Этюд о Великом шелковом пути

Эдвард Ртвеладзе


Эдвард Васильевич Ртвеладзе, академик Академии наук Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор.


Великий шелковый путь - одно из самых замечательных достижений цивилизаций, трансконтинентальная дорога, впервые в истории человечества соединившая Запад и Восток, страны Средиземноморья и Дальнего Востока, античную и китайскую цивилизации.

Начало его функционирования относится ко второй половине II в. до н.э., когда китайский дипломат и путешественник Чжан-Цзянь впервые открыл для китайцев Западный край - страны Средней Азии. Тем самым были как бы соединены в одно целое две великие дороги, шедшие прежде в неведомые земли. Одна, ведущая с запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная эллинами и македонянами при походах Александра Македонского и селевкидского полководца Демодама, другая, идущая с востока из Ханьской империи в Среднюю Азию, разведанная Чжан-Цзянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань (Фергану), Кангюй (Среднеазиатское Двуречье) и Бактрию.

Выдающаяся роль в освоении Великого шелкового пути принадлежит согдийцам, которые, вероятно, уже после завоевания Согда Александром Македонским стали расселяться в восточном направлении. В последующем согдийские торговые фактории возникают вдоль всей восточной части этого пути от Средней Азии до Чаньаня в Китае и, возможно, Японии, а в конце VI в. согдийский купец Маниах, обогнув Каспий и переплыв Черное море, прибыл в Константинополь, положив начало новому маршруту в торговле шелком - “Кавказскому шелковому пути”. Имеются данные, что согдийцы торговали и на морских трассах Великого шелкового пути, шедших из Аравии в Индию и далее в Китай.

Название “Шелковый путь” - Seidenstrassen впервые ввел в научный обиход немецкий ученый Фердинанд Фрайхерр фон Рихтгофен в 1877 г. в своем классическом труде “Китай”. И это полностью оправданно, ибо именно шелк, как отметил другой немецкий ученый Альберт Херманн, был основным товаром, познакомившим в конце II в. до н.э. два разных мира - Запад и Восток.

Но было бы совсем неоправданно сводить значение Великого шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали духовные ценности и религиозные идеи. X-IX тыс. до н.э. на юго-западе Анатолии, в верхней Месопотамии и странах Леванта начинают формироваться первые очаги будущих древневосточных цивилизаций, где происходит переход от присваивающей к производящей экономике, основанной на примитивном ирригационном земледелии и доместицированном скотоводстве.

Пояс великих цивилизаций древности сложился на обширном географическом пространстве, сконцентрированном между 20 и 50 параллелями от Южного и Восточно-Китайского морей до Атлантического океана.

Первоначально в эпоху неолита раннеземледельческие культуры (основы будущих древних цивилизаций) занимали отдельные обособленные территории (Южные Балканы, Малая Азия, Месопотамия, Восточное Средиземноморье, юго-запад Средней Азии, долина Инда, низовье Хуанхэ), разделенные обширными незаселенными пространствами и фактически почти не связанные друг с другом. Возникают первые стационарные поселения - прообразы будущих городов - Иерихон, Чатал-Хуюк. В эпоху энеолита и бронзы, когда возникают первые цивилизации и ранние государственные объединения, проявляется тенденция к расширению занимаемого ими пространства. В их состав включаются крито-микенская, египетская, месопотамская, луристанская территории, культуры Закавказья и Северного Кавказа, намазгинская с широким охватом территории юга Средней Азии, хараппские долины Инда, иньская цивилизация Китая. Торговые операции осуществляются на территориях протяженностью в несколько тысяч километров.

Около 3300г. до н. э. в Южной Месопотамии и Египте появляются первые в истории человечества общества с государственной структурой, так называемые “номы” - города-государства, созданные шумерийцами и древними египтянами. Они осуществляли торговые связи и проводили колонизационную политику в отношении соседних областей , и в частности - Элама с центром в Сузах.

Эламиты в начале III тыс. до.н.э. еще более расширили ареал миграции, культурных влияний и торговых взаимоотношений. Протоэламские таблички, оттиски цилиндрических печатей, особого вида керамика найдены на поселениях, находящихся на Иранском нагорье, в Тепе-Гиссаре вблизи границы с Туркменистаном и в Шахри-Сохта на границе с Афганистаном, т.е. за тысячи километров на северо-запад от собственно Элама.

В свою очередь, на юг и юго-запад из Южного Туркменистана, где в то время существовала высокоразвитая культура Намазга, шел поток культурных влияний. Керамика и предметы этой культуры найдены в Шахри-Сохта, на поселениях Ношаро и Сибри в Пакистане. В первой половине III тыс. до н.э. в долине Инда складывается одна из самых замечательных культур Древнего Востока - культура Хараппы, просуществовавшая вплоть до разрушения ее в середине II тыс. до н.э. индоевропейскими племенами.

В Северном Афганистане в долине Амударьи при впадении в нее реки Кокча французские археологи в 1970-е годы обнаружили шесть поселений, содержащих материалы харапповской культуры, одно из них - Шор-тугай раскопано полностью. Эти исследования свидетельствуют о том, что во второй половине III-го - первой половине II-го тыс. до н.э. хараппцы освоили многотрудный путь на север из долины Инда через Хайберский перевал в долину Амударьи.

Есть предположение, что здесь существовали Хараппские колонии для разработки месторождений бадахшанского лазурита, пересылаемого затем в города и поселения Хараппской метрополии.

В это же время был освоен и морской торговый путь, который связывал долину Инда с Месопотамией. В Месопотамских письменных текстах неоднократно упоминаются жители Меллуххи (долины Инда), а также говорится о предметах Мелуххского экспорта - золоте, олове, серебре, лазурите, сердолике и лесе.

В Северном Афганистане в местности Фулол был найден клад драгоценных предметов, среди которых - золотые и серебряные сосуды, изготовленные в месопотамских художественных традициях.

Интересны также изделия из лазурита - полудрагоценного камня, издревле высоко ценившегося на Востоке. Основные лазуритовые месторождения находятся в Бадахшане, в бассейне верховьев Амударьи.

Наиболее ранние находки изделий из лазурита в Средней Азии, Иране, Месопотамии, Египте и Передней Азии относятся к IV-III тыс. до н.э.

Картографирование мест их находок в сопоставлении с информацией об этом минерале в донесении некоего ассирийского агента, посланного своим царем в горную область за лазуритом, и в ряде шумерийских текстов привело В.И.Сарианиди к выводу о наличии Великого лазуритового пути от стран Передней Азии до Бадахшана.

Таким образом, уже в III-II тыс. до н.э. складываются системы сухопутных дорог и морских путей, которые связывали между собой самые отдаленные культуры и цивилизации в обширном регионе Среднего Востока, простиравшегося с Запада на Восток от равнин Месопотамии до долины Инда и с севера на юг от пустынь Средней Азии до Аравийского моря. В последующее время именно они стали одними из основных трасс Великого шелкового пути. Эту сложившуюся систему дорог можно назвать месопотамо-хараппской, учитывая наиболее важный вклад в ее становление этих двух цивилизаций.

В этот же период усиливаются и миграционные потоки. Особо важное место в них занимала миграция индоевропейцев на запад (кельты, италийцы, этруски), на юг (ахейцы, дорийцы, хетты), на юг и юго-восток (через Среднюю Азию). Это привело к глобальным изменениям этнической карты Евразии.

Египет, а затем Ассирия впервые в мировой истории подчинили себе территории, лежащие на разных материках: север-восток Африки и запад Азии. В это же время финикийцы - выходцы из Восточного Средиземноморья совершают первое путешествие вокруг материка (Африки) и основывают колонии на северном его береге.

Таким образом, в начале I тыс. до н.э. человечество уже покорило значительную часть территории Евразии и стало осваивать обширные морские пространства.

В конце первой половины I тыс. до н.э. происходит знаменательное событие в истории человечества - появляется первая в истории мировая империя - Ахеменидская, простиравшая от Индии на востоке и Средней Азии на северо-востоке до Греции на западе и Египта на юго-западе.

Эта империя впервые объединила территории, расположенные на трех материках: Азии, Африке и Европы и способствовала при всех обстоятельствах освоению человеком новых территорий, торговому, культурному и этническому взаимодействию, первому знакомству эллинов с Индией и Средней Азией и возникновению здесь (в Бактрии) первых греческих поселений. Именно на территории Ахеменидской империи были впервые созданы государственные пути сообщения протяженностью более 2400 км. - так называемая “царская дорога”, шедшая из Эффеса в Пасаргады и Сузы. Через каждые 25-30 км она была снабжена дорожными станциями и почтовой службой - “ангариетон” , о гонцах которой Геродот писал: “нет на свете ничего быстрее этих гонцов, так умно устроена у персов почтовая служба”.

Этот процесс еще более углубился благодаря походам Александра Македонского, который впервые в истории человечества стал реально воплощать в жизнь идею объединения народов Востока и Запада.

В конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. обширные географические пространства от Тихого до Атлантического океана (Империя Хань, Кушанское царство, Кангюй, Парфянское государство, Римская империя) слились в единый пояс культурных цивилизаций и государств. Можно сказать, что в это время произошел первый раздел мира, ибо впервые в истории человечества на столь протяженном расстоянии, занимающем территорию с запада на восток 11400 км, границы различных государств непосредственно соприкасались друг с другом.

Поэтому не случайно, что именно в это время возникает Великий шелковый путь - первая трансконтинентальная дорога, так как необходимость его возникновения диктовалась сложившимися политическими обстоятельствами и была подготовлена всем ходом развития политических, этнических, экономических и культурных достижений народов Евразии предшествующих эпох. Появляются и первые дорожники - интеринарии.

Если взглянуть на географическую карту, то нетрудно заметить, что Средняя Азия занимала центральное место в поясе великих цивилизаций древности. От Желтого и Восточно-Китайского морей до ее восточных границ примерно 4200-4300 км, от Атлантического океана до Каспийского моря - 5100-5200 км.

Именно это географическое положение способствовало тому, что в Средней Азии происходили важнейшие этнические процессы (миграции переднеазиатских народов, дравидов, индоевропейцев и индоиранцев, тюрков); шло активное взаимодействие культур (древневосточной, восточно- и западно-иранской, эллинистической, индийской, тюркской и китайской); осуществлялись масштабные торговые операции по Великому Шелковому пути, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам Средней Азии принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий (буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам), а также многих культурных и технических достижений в страны Внутренней Азии и Дальнего Востока.

Из всего вышесказанного очевидно, что Великий шелковый путь - это не просто караванный тракт, а многофункциональное уникальное в истории Евразии явление, степень влияния и воздействия которого на многие стороны ее существования была огромной.

Считается, что секрет изготовления шелка из коконов шелкового червя был открыт китайцами почти пять тысяч лет назад, а известный исследователь шелководства А.А.Тихомиров называет даже точную дату этого открытия - 2698 год до н.э. Другие исследователи предлагают еще более ранние даты начала его изготовления: 6-7 тыс. лет назад.

Согласно китайскому преданию, получение первой шелковой нити приписывается императрице Си Линг-Чи, жене Хоанг-ти. Во время чаепития в чашку императрицы упал кокон тутового шелкопряда. Си Линг-чи потянула кокон за торчащую нить, которая, однако, все тянулась и тянулась, а кокон разматывался. Так была получена первая шелковая нить, а императрица Си Линг-чи в благодарность за это была возведена в божество Небесной империи, в ее честь до сих пор во многих районах Китая устраиваются ежегодные ритуальные празднества.

Некоторые исследователи считают, что родиной шелководства являлась провинция Шан-Дунь, уже в 2255 году до н.э. платившая китайскому императору дань шелковыми тканями. Спустя много лет оно распространяется по всему Китаю. Особенно широкое развитие шелководство получило во 2-ой половине I тыс. до н.э., когда из шелка изготовляли деньги, ткани, платили дань, рассчитывались при торговых сделках.

Некоторые ученые считают родиной натурального шелка горные районы Индии, другие - Западные Гималаи, даже Иран. Скорее всего, родиной Бомбикса являлся Северный Китай, где до сих пор обитает его ближайший родственник - бабочка "теофила мандарина".

Из Китая, вероятно в IV в. до н.э. шелководство проникло в Индию, в I-II вв.н.э. в Хами - самый восточный из оазисов Восточного Туркестана, в III в. в Корею, в начале V в. н.э. - в Турфанский оазис и Хотан. Начало развития шелководства в Средней Азии обычно относят к V-VI вв. н.э., когда образовался один из крупнейших центров шелководства - согдийский. Однако, судя по находкам шелковых тканей местного производства на Кампыртепа (Северная Бактрия), датируемым 2-ой половиной II в.- началом III-го в., не исключено, что здесь оно появилось гораздо раньше. В Риме шелковые ткани стали носить уже в 46 г. до н.э., но еще ряд столетий шелк являлся здесь товаром.

В ряде городов Римской империи, особенно в приморских центрах Восточного Средиземноморья, существовали многочисленные ткацкие мастерские, производившие шелковые ткани, но из шелка-сырца так называемой метаксы. В V в. шелкоткацкие мастерские появились в Александрии (Египет). Производство шелковых тканей в Иране, по данным Масуди, началось при сасанидском шахе Шапуре II (309-379), привлекавшем для этого искусных мастеров из несториан - Пош.

Но все эти мастерские работали на шелке-сырце, который, по мнению Н.В.Пигулевской, доставлялся сюда из Индии и Цейлона по морской трассе Великого шелкового пути, или сухопутными дорогами из Средней Азии в Иран.

Вероятно, в V в. культура шелководства распространилась в Мерве, а затем проникла в Восточный Иран на юго-восточное побережье Каспийского моря. В VI в. н. э., как уже сказано, сложился один из самых больших центров шелководства на Востоке - согдийский.

Следует упомянуть об одной интересной истории, связанной с проникновением культуры шелководства в Византию. Согласно ряду письменных источников, по приказу императора Юстиниана I /527-565/ некие монахи, а по другим сведениям, персы, провезли в 50-х годах VI века в гнездах, выдолбленных в посохах, яйца шелковичных червей. После этого в Византии возникает собственное производство шелка, а отсюда оно проникло в южные районы Средиземноморья.

Распространение шелководства в другие страны хотя и происходило по трассам Великого шелкового пути, но уже на более поздних стадиях его функционирования. Первоначально же шелк являлся только товаром, вывозимым из Ханьской империи в страны Западного края. Вывоз грены считался преступлением в Китае, за которое предусматривалась смертная казнь.

Таким образом, Китай перестает быть монополистом в производстве шелка.

После распространения культуры шелководства в Центральной Азии и странах Средиземноморья уже не только шелк становится главным товаром на этом пути, а многие другие товары.

Исторические источники не сохранили имени первого человека, преодолевшего весь этот гигантский путь от Китая до Рима. Быть может. это был гонимый превратностями судьбы римский воин или предприимчивый согдийский купец, китайский дипломат или еретик-несторианин, принесший религию Христа из далекой Византии в Центральную Азию.

Вместе с тем в ряде китайских письменных источников есть сведения о людях (без конкретного указания их имен), преодолевших весь этот путь. Так, в комментарии Ду Ю (735-812 г.) к “ Историческому своду” (“ Тун день ” 801г.) сказано, что “ ... когда император У-ди Ранней династии Хань направил послов в Ань-си (Парфия), страна Ань-Си прислала в качестве подношения двух фокусников из Ли-узянь...”. Фокусники были карликами и происходили из Ли-Цзяня - так китайцы называли город Александрию в Египте. Согласно Г.Дабс, посольство из Парфии с александрийскими фокусниками прибыло в Китай между II0 и I00 гг. до н.э. Известно также, что в 166 г. н.э. в Китай прибыл посланник Римской империи от императора Марка Аврелия (161-180 гг.), преодолевший собственно весь Великий шелковый путь, исчисляемый тысячами километров от Рима до столицы Китайской империи.

Непременным спутником человека на этом пути был двугорбый бактрийский верблюд, чья необычайная выносливость и способность отыскивать подземные родники, чувствовать приближение смертоносных песчаных бурь, как пишет Эдвард Шефер, помогали человеку преодолевать бескрайние азиатские пустыни.

О неимоверных трудностях, испытываемых человеком при путешествии через эти пустыни, хорошо сказано в Бэйши: “Если ехать по южной дороге, то к северо-западу от Изюймо на несколько сот ли - сыпучие пески. В летнее время там дуют горячие ветры, приносящие бедствие путешественникам. Лишь старые верблюды, когда поднимается этот ветер, начинают кричать, собираются вместе и прячут морды в песке. Люди считают это предупреждением и сразу же покрывают рот и нос шерстяными тканями. Этот ветер быстро проходит. Однако тот, кто не закроется, может погибнуть”.

Но ничто не пугало отважных путешественников - ни многотрудный путь, занимавший долгие годы, ни грозные воинственные кочевники, нападавшие на караваны, ни безводные азиатские пустыни, в которых песчаные бури нередко так заносили дороги, что их направление можно было отыскать только по “костям людей и животных”.

То были необычайно выносливые и стойкие духом люди. Духовные истины их учения были для них неизмеримо выше, чем физические страдания тела.

В “Жизнеописании достойных монахов” буддийский монах Хуэй-Цзяо пишет: “От себя позволю заметить, что истинный закон глубок и безмерен, включает восемьдесят тысяч статей; переводчикам же удалось добыть не более тысячи цуюаней. И сопряжено это с трудностями переходов через пески, переправ через ужасные пропасти. Эти люди шли через ущелья на сигнальные огни, продвигались вверх по колышкам. Так что, когда они собирались вместе и подсчитывали потери, то из десяти человек оставалось восемь или девять. Когда они отправлялись в путь, за ними шла толпа, когда же они возвращались, их сопровождала тень. Как же прискорбно сие”.

С созданием в Средней Азии, Иране и странах Средиземноморья собственной шелковой промышленности как бы завершается первая важнейшая стадия Великого шелкового пути, так как в последующие годы не шелк определял его основные значения, а иные товары и иные цели. Коренным рубежом в периодизации Великого шелкового пути стали серьезные изменения в политической ситуации на Среднем Востоке и в Центральной Азии: завоевания арабов и создание арабских халифатов - Омейядского и Аббасидского. В 632и 636 гг. арабские войска под руководством Саада б. Абу Ваккаса разгромили сасанидскую армию в битве при Нехавенде и Кадусии. Последний сасанидский царь Йездегерд III бежал в Мерв, где блуждал. брошенный всеми и был убит тамошним мельником, прельстившимся его богатыми одеяниями.

Со смертью Йездегерда III в 651 г. прекращает свое существование Сасанидское царство, в течение 400 лет доминировавшее на Среднем Востоке, а вместе с ним древнеиранская государственность и зороастризм, сохранившийся впоследствии у части населения Фарса и Индии.

Наступила новая эпоха - эпоха арабской государственности и мусульманской религии. Арабское завоевание Средней Азии, продолжавшееся более ста лет, с середины VII в. до начала второй половины VIII в., и битва арабов с китайцами в 751 г. в долине Таласа, положившая конец китайскому продвижению в этот регион, коренным образом изменили саму суть древней трансконтинентальной дороги - Великого шелкового пути.

Три фактора определили эти изменения - создание собственной шелковой промышленности в странах Ближнего и Среднего Востока, война в Средней Азии и длительный перерыв связей с Китаем.

Новый период в истории Великого шелкового пути наступит после создания в середине VIII в. стабильного Аббасидского халифата, простиравшегося от Испании до Восточного Туркестана.

* * *

В 1987 году ЮНЕСКО в рамках всемирной декады ООН по культурному развитию приняла международную программу “Шелковый путь - путь диалога”, предусматривающую широкое и всеобъемлющее изучение истории цивилизации народов Центральной Азии. Но главная ее цель - установление более тесных культурных и экономических контактов между Востоком и Западом, улучшение взаимоотношений между многочисленными народами, населяющими эти великие континенты.

Проведены многочисленные научные конференции и семинары, осуществлены совместные международные экспедиции по Великому шелковому пути, созданы кинофильмы, опубликованы книги, брошюры и статьи, отреставрированы некоторые археологические и архитектурные памятники.

Среди проведенных одиннадцати экспедиций можно назвать такие, как “По следам Марко Поло”(июнь-август 1987 г., Стамбул-Пекин) “Морская” (23 октября 1990 г. - 23 февраля 1991 г.); “По республикам Центральной Азии”, завершившаяся в Хиве специальным научным семинаром в 1991; “Экспедиция по маршрутам кочевой культуры (июнь-август 1992 г., Монголия)”; Европейский шелковый путь (1995, Стамбул- Лион) др.

Из большого числа научных международных конференций, посвященных Великому шелковому пути, можно отметить следующие: “Формирование и развитие трасс Великого шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье” (Самарканд, октябрь 1990 г.); “Эпос государств вдоль Шелкового пути” (Турку, Финляндия, 3-5 июня 1993г.); “Языки и письменности вдоль Шелкового пути” (Кипр, 30 сентября - 1 октября 1994 г.); “Возрождение Шелкового пути: культурный туризм и возрождение наследия в Узбекистане” (Бухара, 21-22 февраля 1996г.).

В некоторых странах Востока (Индия, Китай, Узбекистан, Шри Ланка, Япония) созданы специальные научные институты по изучению Великого Шелкового пути, в том числе Институт Хироямы в Камакуре (Япония), издающий высоконаучный ежегодник “Археология и Искусство Великого Шелкового пути” (вышло 4 выпуска). Подобного рода институт основан и в Узбекистане в городе Самарканде - Международный Институт Центральноазиатских исследований (МИЦАИ), созданный по решению ООН и ЮНЕСКО и при поддержке Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. Один из проектов его работы предусматривает изучение городов и маршрутов Великого шелкового пути. Помимо научных и культурных программ, осуществляется проект мировой значимости по возрождению Великого шелкового пути.

Эта Великая трансконтинентальная железная дорога призвана соединить страны Европы со странами Дальнего Востока. В мае 1997г. было завершено строительство участка Мешхед - Серахс, Серахс-Мешхед и тем самым страны Центральной Азии получили выход к Персидскому заливу, а страны Европы в Центральную Азию. На очереди строительство участка железной дороги между Узбекистаном и Китаем. После этого произойдет полное возрождение Великого шелкового пути в его “железнодорожном” варианте, от Атлантического до Тихого океана.


SCImago Journal & Country Rank
  •  http://www.mnkgaz.ru  О видах карты, местах оформления и условиях получения mnkgaz.ru
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL