К ВОПРОСУ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ В ГРУЗИИ

Тамаз ПАПУАШВИЛИ


Тамаз Папуашвили, кандидат философских наук, доцент, руководитель отдела религии и национально-государственного развития Государственной канцелярии Грузии (Тбилиси, Грузия)


Наряду с православной церковью сегодня в нашей стране действуют католическая, лютеранская, армянская апостольская церкви, мечети, синагоги, общины езидов. Кроме того, относительно недавно распространились учения баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы, есть последователи религиозных организаций, в различные исторические эпохи выделившихся из православия: молокане, духоборы, староверы. После распада СССР, повлекшего за собой разрушение системы отношений и контроля религиозной сферы, появились новые религиозные организации: Общество сознания Кришны, Бахаи, Новая апостольская церковь, Армия спасения. За последнее десятилетие от православной церкви Грузии отделились Глданская епархия старостильников, Православная церковь в Грузии, также именуемая бостонской группировкой.

В последнее время религиозная ситуация в стране резко обострилась. Во многом это связано с тем, что часть православных недовольна активностью Свидетелей Иеговы. После долгих разбирательств в районном и окружном судах, 22 февраля 2001 года Верховный суд республики удовлетворил иск депутата парламента Гурама Шарадзе и отменил регистрацию двух неправительственных организаций, созданных Свидетелями Иеговы: Союз свидетелей Иеговы и представительство Пенсильванского общества Сторожевой башни, Библии и трактатов. В 1998 году они были зарегистрированы Исанским районным судом г. Тбилиси. Отметим, что их регистрация как неправительственных структур вызвана тем, что в республике еще не принят закон о религиозных организациях и у них нет иной возможности получить статус юридического лица.

Г. Шарадзе считает, что не следует предоставлять религиозным объединениям возможность регистрироваться как неправительственным организациям. В связи с упомянутым решением суда среди радикально настроенных православных верующих распространилось мнение, что деятельность Свидетелей Иеговы носит антигосударственный, антинациональный и антиправославный характер. Свидетели Иеговы этим и объясняют ухудшение отношения к ним со стороны части населения. Еще до суда они собрали и представили в Государственную канцелярию республики 133 375 подписей с требованием оградить их от преследований отлученного от православной церкви Грузии бывшего священника Басилия Мкалавишвили. В одном из районов Тбилиси он создал религиозное объединение "Глданская епархия старостильников", цель которого — запретить сектантские организации и придать православию статус государственной религии. За последние годы Мкалавишвили вместе со своей паствой организовал в различных районах Грузии не менее 100 экстремистских акций против Свидетелей Иеговы. Как правило, это выражалось в стычках с участниками их собраний.

Следует отметить, что Б. Мкалавишвили совершает нападения и на другие религиозные объединения. Так, широкий международный резонанс получила организованная им вылазка против баптистов, в ходе которой были сожжены книги, принадлежавшие грузинскому представительству Библейского общества, в том числе и экземпляры Евангелия (епископ-президент церкви баптистов Грузии Малхаз Сонгулашвили одновременно является представителем Библейского общества). Урон составил 16 000 лари (около 7 000 долл.). К тому же с представительством этого общества сотрудничают уважаемые в нашей стране люди: ученый и известный переводчик Библии Зураб Кикнадзе, ученые Бачана Брегвадзе и Заза Алексидзе, священник Захария Дзиндзибадзе, бывший министр юстиции Тедо Нинидзе, известный правозащитник Паата Закареишвили.

Не меньший резонанс вызвала и стычка, организованная Мкалавишвили в тбилисском кинотеатре "Амирани", где проходило собрание членов Харизматической церкви (одно из направлений в пятидесятничестве). Прессе Б. Мкалавишвили заявил, что таким образом он предупреждает руководителей клубов, дабы те "не предоставляли помещений сектантам для проповедей, направленных против нашей родины и православия".

Деятельность Мкалавишвили беспокоит и православную церковь Грузии. Для защиты религиозных меньшинств, в том числе и Свидетелей Иеговы, с благословения Католикоса-Патриарха, Святейшего и Блаженнейшего Илии II был создан Союз православных христиан. Члены этой организации расценивают акции Мкалавишвили против иеговистов как хорошо продуманную духовную диверсию, в результате которой преследуемые приобретают ореол мучеников. На пресс-конференции, организованной патриархией православной церкви, руководитель ее пресс-центра священник Давид Шарашенидзе заявил, что деятельность Мкалавишвили и Свидетелей Иеговы направлена на дискредитацию православия и это может привести к эскалации насилия и противостоянию, на фоне которого республика будет выглядеть как страна, отмеченная религиозной непримиримостью. Однако, несмотря на то что Мкалавишвили отлучен от церкви и фактически является сектантом, многие верующие и даже православные священнослужители поддерживают его, как наиболее активного и деятельного защитника православия, забывая, что силовыми методами нельзя решить серьезную проблему, тем более в религиозной сфере. Вся мировая история доказывает, что насилие над религиозными убеждениями приводит лишь к их усилению. Ряд экспертов утверждает, что христианство стало мировой религией во многом в результате четырех веков гонений на нее в Римской империи. В этом смысле можно сказать, что насильственные методы Мкалавишвили льют воду на мельницу преследуемых им религиозных объединений.

Несмотря на то что парламент республики издал специальное постановление "О проявлениях религиозного экстремизма" (№ 827-11, от 30 марта 2001 г.), предписывающее правоохранительным органам, а также омбудсмену и Комитету по вопросам защиты прав человека парламента принять все меры, чтобы не допускать насилия на религиозной почве, ситуация дошла до абсурда. Так, 10 марта 2002 года члены паствы Б. Мкалавишвили, взяли в плен нескольких полицейских, сидевших в машине, и ввели их во двор строящейся неподалеку церкви. Затем пресс-служба Глданской епархии распространила заявление, в котором говорилось, что полицейские являлись участниками покушения на лидера епархии, которое было запланировано на конференции "Положение в области свободы вероисповедания", проведенной днем раньше в офисе народного защитника. Участники этой конференции высказали возмущение тем, что в Грузии зафиксировано свыше 100 случаев нарушений принципа свободы совести. Причем, как отмечалось, почти всегда инициатором этих инцидентов был лидер Глданской епархии Б. Мкалавишвили, который вместе со своими соратниками открыто провоцировал преследования различных религиозных объединений и другие нарушения их прав. Некоторые участники конференции прямо заявили, что это приводит к "опасности эскалации религиозного терроризма", тем более что своими акциями Мкалавишвили откровенно нарушает законодательство страны.

По факту "пленения" полицейских прокурор Глдани-Надзаладевского района Тбилиси, где произошел инцидент, Гурам Галогре возбудил уголовное дело и в качестве меры пресечения потребовал для Б. Мкалавишвили три месяца предварительного заключения. Однако суд не удовлетворил требование прокурора и вынес более мягкий приговор — три месяца под наблюдением полиции. По мнению журналистов, столь мягкое отношение к Мкалавишвили было вызвано тем, что во дворе суда собралась крайне агрессивно настроенная толпа его сторонников, которые в случае удовлетворения требования прокурора угрожали взять штурмом президентскую резиденцию. Разумеется, это им не удалось бы, но попытка экзальтированных людей могла привести к массовому столкновению с полицией. Тем более что в интервью грузинской газете "Резонанси" (2 апреля 2002) Мкалавишвили заявил: "Кровь прольется. Мои духовные чада никому не дадут меня в обиду". По его словам, он даже хотел, чтобы его посадили в тюрьму, так как это привело бы к стычке с полицией и жертвам, после чего президент страны был бы вынужден подать в отставку.

Такая позиция свидетельствует, что у Мкалавишвили есть не только религиозные, но и вполне ясные политические интересы. Так или иначе, он не прекратил выступления против сектантов, а пока находился под надзором полиции, его сторонники совершили нападение на собрание Свидетелей Иеговы в селении Поничала, недалеко от Тбилиси. К тому же в одном из своих интервью Мкалавишвили заявил, что государственный департамент США, критически упомянувший его в своем ежегодном отчете, посвященном защите прав человека, отстаивает права "криминальных сект" и что он (Б. Мкалавишвили) не прекратит борьбу за придание православию статуса государственной религии и пресечение деятельности сектантских организаций. Его сторонники еще больше окрылились, после того как адвокаты добились освобождения Б. Мкалавишвили из-под надзора полиции на том основании, что при вынесении приговора судья допустил нарушение закона. Сторонники подследственного прямо заявили, что борьба за торжество православия выходит на новый виток.

Необходимо принять во внимание, что Б. Мкалавишвили пользуется поддержкой определенной части населения, которая отождествляет веру и национальность. Это не удивительно, если учесть, что православие действительно играло первостепенную роль в истории Грузии и оказало решающее влияние на формирование национальной культуры, хотя это, разумеется, и не дает права нарушать закон и призывать к религиозному экстремизму под прикрытием православия, однако не мешает многим поддерживать Мкалавишвили. Так, члены созданной в г. Рустави организации "Джвари" (Крест) заявили, что если его признают виновным, то они разделят с ним уголовную ответственность. Они участвуют в акциях Глданской епархии, в частности, организовывали выступления против сектантских организаций. Лидер Партии национальной идеологии Зураб Гагнидзе отметил, что руководители православия в Грузии всегда отличались боевым характером, и даже выступил с инициативой: возвести Мкалавишвили, как защитника веры, в сан патриарха. А член парламента Леван Пирвели заявил, что не допустит суда над Мкалавишвили и потребовал, чтобы судили Свидетелей Иеговы.

По мнению омбудсмена Наны Девдариани, религиозный радикализм поддерживает та часть населения, которая не знает, что такое православие. Эти люди соблюдают религиозные ритуалы, но в их душах нет места прощению и неприятию насилия. Она прямо заявила, что демократическое государство не может руководствоваться религиозным законодательством — в нем действует Конституция, а поступки Мкалавишвили подпадают под определенные статьи Уголовного кодекса. Из-за этого во время выступления в парламенте Нана Девдариани подверглась резкой критике со стороны некоторых депутатов, а лидер фракции "XXI век" Вахтанг Бочоришвили даже заявил, что омбудсмен и заместитель секретаря Совета Безопасности Грузии по вопросам защиты прав человека Русудан Беридзе "для него больше не существуют".

Десятого июля 2002 года около 15 человек ворвались в помещение неправительственной организации "Институт свободы" и учинили там разгром, сломали мебель и компьютерную технику, а один из лидеров этой организации, Леван Рамишвили, был доставлен в больницу. В прессе высказывалось мнение, что погром был вызван активной позицией защитников религиозных меньшинств. Как инициатора этой акции называли уже упоминавшегося нами члена парламента Гурама Шарадзе, который неоднократно выступал против деятельности Института свободы, — защитника Свидетелей Иеговы и противника придания православию статуса государственной религии. Однако сам Г. Шарадзе категорически отверг свою причастность к погрому, подал в суд на Институт свободы и даже написал письмо президенту США Джорджу Бушу с требованием отозвать посла Соединенных Штатов в Грузии Ричарда Майлса, обвинив того во вмешательстве во внутренние дела нашей республики. По мнению Г. Шарадзе, это выразилось в поддержке, которую посол оказал Институту свободы.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что две религиозные организации подали жалобы в судебные инстанции. Так, в связи с аннулированием регистрации созданных ими неправительственных организаций и преследованием со стороны Б. Мкалавишвили, Свидетели Иеговы направили в Европейский суд по правам человека в Страсбурге в общей сложности 32 жалобы. Страсбургский суд объединил их в одно дело, которому, в соответствии с распространенной Свидетелями Иеговы информацией, придал приоритетный статус. В связи с этим эксперты вспоминают, что в свое время мировую известность получило дело греческого гражданина Миноса Коккинакиса. У себя на родине он не раз привлекался к ответственности судом различных инстанций, стал первым Свидетелем Иеговы, осужденным на основании закона, классифицирующего прозелитизм как уголовное преступление. Конец этому положил Европейский суд по правам человека, который в 1993 году постановил, что греческое правительство нарушило свободу вероисповедания, присудив выплатить М. Коккинакису возмещение убытков в размере 14 400 долларов.

Другой процесс был инициирован Союзом католиков Западной Грузии "Саварди", который внес в суд г. Кутаиси жалобу на президента республики и потребовал, чтобы он своим указом передал им здание одной из церквей города. Она построена еще в 1862 году, до 1939-го принадлежала католикам, а затем была закрыта. Уже в 1989-м, на закате советской власти, здание церкви передали православным. Однако многие юристы считают, что в демократическом обществе подобные имущественные претензии должны решаться в суде и президент не имеет права распоряжаться собственностью, которая не является государственной.

В связи с нарушениями прав человека в религиозной сфере лидеры объединений католиков, иудеев, мусульман, лютеран и баптистов 5 февраля 2002 года обратились с открытым письмом к президенту страны с просьбой принять меры, направленные на немедленное пресечение насилия на религиозной почве. С аналогичной просьбой к президенту обратились и представители ряда общественных и правозащитных организаций.

По их просьбе Эдуард Шеварднадзе 10 июля 2002 года принял лидеров некоторых религиозных организаций. В этой встрече участвовали архиепископ православной церкви Грузии Даниил (Датуашвили), архиепископ армянской апостольской церкви в Грузии Геворк (Сераидарян), ахунд Тбилисской мечети Али Алиев, исполняющий обязанности главного раввина Грузии Авимелех Розенблат, епископ лютеранской церкви в Грузии Гердт Хюмель, апостольский администратор католической церкви в Грузии епископ Джузепе Пазото, епископ-президент Союза баптистов Грузии Малхаз Сонгулашвили. На встрече также присутствовала Лела Джеджелава, руководитель неправительственной организации "Примирение". Представители религиозных объединений ознакомили президента с совместным заявлением, в котором, в частности, отмечалось, что Закавказье сегодня проходит переломный период своей истории, характеризующийся многими проблемами. Это создает угрозу возникновения искусственно созданных горячих точек. Участники встречи с сожалением отметили, что для эскалации напряженности может быть использован религиозный фактор, заявили о взаимном уважении, осудили фанатизм, ненависть, насилие как на религиозной почве, так и во всех других проявлениях и приняли обязательства "осуществлять свою деятельность без какого-либо проявления прозелитизма". Представители присутствовавших конфессий особо подчеркнули, что в Закавказье никогда не было религиозных войн, всегда были условия для установления мира и добрососедских отношений между различными культурами и вероисповеданиями, что решение проблем они видят в принятии законов, регулирующих отношения в религиозной сфере и гарантирующих всем жителям страны защиту свободы совести.

На встрече были затронуты и другие аспекты. В частности, религиозные лидеры заявили о своей готовности участвовать в благотворительной деятельности, в период социально-экономического кризиса особенно важной для Грузии, высказали мнение, что необходимо создать условия, которые помогут организовать гуманитарные акции.

Факты нарушения свободы совести в Грузии не оставило без внимания и международное сообщество. Озабоченность нарушениями прав человека высказали Европейская ассоциация Свидетелей Иеговы по защите религиозной свободы, Амнисти интернешнл, Хьюман райтс уоч. А посольства США и Великобритании в нашей республике еще в 2001 году сделали совместное заявление, выразив возмущение фактами насилия. Особое внимание этому вопросу уделено в ежегодном отчете Государственного департамента США, в котором отражено положение свободы совести в мире. Относительно ситуации в Грузии в отчете сказано, что в ее Конституции декларируется свобода совести и независимость церкви от государства. Однако за последние годы в некоторых районах страны сотрудники полиции чинят препятствия деятельности иностранных миссионеров, власти не уделяют внимание защите прав религиозных меньшинств, а представители ее местных органов порой ограничивают права Свидетелей Иеговы, баптистов, кришнаитов. Подчеркивается, что некоторые националистически настроенные политики лоббируют принятие закона, обеспечивающего приоритет православной церкви Грузии, упоминается борьба за здания, на которые претендуют католическая и армянская церкви (армянская хочет получить две церкви в Тбилиси, которые, по утверждению грузинских историков, построены православными). Хотя там же отмечается, что в 1999 и 2000 годах в Тбилиси и Батуми было открыто два католических храма.

Отдельно в отчете говорится об Абхазии, в частности, сказано, что на нее не распространяется влияние властей Грузии и права Свидетелей Иеговы там серьезно нарушаются. Напомним, что еще в 1995 году правительство Владислава Ардзинбы издало распоряжение, запрещающее деятельность Свидетелей Иеговы.

Проблема защиты прав человека в религиозной сфере приобретает для нашей республики особое значение, если учесть, что еще в 1998 году в США был принят "Акт о международной религиозной свободе". В соответствии с этим документом президент США имеет право применить определенные санкции против стран, нарушающих принципы религиозной свободы. Предусмотрен не только дипломатический протест, но и введение экономических санкций, прекращение инвестиций и гуманитарной помощи. Для тех фирм Соединенных Штатов, которые будут продолжать сотрудничество с государствами, нарушающими права человека, предусмотрено вето на их поддержку со стороны американского правительства, в том числе и на правительственные заказы, а также аннулирование лицензии на экспорт продукции.

К тому же 24 апреля 2002 года конгресс заслушал доклад конгрессмена от штата Орегон Гордона Смита о ситуации, сложившейся в религиозной сфере Грузии. На этом заседании присутствовал и президент США Джордж Буш. В своем выступлении конгрессмен заявил, что православные Грузии раздражены деятельностью представителей нетрадиционных религий и создали группу, нападающую на их структуры. Особенно часты нападения на Свидетелей Иеговы, во время которых полиция не только не вмешивается в стычки, а в ряде случаев даже потворствует нападающим. В докладе упомянут Б. Мкалавишвили как организатор выступлений не только против Свидетелей Иеговы, но и пятидесятников и баптистов. Конгрессмен выразил опасение, что инертность властей в деле наказания этого человека придаст стимул для более активных акций его сторонников.

В связи с этим 15 членов конгресса США обратились к президенту Грузии со специальным письмом, в котором высказали надежду, что он примет конкретные меры, необходимые для предотвращения насилия и преследований на религиозной почве.

В ответном письме Эдуард Шеварднадзе разделил обеспокоенность конгрессменов и заявил, что такого рода действия не должны остаться безнаказанными. Причину религиозной нетерпимости он видит в том, что в течение веков православная церковь играла большую роль не только в сохранении грузинской государственности, но и самой нации. Президент отметил, что наряду с православными в Грузии веками жили приверженцы ислама, армянской церкви, католицизма, иудаизма, с которыми никогда не было серьезных проблем. Что касается религиозных объединений, проникших в страну за последнее время, то для части населения это было неожиданным и по отношению к ним эти люди настроены отрицательно. Президент считает, что это неправильно, но потребуется время, чтобы изменить подобные настроения.

Газета "Сакартвелос республика" (Республика Грузия) опубликовала письмо Э. Шеварднадзе, в котором президент осуждает экстремизм и насилие на религиозной почве, высказывает мнение, что те, кто используют насилие в интересах православия, жестоко ошибаются, так как своими действиями они подрывают авторитет религии. Кроме того, 17 мая 2002 года президент издал специальный указ (№ 240) "О мерах по усилению защиты прав человека в Грузии", в котором отмечается, что защита прав человека — один из важнейших приоритетов в республике. Несмотря на то что после утверждения Конституции в стране были приняты законы, полностью соответствующие нормам мировой юриспруденции, и сформирован Конституционный суд, играющий первостепенную роль в качестве гаранта защиты прав человека, все же в этой сфере имеются серьезные недостатки. Правда, указ касается вопросов защиты прав человека вообще, однако значительное внимание уделяет и проблеме права на свободу совести. В частности, Прокуратуре, Министерству юстиции и МВД поручено принять меры по обеспечению права на свободу совести и вероисповедания, своевременно расследовать и передавать в суд все случаи нарушения прав религиозных меньшинств, провести тренинги для личного состава "в сфере защиты прав человека и особенно в части свободы вероисповедания". Кроме того, Совету юстиции республики предписывается обратить серьезное внимание на то, чтобы дела о насилии и оскорблении достоинства на религиозной почве рассматривались в судах без неоправданных задержек. Контроль над выполнением этого указа возложен на заместителя секретаря Совета Безопасности по вопросам защиты прав человека Русудана Беридзе. И хотя представители некоторых неправительственных организаций, например член Ассоциации молодых юристов Тина Хидашели, высказывали мнение, что этот указ не будет исполняться и не имеет особого значения, однако он имел широкий резонанс.

Б. Мкалавишвили по поводу письма конгрессменов президенту Грузии заявил, что они (конгрессмены) покрывают в Грузии "преступную деятельность криминальных сект" и, по его мнению, законопроект о религиозных организациях, подготовленный Министерством юстиции, "является антиправославным и антигрузинским, так как допускает легализацию сект". Он устроил акцию протеста у здания посольства США в Тбилиси, во время которой обвинил сотрудников министерства в том, что законопроект создан по заказу Вашингтона, и даже сжег его экземпляр. Он также заявил, что "в Грузии идет процесс перехода из Российской империи в империю американскую". С его точки зрения, именно этим определяется расположение и помощь, оказываемая США нашей республике, и этим объясняется появление законопроекта о религиозных организациях, который не защищает интересы православия, а лигитимизирует регистрацию сект. Он заявил, что с целью объявления православия государственной религией начнет организовывать выступления в масштабе всей Грузии. По его мнению, именно религиозный фактор — причина землетрясения, случившего в Тбилиси весной этого года, а если такое стихийное бедствие повторится, то виновато в этом будет правительство, разработавшее упомянутый законопроект.

Грузия заинтересована в интеграции в евроструктуры, а защите религиозной свободы Евросоюз придает первостепенное значение. Так, в 2000 году Европарламент принял резолюцию, в которой сказано, что страны-члены ЕС должны руководствоваться рекомендациями Совета Европы (№ 1202 и № 1396 от 1999 г.), декларирующими толерантность. Кроме того, в 25 сентября 2001 года Совет Европы принял резолюцию (№ 1257), выражающую обеспокоенность фактами преследования религиозных меньшинств в Грузии. А Комиссия Евросовета по расизму и непримиримости обнародовала более чем резкое заявление о ситуации, сложившейся в нашей стране.

18—19 марта 2002 года Комитет по правам человека ООН рассмотрел вопросы о защите прав человека в Грузии, в том числе и вопрос о свободе совести. Члены комитета выразили мнение, что в своей политике власти республики должны постоянно учитывать принципы толерантности, дабы избежать фактов экстремизма и дискриминации за религиозные убеждения.

Следует отметить, что и общественность нашей страны прилагает значительные усилия, направленные на урегулирование отношений между религиозными организациями. Большую лепту в это дело вносит уже упоминавшаяся неправительственная организация "Примирение". Так, благодаря своей активности православная церковь Грузии подписала соглашения с католической, лютеранской, армянской апостольской и баптистской церквами, а также с мусульманской и иудейской общинами. Во всех соглашениях стороны подтверждают, что они не возражают против того, чтобы православная церковь Грузии заключила с государством конституционное соглашение, и примут все меры, дабы не допустить насилие на религиозной почве.

Кроме того, 18—19 июля 2002 года эта организация провела специальную конференцию "Сотрудничество во имя мира на Кавказе". Наряду с представителями православной церкви Грузии во главе с Католикосом-Патриархом Илией II в ее работе участвовали делегации Русской православной церкви, Духовных управлений мусульман Кавказа, Турции, Кувейта, Ирана и т.д. Конференцию открыл президент республики Эдуард Шеварднадзе. В своем выступлении он отметил особую роль православной церкви в истории Грузии, в становлении ее государственности и развитии культуры. В то же время президент заявил, что Грузии чужд религиозный антагонизм, а примеры религиозного противостояния в стране — одно из проявлений сложного и противоречивого процесса глобализации. Э. Шеварднадзе подчеркнул, что, когда действия какой-либо религиозной организации нарушают Конституцию, государство обязано защитить принципы, зафиксированные в Основном законе страны.

Участники конференции обсудили положение, сложившееся на Кавказе, и возможности использовать религиозный потенциал в урегулирования конфликтов. Было принято коммюнике и обращение к народам и правительствам региона, в котором, в частности, отмечается, что, представляя множество его народов и религий, участники конференции единодушны в понимании своего долга в деле установления мира и согласия. Сегодня народы Кавказа более всего страдают от межэтнических и межнациональных конфликтов, сепаратизма и ксенофобии, отчуждения и взаимной вражды. Порожденные внешними и внутренними причинами армяно-азербайджанский, абхазо-грузинский, осетино-ингушский, чеченский и другие конфликты в течение многих лет приносят горе и страдания миллионам людей, препятствуют развитию естественных процессов и прогрессу в регионе. Кроме того, было высказано мнение, что межнациональное и межрелигиозное взаимодействие, добрососедство, сохранение территориальной целостности — единственная дорога к счастливому будущему Кавказа. Любой другой путь ведет к гибельной пропасти, кровавым распрям, уничтожению священного дара жизни. В обращении выражена уверенность, что руководители государств преодолеют существующие между странами противоречия и найдут взаимоприемлемые решения. Разумеется, такая конференция — значительное событие в религиозной жизни не только Грузии, но и всего Кавказа, однако она не могла решить конкретные проблемы.

По мнению автора этих строк, напряженность в религиозной сфере Грузии вызвана тяжелым социальным положением, сложившимся в последнее десятилетие ХХ века. Многие эксперты утверждают, что, переходя в другие религиозные организации, часть православных верующих таким образом выражает стихийный протест. Хотя некоторые считают, что в этом не последнюю роль играет гуманитарная помощь, оказываемая жителям республики различными религиозными объединениями.

Конституция и законодательство нашей страны гарантируют свободу совести. Однако на практике это право довольно часто нарушается. Представители религиозных организаций подвергаются преследованиям, угрозам, моральным и физическим оскорблениям. К сожалению, правоохранительные органы пока еще неадекватно реагируют на эти факты, и у населения формируется мнение, что акции, организуемые радикальной группой Мкалавишвили, проходят при молчаливом попустительстве или даже скрытом содействии властей. Правозащитники утверждают, что именно бездеятельность полиции дает возможность Мкалавишвили и его пастве организовывать свои выступления. Как следствие, многие религиозные объединения считают, что их притесняет не православная церковь, а государство. Естественно, это серьезно подрывает авторитет нашей страны на международной арене.

По мнению многих экспертов, положение можно исправить. Для этого необходимо принять закон, регламентирующий религиозную сферу (мы уже упоминали, что его проект разработан). К тому же в 9-й статье Конституции закреплен следующий принцип взаимоотношения государства и церкви: "Государство носит сугубо светский характер и поддерживает принцип религиозной свободы". В то же время признается особая роль православной церкви в истории Грузии. В ту же статью Конституции позднее было внесено изменение, в соответствии с которым отношение государства и православной церкви будет регулироваться конституционным соглашением. Оно еще не заключено, и пока нет закона, регламентирующего права и обязанности, а главное — процесс регистрации религиозных организаций. Однако перспектива принять этот документ вызывает в обществе противоречивые отклики.

Законопроект "О свободе совести и религиозных объединениях", созданный Министерством юстиции, в целом отвечает принципам демократии и стандартам, принятым в международном сообществе. Тем не менее его критикуют не только радикально настроенные православные, но и неправительственные организации, лоббирующие внедрение в стране демократических принципов.

Ортодоксально настроенные верующие считают, что законопроект носит экуменический характер, разработан без учета интересов православной церкви, имеет ярко выраженную антиправославную и антигосударственную направленность. По их мнению, этот документ должен учитывать постулаты церковного права, а если парламент начнет его обсуждение, то они не исключают возможность организации акций протеста.

Общественные и неправительственные организации полагают, что стране не нужен специальный закон, касающийся религиозной сферы, а все проблемы можно урегулировать с помощью уже действующих, в частности на основе Гражданского кодекса. Высказывается мнение, что новый закон необходим власти для контроля над религиозными объединениями и после его утверждения православная церковь Грузии, как наиболее многочисленная и исторически значимая, окажется под особо пристальным вниманием государственных структур. Разумеется, это спорно, так как серьезный контроль над религиозными объединениями возможен только в том случае, если тому будет способствовать сложившийся общественно-политический уклад государства. Естественно, в современной Грузии такой закон не может стать рычагом контроля.

Особо резкую критику неправительственных организаций вызывает статья, запрещающая "недобросовестный прозелитизм". По их мнению, это ограничивает право на свободу слова и беспрепятственное распространение информации.

По-видимому, парламент будет рассматривать упомянутый закон зимой или весной 2003 года, и пока трудно сказать, какую позицию займут депутаты. Однако ясно одно — необходимо принять все меры, которые обеспечат право на свободу совести в Грузии и будут способствовать тому, чтобы потенциал религиозных объединений использовался в целях развития всего общества.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL