РЕЛИГИЯ

Заза ПИРАЛИШВИЛИ


Заза Пиралишвили, доктор философских наук, профессор Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили (Тбилиси, Грузия)


Введение

Главное политическое событие в жизни страны в 2008 году — столкновение грузинских и русских военных подразделений на территории сепаратистского региона Южной Осетии в августе — в значительной степени способствовало резкому повышению общественно-политической роли Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В предыдущие годы этот процесс стимулировался сложным социально-экономическим положением населения и угрозой утраты культурной идентичности, вызванной новыми историческими и культурными реалиями. Во время августовских событий ГПЦ оказалась единственной социальной структурой, сохраняющей авторитет и безусловное доверие в обществе. Ее представители первыми прибыли в районы военных действий и оказали помощь местному населению. Не менее важно и то, что на фоне этих событий ГПЦ предстала в роли международного актора.

Конечно, год запомнился и другими событиями, однако происходившие в августе, фактически отодвинули их на задний план.

Фактические и статистические данные1

Наибольшую часть населения Грузии, по разным оценкам — 81,5—83,9%, составляют православные. Растет число воцерковленных. Если в 1998 году, согласно опросу, проведенному философским обществом Грузии, количество воцерковленных среди православных было только 5,67%, то к 2006 году, в соответствии с опросом организации "Business Consulting", их число достигло 17,5%.

Во главе ГПЦ стоит Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II. Он же руководит Священным синодом. Церковь разделена на 33 епархии. Резиденция Патриархии расположена в Тбилиси, где находится и высшая духовная академия ГПЦ, основанная в 1988 году. В стране функционируют и средние духовные учебные заведения: духовные семинарии в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми, духовное училище в Кутаиси и т.д., всего около 15.

В соответствии с указом Патриарха и решением Священного синода от 21 декабря 2006 года создан университет имени Андрея Первозванного, выделено здание, разрабатывают и утверждают учебные планы.

С 2006 года вещает телевидение Патриархии. Хотя из-за проблем, связанных с каналом, осенью его передачи на несколько недель прекратили. Работает радио Патриархии "Иверия".

О количестве новых церквей и духовных лиц точных статистических данных нет. По общим экспертным оценкам, после объявления независимости Грузии количество действующих православных церквей выросло на 350—400, духовных лиц — более чем на 1 000, хотя во второй половине 1970-х годов в республике насчитывалось лишь около 50 действующих церквей.

Мусульманскую общину составляют три этнические группы: азербайджанцы, этногрузины-мусульмане (аджарцы) и кистинцы2. Доля этой общины в населении страны составляет примерно 9,9—11,2%.

Мусульманская община административно подчиняется Управлению кавказских мусульман, которым руководит шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде. Управление имеет в Грузии полномочного представителя — Гази Ахунди Али Алиева.

В восточной части страны при мечети функционируют четыре больших медресе. Из них два — шиитские — финансируют религиозные организации Ирана, сунитские — турецкие источники. Несколько небольших медресе есть в Аджарии, Марнеули, Кесало, Гардабани. При тбилисской мечети функционирует и женское медресе.

Третья по величине религиозная группа представлена последователями Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Это примерно 3,9—4% населения. Возглавляет эту общину епископ Вазген Мирзаханян. Кафедральный собор расположен в Тбилиси. Всего у армянской общины Грузии есть 21 церковь, а также духовная семинария в Шулавери и несколько воскресных школ.

Доля католиков в населении страны составляет 0,68—1%, в основном грузины и ассирийцы. В последние годы в грузинской интеллигенции наблюдается хотя и слабая, но все же заметная тенденция перехода в католичество. При этом в католической части населения Западной Грузии, особенно среди молодежи, отмечается тяга к православию, что главным образом связано с усилением религиозного национализма. Православие было и остается одним из определяющих факторов национально-культурной идентичности страны.

Апостольская администрация латинского чина Закавказья создана в декабре 1993 года. Вначале обязанности ее руководителя выполнял тогдашний нунций, монсеньор Жан-Поль Гобель. В 1996 году эти функции разделились и Апостольским администратором назначили падре Джузепе Пазото. В 2000 году он был рукоположен в епископы.

Со дня ее учреждения Апостольская администрация охватывает католиков латинского чина Грузии, Армении и Азербайджана, затем к ним добавились католики ассирийско-халдейского чина. Она вошла в конгрегацию церквей Востока. В жизни грузинских католиков особенным был ноябрь 1999 года, когда Грузию посетил Папа Иоанн Павел II.

В Тбилиси действуют две католические церкви, а в южной части страны, где в основном обитают католики, четыре. Новые церкви возводят в Кутаиси и Батуми.

С 2002 года в Тбилиси функционирует католический институт теологии, философии, культуры и истории имени Сулхан-Саба Орбелиани, который готовит христианских теологов.

К 2001 году езиды составляли 0,7% населения. Число православных этнических греков до обретения Грузией независимости превышало 100 тыс. чел. Эмиграция сократила их количество до 12—15 тыс.

Во главе Евангелическо-баптистской Церкви стоит президент-епископ Малхаз Сонгулашвили. Количество ее приверженцев, по данным 2001 г., не превышает 5 тыс., вместе с сочувствующими — примерно 17 тыс. Центральная церковь расположена в Тбилиси. В разных уголках страны действует несколько часовен. Сами баптисты заявляют, что по всей Грузии у них до 60 центров. С 1993 года эта церковь имеет свою теологическую семинарию.

После объявления независимости в республике активизировались протестантская и другие нетрадиционные конфессии. По данным на 2001 год, количество Свидетелей Иеговы составляло 15 тыс. чел., пятидесятников — примерно 9—10 тыс.

Число последователей иудаизма после нескольких волн эмиграции уменьшилось до 10 тыс. чел., что составляет 0,2% населения. В Тбилиси, а также в регионах страны действуют синагоги и религиозные школы.

К лютеранам в основном относятся представители немецкой общины. Их меньше тысячи. Количество адвентистов Седьмого дня не превышает 400 чел., количество представителей всех других религиозных групп — 34—35 тыс.

Значительное количество православных определяет характер религиозной жизни. Во всех известных нам опросах с точки зрения доверия Православная Церковь бессменно занимает первое место (80—83%). Поэтому внимание зарубежных экспертов часто привлекает роль, которую она играет в политической жизни страны.

Деятельность официальных религиозных лидеров

Как уже отмечалось, в 2008 году резко возросла роль ГПЦ во внутренней и внешней политике страны. Уже в начале года она предстала одним из важнейших акторов грузино-российских отношений. 18 февраля СМИ распространили заявление Католикоса-Патриарха Грузии, в котором он призывал Россию воздержаться от тона, используемого ею в вопросе возможности признания независимости Абхазии и Южной Осетии в связи с признанием независимости Косова. По словам Илии II, в грузинском обществе много противоречий, но в данном случае оппозиция, власти, церковь, народ одного мнения, что Грузия была и должна оставаться единой Грузией. "Я не раз говорил представителям российских властей, что сепаратизм является заразной болезнью, и это должны понимать все", — приводит Интерфакс слова Католикоса-Патриарха. Он отметил, что в Грузии уважают российскую культуру, историю, науку, философию, но нужно сказать правду, что разговаривать с Грузией как с суверенным государством в таком тоне, как это делает Россия сегодня, недопустимо. А в конце апреля Католикос-Патриарх отметил, что Грузия и Россия не всегда последовательны в политике формирования добрососедских отношений. По сообщению портала "Интерфакс-Религия", в заявлении, переданном послу РФ Вячеславу Коваленко в кафедральном храме Святой Троицы в Тбилиси, Илия II выразил глубокое сожаление в связи со сложившейся в последнее время сложной ситуацией в грузино-российских отношениях. "Мы хорошо видим, что обе стороны в разное время допустили ошибки, но Грузинская Православная Церковь считает недопустимым поддержку сепаратизма в любой части мира, а провоцирование сепаратизма является источником насилия и агрессии".

Аналогичные заявления были распространены также 4 и 8 мая. По сообщению ИТАР-ТАСС, 9 июля Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил письмо Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие II, в котором речь шла о ситуации, сложившейся в отношениях между Россией и Грузией. Алексий II констатировал, что всецело разделяет озабоченность предстоятеля ГПЦ.

Военные столкновения между Россией и Грузией начались 8 августа. Тогда же были распространены заявления Католикоса-Патриарха Грузии Илии II и Патриарха всея Руси Алексия II, в которых они призывали стороны возобновить переговоры о мире, а также выражали надежду, что никто не сможет разжечь непримиримую вражду между двумя православными нациями.

Согласно информации, распространенной Ассошиэйтед пресс 11 августа, Папа Римский Бенедикт XVI призвал к немедленному прекращению огня в Южной Осетии и к началу переговоров между Россией и Грузией. Понтифик попросил обе стороны воздержаться от дальнейшей конфронтации и ответных действий в регионе, которые могут лишь усугубить положение.

В контексте военного противостояния следует также отметить, что 12 августа глава Росохранкультуры А. Кибовский высказал удивление, что мировое сообщество не выражало возмущения из-за уничтожения грузинскими войсками памятников осетинской культуры. Чисто политический характер этого заявления очевиден хотя бы потому, что Кибовский упоминает среди разрушенных памятников такие соборы, как древняя Кавтская церковь Святого Георгия (VIII—IX вв.), крепость Сабацминда (XV—XVIII вв.), церковь Хвтисмшобели, ряд соборов XIX века, называя их памятниками византийской культуры. Эти церкви входят в Никозскую и Цхинвальскую епархию, охватывающую город Цхинвали, Цхинвальский, Ахалгорский, Джавский и Знаурский район, то есть регионы, населенные как осетинами, так и грузинами, и находятся в юрисдикции Грузинской Патриархии. Кроме того, названные соборы паспортизированы не как византийские или осетинские культовые строения (об осетинских христианских культовых строениях на Центральном Кавказе не было каких-либо сведений), а как грузинские соборы. Наконец, их названия также абсолютно грузинские и этимологически ничего общего с осетинским языком не имеют. В этих церквах богослужения никогда не проводили на осетинском языке, да и вообще на территории Грузии такого никогда не случалось. На фоне этнической чистки, проводимой в Цхинвальском регионе российскими войсками и осетинскими военными формированиями (с мест постоянного проживания были изгнаны десятки тысяч мирных граждан), более вероятно, что памятники культуры разрушали именно силы, осуществлявшие упомянутые действия. Это обвинение лишено фактических оснований, его можно рассматривать лишь как часть широко применяемой в данном конфликте информационной войны.

В заявлении МИДа Грузии от 8 августа упоминалось о памятниках культуры, разрушенных при воздушных ударах российской авиации и действиях сепаратистских сил, и данный факт расценивался как попытка уничтожить грузинское культурное наследие на территории Южной Осетии.

В 1990-х годах в Южной Осетии была создана так называемая Аланская Православная Церковь, ныне признанная Греческой старостильной церковью, а прежде (с 1993 г.) — Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). Это восемь приходов, а в Москве есть подворье Аланской Церкви. Политическая роль РПЦЗ в разжигаемых в Грузии этноконфликтах весьма интересна. Об этом свидетельствует, в частности, пример Абхазской Церкви: с 1993 года Цхум-Абхазская епархия ГПЦ отрезана от Абхазии. РПЦЗ стала рассматривать Абхазскую Церковь под своей юрисдикцией, хотя это не оформлено канонически. После того, как в октябре 2007 года был принят "Акт о канонических отношениях", согласно которому РПЦЗ является частью Русской Православной Церкви (РПЦ), эту ситуацию уже часто воспринимают как вторжение Московской патриархии на каноническую территорию Грузинской Церкви.

Руководство РПЦ отказалось принять в свой состав югоосетинскую и сухумо-абхазскую православные епархии, священники которых неоднократно обращались к ней с соответствующей просьбой. "Политические решения, — отмечается в сообщении Московского патриархата, — не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пасторской ответственности". Таким образом, хотя в Южной Осетии и Абхазии РПЦ присутствует, Московский патриархат формально поддержал неделимость ГПЦ. А независимую политику РПЦЗ по отношению к этим регионам можно рассматривать как первые скрытые шаги на пути экспансии.

26 августа Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к президенту и премьер-министру России с просьбой не узаконивать постановление Госдумы РФ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. В его обращении, распространенном Патриархией Грузии, в частности, сказано, что активные военные действия на территории Грузии прекращены, но, к сожалению, продолжается противостояние между странами. Оно переходит в еще более опасную фазу, что выразилось в признании Думой независимости Абхазии и Южной Осетии. Прозвучало также много заявлений с российской стороны, в которых православные лидеры высказывали надежду на то, что именно Грузинская и Русская Православные Церкви могли бы сыграть роль гаранта мира между грузинским и русским народами.

В ноябре делегация ГПЦ встретилась с российскими коллегами и заместителем министра иностранных дел России. 11 декабря Илия II беседовал в Москве с президентом России Дмитрием Медведевым (Катаколикос-Патриарх всея Грузии прибыл в Москву на похороны Патриарха Московского всея Руси Алексия II). Их разговор продолжался 45 минут. Это был второй значительный случай контактов, с помощью которых Православная Церковь пытается наладить диалог двух враждующих государств. Выступая после встречи с Медведевым перед представителями грузинской диаспоры в Москве, Илия II подчеркнул, что русский и грузинский народы — народы-братья, и выразил надежду, что конфликт между государствами удастся разрешить мирными средствами. После встречи президет РФ Дмитрий Медведев заявил, что Грузии нужна сильная Россия. России нужна сильная и единая Грузия, а также выразил надежду, что "с Божьей помощью мы сможем достичь этого".

Уровень обеспечения свободы вероисповедания.
Толерантность и межрелигиозный диалог

В 2008 году снова возник спор между Грузинской Православной и Армянской Апостольской Церквами из-за ряда культовых сооружений. Эта проблема обострилась в 2005 году, когда представители ААЦ распространили заявления, в которых они требовали возвратить ряд культовых зданий, якобы принадлежавших Армянской Церкви. В сопровождающих эти заявления общих исторических экскурсах речь шла о почти 600 культовых зданиях. Объявление предметом спора явно преувеличенного количества — 600 культовых сооружений — с самого начала осложнило процесс переговоров и диалога. Иногда с армянской стороны назывались и культовые сооружения, имеющие символическое значение для истории и духовного развития Грузии. В контексте проблем, связанных с культовыми сооружениями и регионами Грузии, населенными армянами, различные армянские неправительственные организации распространяли на русском и английском языках информацию об антиармянской истерии в грузинских СМИ. Не принимая во внимание ряд маргинальных печатных органов, можно утверждать, что это не соответствует действительности3.

В конце мая Грузинская епархия ААЦ выразила протест по поводу того, что вокруг расположенного в Тбилиси, на улице Леселидзе, спорного церковного здания (армяне называют его храмом Святого Норашена) представители ГПЦ соорудили железную ограду, в которую была включена характерная для грузинской православной традиции религиозная символика. Тогда же, 28 мая, на состоявшейся в Минске встрече глав правительств государств СНГ премьер-министры Грузии и Армении обсудили эту проблему. Глава Кабинета министров Армении обратился к своему коллеге с просьбой рассмотреть связанные с юридическим статусом здания храма проблемы и получил от него соответствующее обещание.

После некоторой паузы, 23 октября, от имени проживающих в Грузии 400 тыс. армян Грузинская епархия ААЦ потребовала прекратить "посягательство на армянские культовые сооружения"4. 16 ноября группа православных приступила к очистительным работам во дворе спорного храма на улице Леселидзе. Ситуация обострилась тем, что в процессе расчистки двора были передвинуты армянские могильные камни, однако, по заявлению православного священника Тариэла Сикинчилашвили, это было вызвано лишь желанием вернуть камни в исходное положение. Армянская сторона сразу же оценила этот факт как оскорбление армянских могил.

19 ноября Министерство иностранных дел Армении потребовало у посла Грузии разъяснений случившегося. 27 ноября "RAA" — международная организация по изучению армянской архитектуры — предложила общественности Армении обратиться к международным структурам по защите культурного наследия с призывом прекратить "грузинизацию" армянских церквей. В тот же день у посольства Грузии в Армении прошла акция протеста против "огрузинивания" армянских церквей в Грузии. А 28 ноября распространилась информация о встрече представителей двух церквей, состоявшейся в Патриархии Грузии, в ходе которой стороны договорились о создании совместной комиссии. В нее должны войти как духовные лица, так и представители научных кругов. Им поручено выяснить вопрос о принадлежности спорного здания (по армянской версии храма Святого Норашена). Несмотря на это, 4 декабря ереванские студенты провели акцию протеста, вызванную посягательствами на армянские храмы в Грузии. Перед зданием Ереванского офиса ООН участники акции требовали прекратить незаконные действия духовенства Грузии проив армянских церквей, функционирующих в соседней стране. Распространялась информация, что планировалось провести аналогичные акции и в других странах мира.

В общем, можно сказать, что проживающие в Грузии армяне реагируют на эту проблему относительно спокойно, хотя и считают расположенный на улице Леселидзе храм собственностью ААЦ. Но их представители, за исключением нескольких радикально настроенных лиц, пытаются решить данный вопрос преимущественно путем конструктивного диалога, без того фона радикальных и максималистских требований, который создает ряд армянских организаций и частных лиц. Сопредседатель "Союза армян в Грузии", советник президента Грузии Ван Байбурт несколько раз публично указывал, к каким нежелательным последствиям способна привести эскалация напряженности и как это могут использовать различные силы.

8 декабря Патриархия Грузии распространила заявление, в котором еще раз удостоверила уважение к армянскому народу и Армянской Церкви и выразила удивление по поводу роста напряженности в армянской и международной прессе после того, как было достигнуто соглашение о создании совместной комиссии. Параллельно в грузинских СМИ появились требования вернуть 10 храмов, после советизации оказавшихся на территории Армении и присвоенных ААЦ.

9 декабря распространилась информация, что прибывший с визитом в Грузию премьер-министр Армении Тигран Саркисян вместе с министром охраны окружающей среды Грузии Георгием Хачидзе и министром грузинской диаспоры Юлоном Гагошидзе посетили спорный храм, двери которого были опечатаны. После этого визита двери церкви взломали. Кто это сделал, не установлено до сих пор, но православные обвиняют грузинских официальных лиц.

Если прежде в блокировании работы грузинско-армянских комиссий считали виновной преимущественно Грузию, в 2008 году стало очевидным, что этим занимается Армения. 22 декабря глава епархии ААЦ в Грузии, епископ Вазген Мирзаханян заявил, что армянская сторона выступает против создания комиссии по изучению принадлежности церкви Сурб Норашена, так как она исторически является армянской (PanARMENIAN.Net). "Армянская сторона против создания комиссии по изучению принадлежности церквей, в том числе Сурб Норашена, происхождение которых оспаривается представителями ГПЦ, потому что, если для них они спорные, то для Армянской Апостольской Святой Церкви они являются ее историческими церквами", — подчеркнул он. Это укрепило подозрение в том, что дело не только в культовых сооружениях, тем более в одном культовом здании, а в обострении ситуации, где важную роль играет разразившийся в августе российско-грузинский военный конфликт. Эскалация религиозного противостояния создала бы благоприятный фон для вторжения российских войск в Грузию под предлогом защиты интересов этнических меньшинств.

В ходе состоявшейся 10 декабря встречи с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном президент Грузии Михаил Саакашвили заверил его в том, что намерен лично заняться решением проблемы упомянутой церкви.

В ответных комментариях по поводу обвинения в присвоении здания церки грузинская сторона говорит об искажении армянской стороной фактического положения дел. Часто отмечается, что в XVI—XVIII веках армянские духовные лица использовали притеснение ГПЦ Ираном и присвоили множество церковных зданий. В качестве примера экспансионистского характера Армянской Церкви приводится ее постоянный конфликт с Православной Патриархией Иерусалима вокруг храма Гроба Господня.

Еще раз отметим, что в 2008 году, как и ряд предыдущих лет, выдвижение на передний план проблем культовых сооружений и социально-политического положения населения Самцхе-Джавахети совпало с обострением российско-грузинских отношений. В связи с этим многие грузинские аналитики предполагают, что данные события обусловлены стратегическим союзом России и Армении. Как показало развязанное военное противостояние между Грузией и Россией, этноконфликты представляли и сегодня представляют важный арсенал политики РФ для усмирения подобных Грузии "непокорных" соседей.

Обострению противостояния способствует и непримиримая позиция ряда грузинских духовных лиц. Столь жесткое их мнение, попытка включить теологические аргументы в правовой спор и неспособность к поиску компромиссов также осложняют ситуацию в этой сфере. Думаем, научное изучение проблемы спорных культовых сооружений и последующие переговоры разрядили бы обстановку.

Среди событий года следует упомянуть еще одно: 9—10 октября Международный центр христианских исследований при ГПЦ и Гелатская академия наук провели Третий международный симпозиум "Диалог цивилизаций — образование и воспитание как средство сотрудничества сторон". На симпозиум были приглашены ученые и религиозные лидеры многих стран.


1 Мы в основном используем данные, опубликованные в 2008 году в книге "Религии в Грузии", изданной Центром толерантности при народном защитнике Грузии. к тексту
2 Потомки чеченцев и ингушей, переселившихся в 1830-х и 1870-х годах в Панкисское ущелье, расположенное на северо-востоке Грузии, в верховьях реки Алазани. Численность кистинцев — 7,1 тыс. чел. (2002 г.). к тексту
3 В заявлении, опубликованном армянским националистическим объединением "Трабзон-Ардвин-Батум", вместе с намеками на территориальные претензии говорилось об антиармянской истерии в грузинских СМИ. Упоминалась газета "Аиси", о существовании которой автору этих строк не известно. Возможно, такая газета действительно существует, но напечатанную в ней какую-либо информацию трудно оценивать как антиармянскую истерию. к тексту
4 В этом заявлении весьма преувеличена численность армян, проживающих в Грузии. Согласно последней переписи населения 2002 года, количество армян в Грузии лишь приближается к 250 тыс. чел. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL