РЕЛИГИЯ

Виктор БУДКИН


Виктор Будкин, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины (Киев, Украина)


Современная религиозная ситуация в Украине

Религиозная ситуация в стране коренным образом отличается от положения в этой сфере в других государствах СНГ, в которых при всех различиях значимости религиозного фактора в общественной жизни в отношениях между властью и религиозными организациями четко выделяется доминантная роль одной из христианских конфессий или ислама. (Определенное исключение в этом контексте составляет Казахстан с его приблизительно равным отношением к исламу и православию.) Для Украины, наоборот, характерна полицентричная структура религиозного спектра, в котором несколько христианских церквей имеют приблизительно равный авторитет в государстве и соответственно заставляют считаться с собой политическое и партийное руководство страны, но в то же время не обладают доминантными позициями в обществе. Религиозное противостояние между приблизительно равными по весомости конфессиями выступает в качестве одной из причин латентной политической нестабильности в государстве, что особенно резко проявляется в период президентских и парламентских выборов.

Наиболее крупное размежевание отмечается между востоком и югом страны с их русскоязычным населением — сторонниками Украинской Православной Церкви (УПЦ), входящей в структуру Московского Патриархата, и соответственно приверженцами дружбы с Россией, с одной стороны, и центральными и западными регионами с преобладанием других христианских конфессий (Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата — УПЦ КП, униатская Украинская Греко-католическая Церковь — УГКЦ), приверженцы которых сдержанно (УПЦ КП) или негативно (УГКЦ) относятся к России, активно поддерживают курс президента Виктора Ющенко на жесткое усиление украинизации в сфере образования и СМИ, а также вступление Украины в НАТО — с другой.

К основным религиозным общинами в стране относятся УПЦ, УПЦ КП и УГКЦ. Хотя приходы (местные общины) этих церквей имеются по всей территории страны, основная часть УПЦ все же функционирует на востоке и юге, УПЦ КП — в центре и частично на западе, а УГКЦ — на западе. Значительно меньший вес имеют Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), Римско-католическая Церковь (РКЦ), ислам, иудаизм, а также баптисты, лютеране и представители других конфессий. Такой полицентризм объясняется всей предыдущей историей отношений между государством и религией как в царской России, так и при советской власти.

Однако при всех различиях этих конфессий отношения между ними не переросли в открытое противостояние, ограничиваясь межрелигиозными идеологическими спорами.

В настоящее время только Московский Патриархат и его дочерняя Украинская Православная Церковь фактически противостоят всем другим христианским конфессиям в Украине. УПЦ Киевского Патриархата они рассматривают как раскольническую церковь, которую возглавляет лишенный Священным синодом РПЦ архиерейского сана Михаил Денисенко, не имеющий тем самым права на полученное им при вступлении в монахи имя Филарет. В 400-летнем расколе и намерении подчинить Украину Ватикану обвиняется УГКЦ. Характерно, что перенос местопребывания главы греко-католиков из Львова в Киев (2005 г.) не вызвал противодействия со стороны УПЦ КП в отличие от сторонников Московского Патриархата, которые резко выступили против такого акта, как претензии на распространение юрисдикции УГКЦ на всю территорию Украины. В связи с борьбой против УПЦ КП и УГПЦ, которые в начале 1990-х годов отобрали у Московского Патриархата значительную часть верующих, храмы и другое церковное имущество, у УПЦ МП не остается достаточно сил, чтобы на таком же уровне бороться с католицизмом, число сторонников которого значительно меньше, чем у каждой из двух указанных выше структур (в их число практически не входят представители украинского и большинства русскоязычного населения). Однако нельзя не вспомнить крайне негативную реакцию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на отношения с Папским престолом, что определяет такую же позицию относительно католицизма со стороны УПЦ МП.

Необходимо отметить, что и само положение Московского Патриархата в Украине является достаточно сложным. Официальной конфронтации между властью и УПЦ МП нет, однако в отличие от предыдущего президента страны Л. Кучмы В. Ющенко демонстрирует повышенную активность в церковных делах, причем особую симпатию — к УПЦ КП. Московский Патриархат вынужден был даже пойти на провозглашение принципа создания в своей структуре так называемых саморуководящих церквей, то есть формально самостоятельных подразделений в рамках общей принадлежности к московской "Матери-Церкви". В соответствии с этим в Украине официально провозглашено существование Украинской Православной Церкви, к названию которой, однако, другие конфессии, представители большинства партий и общественных организаций по-прежнему добавляют слова "Московского Патриархата" (в соответствии с этим в данной статье используются термины УПЦ и УПЦ МП как равнозначные).

Косвенным свидетельством современных проблем вокруг и внутри УПЦ МП в Украине служит то, что ее предстоятель, митрополит Киевский и всея Украины Владимир, после кончины Алексия II отказался баллотироваться на вакантное место Патриарха Московского и всея Руси, ссылаясь на сложность конфессиональной ситуации в стране.

Самопровозглашение Киевского Патриархата в целом существенно ослабило позиции промосковского православия — ныне обе конфессии имеют в Украине приблизительно равные позиции. По данным официальной статистики, на 1 января 2008 года у УПЦ МП насчитывалось 11 тыс. приходов, а у УПЦ КП — лишь 4,5 тыс. Однако, по данным социологических исследований, число верующих Киевского патриархата достигает 14 млн, а сторонников УПЦ МП — 9—9,5 млн1. Вместе с тем УПЦ МП имеет неоспоримое преимущество перед УПЦ КП, так как с правовой точки зрения не решен кардинальный вопрос — о каноничности (соответствии церковному правопорядку) Киевского Патриархата и его поместности (право на определенную церковную территорию, в данном случае на территорию Украины).

Что касается других конфессий, то в 2008 году их положение в обществе существенно не изменилось. С перенесением в Киев местопребывания главы УГКЦ кардинала Любомира Гузара не произошло существенного усиления позиций этой церкви на востоке Украины. Характерная особенность иудаизма — наличие нескольких его течений на территории страны. Не обладая значительной численностью (в настоящее время евреи составляют лишь 0,2% населения страны)2, иудаистская община тем не менее проявляет высокую активность в общественной жизни. Этому способствует то, что ряд религиозных организаций возглавляют или входят в их руководство ведущие бизнесмены и политические деятели, например, крупный предприниматель Вадим Рабинович, бывший губернатор Запорожской области и чиновник высокого ранга Евгений Червоненко и др. А более многочисленная мусульманская община (около 2 млн. чел., или 4% населения)3 не демонстрирует такой активности в связи с ориентацией на разрешение внутриконфессионных проблем, а также невысоким уровнем концентрации верующих в каждом населенном пункте. Исключение составляет довольно компактная группа мусульман — крымских татар (250 тыс. чел.), которые вернулись в Крым после сталинской депортации в конце Второй мировой войны. Конфликтная ситуация между ними и другими жителями этого региона связана не столько с религиозными вопросами, сколько с нерешенностью проблемы выделения им прежней земельной собственности.

Все три президента Украины — и первый из них Леонид Кравчук, и сменивший его Леонид Кучма, и нынешний Виктор Ющенко, а также все политические партии и организации с момента провозглашения независимости Украины официально придерживались политики сбалансированного отношения ко всем религиозным общинам, не идя на риск утратить доверие части электората. Ордена и другие государственные награды регулярно вручают представителям УПЦ МП, УПЦ КП, УГКЦ и др., высшие должностные лица государства участвуют в религиозных праздниках всех христианских и иудаистской общин. Такое отношение к ним не является выражением религиозной толерантности, а обусловлено исключительно политической целесообразностью. Однако следует отметить, что в последние годы многие политические деятели акцентируют внимание на своей принадлежности к определенному вероисповеданию. Так, по свидетельству наместника Киево-Печерской лавры архиепископа Павла, в 2008 году президент В. Ющенко перестал посещать храмы УПЦ МП4, а глава наиболее крупной парламентской фракции Партии регионов Виктор Янукович после его снятия с поста премьер-министра, наоборот, подчеркивает свою принадлежность к ней и не участвует в мероприятиях УПЦ КП. Подобная избирательность основана и на политических факторах — тот же В. Ющенко рассматривает УПЦ МП в качестве главного религиозного сегмента российского влияния на Украину, а основная часть электората В. Януковича сосредоточена на востоке и юге страны, где преобладает влияние УПЦ МП.

Надежды и разочарования украинского православия

Несомненно, главным событием в религиозной жизни страны в 2008 году было празднование 1020-й годовщины крещения Киевской Руси. Официальным предлогом для проведения такого юбилея, не совпадавшего с круглой датой (тысячелетие, столетие, пятидесятилетие и т.д.), было то, что центром празднования 1000-летия (1988 г.) была Москва, а не Киев, где и произошло это событие. Выбор Москвы в качестве центра торжества объяснялся исключительно политическими мотивами, в частности, опасениями, связанными с возможностью усиления сепаратистских настроений в украинском обществе в период горбачевской "перестройки". Не менее политической была и инициатива через 20 лет организовать празднование в Украине. Это должно было подчеркнуть приоритет религиозного авторитета Киева перед Москвой и тем самым решить судьбу Киевского Патриархата, избавив его от оценки в качестве раскольнической и незаконной структуры. Тем самым Московский Патриархат был бы вытеснен с территории страны, а вместо трех православных церквей (включая УАПЦ) было бы обеспечено единство православия в границах Украины.

При всех заверениях как Киевского, так и Московского Патриархата в исключительно религиозной основе своего противостояния в Украине, вопрос о сохранении влияния РПЦ в стране имеет ярко выраженную политическую природу. Преобладание на востоке и юге промосковских общин — важный инструмент сохранения влияния РФ на этой территории, учитывая симбиоз РПЦ и Российского государства. Характерно, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II долго колебался относительно возможности своего присутствия на юбилее и принял окончательное решение лишь после прямой просьбы премьер-министра России В. Путина, который не мог согласиться с полной утратой влияния на Украину.

Украинские власти взяли на себя основную часть внешнеполитической поддержки празднования. В этих целях В. Ющенко неоднократно вел переговоры с главой Всемирного православия Константинопольским Патриархом Варфоломеем, от которого в конечном счете зависело решение о признании УПЦ КП единственной поместной церковной структурой в Украине. В письме состоявшегося в рамках юбилея Поместного собора УПЦ КП на имя президента В. Ющенко подчеркивалось: "Мы ценим и приветствуем Ваши усилия, направленные на преодоление раздела Украинской Церкви, в том числе через привлечение к решению этой проблемы Глав Поместных Православных Церквей и в первую очередь — Вселенского Патриарха Варфоломея, Предстоятеля Константинопольской Матери-Церкви"5.

Для повышения авторитета УПЦ КП к 1020-летию крещения Киевской Руси В. Ющенко наградил государственными орденами 41 ее представителя, а Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет стал первым в стране обладателем всех пяти степеней высшей награды государства — ордена Ярослава Мудрого (с учетом полученных ранее более низких степеней этого ордена). По представлению всех трех православных церквей (УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ), Национального совета по вопросам культуры и духовности и Украинского фонда культуры указом президента был установлен новый праздник — День крещения Киевской Руси-Украины, который будет отмечаться ежегодно 28 июля в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Киевской Руси.

Торжества по поводу юбилея начались 11 июля с заседания Поместного собора УПЦ КП, который был посвящен не только годовщине крещения, но и 900-летию основания второго после Киево-Печерской лавры религиозного центра — Михайловского Златоверхого монастыря, разрушенного советской властью в 1930-х годах и полностью восстановленного в конце 1990-х годов, то есть уже независимой Украиной. Среди наиболее важных документов, принятых на Соборе, следует выделить "Обращение к Предстоятелям Поместных Православных Церквей", где обосновывалась необходимость и законность отделения УПЦ КП от Московского Патриархата в 1992 году. В Обращении содержится обвинение в адрес этого Патриархата в том, что УПЦ КП по причине искусственной изоляции со стороны Русской Церкви временно не имеет признания своего статуса в качестве канонической и поместной церкви. Учитывая значительные разногласия между Константинопольским и Московским Патриархатами, в этом документе отмечается, что признание автокефалии Украинского Патриархата позволит существенно уменьшить возможности Московского Патриархата заявлять свои претензии на первенство во Вселенском Православии и провоцировать конфликты по такому поводу, а также подчеркивается, что исторически и канонически украинское православие должно подчиняться не Москве, а Вселенскому Константинопольскому Патриарху. В документе Поместного собора содержится и обращение к главам других православных церквей мира "увидеть ситуацию в Украинской Церкви не через искривленное в Москве зеркало, а собственными глазами"6.

В духе традиции возвеличивания исторических личностей — борцов за независимую Русь-Украину Поместный собор причислил к числу святых основателя Киевского государства Ярослава Мудрого (ХІ в.) и последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Кальнишевского, которого после ее ликвидации в 1775 году по приказу российской императрицы Екатерины ІІ выслали на север (он умер в Соловецком монастыре)7. Для повышения своего авторитета у части паствы, недовольной уклончивой позицией руководства УПЦ КП по отношению к усилению позиций других религиозных общин (прежде всего униатской УГКЦ), Поместный собор признал святыми князя Константина Острожского и митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Иова Борецкого — двух наиболее активных борцов за православие, против католицизма и униатства в XVI—XVII веках.

Основные события празднования 1020-летия крещения Киевской Руси пришлись на 25—27 июля, когда в Киев прибыли Вселенский Патриарх Варфоломей и главы или представители ряда других поместных церквей, в том числе Патриархат Московский и всея Руси Алексий II. Однако при этом Алексий II прямо предупредил другие православные церкви, что откажется участвовать в праздновании юбилея, если на его мероприятиях будет присутствовать высшее руководство УПЦ КП, которое РПЦ обвиняет в расколе православия и не признает законной структурой. В связи с этим истинный инициатор юбилея — Киевский Патриархат — официально не присутствовал на торжествах, хотя низший клир и рядовые сторонники УПЦ КП получили на то разрешение и участвовали в массовых мероприятиях празднования юбилея. В сообщении пресс-центра Киевской патриархии по этому поводу отмечалось: "Чтобы не поставить в сложную ситуацию наше государство, было принято решение не принимать участие в официальных мероприятиях на уровне иерархов"8.

Тем самым вместо исключительно религиозной акции, проводимой при поддержке украинского государства, празднование 1020-летия крещения Киевской Руси вопреки первоначальным намерениям организаторов оказалось сугубо государственным мероприятием. При этом УПЦ КП провела ряд собственных акций, в том числе торжественную литургию перед Михайловским монастырем, на которой присутствовали тысяча священников и 15 тыс. верующих, а также организовала крестный ход от этого монастыря к памятнику князю Владимиру.

Президент В. Ющенко уделил особое внимание Вселенскому Патриарху — лично встречал Варфоломея в Бориспольском аэропорту и отстоял с ним два молебна. Была выпущена памятная монета с изображением президента и Константинопольского Патриарха. В столице были размещены многочисленные плакаты с портретом Варфоломея при практическом отсутствии информации о прибытии главы РПЦ Алексия II. Более того, В. Ющенко ушел с совместного богослужения Вселенского Патриарха, а также Патриарха Московского и всея Руси у памятника князю Владимиру, не посетил проводимые Московским Патриархатом богослужения в исторически первом монастыре Киевской Руси — Киево-Печерской лавре. По меньшей мере сдержанное отношение к пребыванию Алексия ІІ проявилось уже при его появлении в аэропорту, куда в отличие от встречи Константинопольского патриарха, было направлено лишь третье лицо государства — председатель Верховной Рады Арсений Яценюк с немногочисленными чиновниками невысокого ранга.

Несмотря на столь повышенное внимание к особе Вселенского Патриарха, президент В. Ющенко и Киевский Патриархат не получили от Варфоломея нужного им решения о признании УПЦ КП канонической и поместной церковью. Варфоломей проявил особую дипломатическую гибкость в своих высказываниях и контактах в период пребывания в Киеве. С одной стороны, он не удовлетворил эти главные просьбы руководства Украины и Киевского Патриархата, не снял с Филарета анафемы (церковного проклятия), вынесенного ему РПЦ в 1997 году за провозглашение автокефалии (самостоятельности) украинского православия и захват храмов, не общался с представителями Киевского Патриархата. Но, с другой стороны, ряд его высказываний был оценен как косвенная поддержка усилий В. Ющенко по обеспечению церковного единства в стране, что, естественно, при современном государственном руководстве Украины возможно только на базе отделившегося от РПЦ Киевского Патриархата. Особое внимание было обращено на высказанный Варфоломеем тезис, что именно Константинопольская Церковь является "Церковью-Матерью" для украинского православия (на этот статус претендует и Московский Патриархат).

Представители УПЦ КП объясняют такую уклончивую позицию патриарха Варфоломея жестким давлением на него Московского Патриархата, который вроде даже пригрозил ему расколом всего мирового православного сообщества с переходом ряда наиболее близких к РПЦ национальных церквей под прямой патронат самого мощного в православии Московского центра. В печатном органе Киевского Патриархата появилось даже изложение статьи в турецкой газете "Джумхуриет" о том, что премьер-министр России В. Путин провел перед юбилеем телефонные переговоры с главой правительства Турции Р. Эрдоганом, а МИД РФ предупредил внешнеполитическое ведомство Турции о возможных отрицательных последствиях этого визита Вселенского Патриарха для российско-турецких отношений. В этой же статье делался намек на то, что соответствующее предостережение руководство Турции высказало самому Варфоломею как гражданину Турции и лицу, имеющему статус государственного служащего9.

В конечном счете празднование юбилея крещения Киевской Руси принесло всем его главным организаторам и участникам лишь негативный результат. Киевский Патриархат не получил ожидаемого им статуса полноправного сообщества канонических и поместных православных церквей. Более того, "добровольная" инициатива руководства УПЦ КП воздержаться от участия в официальных мероприятиях не могла никого обмануть, а само устранение истинного инициатора юбилея от его празднования существенно снизило авторитет Киевского Патриархата во Всемирном православии. Крайне неприятными были последствия этой акции и для президента В. Ющенко — заявленные им цели празднования не были достигнуты, даже расценены сторонниками Московского Патриархата как намерение вытеснить его из Украины, что еще более снизило рейтинг президента у значительной массы промосковских православных избирателей.

Вместе с тем неудача в достижении поставленных целей убила у приверженцев УПЦ КП надежду на способность В. Ющенко решить этот важнейший для них вопрос, ведь до сих пор они принадлежат к "незаконной" церкви. Ничего не выиграл и Московский Патриархат — стало ясно, что без прямой поддержки со стороны руководства России он не может обеспечить свои позиции в Украине. Алексий ІІ крайне тяжело перенес все события, происходившие накануне и в ходе празднования юбилея. Они, вероятно, и повлияли на то, что менее чем через полгода, в декабре, он скончался. Наконец, был нанесен серьезный удар по репутации Вселенского Патриарха: оказалось, что его влияние как главы православного мира может быть ограничено воздействием извне, то есть со стороны Московского Патриархата, российских и турецких властных структур.

Другие религиозные общины

Что касается других религиозных общин Украины, то в 2008 году у них не было знаменательных событий. Практически в стороне от празднования 1020-летия крещения Киевской Руси оказалась Украинская Автокефальная Православная Церковь. Как и Киевский Патриархат, она не могла официально участвовать в юбилее, однако в отличие от ставшего событием общественной жизни резкого противостояния УПЦ КП и Московского Патриархата ее дистанцирование от этих мероприятий прошло незаметно, без какого-либо роста или снижения авторитета УАПЦ.

Не зафиксированы ее активные контакты с УПЦ КП по вопросам возможного объединения двух церквей, которые имели место, скажем, 2—3 года назад. Главная забота УАПЦ в 2008 году — окончательное решение о ее правах на свой главный храм — Андреевскую церковь в Киеве, где в начале 1990-х годов ей разрешили проводить богослужения. Учитывая то, что после нескольких лет взаимных претензий другие религиозные общины обеспечили себе принадлежность центральных культовых сооружений в столице (например, УПЦ КП — храм святого Владимира, католики — собор Святого Александра, иудеи — синагогу Бродского и т.д.), на состоявшемся 22 мая совещании в секретариате президента было принято решение передать Андреевскую церковь из ведения музея-заповедника "София Киевская" Украинской Автокефальной Церкви.

Украинская Греко-католическая Церковь, считающая себя представительницей сразу двух главных христианских общин — православия и католичества, сепаратно отметила 1020-летний юбилей крещения Киевской Руси греческими священниками в полном соответствии со своим названием, за что получила благодарность от В. Ющенко. На проходившей в сентябре встрече с главой УГКЦ кардиналом Л. Гузаром президент подчеркнул свое мнение о необходимости совместного празднования этого юбилея разными христианскими общинами, что стало важным событием в контексте единения украинских церквей и верующих. Обсуждалась и проблема духовной опеки со стороны УГКЦ украинцев, которые ныне находятся за границей, в том числе миллионов граждан Украины, выехавших на заработки в другие страны10.

В июле состоялось посещение Украины префектом Ватикана для Восточных церквей Леонардо Сандри. В связи с этим визитом депутаты Львовского, Ивано-Франковского и Тернопольского областных советов (региональных законодательных собраний) после консультаций с руководством УГКЦ обратились к Папе Римскому с просьбой предоставить этой церкви статус патриархата, а также о беатификации (причислении к святым) митрополита Андрея Шептицкого и патриарха Иосифа Слипого, которые возглавляли УГКЦ в наиболее сложный период ее жизни (середина ХХ в.). По оценке украинских СМИ, уклончивый ответ Л. Сандри на эти предложения был связан с нежеланием Папского престола пойти на дальнейшее обострение отношений с Московским Патриархатом11.

В последнее время важное место в отношениях с Римско-католической Церковью занимает вопрос о личных контактах между главами Ватикана и руководством Украины. Этот вопрос активно не обсуждали на протяжении нескольких лет после визита в Украину в июне 2001 года предыдущего Папы Римского Иоанна-Павла ІІ. Во время встречи с Государственным секретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертони (25 мая 2008 г.) президент пригласил посетить Украину нынешнего Папу Бенедикта XVI. Т. Бертони передал В. Ющенко официальное приглашение нанести визит в Ватикан, что было повторно озвучено в декабре на встрече президента с главой Львовской митрополии РКЦ архиепископом Мечиславом Мокшицким. Ему также передали благодарность за участие католиков в мероприятиях, посвященных 75-летию голодомора (массовая гибель украинцев в 1932 — 1933 гг., вызванная политикой советской власти по отношению к крестьянству). Персональная благодарность была выражена Бенедикту XVI за его молитву о жертвах этих событий. В. Ющенко высоко оценил и организацию Католической Церковью движения волонтеров, которые оказывают помощь инвалидам, пожилым, детям-сиротам, создают объекты бесплатного питания и т.д. 12

Наиболее важным событием года в жизни иудаистской общины стало сентябрьское паломничество хасидов на могилу Нахмана, цадика (вероучителя) этого ортодоксального течения, погребенного в городе Умани, одном из районных центров Черкасской области. В 1990-х годах рядом с местом его захоронения на средства зарубежной хасидской общины была построена самая большая синагога Восточной Европы, вмещающая до 5 тыс. верующих. Наряду с этим созданы и другие места для проведения религиозных ритуалов. Как правило, во время приезда хасидов из Израиля, США, Западной Европы и других регионов мира паломников охраняли усиленные контингенты милиции страны. А в 2008 году за их безопасность отвечали и направленные в Умань представители израильских спецслужб, что было связано с прямыми угрозами террористических актов со стороны исламской организации "Хезболла" в период пребывания последователей цадика Нахмана на территории Украины13.

Наряду с большинством других постсоветских государств в Украине наблюдается определенное различие в деятельности официальных исламских организаций и сектантских движений. По свидетельству муфтия страны шейха Ахмеда Тамима важнейшей задачей мусульманской общины в 2008 году было строительство главного культового сооружения страны — мечети "Милосердие", которое началось еще в 1992 году. Что же касается отношения к исламу в Украине в целом, то следует указать, что на ее территории нет прямого запрета на функционирование тех мусульманских организаций, которые во многих странах мира оценивают как антигосударственные. В связи с этим в татарской части населения Крыма действуют незарегистрированные, но и непреследуемые ячейки международных сект, которые могут лишь подпольно функционировать в государствах Центральной Азии, мусульманских республиках России, других странах СНГ и мира.

Проблемам мусульманства в современном мире была посвящена конференция "Радикализм, экстремизм и исламизм: реалии и мифы в войне с терроризмом", которая была проведена 2 августа в столице Автономной республики Крым городе Симферополе мусульманской общиной "ДАВЕТ". Ее лейтмотивом стал тезис о борьбе двух идеологий — капитализма и ислама, которая преподносится Западом как противодействие терроризму. Учитывая немногочисленность таких мероприятий и актуальность темы, в ее работе участвовало значительное количество государственных и общественных организаций, в частности, Фонд исследований в поддержку коренных народов Крыма, Крымский центр гуманитарных исследований, Крымский центр практического мониторинга, Крымское отделение движения "Народный рух Украины", а также Республиканский комитет по делам религии, Главное управление МВД Украины в Крыму и др.

Вместо заключения

В отличие от большинства других стран СНГ, где пик противостояния политических сил пришелся на первую половину 1990-х годов, Украина до сих пор находится в глубоком политическом кризисе. Естественно, при всех своих заявлениях о невмешательстве в политическую жизнь страны разные конфессии не могут оставаться вне этого процесса. Не выступая прямо на стороне таких главных политических фигур, как президент В. Ющенко, премьер-министр Ю.Тимошенко или руководитель крупнейшей фракции в парламенте В. Янукович, основные религиозные общины республики своим отношением к ним влияют на политические симпатии верующих. Так, паства УПЦ МП выступает в качестве основного контингента сторонников В. Януковича, а принадлежность к УПЦ КП или УГКЦ определяет симпатии к В. Ющенко или Ю.Тимошенко.

Особая проблема — околоцерковные организации и движения, которые под религиозными лозунгами проводят политические акции. Так, в июле Всеукраинское общественное объединение "Православный выбор" организовало крестный ход против посещения Киева Генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером. Представители так называемого политического православия являются активными участниками протеста против захода военных кораблей государств НАТО в Севастополь, а также совместных учений воинских контингентов страны и этих государств на территории Украины. На архиерейском соборе (собрании высших руководителей) УПЦ МП в конце декабря 2007 года была осуждена деятельность Союза православных граждан и Союза православных братств, которые в рамках политического православия считают обязательным участие верующих в активных выступлениях по наиболее острым политическим проблемам. Несмотря на осуждение, обе организации и в 2008 году провели ряд сугубо политических акций, особенно против президента Украины в ходе подготовки и празднования юбилея крещения Киевской Руси.

Весьма активны в политической жизни страны, прежде всего в западной ее части, организации, примыкающие к УГКЦ. Они выступают за евро-атлантическую ориентацию Украины и жесткое отношение к руководству современной России.

Одним из главных политических событий года стали мероприятия, посвященные голодомору 1932—1933 годов. В их проведении особенно активно участвовали УПЦ КП и УГКЦ, которые, как и президент В. Ющенко, оценивают события тех лет как геноцид украинского народа. В обращении к соотечественникам патриарх Филарет подчеркнул: "В Украине политика коллективизации была соединена с решением национального вопроса, потому привела к голодомору — геноциду украинского народа"14. При этом между позициями руководства Украины и России возникли острые разногласия об оценке этих событий. Россия не считает действия тогдашней советской власти направленными исключительно против украинцев, ссылаясь на тяжелые последствия голода и в других республиках СССР.

УПЦ МП также провела ряд мероприятий, посвященных памяти жертв того периода, однако заняла позицию, аналогичную российской, и фактически выступила против чрезмерной политизации этой проблемы ввиду того, что это может привести к обострению отношений между Москвой и Киевом.

О политической ангажированности религиозных общин свидетельствует и Обращение руководителей христианских церквей Украины к украинскому народу с призывом ко всем политикам и государственным деятелям найти формы сотрудничества на благо Украины. Характерно, что этот документ подписали представители УПЦ КП, УПЦ МП, УГКЦ, РКЦ, баптистов, пятидесятников и лютеран, несмотря на все нынешние разногласия между ними.

В качестве примера серьезной активизации определенной конфессии можно указать и на реакцию украинских иудаистских организаций в декабре 2008 года в связи с очередным израильско-палестинским конфликтом. Глава одной из них В. Рабинович даже обвинял СМИ в неверной трактовке этих событий.

2009 год, несомненно, станет годом повышенной политической активности в связи с предстоящими в его конце президентскими выборами и усилением экономического кризиса в Украине и мире. В этих условиях можно ожидать еще большее включение в политическую жизнь страны всех ее ведущих религиозных общин.


1 См.: Православний вісник, 2008, № 7—8. С. 56—57. к тексту
2 См.: Вольф А. Национальности Украины // Газета "2000", 6 июля 2007. к тексту
3 См.: Там же. к тексту
4 См.: Интервью архиепископа Павла "В нашу жизнь возвращаются идолы" // Киевский вестник, 27 декабря 2008. к тексту
5 См.: Письмо Поместного собора Президенту Украины Ющенко В.А. // Православний вісник, 2008, № 7—8. С. 38. к тексту
6 Обращение Поместного собора Украинской Православной церкви Киевского Патриархата к Предстоятелям Поместных Православных церквей // Православний вісник, 2008, № 7—8. С. 15—18. к тексту
7 Запорожская Сечь (укрепленная местность за порогами на реке Днепр) — созданная украинскими казаками (свободными или отделившимися воинами) военно-демократическая республика, которая существовала в ХVI—XVIII веках. Возглавлялась избираемым казаками атаманом — руководителем коша — военной и территориальной административной единицы. к тексту
8 Празднование 1020-летия крещения Руси. Пресс-центр Киевской Патриархии // Православний вісник, 2008, № 7—8. С. 52. к тексту
9 См.: Турецкое руководство дало понять Константинопольскому Патриарху, что его возможное вмешательство в украинские дела противоречит интересам Турции // Православний вісник, 2008, № 7—8. С. 54. к тексту
10 См.: Взаимопонимание между церквами. Диалог продолжается // Урядовий курьер, 13 сентября 2008. к тексту
11 См.: Депутаты за патриархат и беатификацию // Зеркало недели, 19 июля 2008. к тексту
12 См.: Ждем в гости Папу Римского // Московский комсомолец в Украине, 28 мая 2008; На страже духовного возрождения общества // Урядовий курьер, 17 декабря 2008. к тексту
13 См.: Татаренко Л. Хасидов в Умани защитят израильские спецслужбы // Голос Украины, 25 сентября 2008. к тексту
14 Обращение руководителей христианских церквей Украины по поводу чествования жертв голодомора 1932—1933 годов // Православний вісник , 2008, № 11—12. С. 50. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL