КАЗАХСТАН: РЕЛИГИИ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Сапар Али БЕЙБИТ
Мухамед-Канафия БАРБАСОВ


Сапар Али Бейбит, профессор, проректор Казахского института исламоведения (Алматы, Казахстан)

Мухамед-Канафия Барбасов, кандидат экономических наук, религиовед (Алматы, Казахстан)


Современный Казахстан — демократическое, светское, правовое государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Конституция страны гарантирует каждому ее гражданину свободу совести, вероисповедания, но не допускает пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную или другую ненависть и вражду. Однако в республике не определены статус, сфера и границы влияния религии на повседневную жизнь общества, не разработаны механизмы государственного мониторинга межконфессиональных отношений, влияющих на сохранение гражданского мира, спокойствия и веротерпимости.

В этих целях важны анализ состояния и перспектив развития казахстанского общества, места и роли религии в его жизни, специфики социальных изменений, а также изучение мирового опыта в данной сфере.

Религии в современном Казахстане

История человечества сопряжена с динамикой верований и религий, удовлетворяющих потребности духа и разума людей. Религия1 формирует определенную совокупность их взглядов на мир в целом, на место отдельной личности в этом мире, понимание и оценку окружающей действительности.

Религия направляет человека, раскрывает неведомые ранее возможности здравого мышления и праведного поведения, открывает широкие горизонты истины и добра, помогает познать самого себя, свое место и предназначение, мироздание и его сотворение. Она удовлетворяет духовные и умеряет материальные запросы, помогает избавиться от психологических затруднений и комплексов, возвышает благородные устремления человека, раскрывает тайны жизни и природы, учит правильно их толковать, различать добро и зло, очищает дух от скверны, освобождает разум от сомнений, укрепляет характер, корректирует мышление и убеждения людей.

Религия воспитывает человека, учит его надежде и терпению, правдивости, любви и добру, смелости и стойкости, всему тому, что называется праведной жизнью, оберегает человека от страха, душевных терзаний и духовных потерь, дает ему мир и душевный покой, наполняет смыслом его жизнь.

Безусловно, религия призвана стать основой подъема духовности в обществе, всемерного улучшения его нравственного климата, что будет способствовать вытеснению негативных явлений современности, укреплению мира и общественного согласия.

В Казахстане проживает более 120 больших и малых по численности народов, которые традиционно идентифицируются с различными вероисповеданиями. Всех их объединяет не только территория, государство, экономические и социальные интересы, но и множество общих черт в происхождении, языке, культуре, традициях и обычаях. Кроме того, много общего в их религиозных учениях и ценностях. Абсолютное большинство жителей страны составляют казахи, другие тюркские и славянские народы, традиционными религиями которых являются ислам и православие.

Мусульманство способствовало формированию из многочисленных тюркских племен и родов коренной нации этой земли — казахов. Именно ислам служил фактором их объединения, оказал глубокое воздействие на культуру казахского народа еще в процессе его становления, всесторонне отразившись в языке, психологии, менталитете и жизненных представлениях, и за многие века стал неотъемлемой частью жизни казахской нации.

Известно отношение ислама к последователям иудаизма и христианства. По исламу, последователей этих трех религий гораздо большее объединяет, чем разъединяет, ибо все они восходят к Ибрахиму (Аврааму), от которого и ведут свое начало, свои монотеистические традиции. Ислам считает иудаизм и христианство родственными религиями и категорически запрещает своим последователям обвинять иудеев и христиан в неверии, предписывает особо уважительное к ним отношение, запрещает вести с ними споры по религиозным вопросам. Они могут оспаривать первенство лишь в одном — в совершении добрых дел! По догматике ислама благочестие для мусульманина заключается, помимо прочего, и в том, чтобы верить искренне во все Писания, которые были до Корана, и в Пророков, которые были до пророка Мухаммада. Ислам признает истинность оригиналов и Торы, и Псалмов, и Евангелия. Таким образом, тот прочный духовный и нравственный потенциал, который накоплен указанными религиозными учениями в Казахстане, может и должен быть использован для гуманизации общественной жизни и консолидации населения страны.

Чтя положения Корана, мусульмане с великим уважением относятся к православию, всегда помнят о его огромном влиянии на культуру русского и других славянских народов.

Православие — самостоятельное направление христианской церкви. Однако у него нет единого центра: сегодня в мире действует около 20 автокефальных православных церквей. Объявила свою самостоятельность и Украинская Православная Церковь. Все это актуализирует данную проблему и для Казахстанской Православной Церкви, которая до настоящего времени организационно подчинена Московской Патриархии.

Народы нашей республики в основном отождествляют религиозную принадлежность с национальностью человека, а религиозный вопрос в равной степени затрагивает всех людей — независимо от их убеждений и отношения к вере. Об этом необходимо помнить при обсуждении перспектив развития межнациональных отношений. А в процессе реализации национальной и религиозной политики центральные и местные органы власти должны учитывать и специфику расселения народов, многонациональный и поликонфессиональный характер каждой области, так как мононациональных территорий в республике не существует.

Однако сегодня религия не реализует свою миссию до конца, используются далеко не все возможности основных религиозных учений, распространенных в Казахстане, — ислама и православия.

Гражданский мир в нашей стране, развитие экономики, стабильная общественно-политическая обстановка, состояние межнациональных и межрелигиозных отношений обусловлены множеством факторов. Вместе с тем ситуация может стать менее зависимой от разного рода националистических, шовинистических, псевдопатриотических сил и политических спекуляций, если будет налажен постоянный многоплановый и многоуровневый диалог между верующими и духовенством в первую очередь двух основных религий. Этот диалог должен строиться на принципах равноправия всех религий в нашем обществе, признании обеими конфессиями близости основных аспектов вероучения и этических ценностей ислама и православия, общности исторических судеб и интересов их последователей. Именно такую позицию следует повсеместно разъяснять среди мусульман и православных христиан.

Уникальность положения в религиозно-духовной сфере казахстанского общества унифицирует в этом вопросе значение государства и выводит его на роль "третьей стороны" в межконфессиональных отношениях. Таким образом, для организации диалога и координации такой деятельности необходим компетентный и полномочный государственный орган, который в своей работе должен опираться на возможности ученых-теологов, социологов, юристов, авторитетных религиозных деятелей основных конфессий, на все здоровые силы общества. Эта миссия неоценима, ибо от гармоничности отношений между религиозными конфессиями, от преодоления имеющихся в этой области трудностей зависит прочность казахстанской государственности, благополучие граждан и будущее страны.

Особенности религиозной ситуации

В республике ныне насчитывается свыше 2 500 религиозных объединений, представляющих около 50 конфессий и религиозных течений, а посему довольно трудно объективно оценить религиозную ситуацию в стране. Хотя законодательно государство и отделило себя от религиозных организаций, оно довольно часто поддерживает отдельные конфессии, грубо вмешивается в деятельность иных религиозных структур.

По оценочным данным, в стране проживает более 10 млн мусульман (около 70% ее населения), представителей 29 этносов. Ведущим течением ислама, исповедуемого на территории современного Казахстана уже более 1 300 лет, является суннизм ханафитского мазхаба, приверженцами которого стали в основном казахи, узбеки, уйгуры, татары, дунгане и другие народы республики. Среди верующих мусульман других национальностей распространен суннизм шафиитского и ханбалитского мазхаба.

В 1990 году было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК)2, началось возрождение структур традиционного ислама: верующим возвращают культовые здания, восстанавливают старые и строят новые мечети, открывают исламские духовные школы и т.д. При многих мечетях действуют курсы начального духовного образования, есть несколько медресе, верующих направляют на учебу в мусульманские страны, издаются газеты и журналы, однако из-за слабой издательской базы духовную литературу по исламу в основном привозят из России, Турции, Пакистана, Саудовской Аравии и Египта.

По данным ДУМК, из 5 000 мечетей, находящихся на территории республики, организационно ему подчинены только около 1 300. А большое число мечетей, находящихся вне его сферы, отражает несогласие мусульманских общин Казахстана со стратегией и тактикой руководства Духовного управления. Ряд положений его устава, зарегистрированного в 1996 году, не соответствует законодательству и практике отношений в мусульманской общине. Например, избрание главы и новых членов ДУМК, ежегодные утверждения направлений деятельности, отчетов исполнительных и контролирующих органов, а также право вносить изменения в устав не являются исключительной компетенцией его высшего органа — курултая (съезда, шуры) авторитетных делегаций мусульманских общин. Кроме того, не функционирует Совет ДУМК — его рабочий орган, который должен осуществлять общинную деятельность в период между курултаями.

Православие — второе по численности верующих религиозное направление. Его исповедует около 3 млн казахстанцев, в основном русские, украинцы и белорусы. Русская Православная Церковь (РПЦ) имеет в Казахстане более 200 приходов. По решению Священного Синода РПЦ (г. Москва) в 1991 году они разделены по трем епархиальным управлениям: Астанайско-Алматинскому, Шымкентскому и Уральскому. Священнослужителей для Казахстана готовят в духовном училище, открытом в г. Алматы, и духовных учебных заведениях РПЦ в других странах СНГ. Русская Православная Церковь издает ежемесячные газеты — "Свет Православия в Казахстане" и "Веди", активно строит церкви и молитвенные дома, реставрирует старые культовые здания. Практически во всех церквах и молитвенных домах открыты церковно-приходские школы по изучению основ Православия.

В последнее время пытается громче заявить о себе "Русская православная церковь за рубежом", образованная в 1921 году русской церковной эмиграцией, которая в свое время осудила сотрудничество руководства РПЦ с советской властью. Однако в государственной регистрации этой общине отказано, так как в ее устав включены политические требования, в частности декларируется необходимость борьбы против "безбожной власти в России".

В регионах функционируют отдельные нелегальные подпольные группы верующих "истинно-православной церкви", возникшей в большевистской России в 20-х годах минувшего столетия. Эта церковь признает догматику и обряды Православия, проповедует идею о восстановлении царской монархии на территории всей бывшей российской империи.

Действуют и старообрядческие христианские общины беглопоповцев, беспоповцев, ильинцев и последователей белокриницкого согласия, которое именует себя "Русской Православной Старообрядческой Церковью" во главе с митрополитом Московским и всея Руси Алимпием.

Известная толерантность казахского народа к евреям (в отличие от отношения к ним в европейской части советской империи) предопределила их массовый приток в Казахстан. На территории республики официально представлены ортодоксальная, реформистская и консервативная ветви современного иудаизма, действуют четыре синагоги — две в г. Алматы и по одной в г. Шымкенте и в г. Кзыл-Орде. Во всех областных центрах имеются еврейские воскресные школы. Однако количество верующих иудеев в Казахстане постоянно сокращается, что вызвано общей эмиграцией евреев из стран СНГ.

На территории республики религиозной деятельностью, выпуском печатной агитационной, просвещенческой, религиозной продукции занимаются не только традиционные в нашей стране ислам и православие, но и представители нетрадиционных, новых для нас конфессий. Не поддается оценке деятельность никем и нигде не зарегистрированных религиозных организаций, представляющих различные миссионерские религиозные течения, секты и духовные школы. Многие из них не регистрируются в качестве религиозных, а функционируют как учебные центры, группы оздоровления, коммерческие организации. Также не поддается учету и контролю их финансовое состояние, не анализируется влияние этих сект на религиозную ситуацию в стране, пропагандистское воздействие на умы и души людей. Государство должно в законодательном порядке регламентировать деятельность всех официально зарегистрированных религиозных организаций, а подпольных — нещадно пресекать.

В росте влияния юридически не зарегистрированных, нетрадиционных для Казахстана конфессий главная роль принадлежит миссионерству, зарубежным валютным вливаниям на эти цели, непрогнозируемая и опасная по своим последствиям игра на религиозной демократичности. А отсутствие у государства информации о целях и задачах миссионеров, как и научно обоснованных прогнозов последствий деятельности этих сект, только накаляет обстановку. Следует отметить, что миссионерская экспансия наблюдается во всех странах СНГ, а различные нетрадиционные конфессии, цель которых — расширить свое влияние и увеличить число последователей, повсюду проявляют чрезмерную независимость. Они находят благодатную почву в казахстанском обществе, так как в нынешних социально-экономических условиях, при коррупции и вседозволенности определенных лиц, население республики разочаровано деятельностью официальной администрации. Определенная часть жителей страны "попадает на крючок" различных миссионеров, которые "приманивают" людей щедрыми зарубежными субсидиями. А обездоленные люди таким образом бросают вызов нынешней государственной действительности.

В такой ситуации необходим срочный объективный анализ религиозной обстановки в стране, к которому следует привлечь ученых, теологов и духовных служителей исторически традиционных в Казахстане религий.

В целом религиозная ситуация в республике тесно связана с ее общим экономическим, социальным и политическим положением. Мировой опыт свидетельствует, что ухудшение положения в этих сферах жизни способствует росту напряженности не только в отношениях между различными конфессиями, но может угрожать миру и согласию в межнациональных отношениях.

Государство и религии: сферы сотрудничества

В понятии "светское государство" заложен сам характер отношений между государством и религиозными объединениями. Так, правовыми актами республики предусмотрено, что никто не должен подвергаться принуждению, ущемляющему его свободу вероисповедания. Вместе с тем законы многих светских стран о праве и свободе исповедовать религию и отправлять религиозные действия все же несколько ограничивают эту сферу жизни своих граждан. Эти ограничения соответствуют Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому в декабре 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН. В этом документе, в частности, говорится, что свобода исповедовать религию или убеждения подлежит ограничениям в рамках, установленных законом и необходимых "для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц" (ч. 3, ст. 18). Так, в уголовном праве многих государств содержатся положения, согласно которым преследуется по закону организация религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или иными посягательствами на их личность или права, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, совершению иных противоправных действий, а также руководство такими объединениями. Подобные религиозные объединения лишены возможности участвовать во всех сферах жизни общества.

Светские европейские государства, в большинстве случаев являющиеся мононациональными и одновременно поликонфессиональными (как правило, в рамках христианства), активно взаимодействуют с религиозными организациями, строго контролируют межрелигиозные отношения, категорически выступают против негативных высказываний в адрес последователей той или иной религии и ее вероучения в средствах массовой информации. Здесь государство выступает регулятором религиозной жизни через законодательное определение порядка функционирования религиозных объединений и форм мониторинга их деятельности. Государство не только обеспечивает мирное сосуществование последователей различных религий, но и поддерживает постоянный диалог между ними: организует семинары, конференции, научные изыскания в этой сфере и т.д. Именно государство содержит научные учреждения в области религиоведения, обеспечивающие научный фундамент для диалога религий и культур.

В Испании, например, ни одно вероисповедание не является государственной религией, но в то же время власти учитывают религиозные верования общества, сотрудничают с католической церковью и другими религиозными объединениями.

В Италии религиозная жизнь общества опирается на католическую церковь, ее высокий авторитет зафиксирован в конституции республики. Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, религиозные исповедания равно свободны перед законом, но деятельность религиозных организаций не должна противоречить итальянскому праву.

В то же время в ряде стран определенная религия признается государственной. Так, в Израиле это иудаизм, официальное положение англиканской церкви законодательно закреплено в Великобритании, а лютеранской — в скандинавских государствах.

Известны и государства, например США, полностью устраняющиеся от решения этого вопроса, отдав религиозную жизнь "на откуп" религиозным организациям. Но при этом государство строго контролирует соблюдение принципов полного отделения церкви от государства и школы, стоит на страже прав граждан на свободу совести.

Применительно же к Казахстану очевидно, что с учетом обозначенных выше и иных особенностей, а также во имя сохранения мира, спокойствия и веротерпимости в многонациональной и поликонфессиональной стране именно государство должно вести постоянное наблюдение за межконфессиональными отношениями. Законодательство республики не связано с нормами религии, а акты религиозных объединений не могут быть источниками права. Поэтому отправление культовых церемоний, обрядов и другие мероприятия, связанные с вероучением, не могут проводиться в государственных органах, сопровождать государственную деятельность, а религиозные объединения не вправе вмешиваться в дела государственных органов, выполнять государственные функции, заниматься политической деятельностью. Кроме того, в республике запрещено создавать политические партии на религиозной основе.

Казахстанское государство, уважая внутренние установления религиозных объединений и предоставляя им возможность действовать на основе религиозных канонов, признавая их право на организацию и управление в соответствии с религиозными правилами, не финансирует их и не вмешивается в их деятельность, но способствует реализации конституционных прав граждан на свободу совести. Учитывая, что верующие и религиозные объединения — неотъемлемая часть духовно-социальной структуры общества, государство сотрудничает с ними в благотворительной, гуманитарной, культурно-просветительской сферах, обращается к ним при решении проблем бездуховности, борьбы против алкоголизма, наркомании и преступности, а также для формирования здорового образа жизни, укрепления семейных отношений, создания духовного и нравственного потенциала общества. Государство обеспечивает возможность представителям религиозных объединений совершать религиозные обряды, иную не запрещенную религиозную деятельность в тюрьмах, колониях, исправительно-трудовых учреждениях, воинских частях, медицинских учреждениях.

Однако, на наш взгляд, совершенно неправильно, что государство фактически отошло от регулирования религиозного вопроса, а Совет по связям с религиозными объединениями при правительстве республики Казахстан не наделен полномочиями для решения накопившихся проблем в религиозной сфере. В многонациональном и поликонфессиональном Казахстане именно государство должно регулировать межрелигиозные отношения, а для сохранения социально-политической стабильности общества, обеспечения межконфессиональной веротерпимости, предупреждения проявлений религиозного экстремизма деятельность религиозных организаций следует разрешать только после их обязательной регистрации в установленном законом порядке.

Система образования — один из важнейших вопросов сферы деятельности религиозных объединений. Очевидно, что образовательная школа должна учитывать многонациональный и поликонфессиональный характер страны, администрация и педагогический состав учреждений образования обязаны уважать религиозные чувства учащихся, воспитанников и их родителей. Именно школе принадлежит главная роль в воспитании терпимости в национальном и религиозном вопросе. В светской системе образования запрещено преподавание религиозных дисциплин в теологической направленности, а лишь в религиоведческой и культуроведческой — без совершения религиозных обрядов. Только в религиозных объединениях изучение религиозных дисциплин может быть обязательным. Религиозные объединения имеют право создавать воскресные школы, различные курсы и т.д., направлять учащихся и воспитанников в учебные заведения других стран. Однако законом запрещено принудительное привлечение людей, включая детей, к религии.

Еще один важнейший вопрос взаимодействия государства с религиями — проблемы религиозного экстремизма и международного терроризма. Сегодня терроризм все чаще прикрывается религиозными лозунгами. В такой ситуации очень важно отделять его от религии. Остается только сожалеть, когда некоторые средства массовой информации умышленно представляют одну из религий в качестве идеологии, несущей фанатизм, нетерпимость к инаковерующим, утверждают, что она порождает войны, терроризм и экстремизм. Например, вспоминая об исламе лишь в связи с различными террористическими актами, эти СМИ фактически формируют негативное отношение к мусульманам вообще. Однако те же СМИ не называют "христианским" терроризм и экстремизм в Северной Ирландии или "иудейским террористом" убийцу премьер-министра Израиля. Мировая печать, включая и казахстанскую, пестрит заголовками об "исламском терроризме". Таким образом умышленно искажаются истины религии, имеющей в Казахстане наибольшее число приверженцев. Ведь в исламе нет призывов к насилию или ненависти, он отвергает принуждение к вере и миссионерство как способ приумножения количества верующих.

Любое прикрытие экстремизма и терроризма знаменем ислама антирелигиозно по своей сути. Ислам несет в себе человеколюбие, милосердие и благородство, доброделание и справедливость, смирение и терпимость, ответственность и умеренность, усердие и отзывчивость. Ислам — религия терпимости к иным верам, обычаям, традициям, религия братства всех народов, как единого творения Создателя. Поэтому истинный мусульманин дружелюбно относится к немусульманам, к представителям всех народов, ибо по учению ислама наличие множества народов соответствует воле Создателя.

Современный мир таков, что различные политические силы "эксплуатируют" религию для захвата власти. При этом безнравственно используются религиозные лозунги, "политизируется" сама религия.

Сегодня многим очевидно, что терроризм нельзя связывать с какой-то одной религией или народом: подобный подход неминуемо приведет к эскалации напряженности во всем мире. Именно из этого следует исходить при выборе путей противодействия международному терроризму и экстремизму.

В целом, нам известны причины, по которым исламский мир пытаются представить в роли врага всего цивилизованного человечества. Боязнь того, что ислам может объединиться с антиглобалистским левым движением, приводит в ужас потенциальную "олигархию", еще не ставшую мировым правительством, но стремящуюся к этому.

Сегодняшние реалии требуют объективного и взвешенного анализа религиозной ситуации. Прежде всего необходимо четко различать каноны истинной религии от использования религиозных лозунгов в борьбе за политическую власть, выявлять причины и вести поиск источников политизации религии. Религиозные чувства могут стать оружием, если их начинают использовать в политической борьбе, произвольно трактуя духовные основы и главные ценности той или иной религии. Не все люди, включая верующих, способны самостоятельно разобраться в хитроумных намерениях современных "политических технологов", "глобализаторов цивилизации", "борцов за чистоту веры". Поэтому для сохранения мира и спокойствия необходимо консолидированное сотрудничество государства, религиозных объединений, ученых-теологов, социологов и других общественных деятелей республики.

Негативные явления находят благодатную для себя почву там, где из-за роста безработицы, тупиковой экономической ситуации ухудшается социальное положение населения, происходит люмпенизация масс. Это актуально и для Казахстана, где необходимы эффективные решения по социальным проблемам, по искоренению метастаз коррупции. А главная задача государства — формирование целостной идеологической платформы по всем актуальным вопросам современности, которая направила бы все здоровые силы казахстанского общества на сохранение мира и спокойствия.

Государственные структуры и религиозные объединения

Таким образом, на наш взгляд, в условиях Казахстана государство обязано активно взаимодействовать с религиозными организациями, держать под контролем взаимоотношения между разными религиями, стимулировать работу научных учреждений, которые ведут исследования в религиоведении, подводят научный фундамент под диалог религий и культур, привлекать к решению проблем представителей ведущих конфессий и авторитетных религиозных деятелей других вероисповеданий, а также ученых-теологов, историков религии, юристов, социологов и других специалистов.

Вряд ли весь этот комплекс непростых вопросов сегодня способен решить Совет по связям с религиозными объединениями, созданный при правительстве республики: у него нет на то необходимых полномочий и возможностей. Поэтому необходимо учредить полномочный государственный орган по вопросам религий и открыть его подразделения в областных и районных центрах, городах республиканского подчинения. Эта структура будет курировать деятельность религиозных конфессий, сотрудничать с религиозными объединениями, оперативно решать текущие проблемы, эффективно использовать в интересах общества огромный духовный потенциал религии, организовывать постоянный и целенаправленный диалог между представителями различных конфессий.

Для постоянного наблюдения и систематического изучения условий реализации свободы вероисповедания, регулярного выявления тенденций развития отношений между конфессиями и воспроизведения целостной картины религиозной ситуации как в отдельных регионах, так и в масштабе всей страны такой центральный государственный орган должен наладить систему мониторинга религиозных процессов. Этой структуре необходимо будет координировать поиск, обработку и анализ информации, поступающей из всех регионов страны, и на этой основе создавать научно обоснованные, политически взвешенные практические рекомендации центральным и региональным государственным органам. К ее работе необходимо привлекать квалифицированных ученых-теологов, религиоведов, правоведов, социологов, прогрессивных религиозных и общественных деятелей.

Для реализации таких общегосударственных программ необходима соответствующая религиоведческая подготовка государственных служащих и представителей интеллигенции. За последние 10 лет практически ликвидирована вся научно-просветительская сеть, что наряду с активизацией неведомых ранее миссионерских сект привело к совершенно новой ситуации в сфере формирования мировоззрения и социально-культурных ценностей общества.

Нынешняя система профессиональной, мировоззренческой подготовки и повышения квалификации государственных служащих далека от совершенства. Академия государственной службы, созданная при администрации президента республики, готовит служащих только для высших эшелонов власти, а курсы подготовки, функционирующие в Алматы и Шымкенте, не могут охватить обучением управленческие кадры и актив сельской местности, где проживают около 49% казахстанцев.

На наш взгляд, в общеобразовательной школе, в высших и специальных учебных заведениях, в Академии государственной службы, на курсах подготовки и повышения квалификации государственных служащих необходимо ввести дисциплины по основам религиоведения и международному опыту межконфессиональных взаимоотношений. Для реализации этой задачи следует привлечь ведущих ученых-теологов, способных подготовить высококачественную как по форме, так и по содержанию учебно-методическую, научную, научно-популярную литературу, а также материалы на бумажных и электронных носителях, организовать популярные просветительские теле- и радиопередачи по религиозным вопросам.

Как проводники управленческих решений, представители центральных и местных государственных органов, выпускники учебных заведений, ознакомленные с историей религий, овладевшие основами религиоведения и международным опытом работы в области межконфессиональных взаимоотношений, будут носителями идей религиозной терпимости, демократических форм межэтнических взаимоотношений, приверженцами справедливой системы управления общественными делами в этих сферах.

Другая важная составляющая пропаганды государственной политики в области религий — средства массовой информации, призванные воспитывать у зрителей, слушателей и читателей взаимное уважение, терпимость к особенностям иных религиозных верований, культуру во взаимоотношениях представителей различных конфессий.

Обеспечение средств массовой информации результатами новых научных изысканий и научно-методическими рекомендациями организованных государством центров и институтов, занимающихся проблемами межконфессиональных взаимоотношений, будет способствовать пропаганде необходимости самого диалога религий и конфессий.

Одна из предпосылок успешной работы средств массовой информации в этой сфере — дифференцированный подход к религиозным группам, учет их особенностей, для чего следует тщательно изучать состояние религиозности в разных регионах страны. Необходимо помнить о дифференцированном подходе к людям, а шаблонное копирование одних и тех же форм и методов общения может нанести вред. Большое значение имеет анализ образовательного и культурного уровня населения, при этом особое внимание следует уделять категориям граждан, оторванным от активной производственной и общественной деятельности: пенсионерам, безработным, домашним хозяйкам, иждивенцам и т.д.

Опыт показывает, что улучшению нравов общества способствует привлечение к работе в средствах массовой информации людей, играющих видную роль в жизни религиозных общин, терпимо относящихся к инаковерующим, отстаивающих свои убеждения, способных продуманно и обоснованно аргументировать свои взгляды и донести до зрителей, слушателей, читателей истинные религиозные ценности и традиции.

Вместе с тем, намечая конкретные меры по совершенствованию работы СМИ в религиозной сфере, государство должно с уважением относиться к чувствам верующих и служителей различных конфессий, избегать прямого административного вмешательства в деятельность религиозных объединений.

На наш взгляд, государственные органы республики еще не в полной мере используют возможности религиозных учений в борьбе с такими негативными явлениями современного общества, как наркомания, алкоголизм, табакокурение, проституция и т.п. Проблемы отклоняющегося поведения части населения, особенно молодежи, вполне реально угрожают генофонду и будущему страны.

Спасение души человека — одна из важнейших задач религий, обращенных к Создателю! Положительные примеры в этом деле уже есть, а в дальнейшем их число будут увеличиваться. Знания, общечеловеческие ценности в духовной и нравственной сферах, как и любая объективная информация, становятся в этой работе не целью, а инструментом убеждения. Таким инструментом должны быть встречи, живые беседы и дискуссии с ведущими учеными, теологами, признанными деятелями религиозных конфессий.

В профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения важную роль могут сыграть умелая проповедь служителей религий, в учении которых категорически запрещены эти и другие пагубные для сознания, души и здоровья людей отклонения и привычки. Таким образом, в воспитании здорового подрастающего поколения необходимо сочетать усилия государства, школы, семьи, общественности и религиозных объединений. Падение моральных и нравственных устоев в семье, знакомство молодежи с алкоголем и табаком, раннее начало половой жизни — основа будущих проблем.

Именно в семье начинают формироваться основные наклонности и главные черты характера личности, поэтому родители должны понимать, что они несут огромную ответственность перед людьми, обществом и государством за правильное воспитание своих детей, к чему призывает и современная передовая педагогика. Имея дело с душами, полными радости, можно в каждой благополучной семье привить детям наилучшие человеческие достоинства и высокие нравственные качества: любовь к людям, помощь слабым, уважение к старшим, милосердие к младшим, стремление к справедливости, терпимое отношение к людям иных взглядов, вероисповеданий, национальностей и т.д.

Таковыми, по мнению авторов этих строк, должны стать благородные цели государства, всех религиозных конфессий, общества в целом, каждой семьи, каждого казахстанца.

* * *

В сегодняшнем мире чрезвычайно возрастает роль религии. Она опосредованно влияет на социально-экономическое поведение людей, на межэтнические, социально-духовные, межгосударственные отношения, способствует формированию государственной идентичности, системы ценностных предпочтений и жизненных ориентиров граждан, гуманной общественной ментальности. Кроме того, религия расширяет возможности каждого индивида в раскрытии своего духовного потенциала, помогает обретению гражданской позиции, реализации социально-культурной и нравственной сути человека, формированию интеллекта, воспитанию культуры чувств и эмоций, выработке определенной системы жизненных ценностей и ориентиров.

Задача же государства — мобилизация всех социальных институтов, образования, семьи, культуры, религии на формирование полноценной личности в каждом члене своего общества, на сохранение мира и спокойствия в стране. Сегодня в Казахстане пришло время для внедрения общегосударственных мер и механизмов по формированию у населения толерантного мышления и поведения, снижению социально-психологической напряженности в обществе, противодействию экстремизму в мирском и религиозном проявлении.

Государство и религиозные объединения должны объединить усилия для нейтрализации определенных политических сил, которые под прикрытием религиозных лозунгов пытаются реализовать свои властные амбиции. Для достижения корыстных целей эти силы активно используют так называемый "религиозный фактор", спекулируя на чувствах людей, для которых религия в силу исторических, культурных и мировоззренческих причин жизненный путеводитель и духовно-нравственный ориентир.

Решение этих первоочередных задач будет способствовать гармоничному взаимодействию государства и религии, а их цивилизованный, систематический диалог — достижению общих целей: воспитанию духовности, высокой нравственности граждан и укреплению государственности Казахстана.

Конечно, развитие государственных институтов и укрепление отношений между конфессиями — живой естественный процесс эволюции любого общества. Авторы этих строк лишь осветили тенденции и направления этой деятельности, актуальной не только сегодня, но и в ближайшем будущем. Тем не менее означенные положения можно использовать для совершенствования законодательства в сфере религии и религиозных объединений, а также для разработки новых правил практического взаимодействия государственных органов с религиозными общинами и институтами.


1 Здесь важно отметить, что, говоря о религии, мы имеем в виду основные монотеистические конфессии.

2 До этого мусульманские общины в Казахстане организационно подчинялись Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL