МУСУЛЬМАНЕ В РОССИИ: КТО ОНИ?!

Равиль ГАЙНУТДИН


Равиль Гайнутдин, муфтий шейх, председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России


Недавно наша страна отметила наступление нового тысячелетия и годовщину в жизни российской уммы — 1400-летие принятия ислама народами, проживающими на территории современной России. В это же время трагические события 1999 года в Москве и Буйнакске, 2001 года — в Нью-Йорке и Вашингтоне, военные действия в Афганистане, позиция многих средств массовой информации, пытающихся связать новые вызовы и угрозы с исламским вероучением, вызывают у части российских граждан недоверие и страх по отношению к исламу. При этом аналитики, политики, журналисты, часть научного сообщества порой рассматривают исламский фактор в мире и в РФ как новый вызов безопасности современных социумов. Мусульманские религиозные деятели нашей страны не могут смириться с таким выводом.

Полагаю, что исламский фактор, отражающий практическую деятельность российских мусульманских организаций, конечно, не может рассматриваться как угроза российскому обществу. Мусульмане много веков живут в России, бок о бок с представителями других традиционных конфессий, совместно участвуя в создании ее экономического и духовного потенциала, поддерживают руководство государства в его стремлении стать полноценной частью мирового сообщества. Это означает, что попытки связать какую-либо религию с экстремизмом в политике не могут быть конструктивными ни для государства, ни для общества.

Проблемы, существующие для самих российских исламских организаций, связаны с отсутствием научных данных о мусульманах как органичной части российского общества, с непониманием обществом особенностей образа жизни, жизненных ценностей и поведенческих мотивов мусульман в условиях современной России. Поэтому Совет муфтиев России принял решение о проведении социологического исследования "Мусульмане в России. Кто они?" В качестве объекта исследования были выбраны группы мусульман европейской части России (Московская область, Кострома, Набережные Челны, Пенза, Пермь, Ярославль), регулярно посещающие мечеть. В качестве предмета исследования выступили жизненные ценности российских мусульман как основа их последующего поведения. Конечные задачи исследования — выявление роли ислама как образа жизни в формировании жизненных ценностей российских мусульман и определение степени их управляемости.

Была выдвинута и полностью подтвердилась гипотеза о том, что при существовании определенной специфики жизненные ценности мусульман не противоречат природе, характеру, направленности российского общества. Умма — естественный атрибут российского общества. В ходе исследования последовательно решались четыре задачи: определить жизненные ценности и мотивы социального поведения российских мусульман и место ислама в ряду этих ценностей; провести анализ готовности разных мусульманских групп к определенным видам социального действия; сделать примерный прогноз социального поведения мусульманской уммы России; предложить духовным управлениям мусульман возможные механизмы стабилизирующего воздействия на умму.

Думается, что результаты исследования могут оказаться полезными для духовных управлений мусульман Поволжья и Северного Кавказа. В данной статье будут рассмотрены лишь два аспекта проведенного исследования: возраст как фактор различий мировоззрения и поведения российских мусульман и особенности религиозной жизни современных российских мусульман.

1. Исламское понимание общества

Согласно исламу все человеческие существа образуют единую семью, сотворенную Богом, и в своих деяниях они зависимы от его воли.

Вначале люди были общиной единой, но разошлись они.

И если бы прежде не было произнесено Господом твоим

Слово, то были бы устранены разногласия их (Коран, 10:19).

В исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение исключительности кого-либо только по происхождению или по половой принадлежности:

О люди! Воистину, создали мы Вас мужчинами и женщинами

И сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга.

Ведь самый благочестивый из Вас перед Аллахом тот,

Кто наиболее богобоязненный (Коран, 49:13).

Всевышний говорит:

Воистину, община ваша — единая община,

Я же — Господь ваш. Так поклоняйтесь мне! (Коран, 21:92).

Исторически мусульмане в России идентифицировали себя, прежде всего, как "мусульман", то есть как умму, а не как представителей какой-либо территориальной или языковой общности. И в официальных документах Российской империи была графа "вероисповедание", а не "национальность". В настоящее время, в связи с возрождением духовности, принадлежность к какой-либо нации или народности сочетается у мусульман с самоидентификацией как части единой российской религиозной общности. В связи с этим можно говорить о возрождении понятия "мусульманская умма России".

Миграционные процессы привели к тому, что мусульмане расселились на всем пространстве нашей страны. Сегодня Россия не только православная, но и возрождающаяся мусульманская держава, численность исповедующих ислам в которой больше, чем во многих мусульманских странах.

2. Религиозная жизнь современных российских мусульман

Сегодня является бесспорным тезис о возрождении ислама на территории современной России, как и возрождении религии вообще. Научный анализ и исследования в рамках этой проблемы сталкиваются со сложностями разного порядка. Наряду с течениями, объективно существующими в современном исламе, необходимо понимание, что религия сегодня — это не только отправление культа, но в первую очередь восполнение духовного содержания у современно образованных людей, для которых потребность прихода в мечеть продиктована не просто самоидентификацией с мусульманской религиозно-культурной традицией, но и с изменениями в мировоззрении и мировосприятии. Именно этим объясняется рост количества верующих и среди наиболее образованных граждан нашей страны, в том числе и среди русских.

В пользу этого говорит количественный рост зарегистрированных религиозных общин, интерес к религиозному образованию и интерес (зачастую корыстный) политиков и политических структур к религии, что также подтверждает религиозное возрождение. Являясь социальным институтом, религия устанавливает правила поведения людей и регламентирует их взаимоотношения. Предварительный анализ обработанных данных анкетирования позволяет выявить степень влияния религиозных ценностей и традиций на мировоззрение и поведение российских мусульман.

Почти половина принявших участие в опросе — прихожане в возрасте до 35 лет; на возрастные группы старше 35 лет пришлось 54% респондентов. Характеристика прихожан региональных мечетей по образовательному уровню выглядит следующим образом: неполное среднее образование имеют 15% опрошенных; среднее — 31%; среднее специальное 27%; и столько же (27%) — высшее. Среди опрошенных на момент анкетирования 56% состояли в браке, 44% — не состояли в браке, 52% имели детей.

Опрос выявил, что из основных положений ислама опрошенные выполняют: Иман и шахаду — 77%; почти для такого же количества обязательным для выполнения является ежедневный намаз — 77,5%. Участие в хадже приняли 10,5% респондентов; число соблюдающих пост значительно превышает этот показатель — 93,5% . Закят – обязательный, согласно мусульманскому праву, налог — платят 58% опрошенных. Здесь следует сделать оговорку на относительную неразработанность этой проблемы в современной России. В условиях многочисленности мусульманской уммы страны постановка и последующая грамотная разработка этого вопроса на государственном уровне (когда выплата 2% от дохода мусульман перечисляется для нужд мусульманских приходов) явилась бы рациональным решением социальных проблем российских мусульман.

Анализ мировосприятия прихожан российских мечетей, проведенный с точки зрения значимости ислама в их жизни, может служить характеристикой позиции мусульман региона в российском социуме. В жизни 93% опрошенных ислам занимает значительное место; затруднились ответить 5,2 %; незначительное место в жизни занимает ислам у 1,8 % респондентов. Среди посещающих мечети не оказалось людей, в чьей жизни ислам ничего не значит.

Для понимания отношения российских мусульман означенного региона к своим согражданам в целом могут служить их ответы на вопрос об отношении к представителям других религий (см. табл. 1).

Таблица 1

Отношение к другим религиям

Число ответивших (в %)

Положительно, интересуются

40

Терпимо

34

Все равно

12

Отрицательно

4

Ничего не знают

5

Затруднились ответить

5

Таким образом, абсолютное большинство российских мусульман (86%) высказали достаточно лояльное отношение к другим религиям, что предполагает доброжелательное, добрососедское отношение и к их представителям. Такой вывод объясняется тем высоким местом, которое ислам отвел отношениям с соседями. Так, в Коране Аллах велит оказывать благодеяния соседу, говоря: "И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете" (4:36).

Веротерпимость в исламе является чертой, несущей существенную смысловую нагрузку, поскольку сознательный мусульманин не должен ограничиваться оказанием благодеяний своим соседям только из числа родственников или мусульман, он точно также должен относиться и к немусульманам. Это объясняется великодушием ислама. Оно настолько широко, что охватывает всех людей, несмотря на различия исповедуемых ими религий. Сообщается, что однажды, когда для одного из видных сподвижников пророка Абдуллаха бин Амра закололи овцу, он спросил своего слугу: "А дал ли ты что-нибудь соседу-иудею?" Иудеи и христиане всегда пользовались защитой мусульман, не опасаясь за свою жизнь, честь, имущество и свободу вероисповедания и наслаждаясь покровительством, хорошим отношением и свободой совести. Об этом свидетельствует существование синагог и церквей, построенных на самых первых этапах развития ислама, согласно тому, что сказано в Коране: "Аллах не запрещает вам оказывать благодеяния и проявлять справедливость по отношению к тем, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит справедливых!" (60:8).

Далее анализируется зависимость отношения мусульман к другим религиям от волнующих респондентов проблем. Тех, кто положительно относится к другим религиям, больше всего волнуют проблемы ислама и мусульманских организаций, преступность, мафия и вооруженные конфликты. Тех, кто относится терпимо к другим религиям, — проблемы ислама и мусульманских организаций, бездуховность. Среди безразлично относящихся к другим конфессиям наиболее популярными были такие ответы: "проблемы ислама и мусульманских организаций", "вооруженные конфликты", а также "мафия и коррупция", "бездуховность" и "состояние экономики".

В свою очередь среди отрицательно относящихся к другим религиям были отмечены как наиболее волнующие прихожан проблемы: мафия и коррупция, преступность, бездуховность, массовые беспорядки и лишь затем проблемы ислама и мусульманских организаций. Обращает на себя внимание, что для этой категории прихожан проблемы ислама и мусульманских организаций в 2,5 раза менее значимы, чем проблемы, связанные с мафией и коррупцией. Те, кто ничего не знает о других конфессиях, приоритетными выделили проблемы обнищания населения, ислама и мусульманских организаций, вооруженные конфликты. Наиболее значимыми проблемами для затруднившихся определить свое отношение к другим конфессиям являются вооруженные конфликты, массовые беспорядки и неравенство, обнищание населения, проблемы ислама и мусульманских организаций (см. табл. 2).

Таблица 2

 

Отношение к другим религиям (в %)

Какие проблемы волнуют больше всего (можно дать несколько вариантов ответов)

Положительное, с интересом

(40,5% от общего числа опрошенных)

Терпимое

(34%)

Безразличное

(12%)

Отрицательное

(4%)

Ничего о них не знаю

(5%)

Затрудняюсь ответить

(5%)

Состояние экономики

38

39

40

14

7,7

44

Диктатура

7,2

13

15

7,1

0

19

Бездуховность

44

63

40

36

15

38

Массовые беспорядки

28

24

20

36

15

63

Вооруженные конфликты

47

45

45

29

46

75

Зависимость от Запада

25

28

18

29

23

6,3

Мафия, коррупция

47

43

40

71

15

44

Обнищание населения

38

39

30

21

62

56

Социальное неравенство

28

39

33

14

7,7

38

Преступность

54

54

43

57

15

63

Проблемы ислама и мусульманских организаций

74

72

70

36

54

56

Затруднились ответить

1,4

2,6

2,5

0

0

0

Данные, приведенные в таблице 2, еще раз подтверждают, что от других религий ислам отличается социальной направленностью своего учения. "Воистину, Аллах не изменяет положения людей, пока они не изменятся внутри себя" (Коран, 13:11).

С учетом целей исследования была определена вероятная реакция всех опрошенных мусульман на возможное значительное ухудшение условий жизни. Как наиболее приемлемый вариант поведения подавляющее большинство выбрали следующее: поиск дополнительной работы и заработков; вступление в партию, отстаивание интересов через профсоюз или участие в забастовках и голодовках привлекательны для минимального числа опрошенных мусульман (от 0% до 2% опрошенных); взяться за оружие — для 3%; переезд в другой регион страны — для 4%; выезд из России — для 5%.

Даже с учетом того, что респондентам была предоставлена возможность дать несколько ответов, обращает на себя внимание тот факт, что 32,5% опрошенных собираются что-то предпринять, но пока не решили, что именно, а 22% отметили графу "трудно сказать". То есть половина участников обследования пока непредсказуемы в ситуации возможного ухудшения условий жизни, многие мусульмане пока находятся на стадии выбора своей позиции, содержания и характера своих социальных действий.

Представлялось, что варианты возможной реакции в случае значительного ухудшения условий жизни важно проанализировать еще в нескольких ракурсах: с позиций названного места ислама в жизни прихожан и с точки зрения различного отношения к другим религиям (таблицы 3, 4).

Таблица 3 (подсчет по вертикали)

 

Ислам занимает место в жизни (в %)

Варианты реакции в случае значительного ухудшения условий жизни

(можно дать несколько вариантов ответов)

Значительное

(93% от числа опрошенных)

Незначительное

(1,8%)

Затрудняюсь ответить

(5,2%)

Ничего о них не знаю

(0)

Вступлю в партию

0

0

0

0

Буду отстаивать свои интересы через профсоюз

1,9

0

11

0

Приму участие в демонстрациях, забастовках, голодовках

2,3

0

17

0

Возьмусь за оружие

2,9

0

11

0

Перееду в другой регион страны

3,6

0

17

0

Приму решение о выезде из России

4,9

0

11

0

Буду искать дополнительные заработки

44

33

56

0

Никак не буду реагировать

1

0

5,6

0

Что-то предприму, но еще не решил что

32

50

44

0

Ничего не буду предпринимать

7,1

17

0

0

Трудно сказать

23

17

11

0

Намерение взяться за оружие высказали 2,9% тех, у кого ислам занимает значительное место в жизни, и 11% от числа затруднившихся определить его место в своей жизни, что свидетельствует об огромной роли ислама в воспитании толерантности и активной гражданской позиции российских мусульман. Не зря в "Основных положениях социальной программы российских мусульман" мы записали: "Неисполнение своих законных гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общин к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в Исламе недопустимыми!"1

Решение о выезде из России предполагают принять 4,9% тех, у кого ислам занимает значительное место в жизни, и 11% среди затруднившихся определить его место в своей жизни; переезд в другой регион России готовы предпочесть 3,6% тех, у кого ислам занимает значительное место в жизни, и 17% среди затруднившихся определить его место в своей жизни. Основной выбор моделей поведения прихожане сделали в пользу поиска дополнительных заработков: 44% среди тех, у кого ислам занимает существенное место, 33% при незначительном месте и 56% среди затруднившихся определить его место в своей жизни. Высокие показатели выбравших ответ "что-то предприму, но еще не решил что" и "трудно сказать" среди всех, так или иначе определивших место ислама в жизни, еще раз актуализируют необходимость придать воспитательной работе с верующими бóльшую определенность, поскольку социально пассивные люди, как уже отмечалось, являются источником для групп с непредсказуемым поведением.

Таблица 4 (подсчет по вертикали)

 

Отношение к другим религиям (в %)

Варианты реакции в случае значительного ухудшения условий жизни

(можно дать несколько вариантов ответов)

Положительное, с интересом

(40,5% от общего числа опрошенных)

Терпимое

(34%)

Безразличное

(12%)

Отрицательное

(4%)

Ничего о них не знаю

(5%)

Затрудняюсь ответить

(5%)

Вступлю в партию

0

0

0

0

0

0

Буду отстаивать свои интересы через профсоюз

2,9

1,7

7,5

0

0

0

Приму участие в демонстрациях, забастовках, голодовках

2,9

0

5

0

0

0

Возьмусь за оружие

1,4

2,6

13

0

0

0

Перееду в другой регион страны

4,3

3,5

7,5

7,1

0

0

Приму решение о выезде из России

1,4

8,7

5

7,1

0

13

Буду искать дополнительные заработки

41

42

45

29

54

56

Никак не буду реагировать

0

2,6

2,5

0

0

0

Что-то предприму, но еще не решил что

33

35

33

7,1

23

13

Ничего не буду предпринимать

8

3,5

10

0

7,7

6,3

Трудно сказать

23

21

15

43

0

25

Самые высокие показатели по всем категориям отношения к другим религиям отмечаем среди готовых искать дополнительные заработки (от 29% до 56%), среди еще не решивших, что они будут предпринимать, (в основном более 20%), среди не определившихся вообще (от 15% и более). Взяться за оружие готовы 1,4% тех, кто положительно относится к другим религиям, 2,6% тех, кто выразил терпимое отношение, и 13% прихожан с безразличным отношением к другим религиям.

Рассмотрим возможные способы отстаивать интересы, указанные опрошенными, так или иначе определившими место ислама в своей жизни и выразившими свое отношение к другим религиям, поскольку они могут служить дополнительной характеристикой их политической, социальной активности и гражданской позиции (см. табл. 5 и 6).

Таблица 5 (подсчет по вертикали)

 

Ислам занимает место в жизни (в %)

Способы отстаивать свои интересы (можно дать несколько вариантов ответов)

Значительное

(93% от числа опрошенных)

Незначительное

(1,8%)

Затрудняюсь ответить

(5,2%)

Ничего о них не знаю

(0)

Участвуя в выборах и референдумах

11

29

4,5

 

Участвуя в митингах и демонстрациях

1,6

0

9,1

 

Участвуя в забастовках

0,8

0

0

 

Участвуя в голодовках

0,5

0

4,5

 

Участвуя в деятельности политических партий

0,5

0

0

 

Участвуя в деятельности общественных организаций

2,9

0

18

 

Обращаясь в средства массовой информации

6,1

14

14

 

Эффективных способов в России не существует

23

14

14

 

Самостоятельно, действуя через свои личные связи

17

0

18

 

Обращаясь в суд

6,4

0

14

 

Обращаясь в органы власти

4,5

14

0

 

Затрудняюсь ответить

19

29

4,5

 

Другие способы

5,6

0

0

 

Наибольший процент (29%) участия в выборах и референдумах предложили те, у кого ислам занимает незначительное место в жизни, столько же и затруднились ответить на данный вопрос. Среди тех, у кого ислам занимает значительное место в жизни, наибольшее число (23%) полагают, что в России не существует эффективных способов отстаивать собственные интересы; 19% и 17% составили те, кто затруднился ответить и те, кто предпочитает действовать через свои личные связи. Обращает на себя внимание тот факт, что абсолютное большинство опрошенных не видит приоритета в использовании политических методов отстаивать собственные интересы (за исключением участия в выборах и референдумах).

Таблица 6 (подсчет по вертикали)

 

Отношение к другим религиям (в %)

Способы отстаивать свои интересы (можно дать несколько вариантов ответов)

Положительное, с интересом

(40,5% от общего числа опрошенных)

Терпимое

(34%)

Безразличное

(12%)

Отрицательное

(4%)

Ничего о них не знаю

(5%)

Затрудняюсь ответить

(5%)

Участвуя в выборах и референдумах

20

2,3

7,1

33

0

0

Участвуя в митингах и демонстрациях

3,5

0

0

8,3

0

0

Участвуя в забастовках

0

0

0

0

0

0

Участвуя в голодовках

1,2

0

0

8,3

0

0

Участвуя в деятельности политических партий

1,2

0

0

0

0

0

Участвуя в деятельности общественных организаций

4,7

3,8

2,4

8,3

0

0

Обращаясь в средства массовой информации

5,8

7,6

17

0

0

6,7

Эффективных способов в России не существует

16

26

29

0

54

40

Самостоятельно, действуя через личные связи

16

19

17

0

23

0

Обращаясь в суд

7,6

6,1

4,8

0

15

0

Обращаясь в органы власти

4,1

5,3

2,4

0

0

0

Затрудняюсь ответить

15

23

21

25

7,7

40

Другие способы

4,7

6,9

0

17

0

13

Практически все респонденты не принимают таких возможностей отстаивать свои интересы, как забастовки, голодовки, участие в деятельности политических партий и обращение в органы власти. Наибольшее доверие суду высказали те, кто ничего не знают о других религиях (15% этой группы). Во всех обозначенных группах опрошенных высокий процент считающих, что в России нет эффективных способов отстаивать свои интересы, и тех, кто предпочитает отстаивать их самостоятельно, действуя через свои личные связи, либо затруднившихся ответить о предпочтительных способах своих действий. В целом мы полагаем, что пока "социальное лицо" российских мусульман только формируется и очень многое здесь зависит от позиции государственных структур с их социально-ориентированной политикой, а также от деятельности мусульманских и общественных организаций.

Для полноты характеристики современных прихожан российских мечетей представляется важным рассмотреть, с кем опрошенные испытывают чувство общности. Наибольшее число респондентов отметили, что общность испытывают с мусульманами (94%) и со своей семьей (93%). Далее популярными оказались ответы: "с людьми своего поколения" (более половины опрошенных) и более 40% — "с людьми тех же взглядов на жизнь".

Таким образом, религиозная жизнь современных российских мусульман проходит в рамках религиозного возрождения, является естественной составной частью и одной из важнейших сторон трансформации российского общества в целом. Наряду с видимыми признаками исламского возрождения: увеличением числа зарегистрированных приходов и мечетей (их количество достигло половины дореволюционного уровня), количественным и качественным расширением религиозного образования, повышением интереса к исламу — можно отметить более глубокие социальные и психологические процессы на личностном уровне, когда современное мировосприятие образованных людей обусловлено мировоззренческими и нравственными аспектами религии. Для верующих ислам все больше становится средством социализации, приспособления к жизни в российском обществе, ориентиром в выборе ценностей, норм и правил человеческого бытия.

Для российских мусульман характерны веротерпимость, толерантность к представителям других конфессий, умеренность в выборе способов отстаивать свои интересы, они отдают предпочтение социальным способам (в первую очередь поиск новых мест работы), а не политическим действиям. Российские мусульмане проявляют умеренность и в оценке социально-экономической ситуации в нашей стране. Более всего их волнуют проблемы ислама и мусульманских организаций, преступность, вооруженные конфликты, бездуховность, обнищание населения, мафия и коррупция. Именно от решения этих проблем зависит доверие мусульман к российским государственным органам и общественным организациям. Полагаем, что российские мусульмане — достойные представители своего общества, его естественная и традиционная часть.

3. Возраст как фактор различий мировоззрения и поведения российских мусульман

В рамках вопроса необходимо было проверить "миф" о якобы существующей у мусульман предрасположенности, особенно у молодежи, к неким радикальным антисоциальным действиям. Результаты исследования показывают полное отсутствие такой предрасположенности. Как мы уже отмечали, почти 50% респондентов составили прихожане в возрасте до 35 лет; возрастные группы старше 35 лет — 54% опрошенных. При некоторой условности (в силу репрезентативности выборки), эти данные тем не менее характеризуют активность молодых прихожан и являются показателем возможной результативности воспитательной работы мечетей. То, что возрастная группа до 19 лет (так называемые "тинейджеры") составила 13,5%, а прихожане до 24 лет (суммарно) — 29,5%, то есть почти треть опрошенных, говорит об активном посещении мечетей той частью молодежи, чья ментальность формировалась в послеперестроечные годы.

Ответы на косвенно поставленные вопросы подтверждают приоритетность ислама в мировоззрении и мировосприятии современных российских мусульман. Так, для 57% респондентов исламские нормы являются фактором, позволяющим справиться с жизненными трудностями, в то время как профессию, деловые связи или трудовой коллектив отметили лишь 21%, 8% и 2,5% респондентов соответственно. Однако вычленение ответов (по полу и возрасту) на вопросы о следовании традициям и действенности исламских норм дает наглядную картину резкого снижения в группе 45—49-летних числа тех, кто считает соблюдение исламских норм и исламских традиций существенным фактором, способным помочь в борьбе с жизненными трудностями, при высоких показателях в молодежных и старших возрастных группах и некотором снижении при ответе на этот вопрос числа 30—44-летних прихожан.

Анализ повозрастных показателей выполнения респондентами основных положений ислама выявляет, что наибольшее количество соблюдающих Иман и шахаду составляют прихожане в возрасте 25—29 и 40—44 лет, а наименьшее их количество среди тех, кому 45—49 лет и до 19-ти. Наиболее активно совершают намаз в возрасте 40—44 и свыше 60 лет, а меньше всего его совершают 45—49-летние. Закят более активно выплачивают мусульмане в возрасте 50—54 и 40—44 лет, а менее всего — прихожане в возрасте 45—49 лет и моложе 19-ти. Понятно, что те, кому 19 и кто сам еще не зарабатывает на жизнь трудом, пока еще не могут платить налог, чем и объясняется низкий процент платящих закят в молодом возрасте. Однако прихожане возраста 45—49 лет, видимо, нуждаются в пристальном внимании со стороны мусульманских лидеров.

Среди соблюдающих пост показатели довольны близкие и разница между опрошенными невысока, что соответствует реальному положению, когда мусульмане стремятся соблюдать пост в Священный месяц Рамадан. Очень приятно, что 40—49-летние его соблюдают. Самые низкие показатели выполнения основных положений ислама вновь фиксируются на строке 45—49 лет. Исключение составляет лишь мусульманский пост — его соблюдают все опрошенные этой возрастной группы.

Очень продуктивны для понимания особенностей уммы данные об отношении ее членов к другим религиям, приведенные во втором параграфе. При их сопоставлении с повозрастными показателями отношения мусульман к другим религиям выявляется, что большинство внутри 5-процентной группы ответивших "ничего не знаю о других религиях" — люди самых младших возрастных групп и с неполным средним образованием.

Выражая отношение к другим религиям, опрашиваемые, безусловно, воспринимали его и как отношение к людям, их исповедующим. Так, представители возрастной группы до 19 лет определили свое отношение как положительное и терпимое — 39% и 27% соответственно; 20—24 лет — 33% и 37%; 25—29 лет – 30% и 40%. То есть положительно или терпимо относятся к представителям других религий около 70% всей молодежи, посещающей мечети. Отрицательное отношение высказали 5% респондентов возрастной группы 20—24 лет и 6,7% — 25—29 лет. Среди отвечавших на вопросы анкеты молодых людей в возрасте до 19 лет нет таких, кто отрицательно относится к представителям других религий. Безразличное отношение высказали 14% опрошенных до 19 лет, 13% — в возрасте 20—24 лет и 20% — 25—29 лет. Положительное и терпимое отношение подавляющего большинства всех респондентов, равномерное распределение этих показателей среди общего числа опрошенных — показатель сохранения традиционно добрососедского сосуществования представителей конфессий в этой части России. В строке, соответствующей ответам группы 45—49 лет, отмечается относительно низкий показатель в ответе на вопрос о положительном отношении к представителям других религий, хотя сумма ответов, отражающих лояльное отношение, в целом не выбивается из общего ряда.

Особо характеризует население оценка опрошенными уровня своей жизни. Подавляющее большинство — 77% респондентов — составляют в сумме группу, члены которой считают, что не отказывают себе ни в чем или отказываются от предметов роскоши, а иногда и от некоторых необходимых предметов и продуктов. Терпят нужду и голод 4% опрошенных, с трудом сводят концы с концами 8,5%; затруднились ответить 11,5% респондентов. Таким образом, 55% прихожан живут в той или иной степени ниже черты в 1 500 рублей; у 45% заявленный доход на каждого члена семьи выше (за основу взят прожиточный минимум, исходя из времени проведения обследования — начало 2002 г.).

При анализе повозрастных ответов на этот блок анкеты следует отметить, что уже в первых трех выделенных молодежных группах заметен довольно широкий разброс мнений при выборе из ответов такого, как "не отказываю себе ни в чем". Здесь очевидной становится материальная зависимость представителей самой младшей возрастной группы от семьи родителей (не отказывают себе ни в чем только 4,7%). В группе 20—24 года таковых уже 21%, что объясняется их некоторой финансовой независимостью от родителей и тем, что большинство из них пока не создали собственных семей. В группе 25—29 лет ни в чем себе не отказывают всего лишь 3,2% опрошенных (в силу ответственности перед своими собственными семьями). В возрастных группах 40—44 лет и 45—49 лет, условно причисляемых нами к группам "родителей" (относительно самых младших возрастных групп обследования), нет людей, которые позволили бы "не отказывать себе ни в чем". Здесь еще раз следует отметить субъективность респондентов в оценке уровня своей жизни.

Представление об экономическом положении прихожан дополняет ответ на вопрос о том, что в нынешних условиях помогает российским мусульманам справляться с жизненными трудностями. Как уже выше отмечалось, на первое место поставлены исламские нормы (57%). По законам ислама человек ответствен перед Творцом за свою земную жизнь. Обладая здравым умом и физическим здоровьем, он не имеет права не трудиться, материально зависеть от других. Даже бедность, учит Священный Коран, надо уметь переносить с достоинством. Благодарность за добро также является одним из неотъемлемых исламских нравственных качеств, на что указывают и слова посланника Аллаха, побуждавшего людей к проявлению благодарности: "Не воздаст благодарности Аллаху тот, кто не благодарит людей" (Аль-Бухари).

Повозрастные данные вновь заставляют задуматься над проблемами кризисного "среднего возраста" поколения сорокалетних. Именно это поколение характеризует самый низкий процент выбравших исламские нормы и следование традициям как факторы, помогающие справляться с жизненными трудностями. А в сочетании с полным отсутствием оптимизма, способности приспособиться к условиям российского бизнеса, надежд на имеющиеся сбережения это (при относительно высоком числе возлагающих надежду на трудолюбие, профессию, умение переучиваться и пойти на риск) вновь заставляет сослаться на кризисное состояние поколения, у которого профессиональное становление пришлось на первые перестроечные и послеперестроечные годы.

Несколько иной ракурс раскрывается при сопоставлении данных оценки уровня жизни и ответов на последующие вопросы экономического блока анкеты. Почти 70% опрошенных считают, что за последние 10 лет их материальное положение или стало лучше, или не изменилось. По сравнению с началом 1990-х годов стали жить хуже 17% респондентов и затруднились ответить 15% участников обследования.

При оценке экономической ситуации наибольший пессимизм присущ самой младшей возрастной группе. Так, 41% тех, кому до 19 лет, 25% — 20—24 лет и 17% — 25—29 лет, считают, что ситуация продолжает оставаться тяжелой. Как тяжелую, но с наметившимися признаками улучшения, оценили ситуацию соответственно 34%, 41%, 53%. Считают, что экономика в стране на подъеме только 2% в группе 20—24 лет; в других молодежных возрастных группах не оказалось тех, кто разделяет эту точку зрения. Катастрофической социально-экономическую ситуацию в России считают соответственно 4,5%, 18% и 20% первых трех выделенных возрастных групп. Суммарно наиболее пессимистичная оценка сохраняется у самой младшей группы и у тех, кому 45—49 лет, где ситуацию оценивают "на грани катастрофы" 28% респондентов, в то время как среди наиболее благополучных в финансовом отношении, что было выявлено выше в возрастных группах 30—34 лет и 35—39 лет, такую точку зрения разделяют 5% и 6,5%

Поведенческую характеристику прихожан разных возрастов дает выбор вариантов возможной реакции опрошенных на значительное ухудшение условий жизни. Подавляющее большинство во всех возрастных группах избрали как основу для своих поступков модель "буду искать дополнительные заработки".

При раскладе ответов по возрастам самый позитивный ответ выглядит таким образом (см. табл. 7).

Таблица 7

Возрастные группы

Буду искать дополнительные заработки (в %)

До 19 лет

59

20—24

60

25—29

60

30—34

54

35—39

29

40—44

50

45—49

28

50—54

84

55—59

50

60+

11

Этот показатель несколько выше у молодежи по сравнению со средним показателем — 43% для всех обследуемых мусульман. Обращает на себя внимание вновь низкий показатель в группе 45—49-летних: только 28% прихожан этого возраста намерены искать дополнительные заработки в случае значительного ухудшения условий жизни.

Молодежь и те, кто по демографическим характеристикам находятся в возрасте "родителей" для младших возрастных групп, составили основу для названных 3% в общей статистике тех, кто готов "взяться оружие" (см. табл. 8).

Таблица 8

Возрастные группы

Возьмусь за оружие (в %)

До 19

6,8

20—24

5,8

25—29

0

30—34

0

35—39

0

40—44

12

45—49

8

50—54

0

55—59

0

60+

0

Ответ "приму участие в забастовках, митингах, голодовках" в молодежных группах также выше, чем в среднем: 0%, 3,8% и 6,7% соответственно (у всех опрошенных мусульман в среднем 1,5%). В группе 55—59 лет неожиданно много (8,3%), считающих приемлемым для себя участие в забастовках, митингах, голодовках.

Ответ "ничего не буду предпринимать" выбрали в этом блоке 4,5%, 1,9%, 3,3% и 7,1% первых четырех возрастных групп соответственно (для всех возрастных групп в целом этот показатель равен 7%). Преднамеренно дублирующий вариант ответа "никак не буду реагировать" спровоцировал несколько иной расклад: 1% по всем возрастным группам в основном сложен из ответов 40—44-летних (7,7%) и самой младшей возрастной группы (2,3%). То есть здесь, по нашему мнению, проявилась разница в восприятии понятий внутреннего реагирования на уровне намерений и возможности реальных действий.

Ни в одной возрастной группе прихожане мусульманских мечетей не поддержали такой вариант действий, как вступление в партию. Несколько иное отношение к профсоюзам. "Буду отстаивать свои интересы через профсоюз", — предположили 5,8% респондентов в группе 20—24 лет, 1,7% — в группе 25—29 лет и 3,6% — в группе 30—34 лет.

* * *

Таким образом, некоторые предварительные итоги социологического исследования позволяют утверждать, что российские мусульмане — органичная часть нашего общества. Отмеченные корректировки жизненных позиций по мере взросления естественны и отражают процессы, происходящие в обществе, семьях и социальных группах. Миролюбие, признание приоритетными простых жизненных ценностей, практическое отсутствие радикальных настроений и проявлений свидетельствуют о внутреннем здоровье этой части российского общества.

В связи с возрождением духовности, что наблюдается в настоящее время, принадлежность к какой-либо нации или народности сочетается у мусульман с самоидентификацией как части единой российской религиозной общности. В связи с этим можно говорить о возрождении понятия "мусульманская умма России". Она, прежде всего, имеет общее духовное и географическое пространство, совпадающее с границами государства. Ведь сегодня нет ни одной области или республики, где не жили бы мусульмане. Миграционные процессы привели к тому, что мусульмане расселились на всем пространстве нашей страны — от Калининграда на западе до Камчатки на востоке, от заполярных городов на севере до Дагестана на юге. Россия сегодня не только православная, но и возрождающаяся мусульманская держава, численность мусульман в которой больше, чем во многих мусульманских странах.

Религиозная жизнь современных российских мусульман проходит в рамках религиозного возрождения, является естественной составной частью и одной из важнейших сторон трансформации российского общества в целом. Наряду с видимыми признаками исламского возрождения: увеличение числа зарегистрированных приходов и мечетей (их количество достигло половины дореволюционного уровня), количественное и качественное расширение религиозного образования, повышение интереса к исламу — можно говорить о более глубоких социальных и психологических процессах на личностном уровне, когда современное мировосприятие образованных людей обусловлено мировоззренческими и нравственными аспектами религии. Ислам все больше становится для верующих средством социализации, приспособления к жизни в российском обществе, ориентиром в выборе ценностей, норм и правил человеческого бытия.

Для российских мусульман характерны веротерпимость, толерантность к представителям других конфессий, умеренность в выборе вариантов отстаивать собственные интересы, они отдают предпочтение социальным способам (в первую очередь поиск новых мест работы), а не политическим действиям. Российские мусульмане проявляют умеренность и в оценке социально-экономической ситуации в нашей стране. Более всего их волнуют проблемы ислама и мусульманских организаций, преступность, вооруженные конфликты, бездуховность, обнищание населения, мафия и коррупция. Именно от решения этих проблем зависит доверие мусульман к российским государственным органам и общественным организациям. Полагаем, что российские мусульмане — достойные представители своего общества, его естественная и традиционная часть.


1 См.: Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. С. 31.

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL