РЕЛИГИЯ

Эльмир КУЛИЕВ


Эльмир Кулиев, кандидат философских наук, директор департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа (Баку, Азербайджан)


Введение

Стабильная ситуация в Азербайджане и открытость государства к диалогу с верующими позволяли надеяться на то, что жизнь в религиозной сфере в 2007 году будет протекать спокойно. "Карикатурный" скандал и оскорбительное для мусульман заявление Папы Римского Бенедикта XVI, которыми запомнился 2006 год, хотя и отразились на событиях в стране, но убедительно показали, что азербайджанское общество располагает достаточно эффективными механизмами корреляции религиозных процессов. Остались позади не прекращавшиеся почти пять лет трения между Государственным комитетом по работе с религиозными образованиями и главным религиозным центром страны — Управлением мусульман Кавказа. В целом атмосфера доверия в отношениях между властями и религиозными объединениями располагала к совместному обсуждению и решению вопросов правового и организационного характера.

Однако минувший год не запомнился ни обсуждением изменений в законодательство о свободе вероисповедания, ни совершенствованием системы религиозного просвещения и образования. Неожиданное и трудно предсказуемое развитие событий обнажило ряд противоречий в государственно-конфессиональных отношениях и обострило проблемы, требующие более глубокого осмысления и взвешенного подхода.

Государственно-конфессиональные отношения: цифры и факты

Согласно официальным источникам, 96% населения страны являются мусульманами. Остальную часть ее жителей составляют главным образом последователи Русской Православной церкви, Армянской Апостольской Церкви, горские евреи и др. Уровень религиозности в обществе невысок, и подавляющее большинство населения отдает предпочтение тому или иному вероисповеданию в силу культурных и этнических различий. Мусульмане делятся на шиитов (около 70%) и суннитов (около 30%). Мусульмане, православные и горские евреи считаются последователями традиционных религий Азербайджана.

Центральным органом исполнительной власти, претворяющим в жизнь политику азербайджанского государства в сфере религии, является Государственный комитет по работе с религиозными образованиями (далее — Комитет), созданный в 2001 году. В его задачи входят, в частности, осуществление государственной регистрации религиозных общин, проведение соответствующей экспертизы издаваемой в стране и ввозимой в нее религиозной литературы, координация деятельности органов исполнительной власти в отношении религиозных общин и осуществление контроля над этой деятельностью.

По состоянию на 1 января 2008 года государственную регистрацию прошли 426 религиозных общин (370 в конце января 2007-го). Среди действующих общин 31 неисламской направленности: 13 протестантских, 4 православных (включая албано-удинскую), 3 молоканских, 3 горских евреев, 3 европейских евреев, 1 грузинских евреев, 3 бахаи, и 1 общества "Сознание Кришны".

На территории незаконно провозглашенной "Нагорно-Карабахской Республики" моноэтническое армянское население исповедует монофизитство, а Армянская Апостольская Церковь пользуется привилегированным положением. Ряд европейских правозащитных организаций периодически сообщает о фактах ограничения армянскими сепаратистами свободы вероисповедания, в том числе притеснениях баптистов и Свидетелей Иеговы1. Мусульманское азербайджанское население Нагорного Карабаха и прилегающих к нему оккупированных районов Азербайджана не имеет возможности вернуться на свои родные земли.

Согласно закону Азербайджанской Республики "О свободе вероисповедания" (1992 г.) Управление мусульман Кавказа (УМК) является историческим центром, вокруг которого объединяются исламские общины страны. Положение закона о необходимости письменного представления УМК для регистрации исламских общин усложняет этот процесс, но практически не вызывает возражений со стороны руководителей общин.

В 2007 году при активном участии Комитета при главах исполнительной власти городов и районов Азербайджана были сформированы Комиссии по делам религии, которые функционируют как мобильные группы. За год деятельность государственных органов, занятых реализацией государственной политики в сфере религии, стала более согласованной, что положительно сказалось и на деятельности религиозных общин страны. В июле — декабре в Баку и регионах страны Комитет организовал 138 семинаров-тренингов, направленных на поддержание атмосферы веротерпимости и разъяснение положений действующего законодательства о свободе вероисповедания. Впервые за годы независимого развития была создана карта религиозных объектов Азербайджана.

На основе соглашения, подписанного между Комитетом и Министерством юстиции, с ноября 2007-го по ноябрь 2008 года в учреждениях пенитенциарной системы Баку намечено организовывать семинары-тренинги просветительного характера. С Министерством образования было достигнуто соглашение о проведении в учебных заведениях страны семинаров-тренингов о роли религии в светском обществе.

Религиозную экспертизу в Комитете прошли 750 наименований религиозных изданий, предотвращен ввоз в страну 140 наименований книг, пропагандирующих религиозную нетерпимость и дискриминацию по религиозному признаку. Тем не менее, согласно официальным сведениям, по сравнению с предыдущими годами, в 2007-м ввоз религиозных книг в Азербайджан увеличился.

Противодействие религиозному экстремизму, нетерпимости и использованию религии в политических целях остается одним из основных направлений государственной политики в данной сфере. Достижение этой цели осложняется отсутствием в Азербайджане эффективной системы духовно-нравственного воспитания, основанной на традиционных религиозных ценностях. Процесс религиозного просвещения протекает спонтанно, а наибольшую активность здесь проявляют нетрадиционные группы, сформировавшиеся при поддержке зарубежных центров исламской и неисламской направленности. На фоне низкой активности официального духовенства в воспитательно-образовательной сфере деятельность нетрадиционных течений привлекает внимание государства и общества: они превращаются в объект пристального наблюдения со стороны правоохранительных органов и критики со стороны духовенства.

Образовательные проекты, направленные на укрепление принципов межрелигиозного и межкультурного диалога, осуществляет и ряд общественных организаций страны. Так, при поддержке посольства США Азербайджанская ассоциация преподавателей английского языка организует бесплатные курсы английского языка для верующих детей и подростков из разных районов республики2.

Свидетельством высокого уровня межконфессионального взаимопонимания в стране стало освящение в конце апреля католической церкви в Баку и строительство нового еврейского учебного комплекса "Хабад Ор Авнер". В церемонии закладки первого камня комплекса приняли участие первая леди страны, депутат Милли Меджлиса, президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева, а также президент Федерации еврейских общин СНГ, президент Международного фонда "Ор Авнер" Л. Леваев. Предполагается, что новый комплекс будет занимать 15 000 кв. м, включать в себя 11 учебных, административных, хозяйственных зданий и двухэтажную синагогу3. Первая еврейская школа в Баку была открыта в 2003 году при поддержке тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева.

Нехарактерным для религиозной жизни страны стал инцидент, связанный с грузинским храмом св. Георгия в Кахском районе. В связи с истечением срока регистрации гражданину Грузии И. Джанбазашвили, назначенному священником в этой церкви, был предоставлен месячный срок для получения азербайджанского гражданства. Согласно официальным источникам, И. Джанбазашвили передал в Грузинский патриархат недостоверные сведения о закрытии храма, что и стало причиной недоразумения в отношениях между азербайджанской и грузинской стороной. После выяснений обстоятельств инцидента И. Джанбазашвили был отозван в Грузию, а настоятелем церкви св. Георгия назначили Г. Абасашвили4.

Управление мусульман Кавказа: перед лицом неизбежных перемен

После устранения противоречий в отношениях с Комитетом позиции председателя УМК шейхульислама А. Пашазаде значительно упрочились. В результате расширения сотрудничества с Комитетом были организованы мероприятия, направленные на укрепление связей между исламскими общинами, достижение лучшего взаимопонимания между государством и верующими, устранение негативных явлений в религиозной жизни страны. Совместно с Комитетом и местными органами исполнительной власти УМК провело совещания в Шеки-Ширванской (Шеки, Гах, Закатала, Белакан), Северной (Сиазань, Девечи, Куба, Кусары, Хачмаз) и Южной (Билясувар, Джалилабад, Масаллы, Ленкорань, Лерик, Ярдымлы) зонах.

Вместе с тем деятельность УМК по-прежнему остается объектом критики ряда политиков, представителей интеллигенции и журналистов. Низкий уровень профессиональной подготовки большинства мулл и несоответствие их отдельных поступков канонам шариата (например, взимание платы за исполнение религиозных ритуалов) подрывают доверие к мусульманскому духовенству. В связи с постоянным увеличением числа азербайджанских паломников в Мекку в последние годы растет и недовольство организацией хаджа. В начале 2007 года группа паломников не сумела своевременно вернуться на родину, что было широко отражено в СМИ и вызвало негодование общественности. После выяснения обстоятельств происшествия 5 марта глава мусульман Кавказа освободил от занимаемых должностей заведующего отделом международных связей А. Багирова и еще троих сотрудников УМК5.

Деятельность мусульманского духовенства снова оказалась в центре внимания в конце мая, когда руководство УМК запретило чтение азана с использованием звукоусилителей. Попытка наложить ограничение на одну из самых ярких исламских традиций была с непониманием воспринята как религиозной общественностью, так и интеллигенцией. Большинство мечетей страны подчинилось решению центра мусульман, но верующие не скрывали надежды на скорейшее разрешение проблемы в рамках закона и в соответствии с национальными культурными традициями.

Установленный запрет действовал меньше недели и был отменен после личного вмешательства главы государства И. Алиева, который в ходе беседы с председателем УМК, указав на необходимость уважительного отношения к духовным ценностям и традициям, призвал не ограничивать права верующих. Отвечая на вопросы журналистов, А. Пашазаде объяснил причину вынесенного им ранее запрета пожеланием главы исполнительной власти г. Баку Г. Абуталыбова призывать на ритуальную молитву без громкоговорителей6. В настоящее время определенное ограничение на громкость азана остается в силе лишь в некоторых мечетях, расположенных в непосредственной близости от больниц, школ и ряда других учреждений.

Пока общественность страны обсуждала решение УМК относительно азана, религиозная ситуация в Азербайджане и ряде соседних государств была вынесена на обсуждение в Парламентской ассамблее НАТО (Португалия, 25—29 мая). Голландский депутат Берт Миддел, выступивший в Комитете гражданских мер безопасности с докладом "Государство и религия в бассейне Черного моря", подверг критике центр мусульман Азербайджана, назвав его "коррумпированным институтом"7.

В ответном заявлении пресс-служба УМК выразила удивление тем, что НАТО "начала специализироваться" на деятельности религиозных объединений. В документе было отмечено, что деятельность этого центра неоднократно получала высокую оценку со стороны правительственных делегаций государств, в том числе входящих в Североатлантический альянс, а существующая в Азербайджане атмосфера веротерпимости ставилась в пример другим странам8. В поддержку УМК высказались многие религиозные и государственные деятели страны. Для более детального выяснения ситуации и оценки ее влияния на безопасность в регионе 19—22 сентября состоялся очередной визит делегации ПА НАТО в Азербайджан.

Майские события оставили в тени признание заслуг шейхульислама А. Пашазаде руководством РФ. 22 мая ему был вручен российский орден Дружбы за вклад в развитие дружеских связей между народами России и Азербайджана. Международная деятельность А. Пашазаде действительно заслуживает высокой оценки. В 2007 году он совершил более 10 зарубежных визитов, принял участие в ряде международных конференций и межрелигиозных симпозиумов. В середине августа его избрали председателем Верховного совета мусульман Кавказа. Данная структура сформирована при участии УМК и Международной исламской миссии с целью совершенствования форм взаимодействия между духовными управлениями мусульман РФ, Азербайджана и других стран СНГ9.

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, в деятельности УМК сохраняются недостатки, для устранения которых эта структура нуждается в серьезных переменах. УМК не имеет периодического печатного органа и своего Интернет-ресурса, практически не проводит массовые благотворительные акции, недостаточно активно участвует в религиозном просвещении, в том числе в разработке учебных программ и пособий на азербайджанском языке. Официальные представители УМК редко выступают в СМИ с материалами о религиозной жизни в стране, с заявлениями об угрозе, исходящей от нетрадиционных верований, и с критикой правонарушений со стороны армии США в Ираке.

Одна из главных проблем УМК — нехватка квалифицированных специалистов в сфере мусульманской теологии, истории и философии ислама, религиоведения. Оценка знаний мусульманских священнослужителей со стороны УМК едва ли отражается на уровне подготовки мулл. Существует опасение, что озвученное в середине года предложение проводить поминки в специально построенных залах при мечетях (вместо палаток, которые устанавливают во дворах и на проезжей части улиц)10 не только не выправит ситуацию, но и закончится установлением полной монополии на сферу ритуальных услуг.

Однако руководство УМК прилагает немало усилий для повышения авторитета традиционного духовенства. С этой целью осуществляются кадровые перестановки, обновляется руководство некоторых мечетей. Так, в середине июля был отстранен от занимаемой должности ахунд мечети "Султан Али" А. Нагиев. Официально решение УМК было объяснено ухудшением здоровья ахунда. Однако, по сообщениям СМИ, истинной причиной увольнения стало попустительство деятельности зарубежных миссионеров, за счет которых были проведены ремонтно-строительные работы в мечети11. Отметим, что именно в мечети "Султан Али" верующие открыто отказались подчиниться распоряжению УМК, касающемуся запрета на азан с использованием громкоговорителей.

Нетрадиционные течения: каким быть исламу в Азербайджане?

В 2007 году власти Азербайджана последовательно проводили в жизнь политику "равноудаленности" от любых конфессиональных групп. На законодательно-правовом уровне религиозные мировоззрения не делятся на традиционные и нетрадиционные, однако в последние годы вопрос о необходимости поддерживать традиционные религии приобретал все большую актуальность. Все больше фактов свидетельствует, что некоторые религиозные идеи, проникшие в Азербайджан за последние 20 лет, представляют реальную угрозу личной и общественной безопасности. Образ жизни, проповедуемый отдельными религиозными группами, предполагает самоизоляцию верующих и подрывает их психическое здоровье. Запреты, действующие в некоторых вероучениях, ограничивают формы оказания медицинской помощи, ставя под угрозу физическое здоровье их последователей и членов их семей. Ряд протестантских общин проповедует отказ от воинской службы, что неприемлемо в условиях непрекращающейся агрессии со стороны Армении, когда почти 20% территории Азербайджана находятся под оккупацией.

Несмотря на то что в 2007 году протестантские общины значительно расширили религиозную проповедь среди населения, внимание властей в наибольшей степени было приковано к деятельности трех наиболее активных исламских течений: радикальных шиитов (сторонников построения в Азербайджане имамитского государства), суннитов (включая умеренных салафитов и радикальных хариджитов, которые известны на постсоветском пространстве как "ваххабиты") и нурситов (последователей турецкого мыслителя прошлого столетия Саида Нурси).

С апреля 2007 года в прессе Сумгаита, Девечи и Гянджи периодически появлялись сообщения, что сотрудники Комитета изымали литературу, пропагандирующую учение С. Нурси, для проведения религиозной экспертизы. В Азербайджане деятельность этого течения находится в центре внимания с начала 1990-х годов. Повышенный интерес к нурситам в последние годы во многом связан с их очевидными успехами в образовательной и предпринимательской сферах. Будучи последователями ханафитского мазхаба, они избегают политической активности, исповедуют умеренные религиозные взгляды. От приверженцев других нетрадиционных для Азербайджана исламских течений нурситов отличает высокая организованность, что и вызывает беспокойство экспертов, допускающих их переориентацию на политическую борьбу в будущем.

Давление на протурецкое религиозное течение совпало с началом предвыборной кампании в связи с досрочными парламентскими выборами в Турции, в которых с большим перевесом победила Партия справедливости и развития, не скрывающая своих симпатий к исламу. В тот же период последователи Саида Нурси столкнулись с проблемами в Российской Федерации, где решением Коптевского районного суда (Северный административный округ) Москвы от 21 мая 14 философских сочинений турецкого идеолога были запрещены и включены в федеральный список экстремистской литературы12.

На протяжении всего года в СМИ появлялись сообщения, что в различных районах Азербайджана сотрудники правоохранительных органов задерживают бородатых мусульман и принуждают их сбривать бороды. Наибольшие жалобы поступали на действия сотрудников правоохранительных органов Закатальского района. В конце октября — начале ноября некоторое давление ощутили на себе бородатые жители Баку. В столичной прессе появились статьи под заголовками "Охота на ваххабитов" ("Ekspress", 30 октября), "Полицейские-брадобреи" ("Эхо", 9 ноября) и т.п.

В целом год был отмечен поиском новых форм взаимодействия с нетрадиционными исламскими группами, которые все больше приспосабливаются к азербайджанским реалиям. Несмотря на имевшие место отдельные инциденты, нетрадиционные исламские группы, как и в предыдущие годы, беспрепятственно пользовались правом на свободу вероисповедания. Можно предположить, что изменение баланса религиозных сил в стране будет продолжаться и порой приобретать "болезненные" формы, пока официальное духовенство не наладит процесс религиозного просвещения с учетом национальных культурно-религиозных традиций и объективных потребностей общества.

Противодействие религиозно мотивированному экстремизму

Реакция государства и общества на деятельность нетрадиционных течений во многом объясняется наличием радикальных настроений среди отдельных групп верующих. В числе главных причин религиозного радикализма на нынешнем этапе можно назвать нехватку религиозных знаний, социально-экономические трудности, вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, на Ближнем Востоке и в Афганистане, грубую вестернизацию азербайджанского общества, отдельные проявления нетерпимости по отношению к верующим. В мечетях страны организована активная работа по профилактике и искоренению радикальных убеждений, но сторонники радикальных взглядов редко посещают мечети, обвиняя ахундов в нечестии, даже вероотступничестве, и предпочитают собираться на квартирах. Именно это обстоятельство часто приводит к тому, что последователи нетрадиционных течений сталкиваются с сотрудниками правоохранительных органов, которые не разбираются в особенностях религии и порой прибегают к неоправданно жестким мерам.

Вместе с тем события года показали, что религиозный радикализм все чаще выходит за рамки бытовой нетерпимости, трансформируясь в экстремизм и террористическую деятельность. В конце октября лейтенант Вооруженных сил Азербайджана К. Асадов дезертировал из воинской части, дислоцированной в Ханларском районе, взяв с собой 4 автомата, 1 пулемет, 20 ручных гранат и множество патронов. Согласно официальной информации, он состоял в преступном сговоре с группой радикальных "ваххабитов". После обнародования этих сведений из-за возможной угрозы террористических актов посольства США и Великобритании в Баку приостановили работу своих консульств, закрылись офисы ряда западных нефтяных компаний.

Проявив высокий профессионализм, органы национальной безопасности оперативно обезвредили преступную группировку. 27 октября несколько подозреваемых задержали в частном доме в пос. Маштага (пригород Баку). Один из них оказал полиции сопротивление и был убит. В ходе обыска в доме обнаружили и изъяли часть боеприпасов, ранее украденных из воинской части. Остальную часть боеприпасов изъяли позднее — в ходе оперативно-розыскных мероприятий в Исмаиллинском районе.

30 октября члены группировки совершили разбойное нападение на автозаправочную станцию "ЛУКойл", в результате чего один из работников заправки был тяжело ранен из огнестрельного оружия. 9 ноября сотрудники Министерства национальной безопасности обезвредили К. Асадова и еще одного члена этой группировки13.

2—3 ноября МНБ провело спецоперацию по задержанию в Сумгаите членов еще одного вооруженного формирования, подозреваемого в связи с международными террористическими организациями и возглавляемого арабом Абу Джафаром14.

14 декабря пресс-служба МНБ распространила заявление о предотвращении попытки государственного переворота и пресечении деятельности преступной организации "Северная армия имама Мехди". Члены этой группировки, возглавляемой С. Дадашбейли, были задержаны в январе по подозрению в сотрудничестве с иранскими спецслужбами и передаче им секретных материалов15.

Заявление МНБ и последовавшая за ним демонстрация документального фильма с признаниями членов преступной группировки вызвали негодование официальных кругов ИРИ. 18 декабря посол Ирана был приглашен в МИД и в ходе встречи была достигнута договоренность, что факты, связанные с деятельностью группировки С. Дадашбейли, будут предоставлены иранским властям16.

Таким образом, год был отмечен беспрецедентным для новейшей истории Азербайджана уровнем активности радикальных религиозных группировок. На сегодняшний день противодействие религиозно мотивированному экстремизму со стороны азербайджанского государства выражается главным образом в пресечении противозаконной деятельности радикальных группировок и запретительных мерах, ограничивающих, например, ввоз и распространение в стране религиозной литературы деструктивного или экстремистского содержания. При постоянно расширяющемся доступе к "Всемирной паутине" эффективность подобных мер снижается наличием радикальных Интернет-ресурсов на азербайджанском, турецком и русском языках.

В таких условиях действенным способом борьбы с религиозным радикализмом может стать формирование эффективной системы религиозного просвещения, способной компенсировать потерю нравственных ориентиров в различных сферах социальной жизни. С этой целью, на наш взгляд, необходимо совершенствовать правовые основы взаимодействия между государственными органами и религиозными объединениями, выработать механизмы совершенствования работы религиозных образовательных учреждений, оказания им финансовой и организационной помощи. Вместе с тем необходимо учесть просчеты в работе традиционных религиозных центров страны, которые недостаточно активно сотрудничают с неофициальными религиозными лидерами, воздерживаются от вовлечения научной общественности и творческой интеллигенции в процесс религиозного просвещения.

Религия и общество: на пути к взаимопониманию и согласию

Год не был отмечен какими-либо заметными переменами в отношении общества к религии. Интерес к традиционным вероисповеданиям в Азербайджане оставался весьма высоким, что предопределялось переоценкой исторической и современной роли религии после крушения коммунистической идеологии. Переплетение духовно-нравственных ценностей ислама с национальными культурными традициями способствовало постепенному повышению религиозности населения.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного в июне, лишь 5% молодых людей относят себя к агностикам, 64% опрошенных верят в Бога, но не совершают религиозные обряды, 11% совершают их нерегулярно, 13% — регулярно. 42% респондентов высказались за полное или частичное (например, в сфере семейного права) включение норм шариата в законодательство страны17.

В анализируемом году был установлен очередной рекорд численности азербайджанских паломников в Мекку: несмотря на повышение стоимости транспортных и прочих расходов, хадж совершили около 6 тыс. чел.18

По мере расширения социальной базы различных вероисповедных групп расширяется плоскость соприкосновения религиозных прав верующих с правами других граждан. В таких условиях развиваются новые для азербайджанского социума формы общественных отношений, требующие совершенствования гражданского законодательства.

Одним из вопросов, которые активно обсуждались во второй половине года, было ношение мусульманками головного платка в государственных учреждениях, в том числе в учебных заведениях. Правозащитные организации периодически сообщали о фактах, когда студенток, носящих хиджаб, не допускали к занятиям, однако эти инциденты всегда завершались в пользу верующих.

25 сентября пресс-секретарь Министерства образования Б. Гусейн-заде в своем выступлении на радио "Свобода" отметил, что "в законодательстве Азербайджана нет запрета на ношение хиджаба верующими женщинами в общественных местах и Министерство образования Азербайджана не ставит такого запрета в учебных учреждениях"19.

Некоторые государственные деятели, напротив, полагали, что ношение хиджаба в государственных учреждениях противоречит светскому характеру государства. Председатель Комиссии Милли Меджлиса по правам человека Р. Асланова заявила, что отдельные случаи, когда учащихся, носящих головной платок, в том числе студенток вузов, не допускают на занятия, не означают нарушения прав человека20.

На зимней сессии парламента Азербайджана дискуссия относительно права учащихся девушек носить головной платок перешла в правовую плоскость. Несмотря на несогласие ряда депутатов, в том числе спикера парламента О. Асадова, относительно запрета носить головной платок в учебных заведениях, парламентарии не исключили этот пункт из документа и приняли законопроект "Об образовании" в первом чтении. Тем не менее данный вопрос еще не получил окончательного решения, и руководители ряда общественных объединений обратились в Милли Меджлис с призывом исключить названный пункт из законопроекта21.

События года показали, что нетрадиционные для Азербайджана конфессии по-прежнему оказывают заметное влияние на процесс религиозного возрождения, но темпы увеличения численности их последователей существенно снизились. Вместе с тем отношение населения страны к религии можно рассматривать в свете расширения общественной сферы реализации гражданами основных прав и свобод, гарантированных Конституцией государства. Обеспечение свободы вероисповедания тесно связано с уровнем обеспечения других гражданских, политических и экономических свобод, поэтому азербайджанское общество, жаждущее демократических преобразований, проявляет терпимость к деятельности религиозных общин. Традиционно высокий уровень толерантности поддерживается и историко-культурными традициями, сформировавшимися в процессе многовекового сосуществования в Азербайджане различных конфессиональных культур.

Использование религии в политических целях вызывает негативную реакцию различных социальных групп. Попытки вывести религию за рамки личностного опыта редко находят понимание у большей части населения. Этим можно объяснить и то, что нетрадиционные религиозные группы, обладающие большими финансовыми возможностями, даже имеющие политическую поддержку отдельных государств, за почти два десятилетия сумели склонить на свою сторону лишь незначительную часть общества.

Заключение

За год религиозная ситуация в Азербайджане практически не претерпела изменений. Верующие граждане и их объединения пользовались почти не ограниченной законом свободой религиозной деятельности, а повышенный контроль государственных органов над религиозными процессами был связан по большей части с противоправной активностью ряда радикальных группировок, сформированных на основе религиозно-политических идеологий. Проявив твердую решимость в борьбе с любыми проявлениями религиозной нетерпимости и религиозно мотивированного экстремизма, государство заботилось о поддержании в обществе атмосферы межконфессионального взаимопонимания.

Наибольшую активность в религиозной проповеди проявляли нетрадиционные течения, которые, как правило, не имеют иерархической вертикали и поддерживаются благодаря широкой сети горизонтальных связей. Как и в предыдущие годы, представители традиционных религий пытались компенсировать свою пассивность (в частности, в сфере религиозного просвещения) систематическими предупреждениями о чрезмерном распространении нетрадиционных религий, угрожавшем, по их мнению, национальным интересам Азербайджана и этнокультурной самобытности его народов.

Проблемы в религиозной сфере, обострившиеся в 2007 году, не имеют единовременного решения. Они требуют выработки единого механизма реализации государственной политики в сфере религии, расширения и углубления взаимодействия между государственными органами и религиозными общинами, реформирования традиционного мусульманского духовенства, налаживания многоступенчатой системы религиозного воспитания и образования, совершенствования механизмов пресечения религиозной деятельности, противоречащей законодательству страны.


1 См.: [http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=866]. к тексту
2 См.: [http://www.express.com.az/second.asp?id=80561]. к тексту
3 См.: [http://russian.fjc.ru/news/newsArticle.asp?AID=525681&scope=4242&NewsType=228967]. к тексту
4 См.: 525-ci qəzet, 30 октября 2007. к тексту
5 См.: [http://www.dayaz.com/news/society/72559.html]. к тексту
6 См.: Эхо, 30 мая 2007. к тексту
7 [http://www.nato-pa.int/Default.asp?SHORTCUT=1164]. к тексту
8 См.: Həftə içi, 5 июня 2007. к тексту
9 См.: Зеркало, 16 августа 2007. к тексту
10 См.: Эхо, 30 августа 2007. к тексту
11 См.: 525-ci qəzet, 21 июля 2007. к тексту
12 См.: [http://www.rg.ru/2007/12/15/extremizm-spisok-dok.html]. к тексту
13 См.: [http://www.mns.gov.az/news/10.11.2007.21.16_ru.html]. к тексту
14 См.: [http://www.mns.gov.az/news/06.11.2007.21.18_ru.html]. к тексту
15 См.: [http://www.mns.gov.az/news/14.12.2007.17.38_az.html]. к тексту
16 См.: [http://www.day.az/news/society/101918.html]. к тексту
17 Исследование было проведено путем случайного отбора среди молодых граждан (18—30 лет) социологической службой ADAM в рамках проекта "FAR Center" при поддержке американского фонда "National Endowment for Democracy". Общее количество респондентов, принявших участие в опросе, составило 1 000 человек (см.: Эхо, 4 августа 2007). к тексту
18 См.: Зеркало, 22 ноября 2007. к тексту
19 Эхо, 27 сентября 2007. к тексту
20 См.: [http://news.trend.az/index.shtml?show=news&newsid=1101867&lang=AZ]. к тексту
21 См.: Зеркало, 29 декабря 2007. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL