Мешадиханум НЕЙМАТ, Вафа КУЛИЕВА


Мешадиханум Неймат, доктор исторических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).

Вафа Кулиева, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).


ГЛОБАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ МАТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ АЗЕРБАЙДЖАНА

РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается глобально-цивилизационное значение памятников материальной культуры азербайджанского народа; в частности, исследуется историческое происхождение памятников на территории Карабаха и Западного Азербайджана.

Введение

Азербайджан является одним из древнейших очагов цивилизации. В ходе своего исторического развития азербайджанский народ создал высокую самобытную материальную и духовную культуру, внеся ценный вклад в ее всемирное развитие. В этой связи впервые в отечественной исторической науке проводится исследование обширной географии материально-культурных памятников Азербайджана, их взаимосвязи и органичного вхождения в глобальную культуру.

Памятники материальной культуры на территории Азербайджана древнейшего периода

Ценнейшим вкладом в историю мировой культуры является обнаруженное в 1968 году в Азыхской пещере (Физулинский район современной Азербайджанской Республики) доказательство, что человек обитал здесь еще в эпоху палеолита (древнего каменного века). Найденный в этой пещере фрагмент нижней челюсти так называемого "человека-азыхантропа" и следы "галечной культуры" свидетельствуют, что на территории Азербайджана, а также всего Центрального Кавказа и Малой Азии могли проживать предки человека разумного. Аналогичные стоянки древнего человека обнаружены и на африканском континенте.

Эти находки доказывают, что территория Азербайджана — один из древнейших очагов возникновения человеческой цивилизации. Сравнительный материал дает основание заключить, что складывавшиеся здесь местные мезолитическая и неолитическая культуры вместе с тем были тесно связаны с культурой всего Центрального Кавказа и Средиземноморья1.

К исключительно ценным памятникам эпохи неолита относится и пещера Таглар, расположенная недалеко от Азыхской пещеры. В ходе раскопок здесь обнаружены три культурных пласта, два из которых отнесены к мустьерской эпохе, а третий (верхний) — к эпохе верхнего палеолита2.

Уникальными по своей значимости являются наскальные изображения в Гобустане. На территориях Беюкдаш, Кичикдаш и Джингирдаг — Язылы-тепе выявлены и изучены древние наскальные изображения и другие историко-археологические памятники (древние стоянки человека, поселения, погребения и др.), относящиеся к различным периодам древней истории.

Особый интерес вызывает стоянка "Шонгар". В результате археологических раскопок, проведенных здесь в 1973 и 1983 годах, выявлены каменные орудия, относящиеся к периоду мезолита. Кроме того, обнаружено небольшое количество костных останков животных, а также 26 ретушированных и использовавшихся в качестве орудия каменных изделий3. Древние наскальные изображения, признанные настоящими произведениями искусства, как правило, содержат рисунки людей и животных — как одиночно, так и в определенной композиции. К последним относятся коллективные танцы, коллективный труд, охота, бой животных, нападение хищных зверей на травоядных и другие сцены из жизни.

Горы Беюкдаш и Кичикдаш, на которых обнаружены древние наскальные рисунки, находятся в прибрежной зоне. Поэтому на этих скалах имеется много рисунков лодок, нескольких видов рыб и сетей рыбаков.

Изображение лодок в различные периоды, материалы, найденные при археологических раскопках в Гобустане на поселениях каменного века, а именно камни, используемые в качестве грузил для рыболовных сетей, изделия из кости для плетения рыболовной сети, а также другие, напоминающие крючок для ловли рыб, и кости рыб — все это указывает, что здесь еще с древнейших времен занимались рыболовством, которое имело в жизни древних азербайджанцев огромнейшее значение. Об этом свидетельствует и наскальное изображение свыше 100 лодок.

Датировка самых древних лодок в Гобустане начинается с конца каменного века, а самые последние их изображения относятся к ранним векам нашей эры. Имеются линейные изображения деревянных и плетеных лодок4. Известный норвежский ученый Тур Хейердал, побывав в Гобустане, обнаружил сходство наскальных изображений лодок в Гобустане с нарисованными спустя тысячи лет изображениями лодок древних викингов, что свидетельствует о единых культурных корнях норвежцев и азербайджанцев.

Более того, Тур Хейердал заключает, что именно "Азербайджан, а не Европа, был частью бурлящей цивилизации, мореплаватели которой занимались торговлей и распространяли культуру. Многие факты истории до сих пор не разгаданы, в частности период, предшествовавший пять тысячелетий назад неожиданному культурному взлету Египта, Шумера и Индской долины. Однако можно надеяться, что в эпоху высоких технологий ответы на многие вопросы все-таки будут найдены. Исследователям предстоит внимательнее разобраться в характере внешних связей в регионе современного Азербайджана, чтобы выявить доисторические корни и связи между народами"5.

Памятники материальной культуры Средневекового периода

Территория Азербайджана, расположенная на стыке великих исторических путей, соединяющих Восток и Запад, на знаменитом Великом шелковом пути, богата памятниками материальной культуры и эпохи Средневековьяыла нна го ериальной культуры на территории Азербайджана в средневековый период..

Это ханега, завии — обители суфийских шейхов, расположенные на всем протяжении торгово-караванных путей, проходящих по территории Азербайджана и свидетельствующих об огромной роли мусульманского духовенства в социально-политической и культурной жизни народа, проживавшего здесь в период Средневековья.

На торгово-караванных путях (обычно на расстоянии дневного перехода) строили караван-сараи, рибаты, имараты, при них овданы (колодцы), где путники могли найти себе кров и пищу, а скоту — корм и воду. Часто большие караван-сараи — рибаты — превращались в мощные укрепления с башнями и бойницами.

Одним из них является имарат "Сангачал", построенный по приказу Ширваншаха Халилаллаха I в 848 г.х. = 1439/40 года в 40 км от Баку. Это здание не имеет окон, внушительная толщина и высота стен, а также полубашенки придают ему вид укрепления. В комплекс караван-сарая входят пятикомнатная двухэтажная "балахана" (гостиная), амбар и конюшня. Подобный караван-сарай с башнями стоял и на торговом пути Баку — Шабран, на склоне горы Бешбармак.

Пристанищем караванов служили также комплексные сооружения, различные социально-религиозные объекты, около которых обычно возводили небольшие караван-сараи. На торгово-караванных путях Баку — Мараза — Шемаха, Баку — Сальяны — Шемаха были расположены гробницы и святилища шейхов, имамов, великих ученых Пир Хусайна, Маулана Йусуфа, Дири-баба, Таира Тадж ал-Худа б. Али Мадакани и др., которые играли важную роль в социально-политической жизни Азербайджана периода Средневековья6.

Влиятельное положение шейхов в обществе вынуждало феодалов завещать значительную часть имущества в качестве вакфа и строить помещения культовых центров. Создание таких центров на торговых путях помогало распространению азербайджанских религиозно-философских учений в соседние страны.

Феодальные государства, стремившиеся укрепить свой авторитет и влияние на торговых путях, завещали много вакфа религиозным учреждениям. Чтобы укрепить свою власть, монгольские правители (ильханы) и ханы Золотой Орды принимали ислам, совершали паломничество в религиозные центры Азербайджана. Хан Узбек, побывавший в ханега Пир Хусайна, возвратил его имущество, разграбленное во время нашествия Золотой Орды на Ширван. На средства и при содействии Аргун-аки был реставрирован минарет при ханега Пир Хусайна, о чем повествует надпись над входом в этот минарет7.

Памятники материальной культуры на территории Западного Азербайджана

На исторической территории Азербайджана сохранилось огромное количество памятников материальной культуры, которые доказывают, что Азербайджан является одним из древних очагов цивилизации.

К числу таковых относятся средневековый некрополь в селе Уруд Зангезура (ныне село Оронт, Сисианский район Республики Армении); кладбища и мавзолеи, расположенные в селе Джафарабад (ныне село Аргаванг Республики Армении); караван-сарай, расположенный на Селимском перевале, в Зангезуре (ныне территория Республики Армении), памятники села Алайаз. Обнаруженные памятники в виде каменного изваяния барана на Урудском кладбище, надписи на них, а также рельефные изображения онгонов (божеств) древнетюркских племен свидетельствуют, что общетюркские элементы материальной культуры также были широко распространены в Кавказской Албании — на исторической территории современного Азербайджана8.

Другой памятник азербайджанского зодчества — мавзолей эмиров Азербайджанского государства Кара-Коюнлу — расположен в селе Джафарабад. Двадцатигранное сооружение мавзолея высотой в 12 м (без купола, который ныне разрушен) построено из отесанного туфа. На широком поясе фриза, под карнизом купола находится арабоязычная надпись крупного шрифта, почерка насх с элементами сульса, которая гласит: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Коран, II-256. Повелел построить гробницу благословенную величайший, благороднейший, целое великодушие (наделенное благородством) и добрым нравом, опора государей и султанов, прибежище убогих и отверженных, покровитель мудрецов и жаждущих знания, покровитель (помощник) странствующих дервишей и идущих по пути познания божества (мистиков), слава государства и религии амир Пир Хусайн — да продлит (Аллах) его справедливость — б. ал-амир ал-усопшего, достигшего милости прощающего ал-амир Сад да будет пухом земля ему — во время господства величайшего султана, повелителя наиблагороднейшего султан султанов Востока и Юга, покровитель государства и религии Пир Будаг хан и Йусуф нойон — да продлит Аллах их господство — дата: пятнадцатого раджаба восемьсот шестнадцатого года. 15 раджаб 816 г.х. = 11.X. 1413 года"9.

На территории Зангезура, на Селимском перевале, расположен еще один памятник азербайджанского зодчества. Караван-сарай имеет весьма оригинальную архитектурную композицию (план Т-образный), двускатное перекрытие с обтесанными каменными плитами. Архитектурное описание караван-сарая дано в сборнике "Материалы Кавказской археологии", составленном В.М. Сысоевым в 1907—1908 годах.

В здании караван-сарая два помещения. Основное расположено по линии от севера к востоку, второе — перпендикулярно первому, по Т-образному плану — от левой стороны к правой. Длина первого равна 15 аршин, ширина 7 аршин, второго соответственно 45 и 21 аршин. Над дверью вмонтирована арабоязычная врезная надпись на камне.

Следует особо подчеркнуть, что эта арабская надпись была установлена еще при строительстве здания. О том, что это памятник азербайджанского зодчества свидетельствуют также форма камня, техника врезания и палеографические особенности надписи идентичные надписи, вмонтированной над входом мавзолея Яхья бин Мухаммеда (ум. в 704 г.х. = 1305 г.) в селе Мамедбейли Зангеланского района Азербайджанской Республики, также расположенного на Великом шелковом пути. На этой надписи упомянуто имя архитектора, основоположника Карабахской архитектурной школы Азербайджана Мадж ад-Дина Али. Ряд архитектурных деталей также дает основание отнести караван-сарай, расположенный на Селимском перевале, к произведениям вышеназванного архитектора, как и другие сооружения, расположенные вдоль Аракса, на Шелковом пути, соединяющем европейские страны с Ближним Востоком и проходящем через Азербайджан.

При Абу Саиде его визирь Чобан Салдуз-нойон построил мосты при впадении Арпачая в Аракс, выше Даралаяза, и в Копрукенде — на Великом шелковом пути, который связывал Ближний Восток с европейскими странами через Карс, Эрзерум в Анатолии.

В селе Алайаз имеется место поклонения Ахи Таваккула. От его мавзолея и подсобных помещений сохранились лишь фундаменты. Стела каменная, почерк надписи — насх, сохранность плохая: это могила (покойного) прощенного мученика (нуждающегося в милости всевышнего Аллаха) Ахи Таваккула — да простит Аллах грехи его (в месяце мухаррам девятьсот пятьдесят… год. Мухаррам 950 г.х. = 6.4-6.5 1543 г.)10.

До 1918 года в Западном Азербайджане было огромное количество мечетей, медресе, мектебов, мавзолеев, ханег и других мусульманских культовых сооружений. Кроме того, в материалах Государственного исторического архива АР встречаются сведения о численности азербайджанцев, топонимы (названия сел) тюрко-азербайджанского происхождения. В самом городе Иреване (Ереван) из существовавших в начале XX века мечетей: Древняя Шахарская (городская) мечеть, Соборная (Гей) мечеть, Мечеть Гаджи Новрузалибека, мечеть Гаджи Имамверди, мечеть Мирза Сафибека, мечеть Гаджи Джафарбека — сохранилась лишь Соборная (Гей) мечеть, которая признана армянскими властями и отдана посольству Ирана11.

До 1915 года в Зангезурском уезде насчитывалось 38 шиитских, а по всей Иреванской губернии 382 шиитских и 9 суннитских мечетей12, а также функционировали мечетские приходы, выполнявшие функции сельсоветов. Здесь вели метрические книги, в которых фиксировалась информация о количестве рожденных, умерших, сочетавшихся в браке и т.д.

В 1885 году в Иреванском уезде Иреванской губернии (территориально-административное деление, существовавшее в рамках Российской империи) насчитывалось 2 суннитских прихода, которые объединяли и обслуживали 238 домов азербайджанцев. В Новобаязетском уезде Иреванской губернии имелось 5 мечетских приходов, которые обслуживали 2 016 домов, в Александропольском уезде этой же губернии был приход, обслуживающий 312 домов, в Шарур-Даралагезском уезде один приход объединял 142 дома, в Сурмалинском уезде один приход обслуживал 817 домов13. Количество мечетских приходов увеличивалось, и 1891 году в Новобаязетском уезде их уже насчитывалось 19, в Шарур-Даралагезском уезде — 44, в Эчмиадзинском и Александропольском уездах — 2214. Столь стремительный рост числа мечетских приходов свидетельствовал о росте численности азербайджанской части населения губернии.

Особо следует подчеркнуть, что в современной Армении присвоение памятников материальной культуры и арменизация азербайджанских исторических топонимов возведены в ранг государственной политики. Однако ни государственные деятели, ни ученые Армении не задумываются об "арменизации" собственных имен и фамилий, имеющих явно азербайджанское происхождение. Например: Атаян — от азерб. ата (отец), Балаян — бала (дитя), Кочарян — кочари (кочевник), Капутикян — гапытикян (делающий двери) и т.д.

Памятники материальной культуры на территории Карабаха

Надгробные памятники в виде сундука, стелы, каменные изваяния лошади и барана (XIV—XIX вв.) с арабо-персо-азербайджаноязычными надписями и рельефами, отражают различные стороны жизни, быта, вопросы топонимики, истории народной медицины, этногенеза азербайджанского народа, освещают ряд других вопросов культурной жизни Азербайджана в Средние века. По эпиграфическим данным и другим мотивам изобразительного искусства, имеющимся на представленных памятниках Карабаха, можно проследить место сосредоточения древнетюркских племен на территории Центрального Кавказа, сыгравших немаловажную роль в процессе формирования азербайджанского народа.

На памятниках (в виде каменного изваяния лошади) в селе Малыбей Лачинского района Азербайджана сохранилось изображение символа солнца и фигуры человека, держащего в правой руке птицу. У древнетюркских народов существовало божество Умай, покровительствовавшее детям. Очевидно, традиционное изображение на памятниках и сооружениях человека с птицей в руках воспринималось как знак, предохраняющий их от разрушения и повреждения. В селе Гюлябирд этого же района также сохранились каменные фигуры лошадей с аналогичными рельефными изображениями.

В селе Баба Физулинского района, в шести километрах от железнодорожной станции Горадиз, имеется ханега и восьмигранный мавзолей Шейха Баба Якуба (XIII в.). Из источников Средних веков становится ясно, что Шейх Баба Якуб проживал в Арране, обладал большим авторитетом, возглавлял народное движение против феодалов и монгольских завоевателей.

В селе Мамедбейли Зангеланского района, на Шелковом пути расположен мавзолей Яхйа ибн Мухаммада ал-Хаджа (умер в 1305 г.). В Барде сохранился один мавзолей и остатки фундамента другого мавзолея Ахсаданбаба, творения азербайджанского зодчего Ахмеда бин Айюба ал-Хафиза ан-Нахчывани.

Ханега и каменный мавзолей Шыхбаба (в круглом плане) находится в селе Шыхлар Джебраильского района, где также проходил торгово-караванный Великий шелковый путь. Вокруг мавзолея имеется средневековый некрополь, а также лежат в разбросанном виде надгробные стелы, принадлежащие последователям Шейха. Недалеко от мавзолея захоронен шейхзаде Шейх абд ас-Салам бин Шейх Гийас ад-Дин. По палеографии и содержанию надписей и технике резьбы, а также по художественному оформлению стел деятельность суфийского ханега Кадирийа можно отнести к XIII—XIV вв.

В селе Ходжалы Джебраильского района, на старом кладбище, был обнаружен фрагмент строительной надписи почерком крупного красивого сульса. Около этого кладбища, у дороги, найдены еще две стелы, на верхней части которых высечены изображения животных — горных козлов, архаров, а также различные тамги, напоминающие наскальные изображения Гобустана и Абшерона.

В Джебраильском районе на плато Диридаг находится средневековый некрополь с разрушенным мавзолеем, вокруг которого сохранились надгробные памятники различного художественного облика. По надписям эти надгробия датируются XIV—XV веками. На этом кладбище есть два изваяния, аналогичные памятникам других предгорных районов Азербайджана. В Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике "Комплекс дворца Ширваншахов" хранятся подобные изваяния из Ярдымлинского и Лерикского районов. Такие же надгробья сохранились в Тертерском районе.

В комплексе архитектурных памятников "Имараты" районного центра Агдам собраны надгробные памятники XVI века в виде сундука со стилобатом из средневековых некрополей.

В Лачинском районе, в долине Шалва, расположенной левее дороги, ведущей к храму Агоглан, имеются надгробия XVI века в виде каменных изваяний лошади и сундука. По палеографии, стихотворным азербайджаноязычным текстам надписей, рельефным изображениям, отражающим бытовые сцены, эти надгробия представляют собой единый стиль школы художественной резьбы по камню и каллиграфии, присущей мастерам предгорных районов на исторической территории Азербайджана.

На месте старого некрополя, расположенного в селе Ахмедаллар Физулинского района, сохранилось сундукообразное надгробие 1024 г.х. = 1615 года; в селе Каргабазар, выше караван-сарая "Шах Аббаса", на высокой скале стоит мечеть "Гияс ад-Дина", которую местные жители именуют мечетью "Шаха Аббаса".

На роднике (в селе Каргабазар) имеется трехстрочная арабоязычная надпись, которая гласит, что в 1305 году этот водосток соорудил Гянджали, сын Амира Каргабазарского.

Две мечети в городе Шуша построены архитектором Кербалаи Сафи ханом Карабагским, о чем свидетельствует надпись на мечети. Имя его встречается и на мечети в районном центре Физули, городе Барде, Агдаме, в ряде квартальных мечетей города Шуша и на других зданиях, расположенных в Карабахе. Имя Сафи хана имеется и на "Татарской мечети" в Одессе, и на мечети Карабаглар в Ашхабаде. Все эти памятники относятся ко второй половине XIX века.

По эпиграфическим данным и другим мотивам изобразительного искусства, имеющимся на представленных памятниках Карабаха, а также на Урудских надгробиях Зангезура, являющихся произведениями единой школы художественной резьбы по камню и каллиграфии, можно определить очаги расселения древнетюркских племен, сыгравших важную роль в процессе этногенеза азербайджанского народа. Надгробные памятники с различными бытовыми изображениями и эпиграфическими надписями арабской графикой показывают единство быта и культуры населения Сюника (ныне на территории Республики Армении) с другими областями Азербайджана, являются ярким подтверждением принадлежности этой территории Азербайджану. К тому же в надписях мы находим разъяснение некоторых топонимов, которые встречаются на территории Азербайджана. В надписях XIV—XIX вв. указаны имена шейхов, ученых, пиров, глав различных сект и т.д., с которыми связано происхождение названий населенных пунктов. Так, село Шыхлар встречается в Зангезуре; Шыхбабалы, Пирджамал, Пирабулькасум — в Шушинском районе; Пирахмедлы — в Физулинском районе; Шыхова — в Губадлинском. В этих наименованиях сохранились частицы пир, шейх (шых), обозначающие титулы и лакабы, даваемые в Средние века ученым-богословам и главам религиозных сект. В средневековом Азербайджане вокруг могил подобных ученых погребали их идейных последователей — шейхов. Через определенное время это место получало название "шыхлар", то есть шейх. Отсюда и расположенное рядом село получало данное название15. Все это объясняет, на наш взгляд, этимологию топонимов на исторической территории Азербайджана.

Заключение

Таким образом, как видно из статьи, памятники материальной культуры азербайджанского народа имеют всемирное значение, играют важную роль в формировании общечеловеческой цивилизации.

Эти памятники еще раз свидетельствуют, что азербайджанцы, проживающие с древнейших времен на территории современной Азербайджанской Республики, являются автохтонным народом Кавказа, имеющим богатую историю и огромное культурное наследие.


1 См.: Гусейнов М. Археология Азербайджана. Каменный век. Баку, 1975. С. 24, 25, 28. к тексту
2 Там же. к тексту
3 См.: Рустамов Д., Мурадова Ф. Петроглифы Гобустана. Баку, 2003. С. 72—73. к тексту
4 Там же. к тексту
5 Heyerdahl Th. The Azerbaijan Connection Challenging Euro-Centric Theories of Migration // Azerbaijan International, Spring 1995, No. 3.1. к тексту
6 См.: Кулиева В.А. Роль и позиция мусульманского духовенства в социально-политической и культурной жизни Азербайджана в XIX — начале XX вв. в ракурсе армяно-азербайджанских политических отношений. Баку, 2003. С. 26—43. к тексту
7 См.: Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т. I. Баку, 1991. С. 7, 8. к тексту
8 См.: Неймат М.С. Указ. соч. Т. III. 2001. С. 10. к тексту
9 Там же. С. 66—67. к тексту
10 См.: Там же. С. 58, 66, 71, 75. к тексту
11 См.: Кулиева В.А. Указ. соч. С. 178. к тексту
12 Там же. С. 183. к тексту
13 См.: ГИАА, ф. 291, оп. 4, д. 211, л. 2. к тексту
14 См.: ГИАА, ф. 290, оп. 3, д. 1574, лл. 21, 22, 44, 45, 48. к тексту
15 См.: Неймат М.С., Кулиева В.А. Объект армянского террора — памятники материальной культуры азербайджанского народа. Баку, 2007. С. 31—38. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL