РЕЛИГИЯ

Иерей Ваграм МЕЛИКЯН, Егине МКРТЧЯН


Иерей Ваграм Меликян, директор Информационного центра Первопрестольного Св. Эчмиадзина (Ереван, Армения)

Егине Мкртчян, директор Пресс-центра Первопрестольного Св. Эчмиадзина (Ереван, Армения)


В 2006 году число зарегистрированных в стране религиозных организаций увеличилось еще на 6, количество их перешагнуло за 60. Наряду с зарегистрированными в республике много незарегистрированных религиозных структур и течений, деятельность которых в общем не запрещена. Все они представляют собой около 10 конфессиональных ответвлений, в основном разнообразных протестантских.

Однако достоверных статистических данных о числе последователей религиозных организаций и об их распространении не существует. Есть лишь частные оценки отдельных общественных институтов о деятельности той или иной структуры, согласно которым, к различным традиционным и нетрадиционным церквам и религиозным течениям примыкает от 10 до 15% населения РА (более 300 тыс. чел.). Существуют некоторые трудности в связи с точным определением их количества, потому что в эти 15% входят, во-первых, национальные меньшинства; во-вторых, те, кто примыкает к каким-либо течениям, исходя из своих тяжелых социальных условий, а не из убеждений; в-третьих, часть жителей республики, которые ввиду того, что в их отдаленных селениях еще не действуют церкви и нет священнослужителей Армянской Апостольской Святой Церкви (ААЦ), из духовных нужд посещают другие религиозные организации, но при первой же возможности возвращаются в лоно Матери-Церкви; наконец, в-четвертых, ярые приверженцы определенных сект и нетрадиционных религиозных течений. Основная же часть жителей страны — последователи ААЦ.

Естественно, в условиях подобного религиозного многообразия необходим государственный концептуальный подход к проблемам этой сферы.

На пороге 2006 года, 27 ноября 2005-го, в результате всенародного референдума были приняты поправки в Конституцию РА. Сохраняя право граждан на свободу мысли, совести и вероисповедания, тем самым гарантируя свободу деятельности религиозных организаций в стране, в новую редакцию Основного закона страны внесено положение, излагающее отношение государства к ААЦ: "Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности".

На его основе создан и осенью 2006 года обнародован проект Стратегии национальной безопасности РА, где также отмечена роль ААЦ, в частности, в качестве одной из основных задач в обеспечении национальной безопасности предусмотрено: "содействие духовной, моральной и культурной деятельности Армянской Апостольской Церкви, предотвращение явлений, угрожающих духовно-культурной самобытности и моральным ценностям армянского народа, сотрудничество с иными государствами с целью сохранения находящихся на их территории армянских исторических, духовных и культурных ценностей, а также духовных, культурных ценностей и национальной и религиозной идентичности проживающих на территории Армении национальных меньшинств".

Таким образом, ААЦ, к последователям которой относится большая часть населения страны, определенно обособляется от остальных действующих религиозных организаций, что обусловлено сложившимися историческими реалиями. Однако это вовсе не подразумевает ограничения деятельности других конфессий.

Для регулирования отношений ААЦ и государства Конституция предусматривает и возможность утверждения отдельного закона: "Отношения Республики Армения и Армянской Апостольской Святой Церкви могут быть урегулированы законом".

Вскоре, 29 ноября, Национальное собрание страны рассмотрело в первом чтении проект закона "Об отношениях Республики Армения и Армянской Апостольской Церкви", автором которого является спикер парламента Тигран Торосян. Окончательное голосование по проекту закона отложено на 2007 год. Несмотря на необходимость дополнений и поправок в представленный документ, его положительно восприняли депутаты не только от правящих партий, но и от оппозиции.

До принятия этого закона ААЦ и другие религиозные организации функционируют в правовом поле, регулируемом законом "О свободе совести и религиозных организациях", принятым еще в 1991-м — в году провозглашения независимости страны. Однако возникла необходимость внести изменения в этот закон, проблема неоднократно затрагивалась обществом, и ныне правительство разрабатывает его новый проект.

Религиозная жизнь и необходимость законодательных реформ

Необходимость внесения изменений в закон "О свободе совести и религиозных организациях" обусловлена как конституционными реформами, так и нынешней ситуацией религиозной жизни в стране. Сам закон несовершенен, так как в нем не предусмотрены наказания в случае его нарушения, то есть закон фактически не работает. В законодательном урегулировании нуждаются такие вопросы, как обеспечение духовной безопасности общества, уточнение определений религиозных организаций, предоставление равного правового поля для их функционирования, уточнение прав и сфер деятельности религиозных организаций и т.п.

Несмотря на все это, нынешний закон предоставляет довольно благоприятные условия для деятельности как религиозных организаций национальных меньшинств, так и других религиозных образований. Так, группа из 200 граждан может зарегистрироваться в качестве религиозной структуры и быть признанной государством как юридическое лицо, если ссылается на какую-либо исторически каноническую святую книгу, своим вероисповеданием входит в современную всемирную систему религиозно-церковных общин и своей деятельностью не противоречит действующему законодательству РА. Для регистрации религиозной организации, соответствующей этим критериям, Ведомство по вопросам национальных меньшинств и религии при правительстве РА дает свои заключения, которые общество не всегда воспринимает однозначно. Например, согласно заключению этого ведомства, организация "Свидетели Иеговы" была зарегистрирована в 2004 году как христианская, что противоречит официальной позиции всего православного мира.

С точки зрения духовной безопасности особое беспокойство вызывают тоталитарные секты. О необходимости защиты от подобных организаций, угрожающих обществу, говорят и законодатели страны. Разрешения этой проблемы требует общественность, которая иногда выражает свои взгляды экстремально. Так, весной 2006 года в одном из северных городов страны появились плакаты следующего содержания: "Смерть сектам и их членам!" — с подписью "Армянские арийцы", против чего возражали представители Армянской Церкви.

Как отмечает заведующий Общественным центром по реабилитации пострадавших от деструктивных сект Александр Амарян, деятельность сектантов вызывает крайнее беспокойство. Он убежден, что секты преследуют и политические цели, что используют некоторые влиятельные лица. В одном из своих интервью А. Амарян утверждает, что "посредством многих религиозных организаций можно отмывать деньги, наносить удар по национальной безопасности страны, участвовать в политических играх". Некоторое время назад армянская пресса начала информировать население республики о том, что религиозная организация "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" копирует приходские журналы, хранящиеся в Государственном архиве Армении.

 Последствием деятельности таких структур считается также рост числа самоубийств; в частности, случай, произошедший в мае, был связан со "Свидетелями Иеговы". В Гюмри в результате акта самосожжения скончался 56-летний Рубик Саакян. Согласно имеющимся сведениям, он не мог смириться с тем, что все члены его семьи стали приверженцами "Свидетелей Иеговы". Правда, представители организации отвергли этот факт, заявив, что лишь его сын состоял в их рядах, а сам погибший был известен своим неустойчивым характером. Причастность организации к случившемуся отвергла и областная прокуратура.

В законодательном поле ожидаются также изменения, связанные с законом "Об альтернативной службе", принятым еще в 2004 году. Он должен регулировать положение граждан, которые, исходя из своих убеждений и вероисповедания, не могут нести службу в воинских частях, носить оружие и пользоваться им. Закон в основном был принят для тех же приверженцев "Свидетелей Иеговы". Однако все призывники, проходящие альтернативную службу в медицинских учреждениях и домах для престарелых, покинули свои места, объявив, что предложенная работа унижает их человеческое достоинство. Против всех были возбуждены уголовные дела. 18 человек ждут решения суда, а 32 — находятся в заключении. В результате в 2006 году никто из призывников не подал заявления на альтернативную службу. Некоторые чиновники видят в этой проблеме скорее политическую подоплеку, а не религиозный фактор. Есть и другие мнения, в частности, некоторые утверждают, что "Свидетели Иеговы" избрали иную стратегию для нарушения закона о воинской службе. Отказываясь от службы в армии, они попадают в тюрьму сроком до двух лет, но затем чаще всего их досрочно освобождают, то есть они проводят в заключении несколько месяцев. А в дальнейшем, если второй раз отказываются от обязательной воинской службы, их не наказывают. Так или иначе, но закон фактически не работает.

Четвертого октября Конституционный суд страны признал антиконституционными и недействительными некоторые положения закона "О картах социального обеспечения". На первый взгляд есть лишь религиозные основания для опротестования закона, относящегося к социальной сфере. После его принятия (2003 г.) небольшая группа граждан-приверженцев ААЦ создала объединение "Против нумерации людей" и отвергла обязательное требование о получении карт, в результате более чем на полтора года участники движения лишились конституционного права получать зарплату и социальные выплаты. Опасения этой группы не рассеялись и после принятого в середине 2006 года дополнения к закону: "Социальная карта не имеет отношения к духовным проблемам и не может быть использована против совести и религиозных убеждений человека", о чем гораздо раньше заявила ААЦ. Конституционный суд, исходя из законных прав граждан, решил проблему в пользу двух пенсионеров. Тем самым был создан прецедент, благодаря которому 1 317 пенсионеров восстановили свое право на получение пенсий. Но неизвестно, сколько из них отказались от этих карт из религиозных убеждений.

Три члена Конституционного суда (один из них и член Верховного духовного совета ААЦ) к тому же представили свое отдельное мнение, указав, что последнее дополнение к закону об использовании карты против религиозных убеждений некорректно, создает конституционные проблемы, но это к религиозной сфере не относится.

Проблемы в духовной жизни вызвал и принятый в декабре закон "Об организации похорон и об использовании кладбищ и крематориев". Еще в ходе его обсуждения ААЦ представила свое возражение в связи с созданием крематориев, отметив, что "внедрение практики кремации не соответствует ритуальным традициям Церкви, а также представлениям нашего народа". Похороны являются частью ритуала отпевания усопшего согласно обрядам ААЦ. Это возражение отражено в рамках христианской эсхатологии, мировосприятия и ритуально-церемониальных традиций, что в законе так и не было зафиксировано.

Возвращаясь к проекту закона "Об отношениях Республики Армения и Армянской Апостольской Святой Церкви", следует отметить, что он расширяет и уточняет сферу отношений церкви и государства. Сегодня они ограничены сферами образования и духовной службы в армии (ныне в воинских частях служат более 30 капелланов ААЦ). В рамках "Меморандума о намерениях", подписанного в 2000 году правительством и ААЦ, в том же году Министерство обороны страны и Святой Эчмиадзин утвердили Устав духовной службы в Вооруженных силах РА. А в 2003-м премьер-министр и Католикос всех армян подписали соглашение, согласно которому в общеобразовательных школах был введен предмет "История Армянской Церкви". Проект подразумевает государственную поддержку культурных учреждений церкви, где государство вместе с церковью будет заботиться о сохранности церковных строений, а также регулирует отношения священнослужителей с правоохранительными органами. Кроме того, государство признает гражданскую силу венчаний, произведенных по ритуалу ААЦ, а также провозглашенное церковью расторжение брака. Церкви предоставляется право иметь своих постоянных духовных представителей в больницах, детских домах, домах престарелых, воинских частях и в местах заключения. Ее полномочия особенно расширяются в сфере образования. Церковь может основывать или спонсировать детские сады, учреждения начального, среднего и высшего образования, решать вопросы содержания изучаемого в общеобразовательной школе предмета "История Армянской Церкви", курсов по церковной догматике, устанавливать требования относительно квалификации преподавателей этого предмета и организовывать в государственных учебных заведениях факультативные курсы. Какую окончательную редакцию примет этот закон, станет ясно в 2007 году.

Тем не менее отношения церкви и государства в Армении оцениваются как весьма достойные. Об этом свидетельствует, в частности, то, что в 2006 году Международный фонд единства православных народов удостоил президента страны Роберта Кочаряна высокой награды. В связи с этим президент Фонда профессор В. Алексеев отметил, что в последние годы Армения показала, как должны созидаться отношения церкви и государства в новом политическом положении, в условиях распространенности нации, когда в разных странах мира, в том числе США, армянская диаспора в несколько раз превышает население РА.

Церковь и потребность общества

Как мы уже отмечали, основная часть населения считает себя последователями ААЦ. Это не всегда проявляется лишь воцерковленностью и верностью церковным традициям. ААЦ благодаря своей важной исторической роли в жизни народа стала своеобразным символом национальной самобытности. Возможно, это является причиной того, что ожидания общества в данной сфере не ограничиваются лишь духовно-религиозными нуждами.

Например, больший резонанс (не только среди последователей ААЦ) получают церковные события, которые наряду с религиозным характером имеют и национально-политическое значение. Среди подобных следует отметить визит Его Святейшества Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян в Турцию 20—27 июня 2006 года. Его Святейшество с достаточно представительной делегацией отправился в Стамбул по приглашению Вселенского Патриарха Костантинопольского Варфоломея I и Армянского Патриарха Константинополя архиепископа Месропа Мутафяна.

20—21 июня Католикос всех армян был гостем Вселенского Патриарха. Этот визит был ответным визиту Патриарха Варфоломея I в Армению в 2001 году по случаю празднеств 1700-летия провозглашения христианства государственной религией в Армении. После длительной беседы оба духовных лидера посетили остров Хейпели, где Его Святейшество вознес молитву для открытия находящейся там семинарии Вселенского Патриархата, отметив, что ААЦ всегда готова помочь своим церквам-сестрам во всех трудностях.

Последующие дни Первосветительского визита Армянский Католикос провел в армянской общине. Следует отметить, что в Турции находится один из иерархических престолов ААЦ — Армянский Патриархат, основанный еще в 1461 году; сплотившись вокруг него, и живет армянская община. Хотя визит не был официальным, однако Армянский Католикос 23 июня встретился с губернатором Стамбула Муаммаром Гюлером.

В рамках межцерковных и межрелигиозных отношений, которые ААЦ активно развивает на локальном, региональном и международном уровнях, 4—5 июля в Москве состоялась очередная встреча религиозных лидеров мира. Прогнозы о возможной в ее рамках личной встрече Католикоса Гарегина II и духовного лидера мусульман Кавказа Шейх уль ислама Аллахшукюра Паша Заде не оправдались. Цели подобных встреч, ранее регулярно проходивших при посредничестве Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси, заключаются в поддержке духовных лидеров Армении и Азербайджана в деле создания атмосферы взаимного доверия между армянским и азербайджанским народами для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В отношениях между ААЦ и лидерами ислама весьма значимым стал официальный визит в Армению делегации, возглавляемой Главным шейхом Арабской Республики Сирии Ахмадом Бадр Ал-Дин Хассуном, которая посетила РА по приглашению Его Святейшества. Цель визита — межрелигиозный диалог и развитие дальнейшего сотрудничества.

В соответствии с этим в конце года правительство республики приняло решение предоставить ААЦ земельный участок для создания мемориала в знак дружбы между армянским и арабским народами.

2006 год был богат также иными межцерковными событиями. 26—30 января в Первопрестольном Св. Эчмиадзине произошла вторая встреча в рамках богословского диалога между Католической и Древними Восточными Православными церквами, на которой присутствовали представители Католической, Армянской, Коптской, Ассирийской, Индийской Малабарской церквей во главе с президентом Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером и митрополитом Дамиетским Амба Бишоем (Коптская церковь).

13—24 февраля делегация Св. Эчмиадзина (14 чел.) приняла участие в работе IX Ассамблеи Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Порту-Алегри (Бразилия). ААЦ — член этой организации с 1962 года, и сотрудничество между ними развивается плодотворно. Однако впервые представитель Св. Эчмиадзина, епископ Виген Айказян (ныне секретарь Совета национальных церквей США) избран в руководящий орган ВСЦ. Но еще до того, в 1996 году, при инициативе ААЦ и ВСЦ в Армении был основан "круглый стол", цель которого — внедрение социальных, образовательных и экуменистических проектов. Сегодня эта организация реализует программы развития, действуя как Межцерковный благотворительный фонд при участии Армянской Католической и Евангелистской церквей, а также при сотрудничестве с епархиями ААЦ и общественными организациями.

 В сфере социального служения ААЦ плодотворно сотрудничает с международной организацией "Хабитат фор Хьюмэнити". Согласно соглашению, подписанному 20 апреля 2006 года, начата программа "Католикос Гарегин II — будем строить с верой" по возведению жилых домов для необеспеченных семей. В ближайшие три года при непосредственной поддержке ААЦ в регионах Армении будет построено более 100 таких домов, в 2006-м уже сдано в эксплуатацию 37.

25—29 мая Армению посетил глава Финляндской Православной Церкви, Архиепископ Карелии и всей Финляндии Лео. Возглавляемая им делегация и Католикос всех армян встретились с президентом РА, приняли участие в торжествах по случаю Дня Первой Республики Армении.

В центре внимания общественности остается вопрос о статусе Грузинской епархии ААЦ и о возврате епархии шести армянских церквей. Но в этом плане 2006 год не принес желаемых результатов, хотя 17 января этот вопрос вновь был поднят на встрече Его Святейшества Гарегина II и министра иностранных дел Грузии Г. Бежуашвили, в ходе которой были даны заверения в ускорении решения проблемы. А 6 февраля Синод Грузинской Православной Церкви на территории Армении провозгласил новую Ташир-Агаракскую епархию под духовной юрисдикцией епископа Дманисской епархии в Грузии. Этот шаг вызвал недоумение ААЦ, однако отнюдь не от того, что она выступает против существования в Армении епархиальной структуры Грузинской или какой-либо иной традиционной церкви. Седьмого марта в Святом Эчмиадзине было созвано заседание Верховного духовного совета (ВДС), где был заслушан доклад главы Армянской епархии в Грузии епископа Вазгена Мирзаханяна. В этой связи ВДС выразил недоумение. На заседании, в частности, отмечалось, что Грузинской Православной Церкви из приличия прежде всего следовало сообщить Первопрестольному Св. Эчмиадзину о провозглашении епархии в северном регионе Республики Армении. Второй причиной недоумения послужило то, что Синод Грузинской Церкви провозгласил епархию на территории, где Грузинская Церковь не имеет паствы, и это тогда, когда в Грузии игнорируют права сотен тысяч верующих армян в связи с отказом в возвращении армянских церквей и придании соответствующего юридического статуса Армянской епархии. В разных публикациях неоднократно отмечалось, что в данном регионе Армении проживает не более 60 грузин (в нескольких деревнях). Ныне в Ереване под юрисдикцией Грузинского патриархата действует одна православная церковь, которая Католикосом всех армян была предоставлена несколько лет назад патриархату для окормления малочисленной грузинской общины.

Что касается внутрицерковной жизни Первопрестольного Св. Эчмиадзина, то продолжается процесс реформирования церковных структур. В марте был рассмотрен поднятый еще много лет назад вопрос о реорганизации армянских церковных структур Франции в одну епархию. Действующие в Париже, Лионе, Марселе и в других ее регионах около 25 церквей и культурных обществ провозглашенной 10 декабря в Париже патриаршей энцикликой были объединены в единую епархию с единым уставом.

ААЦ также продолжает осуществлять свою миссию в сферах духовного образования и христианского воспитания, храмостроительства, в социальной службе, заполняя пробелы, образовавшиеся в тяжелые годы атеизма и богоборчества. В 2006 году рукоположено 35 священнослужителей, 5 епископов, возведено и освящено 3 церкви, началось строительство 6 новых церквей, частичная или полная реставрация нескольких древних монастырей, открыто несколько новых центров молодежи и социальных центров.

Иные религиозные организации

 Основную часть зарегистрированных в Армении религиозных организаций составляют протестантские деноминации, к которым также относятся упомянутые нами выше зарегистрированные в 2006 году шесть организаций (в основном харизматы).

Издавна действует Армянская Евангелистская Церковь (зарегистрирована в 1994 г.), отметившая свое 160-летие. Число последователей Евангелистской Церкви неизвестно, однако ныне в республике она имеет 40 общин, для подготовки пасторов открыла Евангелистское богословское высшее учебное заведение, при ней также создан образовательный комплекс для детей от трех до шести лет и для более старших. В 2006 году эта организация приобрела в центре Еревана большое здание (в нем прежде размещалось посольство США), где будет действовать Армянское евангелистское сообщество Америки.

Деятельность других религиозных организаций менее заметна. К тому же общественность относится к ним неоднозначно. Существуют мнения, что благотворительные программы подобных структур носят прозелитский характер, что, кстати, запрещено законом.

Именно в этом духе и восприняла армянская пресса визит в республику американского бизнесмена Джона Хантсмана, президента корпорации "Хантсман", который намерен внести 50 млн долл. для открытия онкологической клиники в РА. Однако в СМИ появилось немало публикаций, которые связывают с этим бизнесменом распространение в Армении мормонов.

Причиной для появления подобной информации и комментариев к ней стало то, что за последние 15 лет в республику хлынул большой поток различных религиозных организаций, прикрывающихся благотворительными миссиями. Кроме того, в стране есть немало общественных, в том числе незарегистрированных организаций, незаконно осуществляющих религиозную деятельность.

О том, что религиозная жизнь РА нуждается в еще более глубоком изучении и регулировании, свидетельствуют также государственные служащие, ответственные за эту сферу. В связи с этим проводящееся в Национальной академии наук исследование о религиозных организациях страны будет полезной информацией для понимания происходящих процессов и анализа положения в рассматриваемой области.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL