Роланд ТОПЧИШВИЛИ


Роланд Топчишвили, доктор исторических наук, профессор Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили (Тбилиси, Грузия).


ЭТНИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА НА ИСТОРИЧЕСКОМ И СОВРЕМЕННОМ КАВКАЗЕ

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена обзору этнических процессов на Кавказе с далекого прошлого по сегодняшний день.

Кавказ, лежащий на стыке Европы и Азии, всегда привлекал к себе внимание больших империй. Неоднократные нашествия завоевателей (гуннов, монголов, арабов, турок-сельджуков, персов) сильно повлияли на этническую и демографическую ситуацию в регионе: исчез целый ряд местных этносов. На их место пришли другие, превратившиеся со временем в кавказцев. Этническая ситуация на Кавказе значительно изменилась за последние двести лет, после того как им завладели русские. Серьезные последствия повлек за собой и распад СССР.

В последнее время участились случаи искажения истории и этнологии Кавказа. В этом особенно "преуспели" представители тех этносов, которые стали кавказцами позже других; случаются и факты присвоения чужого культурного наследия.

Введение

Кавказ, расположенный между Черным и Каспийским морями, всегда был одним из важнейших узловых регионов мира. Его северной границей принято считать Кумо-Манычскую впадину и нижнее течение Дона, а южной — границу бывшего СССР с Ираном и Турцией. Разумеется, рубежи эти условны. Так, к Центральному Кавказу относят территории современных Грузии, Армении и Азербайджана. Но обширные пространства к югу от этих государств и с географической, и с культурно-исторической точек зрения представляют собой неотъемлемую часть Кавказского региона. Чорохское ущелье, истоки и верховья Мтквари (Куры) и Аракса являются природными единицами Кавказа.

Таким образом, границы современного Кавказа определяются природно-ландшафтными (на севере) и политическими (на юге) факторами. В этих пределах площадь региона (географического и культурно-исторического) составляет примерно 440 тыс. кв. км. В этой связи стоит задуматься над новой моделью географического деления Кавказа1.

Возникает резонный вопрос: почему мы не включаем в Кавказский регион земли, территориально относящиеся к Турции и Ирану? Вопрос заслуживает внимания, так как "политическая" и "географическая" единицы — это совершенно разные понятия. Определение южных рубежей Кавказа по политическому принципу началось со времен завоевания его Российской империей: бассейны рек Чорохи, Куры и Аракса, вошедшие в ее состав в XIX веке, царское правительство считало частью территории Кавказа2.

На наш взгляд, это весьма серьезная проблема. Научная терминология конвенциональна, то есть формируется на основе договоренности между учеными. Вполне возможно, что и на современном этапе исследователи и политики придут к единому мнению в вопросе о разделении Кавказа на три географические единицы (что соответствует реальности): Северный Кавказ, Центральный Кавказ (именуемый нами ныне южным Кавказом) и Южный Кавказ (т.е. территории Малого Кавказа, входящие в состав Ирана и Турции).

Кавказ — этнически мозаичный регион

Кавказ издавна населен множеством народов, больших и малых. Наряду с коренными этносами здесь живут и мигрировавшие, постепенно превратившиеся в коренных кавказцев (осетины, балкары, карачаевцы). Таким образом, Кавказ является одним из полиэтнических регионов мира. Это обуславливается его географическим положением, природно-климатическими условиями, а также иноземными вторжениями.

Существует немало трудов по этнической истории Кавказа, но проблема остается актуальной и требует дальнейших исследований, тем более что распад СССР и другие политические процессы обусловили новое миграционное движение этносов в регионе.

Кавказ неоднороден и с религиозно-конфессиональной точки зрения. Завоеватели стремились распространить здесь свою религию: можно вспомнить насильственное распространение зороастризма (со стороны сасанидской империи). Исключение составляют лишь монголы: они не стремились к религиозно-идеологическому закреплению своих завоеваний и поэтому сравнительно легко смешались с завоеванными народами.

Сегодня на Кавказе проживает около 50 народностей, каждая из которых имеет свою оригинальную культуру и язык. Этот регион, находящийся между Европой и Азией, был населен большим количеством этносов еще в античную эпоху.

Забегая вперед, подчеркнем большое значение информации о том, что жившие на побережье Черного моря джики ранее проживали в долинах Сарматии. Это полностью совпадает с данными грузинского летописца Джуаншера: "…Пачаникети граничила в ту пору с Овсетией, по ту сторону реки Овсетской, и Джикети была там же. Спустя много времени турки притеснили пачаников и джиков. Пачаники ушли на запад, а джики осели у пределов Абхазии"3.

Согласно сведениям арабского автора X века аль-Масуди, родственные джикам (убыхам) абхазы и черкесы пришли на Кавказ из других земель. На основе этого А. Алемань резюмирует: "Различные народы, проживающие в горах Кавказа, прибыли из Ару и являются потомками Амура б. Тубила б. Йафета б. Нуха (библейская генеалогия): лесги, аланы, хазары, абхазы, аварцы и черкесы"4.

Различные процессы и катаклизмы в мире, и особенно на евразийском пространстве и Ближнем Востоке, сильно влияли на процессы, протекавшие на Кавказе. Смешение народов вело к возникновению новых этносов, некоторые древние народы исчезли, достаточно вспомнить кавказских албан.

Прежде чем исследовать этнические изменения, рассмотрим ситуацию на современном Северном и Южном Кавказе в целом (если придерживаться по-прежнему распространенной сегодня схемы деления Кавказа на Северный и Южный, а не более соответствующей реальности схемы, о которой говорилось выше).

На языках, относящихся к семье кавказских языков (ранее именовавшейся иберийско-кавказской), говорят адыги, черкесы, кабардинцы, абазы, абхазы, чеченцы и ингуши. На языках той же семьи говорят дагестанские этносы (аварцы, ахвахцы, андийцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндинцы, чамалинцы, дидойцы, капучинцы, хваршинцы, гинухцы, гунзибцы, арчинцы, даргинцы, кайтаги, кубачинцы, лакцы, лезгины, агулы, рутульцы, табасаранцы, цахуры); живущие в Шахдагских горах Азербайджана хиналугцы, грызы, бжедухи; удины (в Азербайджане и Грузии), а также грузины.

Из ираноязычных народов следует упомянуть осетин, предки которых (аланы) поселились на Кавказе относительно недавно с исторической точки зрения. Что касается татов и талышей, то они являются древнейшими жителями Кавказа.

Тюркоязычные народы поселились на Северном и Южном Кавказе в разные периоды истории. Азербайджанцы являются коренными жителями Южного Кавказа, а кумыки, ногайцы, балкары и карачаи — Северного.

Армяне по происхождению являются индоевропейцами.

Испокон веков на Кавказе проживают горские и грузинские евреи.

Родиной всех вышеперечисленных этносов является Кавказ5.

Кроме того, на Кавказе живут народы, не являющиеся по происхождению кавказцами: русские, украинцы, курды, ассирийцы, греки, татары и др. Как ни странно, самым многочисленным этносом на современном Кавказе являются русские (12 млн); они проживают в основном на Северном Кавказе — к 1989 году их численность достигала 11 233 700 человек6, что составляло две трети всего населения.

Вышеприведенная этнодемографическая картина сложилась на Кавказе на протяжении последних двух столетий.

Изменение этнической обстановки на Кавказе в разные периоды истории

Выше мы уже упоминали о джиках (адыгском этносе), переселившихся на Кавказ (в Причерноморье) из "долин Сарматии" в начале новой эры. В этот период миграционные процессы коснулись и других этносов Северного Кавказа: кочевые племена ираноязычных скифов, сарматов и аланов вторгались на обширную территорию Евразии. На протяжении всего Раннего Средневековья в долинах Северного Кавказа преобладали племена аланов и хазар. Ираноязычные аланы пришли с востока — из Центральной Азии и с территории нынешнего Казахстана7.

Значительное влияние на этническую и демографическую ситуацию на Кавказе оказали в 70-х годах IV века нашествия тюркоязычных гуннов, начавших свои завоевания с территории современной Монголии и образовавших новый конгломерат в результате слияния с другими этносами.

Пройдя в западном направлении через всю Евразию, гунны столкнулись с сопротивлением аланов в Приволжье и Приазовье. Часть аланов, оттесненная гуннами в предгорья Кавказа, перешла к оседлому образу жизни; так древние предки осетин впервые стали кавказцами. С другой стороны, они стали притеснять коренные племена, населявшие предгорные равнины Кавказа. Поэтому обитавшие здесь нахско-дагестанские этносы вынуждены были переселиться в горы; в этот период значительная часть населения была ассимилирована аланами.

Одновременно на территории современной Балкарии осели тюркоязычные племена гуннов (савиры); тогда же в Дагестане сформировался этнос кумыков.

Хазары также считаются потомками гуннов. Их царство охватывало обширную территорию: его северная граница пролегала по северному побережью Каспийского моря, а на западе оно простиралось до Крымского полуострова (включая его восточную часть).

Хазарское государство, граничившее с аланами на севере, в 60-х годах X века было уничтожено Киевской Русью. Однако это не означает, что из долин Северного Кавказа исчезли тюркские этносы. Следует подчеркнуть, что распад хазарского государства способствовал началу миграции различных племен (особенно тюркских) с востока на запад; до определенного времени хазары фактически перекрывали коридор, соединяющий Азию с Европой.

Таким образом, как справедливо замечено летописцами XI века, хазары, равно как и гунны, были народом из далекого прошлого8.

Гунны, а затем и хазары оставили свой след и на Южном Кавказе. В 392—396 годах многочисленные гуннские племена вторглись в Южный Кавказ и Переднюю Азию. Но ни оставшиеся на территории Кавказской Албании малочисленные гунны, ни пришедшие в VII веке хазары не смогли бы изменить существующую там этническую ситуацию: и те и другие вскоре были ассимилированы.

Аланы, "обитавшие в роскошных злаковых степях между Кубанью и Доном"9, создали государственное образование, которое в XI—XII веках поддерживало тесные отношения с грузинским царством.

"История" Джуаншера свидетельствует, что во времена царя Вахтанга Горгасали (V в.) главной политической силой на Кавказе являлись аланы (осетины), которые пытались вытеснить грузин (с Южного Кавказа) и другие этносы (с гор Северного Кавказа). Грузинский летописец упоминает о союзниках осетин — хазарах, имея в виду одно из племенных объединений гуннов.

Аланы, гунны и хазары контролировали равнины Северного Кавказа; в поле зрения летописцев они попадают уже в Раннем Средневековье, тогда как горские этносы редко упоминаются в исторических источниках того периода.

Вместе с тем под этнонимом "аланы" часто подразумевались и местные племена, обитавшие в горах и предгорьях Кавказа. Коренными этносами Северного Кавказа считаются нынешние нахско-дагестанские и абхазско-адыгские народы, которые нередко смешивались друг с другом; иные были, по-видимому, ассимилированы расселившимися здесь позже аланами-осетинами и тюркоязычными кипчаками (половцами).

Савиры обитали вблизи Кавказских гор. Однако, как известно, они жили и в горах — в частности на территории нынешней Балкарии и Западной Осетии (Дигории), что подтверждается этнографическими исследованиями.

Во-первых, горцы западной Грузии (сваны) называют балкар (а иногда и осетин) "савиарами". Во-вторых, в топонимике Дигории очевидны следы савиров: Дигорское ущелье осетины называют "Савари-ком"10, что означает "ущелье савиров".

Как пишет арабский историк X века Ибн Русте, от Дарьяла до границ владений аланов было по меньшей мере десять дней пешего пути11.

Другой арабский автор, ал-Масуди, упоминает, что Дарьяльская крепость находилась под юрисдикцией грузинского, а не аланского правителя12.

Согласно сирийской хронике (вторая пол. VI в.), равнины Северного Кавказа населяли тринадцать разных народов, которые жили в палатках и питались преимущественно мясом домашнего скота, диких зверей, добываемых на охоте, и рыбой. Среди них указанный источник называет и аланов13.

На Кавказе в период существования аланского государственного образования располагалось и Серирское царство (на территории Дагестана), коренным населением которого являлись аварцы.

Новый этап в этнической истории кавказских народов начинается с нашествия монголов: под их натиском произошло перемещение различных тюркоязычных и ираноязычных этносов, обитавших на просторах Евразии. Монголы уничтожили политические объединения аланов-осетин и кипчаков14.

В результате осетины-"степняки" окончательно переселились в горы Центрального Кавказа, став горцами, а часть кипчаков укрылась в горах Западного Кавказа. Вследствие слияния кипчаков с местным населением сформировались современные народы — балкары и карачаи.

После монгольского господства западную часть территории расселения аланов заняли кабардинцы, которые контролировали ситуацию на Кавказе до прихода сюда русских; в северных областях главенствовали тюркоязычные ногайцы, которые произошли от смешения представителей европеоидной и монголоидной рас.

Превращение аланов-осетин в горцев в значительной мере отразилось на этнической картине Южного Кавказа и, в частности, Грузии.

Осетины, численность которых возросла вследствие высокой рождаемости, стремились вернуться в долины Северного Кавказа, на земли своих предков, но поселившиеся на их месте кабардинцы не давали им такой возможности. Осетины нашли "выход", заняв исконные историко-географические области Грузии — Двалети и Шида Картли. На основе многочисленных исторических источников установлено, что миграция осетин в Двалети произошла в XVI веке, а в нагорье Шида Картли — не ранее середины XVII века15.

Нашествие монголов изменило этническую ситуацию на Южном Кавказе, однако подобные перемены происходили здесь и раньше. Например, на территории современного Азербайджана (исторической Кавказской Албании) в эпоху Раннего Средневековья существовал христианский албанский этнос, имевший собственную письменность. Он полностью исчез; в настоящее время его единственными этническими преемниками считаются удины. В физическом смысле албаны не переродились, а превратились в тюркоязычный народ — современных азербайджанцев.

В VII—VIII веках в Албанию переселились тюркоязычные хазары (12 тыс. чел.); в 1025 году — 40 тыс. семей огузов; в 1070 году здесь появились турки-сельджуки (во время нашествия Алп-Арслана).

Тем не менее, по заключению ученых, среди современных азербайджанцев в численном отношении преобладают физические потомки древних албан, а не тюрков.

Большие изменения произошли на Кавказе с приходом русских. По результатам последней переписи населения советской эпохи, их численность составляла 12 млн человек, тогда как два столетия тому назад их здесь вообще не было.

Продолжительная борьба Российской империи за покорение Кавказа привела к тому, что значительная часть коренного населения покинула родину и переселилась в Османскую империю. Некогда многочисленные народы адыгского происхождения (700—750 тыс. человек) оказались в меньшинстве.

Историческую родину покинули и другие северокавказские этносы. Среди мухаджиров было немало абхазов и грузинских мусульман. Из Аджарии (историко-этнографического края Грузии) в Османскую империю переселилось 8 тыс. человек; также имело место массовое переселение грузин-мусульман из Самцхе-Джавахети. На освободившихся территориях расширился ареал расселения осетин и армян, лояльно настроенных по отношению к русским.

Осетины поселились на Кавказской равнине, на маленьком отрезке земли своих предков. В XIX — начале XX веков армяне заняли обширные территории Северного и Южного Кавказа. Царское правительство переселяло их с территории Османской империи в Грузию и Азербайджан.

Кроме армян в Грузию были переселены и другие этносы — в частности, греки. Они обосновались в Триалети и называли себя "урум"; их родным языком являлся турецкий, а исповедывали они христианство.

Российская империя стремилась изменить этническую ситуацию во всех регионах Кавказа. Оставшиеся в горах Северного Кавказа народы адыгского происхождения были переселены на равнину, где они находились в окружении многочисленных русских населенных пунктов.

Эта политика успешно продолжалась и в советский период. Свидетельством тому может служить переселение северокавказских горцев (чеченцев, ингушей, балкар и карачаев) в Среднюю Азию и Казахстан. Та же участь постигла жителей Грузии турок-месхетинцев, а также хемшилов (армян-мусульман). В то же время Российская империя всячески способствовала заселению Северного Кавказа различными этносами некавказского происхождения; в первую очередь — русскими. Примечательно, что в советский период они составляли абсолютное большинство населения автономных образований Северного Кавказа.

Так, если в 1867 году численность чеченцев в Чечне составляла 31,7%, а русских — 30,1%, то в 1874 году их соотношение было уже 29,9% и 28,8% соответственно16.

Одним словом, приход русских радикально изменил этническую карту Северного и Южного Кавказа. Кроме того, сюда беспрепятственно переселялись армяне, немцы, греки и другие. Колонизация Северного Кавказа оказала влияние и на географию расселения кочевых народов — ногайцев, туркмен и калмыков.

Объектом особого внимания российских властей всегда являлось Причерноморье, а именно — Абхазия; сюда в массовом порядке переселялись русские. Но осуществлению этой политики мешал климатический фактор — смертность среди мигрантов была очень высока. Так, в 1809—1811 годах в причерноморском регионе Северного Кавказа умерло 7 315 мигрантов, а в 1818 году вследствие эпидемии их численность сократилась почти наполовину. Поэтому в 1870—1890 годах происходило массовое поселение армян на черноморском побережье Кавказа — в районы Туапсе, Сочи, Адлера, Анапы, Новороссийска и Майкопа. Этот процесс происходил и в 1915—1916 годах.

Следует также упомянуть о роли больших государств, расположенных южнее Кавказа. С этой точки зрения сильное влияние на этническую ситуацию оказали арабские завоеватели (особенно на Восточный Кавказ). Распространение ислама ускорило здесь процессы этнотрансформации.

В юго-западной Грузии этническую ситуацию изменила Османская империя. Существует документ 1595 года, в котором отражены результаты переписи населения Гурджистанского вилайета; в нем описаны историко-этнографические края Грузии — Самцхе, Джавахети, Кола, Артаани, Эрушети и таойский Олтиси (не внесены Шавшети, Кларджети и большая часть Тао) и указано несколько сот селищ. Только в Джавахети было 102 селища. Османы полностью разорили Тори (нынешний Боржомский район). Насаждение ислама повлекло за собой деэтнизацию, отуречивание грузин17.

Отрицательное воздействие на этническую ситуацию в Грузии в период Позднего Средневековья оказал Иран. Коренное грузинское население вынуждено было покидать свои земли, которые заселялись туркменскими племенами. Вследствие этого в ряде областей Восточной Грузии сложилось чрезвычайное положение. Восточная Кахетия (нынешняя область Саингило), Гагма Мхари (левобережье реки Алазани), Шида (Внутренняя) Кахети и Эрцо-Тианети почти обезлюдели. На грани демографической катастрофы оказались Картли и Триалети.

Часть населения провинции Ферейдан (территория современного Ирана) состоит из потомков грузин, угнанных шахом Аббасом в XVII веке. Одновременно в Кахети и Квемо Картли мигрировали туркменские племена; процесс их переселения происходил и в более поздний период. В значительной степени на этническую ситуацию Грузии повлияли и частые набеги северокавказских горцев, известные в восточной Грузии под названием "лекианоба" ("засилье лезгин", "лезгинские походы") и "тквис скидва" ("продажа пленных").

Большое влияние на этническую и демографическую ситуацию на Кавказе оказал распад СССР. Разгоревшиеся здесь при подстрекательстве России этнические конфликты повлекли за собой миграцию населения. Достаточно вспомнить последствия войны в Чечне, Нагорном Карабахе, Абхазии и Шида Картли (Цхинвальский регион); из зон конфликтов переселялись чеченцы, армяне (из Азербайджана), азербайджанцы (из Армении и из оккупированных армянскими Вооруженными силами территорий Азербайджана) и грузины; они, по сути, превратились в беженцев. К сожалению, покинула Грузию и часть осетин. Из Цалкского района фактически исчезли этнические греки.

Более того, Грузию покидает и значительная часть коренного населения, особенно молодежь. Миграция грузин в страны Запада обусловлена экономическими трудностями.

Заключение

Таким образом, начиная с древнейших времен Кавказ постоянно претерпевает этнодемографические изменения. События, происходившие на евразийском пространстве и в Передней Азии, отражались на этнической ситуации региона. На протяжении многовековой истории здесь исчезло и поселилось множество этносов.

Покорение Кавказа Российским государством вынудило многие коренные кавказские этносы покинуть земли своих предков.

Этническая пестрота в данном регионе возникла вследствие целенаправленной политики России; тем не менее на завоеванной ею территории Кавказа на определенное время воцарился мир. Создались относительное спокойствие и благоприятные условия для развития кавказских этносов в XIX—XX веках.

Россия всегда имела здесь свою опору в лице "привилегированных народов" региона (армян и осетин), на которые она рассчитывала и которые определенным образом помогали осуществлению ее имперских устремлений.


1 См.: Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ: очерки по геополитической экономике. Тб., 2007. С. 34—39 (на груз. яз.). к тексту
2 См.: Там же. к тексту
3 Картлис цховреба (История Грузии) / Гл. ред. Р. Метревели. Тб.: Артануджи, 2008. С. 82. к тексту
4 Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Менеджер, 2003. С. 351. к тексту
5 См.: Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973; Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974; Топчишвили Р. Этнография народов Кавказа: этническая история, этническая культура. Т., 2007 (на груз. яз.). к тексту
6 См.: Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. М.: ОГИ, 2005. С. 13. к тексту
7 См.: Топчишвили Р. Ареал первоначального расселения предков осетин — аланов. Тб.: Изд-во ТГУ, 2008 (на груз. яз.); Он же. Осетины в Грузии. Тб.: Универсал, 2009. С. 171—216. к тексту
8 См.: Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв. Л., 1979. С. 20. к тексту
9 Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 263. к тексту
10 См.: Цагаева А.Дз. Топонимия Северной Осетии. Орджоникидзе, 1971. Ч. 1. С. 148, 188. к тексту
11 См.: Алемань А. Указ. соч. С. 347. к тексту
12 См.: Там же. к тексту
13 См.: Гадло А.В. Указ. соч. С. 100—101. к тексту
14 См.: Анчабадзе Ю.Д., Волкова Н.Г. Этническая история Северного Кавказа XVI—XIX вв. М., 1993. к тексту
15 См.: Топчишвили Р. Вопросы переселения в Грузию осетин и этноистория Шида Картли. Тб., 1997 (на груз. яз.); Он же. Осетины в Грузии. С. 7—16, 104—107. к тексту
16 См.: Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. М.: ОГИ, 2005. С. 23. к тексту
17 См.: Топчишвили Р. Куда делось грузинское население Джавахети. Тб., 2000. к тексту

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL