роль играли и играют представители этого народа в социально-экономической жизни региона, а также их влияние на процесс принятия важных международных решений в целом).

Представители Узбекистана участвовали в открывшемся 5 сентября в Казани Первом международном фестивале мусульманского кино "Золотой минбар", приуроченном к 1000-летию столицы Татарстана. В конкурсном отборе участвовало более 70 картин из 18 стран мира по трем номинациям: художественный, документальный, анимационный фильм. Отметим, что последние три года ознаменовались в Узбекистане общим подъемом кинематографа, где духовно-просветительские вопросы значительно доминируют, не оставляя места засилью массовой культуры. В 2005 году государственные телевизионные каналы демонстрировали ленты корейских, индийских и японских кинематографистов, находя, очевидно, общее в духовности всех восточных народов.

Визит Апостольского нунция Юзефа Весоловского в Узбекистан (с 13 по 15 сентября) позволил обсудить вопросы жизни католической общины республики, а также социально-политические проблемы. Архиепископ предстоял на торжественной мессе Воздвижения Креста Господня в столичном храме Святейшего Сердца Иисуса, подчеркнул, что благотворительная деятельность католических организаций в Узбекистане носит исключительно культурно-просветительский, а не религиозный характер. В своих беседах он затрагивал и тему бедности, которая, по его мнению, очень широка: бедными являются, например, как психически больные люди, так и находящиеся в местах заключения.

Одна из главных заповедей ислама — соблюдение поста "уразы". Он начался 4 октября, тогда во всех мечетях страны читали Коран, для этого приглашали специальных чтецов (кори). По сообщению муфтия, 1,5 тыс. мусульман Узбекистана находились на священной земле Саудовской Аравии — в местах, связанных с деятельностью пророка Мухаммада. Отправка паломников на "умру" началась еще 20 сентября. (Всего за годы независимости республики хадж к святыням Мекки и Медины совершили около 50 тыс. узбекистанцев, сообщил зарубежным средствам массовой информации муфтий республики А. Бахромов.)

В стране продолжались академические исследования истории и распространения Священного Корана. Эта научная работа осуществляется, в частности, в сотрудничестве с европейскими учеными. Так, экземпляры коранических рукописей исследовал известный петербургский профессор-востоковед Ефим Резван. Следует отметить, что его монография "Коран Османа (Санкт-Петербург — Бухара — Самарканд — Ташкент)" получила диплом на Международной выставке Корана, которая проходила осенью в Тегеране. А 19 октября в Узбекистане начала работать Этнографическая экспедиция Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) Российской академии наук.

При содействии вышеупомянутого Кувейтского международного благотворительного фонда в 2005 году в республике впервые в СНГ был издан Священный Коран для незрячих (тиражом в 1 000 экземпляров), что высоко оценила мировая исламская общественность. Книга (кстати, это издание — третья в мире успешная попытка такого рода) участвовала в международной выставке "Книжное искусство", где получила диплом в номинации "Книга интересной судьбы". В этой связи следует упомянуть и религиозно-просветительскую деятельность посольства РФ, распространявшего в качества дара в Узбекистане среди российских соотечественников-мусульман экземпляры Священного Корана.

В середине октября в Ташкенте на узбекском языке вышла в свет книга премьер-министра Малайзии Абдуллы Бадави "Ислам хадари" ("Исламская цивилизация"), где автор излагает оригинальную концепцию, созвучную вышеупомянутой теоретической концепции просвещенного ислама. Книга представляет собой перевод доклада автора на 55-м съезде возглавляемой им Объединенной национальной организации. Указанная малазийская концепция зиждется на 10 главных принципах: преданность Аллаху, основанное на доверии народа и справедливое правительство, свободный народ, экономический рост, высокий уровень жизни населения, защита прав женщин и национальных меньшинств, единство культурной и нравственной среды, охрана окружающей среды, высокая обороноспособность страны. Понятно, что опыт экономически наиболее процветающего государства исламского мира необходим официальному Ташкенту для пропаганды собственного видения роли ислама в обществе.

В римско-католическом храме столицы 27 октября прошла межрелигиозная акция, посвященная 40-й годовщине со дня публикации Декларации "Nostra aetate" об отношении католической церкви к нехристианским конфессиям. Примечательно, что ее инициатором выступила иудейская община, а в самом этом мероприятии участвовали лидеры мусульманской, православной, евангелическо-лютеранской и других общин. (Отметим, что Израиль признает в "Nostra aetate" исторический шаг католической церкви, обращенный прежде всего в сторону своего народа".) По общему признанию участников акции, конфессии Узбекистана могут свободно сотрудничать с мусульманами и представителями других религий в поддержке нравственных ценностей, мира и свободы, то есть качеств, к сохранению которых призывает Декларация.

После завершения Священного месяца Рамазан в четверг, 3 ноября, мусульмане страны отметили конец месячного поста — праздник разговения Руза-хайит. По заявлению Муфтия мусульман Узбекистана Абдурашида Кори Бахромова, во всех без исключения 1 947 мечетях республики прошли утренние праздничные молитвы правоверных мусульман". В такие дни городские мечети страны, как правило, многолюднее сельских — праздничные молитвы в них читают люди с высшим исламским образованием, хорошо знающие психологические основы работы с верующими, к тому же политически достаточно эрудированные, умеющие ориентироваться в проблемных вопросах веры.

В середине декабря республику посетила с официальным визитом делегация Саудовской Аравии во главе с председателем Консультативного совета (Меджлис аль-Шура) Салихом бин Хумайда. Этот визит, выходивший за рамки протокольного, позволил убедиться в целенаправленной политике сближения государства и уммы, в возможности свободно справлять исламское богослужение, а также в укреплении международных контактов местной мусульманской общины. Это не первый визит саудовской делегации; как правило, и все прежние были направлены на изучение положения ислама в стране, на ознакомление с благотворительной деятельностью бизнес-сообщества.

Рождество Христово инославные церкви и некоторые христианские общины праздновали 25 декабря. В этот Святой день христиане благодарили Бога "за любовь и спасение, которые Он явил миру через Своего Возлюбленного Сына". В республике этот праздник свободно справляется уже 14 лет, знаменуя толерантное отношение политического режима ко всем ответвлениям христианства. Саму же толерантность официальные власти страны возвели в ранг государственной политики, как часть общенациональной идеи. Как правило, религиозное великодушие упоминается в связке с межнациональным — межконфессиональное взаимодействие, в свою очередь, позволяет, по мнению руководства страны, противодействовать экстремизму во всех его формах.

Хадж в Саудовскую Аравию совершат около 5 тыс. узбекистанев, что на 1 200 больше, чем в 2004-м. Столь неожиданный рост муфтият страны объяснял "повышением благосостояния народа". А муфтий А. Бахромов отметил: "Свою роль также сыграл тот факт, что работники сельского хозяйства республики перевыполнили планы по заготовке хлопка и зерна. Многие фермеры-мусульмане получили солидную прибыль, позволяющую совершить священное паломничество". Мусульмане же, которые по тем или иным причинам не могут быть на хадже (хотя бы потому, что свыше миллиарда верующих не смогут чисто физически разместиться в священных местах), отмечают его дома в соответствии с установившимися традициями.


1 Халк сузи, 13 май 2005. к тексту
2 [www.pravoslavie.uz]. к тексту
3 [www.islam.uz]. к тексту
4 [newsru.com]. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL