КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ:СОБЫТИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Семён ГИТЛИН


Гитлин Семён Исаакович, профессор, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института российских и восточноевропейских исследований при Тель-Авивском университете (Израиль).


В странах Центральной Азии проходит эйфория от обретённой политической независимости. Основное внимание сосредоточено на злободневных проблемах социально-экономического развития, достижении политической стабильности. Успешное решение этих проблем во многом зависит от состояния межнациональных отношений. Насколько удаётся продвинуться в этом направлении - отдельная тема. Но сегодня уже очевидно, что полная гармонизация межнациональных отношений и формирование реального гражданского общества возможны только в рамках демократии. В настоящей статье предпринимается попытка в общих чертах описать развитие национального движения крымских татар в Узбекистане за возвращение в Крым. Но вначале совершим небольшой исторический экскурс.

Депортация крымско-татарского народа

До середины 80-х годов было запрещено писать о крымских татарах. О них не упоминается даже в таком фундаментальном труде как "Современные этнические процессы в СССР" (М. Наука. 1977), подготовленном коллективом учёных института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Иллюстрацией подобной позиции является следующий фрагмент: "В алтайской языковой семье наиболее значительна тюркская группа, уступающая по численности в СССР лишь славянской: районы расселения принадлежащих к ней народов тянутся от Чёрного моря и Средней Волги на западе до Чукотки на востоке. К тюркским народам Поволжья относятся чуваши, татары и башкиры; значительные группы татарского населения, отличающиеся по происхождению от татар Поволжья, находятся в Западной Сибири и некоторых других областях страны" (Ук. соч., с.30). Комментарии излишни.

Вместе с тем более ранние работы содержат обстоятельные историко-этнографические сведения о крымских татарах1. В указанных работах крымские татары характеризуются как народ, сформировавшийся в результате длительного и сложного исторического процесса. Корни этого процесса уходят далеко в глубь веков.

Основу антропологического типа составляет переднеазиатская раса большой европеоидной расы; некоторые группы отличаются небольшой монголоидной примесью. Говорят на крымско-татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Основные диалекты - северный /степной /, средний /горный/, южный /прибрежный/2.

Геополитическое положение Крыма благоприятствовало массовым передвижениям значительных групп населения, что способствовало взаимообогащению религий. В источниках отмечается, что крымские татары состояли из трёх субэтнических групп: степных татар /ногайские татары/, предгорных татар, южнобережных татар. Иногда выделяется субэтническая группа потомков ногаев, смешавшихся со степными татарами. Таким образом, крымские татары сформировались в результате слияния мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного населения и обитавших здесь оседлых жителей горных и прибрежных частей полуострова. Тюркоязычные группы проникали в северную часть Крыма из причерноморских степей (хазары с 7 века, половцы в 11 - 12 веках, различные группы татаро - монголов - в 13 веке), в том числе ногаи (конец 13 века) - группа кочевых племён, подвластных хану Ногаю. Южное побережье было тюркизировано во время сельджукского завоевания в первой половине 13 века. В состав тюркоязычной группы влились жившие здесь ещё до прихода тюрков или пришедшие позднее греки - византийцы, армяне, итальянцы - генуэзцы, готы (поселившиеся в Крыму в 4 веке и сохранившие обособленность вплоть до 7 века), турки - османы, выходцы с Северного Кавказа, из Грузии, славянских земель, Молдавии. Значительным было влияние турецкой культуры: Крымское ханство, возникшее в 1443, с 1475 до присоединения к России в 1783 году, находилось в вассальной зависимости от Османской империи, а южный берег Крыма входил в её состав. В годы советской власти в рамках Крымской АССР, созданной в 1921 году (крымские татары составляли около 1/5 её населения), интенсивно шла этническая консолидация крымских татар и культурно-бытовые различия между их субэтническими группами постепенно нивелировались3. Крымские татары - народ с древней культурой и национальной письменностью. Вот что говорилось о древней литературе крымских татар в Большой советской энциклопедии, изданной в 1937 году : "Крымская литература чрезвычайно богата своими сказками, легендами, народными песнями, поговорками. Как по своей тематике, разнообразию жанров, так и своим языковым особенностям, устное творчество крымско-татарской литературы представляет огромную ценность"4. Там же приводятся некоторые данные о народном образовании довоенного времени в Крымской АССР. "В 1936 - 1937 учебном году крымско-татарский народ имел: 866 начальных школ - 59.684 учащихся; 214 неполных средних школ - 56.933 учащихся; 83 средние школы - 47.817 учащихся." Только в 1940 г. было 3215 педагогов - преподавателей родного языка. В том же году было издано 218 наименований книг. Крымско-татарский народ имел пять институтов, в том числе и научно-исследовательский институт языка и литературы; техникумы, училища, театр, на сцене которого ставили пьесы классиков Востока; клубы, библиотеки, национальный государственный ансамбль песни и пляски и т. д. Десятки газет и журналов издавались в Крыму на крымско-татарском языке.

Депортация народов, в том числе и крымско-татарского, прервала естественноисторический путь их развития. Пятьдесят пять лет назад, 18 мая 1944 года, крымские татары были изгнаны со своей родины, Крыма. Депортация проводилась с необычайной жестокостью.

После выселения крымских татар в ход были пущены бульдозеры и тракторы для уничтожения древних памятников культуры крымских татар. В Бахчисарасе были разрушены целые архитектурные ансамбли: "Гази-Мансур", "Азиз-Джами" и другие. В 1945 году бюро Крымского обкома партии приняло постановление о переименовании городов и сел, имеющих татарское название. Так, г. Карасубазар стал Белогорском, Эски Крым - Старым Крымом; село Беш - Терек-Донским и т.д.

Впрочем, преследуя корыстные политические и идеологические цели, лидеры национального движения крымских татар пытаются представить весь период пребывания в составе Российской империи и СССР как период постепенного уничтожения крымско-татарского народа. Айше Сейтмуратова считает, что "началась эта гибель с так называемого "присоединения " Крыма к России в 1783 году".

Конечно, история крымско-татарского народа свидетельствует о его нелёгкой судьбе. Но нельзя впадать и в другую крайность - отрицать то позитивное, что было достигнуто за годы пребывания в составе Российской империи и в советский период.

Крымские татары в Узбекистане

18 мая 1944 года приказом Комитета обороны СССР как "изменники Родины" в Узбекистан были депортированы крымские татары. Неоднозначно складывалась жизнь депортированных народов в местах переселения. Для них был установлен ряд суровых ограничений. В эти годы Узбекистан принял их, нельзя сказать, с открытым сочувствием, но по-человечески участливо. Республика к тому времени уже проводила домой до 500 тысяч людей, эвакуированных сюда из прифронтовой зоны в первые годы войны. И это в какой-то мере облегчало положение с жильём. Депортированные были размещены и трудоустроены в колхозах, совхозах и на предприятиях республики. Вместе с тем это не означает, что не было конфликтов между переселенцами и местным населением на бытовом уровне. Несмотря на то, что татары из Крыма и Поволжья и большинство кавказцев, живущих в Средней Азии (азербайджанцы, турки-месхетинцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки) - тюркоязычные мусульмане, среднеазиатские мусульмане-тюрки не признали в них своих собратьев. Сказываются различия субрегиональных культур внутри исламской цивилизации.

Одной из основных причин негативных проявлений в отношении крымских татар других этнических групп, является национальная предубеждённость. Но, по признанию самих крымских татар, немцев, корейцев, чеченцев, ингушей, турок-месхетинцев, местное население проявляло и глубокие человеческие чувства - сострадание, дружескую поддержку. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы переселенцы смогли активно включиться в общий ритм трудовой и политической жизни республики и страны в целом. Основная часть крымских татар была сосредоточена в крупных промышленных центрах республики: в Алмалыке - около 1000 семей, Беговате и Беговатском районе -8000, в Чирчике - более 10000.

Как же решались проблемы крымских татар? Следует отметить, что даже в тех непростых условиях в Узбекистане стремились в рамках возможного учитывать материально-бытовые и культурные потребности депортированных. Задача была не из лёгких, если учесть трудности послевоенного развития республики в составе Союза ССР. Несмотря на существование ограничений, переселенцы стремились сохранить свои традиции, верования, обычаи.

50-60-е годы характеризуются развитием национальных движений депортированных народов за восстановление их прав. Партийные органы были серьезно обеспокоены таким развитием событий. На закрытых совещаниях местных партийных органов обсуждались проблемы крымских татар, отчётливо звучали угрозы в адрес активистов национального движения крымских татар.

В 50-е годы, после смерти Сталина, проблема реабилитации депортированных народов и ответственности за совершённые преступления стала ключевой в борьбе за лидерство, которая развернулась в Центральном Комитете КПСС.

В связи с этой борьбой становятся понятными шаги, предпринятые руководящими органами партии и государства в отношении требований репрессированных народов. В начале 1954 г. республиканские органы обратились в СМ СССР с просьбой рассмотреть "вопрос о снятии всех ограничений со спецпоселенцев отдельных категорий"5.

Крымские татары в значительной мере стихийно, под давлением обстоятельств, стали выступать с требованиями о возвращении в Крым. Вскоре национальное движение крымских татар приняло массовый характер. Оно не было направлено против республиканских властей. Крымские татары честно трудились и внесли свой вклад в развитие экономики и культуры Узбекистана. Однако их выступления создавали напряжённость в республике, оказывали влияние на рост национально-демократических настроений у части узбекского населения.

Разоблачение культа личности Сталина и оценка ХХ съездом партии проявленной несправедливости по отношению к крымским татарам, усилили движение за возвращение в Крым. Под давлением обстоятельств ЦК КПУз 3 января 1956 года поручил секретарям ЦК Мухитдинову Н.А., Мельникову Р.Е., Рахимбабаевой З.Р. встретиться с представителями крымских татар. 5 января делегация в количестве 80 человек была принята в ЦК6. Содержание беседы не отражено в документах, но вполне очевидно, что речь шла о восстановлении в правах крымских татар и возвращении в Крым.

13 января 1956 года на заседании бюро ЦК КПУз обсуждались вопросы, связанные с положением спецпереселенцев в Узбекистане. После ХХ съезда партии в Узбекистане возросло внимание к их положению. 13 апреля 1956 года в ЦК КПУз вновь обсуждался вопрос о спецпереселенцах. Созданной комиссии под председательством второго секретаря ЦК Мельникова, предложено изучить, "какая группа крымских татар понимает русский и узбекский языки и решить целесообразность издания на татарском языке газеты. То же самое с точки зрения передач по радио... Найти возможность радиопередач на татарском языке и покончить с их дискриминацией." Секретарь ЦК М.Мухитдинов и председатель СМ УзССР Абдурахманов говорили о необходимости рассмотрения вопроса о корейцах7.

О противоречивости и непоследовательности действий руководства КПСС и Советского государства говорит то, что даже после ХХ съезда КПСС оно не рискнуло сразу разрубить тугой узел противоречий. В то время как по отношению к большинству крымско-татарского населения действовала политика послаблений, по отношению к активистам национального движения применялись строгие меры с целью изолировать их от основной массы крымско-татарского населения.

Демонстрации крымских татар, их интенсивная политическая деятельность привели руководителей Центра к выводу о том, что ограничиваться пустыми обещаниями, разговорами о благополучной адаптации крымских татар в местах их проживания невозможно и следует обдумать со всей серьёзностью проблему крымских татар. В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 19 апреля 1956 года "О снятии ограничений по спецпереселению с крымских татар, балкарцев, турок-месхетинцев - граждан СССР, курдов, хемшидов и членов их семей", ЦК КПУз обязал обкомы, горкомы и райкомы партии провести "необходимую разъяснительную и политико-воспитательную работу среди спецпоселенцев и членов их семей по закреплению их в местах настоящего жительства, исключив возможность массового выезда с мест поселения"8.

23 апреля 1956 года Секретариат ЦК КПУз в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 12 марта 1956 года "О снятии ограничений по спецпоселению с калмыков и членов их семей "обязал Каракалпакский, Ташкентский, Наманганский, Ферганский, Самаркандский обкомы партии провести необходимую разъяснительную и политико- воспитательную работу среди крымских татар по закреплению на месте их настоящего жительства.

5 сентября 1956 года бюро ЦК КПУз наметило ряд практических мер по устранению недостатков в организации массово-политической и культурно-массовой работы среди татар, а также балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшидов, прибывших в Узбекистан в годы войны. Было намечено проведение индивидуальных бесед, создание им необходимых условий для работы и проживания в местах жительства.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 24 ноября 1956 года "О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов", бюро ЦК КПУз в ноябре того же года обратило внимание партийных и советских органов на то, что возвращение этих народов на территорию образуемых автономных объединений должно осуществляться исключительно на добровольных началах и не означает обязательного переезда всех граждан, живших на поселении... Принять меры по закреплению его части в местах нынешнего проживания и предотвращению неорганизованного возвращения на прежнее место жительства... с тем, чтобы... не нанести серьёзного ущерба экономике тех предприятий, колхозов и совхозов, где они в данное время работают"9. Эти документы свидетельствуют о том, что местные власти понимали, что отъезд депортированных народов наносит большой экономический ущерб Узбекистану. Власти высоко оценивали профессионализм и качество работы переселенцев.

В сложившихся непростых условиях, стремясь сбить накал страстей, власти вынуждены была идти на уступки. Так, в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 22 января 1957 года, ЦК КПУз 5 марта 1957 года принял решение организовать с 1 апреля 1957 года издание в г. Ташкенте газеты "Ленинское знамя" на крымско-татарском языке.

Издание газеты было встречено крымскими татарами как победа в борьбе за их права и пробудило в кругах татарской общественности надежды на изменения. В этот период в печати, других средствах массовой информации всё больше говорится о жизни крымских татар и их вкладе в развитие Узбекистана. Но когда ожидаемого решения об удовлетворении чаяний крымских татар не последовало, это в значительной степени ускорило принятие руководителями движения крымских татар практических мер по возвращению в Крым.

В ряде мест в республике стихийно, а затем и организованно возникают митинги с участием представителей депортированных народов. Второй секретарь ЦК КПУз Мельников Р. признал остроту создавшегося положения в республике, отметив, что "в условиях нашей республики серьёзного внимания требует к себе постановка интернационального воспитания трудящихся. Этот вопрос как никогда в нашей республике стоит остро"10.

Руководители республики вынуждены были прибегать к угрозам, наказаниям не только в отношении представителей этих народов, но и в отношении руководителей партийных и советских органов на местах. Так, решением бюро ЦК КПУз от 25 марта 1959 года от работы были освобождены первый секретарь Ташкентского обкома партии Нурутдинов С., второй секретарь Абдалин и секретарь обкома Мирзабеков. В чём их вина? Из постановления ЦК "О серьёзных недостатках в руководстве Ташкентского областного комитета Компартии Узбекистана.." следует, что "серьёзным упущением во всей воспитательной работе среди трудящихся области (Ташкентской - Г.С.) является плохое интернациональное воспитание, особенно среди такого населения как крымские татары, греки, болгары, корейцы и другие, в результате чего отдельные лица и группы просят разрешить им выехать из Ташкентской области"11.

Выступления лидеров движения крымских татар за восстановление автономии и возвращение в Крым квалифицировались как националистические, подстрекательские, преследовавшие карьеристские цели. Указывалось на то, что эти требования выдвинуты вопреки воле и желанию татарского населения. Желаемое выдавалось за действительное. Стремление вернуться в Крым было заветным желанием многих, хотя крымские татары хорошо адаптировались в условиях республики. Например, в Бекабаде и Бекабадском районе Ташкентской области большинство из них работало в промышленности и сельском хозяйстве, уровень их материально-бытового и культурного положения не отличался от уровня людей других национальностей.

Точку зрения властей о деятельности руководителей крымско-татарского иллюстрирует фрагмент из доклада первого секретаря Ташкентского ОК КПУз Гуламова: "… отдельные националисты из числа бывших руководящих работников Крыма, жаждущие власти, преследующие карьеристские цели, вопреки воле и желанию татарского населения, играя судьбой трудящихся татар, подогревают националистические чувства возвращения в Крым. Эти лица втайне от партийных организаций фабрикуют и путём нажима собирают подписи под возможными заявлениями, проводят денежные сборы и присваивают собранные средства, наживаясь на этом. Эти люди пытаются усилить влияние на татарскую молодёжь путём распространения в её среде призывов националистического содержания. Нам надо беспощадно, не взирая на лица, разоблачать этих грязных провокаторов, покушающихся на самое святое - на дружбу народов"12.

Одним из таких "провокаторов" был активист крымско-татарского движения Мустафа Джемилев (Мустафа Абдульжемиль), 1943 года рождения. Он был арестован и осуждён на три года лагеря строгого режима за попытку похоронить отца в Крыму и распространение самиздата (ст. 190-1 УК РСФСР - "клевета на советский государственный и общественный строй"). Он стойко и последовательно отстаивал интересы крымских татар.

Репрессиям подвергались и другие участники крымско-татарского движения. В их числе - Айше Сейтмуратова, которая была арестована дважды: в 1966 и 1971 гг. Репрессивные меры принимались также и против других руководителей движения.

Власти проводили политику "кнута и пряника". Представителей депортированных народов стали выдвигать на руководящую работу в колхозах, совхозах, промышленности. Так, в составе депутатов местных Советов, избранных 3 марта 1963 года, кабардинцев и балкарцев было - 18, татар - 2847, чеченцев и ингушей - 2, карачаевцев - 4, немцев - 133 человека. Ещё в 50-х годах было принято решение об организации при Узгосфилармонии крымско-татарского музыкального драматического ансамбля, а также выпуск Госиздатом УзССР произведений литературы на крымско-татарском языке и т.д.

Но многие проблемы, связанные с их реабилитацией и возвращением на родину, так и остались нерешенными, что вызывало определённую социально-психологическую напряжённость в местах их компактного проживания.

Важной вехой на пути объединения национального движения крымских татар была организация первой встречи Национального движения крымских татар (НДКТ) в 1965 году в городе Маргилане Ферганской области Узбекской ССР. На ней было провозглашено требование крымско-татарского народа в виде наказа его представителям: восстановить национальную целостность, компактность проживания, государственность и политико-правовое положение татар в Крыму.

4 сентября, 8, 9 и 10 октября 1966 года в городе металлургов - Бекабаде крымские татары выступили с требованием вернуть их в Крым. Милиция пресекла эти выступления.

Вместе с тем, отстаивая законные права депортированных национальных групп, лидеры организационных комитетов порой допускали необдуманные действия, что приводило к дестабилизации общественно-политической ситуации в отдельных районах Узбекистана, особенно в городах Ташкенте, Чирчике, Бекабаде и других. Реакцией на эти процессы явились: постановление ЦК КПСС от 17 августа 1967 года : "О гражданах татарской национальности" и аналогичные постановления ЦК КП Узбекистана, а также областных, городских комитетов партии. Под видом усиления идейно-политической работы среди крымско-татарского населения, парткомам и первичным партийным организациям предприятий и учреждений по существу предписывалось закреплять крымских татар в местах их проживания, решительно бороться против тех, кто отстаивает идею возвращения в Крым.

В преддверии 50-летия СССР, 5 сентября 1967 года, руководство страны вынуждено было издать Указ о политической реабилитации крымско-татарского народа. Однако этот Указ узаконил беззаконие в отношении крымско-татарского народа, объявив его "укоренившимся" в местах ссылки, назвав его представителей "гражданами татарской национальности, ранее проживавшими в Крыму".

В местах компактного проживания крымских татар были проведены расширенные совещания, на которых обсуждались меры по нормализации положения. Сразу же после опубликования Указа и постановления Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года " О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму" Бекабадский партийно-хозяйственный ГК КПУз 8 сентября 1967 года провёл расширенное совещание партийно-хозяйственного актива. На этом совещании подробно рассматривались вопросы о положении крымских татар в связи с Указом. Члены актива были закреплены за парторганизациями для проведения бесед на предприятиях, учреждениях, школах по разъяснению принятых документов. В тот же день в зале заседаний ГК КПУз состоялась беседа с 23 представителями крымских татар, работающими на предприятиях и в учреждениях города.

Несмотря на развёртывание агитационно-пропагандистской работы по разъяснению принятого Указа, обстановка оставалась напряжённой. В Бекабаде вновь начались волнения крымских татар. Но партийным организациям, правоохранительным органам удалось овладеть ситуацией.

Позднее положение дел в этой области оценивалось следующим образом: "Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 г. "О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму" встречен с удовлетворением большинством этих граждан... Разъяснительная работа среди населения, индивидуальные беседы с активистами из числа крымских татар позволили локализовать антиобщественную деятельность "автономистов", ослабили их влияние на граждан из числа татар, ранее проживавших в Крыму."

По отношению к отдельным лидерам националистических движений местные власти применяли репрессивные меры. Так, Бюро ТашОК КПУз подтвердило решение Бекабадского ГК КПУз от 13 октября 1966 года об исключении Акимова Д.А. за "непартийное поведение среди граждан татар-переселенцев из Крыма". 7 февраля 1969 года было наложено партийное взыскание на преподавателя физвоспитания Самаркандского педучилища Э.А.Ш. "за недостойное антиобщественное действие, выразившееся в участии в инициативной группе по вопросу крымских татар"13. По неполным данным, в 1969 году по Ташкентской области были привлечены к уголовной ответственности 23 человека за "националистическую антисоветскую работу".

Лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1972 году были сняты ограничения со спецпоселенцев. Но несмотря на принятия этого указа, по-прежнему продолжались спонтанные выступления, демонстрации и митинги, в которых участвовали тысячи крымских татар. По данным исследователей, в 1965 - 1975 годах было более 20 массовых выступлений с их участием. В последующие годы наблюдается угасание движения крымских татар, что связано не столько с репрессиями, сколько усталостью и ощущением безнадежности у его участников.

В 80-е годы это движение начинает вновь набирать силу. Крымские татары обращаются в партийные и советские органы с требованием пересмотреть законодательные акты об упразднении Крымской АССР. В июле 1987 г. была создана комиссия во главе с Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко. Эта комиссия занималась решением проблем крымско-татарского населения.

В 90-е гг. в очередной раз была признана ошибочность принятых в мер в 30-40-е годы мер в отношении отдельных народов, в том числе и в отношении крымских татар. Закон "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года, подписанный президентом Российской Федерации, открывал возможности реабилитации репрессированных граждан независимо от их национальности.

Возвращение в Крым. Что дальше?

Как известно, благоприятные возможности для массового возвращения крымских татар на родину возникли в конце 80-х годов, после провозглашения в СССР курса на перестройку. По данным Госкомпрогнозстата Республики Узбекистан за 1990 год, из республики выбыло 19,7 тысяч крымских татар, что составляло 9,2% от общего числа выбывших из Узбекистана14. Кстати, с распадом СССР по существу завершается выезд подавляющей части крымских татар. В последующие годы резко замедлился отток населения. Причина тому - трудности обустройства в Крыму.

Вернувшись на родину, крымские татары и там не нашли покоя. Они оказались в водовороте событий, связанных с геополитическими интересами России и Украины по поводу Крыма. Крымские татары как этнический фактор используются Киевом в утверждении статуса Крыма в составе Украины и в борьбе с русской общиной, составляющей большинство населения полуострова. Киев ведёт двойную игру. Когда Украина взяла курс на изоляцию от России, в Крыму, где свыше 80% населения считают себя русскими, зародилось пророссийское движение. Администрация президента Украины Кравчука решила ускорить возвращение на полуостров крымских татар, начатое ещё при Горбачёве. Татары были нужны Киеву как активный этнический союзник в борьбе с русским населением Крыма. Пока на полуострове существовала проблема русского сепаратизма (которая не снята окончательно с повестки дня и сегодня), крымским татарам прямо не отказывали в их требованиях о предоставлении Крыму статуса автономии. Ради достижения своей цели руководство Украины даже "простило" крымским татарам погромы и самозахват земель в 1992 - 1995 годах. Киев ловко использовал в своих целях ненависть лидеров крымских татар к Москве. В эти годы они оказались хорошими союзниками и эффективно противостояли в Крыму русским. В условиях сложной социально-экономической и политической обстановки на Украине НДКТ подверглось серьёзным испытаниям. Внутри движения начались трения. Особенно они усилились после убийства в ноябре 1993 г. лидера НДКТ Юрия Османова. Авторитет меджлиса-курултая заметно пошатнулся, произошёл внутренний раскол. Мустафа Джемилев (движимый не здравым смыслом, а ненавистью) и вместе с ним меджлис-курултай завели крымских татар в тупик.

Обезглавленное движение пережило серьёзный кризис и на многие годы выпало из большой политики, чему способствовали также незаконные действия тогдашнего председателя Верховного Совета Крыма Николая Багрова (представители НДКТ на выборах в парламент республики набрали около 6% голосов, и движение получило право на одно из 14 мест, выделённых татарам согласно квоте, однако слабохарактерный спикер уступил давлению меджлиса, потребовавшего отдать ему все места.

Ситуация с крымскими татарами весьма сложная. Играя на противоречиях внутри национального движения крымских татар, Киеву удалось нейтрализовать лидера движения Мустафу Джемилева и его заместителя по меджлису Рефата Чубарова, избрав первого в Верховную Раду Украины по списку Руха, а второго по одномандатному округу. Как теперь понимают, крымско-татарскую республику можно было создать в составе России - федеративного государства, где права национальных меньшинств надежно защищены Конституцией (пример - Татария, Башкирия и т. д.). В то время, как при Крыме в составе Украины, где национально-культурные права русских грубо попираются, крымско-татарская республика просто невозможна.

Учитывая сложившуюся ситуацию, высший руководящий орган НДКТ - информационно-рабочая группа, состоящая из 12 человек - в июне 1998 г. на 53-й общенациональной встрече НДКТ выступил с требованием к властям Украины изменить конституционное положение об унитарном характере государства, подписать договор с Крымом о разграничении полномочий и дать крымским татарам возможность реализовать своё право на самоопределение.

Напомню, что к тому времени Украине удалось отменить старую Конституцию полуострова. В 1998 г. Верховный Совет Крыма принял новую Конституцию, которая вполне отвечала стратегическим целям Киева. На это обращает внимание Лебедев Вячеслав: "… в Конституции Крыма содержится статья о безоговорочном действии законов Украины в тех случаях, когда между законами Крыма и Украины возникают коллизии... любой вопрос, который Украина сочтёт подлежащим её компетенции, будет изъят из Конституции Крыма и из ведения полномочных органов Автономии"15.

Принятая Конституция впервые признаёт единственным государственным языком в Крыме украинский и тем самым закрепляет вторичность любого другого языка, кроме украинского. Это входит в противоречие с действительностью. Дело в том, что большинство жителей Крыма независимо от национальности общаются на русском языке. Эта Конституция может быть использована для ущемления и притеснения русского языка и культуры в Крыму. Государственная Дума Российской Федерации расценила придание украинскому языку в Крыму статуса единственного государственного языка "как решение Украиной внутренних геополитических проблем за счёт жёсткой дискриминации русского народа Крыма"16.

Ситуация в Крыму осложняется еще и тем, что без украинского гражданства там проживает свыше 100 тысяч крымских татар. Из них более 60 тысяч - граждане Узбекистана, а потому голосовать на выборах они не имеют права - двойное гражданство на Украине запрещено. Несмотря на требования крымских татар, власти Украины под разными предлогами затягивают легализацию репатриантов. Из-за этого татары не могут прописаться в Крыму, устроиться на работу, получить гарантии и льготы. Такая дискриминация значительного числа татар весьма опасна. Нельзя забывать, что в двухмиллионном Крыму живёт порядка 250 - 300 тысяч этнических татар, которые имеют 14 из 98 мандатов в Верховном Совете Крыма, а также занимают ряд ключевых постов в правительстве автономии. В марте 1998 года в Симферополе прошла крупная демонстрация сил с обеих сторон. Свидетелем этой демонстрации стал спикер Верховной Рады Александр Мороз, приехавший в Крым агитировать за свою Соцпартию накануне парламентских выборов на Украине. На митинге крымских татар Морозу пришлось пообещать, что 24 марта Рада решит вопрос об участии татар в выборах. Но 24-го Рада, сославшись на конституцию, отказала негражданам в избирательном праве. Рада не стала создавать прецедент двойного гражданства, которым могли воспользоваться миллионы проживающих на Украине русских. Потеряв надежду обосноваться на своей исторической родине, многие крымские татары вынуждены были вернуться в места своего прежнего проживания. По данным Госкомпрогнозстата Республики Узбекистан за 1990 год, в республику прибыло 600 человек.

Как бы там ни было, в Киеве рассчитывают на то, что значительная часть татар не имеет украинского гражданства, их можно будет в случае обострения конфликта депортировать в Узбекистан, чьими подданными они формально являются. Но времена изменились: Украина уже вряд ли сможет это сделать: крымские татары стали своего рода единственным этническим противовесом живущим в Крыму русским - разгром их движения автоматически заставит Киев своими силами сдерживать "русский сепаратизм".


1. Дудуров П. Крым и крымские татары. М. 1911; Куфтин Б.А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова. М. 1929; Боданинский Г. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму. Симферополь. 1930.
2. См.: Народы мира (историко-этнографический справочник). Москва. 1988. с.434.
3. Там же. Стр 434-435.
4. См.: Сейтмуратова Айше. О положении крымских татар. (Выступление на пресс-конференции в Мадриде по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (ноябрь 1980 года).
5. ПА УзФИМЛ, Ф.58, оп.171, д.187, л.л. 112, 113.
6. Там же, оп.182, д.31, л.7. Пр. № 40 засед. бюро ЦК КПУз 3 янв. 1957 г.
7. Там же, оп. 175, д.55, л.24. Пр. № 6 засед. бюро ЦК.
8. Там же, д. 57, л. 30. Пр. № 7 засед. бюро ЦК КПУз 28 апреля 1956 г.
9. Там же, д.113, л.20. Пр. № 33 засед бюро ЦК КПУз 26 ноября 1956 года.
10. ПА УзФИМЛ, ф.58, оп.201, д.14, л.9. Стеногр. ХI пленума ЦК КПУз 14 марта 1959 г.
11. Докл. 2-го секр. ЦК КПУз Мельникова Р.Е. 25 марта 1959 г.
12. Стеногр. ХI Ташоблпартконф. КПУз 2-3 февр. 1960 г.
13. ПА УзФИМЛ, ф.58, оп.276, д.402, л.103. Пр.засед.бюро Самаркандского ГК КПУз 7 февраля 1969 г.
14. См.: Ата-Мирзаев О. Гентшке В. Муртазаева Р. Узбекистан: многонациональный: историко- демографический аспект. Ташкент. 1998. с. 74.
15. Лебедев Вячеслав. Основной Закон даёт козырь националистам.- "Независимая газета". 1998. 4 ноября.
16. Там же.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL