РЕЛИГИЯ

Эльмир КУЛИЕВ


Эльмир Кулиев, кандидат философских наук, директор департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа (Баку, Азербайджан)


Введение

В 2008 году жизнь религиозного сообщества страны оказывалась в центре внимания политиков и общественности гораздо чаще, чем в предыдущие годы. Представительные международные конференции и форумы, церемонии открытия построенных и отреставрированных мечетей и храмов, громкие судебные процессы по делам экстремистских группировок, наконец, беспрецедентный в новейшей истории Азербайджана террористический акт в мечети не раз попадали на центральные полосы столичных газет и становились предметом оживленных дискуссий за "круглым столом", в телевизионных студиях и на страницах интернет-форумов. Но в целом ни политика государства в религиозной сфере, ни отношение к религии в обществе не претерпели серьезных изменений. И, несмотря на периодические сообщения о фактах ограничения свободы вероисповедания, нынешнее положение в целом устраивает религиозные общины самой разной направленности.

Государство и религия: сближение ради дистанцирования

В последние годы власти АР ужесточили контроль над процессами, протекающими в религиозной жизни страны, и принимают меры по ограничению и предотвращению деятельности радикальных религиозных групп. Наряду с запретительными мерами в анализируемом году сотрудники государственных структур вели активную разъяснительную работу среди населения, в частности, участвовали в работе семинаров, конференций и телевизионных передачах, касающихся общественно-религиозной проблематики. И хотя уровень массового религиозного просвещения в стране остается довольно низким, проводимая в этом направлении работа уже приносит результаты и все меньше молодых людей проявляют интерес к нетрадиционным религиозным течениям, особенно деструктивной направленности.

Значительный вклад в поддержание стабильности в религиозной сфере вносит Государственный комитет по работе с религиозными образованиями (далее — Госкомитет), деятельность которого за минувший год была весьма продуктивной. Руководство Госкомитета поддерживает тесные связи с руководителями религиозных центров и общин страны, его последовательная политика направлена на обеспечение свободы вероисповедания и укрепление межконфессионального согласия в республике. Созданные в 2007 году комиссии по делам религии при главах исполнительной власти городов и районов АР на протяжении всего года проявляли высокую активность в регионах, способствовали скорейшему разрешению проблем, возникающих на конфессиональной почве, играя роль "мостов" между религиозной общественностью и органами исполнительной власти.

Одно из основных направлений деятельности Госкомитета — координация работы всех государственных структур, осуществляющих контроль над религиозной ситуацией, предотвращение и разрешение административных проблем, с которыми сталкиваются религиозные общины, поиск наиболее эффективных механизмов обеспечения свободы совести и вероисповедания. Для решения этих задач руководство Госкомитета провело ряд совещаний с представителями местных органов исполнительной власти и сотрудниками правоохранительных структур в Исмаиллинском, Агдашском и других районах республики. С целью разъяснения принципов государственной политики в этой сфере было организовано четыре семинара на тему "Армия, общество и религия" в воинских частях и учебных заведениях, а также цикл семинаров-тренингов для преподавателей школ городов Баку, Гянджы и Сумгаита, а также Агджабединского, Имишлинского и других районов. Кроме того, был завершен цикл семинаров-тренингов в исправительно-воспитательных учреждениях, начатый в 2007 году на основе соглашения с Министерством юстиции страны.

В целях повышения уровня религиозного просвещения Госкомитет регулярно организовывал семинары и встречи, в которых участвовали сотрудники министерств и ведомств, представители религиозных общин, ведущие теологи, религиоведы, журналисты. 30 января в центральном аппарате Госкомитета состоялся семинар для журналистов, в ходе которого была подчеркнута роль массмедиа в поддержании межрелигиозного согласия и предотвращении роста насилия, "освященного" религией. 4 марта состоялся семинар "Президентские выборы-2008: верующие в качестве избирателей", где, в частности, речь шла о необходимости повышения религиозной сознательности и вовлечения верующих в общественно-политическую жизнь. Особое внимание было уделено устранению противоречий между демократическими и исламскими ценностями, обеспечению активного участия религиозной общественности в предстоящих в октябре президентских выборах.

17 марта руководство Госкомитета встретилось с главами ведущих столичных издательств с целью разъяснения угроз, исходящих от тоталитарных и экстремистских религиозных групп, и предупреждения публикации запрещенной литературы. Согласно закону АР "О свободе вероисповедания" (ст. 22), ввоз и распространение религиозной литературы на территории Азербайджана контролируются Госкомитетом1. И хотя процедура получения экспертного заключения иногда затягивается, руководители религиозных общин с пониманием относятся к подобной практике2. За минувший год через соответствующую экспертизу прошло 1 507 наименований религиозной литературы, из которых на территории страны запрещено распространять 59 наименований книг, проповедующих религиозную нетерпимость. Согласно статистическим данным, за последние два года случаи провоза и распространения в АР религиозной литературы экстремистской и деструктивной направленности уменьшились.

В целом правительство проявляет все большую озабоченность распространением в стране нетрадиционных верований, которые являются причиной социальных "разломов" и конфликтов на бытовой почве, а также политизацией ислама, что некоторые эксперты рассматривают как альтернативу обессиленной и дискредитировавшей себя политической оппозиции. Вызывают беспокойство также участившиеся случаи насилия и правонарушений на религиозной почве, высокая активность иностранных миссионерских организаций, ведущих религиозную пропаганду в основном через местных неофитов, неподдельный интерес зарубежных посольств и международных структур к религиозной ситуации в стране.

В целях уменьшения внешнего влияния на религиозную ситуацию в республике и поддержания светских устоев государственности власти стремятся установить контроль над процессом отправки азербайджанской молодежи для получения теологического образования за рубежом и ее трудоустройством по возвращению на родину. В ходе зарубежных визитов в Турцию (2—7 июня) и Иран (6—12 августа) председатель Госкомитета Х. Оруджев встретился с азербайджанскими студентами, обучающимися на теологических факультетах. Будущие теологи были ознакомлены с нынешней религиозной ситуацией в АР и основными направлениями государственной политики в сфере религии. Кроме того, достигнуто соглашение о прекращении деятельности турецких имамов в азербайджанских мечетях по завершении сроков уже заключенных контрактов (ранее это регулировалась соглашением между Министерством по делам религии Турции и правительством АР). Согласно информации, предоставленной пресс-службой Госкомитета, турецкие имамы уже уступили место своим азербайджанским коллегам в четырех мечетях страны.

С целью создания условий для реализации гражданами страны конституционного права на свободу вероисповедания в минувшем году во многих мечетях и храмах проведены ремонтно-восстановительные работы. Например, по заказу Министерства культуры и туризма АР реконструирована мечеть в с. Рустов Губинского района. В Нахчивани реставрируется мечеть "Джума" (XVIII—XIX вв.), которая долгое время была в аварийном состоянии. Продолжаются строительные работы в крупных столичных мечетях "Тезе-пир" и "Аждар-бей".

В г. Ханлар 5 февраля вновь была открыта лютеранская кирха, построенная в 1854 году на средства местной немецкой общины и многие годы остававшаяся в заброшенном состоянии. Ремонтно-восстановительные работы в храме проведены при содействии Германского общества технического сотрудничества. 7 марта в столице состоялось официальное открытие Католической Церкви Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, на котором присутствовали президент АР И. Алиев, государственный секретарь Ватикана кардинал Т. Бертоне, руководители религиозных общин Азербайджана. Прошло освящение католического храма, участок для строительства которого в свое время безвозмездно передал общине президент Азербайджана Г. Алиев во время визита в страну Папы Римского Иоанна Павла II. А в начале года в церкви были установлены колокола, подаренные местной католической общине президентом Польши Л. Качиньским в ходе состоявшего в марте 2007 года его официального визита в Азербайджан.

На фоне последовательной политики властей по восстановлению исторических культовых сооружений весьма неожиданным стало решение Ясамальского районного суда, принятое 3 декабря, о сносе строящейся в столице мечети. По словам ректора Азербайджанского государственного экономического университета Ш. Гаджиева, мечеть возведена на территории, принадлежащей этому вузу3. В настоящее время строительные работы в мечети приостановлены, но ее окончательная судьба пока не выяснена.

В целом, по уточненным данным, на территории АР находится 1 750 мечетей, из них 804 — действующие. Кроме того, функционируют пять еврейских синагог, пять храмов Русской Православной Церкви, один храм Грузинской Православной Церкви, один храм Евангелическо-лютеранской Церкви, один храм Римской Католической Церкви и 26 молитвенных домов, принадлежащих различным общинам молокан, протестантов, кришнаитов и бахаитов. Наряду с храмами и молельнями на территории страны есть более 500 святых мест, связанных с народными верованиями и т.п. По состоянию на 1 января 2009 год в Госкомитете прошли регистрацию 529 религиозных общин, в том числе 102 за последний год. Из них 101 — мусульманские и одна — еврейская община "Кубар" г. Сумгаита.

Религиозно мотивированный экстремизм: "вирус" в сознании молодежи

17 августа в мечети "Джума" Наримановского района столицы, известной как мечеть "Абу Бакр", был совершен террористический акт, в результате которого два человека погибло, 18 получили ранения разной степени тяжести. Среди пострадавших оказался и имам мечети, руководитель местной религиозной общины Г. Сулейманов, который предположительно и был главной мишенью преступников. В организации теракта подозревается группа лиц радикальной религиозной направленности, возглавляемая уроженцем Закатальского района И. Моллачиевым по прозвищу Абдельмаджид, объявившим себя "эмиром дагестанского народа". По сообщению пресс-службы Министерства национальной безопасности, И. Моллачиев и его шурин С. Мехдиев спланировали возобновить деятельность вооруженной группировки "Лесные братья", членов которой во главе с гражданином Саудовской Аравии Наифом Абделькаримом аль-Бадави по прозвищу Абу Джафар обезвредили в ноябре 2007 года, а в июне 2008-го приговорили к лишению свободы на разные сроки4.

Как показывают наблюдения, "лесные братья" исповедуют крайние хариджитские5 взгляды и являются отщепенцами от общины ортодоксальных мусульман-салафитов, центром которых является мечеть "Абу Бакр". Руководитель салафитского движения Г. Сулейманов известен своей лояльностью к властям6 и в последние годы ведет активную пропаганду против радикальных группировок, призывающих к вооруженному джихаду против неверных7. Несмотря на это, хариджитские взгляды быстрее всего распространяются среди его бывших последователей, сторонников "пуританского" ислама, отчаявшихся в достижении "целей шариата" путем мирной проповеди8.

Радикализация умеренных мусульман в Азербайджане началась во второй половине 1990-х годов9, однако в последние два года активность экстремистских групп все чаще привлекает к себе внимание общественности и правоохранительных органов. Некоторые международные наблюдатели связывают это с излишне жесткими методами контроля над мирной религиозной деятельностью и с ограничением религиозных свобод граждан10. В частности, в некоторых мечетях страны — в столице и регионах — введены неофициальные ограничения на декламацию азана с помощью громкоговорителей11. В независимой и оппозиционной прессе периодически появляются сообщения о полицейском произволе в городах Баку, Сумгаите, в северных и северо-западных районах страны. Значительный резонанс вызывают сообщения об увольнениях с работы и иного рода ограничениях прав мусульманок, носящих хиджаб, хотя подобные конфликты чаще всего разрешают в пользу верующих12.

В феврале 2008 года громкую огласку получило дело педагога начальных классов школы № 20 г. Баку Н. Мельниковой, которую уволили за "грубые нарушения правил трудовой дисциплины". По словам русской учительницы, активно участвующей в жизни мусульманской общины столицы, она была уволена по меркантильным соображениям, а поводом для того стали ее религиозные убеждения и ношение хиджаба. Несмотря на активную поддержку педагога правозащитниками, в конце апреля Ясамальский районный суд отказался удовлетворить иск Н. Мельниковой о восстановлении на работе, признав действия руководства школы законными. И хотя причина подобных инцидентов не всегда кроется в пристрастном отношении руководителя к религиозным убеждениям подчиненного, на такие случаи весьма эмоционально реагирует религиозная общественность страны и они регулярно попадают в отчеты правозащитных организаций.

Неодобрение верующих вызвали и некоторые меры, принятые властями для обеспечения безопасности в мечетях. Так, в канун священного для мусульман месяца Рамадан, через 12 дней после взрыва в мечети "Абу Бакр", верующим запретили в индивидуальном и массовом порядке совершать намаз во дворах мечетей13. Это решение остается в силе по настоящее время и создает массу неудобств молящимся, которые для совершения пятничного намаза вынуждены отправляться в пригороды столицы. Неоднозначную оценку получило и решение Управления полиции Наримановского района Баку временно приостановить деятельность мечети "Абу Бакр" в связи с поступившей в правоохранительные органы информацией об угрозе повторного террористического акта14. 27 октября Наримановский районный суд удовлетворил иск местной религиозной общины и вынес решение о снятии запрета на массовое посещение мечети верующими, однако после поступления жалобы со стороны ответчика дело было пересмотрено. 23 декабря иск был отклонен на основании того, что следствие по факту теракта в мечети не завершено. 9 января 2009 года руководство общины подало апелляцию на решение районного суда.

Таким образом, трагический инцидент в мечети "Абу Бакр" обнажил острые противоречия в мусульманском сообществе АР и показал, что избранная властями тактика противодействия религиозному экстремизму недостаточно эффективна. По мнению многих экспертов, эта задача не будет решена, пока в стране не создадут многоступенчатую систему религиозного просвещения, где главную роль будут играть духовенство и интеллигенция15. С другой стороны, резкое и единогласное осуждение теракта в мечети политическими и общественными деятелями позволяет предположить, что религиозно-экстремистские настроения не имеют опоры в обществе и воспринимаются как враждебные самому исламу.

"Официальный" ислам: конформизм в действии

Традиционное мусульманское духовенство Азербайджана организовано под началом Управления мусульман Кавказа (УМК). Духовный лидер мусульман страны шейхульислам А. Пашазаде имеет большое влияние и немало сторонников, особенно в южных регионах. Согласно закону "О свободе вероисповедания" (ст. 12), государственная регистрация исламских общин возможна только по письменному представлению УМК. Создание исламских религиозных заведений тоже входит в полномочия лишь этой структуры. В ее ведении находятся Бакинский исламский университет и его четыре региональных отделения (в городах Закаталы, Ленкорани, Сумгаите, Мингечауре). Независимо от УМК функционирует лишь факультет богословия в Бакинском государственном университете, деканом которого является известный востоковед, председатель Научно-религиозного совета УМК академик В.М. Мамадалиев.

Деятельность мулл, большая часть которых не имеет теологического образования, как правило, ограничивается оказанием ритуальных услуг населению, а их низкая просветительская активность часто вызывает критику со стороны религиозных деятелей — сторонников обновленчества и интеллигенции. В связи с этим в последние годы руководство УМК пытается активизировать идеологическую деятельность, приглашая на работу в мечети и подведомственные учебные заведения молодых граждан, получивших теологическое образование в Иране, Турции, Египте и других мусульманских странах. По оценкам аналитиков Международной кризисной группы, новое поколение клириков весьма грамотно и энергично привлекает молодежь в мечети, особенно в суннитских регионах16. К достижениям мусульманского духовенства в сфере религиозного просвещения можно отнести и открытие электронного сайта журнала "Калам" [www.kelaminfo.az], учредителем и главным редактором которого является заведующий отделом науки и образования УМК М. Сеидзаде.

Глава мусульман Кавказа активно встречается с представителями СМИ и комментирует события религиозной жизни в стране и за рубежом. В своих интервью шейхульислам А. Пашазаде не избегает ответов на сложные вопросы, разъясняя причины повышения расценок на совершение паломничества в Мекку и отчитываясь за использование средств, поступивших от зарубежных спонсоров17. Так, в июле он выступил с инициативой создать исламский благотворительный фонд, средства которого пойдут на содержание мечетей и других культовых объектов, выплату заработной платы клирикам и благотворительные цели18. Идею создания подобного фонда и прежде неоднократно озвучивали представители мусульманской интеллигенции, выражавшие обеспокоенность высокими тарифами на ритуальные услуги, однако конкретные шагов в этом направлении до сих пор не предприняты.

Под влиянием общественного мнения официальные лица УМК выступали и против расточительства при организации поминальных церемоний19. Однако, по сообщениям СМИ, в некоторых районах страны были отданы неофициальные распоряжения, регламентирующие порядок проведения поминок и свадеб. В частности, в Уджарском районе упразднена традиция организовывать поминки по четвергам, а в Нахичеванской автономной республике продолжительность поминок сокращена до двух с половиной дней, причем теперь посетителей разрешено угощать только чаем и сахаром. С конца марта полемика относительно законности подобных ограничений в демократическом обществе вылилась на страницы печатных и электронных СМИ20. Мнения религиозной общественности и правозащитников относительно правового регулирования традиционных церемоний разделились, но некоторые депутаты Милли меджлиса активно поддерживают идею принятия закона "О церемониях"21.

Важное место в деятельности УМК, как обычно, занимало поддержание традиций веротерпимости и развитие межрелигиозного диалога. В январе шейхульислам А. Пашазаде в очередной раз выступил против отождествления молящихся мусульман с фундаменталистами, а ислама — с терроризмом22. Это заявление прозвучало в ответ на высказывания некоторых политологов об опасности исламского фундаментализма в стране23. Кроме того, с заявлениями в защиту ислама выступил глава мусульман Кавказа, комментируя в августе террористический акт в мечети "Абу Бакр"24.

1 мая руководство УМК осудило "всеармянское" паломничество "Вперед Армения, вперед к Богу" из Эчмиадзина в Шушу. Действия армянских клириков оценили как нарушение договоренности способствовать урегулированию армяно-азербайджанского конфликта и не провоцировать межрелигиозное противостояние, достигнутое по итогам Московского всемирного саммита религиозных лидеров в 2006 году.

В июле глава мусульман Кавказа совершил визит в США, в ходе которого встретился с руководителями местных религиозных общин и обменялся с ними опытом поддержания межрелигиозного согласия. Однако главной целью его визита было участие в международной конференции "Любовь к Богу и соседям на словах и на деле: что это дает мусульманам и христианам?", организованной Йельским университетом (США) совместно с Королевским институтом исламской мысли "Аль аль-бейт" (Иордания).

В декабре шейхульислам А. Пашазаде выразил протест против ряда положений законопроекта "Об охране репродуктивного здоровья и планирования семьи", касающихся искусственного оплодотворения и суррогатного материнства. Духовный лидер мусульман призвал председателя Госкомитета Х. Оруджева довести мнение религиозной общественности до парламента25. Следует отметить, что мусульманское духовенство, принимая во внимание светские устои азербайджанской государственности, крайне редко озвучивает собственную позицию о законодательстве страны.

Как и в предыдущие годы, председатель УМК проявлял заметную активность на международной арене. В конце февраля он посетил с визитом Турцию, в ходе которого вручил премьер-министру страны Р.Т. Эрдогану орден "Шейхульислама" за развитие братских и дружественных отношений между Турцией и Азербайджаном.

В апреле делегация религиозных деятелей страны во главе с шейхульисламом А. Пашазаде совершила визит в Москву, где встречалась с президентом РФ Д. Медведевым, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. В центре внимания находился вопрос о создании Межрелигиозного консультативного совета при ООН, который будет использовать миротворческий потенциал религий в урегулировании конфликтов. Идея создания такой структуры обсуждалась и на встрече главы мусульман Кавказа со специальным посланником Генерального секретаря ООН Ибрахимом Гамбари во время июльского визита в США.

В целом в анализируемый период работа УМК была весьма эффективной и способствовала укреплению позитивных тенденций в религиозной жизни страны. Позиция религиозного центра мусульман по многим вопросам вызывала одобрение в обществе, поскольку была созвучна с мировоззренческими взглядами большинства населения и вместе с тем удачно дополняла позицию официальных властей по ряду внутригосударственных и международных вопросов.

Общество и религия: поддержание традиций веротерпимости

Религиозная жизнь Азербайджана характеризуется высоким уровнем толерантности, которая рассматривается как одна из основополагающих культурных традиций нации и высоко оценивается зарубежными политиками и религиозными деятелями. В связи с этим перспективы сохранения атмосферы веротерпимости в обществе, меры противодействия тоталитарным и экстремистским идеологиям, а также сглаживание противоречий между ценностями ислама и демократии были, пожалуй, главными религиозными темами, которые обсуждались структурами гражданского общества. Не случайно в феврале — мае азербайджанская служба Би-би-си совместно с Центром плюрализма "Инам" и при финансовой поддержке посольства Великобритании в Азербайджане подготовила цикл радиопередач на тему "Религия и демократия".

5—8 ноября Министерство молодежи и спорта Азербайджана совместно с Директоратом по делам молодежи и спорту Совета Европы и ИСЕСКО провело представительную конференцию "Между религиозными различиями: исламофобия и другие формы дискриминации, основанные на вере и религии, применительно к молодым людям и молодежной работе".

10 ноября по решению Консультационного совета при председателе Госкомитета состоялся семинар с участием руководителей религиозных общин страны, приуроченный к Международному дню толерантности, традиционно отмечаемому 16 ноября.

Большой вклад в укрепление национальных духовных ценностей и развитие межкультурного диалога вносит Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый первой леди страны, депутатом Милли меджлиса, послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО М. Алиевой. 26 сентября руководство Фонда подписало соглашение о сотрудничестве с католической общиной АР, направленное на развитие связей в сферах образования, культуры и здравоохранения, а также на сохранение традиций веротерпимости. Это не первый проект Фонда, способствующий обеспечению свободы вероисповедания и укреплению межрелигиозного согласия в стране. Ранее при активном его участии реконструирована православная церковь в Баку и построен образовательный комплекс для еврейских детей26.

Усилия руководства страны по укреплению духовных ценностей и межконфессионального согласия высоко оценили заместитель министра вакуфов и исламских дел Кувейта и председатель Комитета мусульман Азии Адиля аль-Фалах, автор книги "Гейдар Алиев и национально-духовные ценности". Презентация этой книги, написанной на арабском и переведенной на азербайджанский, русский и английский языки, прошла 29 апреля в столичном дворце "Гюлистан".

Свидетельством интереса Запада к азербайджанскому опыту поддержания веротерпимости стала международная конференция "Сосуществование многочисленных религий в Азербайджане: религиозная толерантность и общественное развитие", состоявшаяся 3 июня в Берлине. С основным докладом на тему "Правовые основы деятельности и нынешнее состояние религиозных общин в Азербайджане: роль религии на национальном и региональном уровне" выступил председатель Госкомитета И. Оруджев.

К знаменательным событиям, связанным с высоким уровнем межрелигиозного и межкультурного диалога в Азербайджане, можно отнести и открывшуюся 22 мая в Апостолическом дворце Ватикана выставку картин, посвященных библейской тематике. Их автор — член Федерации художников ЮНЕСКО, заслуженный художник Азербайджана А. Гейбатов. К таким событиям относится и состоявшееся 25 мая награждение директора Института прав человека Национальной академии наук Азербайджана Р. Мустафаева дипломом Гелатской академии наук, находящейся под эгидой Грузинской Православной Церкви. Примечательно, что этот азербайджанский ученый — первый иностранец, ставший членом данной духовной академии, одной из старейших на Кавказе.

Исламские финансы: первые шаги на Центральном Кавказе

Несмотря на растущий интерес азербайджанских предпринимателей к исламским видам инвестирования и страхования, исламские банки не имеют особого статуса в Азербайджане. Первым и пока единственным банком, который работает с учетом требований исламского шариата, остается "Kövsərbank". В 2002 году он получил лицензию на все виды банковской деятельности, но из-за законодательных ограничений не имеет возможности оказывать все виды финансовых услуг, допускаемых шариатом.

Отсутствие необходимой правовой базы сдерживает развитие исламского бэнкинга и страхования в стране, однако международные исламские финансовые институты не скрывают своей заинтересованности в открытии азербайджанского рынка для крупных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках шариата. В 2007 году Исламский банк развития и Азербайджанская инвестиционная компания учредили инвестиционную фирму "Caspian International Investment Company", главная цель которой — привлечение в Азербайджан зарубежных капиталов. А в 2008-м Исламская корпорация развития частного сектора заключила соглашения о предоставлении кредитных линий сразу нескольким акционерным коммерческим банкам страны, в том числе "Rabitəbank", "Turanbank", "Azərdəmiryolbank" и др. Лизинговая компания "Unileasing" [www.unileasing.az] также начала реализовывать проект в соответствии с принципами ислама.

Перспективы развития исламских финансовых институтов в АР отечественные финансисты активно обсуждают уже не первый год. А 27—28 февраля состоялся международный семинар "Исламские финансы и возможности их применения в Азербайджане", организованный Обществом маркетинга АР и Исламским банком развития. Проблемы развития исламских финансовых институтов в Азербайджане обсуждались и в рамках летней школы "Ислам в современных международных отношениях", которая работала 11—20 июля в столице и в Губинском районе. В семинарах, организованных Азербайджанской дипломатической академией, участвовали представители 15 государств Европы, Африки, Ближнего Востока и США27. По мнению одного из них, российского исследователя Р.И. Беккина, будущее исламского бэнкинга и страхования в Азербайджане зависит не только от политических и законодательных решений, но и от обеспечения широкого доступа к информации о преимуществах финансовых продуктов и услуг, отвечающих требованиям шариата28.

Заключение

События года показали, что религиозное сообщество страны переживает непростые времена. Традиционным религиям приходится отстаивать свои позиции в острой конкуренции с нетрадиционными верованиями и обновленческими идеологиями, приобретающими все больше сторонников среди молодежи. Несмотря на высокий уровень религиозной толерантности в обществе, серьезным дестабилизирующим фактором остаются радикальные настроения, подогреваемые внешними силами и нерешенными социально-экономическими проблемами. Как показывают наблюдения, сегодня бóльшая часть азербайджанцев не рассматривает ислам как альтернативу светскому государству, а социальная база сторонников "политического ислама" очень слаба. Однако трудно сказать, какие коррективы в религиозную жизнь страны внесет мировой финансовый кризис, последствия которого стали ощущаться гражданами лишь в начале 2009 года.


1 Текст закона "О свободе вероисповедания" доступен на официальном сайте Госкомитета [http://dqdk.gov.az/rus/zakon_svoboda_r.html]. к тексту
2 Позитивные изменения в процедуре экспертизы религиозной литературы за последние годы отражены в отчетах международных организаций (см., например: International Religious Freedom Report 2008 [ http://2001-2009.state.gov/g/drl/rls/irf/2008/108435.html]). к тексту
3 См.: Агентство Day.az, 3 декабря 2008 [http://www.day.az/news/society/139049.html]. к тексту
4 См.: Пресс-релизы Министерства национальной безопасности АР от 2 сентября 2008 г. [http://www.mns.gov.az/news/02.09.2008.12.54_ru.html] и от 8 сентября 2008 г. [http://www.mns.gov.az/news/08.09.2008.12.32_ru.html]. к тексту
5 См.: Религиозно-политическое направление в исламе, объединяющее различные течения. Характерная особенность хариджитов — обвинение в вероотступничестве мусульман, не разделяющих их взглядов, и призыв к насильственной смене власти, не руководствующейся законами шариата. На постсоветском пространстве хариджитов, как правило, называют "ваххабитами", хотя некоторые исламоведы указывают на ошибочность отождествления "ваххабитов" с экстремистскими хариджитскими группами (см.: Ярлыкапов А. Народный ислам и исламская молодежь: формы бытования ислама на Центральном и Северо-Западном Кавказе [http://www.islamica.ru/?pageID=219]). к тексту
6 См., например: Газ. "Bizim yol", 3 ноября 2007 [http://www.bizimyol.az/index.php?mod=news&act=view&nid=5263]. к тексту
7 См.: Рашидоглу А. "Джихад" против власти?! // Зеркало, 28 октября 2008. к тексту
8 Причины распространения экстремистских религиозных взглядов мы подробно рассмотрели в статье: Исламский экстремизм на Кавказе: реальность угрозы и пути ее предотвращения // Кавказ & Глобализация, 2006, № 1 (1) [http://www.ca-c.org/c-g/2006/journal_rus/c-g-1/15.ekuliev.shtml]. к тексту
9 См.: Юнусов А. Ислам в Азербайджане. Баку: Заман, 2004. С. 262. к тексту
10 См.: Доклад Международной кризисной группы "Азербайджан: независимый ислам и государство" от 25 марта 2008 года [http://www.crisisgroup.org/home/index.cfm?id=5351&l=3]. к тексту
11 См.: ИА "Olaylar", 17 сентября 2008 [http://olaylar.az/index.php?newsid=1221654956]. к тексту
12 Например, в сентябре не были допущены на работу педагоги столичных школ №№ 162 и 167 (см.: Агентство Day.az, 15 сентября 2008 [http://www.day.az/news/society/130528.html]). к тексту
13 См.: Агентство ANS Press, 1 сентября 2008 [http://anspress.com/nid86339.html]. к тексту
14 См.: [http://www.day.az/news/society/135424.html]. к тексту
15 См., например: Интервью правозащитника И. Ибрагимоглу агентству "Новости-Азербайджан", 9 сентября 2008 [http://www.newsazerbaijan.ru/exclusive/20080909/42476974.html]. к тексту
16 См.: Доклад Международной кризисной группы "Азербайджан: независимый ислам и государство". к тексту
17 См.: Агентство Day.az, 17 ноября 2008 [http://www.day.az/news/society/137013.html]. к тексту
18 См.: ИА "Тренд", 1 июля 2008 [http://news-ru.trend.az/society/religion/1235982.html]. к тексту
19 В частности, об этом заявил заместитель председателя УМК С. Мусаев в интервью телеканалу ANS от 21 октября 2008 года [http://anspress.com/index.php?nid=92696]. к тексту
20 См.: Bizim yol, 28 марта 2008. к тексту
21 См.: Azərbaycan, 6 марта 2008. к тексту
22 См.: ИА "Тренд", 10 января 2008 [http://news.trend.az/index.shtml?show=news&newsid=1108772&lang=AZ]. к тексту
23 Поводом для этого стало сообщение о публикации в декабрьском номере нидерландского журнала "Armex" статьи проф. Л. Маракса о геополитических реалиях и угрозе исламского фундаментализма в Азербайджане (см.: Azərbaycan, 26 декабря 2007). к тексту
24 См.: Агентство Day.az, 18 августа 2008 [http://www.day.az/news/society/127877.html]. к тексту
25 См.: Агентство APA, 23 декабря 2008 [http://ru.apa.az/news.php?id=122693]. к тексту
26 См.: ИА "Тренд", 26 сентября 2008 [http://news.trend.az/index.shtml?show=news&newsid=1305306&lang=RU]. к тексту
27 См.: [http://ada.edu.az/news/20081205030130318.html]. к тексту
28 См.: Bekkin R. Azerbaijan: emerging market // New Horizon. Global Perspective on Islamic Banking & Insurance, October-December 2008, No. 169. P. 29. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
  •  У нас есть почти все для туризма - Лыжи беговые . Товары для школьников. velo-port.ru
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL