ЕВРЕИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Моше Беккер


Моше Беккер, председатель правления общины евреев-ашкенази (Азербайджан).


В силу исторических причин на территории Азербайджана сосуществовали десятки народов. Высокая этническая толерантность азербайджанского народа способствовала их успешной интеграции и адаптации. Представители еврейского народа проживают здесь с древних времен.

Появление еврейских поселенцев на земле Азербайджана тесно связано с взятием Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, который в 586 году до н. э. захватил столицу древнего Иудейского царства, разрушил город и храм и увел в рабство около 10% населения. В Вавилоне, по имеющимся сведениям, оказалось до 40 тысяч пленников. Большинство из них страдало общей для переселенцев болезнью – ностальгией, оплакивало свою нелегкую судьбу. Беда заставила всех почувствовать объединяющую силу веры в единого бога. В изгнании евреи осознали себя народом, имеющим прочные духовные и моральные узы.

К счастью, изгнание продолжалось недолго. Уже после смерти Навуходоносора II в 562 году до н. э. на вавилонском троне в течение пяти лет сменилось три царя. Последнюю попытку укрепить страну сделал царь Набонид.

Однако все его попытки противостоять нарастающей мощи молодой Персидской державы были обречены на провал. В 558 г. до н. э. царем Персии стал Кир II, который объединил персидские племена и основал город Пасаргады. В 553 г. до н. э. Кир поднял восстание против мидийского царя Астиага и одержал победу. Так Персия объединилась с Мидией, то есть Южным Азербайджаном. В дальнейшем персы подчинили себе Парфию и Гирканию, покорили Мидию и вышли к Эгейскому морю. Кир захватил Среднюю Азию, Афганистан, Согдиану и Хорезм и подошел к границам Вавилонского царства. В 539 г. до н. э. в течение двух месяцев Вавилония была захвачена персами.

Иудейское население Вавилонии с воодушевлением восприняло весть о победе персидского царя Кира, который в 538 г. до н. э. издал эдикт о возвращении евреев на их историческую родину. Благородство завоевателя было столь велико, что он разрешил отстроить разрушенный Иерусалим, восстановить храм и приказал выдать для этих целей средства из собственной казны. Евреям были возвращены все золотые и серебряные сосуды, украшения и ритуальные принадлежности, увезенные в свое время Навуходоносором II в качестве трофеев. Десятки тысяч иудеев собрались в путь во главе с Зарубавелем – внуком царя Ноахина и Иешуа – внуком последнего иерусалимского первосвященника Сераи. Часть иудеев осталась в Вавилонии. Чудо, которого ждали два поколения еврейских переселенцев, свершилось. Но одновременно с этим появилась в Персидском царстве довольно значительная еврейская диаспора. В то время в Персии активно распространяется зороастризм, который в качестве этической силы утверждал волю бога, царство добра и света. “Практические результаты этого нового учения стали очевидны уже во времена правления Дария, когда в огромной империи персов царили закон и гуманность”1.

Оставшиеся на территории бывшего Вавилонского царства евреи очень скоро заняли ведущие позиции в экономике и администрации Персидской державы.

Достаточно сказать, что знаменитый дом Мурашу брал в аренду поля, принадлежавшие царю и членам царской семьи, контролировал царские каналы в окрестностях Ниппура, давал деньги взаймы вельможам и т.д.

Согласно свитку “Мегилат Эстер”, евреи жили в 120 провинциях великой Персидской державы. Сама Эстер являлась супругой царя Ахашвероша (Артаксеркса), то есть персидской царицей.

Кроме того, среди евреев было немало чиновников и государственных служащих. Это тем более понятно, поскольку государственным языком Ахеменидской державы являлся арамейский с семитским алфавитом. В исторических источниках имеются сведения об известном законоучителе Эзре, которого Артаксеркс I назначил судьей и начальником над Иудеей. После Эзры эту должность занимает другой приближенный царя Виночерпий Нехемия, который по поручению Артаксеркса завершает строительство крепостной стены вокруг Иерусалима.

Таким образом, можно констатировать, что евреи, оказавшиеся под властью Ахеменидов, будучи купцами, чиновниками и администраторами, могли легко передвигаться по всей территории огромной Персидской державы и концентрироваться в крупных городах и торговых центрах. Постепенно усваивался персидский язык при одновременном сохранении иврита.

После разгрома Персидской державы Александром Македонским наступила эпоха эллинизма, которую сопровождал расцвет ремесел и торговли. Распад империи Александра Великого и войны между диадохами привели к значительной миграции населения. Многие евреи переселяются дальше на восток и на север, часть оказалась на территории Парфянского царства.

В 226 г. н. э. персы подняли восстание против парфянского царя Артабана IV и возвели на престол своего вождя Ардашира, который основал династию Сасанидов. Так образовалось сильное Новоперсидское царство, которое включило в себя и бывшую Вавилонию. Новый царь восстановил религию огнепоклонников. Пытаясь утвердить старую веру, персидские маги стали притеснять иноверцев. Евреям запрещалось зажигать огонь в своих домах в дни персидских праздников, когда шло служение богу света Ахурамазду. Однако после смерти Ардашира эти ограничения были сняты и при Шапуре I (241–272) евреям вернули свободу вероисповедания и внутреннего самоуправления.

Во главе всех еврейских общин стоял верховный начальник из евреев с титулом рош ха галут, или экзиларх, что означает “глава изгнанников”. Экзилархи вели свой род от царя Давида. Их власть была наследственной. Экзиларх являлся верховным судьей и правителем вавилонских евреев. Он собирал подати в пользу персидских царей, назначал начальников для наблюдения за порядком в городах, населенных евреями, а также судей для разбора спорных дел. Экзиларх имел своих чиновников, свиту и слуг. Он считался одним из высших персидских сановников.

Таким образом, евреи на территории Персидской державы пользовались полной внутренней автономией, подчинялись собственным законам.

В Вавилонии и сопредельных территориях, входящих в состав Новоперсидского царства, наши предки в основном жили в больших городах. Они занимались ремеслом и торговлей, содержали караван-сараи, были врачами, учеными и учителями. Евреи активно участвовали в торговле по Великому шелковому пути.

Достаточно проследить пути еврейской миграции, чтобы убедиться в этом. В Северном Азербайджане евреи селились в городах Ширвана, в Дербенте и т.д.

Несколько лет тому назад профессор Р. Геюшев сообщил, что при раскопках древнего Шабрана им были обнаружены развалины синагоги, построенной в VI в. н. э. Еврейские поселения были в городах Хой, Салмас, Тебриз и т.д. Они располагались в городских центрах от Мерва до Синьцзяна. В “Краткой еврейской энциклопедии”, изданной в Иерусалиме в 1998 г., имеется следующая информация: “По преданиям китайских евреев, их единоверцы прибыли в Китай при династии Хань в I в. н. э., что не лишено вероятности, так как к этому времени был проложен торговый (так называемый шелковый) путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока. Документальные данные подтверждают присутствие еврейских торговцев в Китае в VIII–IX вв. Арабские, китайские и другие источники IX–XIV вв. сообщают о существовании в Китае еврейских торговых колоний. Видимо, первоначально разговорным языком китайских евреев был новоперсидский”2.

Итак, с развитием торговли евреи из Вавилонии расселяются сначала по всей территории Персидской державы, а затем и Новоперсидской империи и далее продвигаются на восток вплоть до Китая. Конечно, и периодические гонения религиозных фанатиков играли немалую роль в данном процессе. Так, при царе Иездигерде II (438–457) по наущению магов преследовались как евреи, так и христиане. При царе Фирузе эти гонения усилились, вследствие чего евреи массами переселялись в Аравию и даже в Индию. Многие двинулись на север и осели в горах Дагестана.

Во время арабских завоеваний при четвертом халифе Али положение евреев упрочилось, и они получили полную свободу во внутреннем управлении. Восстановилась торговля, вновь стали процветать ремесла. После халифа Али все владения бывшей Персии перешли под власть Омейядов (661–750). Их столицей стал Дамаск. При этих халифах самоуправление евреев упрочилось. Установились светская и духовная власть. Светскую представляли экзилархи, которые вели жизнь богатых и влиятельных сановников, а духовную – гаоны. Последние являлись руководителями двух талмудических школ или академий в Суре и Пумбадите. Еврейское общество продолжало жить по своим законам и пользовалось полной автономией.

В VIII в. положение в халифате стало нестабильным. Началась смута, которая привела к падению династии Омейядов. Власть перешла к династии Аббасидов. Представитель этой династии халиф Аль Мансур провозгласил столицей халифата город Багдад. Так началась история Багдадского халифата, который включал в себя Персию, Вавилонию, Армению, Египет, Сирию и Палестину. Евреи вновь оказались в составе единого государства. Однако с каждой новой смутой часть людей снималась с насиженных мест и пополняла отдаленные общины. К этому же периоду относится раскол, возникший в когда-то единой еврейской общине. Многие были недовольны тем, что Талмуд стал почти таким же священным, как и Тора. Они не хотели подчиняться его установлениям, считая, что от Бога исходят только законы Торы. Главой раскольников стал Анан бен Давид из рода экзилархов. После смерти экзиларха началась борьба за его престол. Анан бен Давид был отвергнут большинством ученых сурской и пумбадитской академий. Конфликт вышел за пределы общины и дошел до халифа Аль-Мансура, который велел арестовать Анана бен Давида. После освобождения глава раскольников со своими приверженцами переселился в Палестину, некоторые из его сторонников бежали на север. Этот раскол положил начало секте караимов.

Итак, волею судеб бывшие пленники Вавилонского царства расселились на огромных просторах великих империй. Можно удивляться, как евреи, жители равнин и пустынь, могли приспособиться к суровым условиям жизни в горах и аулах Дагестана. В VIII в. арабские завоеватели обнаружили здесь весьма значительное еврейское население. По словам арабского историка Масуди (X в.), в области Заргелан (ныне аул Кубачи) население состояло из христиан, мусульман и евреев. Ибн-Хаукаль (Х в.) отмечал наличие евреев в Семендере (аул Тарки).

О существовании в Азербайджане многочисленного еврейского населения упоминает и знаменитый еврейский путешественник XII века Биньямин из Туделы, который говорит о наличии здесь тысячи синагог. “Шмуэль бен Яьхя ал-Магриби, принявший ислам еврей- медик, называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Салмас, Тебриз, Мерага и Урмию. Во второй половине XIII в. ильханиды – монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних ильханидов – буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–1291) еврей Саад ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой административного управления столицы государства Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби возглавлял систему администрации всего Азербайджана”3. Думается, что в этих фактах нет ничего удивительного. Ильханиды нуждались в грамотных людях и толковых администраторах и для блага своего государства привлекали к управлению страной, как бы мы сейчас сказали, любого гражданина, независимо от его расы, языка и вероисповедания.

Впоследствии еврейские общины Азербайджана переживали как периоды расцвета, так и ослабления своего влияния, что было связано с миграцией и обращением в ислам. Сравнительно многочисленным оно оставалось лишь в Северном Азербайджане, где в XVIII в. в результате ослабления Иранского государства возникло множество небольших феодальных государств – ханств. Основную массу еврейского населения Азербайджана того времени составляли горские евреи.

В 1827 году сюда переселились говорящие на арамейском языке евреи-лахлуха. В Азербайджане жили также караимы и крымчаки. Причем письменные источники упоминают о караимах с XIV в., но, по нашему мнению, они появились здесь значительно раньше: в 750 г. С 1832 года в Азербайджане появляется община ашкеназских евреев – выходцев из западных губерний Российской империи.

О происхождении горских евреев бытуют различные мнения. Так, Я.М. Агарунов в своей книге “Большая судьба маленького народа” приводит мнение лингвиста Нафтали Анисимова. Последний считает, что евреи-таты (горские евреи) не являются потомками израильтян (иудеев). И далее он делает следующие заключения:

  1. Таты, называемые “горскими евреями”, не имеют никаких связей с евреями, которых ассирийские цари привели пленниками в Иран и Мидию.

  2. Моисееву веру среди хазар распространили евреи, бежавшие в VII –VIII веках, а может быть, и раньше – из Рима.

  3. Моисееву веру среди части татов (которые вместе с другими татами были огнепоклонниками) распространили хазары, а может быть, и евреи, которые бежали из Рима на Кавказ.

  4. Таты-евреи, мусульмане и христиане составляют единый народ. Их разделила религия – вера Моисея, Христа и Магомета4.

Итак, относительно первого пункта можно сказать, что уведенные в 722 г. в плен ассирийским царем Сарганом II десять колен израилевых бесследно растворились среди народов Ассирийской державы, и они вряд ли могли оказаться в Мидии или в Иране. В эти государства из Вавилона попали потомки колена Иуды, Левия и частично Вениамина. Что касается второго пункта, то следует отметить, что из Рима евреи не бежали на Кавказ, если не подразумевать под этим названием Византийскую империю. Куда лучше это было сделать через территорию Персидского царства, в состав которого входила Вавилония с ее многочисленным еврейским населением, активно участвовавшим в мировой торговле. Небесспорным является и третий пункт: хазары вряд ли занимались распространением иудаизма, который у них самих прививался крайне трудно. “Принятие иудаизма царем и итильской знатью оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях, мало связанных со столицей, пользовавшейся весьма значительным влиянием в своих кочевьях и аулах, где она играла роль родовых старейшин.

Между итильской и провинциальной аристократией началась борьба за власть и влияние в каганате. Провинциалы и все, кто не принял иудейской религии, в том числе христиане и мусульмане, объединились против правительства”5. Кроме того, сама иудейская вера продержалась в каганате недолго. “Ибн-ул-Азир сказывает, что козары в 254 (868) году приняли Магометов закон: что они в войне с турками просили вспоможения у хорезмских жителей, которые ответствовали им: вы неверные: если сделаетесь мусульманами, то поможем вам. Козары, за исключением их царя, приняли тогда веру Магометову. Хорезмцы сдержали слово, заставив турков удалиться. После чего и царь козарский обратился в правоверие. Достоинство Хакана принадлежало у них одному роду. Хакан возводил царя на престол; не имел права ни повелевать, ни запрещать, но был весьма уважаем”. Что касается ареала распространения иудаизма среди хазар, то он, по-видимому, был тоже не очень широк. “Царь иудейской веры, а подданные магометанской и христианской: идолопоклонников не много. Иудеев еще менее”6.

Что касается утверждения относительно единства татов (пункт 4), то объединяющий всех татов элемент, конечно же, существовал: они говорили на едином языке. Но является ли языковой признак достаточным критерием при определении этнической принадлежности той или иной группы людей? Думается, что нет. Например, евреи США и Великобритании говорят на английском, но их нельзя же считать англосаксами на этом основании. Выше мы отмечали, что евреи, поселившиеся в Китае, на первых порах общались между собой на персидском языке, испанские евреи говорили на ладино и т.д. Поэтому языковой принцип в этом случае можно считать относительным.

Евреи Кубинского ханства

Горские евреи жили на всей территории Азербайджана и Дагестана. К середине XVIII в. у азербайджанского народа появилась возможность вновь восстановить свою независимость. После смерти Надир-шаха в Иране началась смута, центральная власть ослабла, и на земле Азербайджана начали возникать небольшие феодальные государства. Первые из них – Кубинское и Талышское ханства – возникли еще в XVII в. Однако, пока существовала угроза со стороны Надир-шаха, их положение было недостаточно прочным.

Образование Кубинского ханства сыграло большую роль в судьбе горских евреев. Известно, что еще в начале XVIII в. на левом берегу Кудиял-чай находилось поселение горских евреев Кулгат, которое было разрушено в результате набега Надир-шаха. Во второй четверти XVIII в. ханством правил Гусейн Али-хан. Его резиденцией был сначала Худат, а затем он перенес столицу в Кубу. Здесь хан построил крепость, создал монетный двор и оружейные мастерские. Стремясь создать прочную экономическую базу для развития своего государства, Гусейн Али-хан призвал на свои земли многих купцов, ремесленников и знатоков горного дела. Среди переселенцев оказалось немало евреев, которые вместе с жителями разрушенного Кулгата заложили новый поселок, ныне известный как Красная Слобода. Особенно быстро этот поселок стал развиваться при Фатали-хане Кубинском. Он вел завоевательную политику, вследствие чего северо-запад Азербайджана и юг Дагестана были присоединены к Кубе вместе с большинством горских евреев. В слободу потянулись евреи из окрестных сел, Баку, Гиляна и т.д. Фатали-хан доброжелательно относился к еврейской общине, которая активно участвовала в торговле, ремесленном производстве и садоводстве. Центральная улица Красной Слободы в настоящее время носит имя Фатали-хана в память об этом выдающемся и справедливом правителе.

В слободе жили выходцы из персидской провинции Гилян, из Ирана, Турции, Дагестана и т.д. Численность населения слободы постоянно возрастала. Так, в 1856 году в ней проживало 3000 человек, в 1873 г. – 5120, в 1916 г. – 8400 человек. В 1926 году население слободы уменьшилось до 6000 человек, что было связано с политической нестабильностью, революцией и Гражданской войной. Население в основном занималось торговлей и сельским хозяйством. В слободе было 11 синагог, построенных в конце XIX в.

Евреи Огуза и Ширвана

Основную массу евреев составляли в Огузе выходцы из персидской провинции Гилян. Население Огуза пополнялось за счет беженцев из соседних аулов Залем и Куткашена, что было связано с феодальными распрями и иранскими вторжениями. Вначале еврейское поселение стояло особняком и воспринималось как отдельная слобода, однако со временем оно слилось с основной частью поселка, превратившись в обычный квартал. В 1885 году количество евреев в Огузе составляло 2282 человека. В 1990 году там проживало всего 1200 евреев. В настоящее время в результате эмиграции еврейское население сократилось до 300 человек. Однако, несмотря на это, здесь в 1994 году была отреставрирована и вновь открыта синагога, которой оказывают помощь все еврейские общины Азербайджана.

Евреи Огуза занимались торговлей и табаководством, выращиванием орехов, виноградарством и т.д.

В Ширване евреи живут с давних времен. В древности караванные тропы шли через Ширван, поэтому здесь была развита торговля. Евреи жили, помимо Шемахи, в Геокчае, Евлахе, аулах Мюджи и Мюджи-Гафтаран. В XVIII–XIX вв. количество евреев увеличивалось за счет мигрантов из Персии. Евреи Ширвана традиционно занимались торговлей, шелководством, а также производством прядильных и ткацких станков.

Евреи Баку

В начале XIX в. Баку был небольшим городком, который располагался в пределах крепостной стены. В 1806 году русские войска заняли город, ликвидировали одноименное ханство и присоединили его территорию к России. 12 октября 1813 года был заключен Гюлистанский мир, по которому Северный Азербайджан оказался в составе России. Русско-иранская война 1826–1828 гг. завершилась Туркменчайским мирным договором, который закрепил господство русского государства в указанном регионе.

В этот период в Баку проживало всего 2154 жителя, 26 из них были евреями. В 1832 году здесь появляются первые евреи-ашкенази. В 1864 году в районе Баку была найдена нефть, которая в дальнейшем сыграла решающую роль в бурном развитии этого города. В 1870 году здесь проживало всего 50 евреев, как горских, так и ашкенази. В 1891 году еврейское население составляло уже 390 человек. В 1872 году была начата промышленная добыча нефти, появились новые рабочие места, и поэтому сюда приезжали представители различных национальностей. В 1897 году в Баку проживало 2340 евреев, в основном ашкенази. В 1913 году их уже было 9689 человек. В 1910 году была построена центральная хоральная синагога. В 1919 году открывается синагога ширванских евреев, начинает действовать синагога евреев-лахлуха. В начале XX века появляются синагоги горских евреев в поселке Сабунчи и в Торговом переулке г. Баку. Развивалась интеллектуальная жизнь. Из 238 юристов и адвокатов, зарегистрированных в Баку в 1912 году, 75 были евреями, а из 185 практикующих врачей – 69. В городе была открыта еврейская сефардская гимназия, где обучались юноши и девушки – горские и грузинские евреи. Существовала школа – иешива для изучения Торы, Талмуда и Мишны. В еврейской школе преподавал знаменитый Феликс Шапиро – автор и составитель первого иврит – русского словаря. Кроме того, очагами культуры были клубы евреев им. Леккерта и им. Ильяева. Существовал приют для бедных, построенный меценатом Элашикошвили. Для девочек открываются частные еврейские женские гимназии и училища. Появляются частные музыкальные школы и благотворительные общества. До 1920 года в Баку действовало “Общество для распространения просвещения между грузинскими евреями города Баку”. Руководителем этого общества был талантливый журналист И.Я. Глахенгауз. В 1910–1913 гг. в Баку было 5 еврейских благотворительных обществ. Бакинское еврейское общество содержало на свои средства синагогу, мужское 4-летнее и профессиональное женское училища, субботние вечерние классы и общественную библиотеку. Все учебные заведения общества помещались в синагоге, при этом дети из малоимущих семей бесплатно получали одежду, обувь и учебные пособия.

Бакинское отделение Еврейского литературного общества ставило целью содействовать изучению и развитию научной и изящной еврейской литературы на древнееврейском языке. В 1910 году в Баку функционировало еврейское культурное общество “Палестина”.

В Баку активно действовали различные политические партии, образованные евреями. Поскольку евреи-ашкенази были выходцами из западных губерний Российской империи, где существовала “черта оседлости” и периодически происходили погромы, то неудивительно, что они несли с собой идеологию тех партий, которые сложились под влиянием указанных обстоятельств. В 1905–1906 гг. в Баку действовала партия “Поалей Цион” (“Рабочие Сиона”). Она объединяла вокруг себя ремесленников, кустарей, рабочих, часть интеллигенции и мелкой буржуазии. Основу ее составляли те, кто бежал в Азербайджан после Кишиневского (1903), Одесского (1905), Белостокского (1906) и других погромов, волной прокатившихся по югу Российской империи. Партия отрицательно относилась к идее национально-культурной автономии и ставила целью переселение в Палестину. Сионисты- социалисты также проповедовали идею восстановления еврейского государства в Эрец-Исраэль.

“В Баку группа сионистов-социалистов образовалась в конце 1905 года. Одним из руководителей ее был Арон Лимон. Помимо распространения своих изданий и листовок, сионисты-социалисты участвовали в совместных дискуссиях с социал-демократами, где последние стремились убедить их, что решение еврейского вопроса так же, как и избавление от всякого социального неравенства, возможно лишь в рамках социал-демократической программы. После 1907 года вследствие отсутствия популярности в рабочих массах, больше охваченных социал-демократической и эсеровской пропагандой, сионистские организации сворачивают свою работу”7).

Тот факт, что сионистские партии не имели достаточно прочной базы в Азербайджане, является, на наш взгляд, следствием довольно успешной интеграции евреев на новой родине.

Евреи вносили достойный вклад в развитие нефтяной промышленности Баку. Достаточно сказать, что первый магистральный нефтепровод Баку–Батуми был проложен Ротшильдами. В “Каспийско-черноморском нефтепромышленном и торговом обществе” ведущие позиции занимали евреи. “Управляющими общества были: инженер-механик Бардский Казимир Людвигович и инженер-механик Гухман Адольф Аркадьевич, …инженер-технолог Ландау Давид Львович, …инженер-механик Фин М.О., …инженер-технолог Пилькевич И. Нефтяные участки в Балаханах, Сабунчах, Раманах, Забрате, на Биби-Эйбате, в Сураханах возглавляли Шейнин Б.М., инженер-механик Френкель И.В., инженер-технолог Георгенбергер С.Е.

…В состав правления ротшильдовского общества “Мазут” входили Ефруси М.И., Поляк М.Г., а также Дейтч Э.А, Арон Ю.А., Поляк С.Г.

Личность управляющего промыслами Давида Ландау привлекает к себе особое внимание.

Молодой инженер Давид Ландау благодаря своим талантам быстро достиг поста главного инженера всего нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов. Ландау избирался в высший орган бакинских нефтепромышленников – Совет съезда и заседал там вместе с Гаджи Зейналабдин Тагиевым, Эммануилом Нобелем, Мусой Нагиевым. На его творческом счету числилось немало эффективных технических нововведений.

Жена Давида Ландау – Любовь Вениаминовна (урожденная Гаркави) также была незаурядной личностью. Выпускница Петербургского повивального института, она окончила еще и Петербургский женский медицинский институт, была помощником проректора, врачом в больнице, имела широкую врачебную практику.

Сын Давида и Любови Ландау – Лев рано был принят в гимназию, попечителем которой, наряду с… Гаджи Зейналабдином Тагиевым, был Давид Львович Ландау. Судьбой было предопределено, что сын ротшильдовского инженера Лев Давидович Ландау станет величайшим физиком XX века, лауреатом Международной Нобелевской премии”8.

“В ротшильдовской орбите в Баку пребывало и два-три десятка малых фирм, принадлежавших евреям. Это – малые фирмы “И.Г. Гальперин и компания”, “Дуэль Н.Г.”, “Дембот бр.”, “Поляк Г.А. и семья”, “Шумахер М.М.”, нефтепромысловое и торговое общество “Л. Ицкович”…

В контакте с ротшильдовскими фирмами вели свое дело и такие предприниматели, как К.В. Кальман, С.Л. Шифрин, Ю.М. Гиттис, Е.О. Канцель, специалисты-нефтяники Ю.Л. Лев, О.Е. Лейтес, Ерухим Липмен”9.

Вспыхнувшая в 1914 году Первая мировая война привела к перемещению больших масс населения. Царское правительство выселило из прифронтовой полосы десятки тысяч евреев, которые пополнили еврейское население Кавказа и Закавказья. Война оказалась неудачной для царского правительства. Власть потеряла опору в массах и 27 февраля 1917 произошла Февральская революция.

Весть об этом событии была с энтузиазмом воспринята во всех еврейских общинах. Были отменены многие законы, ущемляющие права евреев. Все граждане страны получили равные права. На Кавказе был отменен институт наместника. В Закавказье образовался Совет комиссаров, в который входили представители Азербайджана, Грузии и Армении. Параллельно с этими органами власти создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Как и во всей стране, складывалось двоевластие, отягощенное еще и тем, что само Временное правительство не пользовалось достаточной поддержкой населения. Началось размежевание по политическим, религиозным и классовым мотивам.

Прошедший в конце апреля 1917 года в Баку съезд мусульман Кавказа ставил целью создание мусульманского государства. Евреи намеревались представить Учредительному собранию свои требования. Евреи-социалисты пытались объединить вокруг своей программы всех евреев региона, не затрагивая религиозные проблемы.

Одновременно с этим сионистские группы в Баку также пытались создать единые организации с привлечением как ашкеназских, так и горских и грузинских евреев. Помимо политических организаций, стали возникать и новые культурные объединения. В них евреи стремились выработать общую платформу для отстаивания своих прав. На фоне этих событий продолжалось ослабление власти центра. Провалившееся июньское 1917 года наступление русской армии, активизация большевистской и других партий левого толка, нерешительность Временного правительства в проведении аграрной реформы и т.д. привели к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года.

В результате к власти в Петрограде пришли большевики во главе с В.И. Лениным. На окраинах бывшей Российской империи образовался вакуум власти. 31 октября 1917 года Бакинский совет провозгласил в Баку Советскую власть, которая повела активную борьбу с Комитетом общественной безопасности и Советом общественных организаций. В конце 1917 – начале 1918 года Бакинский совет принял ряд мер по укреплению своей власти. Одновременно с установлением Советской власти в Баку в феврале 1918 года была создана Закавказская федерация в составе Азербайджана, Грузии и Армении. Однако противоречия между армянами и азербайджанцами привели к распаду этого аморфного образования. Завязалась кровопролитная война между армянами и азербайджанцами. Сильные бои шли в Кубе, где проживало около 7 тысяч евреев. Для защиты своей слободы евреи были вынуждены организовать отряды самообороны, которые стойко сражались вплоть до установления Советской власти. В это время в Баку нарастало противостояние различных политических сил. В апреле 1918 года отряды мусаватистов и меньшевиков двинулись из Тифлиса и Гянджи на Баку. Однако это наступление было остановлено. Советская власть стала устанавливаться и в провинциальных уездах. 25 апреля 1918 года на заседании Бакинского совета рабочих солдатских и матросских депутатов был избран Совет народных комиссаров, в числе которых было шесть евреев: Я. Зевин, М. Басин, И. Мишне, Р. Каганов и братья Богдановы. Одновременно с этим 28 мая 1918 года в Тифлисе провозглашается Азербайджанская Демократическая Республика. Вскоре правительство вновь провозглашенного государства переезжает в Гянджу. Весь июнь и июль 1918 года идут ожесточенные бои. 31 июля Советская власть в Баку была свергнута.

Новое правительство включило в свой состав представителей еврейской общины. Так, министром здравоохранения стал известный детский врач Есей Гиндес. В парламент были включены представители различных партий, в числе которых сионистский активист А. Бушман. “Другой сионистский деятель был назначен помощником министра финансов. Были проведены выборы в городской совет, в которых принял участие Еврейский национальный блок, возглавляемый сионистами. Агитаторы блока выступили в синагоге горских евреев в Баку. Возобновилось издание еврейской газеты “Кавказский еврейский вестник” на русском языке. Позже стала выходить газета “Палестина” и дважды в месяц журнал “Молодежь Сиона”.

Правительство Азербайджана, в сущности, признало объединявший все еврейские партии и фракции Еврейский национальный совет официальным представителем еврейского национального меньшинства. На запрос министра юстиции Азербайджана Еврейскому национальному совету о том, на какой язык следует перевести для евреев клятву, которую они должны будут произносить в суде, совет, в котором доминировали сионисты, ответил, что язык евреев – иврит, и поэтому официальная клятва должна произноситься на этом языке.

У Еврейского национального совета были широкомасштабные планы по развитию культуры… Однако с установлением Советской власти деятельность совета была сокращена до минимума, а позже и вовсе прекращена”10.

28 апреля 1920 года части XI Красной Армии вступили в Баку. На первых порах большевики опирались на все коммунистические и левые партии. В тот период сильные позиции занимала Еврейская коммунистическая партия “Поалей Цион”, которая вела работу как среди ашкеназских, так и горских евреев. Кроме того, в Баку действовал коммунистический Бунд, а также знаменитая Евсекция РКП(б). К указанному периоду численность еврейского населения заметно возросла и составила 13 700 человек. Это было связано с тем, что на Украине, в Белоруссии и России банды и белогвардейцы устраивали массовые погромы в местах поселения евреев. К тому же Гражданская война вызвала массовую безработицу и голод, что способствовало перемещению огромных масс населения. Так что работать всем вышеперечисленным партиям и организациям было с кем. Они проводили культурные мероприятия, вели борьбу за ликвидацию неграмотности, особенно среди горских евреев. Благодаря деятельности ЕКП в 1921 году в Баку были созданы клубы “Бецалель” и им. Борохова. При клубах работали библиотеки, драматические кружки, курсы политпросвета. Кроме того, в 20–30-х гг. на ул. Гоголя находился клуб горских евреев им. Ильяева и туземно-еврейский театр. “Вся работа велась на еврейско-татском языке. Руководители ашкеназов свою основную задачу видели в воспитании лидеров из числа горско-еврейской молодежи.

К этому времени относится и проблема противостояния еврейских языков, поскольку Евсекция, которая хотела быть единственной коммунистической организацией евреев Советской России, признавала официальным языком всех евреев только идиш”11.

До конца 30-х годов в Азербайджане еще существовали школы, где обучение велось на еврейских языках. В Красной Слободе таких школ было две, в Баку одна. Со временем сталинская национальная политика, направленная на создание новой общности – советского народа, привела к закрытию еврейских религиозных школ, синагог и общеобразовательных структур. В центральной хоральной синагоге ашкеназских евреев в 1932 году разместился Государственный еврейский театр. В 1939 году закрыли синагогу евреев-лахлуха. В 1934 году перестала функционировать синагога ширванских евреев.

Следует сказать, что до революции 1917 года число смешанных браков у евреев было крайне незначительно.

Со временем евреи стали учиться в совместных школах, поступать в высшие учебные заведения не только Баку, но и Москвы и других городов Советского Союза. Многие пошли служить в Советскую Армию и стали офицерами. Под влиянием внешних обстоятельств начали ослабевать национальные перегородки. Массированная пропаганда пролетарского интернационализма приносила плоды. И хотя процесс ассимиляции в 20–40-е годы шел достаточно медленно, в 50–70-е годы он стал идти по нарастающей.

По нашему мнению, помимо перечисленных причин, значительную роль сыграл геноцид, устроенный нацистами в годы Второй мировой войны, а также процессы 1948–1949 гг. и так называемое “дело врачей”. Многие устали от постоянного страха, разуверились в будущем. Кроме того, железный занавес наглухо закрывал всякую связь с внешним миром. Многие забыли язык, традиции. Горским евреям в этом смысле повезло больше, поскольку они продолжали компактно проживать в сельской местности, где, как известно, все процессы идут значительно медленнее.

Однако жизнь брала свое, и евреи активно включились в строительство новой жизни. Многие искренне верили в коммунистические идеалы. Они пережили НЭП, коллективизацию и индустриализацию, страшную и кровавую Великую Отечественную войну, принимали участие в восстановлении разрушенного хозяйства.

Евреи вносили свой вклад в развитие науки, культуры и искусства Азербайджана. Бакинцы до сих пор помнят музыкантов Ю. Шефферлинга, И. Розина, У. Гольдштейна, С. Кронгольда, А. Лившица, Д. Беркович, скрипачей: С. Британицкого, Д. Ситковецкого, создателей фортепьянной школы М. Пресмана, И. Айсберга, Э. Финкельштейна, Е. Терноградского, основателя кафедры вокала Е. Маршад. Большой популярностью пользовался певец С. Халфен, композиторы Э. Гендлер, З. Стельник.

Большой вклад в развитие театрального искусства в Азербайджане внес директор Азербайджанского Государственного театра русской драмы Я. Фридман. Широкой популярностью пользовались актеры этого театра Ю. Чарский, М. Кауфман, К. Ирмич, Г. Беленькая, В. Нордштейн, И. Иоселевич, Л. Грубер, Л. Вигдоров, В. Фалькович и многие другие. Государственный еврейский театр, который просуществовал до 1941 года, также пользовался широкой известностью.

Евреи внесли существенный вклад в развитие геофизической и геологической науки. В Азербайджане хорошо помнят Н. Шапировского, Л. Эппельбаума, А. Гагельганца, С. Аксельрода, В. Листенгартена и многих других.

Евреи Азербайджана активно участвовали в борьбе с фашизмом. Многие героически сражались в рядах 416-й гвардейской Таганрогской дивизии. Были случаи, когда они попадали в плен вместе с азербайджанцами. Держались вместе, и не было случаев, чтобы азербайджанцы выдали своих земляков. Из Баку был родом трижды Герой Социалистического Труда, нарком оборонной промышленности СССР Б.Л. Ванников. Здесь жили Герои Советского Союза М. Шахнович, С. Левин.

По окончании Великой Отечественной войны количество еврейского населения Азербайджана значительно возросло. Это было связано с переселением сюда большого числа беженцев с Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики и России.

В 1945 году в Баку открывается горская синагога, а в 1946 году – ашкеназско-грузинская.

В 1959 году, по данным Всесоюзной переписи населения, в Азербайджане проживало 29 716 ашкеназских евреев и около 13 000 горских и грузинских евреев.

60-е годы характеризовались отходом от традиций, что было следствием разрыва устоявшихся семейных и родовых связей. Город рос, и многие переселялись в отдаленные районы Баку. Если раньше все евреи жили в центре вокруг синагог, то теперь они были разбросаны по новым микрорайонам. Число смешанных браков увеличилось и, по некоторым данным, достигло 10–15%. Но в середине 60-х годов появляется интерес к собственной истории и культуре, возникают нелегальные кружки по изучению еврейской истории и традиций, а также подпольные курсы иврита.

В еврействе усиленно боролись две противоположные тенденции: к ассимиляции и к возрождению национального самосознания. Процесс шел с переменным успехом. В 1969 году, согласно Всесоюзной переписи населения, в Азербайджане проживало около 42 тысяч ашкеназских евреев. В 1972 году СССР разрешил репатриацию евреев в Израиль. Тонкой струйкой евреи двинулись в Землю обетованную. До 1979 года из Азербайджана выехало примерно три тысячи евреев.

Начавшаяся горбачевская перестройка привела к непредсказуемым результатам. Попытка реформировать Советский Союз привела к его распаду. Возникли новые государства, в числе которых оказался и Азербайджан.

Затем последовал конфликт в Нагорном Карабахе. Возникла проблема беженцев. В результате разрыва экономических связей с бывшими союзными республиками встали десятки заводов и фабрик. Десятки тысяч людей оказались без работы. К тому же власть теряла контроль над ситуацией в стране. В этой обстановке естественным процессом стала репатриация евреев в Израиль. В 1989 году, по результатам переписи населения, евреев-ашкенази в Азербайджане оставалось 31 тысяча.

Итак, евреи уезжают. В чем же причина?

На первоначальном этапе это было связано с политической нестабильностью, войной в Нагорном Карабахе и экономической разрухой.

Всплеск еврейской активности начался в 1987 году. Люди, казалось бы, забывшие свое историческое прошлое, вновь ощутили связь времен. В 1987 году в Советском Союзе открываются курсы по изучению иврита. Начинают действовать сионистские организации. Во всех организациях тесно сотрудничают представители ашкеназских, горских и грузинских евреев. Это были годы возрождения еврейского духа.

В 1990 году создается общество дружбы “Азербайджан–Израиль”, а также общество “Сохнут”. В вузах Азербайджана вводится спецкурс “язык Танаха”. Отделение иврита открывается на факультете востоковедения Бакинского государственного университета им. Расулзаде. В 1989 году по инициативе группы еврейской молодежи открывается клуб “Алеф”. Там начинают действовать постоянные курсы иврита, создается ассоциация иудаики и еврейской культуры, центр репатриации. Клуб “Алеф” поддерживал еврейскую воскресную школу “Алеф”. К сожалению, из-за нехватки финансирования в начале 1999 года школа была закрыта. Созданный в 1992 году Комитет ветеранов Великой Отечественной войны сплотил вокруг себя еврейских партизан, узников гетто и участников войны.

С 1990 года в Азербайджане существовала Корчаковская ассоциация, которая объединяла в своих рядах людей, разделявших идеи Януша Корчака. Многие представители азербайджанской интеллигенции были ее членами. К сожалению, после смерти в 1995 году ее основателя П. Калики эта организация прекратила свое существование. Ассоциация издавала ежеквартальный журнал “Корчаковец” и журнал “Шалом-шолем-шолуми”. Несколько номеров этого журнала имеется в национальной библиотеке в Иерусалиме. Таким образом, в Азербайджане евреи получали в результате демократизации практически неограниченные возможности для самореализации. Однако нестабильная политическая обстановка и экономический спад, возникший в результате перестройки и распада СССР, привели к оттоку еврейского населения в более благополучные страны.

В Азербайджане на сегодняшний день проживает около 26 тысяч евреев. Большинство из них являются жителями города Баку – политического и культурного центра нового государства. Евреи живут также в знаменитой Красной Слободе в районе города Кубы.

Еврейская община поддерживает тесные связи с еврейскими общинами США и Израиля. С 16 по 21 ноября 1998 года лидеры общин встречались с руководителями шести ведущих американских еврейских организаций. В 1999 году председатели еврейских общин: Беккер М., Ихиилов С., Палагашвили М. участвовали в 93-й ежегодной конференции Американского еврейского комитета и VI встрече лидеров еврейских общин. 23–24 августа 1999 года в Баку с визитом находилась делегация депутатов израильского кнессета (парламента), которая посетила Красную Слободу.

В заключение хочу отметить, что отъезд евреев из Азербайджана вызывает у азербайджанского народа чувство, которое обычно испытывают при потере близкого родственника. Многие сожалеют об этом, понимают вынужденность совершенного шага. Евреи, покидающие Азербайджан, помнят свою Родину, стараются помочь ей.

В последнее время отмечаются случаи возвращения евреев обратно. В связи с этим был принят новый закон о гражданстве и изменен порядок въезда и выезда. Азербайджан был и остается страной, где нет места антисемитизму и расовой дискриминации.

Как заявил президент Азербайджана Гейдар Алиев на встрече с руководителями еврейских общин 15 ноября 1998 года, “У нас этого явления нет, и мы его никогда не допустим. Это наша твердая позиция, и она остается незыблемой”.


1 Рафаэль Айзенберг. Выживание. Израиль и человечество. Иерусалим. 1995, стр. 63.

2 Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1988. Т.4, с. 319–320.

3 Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1976. Т.1, с. 57–58.

4 Я.М. Агарунов. Большая судьба маленького народа. Москва. 1995. С.23.

5 С.А. Плетнева. Хазары. Москва. 1976. С. 62.

6 Н.М. Карамзин. История государства Российского. Т.1, с.23.

7 И.С. Багирова. Политические партии и организации Азербайджана в начале XX века. Баку. 1997, с. 257.

8 Л. Полонский. Банкирский дом братьев Ротшильд в Баку. Баку. 1998, с. 25–28.

9 Л. Полонский. Банкирский дом братьев Ротшильд в Баку. Баку. 1998, с. 30.

10 Горские евреи даат. “Знание”. Иерусалим–Москва. 1999, с. 75.

11 Горские евреи даат. “Знание”. Иерусалим–Москва. 1999, с. 80.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL