РЕЛИГИЯ

Бакыт ЖУМАГУЛОВ


Бакыт Жумагулов, главный эксперт Института стратегических исследований при Президенте КР (Бишкек, Кыргызстан)


Конституция республики и закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" способствовали изменению отношения общества к религии и религиозным организациям, а также значительному росту количества религиозных структур. Если в начале 1990-х годов в КР в основном были две традиционные конфессии: суннитский ислам и православное христианство, то сегодня республика считается многоконфессиональной страной. Так, по данным Государственного агентства по делам религий при Правительстве КР (далее Госагентство по делам религий), сегодня в стране действует около 30 конфессий и религиозных направлений. Они представлены почти 2 160 зарегистрированными религиозными объединениями, среди которых: 1 752 религиозные организации, общества, центры и фонды (в 2006 г. их было 1 725); 73 духовных образовательных учреждения (в 2006-м — 70); 309 братств, сестричеств, церквей, храмов и общин (в 2006-м — 301); 25 зарубежных миссий (в 2006-м — 25).

Основные религиозные направления: ислам, христианство, буддизм, бахаи, иудаизм.

Ислам представлен свыше 1 780 организациями, духовными образовательными учреждениями и зарубежными миссиями. Из них 1 668 — мечети (76,1% на юге страны), 41 —центры, фонды и объединения, 3 — зарубежные миссии, 8 —высшие учебные заведения, 50 — медресе; а также женские исламские фонды и центры.

Все мечети объединены в Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК), которое (наряду с другими функциями) контролирует деятельность исламских вузов, медресе и имеет в своей структуре 9 казыятов (в Бишкеке, Оше и в областях республики), а также 3 зарубежные миссии.

Более 90% мусульман исповедуют суннизм ханафитского мазхаба, есть и приверженцы шиизма. В середине 1990-х годов появились исмаилиты (подданные принца Ага-Хана IV), в основном таджики — переселенцы из Горного Бадахшана. По инициативе и на средства Ага Хана IV идет строительство центральноазиатского университета в Нарыне.

В Госагентстве зарегистрирована Национальная миссия всемирной ахмадийской мусульманской общины в Кыргызстане, которая имеет около 50 последователей (в основном в Бишкеке и Джалал-Абаде)1.

Христианство. На конец года в Госагентстве было зарегистрировано 360 христианских организаций (в 2006-м — 350). В их числе 45 православных объектов, 2 православные общины, отколовшиеся от Русской Православной Церкви, 4 католические организации и церкви. Большинство христианских религиозных объектов представлены учениями протестантского направления: баптисты — 49, лютеране — 21, пятидесятники — 51, адвентисты Седьмого дня — 30, пресвитериане — 37, харизматы — 43, Свидетели Иеговы — 41, неденоминированные религиозные организации протестантского направления — 15. Количество христианских объектов увеличилось в основном за счет учений протестантского направления.

Бахаи. В КР зарегистрировано 12 объектов их приверженцев. Основная часть этих объектов находится в Бишкеке и Оше, однако община очень активна и действует практически во всех областях страны, а возглавляют ее этнические кыргызы.

Буддизм представлен обществом "Чамсен". В основном приверженцы этой веры проживают в Бишкеке и в Чуйской области. В последнее время в связи с отсутствием прихожан и руководителя общины остановлена деятельность общества "Бодхи".

Иудаизм представлен еврейской общиной. Ее приверженцы также в основном проживают в Бишкеке и в Чуйской области.

Количество религиозных объектов буддизма и иудаизма не изменяется с 1998 года.

Нетрадиционные секты и религиозные течения. Новые религиозные течения и верования представляют Универсальная церковь, Кришнаиты, Церковь Муна, Мормоны, представители "Фалуньгуня", Школа Махараши, Саентологическая церковь и другие. В классификации Госагентства они относятся к категории "Религиозные организации не типичной классификации". В данной категории также рассматривается Национальная миссия всемирной ахмадийской мусульманской общины в КР. Все они, как правило, немногочисленны. Например, в ячейке "Фалуньгуня" насчитывается около 50 чел., в Обществе сознания Кришны — около 400 чел.2

В Госагентстве зарегистрированы только Саентологическая церковь и Община "Ахмадии", остальные функционируют нелегально. Например, Церковь Муна создала дочерние организации "Молодежь Кыргызстана за мир во всем мире", "Профессора в защиту мира", "Женщины Кыргызстана за мир во всем мире", даже "Федерацию семей за мир во всем мире и единство в Кыргызстане"3.

Кроме того, активны нелегальные религиозно-политические структуры: "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (далее "Хизб ут-Тахрир"), "Акромийя", а также террористическая организация Исламское движение Узбекистана.

По мнению ряда экспертов, государственных и общественных деятелей, этому способствует размытость правовой и законодательной базы в религиозной сфере, которая позволяет некоторым сектам и радикальным организациям находить пути для своей деятельности.

Деструктивны по своему характеру "Нурджула" и организация даватистов (Призывающие обратиться к исламу). Формально они не выходят за рамки закона, но отдельные их представители ведут весьма жесткую агитацию в мечетях, вызывающую массу нареканий не только населения, но и духовенства. Это и стало (незадолго до заседания Совета безопасности) поводом рассмотреть деятельность даватистов на Совете улеммов ДУМК, члены которого дали даватистам время исправиться и работать согласно положениям ДУМК и законодательству республики.

Если в 2006 году взаимоотношения религиозная сфера — светская власть можно было классифицировать как противостояние радикальных исламистских групп с силовыми структурами, то в 2007-м их следует оценивать как сотрудничество официальных религиозных лидеров с органами государственной власти.

На заседании Совета безопасности, состоявшемся 7 сентября под председательством президента КР и с участием руководства ДУМК, казы областных казиатов и Бишкека, был рассмотрен вопрос "О религиозной ситуации в Кыргызской Республике". В частности, отмечалось, что необходимо активизировать борьбу против вовлечения молодежи в экстремистские течения и секты. Было предложено внести в законодательные и нормативные акты КР изменения, направленные на ужесточение ответственности за пропаганду идей религиозного экстремизма, хранение и распространение материалов экстремистского содержания и пособничество религиозно-экстремистским организациям.

Совет безопасности принял решение поручить правительству внести необходимые изменения в реализацию Концепции государственной политики в религиозной сфере4 и в деятельность Межведомственного совета по делам религий.

По итогам работы Совбеза директор Госагентства по делам религий Т. Калматов провел пресс-конференцию, на которой заявил, что нормативно-правовая база деятельности Госагентства не отвечает требованиям дня5. В связи с этим была создана рабочая группа, которая подготавливает законопроект "О внесении изменений и дополнений" в закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях".

Предполагается, что для признания религиозной организации необходимо будет наличие в ее рядах минимум 200 чел., а не 10, как сегодня. Государственному комитету национальной безопасности и парламенту рекомендовано подготовить соответствующий пакет документов.

В республике насчитывается до 12 тыс. священнослужителей. Из них около 70% — самоучки, не окончившие специальных учебных заведений. На факультете теологии Ошского государственного университета уже прошла обучение первая группа (30 чел.). Эта работа будет продолжена на базе Исламского университета. Причем наряду с углубленным курсом богословия, корановедения и арабского языка духовенство будет изучать бухгалтерию, в частности, составление бюджетов — от рядовой мечети до самого ДУМК6.

Вызывает нарекания качество религиозного образования. Ни одно из действующих в стране учебных заведений этой сферы не прошло аттестацию. Это означает, что их выпускников государственные структуры республики не признают7. Для получения государственной лицензии все религиозные учебные заведения должны будут включать в свою учебную программу минимум треть светских дисциплин: математику, физику, географию, историю, право и т.д. Подобные программы ДУМК готовит совместно с Министерством образования и науки.

Госагентство по делам религий поддержало предложение переводчицы Корана на русский язык В. Пороховой во время ее визита в Кыргызстан о трансляции обучающих религиозных программ. Кроме того, Госагентство считает необходимым подготовить просветительские программы и на русском языке, что позволит представителям других наций и конфессий получать достоверную информацию об исламе. По мнению Т. Калматова, именно отсутствие у государства должной пропаганды и совместной с духовенством работы объясняет активизацию экстремистских структур, эксплуатирующих идеи мусульманства.

Продолжалось противостояние религиозных лидеров в структуре ДУМК. Оппоненты обвиняли муфтия в коррупции и взяточничестве, требовали его отставки и реформирования самого Духовного управления. Однако заместитель Верховного муфтия Р. Эгембердиев обвинил оппонентов в корыстных целях, в частности, заявил, что два основных противника муфтия были уволены из ДУМК за растрату средств.

Тем не менее требования об отставке муфтия поддержали некоторые религиозные деятели Ошской области. Однако их претензии отверг директор Госагентства по делам религий, заявивший, что подобные меры возможны, лишь когда будут доказаны факты незаконной деятельности муфтия.

Важным событием стало прошедшее в сентябре заседание Совета улемов, на котором были определены дни и сроки мусульманских праздничных мероприятий, в том числе начало месяца Рамазан, а также размеры пожертвований: фитр-садак и закят. На территории республики было решено провести Рамазан айт 12 октября, Курман айт — 19 декабря. В отличие от ряда других стран региона (Узбекистана и Таджикистана) орозо в Кыргызстане начался в то же время, что и в Саудовской Аравии.

Размер фитр-садака в 2007 году был установлен в Ошской, Джелал-Абадской и Баткенской областях в размере 15 сомов с человека (примерно 0,43 долл.), в Бишкеке, Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской и Нарынской областях — 14 сомов (около 0,4 долл.)8. Закят — 1 124 сома (примерно 32 долл.)9.

Не решен вопрос организации хаджа. Из-за скандалов, отмеченных в предыдущие годы, организацией хаджа-2007 занималось Госагентство по делам религий, а на долю ДУМК осталось формирование группы паломников через систему местных казиятов и имамов мечетей.

По информации Госагентства по делам религий, Саудовская Аравия выделила для мусульман КР квоту на 4 500 чел., однако визу на хадж иными путями получили еще 300 чел. А некоторые паломники отправились в путь, рассчитывая получить визу при въезде в Саудовскую Аравию.

По решению правительства уже второй год кыргызстанцы должны направляться на паломничество лишь самолетами. Однако более 400 чел. отправились на восьми автобусах через соседние страны. Хотя автобусы и смогли доехать до Мекки своевременно, из-за проблем с визами пассажиры трех из них были вынуждены вернуться на родину, так и не заехав на территорию Саудовской Аравии.

Директор Госагентства по делам религий Т. Калматов заявил о намерении добиться привлечения к ответственности тех, кто нарушил постановление правительства о запрете поездок в Мекку на автобусах. Но некоторые организаторы поездок выдвинули встречные претензии. По их мнению, Госагентство монополизировало эту сферу, что порождает коррупцию при организации хаджа10.

Мусульмане, совершающие хадж, говорили, что передача его организации госоргану не помогла и это путешествие остается проблематичным и слишком дорогим.

По мнению некоторых лидеров, организацией хаджа должно заниматься ДУМК, так как лишь представители духовенства знают все требования и тонкости паломничества, менее подвержены коррупции, чем турфирмы, выигравшие соответствующий тендер. В частности, имам Г. Зухриддинов заявил, что такие турфирмы не знакомы с аспектами исламской религии в целом и шариата в частности. Кроме того, он отметил высокую стоимость поездки. Если в 1995 году верующие могли добраться до Мекки на автобусе за 500 долл., то в 2007-м стандартная стоимость поездки достигла 1 800 долл., отчасти из-за услуг посреднических турфирм и дополнительных выплат, введенных Госагентством по делам религий.

Советник Госагентства по делам религий Ш. Закиров согласен с тем, что у некоторых турфирм были проблемы, но отверг обвинения в дороговизне. По его словам, в Кыргызстане, по сравнению с соседними странами, цены на хадж самые низкие. Кроме того, хадж совершать вправе те, у кого есть достаток.

В ответ на это пресс-секретарь ДУМК А. Саипов заявил, что Госагентство по делам религий не смогло организовать справедливое распределение турфирмами путевок среди паломников, по вине Госагентства не было прозрачности в распределении этих путевок. По мнению пресс-секретаря ДУМК, организацией хаджа должен заниматься муфтият, а государство только помогать ему. "Хадж — не туризм. А паломничество должны организовывать люди, сведущие в шариате", — отметил он.

В связи с этим актуальным и своевременным прозвучало предложение председателя Международного центра исламского сотрудничества в Кыргызстане шейха С. Камалова и советника директора Госагентства по делам религий Ш. Закирова о создании специального госоргана по делам хаджа и умры, в которое должны войти представители Госагентства по делам религий, ДУМК, МИД и других заинтересованных органов11.

Еще один проблемный вопрос — отношения между представителями конфессий. С активизацией исламских и христианских эмиссаров, а также представителей нетрадиционных сект и религиозных течений прогнозировались сценарии представленности Кыргызстана мусульманским югом и христианским севером. Такие сценарии обусловливались преобладанием на юге страны кыргызского и узбекского населения, идентифицирующего себя как мусульмане, и также фактами массового перехода этнических кыргызов северных областей из ислама в секты христианского толка. Однако в последнее время процесс христианизации развивается и на юге Кыргызстана.

Благодаря либеральному законодательству сегодня в республике борьбу за души людей ведут активисты многих конфессий. В связи с этим в обществе возникают не характерные прежде сегменты, являющиеся носителями разнонаправленных ценностей. По существу складывается несколько конкурирующих культур.

Тем не менее, несмотря на возникающие между адептами традиционных и нетрадиционных направлений конфликты, сегодня в КР мирно сосуществуют более 30 религиозных конфес­сий, течений и сообществ.

В 2007 году республику продолжали "осваивать" зарубежные религиозные центры и иностранные государства. Так, в священный месяц Рамазан провели благотворительные акции Ассоциация муниципалитетов тюркоязычных стран и Арабский фонд "Хьюмен эппил интернэшнл". Первая вручила инвалидам и малоимущим гражданам 50 инвалидных колясок, около 200 комплектов детской одежды, продуктов питания и организовывала бесплатные ужины. А представители фонда "Хьюмен эппил интернэшнл" раздали 120 малообеспеченным семьям Аламудунского района Чуйской области и г. Бишкека продуктовые наборы, оказали гуманитарную помощь 130 детям Беловодского психоневрологического детского дома, подготовили списки 500 детей-сирот, которые до достижения совершеннолетия будут ежемесячно получать от организации до 1 тыс. сомов.

Несмотря на относительную стабильность ситуации в религиозной сфере, год был отмечен активной деятельностью экстремистских и запрещенных религиозных структур "Хизб ут-Тахрир", "Акромийя", "Сатанисты" и "Белое братство". В связи с этим вице-премьер-министр Нур уулу Досболу заявил корреспонденту Информационного агентства "REGNUM": "Тревогу вызывает активизация деятельности религиозно-экстремистских группировок и партий, особенно запрещенной партии "Хизб ут-Тахрир", деятельность которых несет в себе угрозу распространения религиозно-реакционных идей, способных перерасти в акты террора и насилия. Социальной основой для привлечения в ряды религиозно-экстремистских организаций по-прежнему остается финансовая и материальная заинтересованность"12.

По словам директора Госагентства по делам религий, за последние пять лет численность сторонников запрещенной в странах Центральной Азии партии "Хизб ут-Тахрир", ратующей за создание халифата, увеличилась в КР в 10 раз и насчитывает уже около 10 тыс. чел., из них 2 тыс. — женщины.

В феврале 2007 года члены партии "Хизб ут-Тахрир" в очередной раз организовали на юге республики массовые выступления протеста против политики ДУМК и Госагентства по делам религий (первые они провели в ноябре — декабре 2006 г.). Активисты партии открыто вступают в полемику с официальной властью и в северной части страны, как это было в Иссык-Кульской области при посещении руководством ее администрации отдаленных районов.

Об усилении активности "Хизб ут-Тахрир" свидетельствует и то, что только в городе Ош за распространение литературы и листовок религиозно-экстремистского характера возбуждено 14 уголовных дел (за 2006 г.— ни одного), привлечено к уголовной ответственности 7 членов организации (за 2006 г. — ни одного). Особое беспокойство вызывает то, что у членов "Хизб ут-Тахрир" обнаруживают не только экстремистскую литературу, но и огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, боевые гранаты, взрывчатые вещества.

По информации пресс-службы МВД, в распространении своих агитационных материалов "Хизб ут-Тахрир" стала активно использовать женщин этой организации. Так, в селе Кербен Аксыйского района были задержаны две молодые сторонницы партии — 29 и 26 лет. Сотрудники угрозыска местного РОВД изъяли у них 19 книг и 24 журнала этой организации13. В Панфиловском районе Чуйской области такие материалы распространяла неизвестная женщина, под видом почтальона разносившая их по домам14.

Заметно изменилась география деятельности и распространения материалов "Хизб ут-Тахрир". Если раньше она заявляла о себе в основном на юге Кыргызстана, то в 2007 году она проводила весьма активную, а порой и агрессивную работу в северных регионах.

Так, в декабре МВД зафиксировало четыре случая распространения материалов этой партии в городах Токмак, Нарын и Бишкек. Было изъято около 50 компакт-дисков и 100 листовок15. А сотрудники Девятого главного управления МВД и Иссык-Кульского областного управления внутренних дел обнаружили в доме у 24-летнего жителя села Жаны-Арык Аксыйского района 12 книг, 17 листовок, 6 плакатов и 12 компакт-дисков партии "Хизб ут-Тахрир"16.

Накануне парламентских выборов сотрудники силовых структур задержали в Нарыне трех местных жителей 33—35 лет. У них изъяли 23 листовки и столько же компакт-дисков с призывом не поддерживать демократические институты власти, голосовать за кандидатов в депутаты, являющихся истинными мусульманами, способствующими установлению исламских законов в обществе. Изъятые листовки были озаглавлены "Шариатские условия участия в парламентских выборах", а компакт-диски содержали фильм с закадровым текстом на кыргызском языке. В спецслужбах отметили: анализ всех этих материалов свидетельствует, что они служат своеобразной агитацией отдельных политических сил религиозного характера. В местах их распространения изъяли еще более 100 экземпляров прокламаций и дисков17.

После парламентских выборов сотрудники МВД продолжали изымать листовки партии, посвященные этим выборам. Так, по сообщению пресс-службы МВД КР от 27 декабря, на рынке города Кара-Суу Ошской области задержали 39-летнего сторонника запрещенного течения, у которого милиция изъяла 19 компакт-дисков и 7 листовок экстремистского толка, призывавших граждан добиваться через парламентские выборы построения в стране шариатского государства.

В то же время одного из сторонников "Хизб ут-Тахрир" за аналогичные деяния разыскивали в северной части республики: в городе Кант, недалеко от Бишкека, он раздавал листовки такого же содержания18.

Эти факты свидетельствуют, что члены "Хизб ут-Тахрир" продолжают активно использовать ситуацию как повод для агитации и пропаганды своих идей. В 2007 году таким поводом стали парламентские выборы. Однако экстремисты не отказываются и от уже ставших традиционными выступлений в дни религиозных праздников. Так, 19 декабря в ходе празднования Курман айт в г. Ош сторонники этой партии пытались привлечь внимание мусульман розыгрышем лотереи. После того как эту попытку пресекли, члены "Хизб ут-Тахрир" попытались перекрыть движение по одной из центральных улиц города. Сотрудники милиции задержали 48 чел., в том числе трех женщин и несколько несовершеннолетних. Пресс-служба МВД отмечает, что, после того как сторонников "Хизб ут-Тахрир" доставили в УВД, туда для выяснения обстоятельств и оказания помощи задержанным прибыл сотрудник аппарата омбудсмена республики по южному региону19.

Таким образом, в 2007 году отмечена активизация государственных институтов и официальных религиозных лидеров КР в борьбе против вовлечения молодежи в ряды радикально настроенных религиозных экстремистских течений и сект. На законодательном уровне ужесточается ответственность за пропаганду идей религиозного экстремизма, хранение и распространение материалов соответствующего содержания и пособничество религиозно-экстремистским организациям.

К важным событиям анализируемого года относится и начавшийся процесс пересмотра нормативно-правовой базы о первичной регистрации религиозных структур и качества религиозного образования. Организация хаджа из хаотичного состояния преобразуется в разумное устройство.

Как показывает анализ событий, инициативы государства и официальных религиозных лидеров во многом были вызваны активизацией деятельности партии "Хизб ут-Тахрир", которая продолжала тактику минувших лет — использование ситуации как повод для агитации и пропаганды своих идей. Расширилось участие женщин в деятельности. Партия перешла к политическим методам борьбы за установление халифата.


1 См.: Мамаюсупов О.Ш., Мурзахалилов К.К., Маматалиев К.К. и др. Краткий анализ религиозных систем в Кыргызстане. Б., 2006. С. 84. к тексту
2 См.: Там же. С. 86—88. к тексту
3 См.: Там же. С. 92. к тексту
4 Утверждена постановлением правительства от 6 мая 2006 (№ 324). к тексту
5 См.: [www.24.kg.], 10 сентября 2007. к тексту
6 См.: Там же. к тексту
7 См.: Там же. к тексту
8 Размер фитр-садака равен стоимости 1,6 кг пшеницы. Обычно 50% собранных пожертвований остаются в мечети, 10% поступают в казият, 40% распределяют на благотворительные нужды: в медресе, исламских институтах, среди нуждающихся людей. к тексту
9 "Закят — пожертвование, равное 40-й части денежного эквивалента 85 граммов золота, в пользу определенных лиц (по шариату) — бедным, нуждающимся людям", — сообщили в ДУМК. к тексту
10 См.: Камалов С. Организаторов хаджа надо менять // Вечерний Бишкек, 21 января 2008, № 10 (9 430). С. 6. к тексту
11 См.: Ш. Закиров: Нареканий к нам не поступало // Вечерний Бишкек, 21 января 2008, № 10 (9 430). С. 6. к тексту
12 [www.regnum.ru], 8 сентября 2007. к тексту
13 См.: Каримов Д. В Аксыйском районе Кыргызстана задержаны молодые сторонницы экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир" [www.24.kg], 8 января 2008. к тексту
14 См.: Горбачев И. За последние несколько дней в Кыргызстане зафиксировано четыре случая распространения материалов, возбуждающих религиозную вражду [www.24.kg], 14 декабря 2007. к тексту
15 См.: Там же. к тексту
16 См.: Ибралиев Ж. У жителя Иссык-Кульской области Кыргызстана изъята литература запрещенной религиозно-экстремистской партии [www.24.kg], 8 декабря 2007. к тексту
17 См.: Каримов Д. В Кыргызстане партия "Хизб ут-Тахрир" перешла к политическим методам борьбы за установление халифата // ИА "24.kg" [http://www.24.kg/election/2007/12/14/71197.html], 14 декабря 2007. к тексту
18 См.: В Кыргызстане продолжают изымать листовки партии "Хизб ут-Тахрир", посвященные парламентским выборам [www.24.kg], 27 декабря 2007. к тексту
19 См.: Сторонники "Хизб ут-Тахрир" пытались провести массовую акцию в центре города Ош (Кыргызстан) [www.24.kg], 20 декабря 2007. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL