РЕЛИГИЯ

Яков ТРОФИМОВ


Яков Трофимов, кандидат философских наук, профессор Карагандинского института актуального образования "Болашак" (Караганда, Казахстан)


По состоянию на 1 января 2006 года в республике действовало свыше 5 тыс. общин, принадлежащих к 62 конфессиям (из них примерно 3 500 — мусульманские и около 1 500 — общины других конфессий). При этом, по подсчетам автора этих строк, мусульмане составля­ют около 70% верующих, православные — 28%, католики — 1%, протестанты — около 1%, другие — менее 0,1%. По своему составу большинство общин многонациональны, хотя есть и мононациональные (ка­захские, еврейские, чеченские, уйгурские, дунганские, азербайд­жанские, армянская, украинская, корейская и др.).

Однако необходимо отметить, что оценки религиозной ситуации в республике неоднозначны. Так, государственные органы полагают, что в РК присутствуют 46 конфессий и деноминаций, охватывающие около 3,8 тыс. общин, а некоторые эксперты считают, что действует более 6 000 общин. Проблема заключается в том, что достоверный мониторинг религиозной ситуации до сих пор не налажен. В связи с этим в оценке религиозной ситуации автор основывается на результатах бесед с религиозным духовенством и верующими, а также на анализе религиозных периодических изданий.

Ведущей религией многонационального и поликонфессионального Казахстана является ислам. Среди его течений, распространенных в республике, можно выделить следующие: суннизм (ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов, движения "Хизб ут-Тахрир" и "Таблиги Джамаат"), шиизм и суфизм трех направлений. Есть и немногочисленные оккультно-мистические секты типа "Ата жолы" ("Путь предков"), а также три общины "Ахмадие".

Ведущее течение — суннизм ханафитского мазхаба, большинство общин которого входят в Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМКаз), возглавляемое Верховным муфтием Абсаттар-Хаджи Дербисалиевым (доктор филологических наук, теологического образования не имеет). По данным ДУМКаз, действуют около 1 800 мечетей. Но Духовное управление учитывает только мечети, зарегистрированные в органах юстиции и в самом ДУМКаз. Численность же незарегистрированных, по мнению автора, в полтора-два раза превышает количество зарегистрированных. Несколько десятков зарегистрированных суннитских мечетей ханафитского мазхаба не желают входить в ДУМКаз.

На развитие ислама в республике оказывают влияние мусульманские государства Персидского залива, Египет, Турция, Пакистан и Иран. Многие мечети построены благодаря финансовой помощи арабских государств. К тому же за счет Египта построен Университет исламской культуры "Нур-Мубарак". В марте его попечительский совет рассмотрел вопрос о строительстве новых учебных корпусов и общежитий для студентов. Подготовка имамов по линии ДУМКаз организована как в данном вузе, так и в духовных учебных заведениях Египта и Турции. В Алматы работают курсы по повышению квалификации имамов. Имеется три медресе. При многих мечетях созданы бесплатные курсы по изучению арабского языка и основ ислама, где большинство преподавателей, как правило, — граждане Турции.

Вместе с тем некоторые студенты, не ставя в известность ДУМКаз, получают духовное образование в Пакистане, Иране и в других исламских государствах, где им к тому же выплачивают стипендию.

В республике широко распространены и различные христианские конфессии, охватывающие около 30% верующих. С середины ХIХ века христианство в Казахстане представлено всеми тремя его основными направлениями: православием, католицизмом и протестантизмом (в виде его различных деноминаций).

Как мы уже отмечали, православие в РК является вторым по численности верующих религиозным направлением. На 1 января Русская Православная Церковь имела на территории республики 237 приходов и 8 монастырей. По решению Священного Синода Русской Православной Церкви с мая 2003 года в РК действует Митрополичий округ с центром в Астане, в состав которого вошли Астанайская и Алматинская, Уральская и Гурьевская, Шымкентская и Акмолинская епархии. Округ возглавляет митрополит Мефодий (Николай Федорович Немцов). В Алматы действует семинария, где готовят священнослужителей, а в Караганде — филиал Свято-Тихоновского института (Россия). При большинстве церквей созданы воскресные школы для детей и взрослых.

В республике ныне функционирует 90 католических общин и 160 групп посещения, в которых работают 2 архиепископа (один — в должности митрополита), 2 епископа и свыше 60 священников, среди них есть поляки, итальянцы, немцы, американцы, кореец и швейцарец. У многих священнослужителей нет казахстанского гражданства. Кроме того, насчитывается свыше 15 монашеских конгрегаций. Римско-Католическую Церковь в РК возглавляет архиепископ (митрополит) Томаш Пэта, получивший гражданство Казахстана. Новые храмы строят при материальной помощи католических церквей Германии, Франции и Польши. В Караганде действует Епархиальная высшая духовная семинария "Мария — Матерь Церкви". Кроме того, некоторые казахстанцы обучаются в духовных семинариях России, Италии, Польши и Австрии.

В настоящее время в республике зарегистрировано четыре общины Украинской Греко-Католической Церкви: в Астане, Павлодаре, Сатпаеве и Караганде. Имеется и несколько малочисленных общин в близлежащих к этим городам селах, а также в Джезказгане. В Караганде функционирует греко-католический монастырь — Служебницы Непорочной Девы Марии.

Что касается протестантских объединений, то сегодня их в республике насчитывается уже свыше 1 000, к тому же самых различных направлений. Стабильно функционирует объединение евангельских христиан-баптистов (примерно 300 общин и групп). Несмотря на постоянную эмиграцию верующих в Германию и Россию, их численность сохраняется на уровне 12 500 чел. В Алматы и Щучинске для подготовки служителей церкви созданы Библейские институты, в которых есть три факультета: пастырский, преподавателей воскресных школ и миссионерский. Преподавателями этих вузов являются как республиканские проповедники, так и зарубежные. Восстанавливает свои позиции Совет церквей евангельских христиан-баптистов, правда под новым названием — "Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов". В 2006 году он охватывал уже 22 общины, некоторые из них довольно многочисленные.

До 56 увеличилось число пятидесятнических объединений, главным образом за счет новообразований типа объединения "Сун Бок Ым" и "Ассамблеи Бога". Демонстрируют стабильный рост Свидетели Иеговы, у них уже 131 община. Сегодня они имеют 24 Зала Царства (здание для проведения богослужений), хотя в 1989 году не было ни одного. В Новоапостольской церкви насчитывается 60 общин.

Вместе с тем численность некоторых религиозных объединений снижается. Так, сократилось до 29 количество объединений в Лютеранской церкви (в 1989 г. их было 171). Практически приостановлена деятельность миссии "Синода Миссури" (США). Действует духовная семинария в Астане. У меннонитов осталась лишь одна церковь и три группы посещения. Но они по-прежнему проводят активную духовную работу, что во многом связано с благотворительным комитетом "Аквилла", созданным совместными усилиями меннонитов и баптистов Казахстана и Германии. Комитет организовал регулярную доставку посылок из Германии в Карагандинскую, Павлодарскую, Акмолин­скую, Костанайскую, Омскую области и на Алтай. Второе направление деятельности "Аквиллы" — поддержка евангелизационной работы. В настоящее время материальную помощь "Аквиллы" получает около 160 служителей общин Казахстана и Сибири.

У Адвентистов седьмого дня снизилась численность общин до 62. Кадры церковнослужителей готовят в Алматы — на заочном отделении Заокской духовной академии (Россия). Однако это снижение компенсируется за счет появления в Казахстане таких конфессий, как Методисты (действуют 8 их небольших общин, из них 3 — в Алматы), "Те Синг", христианский методистский центр "Шарон". Ранее самостоятельно действовавшая община "Чонг Донг" вошла в состав церкви "Ата". Возникновение методистских церквей вызвано деятельностью проповедников как Корейской методистской церкви (Чанг Сап Сон, Тэ Хонг Юн, преподобный Ин Ги Ли), так и Российской объединенной методистской церкви (РОМЦ). Численность верующих всех общин — около 1 000 чел. Территория Казахстана входит в Восточную конференцию РОМЦ.

Возникло и пресвитерианство различных направлений: Церковь Благодать, Миссия Грейс, Миссия Косин, Миссия Эммануил и т.д. (183 общины). Усилиями пресвитерианских религиозных объединений создан ряд учебных духовных заведений: Алматинская пресвитерианская духовная академия, Казахстанская евангельская христианская семинария, Казахстанская духовная пресвитерианская семинария, Библейский институт "Жарык", Казахстанская евангельская христианская семинария, семинария "И. Навин", семинария "Свет" и др.

Среди пресвитерианских общин, активно опирающихся на учение о дарах Святого Духа, к наиболее крупным относятся евангельские общины "Грейс-Благодать", созданные в Казахстане в 1990—2005 годах. Религиозный центр расположен в США, в штате Калифорния, а филиалы — по всему миру. Самые большие объединения на территории СНГ функционируют в России и в Украине.

За последние 10 лет в республике появилось свыше 259 протестантских харизматических объединений — свыше 30 наименований. Из них можно выделить церковь "Новая жизнь", имеющую на начало года уже 52 общины, и миссию "Агапе" (45 общин). Алматинская община "Новой жизни" насчитывает около 2 500 чел. в 7 филиалах: базовый, русский, казахский (около 300 человек), уйгурский (около 100 чел.), 50+, молодежный, "Торговец". Церковь имеет здание с залом на 1 150 посадочных мест, строит зал для воскресной школы и новое здание церкви в Алматы.

В церкви функционирует более 50 отделов, в работе которых участвует основная часть верующих. Библейский Центр "Новая Жизнь" включает в себя множество служений и отделов, которые с каждым днем становятся все больше и многогранней, основывая новые подотделы и вспомогательные служения. В этом Центре нет ограничений в развитии и формировании служений. Община организовала Библейский колледж. За 1992—2005 годы в нем обучалось свыше 3 000 чел. из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, России, Украины, Грузии и стран Африки. В Алматы выходит в свет еженедельная электронная газета "Новая жизнь", функцио­нирует религиозный некоммерческий духовно-просветительный телеканал CNL, который подает закрытый сигнал на спутник с точкой приземления в Израиле. Предположительно, вещанием охвачена 37-миллионная аудитория в 74 странах. Это первый христианский спутниковый телеканал на русском языке. Возглавляет "Новую жизнь" пастор М.А. Максимов.

Из мировых религий в республике представлен и буддизм: одна община Вон-Буддизма и три общины Тибетско-Буддийского центра.

Усиливаются в республике позиции иудаизма. Действует Центр Хабад Любавич и 25 еврейских общин. За последние годы построены синагоги в Алматы, Павлодаре, Астане, планируется их строительство и в других областных центрах.

Продолжает развиваться Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). Она имеет уже 6 общин, хотя первая появилась в Алматы лишь в 2000 году.

Из нетрадиционных религий действуют Вера Бахаи — 23 общины, Общество сознания Кришны — 9, Вайшнавы — 6, Трансцендентальная наука — 2, Церковь объединения (Церковь Муна) — 3, Церковь саентологии — 5. По одной общине имеют Белое братство, Церковь Последнего Завета, Церковь Христианской науки, Церковь Сатаны.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что в республике строят не только мечети и христианские церкви, но и синагоги, возведен буддийский храм. Несмотря на все сложности трансформации общества в процессе становления независимого демократического Казахстана, в республике не было серьезных конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве, хотя проблемы регулярно возникали.

Выступая на открытии совещания ОБСЕ "Межкультурное, межрелигиозное и межэтническое понимание" (Алматы, 12—13 июня), президент республики Н. Назарбаев отметил: "В Казахстане проживает более 130 национальностей, принадлежащих к 46 конфессиям. Именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана, который продолжает удивлять мир. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем… Для многовековой культуры казахского народа толерантность является поведенческой нормой, совершенно естественным жизненным принципом людей. Именно поэтому все, кто родился в Казахстане, считают его своей Родиной"1.

В стране создан такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народов Казахстана, где представлены многочисленные национальные культурные центры различных этносов РК и руководители крупнейших религиозных объединений. Вопросы межконфессиональных отношений регулярно обсуждаются на заседаниях Ассамблеи народов Казахстана и Малых ассамблей в областях. С 2004 года в работе Республиканской ассамблеи наряду с духовенством ислама и православия принимают участие и представители протестантизма. Лейтмотив XII сессии Ассамблеи народов Казахстана (24 октября) — "Межэтническое и межконфессиональное согласие — главное условие динамичного развития Казахстана и вхождения его в число наиболее конкурентоспособных стран мира". Глубоко символично и то, что эта сессия проходила во Дворце Мира и Согласия.

Весомым подтверждением межконфессионального и межнационального согласия в республике стал проведенный 12—13 сентября в Астане II съезд лидеров мировых и традиционных религий. Если в 2003 году на I съезде присутствовали 17 конфессиональных делегаций, то на II — 29, а также известные политические деятели современности: первый вице-президент Европейского парламента А.В.-К. Рока, заместитель Генерального секретаря ООН С. Орджоникидзе, сенатор парламента Франции Э. де Монтескью, Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура, экс-премьер-министр Королевства Малайзия М. Мохаммад. Широко были представлены ислам (здесь несомненные лидеры — глава Всемирной исламской лиги шейх Абдалла Бен Абдель Мухсин ат-Турки и Верховный имам университета Аль-Азхар шейх Мухаммад Сайд Тантауи), а также христианство (Московский и Константинопольский патриархаты, Католическая Церковь, Англиканская Церковь и Всемирная федерация лютеран). Иудаизм представлял Главный ашкеназский раввин Израиля Иона Мецгер и Главный Сефардский раввин Израиля Шломо Амар. Многочисленными были также буддийская и индуистская делегации. Кроме того, в работе съезда участвовали представители даосизма и синтоизма.

Основная тема съезда формулировалась как "Религия, общество и международная безопасность" в разрезе двух специальных блоков: 1. Свобода вероисповедания и уважение последователей других религий; 2. Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности. (Характерно, что оба съезда проходили под председательством президента Казахстана Н. Назарбаева.)

Участники съезда и журналисты отметили его успех и большое значение как в мировом масштабе, так и для республики. Была принята Декларация, в которой подчеркнута весьма существенная роль религии в установлении "культуры мира". Кроме того, в этом документе религиозные лидеры заявили о "своей решимости предпринять совместные усилия для преодоления предрассудков, игнорирования и превратного толкования других религиозных традиций, акцентируя особое внимание на том, что объединяет религии, а не на том, что их разделяет". Вместе с тем они отвергают "все ложные измышления и стереотипы об агрессивной сущности религий, а также попытки связать какую-либо конфессию с террором"2.

Съезд принял решение созывать форум лидеров мировых и традиционных религий на постоянной основе и провести III съезд в 2009 году. По инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева под эгидой съезда создан Международный центр культур и религий, который будет реализовывать образовательные, научно-исследовательские и гуманитарные проекты, а также исследовать потенциально конфликтные аспекты религиозной ситуации в мире. В целом же съезд внес весомый вклад в укрепление взаимопонимания мировых культур, религий и этнических групп, представляющих собой базовые компоненты мировых цивилизаций.

Вместе с тем следует отметить, что в 2006 году в республике, как и ранее, фиксировались и негативные факторы, в том числе деятельность таких религиозных экстремистских и террористических организаций, как "Салафийя", "Хизб ут-Тахрир", "Джамаат Таблиги", "Исламский джихад", Исламское движение Узбекистана, "Жамаат моджахедов Центральной Азии" и др. Это обусловливало активизацию работы правоохранительных органов по пресечению экстремистских и террористических вылазок структур, находящихся в центре внимания руководства страны, по преодолению религиозного экстремизма.

Так, Жамбылский областной суд приговорил к различным срокам заключения террористическую группировку (16 чел.), задержанную в 2005 году, а ее лидера Ж. Биймурзаева — к 25 годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии строгого режима. Остальные члены группы получили от 7 до 25 лет — за участие в террористической деятельности, совершение терактов, умышленные убийства и по другим статьям Уголовного кодекса РК. Это уголовное дело расследовали правоохранительные органы шести государств: Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана.

Комитет национальной безопасности республики регулярно проводил операции по пресечению деятельности запрещенной в РК религиозно-экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир". На пресс-конференции, состоявшейся 22 декабря, официальный представитель КНБ К. Бекназаров отметил: "Во время обысков изъяты компьютеры, свыше 25 000 листовок, около 700 экземпляров религиозно-экстремистской литературы, а также современное типографское оборудование". Озабочена увеличением сторонников "Хизб ут-Тахрир" и партия власти "Отан" ("Отчизна"). К тому же Интерфакс Казахстана сообщил: "Здесь положение далеко не благополучно. Еще несколько лет назад у нас были только десятки их (экстремистских организаций. — Интерфакс) сторонников, а сегодня уже отбывающих наказание — сотни, а, по имеющимся данным, на специальном учете числится более тысячи последователей", — заявил и.о. председателя партии "Отан", выступая в пятницу в Астане на Х внеочередном съезде партии"3.

В марте решением Южно-Казахстанского специализированного межрайонного экономического суда Общественный фонд "Отделение общественной благотворительной организации "Общественные социальные реформы" ("Джамият аль-Ислахаль-Иджтимаи") был признан террористической организацией и ликвидирован. А в ноябре суд Астаны признал "Аум Синрекё" и "Организацию освобождения Восточного Туркестана" террористическими структурами и запретил их деятельность на территории республики.

Следует подчеркнуть, что при этом государство считает приоритетными меры, направленные на предупреждение экстреми­стской деятельности, на раскрытие истинных духовных ценностей религий, призывающих к любви, согласию и примирению, а также на пропаганду положения о несовместимости религиозного экстремизма с истинным пониманием религии. На этом направлении государственные органы сотрудничают с общественными, религиозны­ми и другими организациями, а также с отдельными гражданами.

Тем не менее в 2006 году сохранялись и противоречия в государственно-конфессиональных отношениях. Здесь следует выделить несколько моментов.

Во-первых, требование Кодекса об административных правонарушениях относительно обязательной регистрации религиозных структур, как и аналогичное положение закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", противоречат "Рекомендациям по анализу законодательства о религии или вероисповедании", одобренным Парламентской ассамблеей ОБСЕ (Эдинбург, 5—9 июля 2004 г.). В пункте F-1 данных рекомендаций утверждается:

"— Регистрация религиозных организаций сама по себе не должна быть обязательной…

— Частным лицам и группам лиц должно предоставляться право исповедовать свою религию без регистрации, если они этого хотят"4.

В 2006 году неоднократно штрафовали членов Международного союза церквей ЕХБ за деятельность их общин без регистрации. Так, в г. Зыряновске Восточно-Казахстанской области с формулировкой "за участие и проведение богослужений не зарегистрированного в установленном порядке религиозного объединения" в июне были оштрафованы Е.Д. Прокопенко и П.Г. Шевель. В октябре аналогичные обвинения были предъявлены А.М. Трифанову и Д.А. Исаеву (г. Уральск), в ноябре — П.Я. Зименсу (г. Щучинск Акмолинской области).

Во-вторых, требование об обязательном лицензировании деятельности духовных учебных заведений в Министерстве образования и науки является некорректным. Оно введено в мае постановлением кабинета министров. По мнению автора этих строк, в светском государстве министерство не может управлять духовным образованием. Каждая конфессия устанавливает свои стандарты религиозной образовательной деятельности и, естественно, что в своем духовном учебном заведении она будет выдавать свои дипломы, а не дипломы государственного образца. В связи с этим автор полагает, что совершенно неправомерно в Шымкенте закрыли Христианский институт "Елим", Христианскую духовную семинарию "Юго-Запад" и Исламский духовный университет "Аль-Карим". Их обвинили в том, что у них не было государственной лицензии на образовательную деятельность, и в том, что они не выдавали дипломы государственного образца.

В-третьих, нельзя не отметить земельные конфликты между местными органами власти и религиозными объединениями. Так, Портал-Credo.Ru сообщает: "Аким Сарыагашского района Южно-Казахстанской области отобрал землю у священника Свято-Никольского собора и построил на ней дом… Против бывшего акима Сарыагашского района возбуждено уголовное дело по статье 307, ч. 2, УК РК. Экс-руководитель обвиняется в злоупотреблении полномочиями. Однако землю вернуть в собственность собора, скорее всего, не удастся"5. Кроме того, в сообщении отмечается, что местные органы власти ищут способы предоставить церкви равнозначный земельный участок в этом районе.

Более сложная проблема возникла в Карасайском районе Алматинской области с дачными участками членов религиозного объединения "Общества сознания Кришны" (РО ОСК) и с земельными участками их сельскохозяйственной общины, существующей с 1999 года. Последняя представляет собой три отдельных участка земли общей площадью 47,7 га (116 акров). Два из них — обрабатываемые поля, на третьем находятся дом фермера, коровник и хозяйственные постройки. Дом фермера к тому же является юридическим адресом Областного отделения Общества сознания Кришны, там же находится его офис.

В 2006 году местные органы власти начали подавать в суд иски на членов общины "за нецелевое использование дачных участков и отсутствие правовых документов на землю и строения", в которых обвиняли дачников в незаконном строительстве и использование дома "под общежитие РО ОСК". И членам РО ОСК не удалось выиграть ни одного иска ни в районном, ни в областном суде. На основе решений суда 25 апреля власти района предприняли попытку снести дачные дома пятерых членов этого религиозного объединения, однако из-за присутствия СМИ и представителей правозащитных организаций были вынуждены отказаться от своего намерения. Но уже 21 ноября по указанию районных властей были снесены 13 домов на дачных участках членов РО ОСК, что, кстати, резко осудило посольство США в Казахстане.

Государственные органы утверждают, что решался чисто хозяйственный спор между дачниками и местными органами власти, а снос домов был основан на решениях суда. Однако у Международной Хельсинкской федерации по правам человека есть иное мнение: "…данный вопрос, по всей очевидности, имеет отношение не столько к правам собственности, сколько к праву жителей Казахстана свободно исповедовать свою религию. Об этом, в частности, свидетельствуют дискриминационные заявления местных властей против Общества, незаконные действия и судебные тяжбы, не отвечающие международным стандартам правосудия"6. И все же местные органы власти не прекращают судебные тяжбы против членов РО ОСК. Автор полагает, что подобные действия противоречат программе правительства о легализации имущества, которая реализуется в республике.

Таковы некоторые аспекты развития религиозной ситуации в Казахстане в 2006 году. Необходимо также отметить, что в республике активно обсуждается вопрос о внесении изменения и дополнений в закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", который был принят еще в 1992 году. Автор надеется, что эти поправки будут способствовать демократизации государственно-конфессиональных отношений.

В январе в республике учрежден новый орган, призванный контролировать отношения в этой сфере, — Комитет по делам религий Министерства юстиции. Он будет организовывать религиоведческую экспертизу уставов вновь создаваемых религиозных объединений, поступающей в республику религиозной литературы, осуществлять мониторинг религиозной ситуации. Комитет имеет свои подразделения в областях. Важный аспект его деятельности — постоянный контакт с руководителями республиканских религиозных объединений.

При этом в качестве консультативно-совещательного органа сохранился Совет по связям с религиозными объединениями при правительстве РК. В его состав входят чиновники, ученые, митрополит Русской Православной Церкви и Верховный муфтий, Председатель Духовного управления мусульман Казахстана. Его работа позволила улучшить мониторинг религиозной ситуации в стране. А деятельность Советов по связям с религиозными объединениями в областных, городских и районных акиматах помогает более оперативно решать вопросы отношений религиозных объединений с органами власти и межконфессиональные проблемы на местах.

В стране созданы равные и благоприятные условия для реализации всеми конфессиями своих функций, государство относится к религиозным объединениям, исходя из принципа признания мировоззренческого плюрализма, при этом защищает интересы не только верующей части общества, но и атеистов.

Мир и согласие в обществе — хрупкая ценность, о сохранении которой необходимо заботиться постоянно. В связи с этим государственные органы и неправительственные организации республики стремятся укреплять толерантность и согласие в межконфессиональной и межнациональной сфере, не допускать распространения религиозного экстремизма. Не случайно в Программе "Казахстан — 2030" подчеркивается необходимость укреплять взаимоуважение, терпимость и доверительные отношения между различными конфессиями.


1 Нурпеисова Г. Толерантность как фактор мира // Казахстанская правда, 13 июня 2006. к тексту
2 Декларация II съезда лидеров мировых и традиционных религий [http://www.religionscongress.org/congress/declaration_ru.cfm], 17 сентября 2006. к тексту
3 Интерфакс [http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=15761. 22.12.2006]. к тексту
4 Рекомендации по анализу законодательства о религии или вероисповедании. ОБСЕ/БДИПЧ, 2005. С. 20. к тексту
5 См.: [http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=45723], 29 июля 2006. к тексту
6 Открытое письмо Международной Хельсинкской федерации по правам человека всем делегациям ОБСЕ о судебных тяжбах против Общества сознания Кришны в Казахстане. Вена, 1 февраля 2007 [http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=51496], 5 февраля 2007. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
  •  Школа танго  Танго-клуб. Коллекции и проекты. tangoformacion.ru
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL