РЕЛИГИЯ

Баходыр ЭРГАШЕВ


Баходыр Эргашев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой общественно-гуманитарных наук Университета мировой экономики и дипломатии (Ташкент, Узбекистан)


Безусловно, первым значимым событием в религиозной жизни 2006 года и показателем межконфессионального согласия стало празднование Нового года. В поздравлении главы государства по этому поводу, 2006-й, объявленный как общереспубликанский Год благотворительства и медицинских работников, декларировался как год "укрепления мира и стабильности в стране, спокойствия в каждой семье, сохранения чуткости и бдительности в условиях нынешней сложной обстановки в регионе и во всем мире"1. Следует отметить, что 1 января в стране функционировало 2 186 религиозных организаций. При этом ислам представлен в основном суннизмом, христианство — такими крупными организациями, как Русская Православная Церковь, Римско-католическая Церковь, "Христианская Церковь полного Евангелия" и др.

Рождественское богослужение, в котором участвовало более 20 тыс. человек, прошло 7 января в 30 церквах и трех монастырях республики (в Ташкенте и Дустабаде — женские, в Чирчике — мужской). Основная церемония, возглавляемая митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром, состоялась в столичном Свято-Успенском кафедральном соборе. До 15 января в соборе проходили и Рождественские елки, ставшие самыми многочисленными за всю историю Узбекистана, на 27 представлениях присутствовало около 6 тыс. детей. Подобные представления были организованы также в Святотроице-Никольском женском монастыре, в Храме Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и во многих других приходах митрополии. За девять дней на организованных епархией Новогодних елках побывали и получили подарки свыше 50 тыс. детей из семей христианских и других конфессий. Малыши имели возможность декламировать стихи, петь и исполнять колядки в дар родившемуся Младенцу Христу, посмотреть выступление артистов и т.п.

Священный мусульманский праздник Курбан-хаит отмечался в Узбекистане, как и во всем исламском мире, 10 января. (Эта знаменательная религиозная дата объявлена президентом нерабочим днем в стране еще в июне 1991 г.). В этот день во всех мечетях, как и ранее, практически без эксцессов, проходили молитвы. В послании верующим председатель Духовного управления мусульман Узбекистана Абдурашид Бахрамов отмечал: "Наши паломники, как и все другие их братья по вере, 8 числа месяца Зул-хижжа надели одеяние "ихрам" и направились из Мекки в долину Мина, где проведут первый, второй и третий дни праздника Курбан-хаит. После этого они совершат обряд обхода вокруг Каабы. Прибыв 9 числа на гору Арафат и совершая обряд стояния на ней, паломники Узбекистана направят свои молитвы и просьбы всемогущему Аллаху о мире в нашем независимом Узбекистане и мирном сосуществовании всех граждан и мусульман нашей страны". Муфтий отметил также, что "после проведения праздничного намаза мусульмане страны поедут навещать отцов и матерей, людей преклонного возраста, а также будут оказывать помощь и благотворительность сиротам, больным, малоимущим и нуждающимся людям"2.

Наступление Нового, 1427 года Хиджры пришлось на 31 января. И хотя эта дата, как и День рождения Пророка Мухаммада (в 2006 г. — 10 апреля), мусульманами не празднуется так широко, как в христианстве Рождество Христово, она символизировала единение всех конфессий.

Во всенародном масштабе в Узбекистане ежегодно отмечают общевосточный Навруз, не являющийся чисто мусульманским. В этот день во всех населенных пунктах страны национально-культурных организации проводили концерты. А в Навои, административном центре одноименной области, было торжественно открыто и новое здание Центральной мечети — самое современное в стране.

Непосредственно после праздника Навруз, 25 марта, в Бухаре, на древней улице Тутзор, 30 строителей-поляков из фирмы "Будимекс" начали возводить римско-католическую церковь Святого Апостола Андрея. Освящение и закладку камня провел Апостольский администратор Римско-католической Церкви в Узбекистане, отец-епископ Ежи Мацулевич. Завершение строительства намечено к 2008 году. В стране проживает около 4 тыс. католиков, действует 6 католических приходов, в которых есть 10 священнослужителей-францисканцев, 3 монаха и 10 монахинь.

В Ташкенте, Фергане, Андижане и других городах республики проживает около 41 тыс. евреев, действует 8 синагог и воскресные школы для детей. (Одна из образцовых еврейских школ и самая древняя в Центральной Азии синагога функционируют в Бухаре.) Событием как для еврейской диаспоры, так и для всей культурной общественности страны стало пребывание в Узбекистане (6—12 апреля) известного израильского поэта Ронни Сомека. Тогда же в Ташкенте завершилась реконструкция Большого зала Центральной синагоги страны площадью более 200 кв. м с женским залом — 50 кв. м. Следует отметить, что в 2006 году эта община активно праздновала иудейские праздники Пейсах (исход из египетского рабства около 3 300 лет назад, в 2448 г. по еврейскому календарю), Пурим (чудесное спасение евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша [Артаксеркса]) и Хануку (праздник свечей в честь чуда, произошедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до н.э.).

Во второй день светлого праздника Воскресения Христова, на вечернем богослужении в Ташкентском кафедральном соборе с участием митрополита Владимира, после вручения наград и поздравлений, была вынесена одна из величайших для всего православного мира святыня — прибывший из Иерусалима Благодатный огонь. (Он прибывает в Ташкентскую и Среднеазиатскую митрополию, на праздник Пасхи, вот уже четвертый год.) Первым свою свечу возжег митрополит, от нее Благодатный огонь был распространен ко всем прихожанам, желающим возжечь свои свечи или лампады, чтобы принести этот огонь домой, освещать им свои жилища и свои души.

Святой Пасхе Христовой были посвящены прошедшие позже в здании Духовно-административного центра Ташкента праздничные мероприятия: устные выступления, концерт, выставка расписных яиц, куличей и художественного творчества. "Благословенна земля наша, украшенная в эту пору цветущими садами, яркой, еще не запыленной листвой, согреваемая теплым, еще незнойным солнцем. И вдвойне радостно созерцать духовную весну в храмах и молитвенных домах наших, видеть столы, полные пасхальных даров, посветлевшие ваши лица, чувствовать святое умиление в сердце"3, — говорилось в Пасхальном послании митрополита.

Около 300 католиков Узбекистана провели в Ташкенте свою ежегодную встречу (с 12 по 15 мая). По этому случаю в столицу съехались верующие из Самарканда, Бухары, Ферганы, Ургенча, Навои и Ангрена, прибыл Апостольский нунций Средней Азии и Казахстана архиепископ Юзеф Весоловский. Эта встреча, шестая по счету, посвящалась первой энциклике Папы Бенедикта XVI "Бог есть любовь" и для нее была характерна соответствующая тема. По времени она была приурочена к первой годовщине епископской хиротонии отца Ежи Мацулевича, которая состоялась в Риме 14 мая 2005 года. В этой связи в зале храма Святого Антония в Ташкенте была развернута фотовыставка, запечатлевшая сам обряд рукоположения и встречи клириков из Узбекистана с Папой Бенедиктом XVI.

Большое значение для понимания процессов, происходивших в религиозной жизни Узбекистана, имели итоги рабочей поездки главы государства в Навоийскую и Бухарскую области 18—19 мая4. В Навои президент осмотрел вышеупомянутое здание Центральной мечети, а в Бухаре он говорил о внимании к увековечиванию памяти великих предков, сохранению, изучению и широкой пропаганде их духовного наследия — на примере "изучения богатого наследия Ходжи Бахауддина Накшбанда, его вклада в мировую духовную сокровищницу, а также для его эффективного использования в воспитании молодого поколения". Посещение святых мест поклонения полезно для каждого человека, — отметил в этой связи И.А. Каримов. — Именно в такие моменты ощущаешь духовное очищение. Невольно человек задумывается над прожитой жизнью, анализирует пройденный путь, приходит к убеждению, что на этом свете надо делать только добрые дела, чувствует благодарность за то, что живет на этой священной земле. (Позже, 28 июля, этот опыт стал темой обсуждения прибывших в Бухару консультантов по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания махаллинских сходов граждан5 Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской областей и столицы.)

Необходимо отметить, что опыт укрепления межконфессионального согласия Бухары — исторического центра мусульманской религии в Центральной Азии — интересовал прибывшего 2 ноября в город и встречавшегося с лидерами представленных в нем конфессий федерального министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера6. (Эта встреча проходила в рамках визита в Узбекистан.)

В двух арабских странах — Кувейте и Саудовской Аравии, соответственно 25 мая и 4 июня, — прошли презентации книги президента И.А. Каримова "Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть". Они проходили в Кувейтском национальном университете и Центре исламских исследований имени короля Фейсала в Эр-Рияде, собрав, как сообщалось, многих видных государственных, общественных и религиозных деятелей. (Отметим, что книга представляет собой ответы главы государства на вопросы корреспондентов 25 мая 2005 года — перед государственным визитом в Китайскую Народную Республику — касающиеся истоков и уроков трагедии в Андижане.)

Летом митрополит Владимир выступил с инициативой открыть в Ташкенте Музей христианства в Средней Азии. Власти выделили земельный участок (строительство здания, как было заявлено, начнется в ближайшее время). Музей будет расположен на территории Духовно-административного центра митрополии в Ташкенте. (Кстати, Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви, объединяющая 106 приходов Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана, создана 135 лет назад.)

Духовно-административный центр митрополии в Ташкенте проводил в рассматриваемый период активную просветительскую работу. Так, во второе и последнее воскресенье каждого месяца в конференц-зале Свято-Успенского собора он организовывал "Встречи с духовным наследием" — тематические доклады священнослужителей, выступления музыкально-творческих коллективов, посвященные деятельности классиков литературы и искусства. В первое и третье воскресенье каждого месяца проводилась "Галерея русской литературы в свете Христовой истины", где пропагандировалось христианское содержание творчества выдающихся поэтов и писателей не только России, но и зарубежья. Издательская служба выпускала духовно-исторический альманах "Восток Свыше", студенческий журнал Ташкентской духовной семинарии "Пятый элемент", газету епархии "Слово жизни".

В рассматриваемый период в систему религиозного обучения страны входили Ташкентский исламский институт, 10 медресе, православная и протестантская семинарии и др. В 2006/2007 учебном году в Ташкентском исламском институте обучались 124 студента, в медресе — 900, в православной семинарии — 49, в протестантской — 33.

В Ташкентской духовной семинарии 14 июня прошел торжественный акт — четвертый выпуск высшего духовного учебного заведения. Всего было семь выпускников: 5 — по дневному отделению, 2 — по сектору заочного обучения. С напутственным словом к ним и к преподавателям обратился ректор семинарии митрополит Владимир.

Необходимостью противостоять экстремизму и миссионерской деятельности объяснялось одобрение 9 июня Сенатом, верхней палатой парламента, изменений и дополнений, внесенных в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и в Кодекс республики об административной ответственности. Как сообщалось, они были направлены "на увеличение ответственности граждан за незаконное изготовление, хранение, ввоз и распространение материалов религиозного содержания, а также материалов, пропагандирующих национальную, расовую, этническую или религиозную вражду". Однако некоторые зарубежные эксперты неадекватно восприняли эти меры.

Между тем такому решению законодателей предшествовали и сопутствовали события, свидетельствовавшие об опасности экстремизма и миссионерской деятельности. Так, запрещенное во многих странах мира, в том числе в США, Исламское движение Узбекистана (ИДУ) 12 мая пригрозило расправиться с главами государств Центральной Азии. В частности, в поступившем на радиостанции Би-би-си, "Свобода", "Голос Америки" и в информационное агентство "Фергана.Ру" аудиообращении лидера ИДУ Тахира Юлдашева всех руководителей этих стран обвинили в "преследованиях, терроре и репрессиях против мусульман". В частности, отмечалось: "Моджахеды не забыли мусульман, расстрелянных во время андижанских событий 2005 года. Требуем, чтобы все режимы в регионе прекратили преследования, террор и репрессии против мусульман".

Средства массовой информации приводили многочисленные примеры продолжавшейся антиконституционной деятельности партии "Хизб ут-Тахрир" в приграничных районах страны. За "нарушения положений собственного устава" 17 мая была прекращена работа отделения христианско-протестантской церкви "Мираль" в Самаркандской области. Затем Комитет по делам религий запретил распространение искажающей суть мусульманского вероучения и его историю книги "Ислам и женщины", изданной при финансовом содействии неправительственной организации США "Винрок интернэшнл"7. В Ферганской области "за противоправную деятельность" закрыли организацию "Свидетели Иеговы".

Подтверждая вывод о необходимости усилить правовую ответственность за религиозно-экстремистскую деятельность, шейх Абдулазиз Мансур (Мансуров), один из первых авторов перевода смыслового содержания Священного Корана на узбекский язык8, в мае выступил в отечественных и зарубежных СМИ с заявлением. В нем, в частности, говорилось: "На Западе в недостаточной мере осознают угрозу экстремизма в Узбекистане… в Европе все еще недооценивают, какая серьезная угроза была предотвращена Узбекистаном в мае прошлого года". По его словам, например, течение "Акромия", обвиняемое в организации терактов в Андижане в мае 2005 года, — "продукт сращивания интересов зарубежных религиозно-экстремистских организаций и местных антиобщественно настроенных лиц"9.

Между тем делегация республики участвовала в состоявшемся в Москве Всемирном саммите религиозных лидеров. "Очень важным для нас было узнать взгляды религиозных лидеров на глобальные проблемы. Главный вывод, к которому мы пришли, — наш долг противостоять вражде на политической, национальной и религиозной почве", — отмечается в заявлении Духовного управления мусульман Узбекистана по итогам саммита10. (Кроме того, делегация страны участвовала в работе состоявшегося в преддверии Всемирного саммита заседания Президиума Межрелигиозного совета СНГ.)

В начале июля СМИ сообщили, что Восточно-Согдийская археологическая экспедиция Академий наук Украины и Узбекистана, занимаясь раскопками раннесредневекового христианского монастыря в Ургутском районе Самаркандской области, открыла эпиграфический памятник — надписи на согдийском языке (иранский язык, родственный фарси и таджикскому) с использованием арамейской графики. В горной пещере (близ монастыря) ученые также обнаружили христианские надписи на сирийском языке. Монастырь был основан не позже IX века и существовал приблизительно до XIII века. Судя по всему, в согдийскую эпоху в этих краях царила веротерпимость.

В начале августа председателем Духовного управления мусульман Узбекистана (высший пост исламской конфессии страны) избрали Усмана Алемова. Он родился в 1950 году в Самаркандской области, в 1987-м году окончил Ташкентский исламский институт, по специальности — исламовед, известный в республике богослов, автор книг по истории и теории религии. До назначения муфтием был главным имамом Самаркандской области. (Ранее занимавшего должность муфтия Абдурашида Бахрамова освободили, как сообщалось, "по состоянию здоровья".) Позже на заседании Президиума Духовного управления заместителями председателя избрали Абдулазиза Мансурова и Рихсибая Юнусова.

В преддверии Дня независимости — главного праздника страны — Общественный центр изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" провел опрос среди населения. Его цель — выявить, как граждане Узбекистана оценивают путь, пройденный республикой за 15 лет независимости, а также их отношение к ключевым политическим, правовым и социальным институтам государства. Примечательно, что, по мнению абсолютного большинства, главная причина, несущая угрозу безопасности страны и ее независимости, — терроризм и религиозный экстремизм. В то же время 90% респондентов убеждены, что существующий в настоящее время уровень обороноспособности страны позволяет надежно обеспечить ее безопасность и территориальную неприкосновенность.

Свидетельством существенных изменений в межконфессиональной жизни, по мнению многих, стало вручение 9 сентября в Ташкенте Генеральным директором ЮНЕСКО Коичиро Мацуурой президенту Исламу Каримову Золотой медали ЮНЕСКО "Боробудур". Как сообщалось, глава государства удостоился этой награды "за выдающиеся заслуги в деле укрепления дружбы и сотрудничества между народами, развития культурного и межрелигиозного диалога и поддержки культурного разнообразия". (Медаль учреждена в 1983 г., названа в честь археологического памятника Боробудур — буддийского храма, существовавшего на индонезийском острове Ява в 750-е гг. н.э.)

В середине сентября в Ташкентском исламском университете прошел заключительный этап Международной научно-практической конференции "Религия и молодежь в современных мусульманских обществах". На пленарных заседаниях обсуждались темы: "Проблемы защиты молодежи от радикально-экстремистских влияний" и "Религиозно-просветительская работа среди молодежи как главное средство воспитания религиозной толерантности". С докладами выступили ученые и общественные деятели из России, Кувейта, Узбекистана. Профессор Фахд ал-Мкрод (Кувейт), в частности, высказал мнение, что основы исламской религии необходимо преподавать молодежи исключительно в официальных высших учебных заведениях, дабы избежать ложных интерпретаций. Он также отметил, что у молодежи должно формироваться четкое представление о том, что ислам содержит в себе принципы свободы вероисповедания, право безопасности, равенства и право на жизнь.

В связи с высказываниями Папы Римского Бенедикта XVI (12 сентября в Университете Регенсбург) в отношении ислама и Пророка Мухаммада 18 сентября информационное агентство "Жахон" опубликовало сообщение, в котором, в частности, отмечалось, что "такого рода непродуманные и безответственные заявления могут не только повредить взаимопониманию между Востоком и Западом, но и создать серьезные прецеденты эскалации межрелигиозного противостояния и экстремистских выступлений во всем мире". Информационное агентство МИД страны также выразило надежду, что "Понтифик сделает все необходимое, чтобы прояснить ситуацию и исключить подобные факты впредь".

Одну из главных заповедей ислама — соблюдение поста "ураза" — с честью выполняли и мусульмане Узбекистана. Во всех мечетях страны было организовано чтение Корана — для этого приглашали специальных чтецов (кори). По сообщению муфтията, в это время 1 750 мусульман республики находились на священной земле Саудовской Аравии — в местах, связанных с деятельностью Пророка Мухаммада. После завершения священного в исламском календаре месяца Рамазан мусульмане страны отметили конец поста — праздник разговения Руза-хаит. Во всех 1 948 мечетях республики они совершили утреннюю праздничную молитву. В молитвах участвовало около 2 млн человек. В такие дни городские мечети, как правило, многолюднее сельских. Праздничные молитвы в них читают люди с высшим исламским образованием, хорошо знающие психологию работы с верующими, достаточно эрудированные, умеющие ориентироваться в проблемных вопросах исламской веры.

В начале ноября было сообщено, что житель Самарканда Шавкат Истамов переписал Коран. Книга (в ней 622 страницы), переплетенная в зеленый атлас, имеет внушительные размеры: высота — 85 см, ширина — 63 см, толщина — 9 см, а весит она 40 кг. Полный текст переписанной книги занимает 311 листов. Основной ее текст выполнен черной тушью, название, отделка листов и другие украшения — цветной тушью и акварелью. На каждой странице — 15 строк, высота букв — 18 мм.

Открывшаяся в Государственном музее истории темуридов выставка "Из сокровищницы редких рукописей" продемонстрировала научной, культурной и религиозной общественности страны более 40 произведений, имеющих отношение к Корану, хадисам, тафсиру, фикху, логике, истории, литературе, языковедению. Были представлены копия Корана Османа, выполненная на пергаменте известным каллиграфом Хабибуллой Салихом; Коран, найденный в селении Катта Лангар Кашкадарьинской области; рукописи произведений Бурханиддина ал-Маргинани "Хидоя", Имама Муслима "Сахихи Муслим", Захириддина Мухаммада Бобура "Мубаййин", Махмуда Замахшари "Ал-Кашшоф", "Муккадимат ул-адаб", Мухаммада ибн Аййуба "Тарихи ажам".

Рождество Христово инославные церкви и некоторые христианские общины праздновали 25 декабря. В этот Святой день христиане благодарили Бога "за любовь и спасение, которые Он явил миру через Своего Возлюбленного Сына". Богослужения по случаю Рождества Христова, кроме Ташкента, также прошли в других католических приходах республики — Самарканде, Фергане, Ургенче, Ангрене и Бухаре. В них приняло участие более 2 500 прихожан, в том числе граждане Узбекистана и иностранных государств, исповедующие католическую веру. Праздничные торжества возглавил епископ Ежи Мацулевич.

Утренняя праздничная молитва, посвященная Курбан-хаиту, прошла 30 декабря в 1 953 мечетях республики. Кстати, в 2006 году в паломничество отправилось около 5 тыс. местных мусульман11. А в целом за годы независимости хадж к святым местам совершили 53 тыс. узбекистанцев, Умру — около 32.

В конце года государственную регистрацию в органах юстиции имели 2 222 религиозные организации 16 конфессий (для сравнения: в 1990-м году в стране функционировали 211 религиозных организаций). Подавляющее большинство — 2 042 (92% от общего количества) составляли мусульманские организации, так как приблизительно 88% населения республики считают себя последователями ислама. В стране действовали 164 христианские организации, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, общество кришнаитов и буддийский храм.

Суть происходивших в 2006 году основных событий религиозной жизни страны можно свести к здоровым попыткам правящей элиты всемерно пропагандировать идеи просвещенного ислама, сохранить межконфессиональный мир и согласие, предотвратить угрозы религиозного экстремизма, фанатизма, фундаментализма. Власть умело лавировала между основными центрами силы в исламе, однако при этом проявляла бескомпромиссность в противодействии международному терроризму.


1 В Узбекистане уже стало традицией повсеместно проводить президентские елки для детей из малообеспеченных семей, во время которых малышам вручают подарки и проводят для них концерты с участием наиболее популярных артистов страны. к тексту
2 Глава духовенства мусульман Узбекистана поздравил соотечественников с наступлением праздника Курбан-байрам [www.regnum.ru/news/569599.html], 9 января 2006. к тексту
3 Пасхальное послание Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира [http://www.pravoslavie.uz/News/2006/news-apr2006-1.htm], 21 апреля 2006. к тексту
4 Следует добавить: позитивное воздействие на межконфессиональное согласие в стране имело и имеет также ежегодное празднование 9 мая Дня памяти и почестей. к тексту
5 Консультант по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания — должность, учрежденная во всех махаллинских, кишлачных и аульных сходах граждан Узбекистана. к тексту
6 Во встрече кроме председателя Духовного управления мусульман Узбекистана У. Алемова участвовали раввин еврейской синагоги "Кхал-Иияхуди" Арон Сиянов, священник Римско-католической церкви Войтек Кордас, протоиерей православной церкви "Архангела Божия Михаила" Дмитрий Михайлов и имам шиитской мечети "Ходжа Мир Али" Ибрахим Хабибов. к тексту
7 Можно привести и примеры иного рода: среди зарубежных организаций, активно способствовавших религиозно-просветительской деятельности, в частности среди мусульман, — Кувейтский международный благотворительный фонд, созданный в 1989 году эмиром Джабром аль-Ахмадом Джабром ас-Сабахом, а в Узбекистане действовавший с декабря 1995-го. к тексту
8 Издание в настоящее время служит основным источником по изучению местным населением основ ислама. к тексту
9 Запад недооценивает угрозу экстремизма в Узбекистане, считает теолог из Ташкента (см.: [http://www.religio.ru/news/islam/12704_print.html], 15 мая 2006). к тексту
10 [http://www.interfax.ru/r/B/sng/14.html?menu=61&id_issue=11549570], 7 июля 2006. к тексту
11 В честь Года благотворительства и медицинских работников государство оплатило валютные расходы хаджа ряду известных в стране аксакалов махаллинских сходов граждан. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL