РЕЛИГИЯ

Мариан АБИШЕВА


Мариан Абишева, кандидат политических наук, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (Алматы, Казахстан)


Провозгласив себя суверенным, светским, социальным государством, развивающимся по пути демократии, рыночной экономики, создания гражданского общества, а также присоединившись к соответствующим международно-правовым документам ООН, ОБСЕ и других международных структур, Казахстан взял обязательства уважать демократические стандарты в сфере прав человека, в том числе право на свободу мысли и слова, совести и религии. РК — государство с весьма полиэтничным и поликонфессиональным составом населения, в этой связи руководство страны прилагает значительные усилия для обеспечения мирного сосуществования представителей всех многочисленных этносов и религий. На религиозную ситуацию в РК активно воздействуют не только политическая, социально-экономическая и социокультурная обстановка в республике и за ее пределами, но и национально-этническая специфика. Как уже отмечалось выше, современная религиозная ситуация в Казахстане, во многом определяется специфической полиэтничной структурой социума: в стране насчитывается свыше 130 этнических групп, что не могло не повлиять на наличие разнообразных религиозных конфессий.

При этом опыт нашего государства показывает, что этносы с различной национальной психологией, культурой, ментальностью вполне могут уживаться друг с другом и устанавливать конструктивные связи, переходящие в отношения дружбы и духовной близости. Среди казахстанцев есть последователи ислама, христианства (православия, католицизма, протестантизма и др.), буддизма, иудаизма и многих других религиозных течений. Подобное многообразие вполне объяснимо тем, что Казахстан расположен в центре евразийского пространства. Находясь же на стыке трех крупнейших мировых религиозных цивилизаций: ислама, христианства и буддизма, — он не мог остаться монорелигиозным государством, ведь в течение долгого исторического периода здесь шел динамичный процесс взаимообмена духовно-культурными традициями.

Таким образом, ценностные ориентации казахстанского общества, обозначенные новым статусом РК в современном мире, основаны прежде всего на исторических традициях ведения межкультурного и межконфессионального диалога1. А сама религия в Казахстане выступает не в качестве конкурирующей идентичности, противопоставляющей себя этнической и политической общностям, а как дополняющий элемент духовной культуры граждан страны, придающий обществу многообразие и в то же время уникальную самобытность. Общее историческое прошлое и этнокультурные традиции народов республики оказывают решающее влияние на характер и особенности религиозных традиций, и их важнейшей отличительной чертой является взаимное тяготение друг к другу2.

Характерной чертой последнего десятилетия стала стремительная и беспрецедентная по своим темпам структурная трансформация конфессионального пространства РК. Официальная статистика не располагает данными о количестве верующих, поскольку в соответствии с Конституцией страны каждый вправе определять и указывать или не указывать свою религиозную принадлежность. В то же время социологические исследования показывают, что верующими себя считают от 60 до 70% населения. Из них около 60% относят себя к мусульманам, около 30% — к православным христианам, около 3% — к протестантам, более 1% — к католикам и т.д. Если же использовать более объективные критерии, согласно которым человек может считаться верующим (достаточно регулярное посещение молитвенных собраний, постоянное соблюдение религиозных обрядов, жизнь в соответствии с нормами веры, знание основных религиозных текстов и т. д.), то реальная численность верующих немного превышает 30% населения3.

Рисунок 1

Структура конфессионального пространства в Республике Казахстан4

К наиболее влиятельным по числу последователей и по роли в общественной жизни страны относятся ислам и православие. Что касается межконфессионального взаимодействия, то и здесь можно отметить наличие естественного конструктивного диалога между конфессиями, а также гармоничное и позитивное развитие ситуации в целом. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) и руководители епархий Русской Православной Церкви (РПЦ) не только взаимодействуют, способствуя сохранению мира и стабильности в республике, но и постоянно подчеркивают конструктивное отношение друг к другу. При этом следует отметить, что подобный диалог ведется главным образом по линии ислам — христианство. Свидетельством тому выступают постоянное участие представителей обеих конфессий в общественных и научно-практических мероприятиях, а также взаимный обмен публичными поздравлениями с религиозными праздниками.

Несмотря на массовый выезд из страны немецкой части населения, традиционно исповедующей протестантизм, в республике и сегодня сильны позиции протестантского христианства. Баптистские, адвентистские, лютеранские организации, а также многочисленные протестантские объединения занимают значительное место на религиозной карте страны. Последователи остальных религий в конфессиональной структуре казахстанского общества представлены незначительно. По результатам социологических опросов, их число не превышает 1% верующих. Однако в последнее время в республике появились нетрадиционные миссии и общины. К ним относятся главным образом религиозные организации методизма и неопротестантизма, индуизма и ислама, таких движений и культов, как Вера Бахаи, Саентология, Церковь Объединения, Церковь Последнего Завета, Церковь Сатаны, "Великое белое Братство" и т.д. Однако, несмотря на активно формирующееся прежде всего в СМИ суждение о духовной колонизации РК новыми религиозными движениями и миссионерами, более глубокие исследования обнаруживают незначительное количество их последователей по сравнению с приверженцами других религиозных конфессий5.

Действующие религиозные объединения оказывают существенное влияние на жизнь и поведение людей, поскольку сегодня религия восстанавливает утраченные в советское время позиции, люди перестали бояться говорить о своей религиозной принадлежности. По данным Комитета по делам религий Министерства юстиции за 2007 год, в стране насчитывается 3 992 религиозных объединения, представляющих более 40 конфессий и деноминаций, а в 1990 году их было лишь 671.

Рисунок 2

Динамика численности религиозных объединений в Казахстане6

В целом за годы независимости количество исламских объединений выросло с 46 до 2 334, Русской Православной Церкви — с 62 до 282, Римско-католической Церкви — с 42 до 83, евангельских христиан баптистов, адвентистов Седьмого дня и протестантских объединений — с 457 до 1 181.

Рисунок 3

Динамика роста религиозных формирований7

Рисунок 4

Количество религиозных формирований в Казахстане8

В тесной взаимосвязи с трансформацией конфессионального пространства активно возрождаются культовые сооружения: мечети, храмы, молитвенные дома и синагоги. Сегодня религиозные объединения имеют 3 034 культовых сооружения, из которых 2 128 — мусульманские мечети, 254 — православные церкви, 88 — католические костелы, 5 — синагоги, более 500 — протестантские церкви и молитвенные дома9. При этом только в 2007 году в стране появилось несколько десятков новых мечетей и церквей, построенных как за счет государственных, так и частных благотворительных мероприятий. Многие религиозные объединения имеют свои образовательные и учебные центры: медресе, воскресные и приходские школы, семинарии, институты повышения квалификации и т.п. По данным на 2007 год, религиозные объединения выпускают 38 периодических религиозных печатных изданий, средний тираж которых достигает 40 тыс. экземпляров.

В 2007 году религиозная ситуация характеризовалась как стабильная, позитивная и гармоничная. Так, анализ религиозной сферы не выявил негативных тенденций, крупных проблем, способных оказать влияние на этноконфессиональную среду. События отчетного периода показывают, что в республике продолжается активное возрождение религиозного сознания и религиозной самоидентификации населения. Это ведет к тому, что религия поступательно приобретает все большее влияние, а ее роль в общественных процессах повышается.

При этом событийный ряд в религиозной жизни в республике был достаточно насыщенным, широко освещался в СМИ и привлекал внимание общественности. Ислам, являющийся наиболее распространенной религией в Казахстане, в 2007 году продолжал развиваться весьма динамично, интегрироваться в новые сферы общественных отношений, развивать свою инфраструктуру и духовно-культурный потенциал. В частности, за прошедший период под эгидой ДУМК были открыты десятки новых мечетей, началось возведение новой Соборной мечети в Алматы, строительство которой посетили Верховные муфтии Казахстана, Кыргызстана, России, Татарстана, Сингапура и Турции. Большую работу ДУМК проводила по организации ежегодного паломничества в Мекку, Медину и Джидду, по итогам которой для совершения хаджа отправились делегации казахстанцев. В республике традиционно отмечали начало мусульманского месяца Рамазан, поста — ураза и священный праздник Курбан айт. В начале года в Алматы состоялась презентация нового перевода на русский язык Священного Корана, который, по словам экспертов, наиболее точно передает смысл божественного писания. В 2007 году некоторые банки страны приняли решение о введении исламской системы финансирования, для чего необходимо внести определенные поправки в законодательство. Что касается активности исламистских экстремистских организаций, к примеру "Хизб ут-Тахрир", то, по данным МВД республики, за отчетный период она заметно снизилась благодаря деятельности правоохранительных сил.

Православие, вторая по численности последователей конфессия, также вело активную общественную деятельность. В 2007 году продолжалось строительство новых церквей в Восточно-Казахстанской и Жамбыльской областях, также было принято решение к 10-летию столицы открыть новый кафедральный собор в Астане. В течение года реставрировали и ремонтировали православные здания, в частности в селе Иртышск восстановлен православный храм, построенный 96 лет назад. Год был открыт поздравлением Митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия всех казахстанцев с Рождеством Христовым. По случаю празднования Рождества в Алматы состоялся благотворительный концерт "Рождественские встречи", в пасхальные дни в Алматы прошел праздничный Пасхальный концерт. Торжества прошли и в честь 100-летия Вознесенского кафедрального собора, расположенного в Алматы. Заметным событием в православной среде стала XV ежегодная Генеральная ассамблея Межпарламентской ассамблеи Православия (МАП), которая состоялась в июне в Астане. Тема ее заседания — "Межрелигиозный диалог как фактор мирных и справедливых отношений народов", а в работе участвовали депутаты парламента РК и эксперты из 15 стран: Албании, Греции, России, Иордании, Украины, Румынии и др.

Заметными событиями в католической среде стали празднование Рождества и освещение в сентябре нового храма, возведенного по древней технологии в Карагандинской области. Всего, по данным на 2007 год, казахстанские католики имеют на территории республики более 70 различных церковных учреждений, в том числе Греко-католический приход, которыми руководят четыре Апостольских Администратуры, действуют свыше 90 общин и 160 групп посещения, имеется около 15 монашеских конгрегаций.

По данным на 2007 год, в республике отмечено также появление новых протестантских церквей и, соответственно, значительное расширение и укрепление позиций протестантских религиозных объединений. В целом в стране функционируют свыше 500 протестантских церквей. Наиболее крупные из них, на которые приходится более 70% верующих, расположены в больших городах: Алматы, Караганде, Шымкенте и др.

Иудаизм также вызывал определенный заметный резонанс в обществе благодаря множественным торжественным мероприятиям, посвященным религиозным праздникам. В частности, в Центральной синагоге Казахстана, расположенной в Алматы, в соответствии с древними обычаями члены общины отпраздновали праздник Суккот, Еврейский центр Казахстана "Хабад Любавич" провел празднование еврейского праздника Лаг Баомера, а также отмечался Шавуот. В Астане продолжилось строительство синагоги, всего же, по данным на 2007 год, в республике функционируют 10 синагог.

Однако, несмотря на конструктивных характер тенденций в религиозной сфере, глубокое исследование ситуации и структуры конфессионального пространства подтверждает наличие потенциальных факторов риска в развитии межконфессональных отношений. Основной причиной вероятного повышения уровня религиозной конфликтности в обществе и возникновения угрозы дестабилизации межконфессионального равновесия и баланса является усиление зарубежного миссионерства на территории республики. В связи с этим наблюдается и повышенная ответственность представителей конфессий, заинтересованных в сохранении стабильной межрелигиозной обстановки и развитии мира и общественного согласия. По мнению обозревателей, в укреплении социальной атмосферы толерантности и уважения верующих друг к другу значительную роль играют:

во-первых, религиозные лидеры, среди которых популярностью пользуются представитель исламской уммы, председатель Духовного управления мусульман Казахстана Д. Абсаттар хаджи, Митрополит Астанайский и Алматинский Русской Православной Церкви Мефодий, Архиепископ Римско-католической архиепархии Святой Марии в Астане Т. Пэта, главный раввин Казахстана Е. Коген и др. В 2007 году представители различных конфессий неоднократно встречались на праздничных мероприятиях и общественных форумах, а анализ их мнений обнаруживает устойчивую схожесть позиций, что опровергает теории отдельных экспертов о нарастании в Казахстане конкуренции религий за "души верующих";

во-вторых, политические деятели, прежде всего президент страны Н. Назарбаев, под руководством которого республика проводит гибкую политику в сфере регулирования религиозной сферы жизни общества. Благами этой политики стал комплекс мер, направленный на обеспечение и сохранение адекватного вызовам современности межконфессионального баланса сил в обществе, соблюдение прав и свобод всех граждан РК, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Примечательно, что глава государства, поздравляя всех казахстанцев с религиозными праздниками и посещая в эти дни храмы разных конфессий, вызывает своими действиями положительный резонанс в обществе, оказывая мощный консолидирующий социальный эффект. К примеру, посещение церкви и поздравление, сделанное президентом страны в пасхальные дни (апрель 2007 г.), вызвало горячее одобрение населения10.

Ключевая тенденция отчетного периода — активное расширение взаимодействия государственных структур и религиозных объединений. В целом цели и инструменты государственной политики Казахстана в конфессиональной сфере и деятельности религиозных организаций вытекают из обязанности государства обеспечить конституционное право на свободу совести и призваны содействовать развитию государственно-конфессиональных отношений в современных политических и социально-экономических условиях. Уникальная поликонфессиональная структура казахстанского общества и географическое положение республики (на стыке крупных конфессиональных ареалов) требуют постоянного мониторинга межрелигиозных отношений. В 2007 году исполнился год со дня создания Комитета по делам религий Министерства юстиции, уполномоченного реализовывать государственную политику в религиозной сфере. За время своей работы Комитет сумел эффективно интегрироваться в систему государственно-религиозного взаимодействия, определить стратегию деятельности и выстроить конструктивные отношения с религиозными объединениями. Свидетельством эффективности работы Комитета, результатом которой стало значительное усиление внимания государства к религиозной сфере, могут служить многочисленные научно-практические мероприятия и образовательно-пропагандистские акции, особенно в молодежной среде. Кроме того, с 2007 года практикуются организованные выезды информационно-пропагандистской группы Комитета в регионы республики. Это говорит о начале системной работы государства, которое уделяет все большее внимание развитию религиозной сферы и взаимодействию с представителями конфессий.

В апреле состоялось очередное заседание Совета по связям с религиозными объединениями при правительстве под председательством руководителя Комитета по делам религий Е. Тугжанова11. В ходе заседания были заслушаны отчеты о религиозной ситуации и деятельности Советов по связям с религиозными объединениями при акиматах Алматинской области и города Алматы. Было отмечено, что Советы в основном выполняют возложенные на них задачи по осуществлению государственной политики в сфере религии. Советам рекомендовано: усилить координацию государственных органов по взаимодействию с религиозными структурами; совершенствовать формы работы с представителями разных конфессий; усилить контроль над соблюдением законодательства в сфере свободы вероисповедания; организовывать систематические выступления в СМИ лидеров религиозных объединений, членов Советов, ученых-религиоведов по вопросам духовности, места религии в современном обществе, а также по раскрытию сущности идей религиозного экстремизма.

Заметной тенденцией в отношениях государства и религиозных конфессий в Казахстане стала активизация процесса совершенствования государственной политики в религиозной области. Это связано со значительной динамикой развития этой сферы как в Казахстане, так и в соседних государствах, исходя из чего были организованы многочисленные акции с участием представителей государственных органов, экспертного сообщества и различных конфессий. Ведь при реализации государственной политики в современной многополярной религиозной ситуации, анализе внутриобщинных процессов как и религиозности в целом необходимо учитывать все многосложные факторы, общие и особенные тенденции в деятельности религиозных общин и групп. Всего же за год в различных городах страны прошло несколько десятков научных мероприятий различного формата, посвященных развитию религиозной сферы, ее роли в обществе, в том числе в формировании новой парадигмы взаимоотношений с государством. Так, в апреле в Кокшетау в Кокшетауском государственном университете имени Ч. Валиханова состоялась научно-практическая конференция "Государство и религия", в которой участвовали представители госорганов, науки, студенческой молодежи, руководители религиозных объединений областного центра. А в Алматы был организован "круглый стол", посвященный вопросам правовых отношений в конфессиональной сфере. В мае в Усть-Каменогорске прошла республиканская научно-практическая конференция "Гармонизация межконфессиональных отношений в Республике Казахстан", организованная Комитетом по делам религий, департаментами юстиции и внутренней политики, акиматом Восточно-Казахстанской области. Главная тема встречи — сохранение межконфессиональной стабильности при бурном росте религиозных объединений различного толка. В августе в Алматы состоялась научно-практическая конференция "Вопросы толерантности и роль религии", а в Астане прошел "круглый стол" на тему "Роль мусульманских деятелей в решении социальных проблем".

В сентябре во Дворце мира и согласия Астаны прошла Международная конференция "Исламская цивилизация в Центральной Азии", в работе которой участвовали представители ряда исламских государств, а также Бельгии, Индии, России, Японии. Цель данного форума — развитие научно-исторического подхода к исследованию исламской цивилизации, направленного на снятие напряжения по линии Восток — Запад. Кроме того, в сентябре в Костанае под эгидой Международной организации по миграции (МОМ) были проведены семинар "Вовлечение религиозных объединений в противодействие торговле людьми" и региональный семинар для студентов вузов "Религиозные ценности — путь к миру и согласию". В октябре в Астане состоялась международная научно-практическая конференция "Пути сохранения и укрепления межнационального и межконфессионального согласия в современном мире" с участием представителей научной и культурной общественности стран ближнего и дальнего зарубежья, которые высоко оценили вклад Казахстана в развитие равноправного диалога между религиями и цивилизациями. Также в октябре в Алматы, в Городском филиале партии "Нур Отан", была проведена республиканская научная конференция, где обсуждались вопросы взаимодействия государства и религиозных объединений в развитии межэтнического и межконфессионального согласия в стране. В декабре в Алматы состоялась международная научно-практическая конференция "Влияние религиозных организаций на этносы Казахстана", организованная Министерством культуры и информации РК и Центром по исследованию проблем межэтнических отношений. Там же прошел "круглый стол" на тему "Взаимодействие религии и государства на примере России и Казахстана"12.

Концептуальную линию проведенных дискуссий можно сформулировать следующим образом: либерализация конфессионального законодательства страны, курс государства на возрождение духовных ценностей, что, в свою очередь, способствует значительному росту числа верующих и религиозных объединений, требуют одновременно и усиления контроля государства над соблюдением законодательства в этой деликатной сфере общественной жизни. Причины — появление определенных радикальных течений и нетрадиционных для Казахстана религий, а также издание ими печатной, аудио- и видеопродукции деструктивного содержания. По итогам обсуждений было отмечено, что если ранее вербовка новых членов экстремистскими религиозными объединениями и тоталитарными сектами велась преимущественно среди малоимущих слоев населения, то сегодня миссионеры основное внимание уделяют представителям бизнеса, интеллигенции, госслужащим, студентам. К примеру, в 2007 году большое количество литературы и листовок религиозно-экстремистского содержания было изъято в студенческих общежитиях Павлодара, Петропавловска, Шымкента, Костаная.

Актуальность изучению ситуации в этой сфере придает и то, что в последнее время многие международные экстремистские группировки используют религиозные лозунги для этнической и политической мобилизации. В этой связи по итогам проведения данных мероприятий их участники приняли рекомендации для государственных органов, религиозных объединений и СМИ, направленные на сохранение гармоничной динамики в развитии религиозной сферы, а также на пресечение любых форм религиозного экстремизма. В частности, предлагается внести изменения и дополнения в законодательство по процедурам проведения религиоведческой экспертизы, регистрации малочисленных религиозных групп, а также повысить ответственность руководителей религиозных объединений по фактам отчуждения имущества членами объединения в их пользу. Кроме того, предлагается ввести запрет на методики гипнотического воздействия, применение фармакологических препаратов в религиозной деятельности и многое другое.

Следует отметить, что во многом благодаря взвешенной политике государства в религиозной и межнациональной сферах возрос международный авторитет Казахстана. Важной миссией РК стало налаживание диалога религий и верований на международном уровне. И сегодня страна с полным правом предлагает свои рекомендации по организации глобального межцивилизационного диалога и укрепления международного сотрудничества. В 2007 году большая подготовительная работа велась в рамках предстоящего в 2009 году III Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В сентябре в Астане во Дворце мира и согласия состоялось VI заседание Секретариата съезда лидеров мировых и традиционных религий. Выступая в Нью-Йорке на Генеральной Ассамблее ООН, Президент РК Н. Назарбаев предложил провести III Съезд лидеров мировых и традиционных религий под эгидой Организации Объединенных Наций. В декабре на семинаре, организованном в Астане, обсудили перспективы сотрудничества Съезда лидеров мировых и традиционных религий с Альянсом цивилизаций.

В октябре делегация Казахстана, возглавляемая председателем Сената парламента РК, руководителем Секретариата съезда лидеров мировых и традиционных религий К. Токаевым, посетила Италию и Ватикан. А делегация депутатов Сената парламента, представителей основных религиозных конфессий, Комитета по делам религий и Министерства иностранных дел Казахстана участвовала в ежегодной Межрелигиозной встрече за мир, проводимой в Неаполе. В Ватикане К. Токаев встречался с Папой Римским Бенедиктом XVI, с государственным секретарем Ватикана кардиналом Т. Бертоне и главой коллегии кардиналов А. Содано.

В октябре же представительная делегация КР во главе с заместителем министра иностранных дел Е. Казыхановым участвовала в международной конференции по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении мусульман, организованной испанским председательством в ОБСЕ в г. Кордова. В рамках этого мероприятия был представлен опыт Казахстана по сохранению межнационального и межрелигиозного согласия, который мог быть весьма полезным в работе ОБСЕ.

В 2007 году Казахстан посетили известные в мировом масштабе религиозные деятели. В июне в Астане состоялась встреча представителей религиозных объединений, сотрудников государственных органов и общественных организаций с кардиналом Римско-католической Церкви Теодором Эдгаром МакКериком, известным своим неприятием концепции столкновения цивилизаций, в частности конфликта между христианством и исламом. В июне же в Астане прошла встреча президента Всемирного совета культурного наследия Заратуштры Хоми Дхалла с лидерами религиозных организаций Казахстана. В сентябре во Дворце мира и согласия состоялась встреча с митрополитом Варненским и Великопреславским Кириллом, в ходе которой один из лидеров Болгарской Православной Церкви поделился своим пониманием основных принципов христианства и рассказал о жизни единоверцев в Болгарии, а также поделился видением роли веры, духовных корней в обретении современным человеком идентичности и, как следствие, психологической устойчивости. Визиты таких авторитетных религиозных деятелей в Казахстан свидетельствуют, что республика действительно добилась определенных успехов в налаживании межконфессионального диалога, в сохранении мира и согласия, что представляет интерес для международного сообщества. Практика такого общения предоставляет и ценную возможность изучать религиозную ситуацию других стран, анализировать разные модели диалога между вероисповеданиями и совершенствовать наработанный опыт.

За последние годы религиозная сфера республики кардинально изменилась. От политики государственного атеизма, господствующего 70 лет, Казахстан перешел к свободному исповеданию веры или безверия, то есть к практике, характерной для большинства современных демократических государств мира. Уже в первые годы независимости РК открыла двери практически всем религиозным конфессиям и сегодня является одной из самых многоконфессиональных стран мира13. В заключение отметим еще одну социальную специфику республики. Несмотря на разнообразие религиозных учений и представлений в казахстанском обществе, люди однозначно выбирают для себя только ту веру, которая призывает к терпимости, уважению, любви и ненасилию, что подтверждают многочисленные социологические исследования. Это говорит о том, что в государстве и в обществе поступательно формируется четкое видение роли религии в современных условиях, вновь поступательно утверждаются основополагающие духовные принципы, а сами религии занимают свою устойчивую социальную нишу. Все это в целом создает гармоничную атмосферу в реальной практике отношений как между государством и религиозными объединениями, так и между конфессиями.


1 См.: Бурханов К., Мажитов С. Упрочить позицию лидера // Казахстанская правда, 24 апреля 2007. к тексту
2 См.: Тугжанов Е. Пространство встречи принципов и мыслей // Казахстанская правда, 12 сентября 2006. к тексту
3 По данным Института сравнительных социальных исследований "ЦЕССИ-Казахстан". к тексту
4 По данным Комитета по делам религий Министерства юстиции РК на 2007 год. к тексту
5 См.: Современные демократические преобразования в Республике Казахстан. Научное издание / Под общ. ред. Б.К. Султанова. Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2008. С. 229. к тексту
6 По данным Комитета по делам религий Министерства юстиции РК на 2007 год. к тексту
7 Там же. к тексту
8 Там же. к тексту
9 По данным Комитета по делам религий Министерства юстиции РК. к тексту
10 См.: Нестеренко С. Светлый праздник пасхи // Казахстанская правда, 10 апреля 2007. к тексту
11 По материалам Информационного агентства "Казинформ" [www.inform.kz]. к тексту
12 По материалам Информационного агентства "Казинформ" [www.inform.kz]. к тексту
13 См.: Современные демократические преобразования в Республике Казахстан. С. 245. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL