ГРУЗИЯ: ОТ РЕЛИГИОЗНОГО ПЛЮРАЛИЗМА К РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ?

Гига ЧИХЛАДЗЕ
Ираклий ЧИХЛАДЗЕ


Гига Чихладзе, корреспондент журнала "Profile", соучредитель международной ассоциации "ЕвроКавкАзия" (Тбилиси, Грузия)

Ираклий Чихладзе, корреспондент журнала "Profile", соучредитель международной ассоциации "ЕвроКавкАзия" (Тбилиси, Грузия)


После официальной отмены коммунистической идеологии и атеистических принципов грузинское общество (в отличие от обществ ряда других бывших республик СССР) не осталось в духовном и нравственном вакууме. Влияние церкви у нас было достаточно сильным и в строгие советские годы. Даже партийная номенклатура порой прибегала к религиозным обрядам: крещению, отпеванию и т.д. Делалось это, конечно же, в тайне и особенно сильно проявлялось в сельских районах.

С церковью были тесно связаны и диссиденты (назовем наиболее известные имена — Звиад Гамсахурдиа и Мераб Костава). В самые критические моменты национально-освободительной борьбы в конце 1980-х и начале 1990-х годов на митингах появлялся и Патриарх всея Грузии Илиа II.

Объявление независимости, конфликт в Южно-Осетинской автономии и распад Советского Союза, противостояние в Абхазии, гражданская война, развал экономики привели грузинское общество в состояние шока. Православная церковь не смогла объединить разобщенных людей, государство фактически оторвано от проблем простого народа и не пытается решить их. Все это привело к тому, что многие люди стали обращаться к недавно появившимся в стране миссионерам различных конфессий и другим представителям религиозных организаций. Ведь они обещают не только спасение души в будущем, но и реальную помощь сегодня — это один из методов их "вербовки" сторонников.

В нашей республике представители непривычных для нее религиозных течений появились и стали проявлять активность к середине 1990-х годов. И если начало деятельности новоявленных миссионеров не вызывало особых эксцессов, то уже через несколько лет они стали испытывать давление со стороны организаций псевдоправославного толка. Речь в первую очередь идет об отлученном от Грузинской Православной Церкви священнике Василии Мкалавишвили и его сторонниках, объявивших "священную войну сектантам и еретикам". Все это происходит при негласной поддержке полиции и правительства страны. Грузинская Патриархия в данном случае заняла фактически нейтральную позицию.

Любопытный исторический экскурс: наиболее известные грузинские правители Вахтанг Горгасали (V в.) и Давид Агмашенебели (конец XI и начало XII вв.) облагали христиан налогом несколько более высоким, нежели исповедовавших ислам и другие религии. Делалось это во имя толерантности, к тому же считалось, что христиане должны давать своей православной родине больше, чем приверженцы, скажем, ислама.

В Грузии издавна мирно уживались несколько религий: христианство, ислам, иудаизм. В некоторых горных районах христианство, на протяжении веков сплавившись с исповедовавшимся ранее в этих местах язычеством, являет собой причудливый конгломерат двух верований. Как пример религиозной и национальной толерантности можно привести факт 26-векового сосуществования еврейского и грузинского народов. И за все эти столетия в Грузии ни разу не было еврейских погромов. Даже в период ярого насаждения воинствующего атеизма, когда в революционной России неистово рушили храмы, в Грузии большевики просто обходили их стороной (неприятное исключение — разрушенный собор Александра Невского, на его месте построили Дом правительства, ныне здание парламента республики).

Известно, что КГБ СССР использовал психиатрические больницы как тюрьмы для диссидентов, однако в Грузии таких случаев не было, о чем с гордостью говорят сегодняшние психиатры. Это свидетельствует о том, что даже во времена коммунистического режима в Грузии, по сравнению с другими советскими республиками, сохранялись относительная свобода и толерантность, издавна присущие грузинскому обществу.

Впрочем, для доказательства грузинской толерантности ныне уже недостаточно привести в пример Мейдан (район в Тбилиси) и показать на стоящие практически рядом мечеть, синагогу, православную и григорианскую церкви. Сегодня внимание мировой общественности привлекает не сам факт мирного сосуществования религиозных конфессий (порой враждующих между собой в других государствах), а религиозный экстремизм и притеснения религиозных меньшинств, в частности Свидетелей Иеговы. Сейчас это серьезный вопрос, интересующий многие зарубежные гуманитарные и общественные организации. Стали актуальными проблемы сектантства и религиозных меньшинств, религиозного экстремизма и религиозной нетерпимости. Впрочем, отношение к этим проблемам весьма неоднозначно.

Попустительство или поддержка?

Двойственность отношения к "войне" бывшего "отца Басили" (так у нас называют вышеупомянутого В. Мкалавишвили) со Свидетелями Иеговы заметна в парламенте и правительстве — с одной стороны все говорят, что такая борьба неприемлема, но и особо защищать Свидетелей Иеговы мало кто хочет.

Эта "дипломатичность" особенно заметна на ТВ: телевизионщики с плохо скрываемым удовлетворением показывают, как сжигают иеговистскую литературу, и вроде бы стараются действовать по принципу "no comment" — без комментариев. Просто мы показываем событие, а правильно это или нет, плохо или хорошо, решать вам, дорогие телезрители. Полная свобода выбора.

Что и говорить, тема достаточно скользкая: поддержи методы борьбы "огнем и мечом" и прослывешь сторонником "отца Басили", что для нормального человека, конечно же, неприемлемо. Но и становиться на сторону Свидетелей Иеговы многим настолько же неприятно.

Погромы иеговистов продолжаются уже достаточно долго. Полиции ничего не стоит пресечь их, но стражи порядка этого не делают, а лишь наблюдают издалека. Таковы указания сверху?

Возможно, что бороться с сектантством, разъедающим некогда единую страну, необходимо. Но все ли средства тут хороши? Вряд ли. Нельзя закрывать глаза на погромы. Ныне взялись за иеговистов, а завтра? Если уж эта религиозная организация вредна для государства, то для борьбы с ней необходима соответствующая законодательная база.

Привыкая к самосуду сегодня, общество может отвыкнуть от правосудия завтра.

Газета "Коммерсантъ" (Россия), 5.06.2001

Опасно ли сектантство?

"…Лидерам сект грозит пятилетнее тюремное заключение и 700 тысяч долларов штрафа за повторное нарушение закона. …Французские депутаты считают новый закон (…направленный, в основном, против сект) необходимым толчком для остального мира.

…В Италии нет специальных законов, направленных на регламентирование религиозных сект, однако существует закон о запрете секретных обществ, который можно использовать против них. В Германии до 1998 года при правительстве христианских демократов официальные контракты включали пункты о непредоставлении сектантам рабочих мест или даже заказов на поставку товаров. Многие секты были взяты под наблюдение…

Парламент Швеции требует проведения в школах и больницах кампаний, предупреждающих об опасности вступления в секты".

Интернет-сайт НТВ. 20.12.2000

Верховный суд ФРГ отказал в признании Свидетелям Иеговы

"…Верховный суд ФРГ подтвердил решение одного из судов низшей инстанции о непризнании Свидетелей Иеговы в качестве официальной организации. Суд также принял решение о проведении дополнительного расследования соответствия этой организации законодательным нормам Германии.

Прежде, в 1997 году, Федеральный конституционный суд Германии постановил, что объединение "Свидетели Иеговы" должно быть лишено юридического статуса как организация, пропагандирующая среди своих сторонников отказ от активной политической и общественной жизни".

Интернет-сайт LENTA.RU. 25.06.2000

Франция запретила деятельность религиозных сект

"Национальная Ассамблея Франции одобрила закон, запрещающий деятельность сект на территории страны, сообщает BBC News. Согласно новому закону ментальное воздействие или "промывание мозгов" являются уголовным преступлением.

…Министр юстиции Франции не сомневается, что новый закон является "важным достижением", дающим государству возможность легально противодействовать сектам, подрывающим государственные ценности".

* * *

Итак, уже в нескольких европейских государствах Свидетелей Иеговы официально запретили. Это с тамошней-то демократией и равноправием. Последовать их примеру? Если да, то делать это должны серьезные юристы и обязательно с подачи правительства и Патриархии. Тем более, что Патриархия давно уже настаивает на легализованной борьбе с сектами. Считается, что если государство все-таки вмешается, то Грузии грозят санкции европейского сообщества. А разве за уличные погромы мировая общественность ее не осудит?

Вербовщики или миссионеры?

Есть мнение, что Свидетели Иеговы именно вербуют сторонников в первую очередь обещаниями материальной и прочей помощи. Но не только этим. Становясь членом организации, вы получаете гарантированный досуг в кругу таких же, как и вы, людей. Одни и те же интересы, членство в одной и той же организации — именно то, чего людям сейчас не хватает. Общество, утерявшее классовую структуру, вновь пытается создать определенные если не классы, то хотя бы прослойки, объединиться по интересам и по вере.

Много ли осталось клубов различных коллекционеров? А спортивных? А много ли в Тбилиси дружных общин прихожан родной православной церкви? Увы, нет.

Не все хотят, приходя вечером с работы, сидеть перед телевизором в тесной квартирке и таким образом коротать свободное время. Поехать куда-нибудь на уик-энд? Увы, немногие могут себе это позволить.

Тяжелое экономическое положение, разобщенность общества, пережившего два вооруженных конфликта и гражданскую войну, неуверенность в сегодняшнем дне, отсутствие перспектив на завтра. В такой ситуации страна представляет собой благодатное поле для деятельности различных миссионеров.

Поднятый в тбилисской прессе авторами этих строк вопрос о сложившейся ситуации в религиозной сфере не остался без ответа. В первую очередь откликнулись представители Свидетелей Иеговы. Но, как это ни странно, они оппонировали не нам, а депутату парламента Гураму Шарадзе. Он уже дважды выиграл иск против них и добился того, что суд лишил их официальной регистрации в Грузии.

Мнение представителей Свидетелей Иеговы Гурама Кварацхелия, Левана Чигладзе, Гии Симонишвили (с сохранением авторского стиля). Отдел по связям с общественностью организации "Свидетели Иеговы"

Чему способствует попытка запретить религиозные меньшинства

Прогрессивная общественность Грузии, да и всего мира глубоко возмущены варварскими нападениями на религиозную общину Свидетелей Иеговы. Вооруженные дубинками молодчики Василия Мкалавишвили врываются в помещения, где происходят встречи, и избивают беззащитных женщин, стариков и детей. Многие из них получили тяжелые повреждения.

Общественность задавалась вопросом: как могло произойти, что в третьем тысячелетии в стране, которая декларирует демократический путь развития, стали возможны проявления средневекового вандализма? И еще вопрос, волнующий многих. Почему еще находятся люди, которые считают эти преступления нормальным явлением?

Кто признает, и кто защищает деятельность религиозных меньшинств?

Гураму Шарадзе не удалось запретить Свидетелей Иеговы, но он добился цели лишить официальной регистрации Свидетелей Иеговы в Грузии.

Интересно, что Свидетели Иеговы официально признаны более чем в 200 странах и территориях мира, включая США, Канаду, Японию, европейские страны, Россию, Украину и другие страны СНГ (за исключением Туркменистана), Турцию, Пакистан, Индию, Латинскую Америку, Африку и другие регионы. В некоторых европейских странах, как, например, в Италии, Свидетели Иеговы являются второй по величине религией. Там готовятся к подписанию конкордата между правительством и объединением Свидетелей Иеговы.

С другой стороны, Свидетели Иеговы не имеют официальной регистрации в Китае, Северной Корее и некоторых странах исламского фундаментализма.

Напрашиваются и исторические параллели. В Германии ко времени прихода Гитлера к власти насчитывалось более 20 000 Свидетелей Иеговы. Уже в 1933 году гитлеровское правительство лишило их государственной регистрации. После этого против Свидетелей Иеговы была развернута волна репрессий. В 1934 году они составляли до 10% узников концлагерей. За отказ приветствовать Гитлера, подчиняться бесчеловечному режиму и служить в нацистской армии 6 000 Свидетелей Иеговы попали в нацистские концлагеря, 2 000 из них погибли. Всего же той или иной форме репрессий подверглось до 98% немецких Свидетелей Иеговы. Почти столь же последовательно боролись со Свидетелями Иеговы в СССР. В 1949—1951 годах более 5 000 семей из западных районов страны были насильно вывезены в Сибирь, после чего многие из них подвергались лагерному заключению. Те или иные формы преследования продолжались вплоть до 1991 года, когда все репрессированные Свидетели были полностью реабилитированы как жертвы политических репрессий.

Так какой же путь развития хочет выбрать для Грузии Гурам Шарадзе? Напрашивается вывод, что в отношении прав человека Гурам Шарадзе выбирает для Грузии именно этот второй путь.

Судебная защита

В демократических странах деятельность Свидетелей Иеговы всегда проводилась открыто, хотя время от времени это и требовало судебной защиты. Так, в США они выиграли 43 процесса в Верховном суде США, доказав несостоятельность претензий своих противников. Тем самым было подтверждено, что их деятельность находится в полном соответствии с законом.

Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека вынесли 11 решений в их пользу, причем Суд классифицирует их религию как известную. Это означает, что в ней нет каких-либо тайных учений и обрядов, а также ничего такого, что противоречило бы общепринятым гуманитарным ценностям. В решении по делу Манусакиса против Греции было отмечено, что деятельность Свидетелей Иеговы полностью защищена 9 статьей Европейской конвенции о защите прав человека, которая закрепляет право на религиозные убеждения и связанную с ними деятельность. Хотя в определенных случаях эта статья и предусматривает ограничения религиозной свободы, Высокий суд был единодушен в том, что эти ограничения не должны распространяться на Свидетелей Иеговы.

В связи с предпринятой попыткой судебного преследования московской общины Свидетелей Иеговы 13 апреля 1999 года группа депутатов Парламентской ассамблеи Совета Европы, представлявших 11 стран, официально выразила обеспокоенность нарушениями религиозной свободы в России. Ранее, 11 марта 1999 года, другой официальный орган — Европарламент принял специальную резолюцию, которой федеральные и местные власти России были призваны к обеспечению свободы вероисповедания и строгому применению международных конвенций и пактов о правах человека.

Россия приняла во внимание требование этих организаций и на основании своего законодательства перерегистрировала управленческий центр Свидетелей Иеговы 29 апреля 1999 года. Этим Россия признала, что религия Свидетелей Иеговы более 50 лет существует в России (фактически Свидетели Иеговы в России действуют более 100 лет). На сегодняшний день в органах юстиции 70 субъектов Российской Федерации зарегистрировано более 370 общин Свидетелей Иеговы.

Правительство России и Министерство юстиции ничего не имеют против Свидетелей Иеговы. Недавно на одной российской правительственной встрече выступил член правительства господин Себенцов, который обратил внимание на то, что необходимо упростить процедуру регистрации религиозных организаций.

Понимает ли господин Шарадзе и экстремистски настроенные люди, что в данном случае использует свое политическое влияние для того, чтобы поссорить Грузию со всем цивилизованным миром?

У лжи короткие ноги

А что можно сказать об обвинениях, которые выдвигаются в адрес Свидетелей Иеговы?

Отказ от донорской крови

Говорить о том, что отказ от переливания крови сегодня равносилен самоубийству, сегодня смешно, по крайней мере для специалиста. Во-первых, каждый пациент, в том числе Свидетели Иеговы, решает сам лично, какой вид лечения он для себя избирает. Во-вторых, сегодня хорошо известно, что донорская кровь способна не только спасать, но и убивать людей из-за целого букета опасных инфекционных болезней, которые с ней передаются. Это и СПИД, и гепатит, и сифилис, и грибковые, и паразитарные заболевания. В тбилисской газете "Резонанси" от 23 мая 2001 года было сообщено о том, что во время переливания произошли инфицирования СПИДом. Кроме того, донорская кровь вызывает аллергические реакции и угнетение собственной иммунной системы организма.

С другой стороны, сегодня существуют разумные медицинские альтернативны, которые позволяют избежать переливания практически в 100% случаев. По мнению американского профессора Ричарда Спенса, сегодня не существует хирургических операций, при которых невозможно было бы обойтись без переливания донорской крови. Успешные операции по пересадке печени и сердца, проведенные во многих странах мира, наглядно это подтверждают.

Свидетели Иеговы отказываются от переливания крови, во-первых, на основании своей веры и личных взглядов, основанных на Священном Писании, которое рекомендует воздерживаться от крови (Деяния 15:29). Во-вторых, по медицинским соображениям. Они не только пользуются альтернативами, которые предоставляют им специалисты, но и с радостью помогают распространять передовой медицинский опыт. Сегодня во всем мире до 90 000 врачей применяют бескровные методы лечения и готовы делиться своим опытом с другими специалистами. Только в США проводится более 100 программ бескровной медицины. В странах СНГ бескровные методы лечения практикуют более 2 000 врачей, в том числе и наши соотечественники.

Отказ от воинской службы

Европейская конвенция по правам человека признает отказ от воинской службы и замену ее альтернативной гражданской в качестве законного средства выражения своих религиозных убеждений, защищенного 9-й статьей. Это признает и грузинское законодательство, которое предусматривает альтернативную службу. Заведующий кафедрой религиоведения и этики ТГУ, академик АН Грузии Теймураз Панджикидзе в интервью газете "Совершенно несекретно" объясняет: "Во-первых, наше государство не должно допустить, чтобы лица отказывались от выполнения своих гражданских обязанностей по религиозной мотивации, и это особенно касается военной службы. Правда, должна существовать альтернативная служба, работа в которой не должна быть легкой. Если у государства нет альтернативной службы, логично, что это его проблема, а не какого-то человека. Но, если человек вместо полутора лет службы в ВС предпочитает сидеть в тюрьме, к нему государство и общество в целом должны относиться совсем по-другому. Однако это личное дело каждого молодого человека". Свидетели Иеговы никому не запрещают проходить службу в вооруженных силах и не агитируют других людей бойкотировать армию.

Что будет дальше?

Ясно, однако, что в демократическом государстве дело о религиозных убеждениях не должно выходить за рамки цивилизованной дискуссии. Совершенно неприемлемы избиения и попытки физического давления на инаковерующих, законодательные запреты, направленные против законопослушных граждан и признанных во всем мире религий. Распространение клеветы, как в законодательстве Грузии, так и в мировой практике считается уголовным преступлением.

Демократическая общественность и СМИ Грузии должны сказать свое слово в защиту религиозной свободы. Нельзя забывать, что в правовом государстве все права и свободы неразрывны. Исторический опыт неумолимо свидетельствует, что нарушение фундаментального права на свободу совести и вероисповедания неизбежно приведет к крушению всех остальных демократических завоеваний.

Мнение депутата парламента Гурама ШАРАДЗЕ, академика АН Грузии, председателя парламентской Комиссии по делам соотечественников, живущих за рубежом, и по возвращению национальных ценностей, находящихся за границей (архив авторов)

Я борюсь только цивилизованными методами

Три года назад политическое объединение "Грузия — прежде всего" обжаловала незаконное решение суда Исани-Самгори о регистрации иеговистской организации. Мы выиграли это дело. Регистрация иеговистских организаций была аннулирована. Решение это окончательное и кассации не подлежит. Это значит, что мы окончательно победили, документально подтвердив, что иеговисты в Грузии были зарегистрированы незаконно, что они борются с грузинской государственностью, с Грузинской Православной Церковью, со здоровьем граждан, наконец.

Представители иеговистских организаций борются с государством, запрещая молодым парням призывного возраста вступать в армию, пытаясь тем самым ослабить грузинскую армию.

Меня в данном случае поддерживают такие великие государства, как Германия, Франция и Россия, члены Евросовета, которые тем не менее борются с этими антигосударственными, антинациональными и антицерковными организациями. Что касается обвинений в том, что я с ними борюсь нецивилизованными методами, то какой метод может быть цивилизованнее судебного? Я ведь не хожу по улицам и не бью иеговистов дубинкой по голове. Ни я, ни моя партия не боролись с иеговистами физически, лишь методами, которые приняты во всем цивилизованном мире, — судебными методами. Я говорил с ним на языке закона и законно же выиграл процесс против иеговистов.

Что касается соседней Армении, то там с 1990 года существует закон, который запрещает деятельность иеговистов на территории страны. И это нисколько не помешало Армении вступить после нас в Евросовет!

Я хочу подчеркнуть их антигосударственную, антинародную, антицерковную деятельность. И подчеркнуть, что Гурам Шарадзе борется с иеговистами только и только цивилизованными методами, что на его стороне законы Грузии и что борьбу против секты "Свидетели Иеговы" поддерживают другие цивилизованные государства.

Официальная позиция Грузинской патриархии по вопросу об организации "Свидетели Иеговы".

Зураб ЦХОВРЕБАДЗЕ, пресс-центр Патриархии Грузии (с сохранением авторского стиля)

Предъявляет ли Грузинская Православная Церковь какие-либо обвинения Свидетелям Иеговы?

Прежде всего, я должен заметить, что мы именуем их не "свидетелями Иеговы", потому что Иегова является одним (но не единственным, как это утверждают сектанты) из имен Господа и употребление Его в негативном контексте, по моему мнению, является невольным грехом. Мы именуем их "расселистами", по фамилии основателя данной секты — Рассела. Что касается обвинений, то Церковь не обвиняет, а обличает их в том, что они оскверняют христианские святыни. Объявив себя истинными христианами, они исказили и изуродовали догматы христианской веры. Одним из вопиющих кощунств является то, что они признают Христа всего лишь земным воплощением архангела Михаила. Сектанты отрицают факт бессмертия души, проповедуя, что после смерти душа исчезает или истлевает. Это что касается их якобы "христианства". Что же касается гонений на эту секту, то общеизвестно, что Грузинская Православняя Церковь никогда не была инициатором каких бы то ни было погромов и гонений, не санкционировала и не призывала к вандализму, не устраивала крестовых походов, напротив, она всегда отличалась терпимостью к другим конфессиям. Эта репутация Грузинской Церкви подтверждается более чем полуторатысячелетней ее историей. Что же касается расселистов, то они напрасно пытаются предстать в образе невинных овечек — история существования этой секты в Грузии насчитывает не так уж много лет. И на основании множества неопровержимых фактов Грузинская Православная Церковь обвиняет их в нескрываемой агрессии к церковным святыням. За последние годы зафиксировано немало актов вандализма, учиненных расселистами в православных церквах. Вот несколько самых характерных примеров. В 1998 году, в деревне Цдо Казбегского района, по свидетельству местных жителей, расселистами была разрушена часовня. В Каспийском районе в деревне Ховле в мае 2000 года расселистами были осквернены святыни храма св. Георгия. Было возбуждено уголовное дело, но оно заглохло в бюрократической волоките. В Тбилиси, в храме Нижний Вифлеем, экзальтированная расселистка прорвалась в алтарь и осквернила Священное Писание, сбросила иконы. В городе Мартвили на православного священника Гочу Цаава в 1998 г. напал расселист, вооруженный топором. 13-летний иподиакон, сопровождавший священника, был настолько напуган, что оказался в нервном шоке. Было возбуждено уголовное дело, но нападавшего не привлекли к уголовной ответственности. Учительница II средней школы того же города Мартвили расселистка Нани Габисония заставила детей стереть нарисованную мелом церковь и запретила им носить нательные кресты. Дети категорически отказались повиноваться этому требованию. И таких фактов, повторю, множество. Мы заявляем, что иеговистская секта — антигосударственная организация, которая своими призывами об уклонении от воинской обязанности ставит под угрозу безопасность страны. Защита родины — это святая обязанность христианина. Мало того, что расселисты требуют от своих адептов уклонения от службы, они вели саботаж военных действий во время Абхазской кампании, склоняя грузинских воинов к предательству.

В вопросе об отказе от переливания крови нет никаких оснований ссылаться на Библию. Намеренный отказ от переливания крови, когда жизнь человека стоит под угрозой смерти, Церковь расценивает как самоубийство. Когда мать препятствует переливанию крови своему малолетнему ребенку, который сам не в состоянии принимать решения, подобным действием она зачастую становится убийцей своего дитя. Малолетний ребенок, естественно, не может осознать свою религиозную ориентацию, не способен сам решить, хочет ли он быть членом расселистской секты. Это решение за него принимают хоть и его родители, но все же другие люди, которые также и выносят ему приговор — жить или не жить, в случае если для сохранения его жизни необходимо переливание крови, что и произошло с 7-летней тбилисской девочкой Софико Чхиквадзе, отец-сектант которой наотрез отказался перелить кровь своей дочери, вследствие чего девочка погибла. Был и такой случай, который стал достоянием общественности. В одной из тбилисских больниц семидесятилетнему мужчине понадобилась срочная операция, в ходе которой потребовалось переливание крови. Больной был без сознания и, как это принято, обратились к ближайшему родственнику. Сын его был расселистом и, невзирая на то что отец не разделял его воззрений (отец был православным), не дал своего согласия на переливание крови, в результате чего отец скончался. Надо ли говорить о том, что ответственность за эту смерть и этот грех полностью ложится на плечи его сына, обманутого сектантами? Сектанты лгут, когда говорят, что существуют 100-процентные кровезаменители. Есть случаи, когда человеческую жизнь спасает исключительно переливание крови, в иных случаях просто невозможно приобрести такие кровезаменители из-за нехватки средств.

Что касается судебного процесса, вследствие которого была аннулирована регистрация двух организаций расселистов, то это был запрет незаконно зарегистрированных организаций, которые именовали себя "гуманитарными", а на самом деле являлись религиозными. Необходимо также отметить, что "пацифистами" последователи Рассела являются только тогда, когда речь идет о защите Родины. Когда же у них бывают столкновения с разными инакомыслящими группами, то они выявляют свое далеко не миротворческое лицо.

Терновый венок для религиозного экстремиста

Итак, три точки зрения — мнение представителей Свидетелей Иеговы, законодательной власти и Патриархии. Впрочем, проблема как сектантства, так и религиозного экстремизма широко освещается в грузинской прессе. Но помимо СМИ отклики на происходящее в стране все чаще слышны и со стороны Запада. Международные организации, такие как Хьюмен Райтс Уотч, Международная амнистия, Комитет против пыток, ООН, а также Госдепартамент США опубликовали ряд документов, в которых выражена озабоченность ростом религиозной нетерпимости в Грузии.

С другой стороны, по мнению народного защитника Наны Девдариани, сложившаяся экономическая, политическая и социальная ситуация в Грузии "заставляет многих искать образ врага". И кто, как не новоявленные сектанты, лучше всего подходит для этой роли? "Это примеры религиозной нетерпимости, ограничения и дискриминации свободы вероисповедания и совести", — говорит омбудсмен.

Свидетели Иеговы подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Пока что он не вынес своего решения. А грузинское телевидение продолжает "оживлять" сюжеты о деятельности этой организации такими картинками, как окровавленные лица, разодранная одежда, пылающие костры из сваленных в кучу томов религиозной литературы.

Конечно, нельзя заявлять, что в Грузии организовано общенародное преследование иеговистов. Сами они говорят о религиозном экстремизме, направленном против них. Прежде всего, речь идет об организации "Джвари" из города Рустави и отлученном от церкви священнике Василии Мкалавишвили, который утверждает, что придерживается православных принципов. Но тем не менее именно его "паства" участвовала в нападениях на иеговистов. Кроме того, он обещал расправиться с некоторыми депутатами грузинского парламента, якобы покровительствующими иеговистам. Люди Мкалавишвили организовали серию налетов на грузинские СМИ, требовали запретить газету "Резонанси", радиостанцию "Радио 105" и др.

Депутаты парламента Элене Тевдорадзе, Коба Давиташвили, Михаил Саакашвили и другие, в свою очередь, открещиваются от поддержки ими иеговистов, утверждая, что лишь выступают за соблюдение конституционных принципов свободы в выборе вероисповедания, а не защищают конкретные религиозные организации.

Почти во всех случаях нападений на собрания иеговистов полиция либо вообще не появлялась на месте происшествия, либо приезжала намного позже окончания побоища, после того как нападавшие скрывались. А омбудсмен считает, что именно полиция может и должна найти выход из создавшегося положения. Но при этом Н. Девдариани добавляет: "По-человечески я могу понять полицию, почему она не вмешивается в это дело..."

Некоторые СМИ склонны связывать безнаказанность "отца Басили" с его близкими отношениями с полицией. Существует мнение, что Мкалавишвили координирует свои действия с органами правопорядка, это и помогает ему уходить от ответственности. Согласно данным неправительственной организации Хьюмен Райтс Уотч, полиция, предположительно, несколько раз принимала участие в нападениях на иеговистов.

"Мы очень удивлены бездействием государственных структур Грузии", — говорит представитель отдела по связям с общественностью организации "Свидетели Иеговы" Гурам Кварацхелия (архив авторов). По его словам, за последние годы "свидетели" подвергались погромам и избиениям более 80 раз, в прокуратуру и МВД республики подано до 500 жалоб пострадавших. Тем не менее ни один из виновных не наказан.

Василий Мкалавишвили уже получил несколько повесток в суд. Однако до сих пор никакого решения не вынесено. И теперь уже сам "отец Басили" говорит о преследовании его сторонников. Сложилась парадоксальная ситуация, когда "обе противоборствующие секты" (именно так обозначили обе организации в Патриархии Грузинской Православной Церкви, с тем только различием, что иеговисты названы "антигосударственной", а паства Мкалавишвили — "антиправославной") примеряют по очереди "терновый венец" мучеников за веру.

Следует отметить, что обе организации делают ставку в первую очередь на самые социально не защищенные слои населения, либо обещая людям скорейшее спасение от жизненных невзгод либо собирая паству под знаменем праведной борьбы за освобождение страны от "сил зла".

Среди адептов Свидетелей Иеговы большую и достаточно активную роль играют беженцы из Абхазии. Потеряв родные дома и веру в государство, многие из них становятся легкой добычей эмиссаров этой организации.

Погромы иеговистов и безнаказанность виновных в избиениях, конечно же, очень тревожный фактор, заставляющий представителей и других религиозных направлений задуматься о своей судьбе.

Видимо озабоченные опасностью потерять многовековые традиции веротерпимости в Грузии, представители Римско-Католической Церкви, Евангельско-Лютеранской Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Грузинской Евангелистской Баптистской Церкви в начале 2002 года создали рабочую группу, цель которой — осуществление идей экуменистического единства всех конфессий.

Рабочая группа четырех церквей уже представила совместное издание "Экуменистической хартии", в которой, в частности, определяются следующие цели: продолжать диалог между церквами на различных уровнях, а также установить, что именно возможно и необходимо разъяснить с помощью церковных органов в связи с результатами этого диалога; противодействовать любой форме национализма, которая ведет к подавлению других народов и национальных меньшинств, и настаивать на ненасильственном решении; признавать свободу религии и совести людей и сообществ и выступать за то, чтобы они могли индивидуально или коллективно, частным образом или публично практиковать свою религию или мировоззрение в рамках существующих законов".

Вместо послесловия

Стороннему наблюдателю может показаться несколько странным, каким образом Грузия, на протяжении веков сохраняющая религиозную толерантность, вдруг делает поворот на 180 градусов и объявляет "крестовый поход" против "иноверцев". Как объяснить подобное?

Существует мнение, что взорвавшая и расколовшая грузинское общество агрессия секты Василия Мкалавишвили уходит корнями к... агрессивным же методам "вербовки" паствы самими Свидетелями Иеговы. То есть действия одних вызывают неприятие и последующий отпор с применением силы других. Причем создается ситуация, когда религиозные разногласия и стычки, по большому счету, играют на руку обоим их участникам: они получают еще один, дополнительный импульс "вербовать" в свои ряды сторонников. А безучастно наблюдающих за развитием событий остается все меньше.

Кто бывал в Грузии, не мог не заметить в самых разных ее уголках одиноко стоящие на обочинах дорог деревья, увешанные разноцветными, выцветшими на солнце и совсем свежими полосками ткани. Это так называемые "древа желания". Представители самых разных конфессий, мусульмане, христиане, иудеи, загадывая свои желания, так украшают деревья. И надеются, что древо их исполнит.

Этот языческий обряд уходит в далекие, еще дохристианские времена. И тем не менее он жив до сих пор. Как символ некогда терпимой к любой религии, толерантной Грузии.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL