ЭМИГРАЦИЯ ГРУЗИНСКИХ ЕВРЕЕВ В ИЗРАИЛЬ

Этери КВИРИКАШВИЛИ


Этери Квирикашвили, преподаватель кафедры социальной, экономической и политической географии Тбилисского государственного университета (Тбилиси, Грузия)


Евреи в Грузии появились в далеком прошлом. Некоторые исследователи предполагают, что они переселились после разрушения первого храма в Палестине (VI в. до н.э.); согласно другому мнению, — в 60-х годах II века н.э. (169 г.), и основали в Мцхете свою первую колонию1. Последнее уже в наше время было подтверждено обнаруженными в результате раскопок памятниками с надгробными надписями, выполненными на арамейском языке еврейским квадратным письмом. Намного позднее надписи появляются и на еврейском языке.

С того времени на территории Грузии образовалась самобытная еврейская община, с присущим ей особым укладом жизни и четко выраженной национально-этнической самоидентификацией. Эта община была неотделима от местного населения, а ее обозначением в грузинском языке утверждается этноним "грузинский еврей".

Поскольку евреи живут на этой территории много веков, естественно, они определили свое место в обществе и в культуре Грузии.

Грузинские евреи не говорят ни на одном из еврейских диалектов. Их язык — грузинский, у них грузинские имена, даже фамилии имеют грузинские окончания. К тому традиции грузинских евреев во многом сходны с традициями грузин, в частности одежда, мебель, свадебная церемония. Единственное отличие в том, что евреи исполняют несколько своих песен религиозного или ритуального значения на иврите. Подчеркивается, что они празднуют Новый год и даже Рождество2, но и соблюдают собственные традиции: религиозную церемонию обрезания, Бар Мицва, правила свадьбы и похорон. Мальчики, готовясь для Бар Мицва, изучают иврит, но часть Торы напевается на грузинском.

Как и у грузин, у евреев велика привязанность к семье. Взрослые дети живут с родителями или по соседству. Родители решают, на ком детям жениться или за кого выходить замуж, они же решают вопрос об эмиграции.

Однако даже при столь сильной их интеграции с грузинами нельзя говорить о тотальной ассимиляции евреев.

Причины миграции

Известно, что важной причиной эмиграции евреев считается высокий уровень антисемитизма в странах исхода. Однако Грузии, наоборот, традиционно свойственен более низкий уровень антисемитизма, чем любой другой стране постсоветского пространства. "Грузия... это страна, которая не знает гетто, погромов, дискриминации евреев... где евреи жили в условиях особой благожелательности и теплоты"3.

Нельзя говорить и о том, что, покидая Грузию, евреи убегали от нищеты. В советское время в нашей республике был весьма высокий для СССР уровень жизни, в том числе и у местных евреев. В связи с этим возникает вопрос: "Почему в июне 1969 года, когда появилась возможность выехать из Советского Союза, первую группу эмигрантов составили грузинские евреи, да еще в таком большом количестве?".

В 1971—1974 годах из Грузии на историческую родину уехали около 30 тыс. человек, то есть больше половины еврейского населения республики (тогда здесь проживало около 50 тыс. неашкеназских грузинских евреев). По данным переписи населения СССР, в 1959 году в Грузии проживало 51,6 тыс. евреев (1,3%), в 1970-м — 55,4 тыс. (1,4%)4.

Важнейшее значение в этом плане имели два политических события. Одно из них произошло в 1967 году в Израиле, другое — в 1972-м в Грузии. Победа Израиля в шестидневной войне (1967 г.) произвела глубокое впечатление на евреев, живших тогда в Грузии. Почти каждый эмигрант того периода подчеркивал, что после этой войны повысилось его самосознание, молодежь гордилась своим еврейским происхождением. А Советский Союз, после этой воины оборвавший все связи с Израилем, старался мобилизовать общественное мнение против него, на что в Грузии отреагировали неадекватно. В связи с тем что жители республики и без того относилось к политике СССР с недоверием, Израиль становился для них все более привлекательным.

Что касается события, произошедшего в Грузии в 1972 году, то 29 сентября со своего поста ушел первый секретарь Компартии Грузии В. Мжаванадзе (вернее, его "ушли"), возглавлявший ее 19 лет, при нем коррупция достигла небывалого уровня. На смену ему пришел Э. Шеварднадзе, бывший до того министром внутренних дел республики. Его считали честным и строгим человеком, который должен был исправлять полученное "наследство". Приступив к этой работе, он провел в рядах руководства политическую чистку, сотни должностных лиц лишились своих "кресел", а причастные к расцветавшей "теневой экономике" даже были арестованы. Для многих ситуация казалась устрашающей, грозящей тяжкими последствиями. В связи с организованными судебными процессами возрастал страх и среди евреев, что объясняется их активным участием в "теневой экономике".

Другими словами, события 1972 года в Грузии стали для евреев отталкивающими факторами, тогда как шестидневная война в Израиле — фактором их притяжения. Но нельзя ограничиваться только этим. Не изучив ситуацию в СССР, а также процессы, происходившие тогда в международной политике, невозможно составить полное представление об эмиграции в целом из Советского Союза и конкретно из Грузии.

Эмиграция в 1970-х годах

Как мы уже отмечали, шестидневная война в 1967 году способствовала усилению еврейского самосознания и советские евреи открыто потребовали от руководителей СССР права на эмиграцию. Шестого августа 1969 года 18 семей грузинских евреев написали письмо, адресованное советскому правительству и Совету ООН по защите прав человека, желая привлечь к проблемам своей эмиграции внимание общественности Запада. Копия данного письма была передана в посольство Нидерландов в СССР, так как советские евреи визы в Израиль могли получать только через это посольство. Подписавшие просили сотрудников посольства передать письмо тогдашнему премьер-министру Израиля Голде Меир. Естественно, такие письма доходили до адресатов не по официальным каналам, а через иностранных журналистов, бизнесменов, дипломатов, которые собирались покинуть СССР. Письмо скоро дошло до правительства Израиля, но оно не было известно обществу, не говоря уже о печати, что объяснялось рядом причин. После создания государства Израиль, иммиграция в страну была легальная, но въезд советских евреев был ограничен и находился под строгим контролем главы государства.

В связи с этим, получив письмо, Голда Меир вначале решила прибегнуть к "тихой дипломатии" — действовать незаметно. Так, 7 октября посольство Нидерландов в Москве обратилось в МИД СССР с просьбой поддержать эмиграцию грузинских евреев, на что 16 октября получило отрицательный ответ. И тогда Голда Меир решила действовать открыто. 19 ноября она представила письмо кнессету и попросила представителей Израиля в Организации Объединенных Наций распространить его текст среди членов ООН.

Советское радио назвало письмо фальшивым. И хотя все подписавшие его, да и многие другие евреи Грузии, в апреле 1971 года получили разрешение на эмиграцию, Тель-Авив решил попросить международное сообщество воздействовать на руководство СССР, на что он раньше не решался, так как опасался, что в результате таких мер жизнь советских евреев ухудшится.

Общественность Запада, особенно еврейская община США и других стран, остро отреагировала на ситуацию, что в конечном счете повлияло и на мнение западных правительств относительно выезда евреев из Советского Союза.

Советское руководство поняло, что для смягчения напряженности в отношениях с Западом необходимо разрешить эмиграцию. Это могло повернуть общественное мнение в положительную сторону и с помощью западных государств облегчить тяжелейшее экономическое положение страны. Здесь уместно вернуться в 1957 год. Тогда бывший в то время главой советского государства Н. Хрущев объявил, что граждане, желающие покинуть СССР, могут это сделать. В 1956—1957 годах в Израиль через Польшу выехало значительное количество евреев, а в 1965-м их число достигло 1 444 человек5.

Как мы уже отмечали, после шестидневной войны 1967 года советское правительство остановило эмиграцию. Она снова начала медленно расти с 1968 года, а в 1971-м резко увеличилась. Но в предшествовавшие тому несколько лет эта тема была предметом дискуссий на международных переговорах, в частности ее затрагивал президент США Никсон (1969 г.). В эти годы наметилось улучшение в отношениях между СССР и Соединенными Штатами, что в динамике эмиграции считается одним из главных факторов.

Итак, начало 1970-х годов считается первым пиковым периодом эмиграции евреев из СССР, что, конечно, относится и к Грузии (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика эмиграции грузинских евреев из Грузии в 1970-х годах

Годы

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

1976

1977

1978

1979

1980

Всего

Кол-во

400

-

4300

10900

7450

2670

870

496

436

930

1139

818

30409

Source: Gitelman Z. Becoming Israelis. N.-Y., 1982.

Как видим, пик пришелся на 1971—1973 годы. О главнейших причинах мы уже говорили. Следует отметить, что правительство республики относилось к выезду евреев положительно, в частности предоставляло эмигрантам возможность вывезти свое имущество, что не допускали в других союзных республиках. 28 сентября 1971 года лондонская газета "Таймс" опубликовала информацию о том, что грузинское правительство разрешило уникальный эксперимент: создание еврейского "Общественного комитета", который должен выработать приоритеты, необходимые для того, чтобы семьи, желающее эмигрировать, могли получить визы.

С 1974 года выезд уменьшается. Можно считать, что это был результат политики СССР по отношению к арабскому миру — еще одного важнейшего фактора в динамике эмиграции. И после войны 1973 года советское правительство, видимо, хотело проявить солидарность с арабскими странами.

Второй пиковый период пришелся на 1978—1979 годы. Трудно объяснить его причины, поскольку в 1976—1979 годах американо-советские отношения постепенно ухудшались. По одной версии, руководство Советского Союза решило, что лучше освободить государство от тех, кто причинял Союзу массу неприятностей (диссиденты, "отказники"). В 1979 году эмиграция евреев достигла кульминации, в частности из Грузии тогда выехало 1 139 человек (см. табл. 1). Затем она пошла на убыль.

После ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) резко ухудшилось отношение западных стран к СССР, что дало возможность его руководству расправиться с внутренней оппозицией без оглядки на реакцию мирового сообщества.

Годы застоя и перестройки

Первую половину 1980-х годов называют "черными годами" для еврейской эмиграции. Резко сокращается выдача разрешений на выезд в Израиль, хотя советское правительство пыталось доказать, что оно к этому не причастно. Так, 21 апреля 1983 года был учрежден Антисионистский комитет, в который вошли в основном евреи. На пресс-конференции его руководство объявило, что "воссоединение семей в основном завершено" и причин для эмиграции уже нет. Корни такой политики следует искать в том, что в те годы руководство СССР не смогло убедить США ратифицировать соглашение о сокращении стратегических вооружений (SALT 2) и снять (или хотя бы ослабить) ограничения, предусмотренные поправкой Джексона — Веника. В Советском Союзе началась политическая и экономическая стагнация. Все это негативно отразилось на эмиграции. Такая ситуация сохранялась до 1990-х годов.

В марте 1985 года пленум ЦК КПСС избрал М. Горбачева Генеральным секретарем партии. Был провозглашен новый политический курс — гласность и перестройка. Но в 1985—1986 годах они не привели ни к демократизации общества, ни к изменениям относительно выезда евреев.

В эти годы в Советском Союзе появилось "новое мышление" в международных отношениях. В частности, начались разговоры о правах человека, включая еврейскую эмиграцию, о диссидентах. Еще в 1982 году в ходе переговоров с министром иностранных дел СССР Громыко эти проблемы затронул государственный секретарь США Шульц. Громыко ответил, что тему выезда из страны он считает вопросом десятого значения. Но в 1987 году уже новый министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе во время своего визита в Вашингтон заверил своего коллегу Шульца в том, что в Советском Союзе будут сняты все барьеры для евреев, желающих эмигрировать. Причем это было сказано за два месяца до того, как президент СССР М. Горбачев заявил, что разрешение на эмиграцию евреев, имеющих специальное образование, привело бы к "утечке мозгов" из СССР. По этому поводу бывший посол США в Советском Союзе Джон Метлок отмечал: "Шеварднадзе раньше Горбачева догадался, что только соглашение о сокращении вооружений не могло снять напряженность в контактах с Западом. Требовалось изменить подход в отношении прав человека". Когда в сентябре 1987 года на встрече в Нью-Йорке Шульц показал Шеварднадзе список "отказников" и политических заключенных, глава советского внешнеполитического ведомства взял этот список и заверил, что он сделает все, чтобы помочь им6. И вскоре после этого эмиграция начала расти, достигнув своего пика в 1990 году.

Эмиграция в 1990-х годах

Начало 1990-х годов не были спокойными для Грузии. Конфликты, навязанные в Абхазии, в Южной Осетии, и гражданская война вызвали огромные разрушения в сфере экономики. Большая часть населения обеднела, заметно увеличилась эмиграция.

Начинается новая волна выезда евреев из Грузии (см. табл. 2). По переписи населения 1989 года, в тот период в республике их было 24,8 тыс. (среди них грузинских — 14,3 тыс.).

Таблица 2

Динамика эмиграции евреев из Грузии в 1990-х годах

Годы

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Всего

Кол-во

1346

1407

2595

3750

3295

2275

1493

1107

944

18212

Source: Immigration to Israel 1998. Central Bureau of Statistics. Publication No. 1132. Jerusalem, June 2000.

Как видно из этой таблицы, пик здесь приходится на 1992—1994 годы. А с 1995-го начался спад. Гачечиладзе объясняет это тем, что в период восстановления независимости Грузия уже была государством активной эмиграции, которая обуславливалась глубоким экономическим и политическим кризисом в СССР в 1987—1988 годах7. Представители этнических меньшинств (естественно, среди них и евреи) покидали республику, поскольку в новой Грузии они не видели будущего ни для себя, ни для своих детей. Разумеется, росту эмиграции способствовали экономический кризис, в том числе безработица, а также разгул криминала, что в 1992—1994 годах считалось самой страшной социальной проблемой Грузии. А уменьшение эмиграции с 1995 года автор объясняет тем, что, во-первых, c того времени политическая и экономическая жизнь в стране стабилизировалась, во-вторых, сократилось количество потенциальных эмигрантов.

На причины выезда евреев указывают итоги социологического опроса, организованного нами с помощью Тбилисского и Тель-Авивского государственных университетов. Он был проведен в Израиле в ноябре 2001 года. Респонденты — грузинские евреи, эмигрировавшие в 1970-х и в 1990-х годах (по 100 чел. соответственно), могли указать несколько причин. Цель опроса заключалась в том, чтобы выяснить причины эмиграции, а также узнать, как менялись эти причины по указанным периодам (см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос "Что было причиной вашего выезда в Израиль?"

Причины эмиграции

Ответы эмигрантов (%)

1970-х годов

1990-х годов

1. Высокий уровень жизни в Израиле

2,3

4,8

2. Лучшие условия для профессионального роста

1,8

3,1

3. Лучшие условия для обучения детей

6,5

14,3

4. Наличие членов семьи и других близких родственников

20,0

13,5

5 .Общее мнение семьи об Алии

29,7

13,5

6. Религиозный мотив

22,0

11,9

7. Сионистские идеалы

6,5

10,3

8. Экономические трудности в Грузии

6,0

12,7

9. Высокий уровень преступности в Грузии

4,8

7,1

10. Антисемитизм в Грузии

0,0

0,0

Как оказалось, важность причин меняется по периодам. Эмигранты 1970-х годов четко выделяют следующее: общее мнение семьи об Алии, религиозный мотив, наличие в Израиле членов семьи и других близких родственников (соответственно 29,9, 22,0, 20,0% ответов).

Этот результат точно отражает картину, о которой шла речь. В частности, значительную роль сыграли близкие отношения между членами семьи, роль родителей в принимаемом решении об эмиграции, религиозный мотив — желание жить на Земле Обетованной, наличие в Израиле членов семей и других близких родственников.

Как малозначительные указывались следующие причины: сионистские идеалы, лучшие условия для обучения детей, экономические трудности и высокий уровень преступности в Грузии (соответственно 6,5, 6,5, 6,0, 4,8% ответов). Можно предположить, что сионистские идеалы не могли быть приоритетными, так как с ними бывшим советским гражданам не жилось бы легче. Менее важными признаны и лучшие условия для получения детьми высшего образования — в СССР оно было бесплатным и доступным для желающих и, видимо, вполне удовлетворительным для евреев. Не заострялось внимание и на экономических трудностях в Грузии. Мы уже отмечали, что в тот период жизненный уровень грузинских евреев был достаточно высоким. Не указывалась такая причина, как антисемитизм — его в Грузии вообще никогда не было.

Что же касается эмиграции 1990-х годов, то (в отличие от 1970-х) ни одной конкретной причине респонденты не придали приоритетного значения и ответы распределились почти равномерно. Хотя по актуальности причины изменились. В частности, важным стал фактор "в Израиле лучшие условия для получения детьми образования" (14,3% опрошенных), а в 1970-х на эту причину приходилось только 6,5% ответов. Видимо, уровень образования в Грузии в 1990-х годах уже не удовлетворял их. Приоритетными остались такие причины, как наличие в Израиле членов семьи и других близких родственников (13,5%) и общее мнение семьи об Алии (13,5%).

Как видим, отношения между членами семьи опять свидетельствуют о прочности семей, как это было и у эмигрантов 1970-х годов. Приоритетным остается наличие в Израиле других близких родственников. Хотя, что хотелось бы еще раз подчеркнуть, даже эти приоритетные факторы четко не выделяются на фоне других причин.

Что касается религиозного мотива, то на него пришлось всего 11,9% ответов — среди эмигрантов 1970-х таковых было 22,0%. Конечно, нельзя утверждать, что для грузинских евреев религия теряет свое значение. Можно только предполагать, что наряду с религией и стремлением к Земле Обетованной приоритетными становятся и другие причины. Увеличилось число приверженцев сионистских идеалов (10,3%), вера в которые стала укрепляться после распада Советского Союза, то есть среди приехавших в 1990-е годы стремление к Сиону выделяется как один из факторов "притяжения" в Израиль.

Как уже говорилось, в начале 1990-х годов в Грузии отмечался разгул криминальных элементов, что респонденты назвали одной из важнейших причин эмиграции (7,1% ответов). Однако, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в нашей республике, высокий уровень жизни в Израиле считали причиной отъезда 4,8% респондентов, кстати, она не была привлекательной и для уехавших в 1970-х (2,3%). Антисемитизма в Грузии нет и сегодня, поэтому никто из опрошенных не указал на эту причину.

Подводя итоги, можно подчеркнуть, что для эмигрантов обоих периодов наиважнейшее значение имеют мнение семьи об Алии, а также наличие членов семьи и других близких родственников в Израиле. Однако уменьшается роль религии, хотя она остается одним из важнейших факторов. На фоне политических и экономических трудностей в Грузии упал уровень образования в стране. Поэтому, не видя будущего для своих детей, родители надеются на лучшие условия для их обучения в Израиле, что становится важнейшим фактором для эмигрантов 1990-х годов. Как видно, наряду с желанием выехать на Землю Обетованную, большое значение имеет политическая и экономическая ситуация в стране исхода.

Таким образом, в зависимости от перечисленных выше причин эмиграция грузинских евреев может увеличиваться или уменьшаться.


1 См.: Мамиствалишвили Э. История грузинских евреев. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.).
2 См.: Altman Y. A Reconstruction, Using Anthropological Methods, of the Second Economy of Soviet Georgia. Thesis for the degree of Doctor of philosophy. Middlesex Polytechnic, June 1983.
3 См.: Цициашвили А. Еврейство и Грузия // Свободная Грузия, 6 сентября 1998.
4 См.: Джаошвили В. Население Грузии. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.).
5 См.: Friedgut Th. The Welcome Home: Absorption of Soviet Jews in Israel. В кн.: Soviet Jewry in the Decisive Decade 1971—1980 / Ed. by R.O. Freefman. North Carolina, 1984.
6 См.: Шеварднадзе. Воспоминания знаменитых в мире людей. Тбилиси, 1998.
7 См.: Гачечиладзе Р. Миграция населения в Грузии и ее политические последствия. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.).

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL