Мариам ЛОРДКИПАНИДЗЕ, Георгий ОТХМЕЗУРИ


Мариам Лордкипанидзе, доктор исторических наук, профессор Тбилисского государственного университета им. Ив. Джавахишвили, академик Национальной академии наук Грузии (Тбилиси, Грузия).

Георгий Отхмезури, доктор исторических наук, профессор Тбилисского государственного университета им. Ив. Джавахишвили (Тбилиси, Грузия).


СТАТУС АБХАЗИИ В СОСТАВЕ ГРУЗИИ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются вопросы статуса Абхазии в составе Грузии и становления абхазского этноса, который в ХV—XVII веках переселился с Северного Кавказа на территорию Западной Грузии (в Абхазию); сам народ называет себя "апсуа", а грузины именуют его "абхазами".

Введение

История так называемого "грузино-абхазского конфликта" уходит корнями в далекое прошлое. В XVI—XVIII веках Османская империя с целью утверждения своего господства пыталась распространить в Западной Грузии (в частности, в Абхазии) ислам и разжечь вражду между христианами и мусульманами, то есть грузинами и абхазами (апсуа). В начале XIX века, после аннексии Грузии, той же политики придерживалась и царская Россия.

Опираясь на исторические источники и научные исследования, мы постараемся дать ответ на некоторые вопросы истории Абхазии и абхазов (Апсны и апсуа).

Абхазия с древнейших времен до аннексии Грузии Россией

Археологические материалы, найденные при раскопках на черноморском побережье Грузии и относящиеся к III—II тыс. до н.э., дают основание предполагать, что с указанного времени и до античной эпохи Западное Закавказье было населено в основном картвельским (грузинским) этносом; исторические источники указывают на наличие здесь единой колхидской (западногрузинской) культуры, внутри которой выделяются отдельные регионально-локальные варианты1.

Во II—I тыс. до н.э. картвельский этнический элемент был широко распространен как в горной, так и низинной части Западной Грузии, о чем свидетельствует наличие грузинских топонимов, гидронимов и распространение грузинских фамилий с древнейшего времени2.

Эти выводы находят подтверждение в греческих мифах о путешествии аргонавтов в Колхиду и основываются на лингвистических исследованиях, доказывающих существование здесь во II тыс. до н.э, то есть в эпоху древнейших греко-колхских контактов, картвельского языка3.

Кроме того, греческие письменные источники (Гекатей Милетский, VI в. до н.э.; Геродот, V в. до н.э.; Скилак Кариандский, IV в. до н.э.; Страбон, прибл. 64/63 гг. до н.э. — 24/23 г.н.э. и др.) свидетельствуют, что в это время царство Колхида охватывало всю низинную часть Западной Грузии.

При этом территория до Диоскурии (Сухуми) была в основном заселена колхами, а при анализе этнического состава населения северной части страны упоминаются и представители северокавказских этносов (например, керкеты, которых считают черкесами).

Для изучения этнической карты Западной Грузии важное значение имеет тот факт, что авторы II века Флавий Арриан и Клавдий Птолемей упоминают в своих трудах пункт Лазика, находившийся около Никопсии (Туапсе), который Арриан именует "Древней Лазикой", что является неоспоримым доказательством наличия здесь издревле лазского, то есть колхского (грузинского) населения4.

На основании данных источников совершенно очевидно, что в VI—I веках до н.э. территория современной Абхазии полностью входила в пределы Колхидского царства; при этом с Апсароса (недалеко от Батуми) до Диоскурии (Сухуми) проживали собственно колхи. Севернее колхов, в горах, проживали также картвельские племена сванов5.

С I—II веков в античных письменных источниках на территории Абхазии упоминаются апсилы и абазги6.

"Апсилия" античных авторов соответствует "Абшилети" грузинских письменных источников; с середины VIII века она там уже не упоминается, так как часть ее была ассимилирована абазгами, а большая часть — лазами7.

После ослабления и распада Колхидского царства (I в.) на черноморском побережье Грузии образовались зависимые от Рима этноадминистративные единицы — Лазика, Апсилия, Абазгия и Санигия8.

С III века начинается усиление Лазики, а в IV веке на территории Западной Грузии образовалось Лазское (Эгрисское) царство9. Лазика в греческих письменных источниках являлась непосредственной преемницей Колхиды. Например, Прокопий Кесарийский пишет: "Колхида", которая отныне именуется "Лазикой"10.

В VI веке Лазское царство ослабло в результате ирано-византийских войн, и Византия установила свою власть над Абазгией; ее правители назначались имперской администрацией, одновременно являясь подданными царя Лазики.

Абазгия подчинила себе соседние этноадминистративные единицы, расширив территорию до р. Галидзга. В середине VIII века произошло объединение Абхазии и Эгриси (Лазики) и границы Абазгии (Абхазети) охватили уже всю Западную Грузию; правитель государства, являвшийся вассалом Византии, именуется мтаваром (князем)11.

По сведениям грузинских письменных источников, последний представитель картлийского царствующего дома, бездетный Арчил, выдал замуж за абхаза Леона I свою племянницу (дочь скончавшегося царя Мира) и передал ему корону Эгриси (царя Лазики)12. Это обстоятельство дает основание считать, что объединение Эгриси и Абхазии, то есть создание единого Западногрузинского государства было добровольным, династическим актом13.

Воспользовавшись непростой внутриполитической ситуацией, сложившейся в конце VIII века в Византии, Леон II освободился от вассалитета империи, объявил себя царем "и завладел Абхазией и Эгриси до Лихи"14.

Наследственным владением Леона II являлись Абхазия и Эгриси (наследство от матери), и обеими этими странами он одинаково "завладел" и назвался "царем"15.

В письменных источниках нет прямых указаний на этническую принадлежность населения страны; одни исследователи считают их собственно абхазами, то есть некартвелами, другие — греками, а некоторые — грузинами. При этом следует учесть и то обстоятельство, что армянский историк Х века Иоанн Католикос именует это государство Ашхар эгерацуц, то есть страна эгрисцев, а их царей — царями Эгриси16, то есть для наших ближайших соседей — это грузинское государство (Эгриси), а их цари — грузины.

С данной проблемой непосредственно связаны вопросы титулатуры17. В IX—X веках цари западногрузинского государства в своих документах именовали себя лишь "царями", не считая нужным уточнять, откуда они родом. Например, "царь Константин III" (893—922), "царь Георгий II" (922—957) и "царь Леон III" (957—967) считались царями всего государства.

После коронации первого царя единого грузинского феодального государства Баграта Багратиони (975/8—1014), состоявшейся в 978 году в Кутаиси, в грузинских письменных источниках они начали именоваться "царями абхазов".

Ни в одном из известных письменных источниках IX—X веков это западногрузинское государство не именуется "Абхазским царством". Даже анонимный персидский историк Х века, автор "Кетабес Худуд ал-Алем" ("Книга границ стран") называет Черное море "Морем грузин" ("Горджи Дария")18.

Государство, образовавшееся после объединения Западной Грузии, именовалось Абхазией, так как ее правители были из собственно грузинской историко-географической области Абхазии.

Например, грузинский писатель И. Сабанисдзе, который в 80-х годах VIII века находился в Западной Грузии, именует эту страну Абхазией, а ее верховного правителя — мтаваром (князем), без всякого определения19. Конечно, вопрос происхождения династии представляет определенный интерес, но однозначно ответить на него невозможно. В данном случае главное — не генетика, а национальное самосознание. Важно, что они были грузинскими царями грузинского государства.

Не только грузинские, но и известные абхазские историки Г. Дзидзария и З. Анчабадзе считали Абхазское царство западногрузинским государством20.

Следует также отметить, что столицей царства был один из древнейших центров грузинской культуры — город Кутаиси, а не Анакопия (город-крепость Абхазии), являвшаяся резиденцией абхазских эриставов.

Согласно административной реформе, проведенной царем Леоном (конец VIII — начало IX вв.), в государстве было создано 8 административных единиц (саэриставо), одной из которых было Абхазское эриставство, а семь остальных были грузинскими: Цхумское, Эгрисское (центр — Бедиа), Гурия, Рача-Лечхуми, Сванети, Аргвети (центр Шорапани) и низинная Имерети (центр — Кутаиси)21.

Если даже допустить, что население, проживающее в Абхазском эриставстве, было негрузинским (что маловероятно), то все остальное было собственно грузинским, так что это царство как по территории, так и населению было грузинским государством22.

Именно при активном содействии их царей Западная Грузия в X—IX веках вышла из подчинения Константинопольскому патриархату и вступила в юрисдикцию грузинской, Мцхетской кафедры23.

Несомненно, что освободиться от политического влияния Византии было очень трудно, но гораздо сложнее было избавиться от религиозно-культурного влияния Константинополя. С этой целью западногрузинские цари упраздняли греческие епископские кафедры (в основном на черноморском побережье и прилегающей территории), которые являлись опорой Константинополя, и взамен основывали новые грузинские кафедры внутри страны, которые впоследствии стали центрами грузинской культуры.

Если бы Абхазское царство и его цари были негрузинскими, то церковь Абхазии вряд ли была бы выведена из-под подчинения Константинополю и введена в общегрузинский Мцхетский католикосат. Грузинская церковь противостояла греческой; грузинский язык окончательно занял свое законное положение во всей Западной Грузии, став государственным языком и языком богослужения24.

В царстве были созданы грузинские агиографические и гимнографические произведения, хроники царей, а также памятники грузинской архитектуры. В результате упорной борьбы произошло объединение грузинских земель и создание единого грузинского средневекового государства Сакартвело (страна картвелов).

Весь этот сложный процесс нашел свое отражение в греческих (списки церковных кафедр, подчиненных Константинополю) и грузинских письменных источниках и изучен в трудах ряда историков25.

С начала IX по XVIII век собственно в Абхазии засвидетельствована только грузинская эпиграфика26, не считая двух арабских надписей.

Огромное значение имеет тот факт, что западногрузинская (абхазская) кахетская, тао-кларджетская и картлийская средневековые архитектурные школы хотя и имеют некоторые местные особенности, носят общегрузинский характер27.

Общие характерные черты, присущие памятникам искусства отдельных независимых грузинских государств, проявлялись и до становления единой феодальной монархии, что подтверждает общность исторических корней и принадлежность к древнейшей общегрузинской культуре.

Свидетельством того, что титул "царь абхазов" появляется именно с XI века (после коронации Баграта III в 978 г.), являются хроники эриставов и царей Западной Грузии, которые до царствования Константина III (893—912) именуются "Диван царей", а после воцарения Баграта Багратиони — "Диван царей абхазов"28.

Следует учесть и то, что армянский историк XI века Аристакес Ластивертци, в отличие от своего предшественника, историка Х века Иоана Драсханакертци, именует их не эгрисскими царями, а царями "абхазов"29.

Вышеуказанные факты подтверждают, что цари западногрузинского государства IX—X веков принадлежали к грузинскому этнокультурному миру, царство "абхазов" было грузинским государством и являлось неотъемлемой частью общегрузинского исторического мира30.

Вполне очевидно, что первый царь, который официально именуется "царь абхазов", Баграт Багратиони, являлся единственным законным наследником западногрузинского престола (по материнской линии) и его титул — юридическое подтверждение его прав на западногрузинский, то есть абхазский престол. После смерти своего предка он, как законный наследник, получает еще один титул — "царь картвелов", а после воссоединения Кахетии и Эрети становится также "царем ранов (т.э. эров) и кахов"31. Немаловажно, что в титулатуре грузинских царей, претерпевшей в течение веков ряд изменений, эта часть осталась неизменной вплоть до упразднения Россией царской власти в Грузии.

Именно потому, что в титулатуре грузинских царей на первом месте стоит "царь абхазов", в ряде иностранных и грузинских письменных источников понятие "абхаз" подразумевает грузин вообще (картвели, иберов), а "Абхазия" — Грузию (Сакартвело). При этом иностранные авторы (греки, арабы, персы, армяне, русские) прекрасно осведомлены о том, что это синонимы, а один из русских средневековых источников так и пишет: "Авер (т.е. ивер) иже суть обези (абхаз)"32.

Древние абхазы (апсил-абшилы, абазг-абхазы), упоминаемые в источниках, в историческом и культурном отношениях были такими же грузинами (картвелами), как эгры, сваны и все картвельские этнические группы, и принимали такое же участие в строительстве грузинского государства и грузинской культуры, как все картвельские этносы33.

После максимального расширения значения терминов "Абхазия" и "абхаз" начался обратный процесс.

В конце XV—начале XVI веков из-за обострения внутренних противоречий и неблагоприятной внешнеполитической обстановки единое грузинское государство распалось на три царства: Картли, Кахети и Имерети. Кроме того, возникло отдельное княжество — Самцхе-Саатабаго (ист. Месхети).

В течение XVI—XVIII веков между Сефевидской Персией и Османской Турцией велись почти непрерывные войны за расширение влияния на Ближнем Востоке; одной из основных задач борющихся сторон было завоевание Грузии.

Грузинские государства пытались оказывать посильное сопротивление завоевателям, стараясь столкнуть их между собой. В результате военных действий значительно уменьшилось число жителей в низинной части страны (основном регионе военных действий); сюда с южных склонов Кавказа начало постепенно спускаться грузинское население, территорию которого, в свою очередь, заняли переселенцы с северных склонов, спасавшиеся от завоевательной политики России.

В XV—XVI веках происходило переселение племен с Северного Кавказа, в результате чего в Кахети осели лезгины (представители дагестанских этносов), в северной части Шида (Внутренней) Картли — осетины (аланы), а в Западной Грузии — представители черкесско-адыгских этносов, которые, видимо, именовали себя "апсуа"; однако у них не было письменности, это самоназвание нигде не зафиксировано.

С этого времени на территории Абхазии происходят определенные изменения, связанные с ослаблением позиций христианства, что было вызвано появлением здесь языческих обрядов и верований, распространяемых переселенцами с Северного Кавказа, и установлением господства Османской империи, насаждавшей здесь ислам.

С XVI века в западногрузинском государстве (царстве Имерети) постепенно создаются крупные сеньории (самтавро, княжества) Гурия, Сванетия и Самегрело (Одиши), которые юридически считались частью царства Имерети, но пытались проводить независимую политику. В условиях феодальных распрей во второй половине XVII века от Самегрело (Мегрелия, Одиши) отделилось Абхазское княжество, управляемое князьями Шервашидзе, и между ними начинается борьба за территорию; в результате Самегрело теряет часть своих владений, в дальнейшем именуемую Самурзакано (современный Гальский район).

С этого времени значение термина "Абхазия" сужается — так стало именоваться только Абхазское княжество.

Тем временем иммиграция с Северного Кавказа становится еще интенсивнее — начинается "абхазизация", то есть "апсуизация" края, что отражено в нарративных грузинских и иностранных источниках и документах, а также освещено в специальной литературе34.

Начиная с XV века в документах сообщается, что абхазы отошли от христианства35. Грузины знали, что абхазы, как и все остальные грузины, были христианами, а переселившиеся сюда с севера черкесско-адыгейские племена, осевшие в высокогорных районах, отошли от веры и совершали нападения на соседние регионы.

С этого времени постепенно возрастает численность негрузинского населения, которое грузины называли абхазами, так как они жили и живут в Абхазии; согласно средневековым обычаям иностранец, поселившийся в Грузии, именуется "хизани", его потомки в третьем поколении уже считаются коренными жителями (но не аборигенами).

В иностранных источниках эти люди, как правило, упоминаются под названием "абаза". В документе первой половины XVIII века засвидетельствовано, что абхазы осквернили христианство, отказались от веры36.

Таким образом, в XVI—XVII веках границы западногрузинской епархии сужаются, так как грузины (христиане) постепенно вытесняются с земель, расположенных за рекой Энгури; отражать нападения переселенцев становилось все труднее.

Следует также учесть и то весьма важное обстоятельство, что приблизительно до XVII века абхазы в социальном отношении, по культуре и вероисповеданию не отличались от остальных жителей Грузии (собственно Западной Грузии).

По свидетельствам иностранных авторов (например, Джованни Джулиано да Лукка, который побывал в Западной Грузии в 1630 г.) они не живут в городах, их жизненные нормы схожи с черкесскими, их язык отличается от языка соседей, они не имеют письменности, письменных законов, живут в лесах, хотя по вере будто христиане, но без всяких обычаев и т.д.37

В трудах миссионера Римской католической церкви А. Ламберти, который в 1633—1649 годах жил в Западной Грузии, содержатся весьма ценные сведения о том, что абхазы не живут в городах и крепостях… живут в лесах, на вершинах гор… не другие нападают на них, а они сами нападают друг на друга38.

В 1640-х годах в Грузии находился известный турецкий географ и историк Эвлия Челеби, который свидетельствует о наличии в Абхазии отличного от соседних грузин быта и культуры. Там к этому времени уже господствует ислам, но, по его словам, жители не знакомы с Кораном и вообще у них нет никакой религии.

Все эти сведения относятся не к грузинам-абхазам, а к северокавказским переселенцам, которых, как уже было сказано, называли (и называют) "абхазами", самоназвание которых "апсуа". Как явствует из сообщения Эвлиа Челеби, это отличное от соседних абхазов (т.е. грузин) население39.

Вышеприведенные свидетельства вполне подтверждают сведения грузинской историографии о социально-культурно-религиозном облике населения Абхазии после XV—XVI веков (особенно с XVII в.), что могло быть вызвано частичной сменой этнического состава населения40.

В исторических преданиях неоднократно затрагивается тема о переселении из далеких стран41. О проживании абхазов в горах свидетельствует народное стихотворение об Аигре, боге войны в абхазской мифологии, который сторожил горы и к побережью спускался лишь с целью грабежа42.

Исторические сведения о происхождении переселенцев и миграционных процессах отображены в этногенетических и генеалогических устных преданиях43, согласно которым их далекие предки из Аравии, Египта, Абиссинии и Греции сперва поселились в степи на берегу р. Кубань, а затем часть их по горным перевалам Кавказского хребта перебралась на юг, на территорию Грузии, и обосновалась в районе горы Псху. Они оставили там свои языческие святыни, могилу Ипал-Куба — черкесского вождя, память о котором сохранилась и у современного населения. Эти святые места являются покровителями тех фамилий, происхождение которых связано с севером44.

Отражением реальной действительности является и адыгское предание о нашествии на Абхазию адыгов под предводительством Инала и его собратьев Аше и Шаше45.

Эти предания являются устной историей народа, не имеющего письменности, и не могут дать ответа на вопрос о времени переселения. Не исключена возможность, что они отражают процессы, происходившие в разное время и, наряду с письменными источниками, заслуживают должного внимания. В результате оседания на грузинской земле часть грузинского населения влилась в их состав46, участились случаи абхазизации грузин в эпоху русского господства, на что указывают грузинские (в основном, мегрельские) фамилии представителей апсуа47.

Теория не закавказского (центральнокавказского) происхождения абхазов (апсуа) базируется не только на выводах грузинских ученых. Об этом еще в XIX веке писали некоторые русские исследователи: "Абхазцы не всегда обитали там, где теперь живут, а предания их и многие исторические данные и обычаи указывают, что они пришли с севера и потеснили картвельские племена, пока не остановились у Ингури"48.

В русском языке наименование "апсуа" засвидетельствовано в 1830-х годах49, а известный русский ученый П.К. Услар прямо пишет, что апсуа — это абхаз50.

В средневековой Грузии абхазом считался грузин, житель грузинской историко-географической области Абхазии. Согласно этнокультурной концепции Л. Мровели, Западная Грузия суть Эгриси51.

На карты, составленные иностранцами в XVI веке, Абхазия вообще не нанесена: все восточное побережье Черного моря (приблизительно до современного Туапсе) обозначено как "Менгрелия" (итальянцы Батиста Агнези — 1542 г. и Джакобо Гастальди — 1561 г., португалец Диего Хомени — 1559 г.)52.

Впервые апсуа упоминаются в сочинении римского историка I века Плиния53, согласно которому они локализуются на Северном Кавказе. На итальянской карте 1561 года Джакобо Гастальди (Жацопо Астальди) на Северном Кавказе, севернее Самегрело (Megrelia Regi), на среднем течении реки Кубань локализуется страна Апсуа (ABCVAS REGI) и там же, то есть на той же карте, в той же области Апсуа, на среднем течении реки Кубань нанесен пункт "Аква" (Acua)54 — апсуйская крепость. На карте 1738 года на черноморском побережье, около древнегрузинского города Цхуми (Сухуми) нанесена крепость "Аква", свидетельство того, что к этому времени здесь (на берегу Черного моря) уже проживают переселенцы из северокавказского Апсуа и ими здесь основана своя крепость Аква. На своем апсуйском языке Сухуми они именуют "Аква"55.

Следует отметить, что грузинская общественно-экономическая и социальная структуры оказали определенное влияние на обычаи абхазов (апсуа), которые в основном сохраняют характер своих северокавказских родственников, собственно черкесско-адыгских этносов56, на принадлежность к которым указывают и языковые данные: язык абхазов (апсуа) входит в группу абхазо-адыгских языков57.

Лингвистический анализ позволяет предположить, что территория современной Абхазии не являлась первоначальным местом жительства абхазов (апсуа)58. В этом смысле весьма примечательно заявление, что "абхазо-адыгские" этикетные параллели, в широком смысле этого слова, настолько многочисленны и выразительны, что книгу об адыгском этикете с известным основанием можно было бы назвать и произведением по абхазским моделям поведения, и наоборот"59. Современные абхазы, в основном, сформировались "вследствие слияния вышедших из Северного Кавказа апсуа-абазин с местным аборигенным населением, абхазским и мегрельским".

Если даже согласиться с мнением, что абазги и апсилы, упоминаемые в источниках I—II веков, а также и в более поздних, генетически были далекими предками абхазов (что маловероятно), то они не могут быть признаны их фактическими предками. Это объясняется тем, что они жили в грузинской историко-культурно-политической среде и в течение веков, без сомнения, были ассимилированы местным населением.

С XV—XVII веков положение кардинально меняется; появляется компактное поселение новой этнической группы. Этих переселенцев грузины называли и называют "абхаз", иностранцы (европейцы, турки-османы) — "абаза", русские — "обез", "абхаз" (с грузинского "абхази"), а сами они именуют себя "апсуа", а свою этническую общность — "апсны".

Абхазия после аннексии Грузии Россией

В начале XIX века Грузия была аннексирована Россией и на ее территории начался процесс упразднения княжеств. Абхазское княжество было упразднено одним из последних — в 1864 году. По административной реформе, проведенной в царской России, Грузия была разделена на две губернии — Тифлисскую и Кутаисскую, то есть наименования "Грузия" (Сакартвело) и "Абхазия" исчезли с географических карт.

Абхазия была переименована в "Сухумский военный отдел" (с 1883 г. "Сухумский округ"), который находился в подчинении кутаисского генерал-губернатора60.

Царская Россия начала наступление на грузинский язык, который был единственным официальным языком письменности, государственного управления и богослужения; кроме того, она старалась посеять раздор среди населения Грузии, используя "абхазов" (т.е. апсуа).

В середине XIX века с целью полного искоренения грузинского языка в Абхазии были предприняты первые попытки создания письменности для языка апсуа (абхазов); она была создана в 1862 года известным ученым П.К. Усларом на базе русской (древнеславянской) графики61.

Этой же цели служило и постановление о совершении богослужения на русском языке ("славянском наречии"), "чтобы уберечь абхазов самым надежным образом… от грузинского влияния" и обеспечить в будущем слияние "туземного населения с русским"62.

Первая книга на языке апсуа (сборник стихов классика абхазской литературы Д. Гулиа) была издана в 1912 году в Тифлисе. После целого ряда изменений и доработок в 1954 году был создан абхазский алфавит на основе русской графики, который употребляется по сей день.

Правительство царской России использовало в своих целях и трагические события, связанные с мухаджирством (II пол. XIX в.). Сначала было спровоцировано переселение абхазов-мусульман (т.е. апсуа) в Турцию, а затем начали создаваться препятствия для желающих вернуться на родину (мухаджиров).

Царское правительство не разрешало грузинам поселяться в Абхазии; одновременно край заселялся русскими, армянами и представителями других национальностей. Грузинская пресса того времени иллюстрирует усилия, которые предпринимались грузинской интеллигенцией во главе с И. Чавчавадзе (известный писатель и общественный деятель) с целью воспрепятствовать выселению абхазов-мусульман в Турцию63.

Стоит указать и на то, что правительство Демократической Республики Грузии (1918—1921 гг.) в 1920 году внесло вопрос мухаджиров на рассмотрение Верховного совета Антанты.

Процесс заселения Абхазии русскими, армянами и другими народами активно продолжался и в советский период, о чем красноречиво говорят данные переписей населения 1920—1980-х годов; за этот период численность русского населения в Абхазской АР выросла с 1,8% до 14,3%, армянского — с 1,6% до 14,6%, грузинского — с 35,8% до 45,7%64.

Упраздненное царским правительством России наименование Абхазия было восстановлено Конституцией Грузинской Демократической Республики, и она вошла в ее состав на правах автономии65. При этом местные большевики при поддержке РСФСР пытались ослабить независимую Грузинскую Демократическую Республику. Активнее всего противники грузинского государства действовали в окраинных регионах, особенно в Абхазии, где имели место выступления, которые были подавлены66.

Процессы, происходившие в Абхазии после аннексии Грузии большевистской Россией в феврале 1921 года, освещены в книге лидера абхазских (апсуа) большевиков Н.А. Лакобы67.

В марте 1921 года на совещании руководящих работников Закавказья, в работе которого принимали участие грузинские большевики С. Орджоникидзе, С. Кавтарадзе, М. Торошелидзе и Ш. Элиава, было принято решение о создании Абхазской ССР. Лидеры абхазских большевиков Лакоба и Эшба, требуя самостоятельности для Абхазии, совершенно игнорировали интересы преобладающего большинства грузинского населения. Абхазские лидеры просили дать им временную самостоятельность как вывеску "в интересах создания неподдельной Советской власти в Абхазии", на что грузинские большевики ответили, что "если независимость нужна в Абхазии в интересах создания там подлинной Советской власти, то берите ее не только как вывеску, но и как подлинную независимость"68.

Грузинские большевики шли на такую уступку не случайно: хотя переговоры велись после аннексии Грузии, они нуждались в поддержке своих абхазских коллег и не думали о том, что посягают на единство Грузии, на ее исторические границы, за неприкосновенность которых грузинский народ боролся веками.

В марте 1921 года была создана Абхазская ССР (Апсны ССР). Было очевидно, что она была создана искусственно, а обособленное существование не отвечало ее же собственным политическим и культурно-экономическим интересам; об этом неоднократно заявляли сами абхазские лидеры. В ноябре 1921 года она вошла в состав Грузинской ССР в качестве "договорной (ассоциированной) республики". При этом необходимо учесть, что во всех официальных документах (в Конституции Грузинской ССР 1922 г., Конституции СССР 1924 г., постановлениях правительства) Абхазия зафиксирована как автономная республика в составе ГССР (как Аджарская АР и Югоосетинская АО).

Некоторые абхазские деятели старались представить положение дел по-другому, стараясь создать впечатление, что в 1921—1931 годах Абхазия была независимой республикой, а государственные деятели грузинского происхождения (Сталин и Берия) отняли у нее самостоятельность.

Окончательно статус Абхазии как автономной республики был утвержден VI съездом Советов Абхазии (1931 г.)69. В этом статусе она дошла до трагических событий 1990-х годов.

На сегодняшний день ситуация еще более обострилась. После открытой интервенции России в августе 2008 года от Грузии было "оторвано" и передано Абхазии Кодорское ущелье — территория, испокон веков населенная только грузинами (сванами), на которой абхазы никогда не жили.

Заключение

Представители почти 80 разных национальностей и народностей, проживающих в Грузии, никогда не испытывали притеснений. Даже в условиях существовавшего в России антисемитизма в Грузии, которая была ее составной частью, никогда не притесняли евреев (за это в свое время видный политический деятель государства Израиль Г. Мейер объявила благодарность грузинскому народу). Несмотря на то что во время войны в Абхазии (начало 1990-х гг.) против грузин воевали русские, армяне и конфедеранты (отряды Конфедерации горских народов Кавказа), не было ни одного случая притеснения представителей этих народов; через некоторое время республика даже приютила беженцев из Чечни. Во время русско-грузинской войны в августе 2008 года, когда русские танки и самолеты атаковали территорию Грузии, здесь не проводились какие-либо антирусские кампании.

Сегодня происходит изгнание аборигенного грузинского населения и собственно абхазов (апсуа) с их исконных земель; территории самопровозглашенного государства Апсны (Абхазии) заселяются русскими и армянами, распространяются русские паспорта и т.п. Подобные и другие мероприятия ставят под сомнение будущее самих абхазов (апсуа). Может, им стоит задуматься о положении соседних северокавказских народов, например, о судьбе своих ближайших родственников — убыхов?

Абхазия — исконно грузинская земля, которая всегда входила в состав грузинского государства. Современные апсуа (абхазы), которые всегда составляли меньшинство населения Абхазии, имеют претензии на всю территорию бывшей автономной республики. Апсуа (абхазы) — это нация со строго выраженным национальным самосознанием, которая имеет полное право жить в Грузии (как и жила), иметь административное самоуправление в пределах своего компактного проживания, развивать свою культуру, письменность, язык, образование, науку и искусство.

Абхазы (апсуа) и грузины должны найти общий язык и жить совместно, как жили всегда, а изгнанным нужно создать условия для возвращения в свои дома. Конфликт необходимо урегулировать мирным путем, и для решения этого вопроса требуются активные действия международных организаций.


1 См.: Джапаридзе О. Западногрузинская культура. В кн.: Очерки истории Грузии. Т. I. Тбилиси, 1988. С. 119—140; Он же. К этнокультурной ситуации северо-западного Закавказья в эпоху камня и раннего железа. В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. Тбилиси, 1999. С. 7—25 (резюме на англ. яз.); Барамидзе М., Пхакадзе Г. Археологические разыскания доантичного периода на территории современной Абхазии. Эпоха древней бронзы — раннего железа (ХVI—VII вв. до н.э.). В кн.: Очерки из истории Грузии. Абхазия с древнейшего времени до сегодняшнего дня. Тбилиси, 2007. С. 21 (на груз. яз.). к тексту
2См.: Меликишвили Г. К вопросу об этнической принадлежности населения древней Грузии. В кн.: Очерки истории Грузии. Т. I. С. 182—183; Гванцеладзе Т. Лингвистические основы этнической истории Абхазии. В кн.: Очерки из истории Грузии. Абхазия... С. 178—196. к тексту
3См.: Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. С. 907—909. к тексту
4По данному вопросу существует обширная научная литература, в том числе: Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954. С. 130—146 (на груз. яз.); Инадзе М.П. К вопросу об этническом составе населения Северо-Восточного Причерноморья в античную эпоху // Вестник отделения общественных наук АН ГССР, 1960. Вып. 2. С. 145—162 (на груз. яз., резюме на русск. яз.); Меликишвили Г.А. Колхида в VI—IV вв. до н.э. В кн.: Очерки истории Грузии, Т. I. С. 223; Анчабадзе З.В. Очерки этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976. С. 27; Мусхелишвили Д.Л. Основные вопросы исторической географии Грузии. Т. I. Тбилиси, 1977. С. 46 (на груз. яз.); Лордкипанидзе О. Наследие древней Грузии. Тбилиси, 1989 (см. также: Разыскания по истории Абхазии / Грузия; Очерки из истории Грузии. Абхазия…). к тексту
5См.: Меликишвили Г.А. Указ. соч. С. 283; Инадзе М.П. Указ. соч. С. 151. к тексту
6См.: Плиний. Натуральная история VI, SC, II. С. 178, 179; Флавий Арриан. Периплус, SC, I. С. 222; Инадзе М.П. Указ. соч. С. 156. к тексту
7См.: Мусхелишвили Д.Л. Историческая география Грузии IV—X вв. В кн.: Очерки истории Грузии. Т. II. Тб., 1989. С. 383—386; Лордкипанидзе М. Абхазы и Абхазия. Тб., 1990. С. 42 (на груз., русск. и англ. яз.). к тексту
8См.: Флавий Арриан. Путешествие вокруг Черного моря. Грузинский перевод, исследование, комментарий и кар. Н. Кечагмадзе. Тбилиси, 1961. С. 42—43. к тексту
9См.: Ломоури Н. Эгрисское царство. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.). к тексту
10См.: Георгика. Сведения греческих историков о Грузии. Греческий текст и грузинский пер. С. Каухчишвили. Т. II, 1936. С. 47. к тексту
11См.: Сабанисдзе И. Мученичество Або Тбилели, Памятники древнегрузинской агиографической литературы, I, 1963. С. 59 (на груз. яз.); русский пер. К.С. Кекелидзе; Этюды из истории древнегрузинской литературы, XII, Тб., 1974. С. 120. к тексту
12См.: Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала, Картлис цховреба (История Грузии). Т. I, 1955. С. 242—243 (на груз. яз.) (История Грузии (Картлис цховреба). Тб., 2008. С. 111, на русск. яз.). к тексту
13См.: Ингороква П. Указ. соч. С. 189—218; Анчабадзе З. Из истории средневековой Абхазии. Сухуми, 1959. С. 100—105. к тексту
14См.: Матиане Картлиса. Картлис цховреба. Т. I. С. 251 (История Грузии (Картлис цховреба). С. 140, на русск. яз.). к тексту
15См.: Лордкипанидзе М. Указ. соч. С. 43. к тексту
16См.: Иоанн Католикос (Драсханакертци). История Армении. Армянский текст, грузинский перевод и комментарий Е. Цагарейшвили. Тб., 1965. С. 38, 44, 109, 111, 119, 257. к тексту
17См.: Ахаладзе Л. Грузинские и армянские историки о титулатуре царей "абхазов". В кн.: Исторические разыскания. Ежегодник, VII. Тбилиси, 2004. С. 24—33 (на груз. яз., резюме на русск. яз.). к тексту
18См.: Гванцеладзе Т. Указ. соч. С. 185. к тексту
19См.: Сабанисдзе И. Указ. соч. С. 59; русский пер. К.С. Кекелидзе. С. 120. к тексту
20См.: Грузинская Советская Энциклопедия. Том — Грузинская ССР, 1981 г., статья "Абхазская АССР" — исторический очерк, автор Г. Дзидзария. С. 324; Анчабадзе З. Абхазское царство, Грузинская Советская Энциклопедия. Т. 2. 1977. С. 32 (на груз. яз.). к тексту
21См.: Вахушти. История Грузии. В кн.: Картлис цховреба. Т. IV. Тб., 1979. С. 796 (на груз. яз.). Это сообщение Вахушти подтверждается и другими источниками. к тексту
22Моноэтнических государств, как известно, не существует, и в этом царстве, возможно, проживали и представители других этносов, но это не меняет общей картины. к тексту
23См.: Рассмотрение вопроса с обзором источников и литературы, см.: Лордкипанидзе М. Абхазское царство. В кн.: Очерки истории Грузии. Т. II. С. 287—298; Она же. Абхазское царство. В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 158—161. к тексту
24См.: Джанашиа С.Н. Из истории Абхазского царства. Труды, II, 1952. С. 306. к тексту
25См.: Бердзенишвили Н.А. Вазират в феодальной Грузии. В кн.: Вопросы истории Грузии. Т. III. Тб., 1966. С. 47—57 (на груз. яз.); Лордкипанидзе М.Д. Политическое объединение феодальной Грузии, 1963. С. 188—194 (на груз. яз.); Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии. С. 144—154; Лордкипанидзе М.Д. Абхазское царство. В кн.: Очерки истории Грузии. Т. II. С. 286—292 и др. к тексту
26См.: Бгажба Х.С. Из истории письменности в Абхазии. Тб., 1967. С. 13; Ахаладзе Л. Эпиграфические памятники Абхазии. В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 363—374. Наличие греческих надписей на фресках церквей и монастырей вызвано приверженностью к греческому толку. к тексту
27См.: Беридзе В. Место памятников Тао-Кларджети в истории грузинской архитектуры. Тб., 1981. С. 132; Туманишвили Д. Средневековая церковная архитектура в Абхазии. В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 375—390. к тексту
28См.: Такайшвили Э. Древняя Грузия. Т. II. Тифлис, 1913. С. 46—47 (на груз. яз.). к тексту
29См.: Аристакес Ластивертци. История. Грузинский перевод с исследованием, комментариями Э. Цагарейшвили. Тб., 1971. С. 42. к тексту
30См.: Лордкипанидзе М.Д. Абхазское царство. В кн.: Очерки истории Грузии. Т. II. С. 283—284; Ахаладзе Л.В. Грузинские и армянские источники о титулатуре царей "абхазов". Исторические разыскания. Ежегодник. VII, 2004. С. 33. к тексту
31Лордкипанидзе М.Д. Абхазы и Абхазия. С. 46; Ахаладзе Л. Указ. соч. С. 29. к тексту
32См.: Лордкипанидзе М.Д. Абхазы и Абхазия. С. 47; Повесть временных лет. Ч. II.  М., 1950. С. 213. к тексту
33См.: Бердзенишвили Н. Об Абхазии. В кн.: Вопросы истории Грузии. Т. III. С. 288 (на груз. яз.); Он же. Вопросы истории Грузии. Тб., 1990. С. 608 (на груз. яз.). к тексту
34См.: Антелава И.Г. Очерки по истории Абхазии XVII—XVIII вв. Сухуми, 1951; Беридзе Т. Этнополитические процессы на территории современной Абхазии в XV—XVIII вв. В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 205—214. к тексту
35См.: Памятники грузинского права. Тексты издал, примечаниями и указателями снабдил И.С. Долидзе. Т. III. Тб., 1970. С. 222 (на груз. яз.). к тексту
36См.: Там же. Т. II. 1965. С. 209. к тексту
37См.: Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тб., 1987. С. 169—171 (на груз. яз.). к тексту
38См.: Ламберти А. Описание Самегрело / Под ред. Л. Асатиани. Тб., 1938. С. 168 (на груз. яз.). к тексту
39См.: Челеби Э. Книга путешествия. Т. II. / Пер. с турецкого, исследования и комментария Г.В. Путуридзе. Вып. I. Тбилиси, 1971. С. 106 (на груз. яз.). Эвлия Челеби, как и Ламберти, неоднократно указывает, что они нападают друг на друга (Там же. С. 102, 105 и др.). к тексту
40См.: Ингороква П. Указ. соч. С. 114—295. к тексту
41См.: Инал-Ипа Ш. Абхазы. Сухуми, 1960. С. 36—38. к тексту
42См.: Песнь Аигра. Абхазская народная поэзия. Тб., 1984; Бартая Н. "Аигр, ты грабишь только побережье" // Сахалхо ганатлеба, 10 октября 1989, № 46. С. 12 (на груз. яз.). к тексту
43См.: Абхазские сказки. Сухуми, 1935. С. 165—173; Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. М., 1962; Инал-Ипа Ш. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми, 1971. С. 212—245; Салакая Ш. Абхазский народный героический эпос. Тб., 1966; Апшба А. Абхазский фольклор и действительность. Тб., 1982 и др. к тексту
44См.: Ногмов Ш.Б. История адыгского народа. Тифлис, 1861. С. 70—71; Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957. С. 37; Инал-Ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми, 1976. С. 175 и др. к тексту
45 См.: Инал-Ипа Ш. Абхазы. к тексту
46См.: Мусхелишвили Д. Исторический статус Абхазии в грузинской государственности. В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 141; Бахия-Окруашвили С. К вопросу этногенеза абхазов (Фамильные святилища) // Клио, Тбилиси, 2000. № 7. С. 11—13. к тексту
47См.: Мибчуани Т. По кровавым следам абхазского сепаратизма. Тб., 1994. С. 15—16 (на груз. яз.); Сонгулашвили А. Апхаз или апсуа. Тб., 2007. С. 60 (на груз. яз.). к тексту
48Дьячков-Тарасов А.Н. Бзыбская Абхазия // Известия Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Т. XVIII. Тифлис, 1905. С. 65. к тексту
49В документе барона В. Розена, Главноуправляющего Кавказом в 1831—1837 гг. (см.: Попхадзе Н. Правду об Абхазии должны знать все // Ищущий истины, 2000, № 2 (на груз. яз.). к тексту
50См.: Услар П.К. Этнография Кавказа. Абхазский язык. Тифлис, 1882. С. 121. к тексту
51См.: Мровели Л. Жизнь царей. В кн.: Картлис цховреба. Т. I. С. 5 (История Грузии (Картлис цховреба). С. 14 (на русск. яз.). к тексту
52См.: Гогия А.Б. Северо-западная Грузия на иноязычных картах. В кн.: Очерки из истории Грузии. Абхазия…, карты №№ 6, 7, 11. к тексту
53См.: Инадзе М. Указ. соч. С. 85. к тексту
54См.: Очерки из истории Грузии. Абхазия…, карта № 11; Гванцеладзе Т. Неизвестная итальянская карта и ее значение для локализации исторической родины абхазов // Свободная Грузия, 23 июля 1997. к тексту
55Оригинал карты хранится в Москве — ЦГВИА, ВУА; Копия в Тбилиси в Национальном центре рукописей — RT IV, № 1. к тексту
56См.: Бахия-Окруашвили С. Абхазы. Этнографический очерк. В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 342—343. к тексту
57См.: Гванцеладзе Т. Лингвистические основы этнической истории абхазов. С. 178—196. к тексту
58См.: Там же. С. 196. к тексту
59Инал-Ипа Ш. Очерки об абхазском и адыгском этикете. Сухуми, 1984. С. 172; Бгаженоков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983. С. 22—52. к тексту
60См.: Пайчадзе Г. Абхазия в составе Российской империи (1810—1917). В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 226—228. к тексту
61См.: Услар П.К. Этнография Кавказа. Абхазский язык, Тифлис, 1882. к тексту
62 Папаскири З. Абхазия. История без фальсификации. Тб., 2009. С. 164—165. к тексту
63Эти трагические процессы широко освещены в труде известного абхазского историка Г.А. Дзидзария — Мухаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1982; Чургулия О. Махаджирство и грузинская интеллигенция (вторая половина XIX в.). В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 391—408 (резюме на англ. яз.); Папаскири З. Указ. соч. С. 150—161. к тексту
64См.: Тотадзе А. Население Абхазии. История и современность. Тб., 1995. С. 105 (на груз. яз.); Там же даны сведения о составе населения с 1926 по 1989 годы. к тексту
65См.: Тоидзе А. К вопросу о политическом статусе Абхазии (1921—1931 гг.). В кн.: Разыскания по истории Абхазии / Грузия. С. 292—293; Гамахария Дж. Абхазия в составе Грузинской Демократической Республики. В кн.: Очерки из истории Грузии. Абхазия… С. 285—299. к тексту
66См.: Тоидзе А. Указ. соч. С. 292—293; Гамахария Дж. Абхазия — автономия. Июнь 1918 г. — март 1919 г. В кн.: Очерки из истории Грузии. Абхазия… С. 290—299. к тексту
67См.: Лакоба Н.А. Статьи и речи. Сухуми, 1987. к тексту
68Лакоба Н.А. Указ. соч. С. 92; Съезды Советов Абхазии. Сборник документов и материалов (1922—1923 гг.). Сухуми, 1959. С. 92, док. № 29; Тоидзе А. Указ. соч. С. 295. к тексту
69Тоидзе А. Указ. соч. С. 303—308; Гамахария Дж. Политический статус Абхазии в составе Советской Грузии. В кн.: Очерки истории Грузии. Т. II. С. 310—322. Может быть, следует учесть и то обстоятельство, что в условиях советского тоталитарного режима никакой самостоятельностью республика не пользовалась. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL