ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С «ИСЛАМСКИМ ГОСУДАРСТВОМ»

Ирина КАРАБУЛАТОВА, Бигайша АХМЕТОВА, Хабиба ШАГБАНОВА, Екатерина ЛОСКУТОВА, Флера САЙФУЛИНА, Луиза ЗАМАЛИЕВА, Илья ДЮКОВ, Маргарита ВЫХРЫСТЮК


Ирина Карабулатова, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела социологии знания, завсектором этнополитической, социокультурной безопасности и коммуникационных технологий Института социально-политических исследований Российской академии наук (Москва, Российская Федерация)

Бигайша Ахметова, кандидат филологических наук, доцент, завкафедрой теории языков и методики преподавания Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (Костанай, Республика Казахстан)

Хабиба Шагбанова, доктор филологических наук, профессор кафедры социологии Тюменского государственного нефтегазового университета (Тюмень, Российская Федерация)

Екатерина Лоскутова, аспирант Института социально-политических исследований Российской академии наук (Москва, Российская Федерация)

Флера Сайфулина, доктор филологических наук, профессор кафедры татарской литературы и методики преподавания Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Российская Федерация)

Луиза Замалиева, кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы и методики преподавания Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Российская Федерация)

Илья Дюков, старший преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва, Российская Федерация)

Маргарита Выхрыстюк, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования Тюменского государственного университета (Тобольск, Российская Федерация)


АННОТАЦИЯ

Процесс формирования этнической идентичности и ее проявление в социальной действительности являются насущной проблемой любого и в особенности поликультурного, полиэтничного общества. Исследование различных аспектов данной проблематики представляется перспективным в условиях современного электронно-информационного общества и использования различных стратегий воздействия со стороны вербовщиков «Исламского государства», которое позиционируется как идеальное место истинных ценностей человечества и включает в себя представителей нескольких различных этнических общностей. Конструирование этнической идентичности в ситуации насаждения инокультурных стереотипов определяется состоянием взаимодействия исторически сложившихся общностей с их культурой, конфессиональной и политической приверженностью. Конструирование социокультурного сосуществования различных этнических групп в электронно-информационном обществе предполагает достижение общественного консенсуса, основанного на взаимных компромиссах и комплементарных отношениях между этническим большинством и меньшинствами. Этот аспект используется идеологами «ИГ» в распространении своих идей. Процессу формирования этнической идентичности в социально-гуманитарной науке посвящено достаточно большое количество работ, однако эмпирические исследования представляют разные данные как о возрастных границах, так и о других особенностях процесса этнизации личности. Именно эти обстоятельства обусловили наш анализ места и характера этнической идентичности в матрице социальной идентичности личности, а также возрастных особенностей выбора группы этнической принадлежности. В отечественном обществознании значимость процессов формирования этнической идентичности не подвергается сомнению, однако данная проблема пока еще не получила возможности систематического изучения и должной репрезентации. Проблемы, связанные с процессом формирования этнической идентичности, всегда привлекали внимание ученых, причем не только психологов. В настоящее время эта тема стала чрезвычайно актуальной в связи с назревшими проблемами в национальной политике. Этническая принадлежность «задается» человеку вместе с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое он попадает и которое, в свою очередь, определяет общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Однако конфессиональная идентичность является социальным конструктом, который может трансформироваться до радикальных форм выражения. В этой связи мы определяем этнокультурную информационную безопасность как свободное от проявления социального насилия взаимодействие всех ее субъектов, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном, этноконфессионально-познавательном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье, полноценное личностное развитие включенных в нее участников.

Ключевые слова: этническая идентичность, политический ислам, электронно-информационное общество, «Исламское государство», социокультурная безопасность.


Пожалуйста заполните подписную форму чтобы получить полный текст этого журнала

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL