Фуад АЛИЕВ


Фуад Алиев, соискатель на степень кандидата экономических наук Азербайджанского государственного экономического университета (Баку, Азербайджан).


ПОТЕНЦИАЛ ВАКФОВ В СОКРАЩЕНИИ БЕДНОСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются функции и механизмы деятельности исламских благотворительных организаций (вакфов) в рамках либеральной (неисламской) финансово-экономической системы. Автор анализирует модель создания, управления и контроля над деятельностью подобных организаций в Азербайджане, предлагает оценку их возможностей в поддержании мелкого и среднего бизнеса, а также их вклада в сокращении бедности в стране.

Введение

С точки зрения исламской экономической доктрины в долгосрочной перспективе эффективность любой политики перераспределения зависит в большей степени от неутилитарного поведения в виде "перераспределительного жертвования", нежели от правительственных мер1. Учитывая важность обоих направлений, хотелось бы обратить внимание на коллапс моделей радикальной социалистической системы, а также на ныне слабую эффективность функционирования и растущую неконкурентоспособность модели так называемого "государства благосостояния". Процессы глобализации ослабили влияние правительств на рынок как в развитых, так и развивающихся странах2.

Вакфы и сокращение бедности

Исламская концепция перераспределения основывается на неутилитарном поведении, связанном с соответствующей формой собственности общественного сектора (ирфаг). Этот институт существовал еще во времена Пророка Мухаммада, а в дальнейшем развивался как форма реализации социального обеспечения, состоящая из вакфов (благотворительных организаций) и иных механизмов добровольного пожертвования. Общественный сектор подобного рода (с религиозной базой) функционировал и в немусульманских странах3. Как отмечает Г.С. Беккер, благотворительность может служить формой общественного страхования, альтернативной рыночному страхованию и социальным трансфертным платежам4. Именно распространение последних и привело к уменьшению общественной роли благотворительности.

Тем не менее в последнее время на Западе можно заметить рост роли филантропии и концепции социальной ответственности бизнеса, что коррелирует с концепцией перераспределения в любой исламской экономической модели. Основываясь на проведенных исследованиях, Таг эль Дин утверждает, что даже там, где упор делают на рост материальной продуктивности, более высоких его темпов достигают путем внедрения специальных программ развития человеческих ресурсов, которые попутно продвигают нормы технической продуктивности и этические нормы справедливого распределения5.

Следует также отметить, что при всей социальной направленности исламской экономической модели она отвергает чрезмерный патернализм со стороны государства6. В нормальных условиях индивидуумы должны сами заботиться о себе. Если по каким-либо причинам это невозможно, забота о них ложится на близких родственников, соседей и общество в целом7. Государство как общественный институт обязано создать такие условия, при которых человеку оказывали бы необходимую помощь лишь в крайнем случае.

Поэтому государство само должно быть свободно от негативных элементов. В то время как родители, система образования и общество создают базу для предприимчивого и независимого мышления, только прозрачность в системе государственного управления, верховенство закона и прочие демократические институты образуют почву для формирования и реализации индивидуумов как граждан своей страны и конкурентоспособной рабочей силы8.

В последнее время начинают разрабатывать и институциональный подход к сокращению бедности. М. Чизакча отмечает, что многие основные социальные услуги: здравоохранение, образование, муниципальные, коммунальные и т.д. — никогда не предоставляли за счет государственных средств9. Это было возможным не через перераспределительное налогообложение (как на Западе), а путем добровольных пожертвований и местных инициатив. Таким образом, в исламском мире институт вакфа играл роль основного инструмента в борьбе с бедностью. Более того, именно на Западе данный институциональный подход переживает свое второе рождение в виде бурного развития неправительственного (некоммерческого) сектора10. Наиболее яркий тому пример — Германия, где используется принцип субсидиарности, то есть решение местных социальных проблем, а оказание социальных услуг делегировано неправительственному сектору11. Такой подход, когда отсутствует дупликация мер и существует разделение труда между государственным и неправительственным сектором, достоин внимания и применения в странах с переходной экономикой.

Вакф учреждается путем дарения частной собственности с благотворительной целью для бессрочного пользования (при условии соответствующего назначения доходов). Предлагается различать религиозные и филантропические вакфы12. Последние в большей степени могут быть полезны для сокращения бедности.

Ознакомившись с историей вакфа, мы увидим, что он существовал в течение одного тысячелетия13, выполнял функции оказания социальных услуг за счет добровольных пожертвований зажиточных слоев населения, являясь, таким образом, институтом сокращения бедности в исламском мире14. Азербайджан также имеет богатую историю вакфов, они играли ведущую роль в финансировании социальных проектов и строительстве инфраструктуры15.

Так, с конца XIX — начала XX веков азербайджанская буржуазия напрямую и посредством созданных благотворительных фондов финансировала проекты развития образования, культуры, религии, здравоохранения, инфраструктуры и пр. Имена Г.З. Тагиева, М. Мухтарова, А. Ашурбекова, А. Дадашева, А. Гулиева, Ш. Асадуллаева, И. Гаджинского и пр., а также названия обществ "Нешр-Маариф", "Ниджат", "Сафа", Бакинское мусульманское благотворительное общество и т.д. навсегда вошли в историю Азербайджана16.

Оказывая важные услуги обществу без привлечения бюджетных средств, система вакфов может значительно сократить государственные расходы. Это, в свою очередь, ведет к сокращению бюджетных дефицитов и размера государственного долга, ограничивает эффект вытеснения частных капиталовложений государственными расходами, следовательно, снижает ставки процента, поощряет инвестиции и рост17.

Более того, это позволяет снизить налоговое бремя, что означает увеличение доходов потребителей и производителей, а также оказывает положительный эффект на агрегированное производство при одновременном уменьшении стоимости издержек. Таким образом, цены падают, открывая дорогу для неинфляционного роста производства18.

Вместе с тем вакфы решают проблему недостаточного предложения общественных благ, весьма часто наблюдаемого в современной рыночной экономике19. При этом роль государства заключается в обеспечении нормального их (вакхов) функционирования на основе обеспечения эффективно работающей судебной системы и защиты прав собственности вакфов.

История изобилует случаями нарушения прав собственности вакфов со стороны государства. Вакфы развивались циклически — с расширением и конфискацией собственности, последовательными процессами централизации и децентрализации. В окончательном ослаблении данного института важную роль сыграли западные страны и колонизаторы. Так, в 1860 году, по окончании Крымской войны, при заключении мирного договора отмена вакфов была одним из условий правительства Великобритании20. Европа, в те времена верившая в силу государства и с подозрением относившаяся к посредническим организациям, без колебаний навязывала данный подход в исламском мире, где абсолютистские режимы восприняли его с удовольствием, централизовав альтернативные источники финансовых средств и влияния.

Сейчас во всем мире наблюдается обратный процесс, ведомый примером США, где неправительственный (некоммерческий) сектор переживает настоящий бум. В западных странах в той или иной форме создают условия для развития данного сектора. Это может иметь импликации и для мусульманских государств в виде возрождения института вакфов.

В странах с системой обычного права наиболее близким к вакфу в организационном плане является траст, который представляет собой пул ресурсов, доверенных в управление определенному лицу с целью достижения целей, обозначенных донором. В странах римского права (куда входит и Азербайджан) наиболее близким к вакфу является фонд, также обладающий определенной суммой, пожертвованной ему спонсором.

В подобных институтах (независимо от их формы) важны отношения принципала и агента, а также мотивации последнего в эффективном управлении ресурсами. На Западе даже сформировалась особая группа менеджеров, специализирующихся на управлении некоммерческими организациями. Значение управления нельзя недооценивать, так как большинство вакфов исторически страдало от плохого администрирования и неэффективного менеджмента, коррупции и непрозрачности. Это актуально и ныне в секторе НПО, порой в этом плане не уступающем государственному управлению.

Наиболее близким к концепции вакфа можно считать принцип субсидиарности, практикуемый в Германии, где государство не оказывает социальных услуг в определенной местности, если там разумно действует какая-либо НПО. Таким образом, субсидиарность помогает наладить кооперацию и разделение труда между правительственным и неправительственным секторами. Указанный подход стали активно использовать другие европейские страны, международное сообщество в целом. Так, растущая доля международной поддержки проектов развития экстренной и гуманитарной помощи проходит именно через неправительственный сектор. Согласно оценкам Международного Красного Креста, НПО ныне тратят больше, чем Всемирный банк21.

Особое внимание следует уделить вопросу налогообложения неправительственных организаций, который следует разделить на налогообложение самих НПО и налогообложение пожертвований для них. Так, в США все доходы некоммерческих организаций освобождены от федерального налога на прибыль, а пожертвования в благотворительные организации имеют привилегии22. Вакфы традиционно освобождали от налогов, а сегодня в мусульманских странах их облагают налогами по всей строгости закона23.

Современные НПО, как и традиционные вакфы, активно ведут коммерческую деятельность, которая во многих государствах облагается налогами. Логика такого подхода заключается в том, что льготы создают неравные возможности для коммерческих и некоммерческих структур, а это подрывает основы добросовестной конкуренции. Исключением является Австралия, где не облагают налогом доходы от любой коммерческой деятельности, если ее используют в благотворительных целях24.

Таким образом, реформирование системы вакфов в исламском мире, в том числе в постсоветских республиках, было бы важным элементом в борьбе с бедностью. С этой целью прежде всего необходимо пересмотреть действующее законодательство, изучить опыт других стран, особенно в сфере сотрудничества государства и НПО, а также практику отношений вакфов и компаний. Например, интересен опыт турецкой фирмы "Koç"25, множества вакфов в Кувейте, Индии, Пакистане, Малайзии и т.д. Так, еще в 1993 году для усиления статуса вакфов как третьего сектора и участия в политике по развитию страны был учрежден Общественный фонд вакфов Кувейта. Одна из его задач — активизировать роль вакфов как эффективного института социально-экономического развития и решения общественных проблем26. Кстати, этот институт — отличный пример успешной работы независимого от государства вакфа, управляемого как некоммерческий благотворительный фонд и активно занятого в программах социально-экономического развития27.

Опыт других государств показывает, что для более плодотворной деятельности вакфов необходимо координировать усилия всех благотворительных организаций, что поможет избежать дублирования их деятельности и будет способствовать разделению труда. Еще одним плюсом координированности действий этих институтов станет единая база данных о целевых группах, что окажет помощь в решении проблемы идентификации бедных и мониторинге проводимых мероприятий. Взаимный обмен информацией между этими организациями, а также соответствующими государственными органами и НПО будет полезен при планировании проектов, политики и стратегии по сокращению бедности.

Правительства некоторых стран проводят соответствующую политику с целью поощрения благотворительности и развития института вакфов. Например, налоговое законодательство Малайзии (светское государство с большинством мусульманского населения) разрешает налоговые кредиты для выплаты закята. Таким образом, физические лица могут вычитать свои выплаты по закяту из обязательных налоговых платежей28.

Традиционно средства от закята и вакфов шли на прямую материальную помощь, которая связана с высоким моральным риском и поощрением иждивенческой психологии. Так, Центральный совет по закяту в Пакистане большую часть имеющихся средств направляет на финансирование реабилитации и профессионального обучения29.

Потенциал институтов закята и вакфа в сокращении бедности зависит от ряда факторов. Естественно, рост объема финансовых средств этих структур увеличивает и их способность охватить как можно большее число бедных. Вместе с тем рост благосостояния населения повышает количество налогооблагаемой базы и соответственно благотворительной деятельности. А развитие и расширение этих институтов, в свою очередь, будет зависеть от ряда операционных и организационных факторов30. Здесь следует сделать оговорку по поводу закята и иных исламских налогов. В силу светского устройства АР данные налоги (прежде всего закят и хумс) должны быть добровольными, поэтому их необходимо включить в источник средств для вакфов. При этом для привлечения благотворительных пожертвований в виде мусульманских налогов следует повысить эффективность сбора и распределения данных денежных средств, что вызовет доверие и желание людей выделять средства соответствующим организациям.

Эти деньги можно направлять на предоставление общественных благ, увеличение благосостояния работоспособных людей путем обеспечения их человеческим и финансовым капиталом и оказание прямой материальной помощи нетрудоспособным.

Одна из причин малого количества вакфов в мире заключается в том, что они ассоциируются с землей и недвижимостью, стоимость которых в наши дни очень высока. Это ограничивает круг потенциальных доноров. Таким образом, необходимо отходить от традиционных форм к денежным вакфам, схожим с филантропическими гуманитарными фондами на Западе. НПО с попечительским советом, контролирующим операции фонда и нанимающим профессионального менеджера, — наиболее оптимальная организационная структура для вакфов31.

Успех вакфов зависит (в числе прочего) от эффективности их организационной структуры и менеджмента, а также от осознания ими важности своей общественной миссии. Таким образом, основой успеха организации являются четкая общественная задача, легитимность, поддержка и организационные возможности; другими словами, авторитет общественной организации измеряется степенью реализации ее миссии. Учитывая зависимость таких структур от доноров, прозрачность их деятельности приобретает большое значение, ее достижение возможно путем установления финансовой надежности и налаживания внутреннего механизма, обеспечивающего невозможность недобросовестного использования средств. Кроме того, обязанности по принятию финансовых решений, их исполнению и контролю необходимо разделить между отделениями организации. Весьма важно проводить независимые аудиторские проверки с предоставлением общественности полного отчета об их результатах. К сожалению, это пока не характерно для НПО и религиозных организаций нашей страны.

Участие уважаемых и известных людей в попечительском или наблюдательном советах данных организаций также будет способствовать повышению доверия к ним. Как отмечается в литературе, управленческие процедуры вакфов зависят от их размера, когда более крупные имеют преимущество от экономии на масштабе. Кроме того, они будут обладать большими возможностями для привлечения квалифицированных менеджеров и сотрудников, внедрения инноваций. Достоинства малых организаций в том, что они более гибки и близки к целевым группам. Этот фактор особо важен для эффективного местного социально-экономического развития (развития общин).

Для оказания помощи непосредственно тем, кто в ней больше всего нуждается, данные структуры должны создать сеть волонтеров, не требующую больших затрат и помогающую в идентификации целевых групп непосредственно на местах и оказании им помощи. Затем эти организации смогут объединять и координировать усилия с целью достижения большего эффекта. Как мы уже отмечали, важно наличие координирующей независимой организации.

Помощь в институциональном развитии вакфов может оказать Фонд инвестирования собственности вакфов, созданный Исламским банком развития (ИБР) в 2001 году. Он призван мобилизовать финансовые средства для продвижения и развития собственности вакфов во всем мире, возродить осведомленность мусульман о вакфах, а также способствовать ИБР в достижении его целей по социально-экономическому развитию стран-членов и прочих обществ.

Вакфы могут выполнять следующие функции.

  • 1.  Сбор и аккумуляция закята, хумса и пожертвований мусульман. Данная функция подразумевает налаженную прозрачную систему сбора и использования средств, просветительскую и маркетинговую деятельность по расширению базы "налогоплательщиков" и доноров, а также по привлечению большего количества пожертвований и выплат.
  • 2.  Поддержка и страхование социально уязвимых слоев населения с целью не допустить их попадания за черту бедности. В нашем понимании исламская экономическая модель предлагает несколько вариантов. Во-первых, выдача таким группам населения беспроцентных кредитов (гард аль-хасана). Одним из условий кредита может быть участие в финансировании данного вакфа после улучшения семейного бюджета. Так, в Судане организация "Диван аль Закят" выдает беспроцентные кредиты фермерам в начале сельскохозяйственного сезона, чтобы они могли закупить необходимые материалы. Кредит возвращается после сбора урожая32. Эта политика увеличила продуктивность ферм и сбор закята с фермеров до 74,4% от суммы выданных кредитов.
  • 3.  Фондирование вакфов. Данный метод предложен Х. Ахмедом и подразумевает выпуск сертификатов вакфов33, которые будут иметь приемлемую нарицательную стоимость. Любой желающий пожертвовать и помочь вакфам сможет сделать это, купив сертификат. Такой вид называется сукук аль интифа и подразумевает передачу права использования определенных активов вакфов покупателю сертификата в течение определенного срока.
  • 4.  Исламские микрофинансовые институты, основанные вакфами. Аккумулированные средства можно использовать для финансирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из среды малоимущих на основе разделения прибыли и убытков либо выдачи бедным беспроцентных потребительских кредитов для улучшения условий их проживания и быта. Этот принцип микрофинансирования в различных формах активно применяется в западных странах и получил название "общинного капитализма"34.
  • Тем не менее не следует переоценивать значение вакфов в сокращении бедности и ожидать замены ими государственного вмешательства в социально-экономические процессы. На нынешнем этапе развития нереально и нежелательно полное делегирование оказания коммунальных, образовательных, медицинских и иных социальных услуг неправительственному сектору, который должен играть вспомогательную роль.

    Вакфы и микрофинансирование

    В принципе при использовании финансовых средств вакфы могут применять два подхода. Согласно первому, корни бедности в том, что малоимущие слои населения дезорганизованы и находятся в ловушке экономических, социальных и политических отношений. В связи с этим единственное долгосрочное решение проблемы бедности — оказание помощи этой категории лиц в борьбе с их незавидным статусом через увеличение осведомленности и образование.

    Второй подход считается более материалистичным. Исходя из него, бедным нужно больше, чем просто сознательность и информированность; им необходима материальная помощь, которая поможет увеличить доходы. Кредит — ключевой элемент данного подхода, он призван помочь беднякам вырваться из долговой зависимости и инвестировать в свою собственную занятость, приносящую доход35. Однако исследования показывают, что формальный банковский сектор не добивается больших успехов в выходе на бедняков (особенно в сельской местности) из-за высоких операционных издержек36. В связи с этим учет основных принципов исламской экономики позволяет предположить, что создание институтов микрокредитования и кредитных союзов в духе ислама можно считать наиболее реальным мусульманским подходом.

    Одно из проявлений участия исламских НПО в решении этих задач — широкое оказание услуг по микрофинансированию бедных в Бангладеш. В отличие от традиционных организаций по микрокредитованию исламские НПО не выдают денежные кредиты, а применяют концепцию бай муаджал — продажу производственных активов с отсрочкой платежа и маржой около 12%37.

    Микрокредит — эффективный инструмент создания рабочих мест, увеличения семейных доходов и сокращения бедности38. Однако существует и иное мнение, согласно которому микрокредит (несмотря на декларации о намерении бороться с бедностью) редко доходит до неимущих слоев населения, то есть его получaтелями являются менее бедные семьи. Кратко механизм микрофинансирования можно описать следующим образом. Бедные женщины и мужчины объединяются в группы, которые ответственны за уплату кредитов друг друга в случае дефолта. Основное требование для его получения — вложение небольшой суммы на депозитный счет в качестве принудительного сбережения. Разница между светскими и исламскими НПО состоит в вопросе ссудного процента. Другое проявление микрофинансирования и оказания финансовых услуг малоимущим слоям населения, порой не представляющим интереса для банковского сектора, — кредитные союзы, также близкие исламу по духу39.

    Согласно исламской доктрине государство и общество несут ответственность за борьбу с бедностью. Как уже утверждалось выше, экономическая философия ислама требует сокращения бедности, в первую очередь путем обеспечения базовых человеческих нужд, а также через уменьшение разницы в доходах между малоимущими и зажиточными слоями населения, использование ресурсов ради благосостояния людей.

    Исламские общественные организации должны стремиться использовать в своих целях мечети, призывать духовенство и верующих занять более активную гражданскую позицию. Духовенству требуется переориентация, чтобы адаптироваться к нынешним реалиям. В этой связи на повестке дня стоит вопрос кардинального реформирования статуса и структуры Духовного управления мусульман Кавказа, его взаимоотношений с прочими исламскими организациями и соответствующими государственными органами.

    Потенциал вакфов и исламского микрофинансирования в АР

    В мусульманском мире вакфы в целом, особенно денежные (по сути, благотворительные фонды), ныне переживают возрождение. Растет и их роль в финансировании социальных проектов, в том числе посредством микрокредитования. При этом большую часть составляют имущественные и религиозные вакфы. Однако в светских странах с мусульманским населением денежные вакфы не менее важны, что обусловлено слабостью традиционных вакфов40. В этой связи целесообразно отметить опыт Национального фонда вакфов Южной Африки (АФГАФ ЮА). Цель этой организации, учрежденной в 2001 году, — мобилизация капитала мусульманской общины и его реинвестирование в общественное развитие, поддержка бедных мусульман и неимущих слоев населения. Система построена таким образом, что Фонд занимается мобилизацией и сбором средств, а созданная им подструктура — Южноафриканское исламское агентство развития — занимается программами развития и поддержки целевых групп, в том числе посредством микрофинансирования. Несмотря на свою молодость, АФГАФ ЮА сумел реализовать ряд успешных проектов и получить признание не только в стране, но и за рубежом. При этом необходимо отметить, что мусульманская община ЮАР составляет меньшинство (около 2% жителей), и большинство мусульман (чернокожие) страдало от режима апартеида и входит в число неимущих. Успех АФГАФ ЮА, за короткий срок приведший к развитию мусульманской части населения страны, свидетельствует о существенном потенциале вакфов в борьбе с бедностью, в развитии местных общин при эффективном менеджменте даже при неблагоприятных условиях.

    Институт вакфа в Азербайджане законодательно не закреплен, хотя термин "вакф" употребляется в законе "О свободе вероисповедания". Однако в случае принятия соответствующего закона о благотворительной деятельности и благотворительных фондах институт вакфов (особенно денежных) получит более четкую законодательную базу для своей деятельности и развития.

    Как отмечает президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева, следует разработать национальную концепцию развития благотворительности в Азербайджане, где будут сформулированы основные направления построения системы благотворительности в качестве инструмента социальной политики, участниками которой являются как государство, так и бизнес и НПО; зафиксированы основные проблемы при осуществлении благотворительной деятельности и пути их решения; указаны механизмы налаживания партнерского взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных институтов41.

    В контексте сокращения бедности в республике следует выделить ряд проблем, которые могут решить микрофинансовые институты, основанные на вакфах:

  • дефицит финансовых средств, ограниченный доступ к банковским услугам в сельских районах и для городской бедноты;
  • неиспользование принципов и ценностей мусульманской модели экономики во благо общества, несмотря на растущий интерес к исламу в стране;
  • невовлеченность альтернативных источников финансовых ресурсов;
  • слабая кооперация среди населения;
  • низкий уровень социальной ответственности бизнеса;
  • недоверие к традиционным способам сбора пожертвований и религиозных выплат в результате их непрозрачности;
  • кризис этики и отсутствие доверия (низкий социальный капитал).
  • Как видим, данные проблемы охватывают различные аспекты социально-экономической жизни страны. Комплексное их решение в той или иной степени возможно путем осуществления мероприятий, эффект которых затрагивал бы всех их. При этом необходимо определить механизмы оценки данного влияния.

    Внедрение модели развития общин на основе создания кредитных союзов с участием вакфов в соответствии с принципами исламской экономики в состоянии ответить на вызовы всех вышеперечисленных проблем (в том случае, если существуют необходимые предпосылки для образования микрофинансовых институтов такого типа).

    Опыт многих стран показывает, что при формировании соответствующей институциональной структуры и эффективном управлении разные схемы беспроцентного микрокредитования весьма результативны для сокращения бедности на мезоуровне.

    В этой связи есть два основных способа обеспечения малоимущих слоев и сельских жителей необходимым доступом к финансово-кредитным услугам. Один из них заключается в развитии принципов так называемого "общинного (народного) капитализма", механизмами реализации которого являются кредитные союзы и прочие кооперативы. Второй способ — развитие исламских финансовых институтов и инструментов. Однако в последнее время предпринимались попытки объединить эти два подхода (учитывая их многочисленные схожие черты) и развивать общинный капитализм среди религиозного мусульманского населения.

    Развитие "исламского общинного капитализма" — вполне реальный проект, нацеленный на получение прибыли и привлечение дополнительных инвестиций, создание рабочих мест и экономических возможностей в бедствующих общинах при поддержке государства и гражданского общества. Эта поддержка предусматривает рационализацию правовой среды, инвестирование в инфраструктуру и услуги, которые есть в более благополучных районах (общинах), улучшение бизнес-среды и повышение потенциала рабочей силы при прочих равных условиях. Это позволит усилить кооперацию в обществе и мобилизовать рыночные силы, что, в свою очередь, послужит созданию здоровой экономической среды, которая обеспечивает рабочие места, доходы и благосостояние для местного населения темпами, как минимум не уступающими общереспубликанским.

    Исламская составляющая заключается в 1) обеспечении требований исламского права (например, беспроцентной природы кредитов); 2) минимизации любых возможностей для эксплуатации; 3) вовлеченности исламских фондов — вакфов, где аккумулируются денежные средства.

    Таким образом, возможна реализация следующих мероприятий в рамках пилотной модели.

  • 1.  Создание вакфов на основе известных мест поклонения, то есть пиров, где собирают значительные суммы.
  • 2.  Проведение разъяснительных работ и рекламных акций по осведомлению населения о вакфах и кредитных союзах.
  • 3.  Увеличение денежных поступлений в вакфы за счет религиозных "налогов" и добровольных пожертвований, грантов международных организаций и пр.
  • 4.  Создание кредитного союза с участием вакфа в уставном капитале.
  • 5.  Обеспечение технической поддержки эффективной работе данных кредитных союзов.
  • 6.  Усиление вакфов и кредитных союзов, их самостоятельная деятельность.
  • Конечно, вакф может выступить и в качестве НПО, которое будет заниматься микрофинансированием, однако реализовать это сложнее, ибо данные организации способны проводить лишь ограниченные операции, которые трудно подвести под нынешнее законодательство, пока не очень "приветливое" по отношению к исламскому финансированию. Основываясь на законе АР "О кредитных союзах", эти финансовые институты выдают кредиты на условиях, закрепленных в их уставах, что дает больше свободы для внедрения исламских моделей финансирования, которые мы покажем ниже.

    Деятельность вакфов в Модели показана на схеме 1. Вакф создается на основе существующего святилища в селении, жители которого отличаются религиозностью и общинностью, то есть существует необходимый социальный капитал. К тому же туда приходят средства от доноров (гранты, пожертвования), членов общины, прочих физических лиц и бизнес-сектора (пожертвования, религиозные налоги и т.д.), предпринимательской деятельности вакфа, в том числе кредитного союза, о котором речь пойдет ниже.

    Схема 1

    Деятельность вакфов в Модели

    В свою очередь, функционирование самой Модели показано на схеме 2. Вакф, жители общины и компании, работающие на территории селения, добровольно создают кредитный союз. В силу своих финансовых возможностей и взноса в уставный капитал вакф является главным учредителем, а также намеревается получать от кредитного союза прибыль для достижения своей благотворительной миссии. Кредитный союз усилит кооперацию и связь членов общины друг с другом и с вакфом, что послужит усилению социального капитала.

    Схема 2

    Система функционирования Модели

    Согласно исламу кредитный союз может оказывать следующие кредитные услуги.

  • Кредит с отсрочкой платежа (мурабаха) — кредитный союз покупает необходимые заемщику товары на свое имя и перепродает их заемщику с наценкой на условии заранее оговоренной отсрочки платежа.
  • Беспроцентный кредит (гард аль-хасана), выдаваемый на приобретение товаров и оплату услуг в соответствии с требованиями исламского права. По истечении года заемщик должен выплатить определенную сумму (помимо суммы кредита), которая призвана хотя бы частично покрыть эффекты инфляции и операционные расходы кредитного союза, связанные с выдачей данного кредита. Наценка устанавливается вначале и не зависит от выданной суммы.
  • Лизинг (иджара) — кредитный союз передает в аренду имеющиеся у него оборудование и транспортные средства.
  • Ипотечные кредиты — кредитный союз покупает жилье для заемщика, но на свое имя, с отсрочкой платежа. В течение срока возврата полной суммы кредита заемщик выплачивает кредитному союзу арендную плату за проживание в доме.
  • Прочие операции в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики
  • Организационные основы Модели подразумевают принципы, а также особенности организационной структуры соответствующих вакфов и кредитных союзов. Сложность заключается в том, что институт вакфа как таковой пока не имеет правовой основы и носит гипотетический характер. Однако в целом данный институт может работать на принципах работы неправительственных религиозных организаций. Организационная структура кредитных союзов регулируется соответствующим законодательством республики.

    При этом необходимо принять во внимание три основных аспекта.

  • 1.  Управленческие структуры и процедуры, в которые входит не только процесс принятия и реализации решений, но и вопросы прозрачности, кадров, внедрения инноваций, эффективности и рентабельности.
  • 2.  Увеличение прибылей и фондов: аспекты работы с существующими и потенциальными донорами, маркетинга и информации, имиджа и доверия.
  • 3.  Распределение средств: проблемы идентификации получателей помощи и кредитов, система доставки услуг, координация действий с другими организациями, оценка финансируемых проектов, распределение прибыли и пр.
  • Схема 3

    Примерная организационная структура Модели

    Таким образом, организационная структура Модели подразумевает наличие таких органов, как Общее собрание, Наблюдательный совет, Правление и Кредитная комиссия. В последнюю должны входить специалисты по исламскому праву и оценке бизнес-проектов. Представители вакфа — основного учредителя — должны быть представлены в Правлении, которое непосредственно руководит кредитным союзом.

    Вакфу, в свою очередь, необходимо предусмотреть в своей структуре Общее собрание учредителей, Правление, Попечительский совет, Ревизионную комиссию. Непосредственную работу вакфа организует Правление, которое создает соответственные организационные единицы для ведения дел.

    Заключение

    При успешной реализации и иных равных условиях Модель сможет решить соответствующие проблемы (см. схему 4).

    Схема 4

    Механизм воздействия Модели на решение проблем

    Модель можно будет оценить в абсолютном (относительно поставленных целей) и относительном (в сравнении с традиционными кредитными союзами) смысле по прошествии заранее определенного срока (например, пяти лет) и с условием проведения мониторинга на регулярной основе.


    1 См.: Tag el Din S. The Elimination of Riba: A Measure Truly Dedicated to Poverty Alleviation. В кн.: Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. The Islamic Foundation, Leicester, U.K. 2002. P. 187—207. к тексту
    2 См.: Stiglitz J.E. Globalization and Its Discontents. First Edition. New York: W. W. Norton & Company, April 2003. 318 pp. к тексту
    3 См.: Tag el Din S. Op. cit. к тексту
    4 См.: Фарадов Т.Л. Особенности религиозного мышления и современное религиозное поведение населения Азербайджана // Дирчелиш — XXI век, Баку, Апрель 2002, № 50. С. 47—56 (на азерб. яз.). к тексту
    5 См.: Tag el Din S. Op. cit. к тексту
    6 См.: Igbal M. Introduction. В кн.: Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. P. 1—24. к тексту
    7 См.: Tag el Din S. Op. cit. к тексту
    8 См.: Sirageldin I. The Elimination of Poverty: Challenges and Islamic Strategies. В кн.: Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. P. 25—112. к тексту
    9 См.: Çizakça M. Latest Developments in the Western Non-Profit Sector and the Implications for Islamic Awqaf. В кн.: Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. P. 263—296. к тексту
    10 См.: Igbal M. Op. cit. к тексту
    11 См.: Çizakça M. Op. cit. к тексту
    12 См.: Ahmed H. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation // Occasional Paper No. 8. Saudi Arabia: Islamic Development Bank, 2004. 48 pp. к тексту
    13 См.: Creselius D. Introduction // Journal of the Economic and Social History of the Orient, 1995, Vol. 38, No. 3. P. 260. к тексту
    14 См.: Çizakça M. Op. cit. к тексту
    15 См.: Гусейнли. Р.С. Азербайджанское духовенство. Баку: Кюр, 2002. 266 с. (на азерб. яз.). к тексту
    16 См.: Талыбова С.Г. Культурно-просветительская и благотворительная деятельность азербайджанской буржуазии (конец XIX — начало XX вв.): Дис. на соиск. уч. ст. канд. истор. наук. Баку, 1994. 202 с. к тексту
    17 См.: Çizakça M. Op. cit. P. 264. к тексту
    18 См.: Wanniski J. The Mundell-Laffer Hypothesis // The Public Interest, Spring 1975, Vol. 39. P. 49—50. к тексту
    19 См.: Çizakça M. Op. cit. P. 263—296. к тексту
    20 См.: Озтюрк Н. Институт вакфа в рамках истории турецкого возрождения. Анкара: TDV 1995. 199 с. (на турец. яз.). к тексту
    21 См.: The Economist newspaper, 29 January—4 February, 2000. P. 25. к тексту
    22 См.: Çizakça M. Op. cit. к тексту
    23 См.: Ibidem. к тексту
    24 См.: Salamon M.,Toepler S. The International Guide to Non-Profit Law. New York: John Wiley & Sons 1997. 222 pp. к тексту
    25 См.: Çizakça M. Op. cit. к тексту
    26 См.: Ahmed H. Op. cit. к тексту
    27 См.: Ibidem. к тексту
    28 См.: Ibidem. к тексту
    29 См.: Ibidem. к тексту
    30 См.: Ibidem. к тексту
    31 См.: Ibidem. к тексту
    32 См.: Kahf M. Shariah and Historical Aspects of Zakah and Awqaf. Islamic Research and Training Institute, Islamic Development Bank, 2004. 47 pp. к тексту
    33 См.: Ahmed H. Op. cit. к тексту
    34 См.: Stegman M. The Rise of Community Capitalism (with focus on Community Development Venture Capital). Presentation for The Humphrey Seminar. University of North Carolina, Chapel Hill, April 2006. к тексту
    35 См.: McGregor J. The Growing Gap between the Banking System and the Poor in Rural Bangladesh: Problems of Financial Liberalization and the Rise of NGOs // Occasional Paper No. 3, Centre for Development Studies, University of Bath, 1994. P. 94—116. к тексту
    36 См.: Hassan M., Alamgir D. Microfinancial Services and Poverty Alleviation in Bangladesh: A Comparative Analysis of Secular and Islamic NGOs. В кн.: Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. P. 113—168. к тексту
    37 См.: Ibidem. к тексту
    38 См.: Ibidem. к тексту
    39 См.: El-Gamal M. Mutuality as an Antidote to Rent-Seeking Shari‘a-Arbitrage in Islamic Finance. Rice University [www.ruf.rice.edu/~elgamal], April 2005. 13 pp. к тексту
    40 См.: Ahmed H. Op. cit. к тексту
    41 См.: Мехрибан Алиева: "Сегодня для развития благотворительного сектора в Азербайджане существует несколько серьезных препятствий" [www.day.az], 20 марта 2008. к тексту

    SCImago Journal & Country Rank
    Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL