Заур ГАСЫМОВ


Заур Гасымов, магистр, докторант Германского института Центральной и Восточной Европы, Католический университет Айхштетт-Ингольштадт (Айхштетт, Германия).


УТЕРЯННАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИОГРАФИИ: ДИСКУССИЯ ОБ ОККУПАЦИИ РЕСПУБЛИКИ

РЕЗЮМЕ

Статья освещает основные тенденции в западном азербайджановедении в отношении современной истории страны, работ азербайджанских эмигрантов в Европе, а также публикаций "красной" историографии в период советской оккупации. Однако основная задача статьи — анализ внутриазербайджанского дискурса, начавшегося в конце 1980-х годов, о факте советской оккупации республики.

Введение

В политической истории народов есть события, которые продолжительное время остаются предметом широких дискуссий. В XX столетии Азербайджан разделил судьбу своих кавказских соседей, прибалтийских государств и Западной Украины. В 1920 году страну оккупировала большевистская Россия. Факт оккупации (28 апреля) получил диаметрально противоположные оценки местных коммунистов, азербайджанских эмигрантов, западных ученых, активистов национально-освободительного движения и советских историков. Так, западные историки и азербайджанские интеллектуалы, жившие в Европе, называли "азербайджанский апрель" оккупацией, а советская историография писала о провозглашении советской власти в Азербайджане и победе прогрессивных сил. В 1991 году республика восстановила свою независимость, благодаря чему появилась возможность рассуждать и дискутировать о собственном прошлом вне советско-коммунистической идеологии. Результатом интеллектуального дискурса об апреле 1920 года стал своего рода консенсус: сегодня абсолютное большинство азербайджанских историков, публицистов и представителей политической элиты занимает общую позицию при оценке факта вторжения 11-й Красной Армии в Азербайджан (27—28 апреля 1920 г.), трактуя его как иностранную оккупацию Азербайджана.

Советизация Азербайджана в Западном азербайджановедении

Азербайджанцы, с 1828-го1 по 1918 год жившие в условиях периферийной колонии России, провозгласили национальную республику вместе с другими кавказскими народами в мае 1918 года. Но уже 28 апреля 1920-го Красная Армия большевиков захватила столицу Азербайджана город Баку, что означало начало советского оккупационного режима, просуществовавшего вплоть до распада СССР в 1991 году. Советизация республики сопровождалась массовыми репрессиями членов некоммунистических партий, представителей правительства и интеллигенции.

Национальная интеллигенция, в том числе философы и писатели, были вынуждены покинуть страну. Многих выдающихся азербайджанских поэтов (Гусейн Джавид, Микаил Мушфиг и др.) новая власть физически ликвидировала. Решив проблему с "националистически настроенными" интеллектуалами, коммунистическое руководство приступило к созданию социальных наук "нового типа". В Советском Азербайджане история и историография развивались в рамках коммунистической идеологии, находясь под постоянным контролем ЦК КПСС, ЦК КП Азербайджана, Института истории Академии наук СССР и других учреждений.

Факт оккупации Азербайджанской Республики Красной Армией в 1920 году подтверждают такие историки США, как Одри Альтштатт и Тадеуш Светоховский2, а также другие ученые Запада. Их труды по современной истории Азербайджана написаны на основе архивных исследований, проведенных этими авторами в АзССР. Своими публикациями Светоховский и Альтштатт бросили вызов советскому азербайджановедению, а публикации Рональда Григора Суни о Бакинской коммуне 1917—1918 годов и Тадеуша Светоховского об истории партии "Гуммет" превратились в мишень яростной контрпропаганды советских историков. "Предотвращая попытки империалистического Запада разрушить дружбу между советскими народами" и "распространять лживый взгляд на историю", Институт истории Академии наук АзербССР в 1987 году издал коллективный труд, "разоблачающий" западных авторов3.

Многочисленные восстания против коммунистической власти, вспыхивавшие в разных частях республики (Гянджа4, Загатала, Карабах и т.д.), подтверждают факт ее оккупации. О. Альтштатт пишет, что "консолидация власти большевиков на всей территории Азербайджана была сложной задачей, так как, согласно результатам голосования в 1918—1919 годах, большевики не располагали поддержкой вне города Баку. Коммунистическая власть была установлена военной силой"5. В своей книге об истории Грузии, эксперт по Кавказу Дэвид Маршалл Ланг отмечает, что "27—28 апреля 1920 года рейд советских бронепоездов в Баку привел к захвату независимого Азербайджана и провозглашению советской республики"6.

В известной монографии "История Советского Союза" исследователи Михаил Геллер и Александр Некрич пишут, что азербайджанские коммунисты получили предложение Кавказбюро об организации восстания 27 апреля 1920 года. Затем последовал ультиматум мусаватистскому правительству, что оно должно передать власть в течение 12 часов. Однако, не дождавшись истечения указанного в ультиматуме времени, С. Орджоникидзе и С. Киров въехали в Баку на бронированном поезде. По Геллеру и Некричу, "на бронированном танке в Азербайджан въехала и советская власть"7.

Оккупация Азербайджана в публикациях эмигрантов

Как указывалось выше, после оккупации республики большевиками, сотни азербайджанских интеллектуалов выехали в Европу. Многим из них предоставили убежище Польша, Франция, Германия и Турция, где они имели возможность продолжить свою научную деятельность. Так, обосновавшийся в Польше бывший лидер АДР Маммедамин Расулзаде сумел организовать широкую публицистическую компанию. Варшавское востоковедческое ежеквартальное издание "Wschód" (Восток) опубликовало ряд фундаментальных статей о коммунистическом режиме, его политике, внутренней структуре и репрессиях против азербайджанского языка, культуры и традиций. При анализе апрельской интервенции коммунистов почти во всех своих публикациях Расулзаде использовал термин "оккупация"8. В книге М. Расулзаде "Проблема Азербайджана", изданной на немецком языке в Берлине, и в монографии другого азербайджанского историка-эмигранта, Хилала Мюнши9, о политическом, экономическом и культурном развитии Азербайджана в XIX веке и после советизации страны большевиками также используется термин "оккупация".

При анализе событий, предшествовавших большевистской интервенции против АДР в 1920 году, крайне важны мемуары одного из военачальников азербайджанской армии, полковника генерального штаба Исрафил-Бея. В выходившем в Париже журнале Кавказской диаспоры "Горцы Кавказа" он писал, что, перейдя реку Самур10, Красная Армия вторглась на территорию Азербайджана. Несмотря на отчаянное сопротивление Гейчайского и Губинского батальонов, по причине их чрезмерной малочисленности не удалось "воспрепятствовать продвижению врага"11.

Резюмируя основную часть западных исследований об истории Азербайджана, проведенных западными специалистами и азербайджанскими эмигрантами, можно утверждать, что процесс, имевший место 27—28 апреля 1920 года был не чем иным, как оккупацией республики большевиками, согласно сценарию, столь же удачно претворенному в жизнь в ноябре 1920 года в Армении и в феврале 1921-го в Грузии.

Большевистская оккупация Азербайджана в советской историографии

Одним из основателей "национальной" историографии советизированного Азербайджана был Рашидбей Исмайлов. Его книга об азербайджанской истории опубликована в Баку в 1923 году. В этой монографии автор описывает основные вехи истории Азербайджана (как части южнокавказского региона в конце XIX — начале XX веков). Анализируя аспект советизации республики, Р. Исмайлов критикует политику мусаватистского правительства и акцентирует внимание читателя на предложении со стороны коммунистов ультиматума. По ряду причин исследователь не употребляет термин "оккупация", пытаясь представить советизацию страны как продолжение национальной государственности12.

Даже дескриптивное изображение исторических феноменов типа АДР, ее внешней политики, внутренних политических реформ, идеологии ее правительств, а также антиправительственных восстаний были табуизированными темами в советской историографии. Общий подход к истории досоветской независимости южнокавказских наций она основывала на марксистско-ленинском "осмыслении" того периода, подвергая национальное правительство постоянным нападкам, а мусаватистов представляя как "прислужников турецких и немецких империалистов, наказывавших население и преследовавших коммунистов". Период первой независимости (1918—1920 гг.) не опровергался полностью, но его анализ сопровождался уничтожающей критикой якобы из-за "недемократичности и антинародной политики мусаватистов". Итак, можно утверждать, что 23-месячный период существования АДР в деталях не исследован. За исключением книги А. Стеклова13 о мусаватистской армии, ни одного более подробного труда об АДР в Советском Азербайджане не было создано вплоть до конца 1980-х годов даже в рамках коммунистической идеологии с ее тезисным подходом к классовой борьбе. Следовательно, дата советской оккупации Азербайджана ежегодно отмечалась как "день установления советской власти в Азербайджане", что имело место якобы "ради азербайджанского народа" и "по его просьбе".

Так, в изданном в 1973 году учебнике по истории для общеобразовательных школ отмечалось, что "социалистическая революция Великого Октября, открывшая новую эру в истории человечества, освободила азербайджанский народ от социального и национального гнета. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была основана в апреле 1920 года"14. Идентичные формулировки встречались в фундаментальных исследованиях по историографии Советского Кавказа. Ярким примером тому стал коллективный труд П. Азизбековой, А. Мнацаканяна и М. Траскунова15 об утверждении власти Советов в Закавказье.

Даже во время перестройки, которая способствовала определенной либерализации общественных наук в СССР и тем самым содействовала возобновлению дискурса относительно истории XX века, большинство российских историков не могло освободиться от "общепринятого советского" видения событий 1920 года. Для известного российского специалиста Ильи Берхина мусаватистское правительство и грузинские меньшевики так и оставались "националистическими диктатурами"16. Русский писатель Юрий Поляков насильственную советизацию республик Южного Кавказа в 1920—1921 годах определяет как "победу власти Советов"17, полностью игнорируя при этом факт большевистской оккупации региона, независимость которого была признана на международной арене.

Азербайджанский дискурс об апреле 1920 года в начале 1990-х годов

Широкая эмансипация восприятия собственного прошлого отмечалась с 1988-го по 1991 год, которые вошли в анналы современной истории Азербайджана как период национально-освободительного движения. Перестроечная политика Москвы создала первичные рамки для более открытого обсуждения вопросов, доселе бывших "зонами табу". Критический подход к советскому видению истории впервые применили республики Балтии. В 1987—1988 годах первые антисоветские и более объективно изложенные материалы появились на Кавказе. Публицистически-исторические эссе Манафа Сулейманова18 были в числе первых публикаций, высветивших "белые пятна" азербайджанской истории. Одну из глав своей книги об истории города Баку, о меценатах Зейналабдине Тагиеве, Шамси Асадуллаеве и др. он посвятил личности Маммедамина Расулзаде, упомянутого нами выше деятеля АДР. Эта книга, изданная в 1989 году, была фактически лишена советско-коммунистической риторики. Азербайджанский ученый — специалист по истории Ирана и Азербайджана — Насиб Набизаде19 в 1990 году издал монографию о политической истории АДР (1918—1920 гг.), включив в нее анализ возникновения АДР, а также ее захвата в результате большевистского вторжения в апреле 1920 года.

В 1991 году вышел в свет сборник статей известного эссеиста и журналиста Фазиля Рахманзаде20. Размышляя об азербайджанской истории, он сфокусировал внимание на факте раздела азербайджанских территорий между Россией и Персией в 1813–1828 годах, а также подверг резкой критике советскую оккупацию Азербайджана, негативно отразившуюся на его культуре. Автор указал и на тот отрицательный эффект, который советизация оказала на несколько поколений азербайджанцев, родившихся (или социализировавшихся) при советском режиме, в условиях идеологизированной системы образования.

Широкомасштабное переиздание трудов эмигрантов, с подробными историческими комментариями современных азербайджанских историков, имело место в годы национального антикоммунистического движения в 1988—1991 годах и в первые постсоветские годы. В 1992-м в Баку впервые издали книгу Джахангира Зейналоглу "Müxtəsər Azərbaycan tarixi"21 ("Краткая история Азербайджана"), которую историк-медиевист Керим Шукюров снабдил подробным описанием деятельности ее автора в эмиграции. Эта публикация освещала историю Азербайджана с античных времен до советской оккупации 1920 года. (Впервые же эта книга была издана в Стамбуле.)

Взгляд на советскую оккупацию через призму последнего десятилетия

Как мы уже отмечали касательно советской оккупации Азербайджана, имевшей место 28 апреля 1920 года, в республике налицо своеобразный консенсус в среде большинства публицистов, эссеистов, колумнистов и политических аналитиков. К тому же при оценке этого исторического факта мнение и азербайджанских властей, и местной оппозиции практически совпадает, если даже они не идут "так далеко", как соседняя Грузия. Все три южнокавказские республики были насильно советизированы в 1920—1921 годах, хотя первый (и пока единственный) музей советской оккупации на Кавказе расположен именно в Тбилиси. После "революции роз" Грузия стала своего рода "флагманом" критического осмысления советского прошлого. Причина тому (как и результат) — ухудшение политических отношений между Грузией и Российской Федерацией. Азербайджанское же общество, его политическая элита, даже оппозиция более осторожны (по объективным причинам) в своей риторике о "полномасштабной" критике отношений с Москвой. Тем не менее подавляющее большинство азербайджанских интеллектуалов оценивает события 28 апреля как оккупацию. В частности, в краткой статье об основных вехах азербайджанской истории, размещенной на Интернет-портале Фонда Гейдара Алиева, отмечается: "В результате военной агрессии Советской России Азербайджанская Демократическая Республика пала. Пришел конец независимости азербайджанской государственности в Северном Азербайджане"22.

Азербайджано-английское молодежное общество опубликовало в 2005 году англоязычное страноведческое издание, снабженное информацией об основных вехах истории Азербайджана и его важнейших деятелях культуры. Останавливаясь на событиях 28 мая 1918, авторы пишут о провозглашении в этот день Азербайджанской Демократической Республики. Однако "в апреле 1920-го, после оккупации Азербайджана советскими войсками, республика распалась и празднование дня ее основания (28 мая) было запрещено"23.

В рамках проекта о современной истории Азербайджана, который реализован телевизионным каналом АНС посредством журнала "Эль журналы", азербайджанский публицист Н. Бадалов исследовал феномен советской оккупации Азербайджана в 1920 году, проанализировал различные мнения о факторах, сопутствовавших и содействовавших советизации Азербайджана24.

Описывая партийную политику в отношении празднования 28 мая25, аналитический центр правящей партии "Йени Азербайджан Партиясы" обнародовал свою позицию относительно реформ и мер, принятых правительством АДР. В публикации отмечалось, что "идеи национальной независимости и свободы среди азербайджанцев сохранились и после падения республики в результате большевистской оккупации в апреле 1920 года"26.

В своих рубриках по истории Азербайджана в XX столетии правительственные Интернет-порталы характеризуют события 27—28 апреля 1920 года как оккупацию. Например, при перечислении важнейших вех истории Азербайджана, сайт азербайджанского посольства в Пакистане пишет об этой оккупации уже 27 апреля. Таким образом, 28 апреля 1920 года в республике была установлена советская власть и АДР прекратила свое существование 27. Восприятие советского правления в Азербайджане в качестве периода иностранной оккупации — один из идеологических столпов таких азербайджанских оппозиционных партий, как Мусават, Народный Фронт и т.д., вышедших из недр движения Народного Фронта Азербайджана. Политические движения и партии, появившиеся на политической арене в 1990-х годах, отличались активной критикой советской идеологии, большевистской оккупации Азербайджана и колониальной политики Москвы по отношению к богатой нефтью республике.

Апрельская оккупация в учебниках по истории постсоветского Азербайджана

Один из первых учебников по современной истории Азербайджана, предназначенный для 11-го класса общеобразовательных школ, подготовлен известными отечественными историками Эльдаром Исмайловым, Джамилем Гасановым (Гасанлы) и Таиром Гаффаровым в 1995 году28. Это издание освещало процессы, протекавшие в Азербайджане с момента возникновения независимого государства в 1918 году вплоть до первой постсоветской декады, а отдельная его глава посвящена анализу "Оккупации Азербайджана со стороны Одиннадцатой армии"29. При описании событий 27—28 апреля 1920 года авторы используют термин "Aprel İşğalı" (апрельская оккупация, апрельский захват)30.

Более крупный коллектив работал над созданием нового учебника по истории Азербайджана, который вышел в свет в 2003 году. Это издание отличается от своего "предшественника" тем, что сравнительно меньше внимания уделяет истории АДР (1918—1920 гг.). Анализ постсоветского периода находился в основном фокусе коллективного труда Т. Джаффарова, И. Мамедова, Х. Мамедова, Ш. Тагиевой, М. Велиева, Ш. Мамедовой и А. Гусейнова. Базируясь в основном на фундаментальной монографии Джамиля Гасанлы31 о зарубежной политике АДР, отдельная глава учебника — "Апрельская оккупация и упадок Азербайджанской Народной Республики"32 — анализирует факт большевистской оккупации Азербайджана в контексте многих факторов, приведших к падению АДР.

Учебное пособие по современной истории республики, предназначенное для высших учебных заведений страны, описывает военную интервенцию большевиков в главе с аналогичным названием "Оккупация Азербайджана Одиннадцатой армией"33. При этом авторы акцентируют внимание на антимусаватистской деятельности местных коммунистов, управлявшихся из России, и на их военных приготовлениях, предшествовавших оккупации Азербайджана большевистским правительством Ленина34.

Последние учебники по мировой истории, предназначенные для 11-го (выпускного) класса общеобразовательных школ Азербайджана, представляют собой повторное переработанное издание 2001 года, которое освещает основные события в международной политике, системе международных отношений, начиная с межвоенного периода и завершая актуальными процессами. Описывая судьбы кавказских народов в 1920-х годах, авторы учебника пишут: "Опасность Советской России для Южного Кавказа возросла после того как силы Деникина были разбиты Красной Армией. В результате агрессии 11-й Красной Армии в 1920—1921 годах советские режимы были установлены в Азербайджане, Армении и Грузии"35.

Заключение

Критический дискурс о собственном прошлом при использовании объективных фактов и исторических дефиниций крайне важен при переходном периоде. Его важность возрастает, когда та или иная страна делает первые шаги на пути демократизации. Критические дискуссии о тоталитарном советском периоде в истории имеет колоссальную значимость для всех бывших советских республик.

"Советский" опыт стран Балтии, республик Южного Кавказа, а также Западной Украины начался с их оккупации советской Россией. Коммунистическая идеология, марксистско-ленинские взгляды, сталинские репрессии и т.д. были чужды этим народам, ставшим жертвами "экспорта коммунизма в его большевистской версии".

Отказ от использования термина "оккупация" при критическом анализе азербайджанского, грузинского, украинского коммунизма может воспрепятствовать объективному и открытому диспуту о тоталитарном прошлом, длившемся 70 лет.


1 В 1828 году Российская империя и Персия подписали так называемый "Туркманчайский договор", разделивший Азербайджан вдоль реки Аракс (Араз). "Северную" часть Азербайджана аннексировала Россия, а "южная" была инкорпорирована в Персию. к тексту
2 См.: Swietochowski T. Russian Azerbaijan, 1905—1920. The Shaping of National Identity in a Muslim Community. Cambridge University Press, 1985; Altstadt A. The Azerbaijani Turks. Power and Identity under Russian Rule. Stanford, 1992; Swietochowski T. Azerbejdzan. Warsaw, 2006. к тексту
3 См.: Мехтиев Р. Советский Азербайджан: мифы и реальность. Баку, 1987. к тексту
4 Даже советская историография признавала, что 10—20 тыс. мусаватистов участвовали в антисоветском восстании в Гяндже, которое было подавлено Красной Армией 31 мая 1920 года (см.: Хромов С. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1987. С. 162). к тексту
5 Altstadt A. Op. cit. P. 110. к тексту
6 Lang D.M. A Modern History of Soviet Georgia. N.Y., 1962. P. 222. к тексту
7 Heller M., Nekrich A. Geschichte der Sowjetunion. 1. Band, 1914—1939. Königstern, 1981. P. 105. к тексту
8 См.: Ressul-zade M.E. Prądy narodowe w Azerbejdżanie Sowieckim // Wschód, Nr. 1—2 (17—18), rok VI, Warszawa, 1935. S. 18—33; Он же. Literatura Azerbejdżanu // Wschód, Nr. 2—3, rok VII, Warszawa, 1936. S. 63—69. к тексту
9 См.: Münschi H. Die Republik Aserbaidschan. Eine geschichtliche und politische Skizze. Berlin, 1930. к тексту
10 Река на севере Азербайджана, близ границы с Россией. к тексту
11 Исрафил-Бей. Воспоминания об Азербайджанской армии (окончание) // Горцы Кавказа, янв.—фев. 1933. С. 18. к тексту
12 См.: Исмайлов Р. История Азербайджана. Баку, 1993. С. 140—141 (на азерб. яз.). к тексту
13 См.: Стеклов А. Армия мусаватского Азербайджана. Баку, 1928. к тексту
14 Гулиев А. История Азербайджана. Учебник для 7—8 классов. 2 изд. Баку, 1973. С. 4 (на азерб. яз.). к тексту
15 См.: Азизбекова П., Мнацаканян А.,Траскунов M. Советская Россия и борьба за установление и упрочение власти Советов в Закавказье. Баку, 1969. к тексту
16 См.: Берхин И. История СССР. Советский период. М., 1987. С. 148. к тексту
17 См.: Поляков Ю.A. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. М., 1986. С. 28. к тексту
18 См.: Сулейманов М. Услышанное, прочитанное, увиденное. Баку, 1989 (на азерб. яз.). к тексту
19 См.: Набизаде Н. Азербайджанская Демократическая Республика. Баку, 1990 (на азерб. яз.). к тексту
20 См.: Рахманзаде Ф. Ночь, равная веку. Баку, 1991 (на азерб. яз.). к тексту
21 Зейналоглу Дж. Краткая история Азербайджана. Баку, 1992 (на азерб. яз.). к тексту
22 [http://www.azerbaijan.az/_History/_GeneralInfo/_generalInfo_r.html], 26 июля 2007. к тексту
23 Багиев Т. Азербайджан: 100 вопросов с ответами. Баку, 2005. С. 115 (на азерб. яз.). к тексту
24 [http://el.ans.az/index.php?/weblog/more/az601rbaycan_layih601si_1920_ci_il_30435], 27 марта 2007 (на азерб. яз.). к тексту
25 28 мая отмечается ежегодно в Азербайджане как "День Республики" в память об АДР, провозглашенной 28 мая 1918 года. к тексту
26 28 мая — День Республики: Уроки, извлеченные из истории, 25 мая 2007 [http://www.yap.org.az/az/index.php?nid=849], 6 июня 2007 (на азерб. яз.). к тексту
27 См.: [http://www.azembassy.com.pk/en/index.php?name=karabakh&title=Karabakh%20Conflict], 11 июля 2007. к тексту
28 См.: Исмайлов Э., Гасанов Дж., Джаффаров Т. История Азербайджана. Учебник для 11 класса общеобразовательных школ. Баку, 1995 (на азерб. яз.). к тексту
29 См.: Там же. С. 74—81. к тексту
30 См.: Там же. С. 79. к тексту
31 См.: Гасанлы Дж. Азербайджан в системе международных отношений 1918—1920 гг. Баку, 1993 (на азерб. яз.). к тексту
32 См.: Джаффаров Т., Мамедов И., Мамедов Х,, Тагиева Ш., Велиев М., Мемедова Ш., Гусейнов А. История Азербайджана. Учебник для 11-го класса ообщеобразовательных школ. 4 изд. Баку, 2003. С. 62—74 (на азерб. яз.). к тексту
33 См.: Оккупация Азербайджана 11-й Красной Армией. В кн.: История Азербайджана в XX веке. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Ю. Юсифова, Т. Велиева. 2 изд. Баку, 2004. С. 220—223 (на азерб. яз.). к тексту
34 Там же. С. 218—220. к тексту
35 Мамедов И., Гандилов С., Джаффаров Т., Сулейманова С., Годжаев А., Велиев М. Новейшая история. Учебник для 11-го класса ообщеобразовательных школ. Баку, 2005 (на азерб. яз.). к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL