АРМЯНЕ В КАЗАХСТАНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Дана МУКАНОВА-ХУРШУДЯН
Эдуард ХУРШУДЯН


Дана Муканова-Хуршудян, кандидат биологических наук, заместитель председателя Армяно-казахстанского общества дружбы

Эдуард Хуршудян, доктор исторических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Республике Казахстан и Кыргызской Республике


Вместо предисловия

Во второй половине XIX века интересы российской элиты и обострение англо-русских противоречий заставили царское самодержавие приступить к завоеванию Туркестана. Присоединив к России казахские степи, войска одновременно развивали продвижение через Каспий в глубь Средней Азии. Следует отметить, что в то время Закаспий не представлял экономической выгоды, но в стратегическом отношении вызывал большой интерес: он нужен был царскому правительству, для того чтобы вплотную подойти к Афганистану и Индии, где господствовала Великобритания. Колонизация Россией Средней Азии связала экономически отсталый край с несравненно более развитым капиталистическим хозяйством, ускорила рост товарно-денежных отношений. По ряду причин в процессе завоевания и последующего освоения Туркестана участвовали и армяне.

В 1867 году для управления присоединенной территорией было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, в которое входили Сырдарьинская, Закаспийская и Семиреченская области Казахстана.

В Туркестан потянулись русские, украинцы, поляки, евреи и представители других национальностей. Через Каспийское море группами двигались на восток и армяне. Зачастую они переселялись туда из регионов господства кыпчакского языка. Впоследствии знание тюркских языков помогало им устанавливать контакты с коренным населением. "Вместе с армянами, — писал в 1891 году в отчете царю начальник Закаспийской области А. Куропаткин1, — пришли с Кавказа персы, кавказские татары, грузины и прочие — все они шли по следам армян". Закаспийский край стал первым и главным очагом освоения армянами Туркестана.

Согласно многочисленным свидетельствам царской администрации и других источников, они играли особую роль в утверждении российских приоритетов в крае. Вместе с тем, по мере обоснования армян и в особенности усиления их роли в развитии внутреннего рынка, внешней торговли и промышленности, некоторые антиармянски настроенные высшие чины царской администрации все чаще выражали беспокойство усилением "роли армянского элемента". "Закаспийский край, — писал Куропаткин в Военное министерство, — оказался в 10 лет времени в значительной мере армянским углом". И далее, 5 декабря 1894 года, он же отмечал: "…я не признаю возможным допустить переселение даже небольшого числа армянских эмигрантов, так как армянский элемент в области представляется крайне опасным конкурентом для русского элемента. В 1890 году в области проживало 2 893 армянина и 4 815 русских. К 1 января 1894 года армян было 3 438 и русских 9 082, при общем количестве населения в 387 тыс. человек"2.

К началу 80-х годов XIX века армяне заняли прочные позиции во всех русских торговых факториях на восточном берегу Каспия. Войдя в область с русскими войсками, они строили здесь дома, лавки, караван-сараи; вскоре в их руках оказался основной объем поставок продовольствия и прочих товаров войскам. Заметную роль играли они и в развитии межнациональных отношений. В процессе освоения Туркестана одной из главных проблем был языковой барьер, отделявший русскую администрацию от местного тюркоязычного населения. И эту проблему решали переводчики, среди которых зачастую были армяне, хорошо знавшие кыпчакский язык.

Как свидетельствуют армяно-кыпчакские документы XVI и XVII веков, тюркоязычные армяне владели армяно-кыпчакским языком — одним из кыпчакско-половецких языков крымского ареала. Благодаря знанию крымско-татарского и турецкого, близких к их родному кыпчакскому, армяне часто привлекались как переводчики, консультанты, советники, посредники, сопровождающие и дипломаты.

Переводчиками при русских войсках они были уже в период подготовки и проведения военной кампании в Закаспии и продолжали играть эту роль в последующие десятилетия. "Переводчики при чинах военно-народного управления, — писал А. Куропаткин, — по преимуществу тоже армяне".

Кроме того, как подчеркивают архивные источники, армяне, хорошо владея тюркским и персидскими языками, легко вступали в контакты с коренным населением края, проникали даже в отдаленные пограничные укрепления, где завязывали с местными жителями не только торговые отношения. Например, известны факты, когда армяне, чтобы спасти от голода детей из казахских семей, усыновляли их. Право на усыновление были дано указом российского императора Александра Павловича от 18 июня 1808 года: можно было выкупать детей у местных бедных семей, испытывавших особую нужду.

После образования Закаспийской области армянские выходцы из Закавказья, русские переселенцы из России и персы из Ирана составили демографическую основу первых городских поселений европейского типа. В разные исторические периоды армяне появились и в тех городах, которые сегодня входят в состав Казахстана или связаны с ним исторически. Города Астрахань, Атырау (бывший Гурьев), Форт-Шевченко, Оренбург выросли на основе крепостей, постепенно утративших военно-стратегическое значение по мере расширения территории России. Уже в первой половине XIX века они становились центрами административного управления и торговых операций, к ним приписывали мещан, купцов и ремесленников.

Освоение западных земель

Из истории армян Мангышлака

В первые годы освоения Казахстана вместе с русским войском передвигались все возникшие вокруг селения. Буквально на пустом месте основывались военные лагеря или административные пункты, и на их базе возникали первые города. Такова и история рождения современного города Форт-Шевченко Мангышлакской области. В 1846 году на полуострове Мангышлак основали Новопетровское укрепление с тремя оборонительными башнями, которое стало царским форпостом России на Каспии (в 1857 году оно переименовано в Форт-Александровский). Его связь с внешним миром поддерживалась только морским путем, да и то лишь в период навигации, а с октября по апрель почтового и другого сообщения с материком не было. "Небольшая каменная церковь, комендантский дом, караульный дом, госпиталь и несколько каменных флигелей для помещения нижних чинов и офицеров — вот все, что находилось в крепости... — вспоминала дочь новопетровского коменданта И. Ускова. — Около крепости, под горой, несколько армянских лавок, а кругом голая степь и ни признака растительности".

Рядом с укреплением возник поселок Слободской — армянская слобода, в которой к 1 сентября 1874 года проживало 88 лиц армянской национальности3. Их община сформировалась преимущественно из купцов и ремесленников, имела старосту и свою национальную школу. В архиве сохранился рапорт (июнь 1878 г.) о решении Общества армянской слободы "построить школу за счет городской суммы армянского общества"4. Помимо астраханских армян, живших в слободе, торговлю вели и тифлисские армяне. Они поставляли продовольственные припасы, спирт, фураж для войск на Мангышлаке и для гарнизона форта.

В числе первых армянских поселенцев в Закаспии были и образованные люди, многие из которых поступали на государственную службу и принимали участие в торгово-экономической деятельности. Благодаря своему трудолюбию, предприимчивости, знанию языков, нравов и обычаев восточных народов армяне были своеобразными посредниками между европейским и азиатским, христианским и мусульманским населением. Особо следует отметить их активное участие в строительстве Закаспийской железной дороги, таможен и пограничных постов, церквей и мечетей, школ и больниц, частных домов и государственных учреждений. В Новопетровском укреплении была построена церковь, названная Петропавловской в честь апостолов Петра и Павла. По свидетельству местных историков, сотрудников музея, церковь построена армянами, на деньги армянских купцов. По архитектурному стилю она не является типично армянской, но по своему облику сродни армянской церкви святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, которую в свое время построили армянские купцы братья Лазаревы.

Церковь всегда играла важнейшую роль в жизни армян. И здесь, действуя совместно с армянским купечеством и интеллигенцией, она стала настоящим духовным стержнем национальной жизни общины. Все сколько-нибудь важные вопросы: брак, рождение, смерть, помощь бедным и беженцам, образование, связь с родиной — были сферой ее компетенции. В начале 90-х годов все духовные учреждения края находились в ведении Астраханской епархии. По сохранившимся свидетельствам, в 1852 году в укрепление приехал священник Астраханской армяно-григорианской церкви — Миней Мхитаров "…для исполнения христианских треб к жившим в укреплении армянам. Это был замечательно умный и образованный человек, не католик, а григорианец и говорил по-русски в совершенстве"5.

Из Закаспия миграция армян развивалась в глубь Средней Азии: в Чимкент, Мерв, Чарджуй, Самарканд, Ташкент и другие города. Первоначально пребывание армян в крае носило временный характер, однако очень скоро большая часть переселенцев осела прочно, перевезла семьи, обзавелась собственными домами.

Город-форпост Гурьев

Гурьев (ныне Атырау) основан в 1640 году для установления дипломатических и торговых отношений со странами Азии. Одновременно он должен был играть роль военно-стратегического центра колониальной политики царизма, направленной на захват земель вдоль реки Яик (Урал) и укрепление господства на Каспийском море. В конце 30-х годов XVII века, Московия отдает в откупное содержание рыболовные угодия Яика и воды Эмбы купеческой семье Гурьевых — выходцев из зажиточной ярославской посадской верхушки. Их богатство создано благодаря широким торговым операциям: они ездили и посылали своих агентов "в сибирские города, и в Казань, и в Астрахань, и за море со своими товарами"6.

В устье реки Яик промышляли рыбной ловлей, оттуда шла зернистая и паюсная икра, красная рыба. Для защиты от набегов кочевников, донских и яицких казаков в 1640 году Гурьевы возвели деревянный острог, получивший название Усть-Яицкий городок (будущий город Гурьев). Он и стал одним из первых русских поселений на территории Западного Казахстана. А строительство каменного города закончилось в 1662 году. В последнюю треть XVII века и в начале XVIII века Гурьев был крупной пограничной крепостью.

Первые сведения о торговых операциях в остроге относятся к 1643 году. На войсковой территории острога существовала Гурьевская ярмарка, на которую съезжались торговые люди со всей России, а также астраханские купцы. Для развития на нижнем Яике "заграничной" торговли с кочевыми народами прикаспийских степей в 1685 году в Гурьеве была создана таможенная застава. После добровольного присоединения Младшего жуза к России (1731 г.), торговля сыграла важную роль в становлении добрососедства и дружбы между народами Прикаспия. А коммерц-коллегия с 1734 года установила размер таможенных, кабацких сборов с Астрахани, Красного Яра и Гурьева в сумме 85 403 рублей 14 копеек и указала, что сбор этот будет осуществляться непосредственно на местах. Выделение Гурьева наравне с Астраханью, крупным по тому времени городом, подтверждает, что он также был торговым центром Прикаспия. В 1744 году по указу Сената в Гурьеве, на левом берегу Яика, открыли меновой двор, где торговали дважды в год — осенью и зимой. Казахи пригоняли скот, привозили сырую кожу, шерсть, мерлушку, а российские купцы — товары, необходимые степным жителям: хлеб, чай, табак, ткани. 5 января 1748 года казахи Младшего жуза (три тысяч кибиток) во главе с Исет-батыром прибыли к Гурьеву и обратились с просьбой разрешить им торговать с русскими и калмыками. Официальные власти не препятствовали в этом деле, так как считали, что когда казахи "в близости к русским крепостям кочуют, то спокойнее бывает и к предерзостям замыслов не имеют".

Проникновение товарно-денежных отношений в казахстанскую степь положительно сказывалось на развитии торговли российских купцов с казахами Зауралья. Данные переписи за 1897 год свидетельствуют, что в Гурьеве к тому времени проживало 9 322 человека. Роль города в низовьях реки Яик очевидна.

Развитие экономики в крае начинается с 60-х годов XIX века, когда в Закаспийской области стали вести поиск полезных ископаемых. В 90-х годах были открыты большие залежи нефти и различных руд, которые начали разрабатывать русские и армянские промышленники. Нефть встречалась на острове Челекен (с 1876 г.) и на горе Нефтедаг. "Нефтяная горячка", охватившая западную часть Закаспия, привлекла много пришлых людей, в том числе и состоятельных армян7.

В 1873 году армянский купец из Астрахани Н.И. Артемьев впервые организовал перевозку из Баку в Астрахань нефти и нефтяных остатков наливом в цистерны на морских судах. А.И. Манташев8 в 1899 году основал в Баку нефтепромышленное общество "А.И. Манташев и К°", он же состоял акционером "Товарищества нефтяного производства братьев Нобель", созданного в 1879 году. У А. Манташева было три брата, которые также входили в число крупнейших нефтепромышленников. Во всех волжских городах были представительства и пристани нобелевского предприятия. Товарищество даже построило свой город — в 1881 году у Астрахани, на правом берегу Волги, вырос крупный поселок, получивший название "Нобелевский городок". Здесь располагались пристани, цистерны для хранения керосина с подземными трубопроводами для подачи нефтепродуктов, механическими мастерскими и плавучим доком. Широко был известен и другой крупный нефтепромышленник-миллионер из армян С.Г. Лианозов9, создавший нефтяную компанию "Лианозов и К°".

Свои взоры нефтяные магнаты устремили и на Казахстан, где на Карачунгуле (Эмбинский, ныне Жылыойский район) в 1899 году забил первый нефтяной фонтан. Скважина подтвердила наличие промышленных запасов нефти в этой части недр Южной Эмбы. Затем начали промышленную разработку некоторых месторождений, в том числе Доссор и Макат, которые вступили в строй в начале XX века.

На первых порах добычу сконцентрировала в своих руках войсковая организация. Нефть поднимали из открытых колодцев, в незначительных количествах, поскольку ее сбыт был весьма ограничен. На промыслах работали специальные казачьи команды. Желая иметь от нефтедобычи хотя бы небольшой ежегодный доход, войсковая администрация Гурьева пыталась сдать ее в откупное содержание.

В 1911 году открыли крупное месторождение на Доссоре, куда устремились квалифицированные рабочие. Среди них были и армяне, имевшие опыт работы на промыслах Баку, Челекена и др. Так, в январе 1913 года управляющим промысла Доссор стал Самсон Апресов, которому выплачивали оклад 12 тысяч рублей в год10. Были среди армян и те, кто нанимался на короткие сроки поденщиками.

В 1912 году забил первый нефтяной фонтан на Макате в Эмбенской области. В табеле мастеровых и рабочих нефтепромышленного акционерного общества "Эмба-Каспий" промысла Макат за январь 1914 года встречаются фамилии армян, работавших служащими и временно-поденными: Хачатур Григорян, Саркис Нараслянц, Аршак Джамгаров, Аршак Айрапетов, Саак Мелкумов, Николай Хуршудов, Аветис Абрамянц, Вардан Дадоянц, Владимир Буниятов, Енок Гулиянц и другие. Всего более 18 человек11. Среди акционеров нефтепромышленного акционерного общества "Эмба-Каспий" 24 июня 1915 года упоминаются армяне З.А. Агамов и Г.А. Каспаров12. Условия труда на промыслах были чрезвычайно тяжелыми. Рабочий день длился 15—18 часов при полном отсутствии охраны труда. Большая часть работ оплачивалась поденно, что позволяло администрации держать нефтяников под постоянным страхом увольнения.

Первый нефтепровод от промысла Доссор до порта Ракуши, по которому эмбинскую нефть перекачивали к Каспийскому морю, был сдан в эксплуатацию в 1915 году. Далее нефтепродукты в деревянных бочках доставляли на каспийских и волжских судах. Однако после Февральской революции 1917 года в речном судоходстве произошли изменения, невольными участниками которых оказались и все волжские частные пароходства. В феврале 1918 года был издан декрет Ленина о полной национализации всех судов частных коммерческих пароходств. Так, "Самолетъ", "По Волге", "Кавказъ и Меркурiй", "Товарищество братьев Нобель" и многие-многие другие были закрыты. Перевозка нефти стала делом убыточным, и нефтепромышленники отказывались от нее. Последующие декреты о национализации компаний и промыслов, естественно, повлияли и на развитие нефтяной промышленности, в которой на некоторое время воцарилось затишье. Как свидетельствуют материалы Центрального государственного исторического архива (ЦГИА) Казахстана, начиная с 1918 года количество наемных рабочих из числа армян резко снижается, а с 1920-х годов их фамилии уже не встречаются в трудовых ведомостях. Такое положение дел сохранялось еще ряд лет.

С середины 30-х годов двадцатого столетия в нефтяной отрасли Казахстана вновь трудятся армяне — в качестве рабочих и служащих, а также на руководящих постах. В 1938—1943 годах управляющим треста "Эмбанефть" в городе Гурьеве был М. Хананян. С 1943 года заместителем секретаря Гурьевского обкома партии Казахстана по промышленности работал П. Мкртычев. С 1998 года Балыкшинским нефтепроводным управлением "Южнефтепровод" в Гурьеве руководит С. Сихчян.

Богатства региона осваивали постепенно, увеличивалась площадь геолого-поисковых и разведочных работ, рос объем добычи углеводородного сырья. В 30-х годах был построен магистральный нефтепровод Гурьев — Орск протяженностью около 900 км. За сравнительно короткий срок созданы новые нефтедобывающие центры: Кульсары, Каратон, Байчунас, Искине, Сагиз, Кошкар, Косчагыл, Шубаркудук и другие13. Разработка месторождений Мангышлака способствовала строительству нефтепроводов Узень — Макат — Куйбышев с ответвлением на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, а также Узень — Жетыбай — Актау, по которому нефть подают в порт Актау.

Армянская община

Этнокультурную историю армянского народа трудно представить себе без истории диаспоры, составляющей теперь более половины его общей численности. Исторически армянская диаспора — спюрк образовалась в результате национальных и религиозных преследований, массовых гонений и насильственного переселения из Армении. Эта вынужденная миграция была вызвана многочисленными войнами, которые пришлось пережить народу и в глубокой древности, и особенно в связи с арабским завоеванием (VII в.) и нашествиями тюрок-сельджуков (XI в.). Определенную роль в миграции играли также социально-экономические и культурные факторы. В связи с событиями в Закавказье, а также с разрушительным землетрясением в республике (декабрь 1988 г.) численность армян в разных районах СНГ значительно возросла, преимущественно за счет вынужденных мигрантов, в том числе беженцев.

В силу сложившихся исторических, экономических и политических причин они мигрировали из родных краев и в Центральную Азию. Многие попали в Туркестан как купцы, другие — как пленные. Во времена тоталитаризма армяне оказались среди репрессированных народов (1938—1949 гг.), насильственно перемещенных в Узбекистан, Туркмению, Казахстан14. Об этом свидетельствуют исторические источники.

Приблизительную картину о численности армян в Центральной Азии дает предлагаемая ниже таблица.

Т а б л и ц а

Численность армян, проживавших в Центральной Азии в1979—1999 гг. (тыс. человек)

Страна

1979*

1989**

1999***

Казахстан

14

19,1

25****

Кыргызстан

3

3,9

4

Узбекистан

42

50,5

55

Таджикистан

5

5,7

3

Туркменистан

27

3,8

80

* См.: Григорьянц В.Е. Армяне Средней Азии. Ереван, 1994. С. 34.

** По данным переписи населения бывшего СССР за 1989 год.

*** Danielian, Sharabkanian. Discover Armenia, Interactive Digest (compact-disc).

**** Армянское население Республики Казахстан, по официальным оценкам (данные Агентства статистики Казахстана за 1999 г.), составляет 14 758 человек. На самом деле численность общины, несомненно, больше. Как видно из таблицы, числа за тот же год (сведения, представленные М. Даниеляном) весьма расходятся. Точное число армян, живущих в Казахстане, не знает никто, поскольку многие из них официально не зарегистрированы.

1933—1980 годы

Первые поселения армян в Казахстане, как и во всей Центральной Азии, относятся к древним временам. Но их массовая миграция в эти края пришлась на первую половину ХХ века, что было вызвано геноцидом в Западной Армении и сталинскими репрессиями. Так, только в конце 1937 года 1 121 хозяйство армян и курдов переселили из Азербайджана и Армении в Казахстан15. Армяне мигрировали сюда и в годы освоения целинных земель, а также в 80—90-е годы, после известных событий в Закавказье (в основном из Баку, Карабаха, Зангезура).

В Казахстане, как и в других странах, они объединены в общину, которая в рамках этнической группы позволяет сохранять национальный облик, быт, традиции и нравы, родной язык, веру, историю и культуру. На протяжении многих веков она играет значимую роль в развитии этого края. Следует отметить, что история армянской диаспоры Казахстана — белое пятно в историографии армянских диаспор мира. В связи с этим посольство Армении в Алматы готовит к изданию книгу "Армяне Казахстана", которая расскажет об истории возникновения диаспоры в регионе и будет содержать сведения о наиболее активных представителях общины.

Многие армяне оставили свой яркий след в истории развития и в повышении благосостояния Казахстана. Среди них особое место занимает славное имя Левона Мирзояна. В 1933—1938 годах он был руководителем республики. По решению президента страны Нурсултана Назарбаева, учитывая заслуги Левона Мирзояна и по случаю 100-летия со дня его рождения, в ноябре — декабре 1997 года были проведены мероприятия по увековечению его памяти. В Актюбинске установлен его бюст, а именем Мирзояна названы площадь и улица.

О том, что этого человека помнят и любят в Казахстане, свидетельствуют воспоминания казахстанцев — соратников и участников тех далеких событий. Народный артист Казахстана Курманбек Джандарбеков писал: "... пока будут действовать основанные им очаги искусства, красивые города, шахты, заводы, улицы, вечные горы, пока будет мой народ, он не будет забыт. Мирзаджан (так с любовью казахи называли его — Авт.), ты в наших душах и в нашей истории. Когда вернетесь в Армению, поклонитесь той земле, которая для моего народа породила сына Левона".

В годы советской власти армяне Казахстана — одно из наиболее "уживчивых" национальных меньшинств. Они поддерживали одинаково добрые отношения с представителями коренного населения, русскими, украинцами, евреями и другими этническими группами. В 60—80-х годах армянская община дала Казахстану целую плеяду руководителей всех уровней, работавших в различных областях государственной, производственной и общественной жизни.

Среди выдающихся деятелей республики наиболее известными были: Георгий Аракелов — заместитель министра связи; Артем Вартанян — заместитель министра цветной металлургии, первый заместитель председателя Совета Министров Казахской ССР (1966—1975); Евгений Ежиков-Бабаханов — заместитель министра монтажных и специальных строительных работ; Михаил Тер-Вартанов — первый заместитель министра автомобильных дорог.

Гордостью армянской общины являются также два Героя Советского Союза, шесть Героев Социалистического Труда, член-корреспондент Академии наук республики, шесть лауреатов Государственных премий СССР и КазССР, лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженные деятели науки и техники, культуры и искусства, заслуженные строители и работники сельского хозяйства, народные артисты, более 15 докторов наук. Они, а также другие их братья по крови создавали предпосылки для достойной жизни последующих поколений армян, которые сегодня зовут Казахстан своим домом.

Современная жизнь

Казахстан — большая многонациональная республика, на ее территории вместе с казахами под мирным небом живут представители более 100 национальностей. С провозглашением независимости суверенная страна стремится обеспечить необходимые условия для реализации интересов всех этнических групп. Председатели армянских общин Алматы и Кустаная — постоянные представители в Ассамблее народов Казахстана, которая действует как совещательный орган при президенте республики и способствует развитию этнической самобытности населяющих ее народов. Армянская община — неотделимая часть народа Казахстана с равными правами и обязанностями.

Диаспора в настоящее время насчитывает 20—25 тысяч человек. В крупных городах зарегистрировано девять ее национально-культурных центров. Общины проводят мероприятия, посвященные событиям и памятным датам национальной истории. Воскресные армянские школы действуют в Алматы, Актюбинске, Павлодаре, Кустанае. Наибольшая по численности община (3—3,5 тысяч человек) проживает в Алматы. Ей выделили земельный участок под строительство церкви. Однако из-за отсутствия средств строительство еще не начато.

Сегодня армяне, живущие в республике, работают так же плодотворно, как и их деды и прадеды. Среди них есть крупные ученые и педагоги, производственники и бизнесмены, работники науки и высшей школы, известные представители культуры и искусства. Некоторые члены общины блистают в традиционных сферах, например в виноделии, а также в банковском деле и журналистике. В маслихаты республики избраны три депутата армянской национальности.

Несмотря на географическую удаленность от Армении и отсутствие прямого воздушного сообщения с ней, многие армяне поддерживают тесные контакты с родственниками и друзьями, оставшимися на родине. На официальном уровне связи осуществляются через посольство Республики Армения в Алматы — дипломатические отношения между этими странами установлены 27 августа 1992 года.

В сентябре 1999 года президент Армении Роберт Кочарян в рамках официального визита посетил Астану, где встретился с представителями диаспоры. Позднее от имени президента посол Армении подарил общине г. Алматы национальные музыкальные инструменты, книги, видео- и аудиоматериалы об исторической родине.

9 февраля 2001 года посол Армении в Казахстане г-н Эдуард Хуршудян провел совещание с представителями армянских общин республики. На совещании обсуждались возможности объединить усилия армянских общин региона в деле сохранения национальной культуры, языка и традиций, а также укрепить связи с исторической родиной, решались и другие проблемы. Представители общин поделились информацией о национально-культурной жизни армян, отметили определенные трудности с обучением армянскому языку в воскресных национальных школах: не хватает книг, методических пособий на родном языке. Община искренне благодарна всем, кто оказывает ей помощь.

На совещании принято решение проводить подобные встречи регулярно, создать объединенный информационно-аналитический центр, обмениваться информацией о положении в Армении, в регионе и т.д. Кроме того, были согласованы основные мероприятия по празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства в качестве государственной религии. В связи с этой датой планируется организовать фотовыставки и выставки рисунков об Армении, посадить деревья, издать документальные материалы о Л.И. Мирзояне, организовать концерты и театрализованные представления творческих коллективов, открыть и освятить хачкары в Алматы и Астане.

Пройдя через неимоверные трудности и лишения, армянский народ ценою жизни своих сыновей и дочерей выстоял, возродился и входит в XXI век, устремленный в будущее, генетически и духовно обогащенный трудным и богатым наследием исторической памяти.

Граждане армянского происхождения живут и успешно работают в Казахстане. Они играют важную роль в жизни государства и вносят свой достойный вклад в его развитие и процветание. Их роль в этом процессе незаменима.


1Александр Николаевич Куропаткин (1848—1925) — командующий войсками Закаспийской области в 1890—1898 годах.

2ЦГИА Туркменистана, ф. I, оп. 2, д. 8773, л. 1, 2.

3ЦГИА РК, ф. 85, оп. 1, д. 87, св. 5. Сведения о торговцах при Форте Александровском, с 1 мая по 1 сентября 1874 года.

4ЦГИА РК, ф. 85, оп. 1, д. 178, св. 8.

5Казачий вестник, 1884, № 54.

6Торговый чиновник гостиной сотни Гурий Назарьев (от имени которого и произошло название города) и его сыновья Михаил, Иван, Андрей были одними из первых представителей зарождавшейся в России в XVII веке торгово-промышленной буржуазии и первыми начали промысловую эксплуатацию богатств Яика и Эмбы.

7 См.: Григорьянц А.А. Армяне в Средней Азии. Ереван, 1984. С. 37.

8Манташевы — российские предприниматели, из армян. Манташев Александр Иванович (1849—1911) — купец, крупный нефтепромышленник.

9Степан Георгиевич Лианозов (1872—1951) — российский предприниматель армянского происхождения, нефтепромышленник, общественный деятель, один из руководителей русской генеральной нефтяной компании "Ойль", член Торгово-промышленного и финансового союза. После Октябрьской революции эмигрировал в Париж.

10ЦГИА РК, ф. 679, оп. 1, д. 17, 22.

11ЦГИА РК, ф. 695, оп. 1, д. 132; ф. 679, оп. 1, д. 19.

12ЦГИА РК, ф. 679, оп. 1, д. 98.

13[http://rgu.narod.ru/kazakhstan/trnprt.htm].

14[http://www.repatriate.crimea.com/history_deport_arm.html].

15См.: Совет народных комиссаров Союза ССР товарищу Микояну. 20 ноября 1938 года // Ориент, 1994, № 6. С. 150.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL