ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТНОТРАВМЫ В СОВРЕМЕННОЙ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА У НАРОДОВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОЛИНГВОИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

Геннадий ОСИПОВ, Ирина КАРАБУЛАТОВА, Геннадий ШАФРАНОВ-КУЦЕВ, Людмила КОНОНОВА, Бигайша АХМЕТОВА, Екатерина ЛОСКУТОВА, Гульсина НИЯЗОВА


Геннадий Осипов, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии наук, директор Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) (Москва, Российская Федерация)

Ирина Карабулатова, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела социологии знания, завсектором этнополитической, социокультурной безопасности и коммуникационных технологий Института социально-политических исследований Российской академии наук (Москва, Российская Федерация)

Геннадий Шафранов-Куцев, академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Тюменского государственного университета (Тюмень, Российская Федерация)

Людмила Кононова, доктор философских наук, профессор, завкафедрой теории и технологии социальной работы Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов Департамента социальной защиты населения (Москва, Российская Федерация)

Бигайша Ахметова, кандидат филологических наук, доцент, завкафедрой теории языков и методики преподавания Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (Костанай, Республика Казахстан)

Екатерина Лоскутова, аспирант Института социально-политических исследований Российской академии наук (Москва, Российская Федерация)

Гульсина Ниязова, доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета (Тюмень, Российская Федерация)


АННОТАЦИЯ

Процесс формирования современных этнополитических мифов и их проявление в социальной действительности — насущная проблема для любого, и в особенности поликультурного, полиэтничного общества. Исследование различных аспектов данной проблемы представляется особенно важным в условиях современного электронно-информационного общества. В настоящее время этничность изучается чаще всего в социально-историческом, психологическом, политологическом, лингвистическом, культурологическом аспектах. Обширная литература посвящена проблеме трансформации социума в переходный период (период политических, экономических, социальных изменений). В создании целостной концепции национального выживания важная роль принадлежит осмыслению инвариантного для всех национальных сообществ феномена этнотравмы. Он связан с определенным историческим фактом, отложившимся в памяти этноса как проявление его коллективной беспомощности перед лицом опасности и как «абсолютная несправедливость». Считывая мотивы сиюминутного поведения с исторически сложившихся матриц коллективного бессознательного, каждое новое поколение реанимирует память о ярких событиях прошлого, даже далекого прошлого, которое может насчитывать несколько веков. Среди них встречаются и те, что не очень отвечают чувству его национального достоинства. Они, как правило, и травмируют групповое сознание сообщества. Формируясь по законам мифологического сознания, этнотравма оказывает в дальнейшем решающее воздействие на конструирование национальных поведенческих стереотипов. В групповом сознании сообщества когда-то испытанный дискомфорт, нанесенная обида обретают гипертрофированные черты, превращаются в драматичную проблему и начинают требовать включения в компенсаторный механизм национальной идентификации. Особенно ярко это происходит в периоды экономической и политической нестабильности. Тогда из архива истории этноконфликт переходит в арсенал политики. Формирование новой российской государственности в современных условиях актуализирует поиски новых подходов к теоретическим аспектам построения государства, в том числе в контексте взаимодействия народов, разделенных значительной этноконфессиональной культурной дистанцией. Проблемы взаимодействия нации и государства являются настолько острыми и идеологизированными, а теоретические подходы к этим сферам социальной реальности настолько зависимы от мировоззренческих позиций авторов, что добиться взаимопонимания между представителями разных направлений научной мысли очень нелегко. Радикальные изменения, происходящие в последнее время как в мире, так и российском обществе, актуализировали тему этнического бытия. Адекватными ответами на процессы глобализации стали «этническая революция», «этническая экспансия» во всех сферах жизни социума, еще большее стремление народов сохранить свой язык, культуру, идентичность, традиции и обычаи.

Ключевые слова: этнокультурный шок, культурная дистанция, этнотравма, трансформация ментальной картины мира, этническое мифотворчество.


Пожалуйста заполните подписную форму чтобы получить полный текст этого журнала

SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL