НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА СЕГОДНЯ

Гидаят ОРУДЖЕВ


Гидаят Оруджев, доктор филологических наук, государственный советник Азербайджанской Республики по национальной политике (Баку, Азербайджан)


В первом законодательном документе суверенного Азербайджана — Конституционном акте о государственной независимости, обнародованном 18 октября 1991 года, и в Основном законе страны 1995 года было объявлено о равенстве всех граждан, об их правах, свободах и обязанностях, независимо от национальных и этнических различий. Так, в Конституционном акте зафиксировано: "Все граждане Азербайджанской Республики равны перед законом. Азербайджанская Республика, присоединяясь к Всеобщей декларации прав человека, Заключительному акту Хельсинкского совещания и к другим общепризнанным международно-правовым документам, обеспечивает соблюдение и беспрепятственное осуществление всех предусмотренных в них прав и свобод, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения, политических убеждений и иных обстоятельств". В Конституции республики 1995 года записано: "Статья 5. Азербайджанская Республика является общей и неделимой Родиной всех граждан Азербайджанской Республики"; "Статья 24. Государство гарантирует равенство прав и свобод каждого, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного положения, служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзам и другим общественным организациям. Запрещается ограничивать или устанавливать преимущества в правах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности, принадлежности к полу, происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности".

В настоящее время политика страны в отношении ее национальных меньшинств основана на следующих постулатах: неукоснительное соблюдение принципа суверенитета и территориальной целостности государства; защита прав и свобод национальных меньшинств республики; государственная поддержка развития их языка, культуры, самобытности; последовательная защита в духе Конституции страны, международных договоров, соглашений и создание для их реализации правовой базы, соответствующих законов Милли Меджлиса (Национальное собрание) и указов Президента; превращение в приоритетные принципы жизни азербайджанского многонационального общества сохранение уникального исторического богатства, каким является национальное разноцветье страны, существующее уже не одно столетие. Сюда же необходимо добавить следующие аспекты: возрождение в полном объеме норм совместной жизни и деятельности в многонациональной семье Азербайджана, а также традиций исторической дружбы и добрососедства; претворение в жизнь идей азербайджанского патриотизма, чтобы укрепить идеологическую, правовую и морально-психологическую базу; обеспечить полное и подлинное равноправие всех граждан республики, независимо от их национальной, расовой, этнической, религиозной и иной принадлежности; не позволять появляться рецидивам дискриминации, конфессиональной нетерпимости, национализму и расизму.

В настоящее время в Азербайджане компактно проживают 20 национальных меньшинств, составляющих вместе с азербайджанцами народ страны: русские, украинцы, таты, курды, белорусы, талыши, евреи, турки, немцы, лезгины, татары, аварцы, грузины, цахуры, удины и т.д. Кроме того, есть объединение казаков. Все они вместе с азербайджанцами составляют народ нашего государства, пользуются родными языками, сохранили свою материальную и духовную культуру, религию и традиции, быт и обряды, создали национально-культурные общества, объединения, ассоциации и союзы. Среди них: Талышский культурный центр, Курдский культурный центр "Ронайи", Лезгинский культурный центр "Самур", Центр по изучению мифологии лезгин, Культурный центр "Цахур", Общество авар имени шейха Шамиля, Культурный центр удин "Орайин", Культурный центр татов "Азери", Культурный центр "Будуг", Культурный центр славян Азербайджана, Общество "Русская община", Культурный центр "Хыналыг", Община татар Азербайджана, Общество грузин Азербайджана, Общество украинцев Азербайджана, Община европейских евреев Азербайджана, Национальное культурное общество немцев, Общество евреек Азербайджана, Международное общество "Иудаика", Общество турок-ахыска "Ватан".

Эти и многие другие структуры национальных меньшинств неоднократно получали финансовую помощь от государства и освобождены от платы за аренду помещений, где расположены их объединения. Им обеспечена государственная поддержка в различных формах. Так, наряду с прямым финансированием, отметим радио- и телепередачи на русском, грузинском, лезгинском, талышском, курдском и других языках; издание газет и журналов, учебников и художественных сборников; представительство в Милли Меджлисе и в иных государственных структурах — на уровне министров и их заместителей, глав исполнительной власти в ряде районов и городов. При Государственном советнике Азербайджана по национальной политике создан Консультативный совет представителей национальных меньшинств.

Сохраняя собственное этническое лицо, национальные меньшинства вносят свой вклад в общеазербайджанскую культуру, обогащая ее и черпая из нее отвечающие их менталитету традиции и обряды, обычаи и церемонии. Происходит постоянное взаимообогащение и культурная диффузия, и от этого выигрывает весь народ. Таким путем на деле осуществляется реализация прав и свобод национальных меньшинств, развивается и обеспечивается их культурная автономия.

Периодически проводятся встречи на государственном уровне с национально-культурными обществами, где конкретно и оперативно решаются проблемы, связанные с различными сферами жизни и деятельности национальных меньшинств. Наряду с этим организуются научно-практические конференции, посвященные прошлому и настоящему национальных меньшинств, преодолению негативных моментов. Например, в 1999 году состоялась Вторая международная конференция, посвященная судьбе немцев Азербайджана, их прошлому и настоящему, перспективам на будущее, проведенная под эгидой Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана, а также под эгидой службы по национальной политике при Аппарате Президента страны и Лондонской информационной сети по конфликтам и государственному строительству (ЛИНКС) была организована Международная конференция "Государственная политика по вопросу национальных меньшинств Азербайджана". На ней были представлены все национальные меньшинства республики, получившие еще одну возможность заявить о своем истинном положении в Азербайджане и выразить признательность государству, обеспечивающему их конституционные права и свободы.

Подобные встречи на различных уровнях актуальны и важны для решения практических и научно-теоретических проблем, их значимость и необходимость для обеих сторон — для национальных меньшинств и государственно-научных структур — не подлежит сомнению. Таким образом, Азербайджан, являющийся полиэтничным обществом, показывает всему миру свое отношение к живущим в стране национальным меньшинствам, а они в свою очередь могут продемонстрировать мировому сообществу истинное свое положение в демократическом государстве, которое проявляет о них постоянную заботу. Все это позволяет констатировать, что наша республика обладает бесценным многонациональным богатством, являющимся одним из условий, гарантирующих стабильность, успехи на пути достижения подлинной демократии и экономических реформ, ибо в основе их лежит обеспечение цивилизованной национальной политики, базирующейся на конституционном равноправии всех граждан, независимо от каких-либо условий.

Опираясь на богатое историческое прошлое, Азербайджан и сегодня верен своим многовековым традициям. Несмотря на экономические и социальные трудности переходного периода, на прямую военную агрессию Армении, руководство страны по-прежнему проводит политику национального равноправия и доверия. Конечно, ситуацию осложнили последствия необъявленной войны, навязанной Азербайджану Арменией, потеря 20% территории нашей республики, наличие 1 млн. беженцев и перемещенных лиц (среди которых не только азербайджанцы, но и русские, курды, представители других национальностей), огромный материальный ущерб, причиненный агрессором, разорение и разграбление десятков сел и городов, продолжающиеся извне попытки нарушить национальное равновесие в нашей стране. Однако и в таких непростых условиях Азербайджан продолжает осуществлять национальную политику, основанную на цивилизованных нормах, зафиксированных в декларациях, актах, соглашениях и хартиях мирового сообщества.

Исходя из их духа и буквы, Азербайджан гарантирует национальным меньшинствам республики жизнь в неделимом суверенном государстве, реализацию своих прав и свобод, в том числе: развитие языка и культуры, традиций и обычаев, государственную поддержку национально-культурного развития; соблюдение и неукоснительное исполнение норм и положений международных соглашений и договоров, подписанных Азербайджаном; поддержание принципов равноправного существования и развития многонациональной семьи страны; мирное сосуществование разных национальностей; возрождение и развитие исторических традиций дружбы и добрососедства, освященных менталитетом азербайджанцев; укрепление правовых и идеологических духовно-психологических условий для распространения в обществе идей азербайджанства и патриотизма; обеспечение равных прав и возможностей всем гражданам, независимо от каких-либо условий; защиту от дискриминации по расовым и национальным признакам, по религиозной принадлежности.

Выше было отмечено, что представители национальных меньшинств представлены в различных государственных и властных структурах страны. Совместными усилиями государственных структур, национально-культурных обществ удалось достичь многого. Например, по данным Министерства образования республики, в настоящее время в стране имеется 4 500 школ с обучением на азербайджанском, русском и грузинском языках, из них 107 — "чисто" русские; 374 — смешанные — азербайджано-русские; шесть — грузинские. Дети лезгин, талышей, удин, горских евреев, татов, хиналугов и других народов в районах компактного проживания получают начальное образование на родных языках. При Министерстве образования действует Совет по изданию учебников на языках национальных меньшинств; все учебники и другую литературу издают на средства, выделяемые из государственного бюджета. В местах их компактного проживания открыты высшие учебные заведения, в частности в Ленкорани создан Государственный университет, в Шеки — филиал Бакинского государственного университета, в Кубе — филиал Университета культуры и искусства; функционируют национальные театры: Русский драматический — в Баку, Лезгинский — в Кусары, Грузинский — в Кахи. Кроме того, работают фольклорные, инструментальные, вокальные ансамбли: у турок, цахуров, татов, горских евреев, талышей, лезгин, ингилоев, русских, европейских евреев, грузин и татар (у последних есть также детский художественный коллектив). Здесь же уместно отметить, что широтой своей деятельности всеобщее внимание привлекает Дворец культуры в русском селе Ивановка Исмаиллинского района.

Мы уже отмечали, что многочисленные национально-культурные центры и общества этнических меньшинств финансирует государство. На разных языках издают газеты и журналы, учебники, книги, ведутся радио- и телепередачи, обучение на национальных языках организовано не только в средних школах, но и в высших и средних специальных учебных заведениях. Наряду со своей работой по развитию культуры, сохранению обычаев и традиций, национально-культурные общества и центры совместно с соответствующими государственными структурами способствуют созданию в стране атмосферы межнационального согласия и мира.

В связи с деятельностью национальных меньшинств следует обратить внимание на то, что один из путей к сепаратизму — создание политических партий и движений по национальному признаку. Однако подобных тенденций в Азербайджане в основном нет. Исключение составляет лишь деятельность армян в Азербайджане, поддерживаемая извне, в первую очередь и главным образом из Армении и со стороны армянского лобби за рубежом. Однако другие национальные меньшинства страны не ратуют за создание собственных политических партий и движений и за отделение от Азербайджана. Правда, такие попытки извне были, но, к чести национальных меньшинств нашей республики, они вовремя поняли опасность, грозящую в первую очередь им самим. Лидеры национальных меньшинств Азербайджана выступают против необдуманных сиюминутных решений, работают в рамках национально-культурных обществ, рука об руку с государственными и общественными структурами страны. Поэтому доминирует объединительная тенденция, общая борьба против армянской агрессии, против попыток извне расколоть народ республики, защита суверенитета и территориальной целостности страны. В рядах национальной армии плечом к плечу с азербайджанцами служат представители всех национальных меньшинств. А единение можно продемонстрировать на конкретных примерах. Немцы появились в Азербайджане в начале XIX века: они переселились из Германии, разоренной Наполеоном. На новом месте они обрели вторую Родину, где образовали свои поселения и занимались созидательным трудом до 1941 года, когда их депортировали в Среднюю Азию и Казахстан. После реабилитации (1956 г.) часть из них возвратилась в Азербайджан.

Поселения русских крестьян известны в Азербайджане с первой трети XIX века. В течение последующих десятилетий они основали здесь десятки сел, часть которых сохранилась доныне. До перестройки в республике насчитывалось 392 тыс. русских. В настоящее время их 170 тыс., проживают они преимущественно в Баку, Гяндже, Сумгаите, Мингечауре, Али-Байрамлы, Ленкорани, а также в других районах. Тенденция их количественного уменьшения прямо связана с военными и социально-экономическими процессами после 1988 года: внутриполитической нестабильностью, военной агрессией со стороны Армении, ростом психологического дискомфорта. Сейчас ситуация изменилась к лучшему: в Азербайджане функционируют национально-культурные общества русских; это национальное меньшинство представлено в Милли Меджлисе, выходят 20 газет и журналов, публикуются книги и другие издания. Так, до сих пор выходит одна из старейших газет "Бакинский рабочий", учрежденная еще в 1906 году, газета "Вышка" (с 1928 г.), журнал "Литературный Азербайджан" (с 1931 г.). Продают и распространяют по подписке российские периодические издания. Азербайджан свободно ретранслирует российские телеканалы ОРТ, РТР и НТВ, к тому же азербайджанское телевидение ведет и свои передачи на русском языке, работает "Русское радио". В школах, в высших и средних специальных учебных заведениях часть учеников и студентов по-прежнему обучаются на русском языке. С 1920 года в Баку работает Русский драматический театр имени Самеда Вургуна, есть русские труппы в оперном театре, в театрах музыкальной комедии и юных зрителей.

Об интернационализме и позитивном отношении Азербайджана и азербайджанцев к другим народам, а также к национальным меньшинствам можно судить по конкретным делам. Азербайджанцы не эгоцентричная нация, не замыкаются в себе, не страдают этническим индивидуализмом, а их Родина не является моноэтничной страной. В связи с европейскими евреями можно напомнить, что Азербайджан дал мировой науке и культуре таких корифеев современности, как Лев Ландау — выдающийся физик ХХ века, лауреат Нобелевской премии; Мстислав Ростропович — гений современного музыкального искусства; Белла Давидович — победительница Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве; Леонид Зорин — один из лучших писателей и драматургов СССР и России; Фаина Раневская — корифей советского и русского кино и театра. Из горских евреев всемирно известен Гавриил Илизаров — академик, основатель и первый руководитель одной их самых передовых школ ортопедии и травматологии. Из местных русских: Михаил Жаров — великий актер театра и кино, начинавший свою артистическую карьеру в Русском драматическом театре в Баку; Николай Никитин — председатель колхоза села Ивановка, Герой Социалистического Труда, и другие.

Хотя армяне считали, что они подвергались в Азербайджане "дискриминации", среди выдающихся представителей армянского народа немало уроженцев Азербайджана. Кстати, отметим, что в Сумгаите, печально знаменитом с "легкой руки" армянского лобби, до сих пор проживают армяне — граждане Азербайджана, а в Баку есть интернат для армянских детей, потерявших своих родителей.

В республике нет места розни, нетерпимости и дискриминации на этнической и религиозной почве. Одно из доказательств тому — у нас представлены различные конфессии, наряду с мечетями функционируют синагоги и христианские храмы. Подобная толерантность связана с менталитетом азербайджанцев, которым исторически присущи уважение к культурным и духовным ценностям других народов и вероисповеданий, стремление к миру и добрососедству, но чужды шовинизм и махровый национализм, великодержавие, национальная ограниченность и эгоизм. Наши предки, прежде чем они стали мусульманами (на рубеже VII—VIII вв.), исповедовали другие религии: зороастризм, а затем христианство. И до сих пор наш народ с любовью и бережно относится к религиозно-культурным памятникам домусульманского периода, символизирующим путь, пройденный азербайджанцами в своем духовном развитии. В стране сохранился единственный в мире уникальный храм огнепоклонников-зороастрийцев ("Атешгях"), сооруженный в XVIII веке индийскими поклонниками Зороастра, раннехристианские храмы V—VI веков, построенные в период существования Албанского государства (на территории современного Азербайджана). В настоящее время в республике действуют более 400 религиозных общин, 350 из них — мусульманские общины, в которые входят и общины национальных меньшинств, представляющие иранские и кавказские народы; около 60 общин христиан и иудеев. В годы независимости свободно начали функционировать пять русских, пять грузинских и одна удинская православные церкви, пять синагог (в частности, по одной синагоге европейских и грузинских евреев), пять армянских григорианских общин, четырнадцать общин молокан-евангелистов, шесть общин баптистов, четыре общины адвентистов; восстановлена деятельность немецкой лютеранской церкви и римско-католического храма. На средства, выделенные из Фонда Президента Азербайджана, восстановлены церковь "Иоанны Мироносицы" и мусульманская мечеть "Биби Эйбат". У всех указанных религиозных общин есть свои учебные центры: Бакинский исламский университет, четыре специализированные средние школы (медресе), воскресные школы при православных церквах, курсы Библии, иудаизма.

О толерантности азербайджанцев свидетельствует не только функционирование, наряду с мечетями, еврейских синагог и христианских храмов, но и свободная продажа религиозной литературы разных конфессий. Более того, вот уже 160 лет на азербайджанском языке издают и распространяют Библию.

Поэтому можно с уверенностью констатировать, что в республике нет ни одной серьезной проблемы, связанной с местными национальными меньшинствами: все они решаются к обоюдному удовлетворению сторон.

Уже более десяти лет Азербайджан проводит полномасштабную внутреннюю и внешнюю политику как равноправный член мирового сообщества, что в полной мере относится и к решению национального вопроса. Здесь достаточно сослаться на весьма показательный пример. В мире существует лишь одно село, где проживают хиналуги, и находится оно в Азербайджане. Его жители, составляя одно из местных национальных меньшинств, до сих пор разговаривают друг с другом на родном языке, сохранили собственную материальную и духовную культуру. И таких примеров немало, упомяну только будугов, крызов, удин.

Отмечая положительные факторы в области национальной политики независимого Азербайджана, мы осознаем, что немало еще предстоит сделать для дальнейшего улучшения положения национальных меньшинств страны, для полного соответствия их жизни стандартам международного демократического сообщества, и не в последнюю очередь — условиям Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. Проблемы еще существуют, и они связаны с объективными реалиями: тяготы войны и последствий армянской агрессии против Азербайджана, экономический кризис и сложная международная обстановка вокруг нашей республики — все это негативно сказывается на социальном и экономическом, духовном и демографическом положении.

Вызывает беспокойство миграция из страны как самих азербайджанцев, так и представителей национальных меньшинств. Однако этот процесс вызван вышеперечисленными объективными факторами, но не национальной политикой. Вместе с тем, говоря о правах и свободах национальных меньшинств, мы мало акцентируем внимание на их обязанностях, в результате чего возникают негативные аспекты, в том числе иждивенческие настроения и выжидательная позиция, а порой даже сепаратизм и фетишизация права на самоопределение, вплоть до отделения. Пример — случившееся в Нагорном Карабахе, где азербайджанцы, составлявшие национальное меньшинство, оказались подвергнутыми геноциду и полной депортации с родной земли, то есть сепаратизм в наиболее изощренной и уродливой форме проявил себя в отношении национального большинства Азербайджана.

К объективным факторам, негативно сказывающимся на положении не только национальных меньшинств, но и самих азербайджанцев, относятся также проблемы с жильем и безработица, бытовые трудности, огромное число беженцев и перемещенных лиц. Принимая всевозможные меры по решению этих проблем, мы вправе рассчитывать на помощь мирового сообщества, полноправным членом которого являемся с обретением независимости и присоединением к основополагающим документам ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Мы ожидаем не только экономической и гуманитарной помощи, но и правовой.

Рассматривая положение национальностей в Азербайджане в контексте защиты прав и свобод человека, мы надеемся, что Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху наконец займется действительным разрешением продолжающегося уже 15 лет армяно-азербайджанского конфликта, вызванного не национальными факторами, а издавна существующими притязаниями Армении на территорию, историю и культуру Азербайджана. Пора уже дать объективную, непредвзятую оценку сложившейся ситуации, в которой страдают не только азербайджанцы, но и национальные меньшинства. Лишь преодолев существующие негативы, возникшие не по вине Азербайджана, можно сохранить и далее развивать жизнь многонационального Азербайджана, всесторонне обеспечить права и свободы как самих азербайджанцев, так и национальных меньшинств страны. А это, в свою очередь, даст возможность сохранить и далее совершенствовать синтез культур и языков, религий и этносов, многообразие гармоничного существования и эволюции народов в единой семье на земле Азербайджана.

Азербайджан подписал Рамочную конвенцию Совета Европы 1994 года о защите национальных меньшинств и другие международные документы в области защиты прав человека. Побывавшая в ноябре 1999 года в республике группа официальных представителей Совета Европы, ознакомившаяся с положением местных национальных меньшинств в связи с решением нашего государства подписать эту конвенцию, констатировала следующее: в Азербайджане национальные меньшинства, признающие Конституцию страны и пользующиеся гарантированными ею правами и свободами, а также исполняющие свои конституционные обязанности, по своему положению не отличаются от титульной нации — азербайджанцев; национальные меньшинства имеют возможности для культурного развития на основе Конституции страны и указа Президента от сентября 1992 года "О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культур национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике", а также принятого Милли Меджлисом пакета соответствующих законов и изданных действующим Президентом страны указов, имеющих отношение к национальным меньшинствам. В том числе предусмотрена их финансовая поддержка из Фонда главы государства.

Кроме того, национальная политика получила высокую оценку на "круглом столе" Совета Европы по теме "Национальные меньшинства Азербайджана: реальность и перспективы", который был проведен 18 сентября 2002 года.

Государственной заботе о национальных меньшинствах придан законный статус. В Конституции, а также в законах о свободе вероисповедания, политических объединениях, образовании, печати и культуре и в других документах всем гражданам страны однозначно гарантировано равноправие. А политика в этой сфере проводится в соответствии с программой построения демократического, светского, унитарного, правового государства и гражданского общества, наряду с предоставлением национальным меньшинства ряда особых прав и привилегий. Иными словами, забота о национальных меньшинствах утратила какую-либо зависимость от воли конкретного руководителя и регулируется созданным и действующим механизмом.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL