КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КАЗАХСТАН

Яков ТРОФИМОВ


Яков Трофимов, кандидат философских наук, профессор Карагандинского института актуального образования "Болашак" (Казахстан)


Визит в сентябре 2001 года Папы Римского Иоанна Павла II в Казахстан, естественно, вызвал повышенный интерес к вопросу о месте Католической Церкви в сегодняшней жизни, а также к истории появления и распространения влияния католицизма на территории современной республики. При этом необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что визит состоялся в страну, в которой большинство населения традиционно исповедует ислам или, более точно, считается мусульманским, а Русская Православная Церковь, являющаяся в республике второй по численности верующих, рассматривает ее как свою "каноническую" территорию, на которой значительная часть жителей Казахстана признает "официальными", "традиционными" религиями лишь ислам и православие. О самом визите и его результатах мы расскажем ниже, а прежде обратимся к истории католицизма на территории республики.

Исторический экскурс

Необходимо отметить, что христианство начало проникать в Средней Азии в III—IV веке. Этот процесс усилился в V—VI веках с началом распространения на территории Средней Азии и Казахстана несториан и яковитов. Согласно историческим источникам, несторианство особенно широко распространялось здесь при патриархе Тимофее (780—820), когда многие тюрки приняли христианство. Понимание Христа как человека, приблизившегося к Божеству, как бы роднило несториан с исламским пониманием сущности Христа, что и позволяло несторианским церквам длительное время сохраняться в исламском окружении.

Первые же проявления католицизма на территории Казахстана датируются XIII веком. Естественно, что несториане, считая только свою интерпретацию христианства истинной, а католическую ложной, враждебно восприняли появление миссионеров, которые по поручению римских первосвященников ездили к Великим ханам (миссии францисканских монахов Джиованни дель Плано Карпини (1245 г.), Гильома де Рубрука (1253 г.) и др.). Благодаря деятельности францисканских миссионеров в 1330 году (по другим источникам, в 1294-м) был создан уникальный латино-персидско-тюркский словарь "Codex Cumanicus".

Несмотря на сильное противодействие несториан, имевших большое влияние на ханское окружение, евангелизация проходила достаточно успешно. Так, в частности, в начале XIV века была основана епархия в столице Чагатаевского улуса — Алмалыке (ныне с. Хоргос Алматинской обл.). Ее первым епископом стал Карлино де Грассис (ум. в 1328 г.). Она просуществовала до 1339 (или 1342) года, когда францисканский монастырь, построенный в Алмалыке, разрушил Али-Султан, а епископ Ришар Бургундский принял мученическую смерть. Подробные исследования того периода проводит в секретных архивах Ватикана католический священник Грегор Приходько. Некоторые результаты этой работы уже опубликованы1. Очевидно, эти исследования призваны более подробно и документально обосновать то, что Католическая Церковь в Средней Азии и Казахстане имеет право называться "традиционной".

В XIV веке католицизм, как и несторианство, вытеснен исламом, и на территории Казахстана он не проявлялся вплоть до середины XIX века. Появление первых католических общин в середине XIX — начале ХХ века было обусловлено массовой ссылкой поляков в Сибирь за участие в восстаниях 1830—1831 годов и 1863—1864 годов и последующим их переселением в Казахстан. Кроме того, немаловажную роль в появлении католических общин сыграла и миграция немцев-католиков и латышей из европейской части России. Верующие, проживавшие большей частью в северных областях Казахстана, обслуживались священниками Омского деканата и достаточно длительное время не имели церквей и часовен, а католические приходы входили в состав Могилевской архидиоцезии. Строительство культовых зданий ведется с начала ХХ века. Так, согласно архивным данным, 20 февраля 1901 года Министерство внутренних дел писало архиепископу: "Степной генерал-губернатор сообщил о ходатайстве уполномоченных от жителей-католиков г. Петропавловска Акмолинской области С. Вонсовича, К. Добровольского и Р. Клопотовского о разрешении устройства молитвенного дома (капеллы) в Петропавловске". Генерал-губернатор сообщал, что в районе Петропавловска проживает 205 католиков, в Кокчетавском и Ишимском уездах — не менее 300, поэтому ходатайство, с его точки зрения, заслуживает удовлетворения. Епископ Омский и Семипалатинский Православной церкви России согласился с удовлетворением ходатайства. Организованная община была приписана к Омскому деканату2.

Рост количества католических приходов и активизация их деятельности начались после 17 апреля 1905 года, когда российский император Николай II подписал Манифест о веротерпимости, благодаря которому для организации этих приходов уже не требовалось испрашивать разрешения у иерархов православной церкви. В то время построили молитвенные дома в Джаркенте (Панфилов, Семиреченская обл.), Копале (Талды-Курган, Семиреченская обл.), Верном (Алма-Аты, Семиреченская обл.). Затем открыли приходы в Семипалатинске, пос. Придорожном Алексеевской волости Уральского уезда, с. Келлеровка Алексеевской волости Кокчетавского уезда, Акмолинской области и др. С 1911 года католические приходы Уральской области стали входить в состав Тираспольского епископства. Все эти приходы были многочисленны. Например, перед Октябрьской революцией 1917 года в Петропавловске существовал приход, насчитывающий 3 тысячи верующих, приход в пос. Озерное (Кустанайский приход) охватывал 3 342 немцев, выходцев из Тираспольской епархии, и около 300—400 поляков.

После Октябрьской революции все приходы разрушили, а духовенство и наиболее активных верующих репрессировали. Исчезновение многих приходов связано и с возвращением поляков в Польшу и в Украину. Так, 27 мая 1922 года священник Сенвайтис писал архиепископу: "До последней минуты выслано из Петропавловска на родину 3 эшелона — больш. ч. моих прихожан: в часовне на воскресной мессе 2—3 человека, и те уедут следующим транспортом, есть несколько человек "соломенных" католиков. На мое место нужен священник молодой..."3

Насильственное переселение народов в годы советской власти вновь привело к увеличению в Казахстане численности католиков, большую часть которых составляли немцы, депортированные из Тираспольской области и Поволжья, около 100 тысяч поляков, переселенных из городов Зук, Каменец, Житомир, а также высланные с родных земель литовцы, украинцы и белорусы. Среди депортированных находились и священнослужители.

Естественно, что в то время невозможно было наладить нормальную религиозную жизнь. Длительное время все молебны проводили тайно, по ночам, зачастую без священника. Власти жестоко преследовали богослужения. В частности, можно привести такой пример: "Первым священником, который появился на этой территории (г. Караганда) в 1936 году, был Иосиф Келлер. Свою душепасторскую работу он совершал ночью, но эта деятельность продолжалась всего три месяца. Его вызвали в НКВД и посадили в тюрьму за отказ в сотрудничестве. Больше о нем никто ничего не слышал"4. И такое отношение властей к религии было нормой.

Единственным счастливым исключением из сложившейся в то время практики можно назвать историю священника Тадеуша Феодоровича, "который в 1939 году вместе со своими ссылаемыми прихожанами добровольно выехал из Львова в Казахстан, где был арестован, но по "амнистии" освобожден и в дальнейшем служил при созданной там польской гимназии в селе Большая Буконь. Когда началось формирование Второй польской дивизии Армии Людовой, его разыскали в Казахстане, и он, став капелланом этого войскового подразделения, вместе с ним пришел в Польшу"5.

В конце 50-х годов католические общины пытались легализовать религиозную деятельность, но наталкивались на стойкое сопротивление со стороны органов власти. В частности, более 20 лет община Караганды во главе с греко-католическим епископом Александром Хирой, священниками Владиславом Буковинским и Альбинасом Думбляускасом боролась за свободу своей религиозной деятельности. И только в 1977 году община добилась официальной регистрации и получила разрешение на строительство церкви, а в 1978-м верующие уже молились в храме.

В 1958—1959 годах были предприняты первые попытки официально зарегистрировать приход в Целинограде. Верующие купили дом, собрали необходимые документы. Однако инициатора этих действий ложно обвинили в даче взятки и арестовали, а здание конфисковали. Лишь в 1979 году община смогла зарегистрироваться, приобрести помещение и переоборудовать его под храм. И таких примеров можно привести много.

Динамика численности зарегистрированных католических церквей в Казахстане

Год 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1982 1984 1990
Кол-во общин 1 1 2 7 9 11 18 35 42

Католическая Церковь в независимой республике

Демократизация общественной жизни и принятый в 1992 году закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", значительно расширивший права верующих и религиозных объединений, а также реально обеспечивший право на свободу совести, создали благоприятные условия для нормальной деятельности религиозных объединений в республике, обеспечили возможность вести религиозную пропаганду.

В то же время резко возросла эмиграция из республики граждан славянского, немецкого и иного европейского происхождения6, что создавало значительные проблемы для многих христианских (главным образом для протестантских и католических) общин. Так, по состоянию на 1982 год, в католической общине Алма-Аты 99,5%, а в целом по Казахстану 91,0% верующих были немцы. Поэтому в результате их выезда из республики (за 10 лет уехало около 700 тыс. человек) у большинства общин возникла печальная перспектива завершения деятельности. Однако процесс эмиграции не был одномоментным, что дало время для активной миссионерской работы, результатом которой стало не только сохранение, но и увеличение числа католических общин, изменение национального состава верующих.

Эти результаты (более подробно — ниже) достигнуты благодаря активности казахстанских священников, опирающихся на мощную поддержку (духовную, материальную и кадровую) Святого Престола, который с самого начала демократических преобразований в республике проявил большую заинтересованность в укреплении позиций Католической Церкви. Так, еще в 1989 году Папа Иоанн Павел II дал аудиенцию настоятелю Католической Церкви св. Иосифа (Караганда) священнику Альбинасу Думбляускасу.

Позже, в 1991 году, Святой Престол учредил в Караганде Апостольскую Администратуру Казахстана и Средней Азии, настоятель прихода г. Красноармейска Кокшетауской области Ян Павел Ленга был посвящен в епископы и назначен Апостольским администратором.

Однако Министерство юстиции Казахстана зарегистрировало устав Администратуры лишь в июне 1996 года. Эта бюрократическая задержка была вызвана стремлением министерства не нарушить п. 4 ст. 7 закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", утверждающий: "Религиозные объединения в Республике Казахстан, имеющие руководящие центры вне пределов республики, могут руководствоваться их уставами (положениями), если при этом не нарушается законодательство Республики Казахстан и их уставы (положения) зарегистрированы Министерством Республики Казахстан". В связи с этим министерство требовало представить для регистрации устав духовного центра, то есть фактически Конституцию Ватикана. Епископу Яну Павлу Ленга понадобились годы, чтобы разъяснить абсурдность этого требования, что, впрочем, не препятствовало деятельности Администратуры, однако создавало ей определенные сложности. (Отметим, что Министерство юстиции не требует зарегистрировать устав Русской Православной Церкви, хотя ее духовный центр тоже находится за пределами республики.) В 1997 году приходы Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана были выведены из подчинения Апостольской Администратуры Казахстана и получили статус "sui iuris", то есть самоуправления.

В 1999 году Апостольскую Администратуру Казахстана разделили на Карагандинскую епархию и три новых Апостольских Администратуры: Астанайскую, Атыраускую и Алматинскую. Отметим, что у Русской Православной Церкви, имеющей в республике свыше 233 приходов и гораздо большее число верующих, есть лишь три епархии. Очевидно, что Апостольские Администратуры, являющиеся по церковному праву временными структурами, в ближайшие годы должны либо превращаться в епархии с соответствующим увеличением числа общин и верующих, либо прекращать свое существование. Католическая Церковь надеется на первый вариант.

3 октября 1994 года Ватикан и Казахстан заключили дипломатическое соглашение, и в г. Алматы прибыл посол — Апостольский нунций архиепископ Мариан Олесь (в настоящее время он является послом Ватикана в Словении и Македонии). 16 декабря 2001 года, в день празднования десятилетия независимости республики была открыта Апостольская нунциатура в Астане, тем самым посольство Ватикана, переехав из Алматы, продемонстрировало свою искреннюю заинтересованность в укреплении отношений с Казахстаном.

В 1998 году подписано Соглашение между Республикой Казахстан и Святым Престолом о взаимоотношениях, ратифицированное и вступившее в силу 30 июля 1999 года. Таким образом, Казахстан стал первым государством в СНГ и в Азии, имеющим такое соглашение. В нем "стороны признают взаимную свободу в осуществлении своих прав и полномочий и обязуются уважать этот принцип в своих взаимоотношениях и сотрудничестве на благо народов" (ст. 1). Для Католической Церкви очень важна ст. 2: "Компетентные органы Республики Казахстан будут предоставлять разрешение на прибывание членам Католической Церкви из-за рубежа, назначенным на службу в отдельные церкви или иные учреждения Католической Церкви на территории Казахстана, на весь период их назначения, в соответствии с действующим законодательством", так как в республике мало местных священников. В документе признаются юридическими лицами "архидиоцезы, диоцезы (епархии) или апостольские администратуры, приходы, религиозные общины, миссии, ассоциации, семинарии, колледжи, школы или учреждения воспитания после их регистрации в органах юстиции" (ст. 3). Католическая Церковь имеет право заниматься социальной (общественной), санитарной и благотворительной деятельностью (ст. 9—10), "свободно выражать свои взгляды и принципы, использовать средства массовой информации" (ст. 11). Стороны подтверждают "взаимную заинтересованность в развитии отношений в области культуры" (ст. 12).

В принципе основные положения соглашения не дают Католической Церкви каких-либо преимуществ перед другими религиозными объединениями (за исключением ст. 2, которая, впрочем, плохо работает, в связи с тем что чиновники из Республиканского отдела виз и регистрации и его областных подразделений стремятся во что бы то ни стало ограничить въезд в республику всех религиозных служителей), оно лишь закрепляет те права, которые она имеет согласно закону "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Однако важен сам факт подписания соглашения. Кроме того, оно может являться для Католической Церкви юридической гарантией сохранения своих прав в случае изменения закона о свободе вероисповедания, так как согласно п. 3 ст. 4 Конституции Казахстана "международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется принятие закона".

С 19 апреля по 14 мая 1998 года в Ватикане прошла специальная Ассамблея Синода Епископов по Азии. По итогам ее работы опубликовано Постсинодальное Апостольское воззвание Ecclesia in Asia (Церковь в Азии) Папы Иоанна Павла II епископам, священникам и диаконам, посвященным Богу, и всем верным мирянам об Иисусе Христе, и Его миссии любви и служения в Азии: "...чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Ин. 10, 10).

Документ носит программный характер на все третье тысячелетие. Его основную идею Иоанн Павел II сформулировал еще в выступлении на шестой пленарной Ассамблее Федерации Епископских Конференций Азии, состоявшейся в Маниле в 1995 году: "Как в первом тысячелетии Крест был воздвигнут на европейской тверди, во втором — на тверди американской и африканской, в третьем тысячелетии можно будет собрать большую жатву веры с этого огромного и живого континента"7. То есть ставится задача — в наступившем тысячелетии превратить христианство в ведущую религию не только Европы, Америки и Африки, но и Азии, включая Сибирь и Монголию.

В связи с этим говорится о необходимости новых миссионерских усилий, особенно учитывая возможности, которые появляются в странах Средней Азии, недавно получивших независимость. Необходимо отметить, что в этом контексте Казахстан приобретает особую роль в силу как своего геополитического положения, так и более значительного числа общин Католической Церкви, по сравнению с другими республиками Средней Азии (в Узбекистане их шесть, в Кыргызстане — одна, в Таджикистане — одна, в Туркменистане — группы верующих, которые не могут организовать официальную общину из-за недемократичного закона о религиозных объединениях). Подчеркнем, что речь идет только о миссионерской деятельности, так как католический прозелитизм, о котором так много и гневно говорят иерархи Русской Православной Церкви, каноническим правом Католической Церкви запрещен. Канон 31 Кодекса канонического права восточных церквей (ККВЦ) гласит: "Никому не должно осмеливаться на то, чтобы каким-либо образом принуждать того или иного верного Христу к переходу в другую Церковь "своего права". Священник И. Юркевич поясняет: "Этот канон представляет собой не просто благочестивое увещевание, но серьезный запрет, касающийся прежде всего латинской Церкви. Кан. 1465 ККВЦ грозит соответствующим наказанием тем, кто, осуществляя пастырское служение в одной из Церквей "своего права", будет принуждать кого-либо из верных Христу перейти из одной Церкви "своего права" в другую"8.

Своей деятельностью в Азии Католическая Церковь наглядно опровергает утверждение православного богослова О. Славина о том, что "православный мир духовно и качественно родственен Востоку, тогда как католичество является сугубо западным явлением. Этиологические формулировки, лежащие в основе разделения церквей в 1054 году, должны нести и геополитический характер"9. Установить демаркационную линию между православным пространством и пространством католическим, по мнению автора, невозможно. Вселенский характер Католической Церкви, насчитывающей более 1 млрд верующих, проживающих на всех континентах, показывает, что нельзя установить какие-либо преграды против распространения идей и объявления той или иной территории своим "каноническим пространством".

Утверждение новых организационных структур и активная помощь Ватикана принесли свои результаты. Так, в настоящее время в республике функционируют 90 католических общин (в 1990 г. — 42), из них официально зарегистрированы 68, а также 160 групп посещения, в которых работают три епископа и свыше 60 священников. По национальному составу это поляки, итальянцы, немцы, американцы, испанец, кореец и швейцарец. Многие священнослужители, в том числе два епископа, не имеют казахстанского гражданства. Их приезд был необходим для обеспечения новых приходов — практически одна треть общин не имеет штатных священников.

Сегодня в республике насчитывается более пятнадцати монашеских конгрегаций. На июнь 2001 года в республике работали 72 монахини. Кроме этого, с 1997 года в республике проводят свое служение члены прелатуры Опус Деи.

Обряды в церквах проводят на русском, украинском, немецком, английском и польском языках. Расширяется национальный состав верующих. На богослужениях наряду с немцами и поляками можно встретить украинцев, русских, корейцев и т.д. — представителей более 20 национальностей. В Алматы создан единый для католиков республики Церковный суд — особая церковная инстанция, рассматривающая церковные споры, дела о несостоятельности брака и т.д. Католическое духовенство вместе с многочисленными миссионерами из Польши, Германии, Чехии, Словакии, США, Италии и Южной Кореи активно занимается пастырской деятельностью. При храмах открыты многочисленные кружки (детские, юношеские, для взрослых) по изучению основ католицизма, подготовке к крещению, к первому причастию, к венчанию. Большое внимание уделяется воспитанию детей и молодежи. При некоторых общинах организованы детские садики, летние детские лагеря отдыха, организуют молодежные фестивали, пешие паломнические походы. В июне 2000 года в Караганде состоялась Первая всеказахстанская встреча католиков, приуроченная к празднованию Католической Церковью Великого юбилея 2000 года. В течение трех дней около 3,5 тысяч человек вместе молились, участвовали в культурных программах. Помимо мирян во встрече участвовали священники и монашествующие, несущие свое служение в Казахстане и за рубежом. В августе 2000 года 100 молодых католиков Казахстана участвовали в паломничестве в Рим для встречи с Папой Римским по случаю Всемирного дня молодежи.

Новые церковные здания построены в Алматы, Караганде, Кокчетаве, Астане, Костанае и т.д. В настоящее время лишь в трех областных центрах (Кзыл-Орда, Уральск и Актау) нет католических храмов. Строительство новых культовых зданий продолжается при материальной поддержке преимущественно церквей Германии и Польши. В частности, храм в Павлодаре строился на пожертвования, полученные в основном от различных религиозных организаций Германии: Мюнхенского и Кельнского диоцезов, "Kirche in Not", "Missionsprokur Nurnberg", а также от французского общества "Ren Trois". Немецкая благотворительная организация "Renovabis" подарила католикам Казахстана три сборных храма, которые установлены в Караганде, Темиртау и Лисаковске Костанайской области. В Астанинской Администратуре в Щучинске в 2000 году открыт Центр для реколлекций "Вера и Разум", предназначенный для проведения молитвенных встреч, духовных упражнений, конференций и т.п. В Центре имеются жилые комнаты, часовня и столовая. Аналогичные Центры будут возведены в остальных Апостольских Администратурах и в Карагандинской епархии.

В 1995 году епископ Ян Павел Ленга, посвящая покровительству Богородице весь Казахстан, объявил село Озерное Северо-Казахстанской области республиканской святыней (санктуарием), то есть главным местом паломничества.

В 1997 году в Караганде открыли Епархиальную высшую духовную семинарию "Мария — Матерь Церкви". На 1 июня 2001 года в ней обучалось 20 человек. Кроме того, представители Казахстана получают религиозное образование в духовных семинариях России, Италии, Польши и Австрии.

Римско-католическая церковь проводит и большую благотворительную деятельность: оказывает помощь больным, одиноким, инвалидам и престарелым, при многих церквах открыты столовые для бедных, работают бесплатные аптеки. В Алматы создана амбулатория, где высококвалифицированный специалист из Южной Кореи лечит методом иглоукалывания. Это пока единственное в республике официально зарегистрированное медицинское учреждение, находящееся под патронажем церкви. За время его работы пролечено свыше 2 000 человек. В Алматинской области в Талгаре при церкви открыт дом для инвалидов, в Капчагае — детский дом. В 1997 году начал действовать филиал международной благотворительной католической организации "Каритас", зарегистрированный как общественный фонд, где не только оказывают безвозмездную материальную помощь нуждающимся, но и открыты бесплатные курсы по изучению иностранных языков (английского и итальянского), а также обучают работе на ЭВМ. В 2000 году в Караганде создано общество "АА" — анонимных алкоголиков, которое помогает людям бороться за трезвый образ жизни.

С 1 сентября 1996 года в с. Корнеевка Северо-Казахстанской области действует христианская начальная школа Святого Лоренца. В настоящее время ее преобразуют в христианскую среднюю школу. При финансовой поддержке "Renovabis" и добровольных пожертвованиях верующих в Караганде издают распространяемую бесплатно ежемесячную газету "Кредо" тиражом 5 000 экземпляров.

Немаловажный момент деятельности Католической Церкви — открытие в 1998 году памятника жертвам репрессий. Он выполнен в виде двенадцатиметрового креста, который установлен вблизи с. Озерное Келлеровского района на Волынской сопке в Северо-Казахстанской области. Впечатляют слова, выгравированные на самой вершине этого грандиозного сооружения:

Богу — слава,

Людям — мир,

Мученикам — Царство Небесное,

Народу Казахстана — благодарность,

Казахстану — процветание.

Богослужения в римско-католических храмах посещают и верующие из греко-католических общин, основные прихожане которых — переселенцы из Западной Украины и их потомки. Среди первых священников греко-католиков необходимо назвать Стефана Пришлака, Иосифа Шабана и Алексея Зарицкого. Важно отметить, что о. Алексей Зарицкий 27 июня 2001 года Папой Иоанном Павлом II во время пастырского визита на Украину причислен к лику блаженных.

Необходимо отметить, что в Карагандинской земле покоятся мощи священномученика епископа Никиты Будки (1877—1949), который также был причислен к лику блаженных Папой Иоанном Павлом II во время пастырского визита в Украину. 11 апреля 1945 года епископа Н. Будку арестовали вместе со всеми греко-католическими епископами и осудили на восемь лет. Он погиб 1 октября 1949 года в Карагандинском лагере Каражар. Место его захоронения не известно.

В республике зарегистрированы три общины Украинской греко-католической церкви — в Астане, Павлодаре и в Караганде. Имеется и несколько небольших общин в близлежащих к этим городам селах. В Караганде в 1997 году открыта первая в республике церковь греко-католической общины (до этого ее представители посещали богослужения в римско-католическом храме, либо собирались на квартирах), в 2001 году при материальной поддержке "Kirche in Not" дополнительно построена часовня. Освящение церкви проводил греко-католический епископ, экзарх Киевско-Вышгородский, Апостольский Визитатор для греко-католиков Средней Азии и Казахстана Василий Медвит (Украина) при участии нунция Ватикана Мариана Олеся, епископа Яна Павла Ленга и священников. В 2001 году построено здание греко-католической церкви в Павлодаре. Службу в греко-католических храмах проводят на украинском языке. В Караганде есть и греко-католический монастырь — Служебницы Непорочной Девы Марии.

Визит Иоанна Павла II

Республика Казахстан стала для Папы Римского Иоанна Павла II 127-й страной, которую он посетил за время своего понтификата. Показательно, что авторитетная московская газета "НГ-религия" включила этот визит в число десяти наиболее значительных событий 2001 года. И это, на наш взгляд, совершенно верно.

Государственный визит Иоанна Павла II в Казахстан состоялся 22—25 сентября 2001 года, то есть менее чем через две недели после трагических событий 11 сентября, что наложило на его поездку особый оттенок противостояния попыткам разделить христианскую и исламскую цивилизации. Знаковым моментом стала уже встреча Святейшего Отца в аэропорту Астаны, когда президент Казахстана в своей приветственной речи отметил: "В Вашем лице Казахстан приветствует на своей земле духовного лидера, призывающего все человечество вместе смотреть в будущее, совместно развивать диалог культур и цивилизаций, углублять межчеловеческие отношения... Мы ценим, Ваше Святейшество, что Вы в своем заявлении, которое прозвучало после террористических актов в США, призвали человечество не обвинять народы, расы или религиозные общины в этом чудовищном акте, предостерегая мир от исламофобии. Ислам, как и остальные традиционные религии, исповедует мир и покой. Миллиарды мусульман по всему миру заняты мирным созидательным трудом. Я всецело поддерживаю Ваши идеи, полные мудрости и гуманизма"10.

Этим визитом Иоанн Павел II еще раз подтвердил вселенский характер Католической Церкви, ее стремление к сотрудничеству во имя мира на планете и защиты прав человека как с верующими других религий, так и с атеистами и свободомыслящими. Поэтому не случайно, что приезд Папы Римского вызвал положительный отклик населения республики. "НГ-религия" писала: "Сами за себя говорят данные социологических опросов. Согласно им, около двух третей считают, что визит Папы является (для республики) огромным по значимости событием. А вот о том, что он значим только для католиков, утверждают всего 13% респондентов. Лишь 5% согласились с предположением, что посещение Папой Казахстана вызвало недоумение"11. Показательно в связи с этим и заявление Верховного муфтия республики, председателя Духовного управления мусульман Казахстана Абсаттара-Кажы Дербисалиева: "Я думаю, визит Папы в Казахстан сплотит все народы нашей страны, в том числе христиан и представителей различных конфессий, не только мусульман. Папа является посланником мира, он — ученый, философ, религиовед, поэт, драматург. Я думаю, что этот визит останется в памяти многонационального народа нашей страны надолго"12.

Единственное исключение из такого отношения — оценка Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который назвал этот визит продолжением католической экспансии на каноническую территорию Московского патриархата. Именно в связи с такой позицией Патриарха православное духовенство республики проигнорировало все мероприятия, в которых участвовал Папа. Поэтому, очевидно, не случайны следующие слова президента страны Н. Назарбаева: "Католицизм в Казахстане имеет давнюю историю. Много новой информации, проливающей свет на исторические события почти тысячелетней переписки руководителей Ватикана с ханами и другими правителями государств, существовавших на территории нынешнего Казахстана и Средней Азии. Поэтому Католическая Церковь для нас не является чужеродной реальностью, привнесенной извне. Она продолжает и обновляет те культурные и духовные отношения, которые развивались в далеком прошлом"13.

По прибытии в Астану Иоанн Павел II сразу же посетил Памятник жертвам репрессий, где в молитвенном молчании возложил венок. А позже, уже вернувшись в Ватикан, он сказал: "Кто может действительно забыть, что в Казахстан были высланы сотни тысяч людей? Кто может не вспоминать, что его степи были использованы для испытаний ядерного оружия? Поэтому я, как только приехал, сразу же посетил Памятник жертвам тоталитарного режима, чтобы подчеркнуть новый путь будущего. Казахстан, полиэтничное общество, отвергает атомное оружие и хочет заботиться о том, чтобы построить общество солидарности и мира"14.

Центральным событием визита, естественно, стала Святая Месса, проведенная Понтификом на площади Матери-Родины, где присутствовало более 20 тысяч паломников из Казахстана, России, Узбекистана, Польши, Литвы и других стран (отметим, что правительство республики организовало для паломников два палаточных городка). В связи с предпринятыми чрезвычайными мерами безопасности вход на площадь перекрыли в девять часов утра, а Месса началась в десять тридцать, тысячи людей не попали на площадь, но смогли слушать специально организованную ее трансляцию. На Мессе присутствовали представители различных национальностей и убеждений, движимые искренним желанием лично увидеть и услышать Папу Римского Иоанна Павла II, главу города-государства Ватикан, неустанно уже в течение 23 лет своего понтификата проповедующего мир и согласие между народами. Ведущим лейтмотивом проповеди Папы на Св. Мессе были слова Иисуса Христа: "Да любите друг друга" (Ин. 15, 17).

Общее впечатление от проповеди Понтифика хорошо выражено в следующих словах Н. Назарбаева: "Я внимательно с начала до конца прослушал Св. Мессу, которую Вы провели. Меня глубоко трогают Ваши слова, и я являюсь Вашим сторонником, когда Вы говорите о том, чтобы цивилизации шли по пути согласия и доверия. Необыкновенно ценю Ваше обращение не только к католикам, но и к представителям всех других религий с напоминанием о том, что Бог один, и мы должны быть едиными"15.

Папа Римский также встретился с молодежью в Евразийском государственном университете им. Л.Н. Гумилева, с представителями культуры, искусства и науки, с семьей президента и с правительством республики. Обращаясь к молодежи, Иоанн Павел II подчеркнул: "Я прибыл сюда, чтобы воодушевить вас... Я желаю поощрить вас становлению единого мира и делать это в повседневности жизни, внося творческий вклад обновленного сердца. Ваша страна рассчитывает на вас и многого ожидает от вас для грядущих времен: направление вашей Нации будет таким, каким определите его вы своим выбором. Завтрашний Казахстан будет иметь ваше лицо! Будьте мужественными и бесстрашными, и вы не будете разочарованными"16. Естественно, что во всех своих выступлениях Иоанн Павел II подчеркивал и то, что он исповедует со смирением и гордостью веру христиан, веру в Иисуса Христа из Назарета: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим. 2, 5).

Государственный визит Папы — одновременно Пастырский визит в католическую общину Казахстана и Средней Азии. На встречу с ним приехали три кардинала, 18 епископов, четыре апостольских администратора и настоятеля миссии sui iuris из Рима, Львова, Литвы, Польши, Беларуси, Сибири, Казахстана, Средней Азии, а также 172 священника, 6 дьяконов, 27 семинаристов, 12 братьев-монахов и 99 сестер-монахинь. Святейший Отец отслужил Святую Мессу со священством, монашествующими и семинаристами. В своей проповеди он поставил перед ними задачу: "Будьте всегда верными Господу жизни, и все вместе восстановите Его храм живой, каким является церковная Община, распространенная в этом обширном евроазиатском регионе"17. Эта же задача была поставлена на встрече Ионнна Павла II с епископами, апостольскими администраторами и представителями Миссий sui iuris в Средней Азии: "Да будут приоритетными пастырскими задачами вашей апостольской миссии ревностное распространение евангельской Благой Вести и непрерывная работа по укреплению церковной организации".

Подготовку к визиту, его ход и итоги широко освещали средства массовой информации республики и многих стран мира, телевидение вело прямую трансляцию публичных выступлений Понтифика. Один из итогов визита — повышение международного авторитета Казахстана в год десятилетия независимости республики. Приезд Папы Римского позволил многим людям отвлечься от повседневных забот и проблем, задуматься о Боге, о вечном, о смысле жизни, о душе, дал возможность прикоснуться к истинной духовности.

К итогам визита следует отнести и дальнейшее укрепление взаимоотношений между Казахстаном и Ватиканом. Наглядное подтверждение того — награждение президента страны Н. Назарбаева орденом Пия. Статус этого ордена, утвержденный 25 декабря 1957 года Папой Пием XII, предполагает награждение им светских деятелей, как правило, глав государств. За прошедшие почти полвека кавалерами этого ордена стали лишь 15 глав государств, в том числе экс-президент США Буш-старший и король Испании Хуан Карлос II. Орден Пия и грамоту рыцаря Н. Назарбаеву вручил 2001 года в декабре апостольский нунций Мариан Олесь.

Визит Иоанна Павла II ознаменовал собой начало нового этапа в развитии Католической Церкви в республике. Духовенство, монашествующие и миряне, воодушевленные встречей с Папой, активизируют как евангелизацию внутри общин, так и среди населения. Этот процесс начался еще в период подготовки к встрече с Папой, сейчас он усилился. Очевидно и то, что авторитет Католической Церкви в стране заметно повысился. Эти два фактора закономерно приведут к росту численности ее прихожан и, возможно, общин. Это, естественно, не означает, что Казахстан из исламского государства трансформируется в католическое, маловероятно и какое-либо существенное ослабление позиций православия.

Пока не ясно, как на миссионерскую деятельность Католической Церкви повлияют поправки, внесенные в закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", в частности, положения об обязательной регистрации иностранных граждан, осуществляющих миссионерскую деятельность; требование о создании для каждой конфессии иностранных религиозных объединений единого республиканского центра. Возможно, как отмечалось выше, Католическая Церковь сможет преодолеть новые преграды с помощью Соглашения между Республикой Казахстан и Святым Престолом.


1 См.: О. Грегор Приходько. История христианства в Казахстане и Средней Азии в средние века. В кн.: О. Анджей Шчесный. Отцы Церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца. Караганда, 2000. С. 135—182.

2 См.: Страницы истории церкви. Приход в г. Петропавловске // Кредо, 2001, № 6 (71). С. 21.

3 Там же.

4 О. Анджей Шчесный. Указ. соч. С. 354.

5 Книга памяти. Мартиролог Католической церкви в СССР. Авторы-составители о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М.: Серебряные нити, 2000. С. LI—LII.

6 См.: Климова Т. Тенденции миграционных процессов в Республике Казахстан (социологический аспект) // Центральная Азия и Кавказ, 2001, № 3 (15). С. 204—215.

7 Иоанн Павел II. Текст выступления на шестой пленарной Ассамблее Федерации Епископских Конференций Азии (FABC) в Маниле 15 января 1995 г., № 11: Insegnamenti XIII (1995). P. 159.

8 Свящ. Иван Юркевич. Каноническое право о Народе Божием и о браке. М.: Истина и Жизнь, 2000. С. 193.

9 Цит. по: Олеся Благополучная. Между "латинской митрой" и "турецким тюрбаном" // НГ-религия, 27 ноября 2001.

10 Да любите друг друга. Специальный выпуск "Кредо", 2001. С. 5.

11 Визит Папы Римского в Казахстан // НГ-религия, 26 декабря 2001.

12 Да любите друг друга. С. 27.

13 Там же. С. 5.

14 Там же. С. 3.

15 Там же. С. 14.

16 Там же. С. 17.

17 Там же. С. 19.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL