НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Алиага МАМЕДОВ

Этнические и национальные группы, живущие в Азербайджане, прошли долгий исторический путь формирования и становления на этой территории. Самые древние источники, содержащие сведения об Азербайджане, указывают на разноплеменной характер здешнего населения. Многочисленные тюркские, кавказские, иранские племена на различных этапах исторического сосуществования становились соучастниками общих социально-экономических и политических процессов, что являлось основой межэтнической интеграции на этой территории. Усилению интеграционных процессов способствовали некоторые факторы. Один из них - исламское вероисповедание, широко распространившееся среди большинства этносов Азербайджана начиная с VII века. В эпоху господства религиозной идеологии и перманентно изменявшихся политических границ принцип общности по вере во многом являлся определяющим.

Другим фактором было сходство видов хозяйственной деятельности. Живя в одинаковых природно-климатических условиях, различные этносы на территории Азербайджана занимались идентичными видами хозяйства, что определяло интенсивность контактов между ними.

Еще одним фактором, способствовавшим развитию межэтнической интеграции, являлся азербайджанский (тюркский) язык. Так сложилось, что именно этот язык в ходе длительного исторического процесса стал основным средством общения между этническими общностями страны.

Завоевание азербайджанских земель Россией положило начало новым процессам в становлении этнической структуры общества и, следовательно, в системе межэтнических отношений. Одним из направлений политики царской администрации было переселение на завоеванные земли определенных групп населения. Так, в Азербайджане стали возникать поселения русских крестьян, преследовавшихся за сектантство, а также поселения армян из Ирана и Турции. И в дальнейшем в связи с ростом городов и развитием промышленности продолжался приток мигрантов.

Новые условия существования и непривычная культурно-бытовая среда предопределили первоначальную изолированность этих групп от остального населения. Вместе с тем, по мере расширения хозяйственной интеграции, между переселенцами и местным населением увеличивалась степень социально-культурного взаимодействия. Этому способствовал высокий уровень этно-религиозной толерантности местного населения. С 20-х гг. нынешнего столетия в Азербайджане функционировали многочисленные национальные школы, на различных языках издавались газеты и журналы, осуществлялись театральные постановки и т.п. Координацией всей этой работы занимались специальные государственные структуры. Именно в эти годы для бесписьменных этнических общностей Азербайджана были созданы алфавиты.

Однако уже с середины 30-х гг. вся эта деятельность была постепенно свернута. Это было связано с известным ужесточением сталинского режима, что влекло за собой кардинальные изменения в национальной политике. По всему Союзу закрывались школы на языках малочисленных этносов, предпринимались различные меры по ограничению официального списка народов, живущих в СССР.

В этих условиях и в Азербайджане на протяжении всего советского периода наблюдалось некоторое несоответствие между официальными данными о численности определенных этнических групп и реальной численностью последних. По этой причине некоторые этнические меньшинства постепенно теряли в своей численности, а некоторые вообще исчезали с этнической карты страны. Так, например, официальная численность курдов, талышей, татов, цахур и некоторых других этносов была гораздо меньше, чем их реальная численность. Это явление довольно четко зафиксировала последняя Всесоюзная перепись населения 1989.г., проводившаяся в несколько иных, чем предыдущие, условиях. В данных этой переписи талыши фигурировали как отдельная этническая группа, тогда как в данных предыдущих переписей такой группы вообще не было. Перепись зафиксировала более чем двукратное увеличение численности курдов и горских евреев, а также увеличение на 50% численности цахур. Учитывая ряд факторов, а именно: общий рост численности населения Азербайджана за период с 1979 по 1989 г. только на 20%, данные о рождаемости в указанных этнических группах, а также отсутствие в этот период крупных миграционных потоков в страну талышей, горских евреев и курдов, можно сделать вывод о том, что у части представителей этих общностей происходил процесс восстановления этнической идентичности. Однако этот процесс имел в Азербайджане и свою специфику. Так, динамика изменения этнического состава населения Азербайджана за XIX в. свидетельствует о том, что в среде ряда этносов происходили достаточно интенсивные процессы смены этнической идентичности. Так, цахурское население ряда сел Шеки-Закатальского региона к началу XX столетия в официальных российских статистических сборниках упоминалось уже как азербайджанское1. Аналогичные процессы происходили и в регионах с татским населением (Апшерон, Губа-Хачмазский регион) и талышами (Ленкоранский регион). Ассимиляционные процессы в XIX в. коснулись и части лезгинского населения Азербайджана, в основном расселенного в азербайджанской этнической среде.

В зависимости от исторических, социально-демографических и культурных факторов этнические меньшинства Азербайджана можно объединить в несколько групп. Основными критериями группирования выступают здесь численность общности, история происхождения на этой территории, характер расселения и принадлежность к определенным историко-культурным системам (религия, духовная культура, система социальных норм и т.п.).

Одна из таких групп объединяет представителей крупных этносов (русских и армян), имеющих свои национально-государственные образования. Эти меньшинства имеют развитую социальную структуру. Среди них есть как городские, так и сельские жители. Кроме того, данные этнические общины кардинально отличаются от коренного населения своими историко-культурными системами. Помимо указанных факторов, существует и социально-психологический фактор. Эти этнические меньшинства имеют значительные внешние раздражители в лице основного массива своего этноса.

Русские. Первое распоряжение о переселении русских раскольников из внутренних губерний России в Закавказский край было издано в 1832 г. После этого, в 30-50-х годах XIX в., в Азербайджане появились русские переселенцы из Тамбовской, Саратовской, Воронежской и некоторых других губерний2. Следующие волны русских переселенцев в Азербайджане относятся к концу XIX - началу XX вв. и связаны с развитием промышленности, особенно нефтяной, и ростом городов.

В настоящее время русское население Азербайджана насчитывает около 250 тыс. человек, подавляющее большинство которых проживает в Баку, Гяндже, Сумгаите и др. городах страны. Русские села сосредоточены, в основном, в Шемахинском, Исмаиллинском, Ленкоранском районах страны. С 1979 по 1989 г. русское население Азербайджана уменьшилось как в относительном, так и в абсолютном значениях. Если по переписи 1979 г. русских было более 475 тыс. человек, то по данным переписи 1989 г. их число уменьшилось до 392 тыс. Основными причинами данного явления выступают низкий уровень естественного роста численности русских, а также высокие темпы миграции за пределы страны.

Русское население уезжает из Азербайджана в основном по экономическим причинам, так как в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах России уровень жизни выше, чем в Азербайджане, хотя привлекательность этнически родственной среды для переселения играет немалую роль.

Кроме того, социально-политические процессы, произошедшие после 1990 г., также обусловили значительное усиление оттока русских из Азербайджана. С этого момента стали усиливаться политические факторы, которые оказали влияние на миграционные настроения русских. Это, в первую очередь, конфликт в Нагорном Карабахе и вызванная им внутриполитическая нестабильность, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения и т.п. В первые годы независимости русская община Азербайджана в определенной мере оказалась отчужденной от политической жизни страны. Начинавший разгораться карабахский конфликт, усиление требований о независимости не находились в ряду жизненных интересов русского населения Азербайджана. Именно поэтому участие представителей русской общины в политической жизни страны носило эпизодический характер.

Значение “русского фактора” в политической жизни Азербайджана определяется и той существенной ролью, которую продолжают играть русские в экономической и социальной жизни страны. Подавляющее большинство русских здесь - городские жители. Они, главным образом, квалифицированные рабочие, инженерно-технические работники. Часть русских занята также в государственных, научных и образовательных учреждениях. Многие из них имеют высшее образование.

Постоянное сокращение промышленного производства, остановка работы на многих фабриках и заводах, скудные бюджетные ассигнования на науку, образование и другие явления, характерные для последних лет, вызывают в обществе социальную деградацию, связанную с невостребованностью накопленного в течение многих лет интеллектуального потенциала. Так как русские составляют определенную часть интеллектуального потенциала страны, этот процесс привел к возрастанию в их среде степени пассивного социального протеста, что выражается как в миграции за пределы страны, так и в ориентации на политические силы, выступающие за реставрацию Советского Союза и советской политической системы.

Наличие многочисленной русской общины является также одним из существенных внешнеполитических факторов для Азербайджана. Насколько важным и серьезным является данный вопрос, можно судить по той активной политике, которая проводится официальными кругами Российской Федерации по отношению к соотечественникам за рубежом. Помимо гуманитарной направленности, эта политика преследует и определенные стратегические цели. Анализ текущих событий позволяет сделать вывод о том, что “русские в ближнем зарубежье” - это серьезный фактор, который еще долго будет оказывать влияние на политическую ситуацию в границах бывшего СССР. Следует отметить, что Азербайджан одним из первых испытал на себе опасность негативного использования этого фактора, когда в январе 1990 г., во время введения советских воинских частей в Баку, в российских средствах массовой информации проводилась широкая пропагандистская кампания антиазербайджанской направленности. Одними из главных аргументов, использовавшихся в данной акции, были, не подтвердившиеся впоследствии факты притеснения и преследования русских.

Армяне. До последнего времени одной из крупных этнических общностей Азербайджана были армяне. Но за период между переписями 1979-1989 гг. число армян также имело тенденцию к сокращению. Так, за указанный период численность армянского населения сократилась с 475 тыс. человек до 390 тыс. Впоследствии в результате известных событий значительная часть армянского населения покинула Азербайджан. В настоящее время их численность достигает 130 тыс. человек и все они живут в Нагорном Карабахе.

История происхождения армян на территории Азербайджана не имеет столь древнюю историю, как в случаях с другими этническими группами. Правда, следует отметить, что небольшая группа армяноязычного населения проживала в горных местностях Карабаха и до XIX в. Основной приток армянского населения в Азербайджан начался после окончания русско-иранской войны 1826-1828 гг. В этот период Закавказье имело для Российской империи прежде всего военно-стратегическое значение - оно должно было стать плацдармом для дальнейших территориальных захватов на Ближнем Востоке.

На Кавказе после российского завоевания стали происходить значительные изменения. В 1828 г. императором Николаем I был издан указ о создании, на основе Эриванского и Нахичеванского ханств (азербайджанских государственных образований), Армянской области3. Претворение этого указа в жизнь повлекло за собой значительные изменения в этническом составе региона. Большая часть мусульманского населения (в основном азербайджанцы), была уничтожена или выселена в Турцию и Иран. Если на территории, названной Армянской областью, армяне до русского завоевания составляли только 10% населения, то уже после окончания войны с Ираном в 1828 г. их доля увеличилась до 25%4. Все это было связано как с насильственным переселением азербайджанцев, так и переселением в регион армянского населения.

Решение переселить армян из Турции и Ирана активно претворялось в жизнь с марта 1828 г. и продолжалось до конца 1830 г. За этот период в Закавказье было вселено более 200 тыс. человек5. Чтобы привлечь армянское население в пределы своих границ, российские власти, освободив их на 5 лет от всех повинностей и налогов, выделяли им пособия в размере 50 тыс. рублей серебром. Эти группы армянского населения были расселены в различных районах Закавказья, в том числе и в Карабахе. О том, что это была целенаправленная политика, достаточно красноречиво говорит докладная записка А.С.Грибоедова “О переселении армян из Персии в наши области”6.

Следует отметить, что переселение армян в Закавказье продолжалось на протяжении всего ХIХ века и особенно усилилось после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Вследствие этой переселенческой политики уже в 1886 году в Шушинском уезде Елизаветпольской губернии, в состав которой входила ныне почти вся территория Нагорного Карабаха, численность армян составила более 58 %7.

Следующая группа этнических меньшинств включает ингилойцев, горских евреев и удин. Данная группа в значительной мере отличается по своим социально-демографическим параметрам от предыдущей. Они малочисленны, компактно проживают на сравнительно небольшой территории и являются в подавляющей своей массе сельскими жителями. Вместе с тем историко-культурные системы данных этнических меньшинств позволяют выделять их среди остальных этносов Азербайджана. В первую очередь - это вероисповедание, исторически присущее данным группам населения. Части ингилойцев и удин исповедуют христианство, а горские евреи - иудаизм.

Ингилойцы. На западных склонах Большого Кавказского хребта, что в северо-западной части Азербайджана, расположена очень интересная в этнографическом плане Шеки-Закатальская зона, где наряду с азербайджанцами, составляющими подавляющее большинство населения, аварцами, цахурами, компактно проживают ингилойцы. Об этнической истории и процессе формирования ингилойцев в этой зоне Азербайджана существуют различные точки зрения. Не останавливаясь на дискуссионных проблемах этногенетических процессов на северо-западе Азербайджана, отметим, что, по мнению многих исследователей, данный регион относится к ареалу расселения албанских племен8. Одними из потомков этих племен считаются современные ингилойцы, компактно проживающие в селах Белоканского, Закатальского и Кахского районов. Они говорят на одном из восточных диалектов грузинского языка и часть из них исповедуют ислам (жители сел Белоканского и Закатальского районов), а другая часть, живущая в Кахском районе, - христианство. Этноним “ингилой” производят от азербайджанских слов “ени”- новый и “йол”- путь. Такое название связывают с принятием в конце XVII-XVIII вв. грузиноязычным населением края ислама.

Известно что, после завоевания края Россией царская администрация проводила насильственную христианизацию в этом регионе. Но это не имело успеха. До 1834 г. христианство приняло всего лишь 32 ингилойца9. Царским правительством было объявлено решение об освобождении от подати принявших христианство. В результате этих мер царизму удалось достичь известных результатов в деле христианизации населения Закатальского округа. Начиная с 1850 по 1856 гг. христианство приняли жители деревень Илисуйского участка: Ках, Алибегло, Караган, Котуклу и Мешабаш, а также часть жителей деревни Шотавар. В 1858 году христианство было принято обществами деревень Тасмало, Загям, Лала-Паша, Мирсая и Енгиан10. Следует отметить, что очень скоро многие вернулись в ислам. Об этом свидетельствует нынешнее исламское вероисповедание жителей указанных выше сел.

В настоящее время часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, а часть грузинами, в зависимости от вероисповедания. При этом многовековое соседство ингилойцев и азербайджанцев во многом унифицировало их быт, многие черты культуры. Еще исследователи XIX в. отмечали, что хозяйство и быт этих двух народов, впрочем, как и других народов данного региона, во многом идентичны11.

Если посмотреть официальные документы переписи, то такого народа и вовсе не существует. На самом же деле носителей ингилойского языка и этнического самосознания около 10 тыс. человек и они населяют несколько крупных сел в указанном регионе. Дело в том, что, несмотря на несколько ослабленный режим переписи 1989 г., никто из ингилойцев не записался таковым. Большая часть, как уже указывалось, признают себя азербайджанцами, меньшая – грузинами.

Ингилойский фактор имеет определенное значение во взаимоотношениях между Азербайджаном и Грузией. В настоящий момент проблемы ингилойцев в Азербайджане и проблемы азербайджанцев в Грузии находят свое решение и не несут в себе реальной угрозы стабильным межэтническим контактам. Тем не менее потенциальные угрозы стабильности, связанные ингилойским фактором, все еще продолжают сохраняться. Это - возможные притязания Грузии на азербайджанские земли, заселенные ингилойцами, использование “бесправного положения” ингилойцев в Азербайджане для дискриминации азербайджанского населения в Грузии, а также усиление грузинского влияния среди ингилойцев и рост в их среде антиазербайджанских настроений. Следует отметить, что во времена Гамсахурдиа эти угрозы начинали приобретать вполне реальные очертания.

Удины. Южнее Шеки-Закатальской зоны расположены Габалинский и Огузский районы страны, где живут удины. По данным переписи 1989 г., численность удин в Азербайджане достигает 6 тыс. человек, из которых более 4,5 тыс. проживает в селении Нидж Габалинского района. Остальная часть удинского этноса населяет райцентр Огуз.

Язык удин принадлежит к дагестанской группе языков. Удины - самоназвание уты, уди - потомки древнего албанского племени утиев. Название этого племени упоминается еще в античных источниках12. По сообщениям античных авторов, утии выходят на историческую арену в первой четверти V в. до н.э., принимая участие в походе Ксеркса на Грецию. Историческая традиция, в частности и армянская, увязывает современных удин с древними албанами, а сами удины до недавнего времени помнили о том, что они по происхождению албаны13.

Данная этническая группа исповедует христианство. Удины, живущие в огузском районе, являются православными. Но среди указанной группы населения есть и сторонники григорианства. Они живут в основном, в селении Нидж. Вместе с тем, следует отметить, что, принимая христианство, удины соединили с ним свои древние религиозные представления. Церемониал праздников представляет собой смешение удинского языческого и христианского культов14.

Несмотря на различия в религии и языке, многовековое сосуществование удинского и азербайджанского народов способствовало выработке множества общих черт в их быту и культуре. Так, например, о древнем характере этих отношений говорит факт поклонения, как азербайджанцев, так и удин, одним святилищам. Даже при исполнении своих полухристианских-полуязыческих праздников (например, Вардавар) удины пели песни на азербайджанском языке15.

В настоящее время созданы определенные условия для сохранения и развития древней культуры удин. Образованный недавно удинский национально-культурный центр проводит большую работу по разработке учебников удинского языка, переводу на удинский произведений классиков азербайджанской и мировой литературы.

Горские евреи. История происхождения данной этнической группы все еще вызывает споры среди ученых. Кто они: одно из ираноязычных племен, принявших иудаизм или же древние евреи, перешедшие на один из иранских языков? Хотя существуют серьезные доводы в пользу обеих гипотез, тем не менее чаша весов склоняется в пользу того, что жители древних еврейских поселений на территории Ирана, перешедшие на один из иранских языков, вместе с некоторыми племенами во времена Сасанидского шаха Иездигерда II (435-459 гг.) были переселены в северо-восточные районы Северного Азербайджана16. В пользу этой версии говорит и сильная детерминированность культуры и быта горских евреев иудаизмом, а также их вполне определенная этническая самоидентификация.

В настоящее время горских евреев насчитывается около 35 тыс. человек и они расселены главным образом в Баку, поселке Красная Слобода, недалеко от г. Куба, а также в районном центре Огуз. С 1979 по 1989 г. численность горских евреев увеличилось на 260%. Столь существенный рост численности данной этнической общины связан с условиями проведения последней советской переписи. Впервые за долгие годы горские евреи были выделены как отдельная этническая группа, а также были сняты ограничения при проведении переписи.

Несмотря на различия в религиозных воззрениях, у горских евреев и азербайджанцев много общего в традиционно-бытовой культуре. Многие горские евреи говорят на двух и даже на трех языках. В настоящее время наблюдается значительное сокращение темпов эмиграции горских евреев в Израиль.

Еще одна группа этнических меньшинств включает в себя представителей т.н. дагестанской языковой семьи. В данном случае имеются в виду лезгины, цахуры и аварцы. Указанные этнические общности компактно проживают на территории Азербайджана. Историко-культурные системы этих этносов имеют много общего с историко-культурной системой азербайджанского народа. Вместе с тем, для них характерна определенная установка на основной массив своего этноса, находящегося вне пределов Азербайджана. При этом необходимо отметить довольно существенные этнокультурные различия групп лезгинского и аварского этносов, проживающих на территории Азербайджана, и основных массивов данных этносов, расселенных на территории Дагестана. Указанная группа интенсивно интегрируется с азербайджанским этническим массивом.

Лезгины. На северо-востоке Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского хребта, живут лезгины - одна из крупных этнических общностей, населяющих страну. По данным переписи 1989 г., их насчитывалось 171 тыс. человек, и кроме Кусарского района, где лезгины составляют более 80% населения, они также расселены в Хачмазском, Губинском, Габалинском и некоторых других районах Азербайджана. Можно ожидать, что перепись 1999 г. покажет увеличение лезгинского населения в Азербайджане.

Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана - Кавказской Албанией. Еще античные авторы писали о кавказоязычных племенах в северной части Азербайджана, среди которых упоминаются и леги, предположительно - далекие предки современных лезгин17. Исторические исследования последнего времени локализуют основную этническую территорию легов на левобережье Самура, в современном южном Дагестане18. Но на протяжении столетий происходило постепенное передвижение части лезгинских племен в южные, предгорные и прикаспийские зоны. Подобная тенденция сохранилась у лезгин вплоть до XX в. Важно отметить, что историческая судьба лезгинского народа тесно связана с Азербайджаном и азербайджанцами. Еще во времена арабских и персидских завоеваний, а также во времена относительно самостоятельного существования отдельных азербайджанских государственных образований, лезгины входили в одну область с азербайджанцами и другими народами, ныне населяющими страну.

Лезгин и азербайджанцев связывали также взаимовыгодные хозяйственные связи. Такие азербайджанские города, как Губа, Шеки, Баку и другие, были местом, где лезгинские крестьяне и ремесленники сбывали свою продукцию. Но после русских завоевательных войн на Кавказе в XIX в. и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена граница по реке Самур (1860 г.). В результате этого разделенным оказался не только лезгинский народ, но и азербайджанцы, значительная часть которых проживала в Дербенте и прилегающих к нему районах. Эта граница была зафиксирована и после установления советской власти.

Хозяйственная деятельность лезгин Азербайджана издревле носила земледельческо-скотоводческую направленность. На формирование особенностей их хозяйственного быта оказывало влияние как разнообразие природно-географических условий, так и хозяйственная деятельность и материальная культура азербайджанцев. Наряду с высоким уровнем развития скотоводства и земледелия лезгины достигли выдающегося мастерства в ремесленном производстве. Широкой известностью пользовались деревянные изделия, изготовлявшиеся лезгинами предгорной зоны. Наибольшую известность в этом отношении получили такие селения, как Гиль, Мирал, Юхары яраг и др.

Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин Азербайджана было ковроделие. В Кусарском районе было распространено изготовление сумахов (паласов) - безворсовых ковров с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой. При этом следует отметить, что в лезгинских коврах прослеживаются общеазербайджанские орнаментальные сюжеты, характеризующиеся либо растительными, либо геометрическими мотивами19.

Лезгинский язык относится к дагестанской группе кавказских языков и на нем создана богатая духовная культура этого народа. Широко известны классики лезгинской литературы Етим Эмин и Сулейман Стальский. Творчество этих выдающихся поэтов и ашугов также является наглядной иллюстрацией тесных связей лезгинского и азербайджанского народов. Так, многие свои произведения они создали на азербайджанском языке.

В настоящее время в местах компактного проживания лезгин в Азербайджане на лезгинском языке ведется преподавание в начальных классах, издаются газеты, транслируются радиопередачи. С целью координации работ по развитию лезгинского языка и культуры в стране создан лезгинский национально-культурный центр “Самур”. Вместе с тем состояние азербайджано-лезгинских отношений оказывает существенное воздействие на социально-этническую ситуацию в стране. В данном аспекте существуют определенные угрозы межэтнической стабильности в Азербайджане. Наиболее реальными угрозами представляются рост сепаратистских настроений среди азербайджанских лезгин под воздействием лезгинского национального движения в Дагестане и использование Россией “лезгинского фактора” в своей кавказской политике.

Аварцы. Это - наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 г. численность аварцев достигала 44 тыс. человек. В основном этот этнос расселен в двух районах страны - Белоканском и Закатальском. В этих районах расположены крупные аварские села, имеющие богатую историю - Джар, Цилибан, Мацех и др. Основная часть аварского этноса расселена в Дагестане.

Нерешенным еще в научном плане остается вопрос о времени появления аварцев на данной территории. Как известно, аварцы и близкие к ним этнические группы расселены в западной части Дагестана. Одним из основных видов хозяйственной деятельности аварцев с древнейших времен было горное овцеводство. Поиск новых пастбищ и, следовательно, довольно подвижный образ жизни приводил к освоению новых сред обитания. Аварцы, зимние пастбища которых находились на южной стороне Главного Кавказского хребта, периодически перекочевывали на территорию современной Шеки-Закатальской зоны. Это обстоятельство, как и малоземелье, вынуждало аварцев переселяться в данный регион небольшими группами. Исторические сведения не дают возможности говорить о каком-либо одноразовом, массовом переселении аварцев. По всей видимости, на протяжении многих веков происходил постоянный исход аварских племен на данную территорию20.

По преданию, первоначальным местом заселения аварцев в данном регионе была местность Голода. Располагалась она на горе Келан, на месте кочевки, где сохранились кладбище и фундаменты некоторых построек. Кстати, следует отметить, что аварцы в этой зоне долгое время были известны под названием “голодолал”, что означало жители Голода.

Как бы там ни было, но окончательное утверждение аварцев в этой территории относится к началу XVI века. Именно в это время отдельные аварские общины стали объединяться в вольные общества, так называемые джамааты. К этому времени относится и образование самого крупного и могущественного из них - Джарского общества, по названию села Джар. К началу XVIII в. окончательно сложились шесть аварских джамаатов. В арабских и персидских источниках они именовались Джаро-Тала, а у самих аварцев - Голода. Сформировавшиеся Джаро-Белоканские джамааты являлись уникальной формой социально-политической организации общества, представляли из себя своеобразную федерацию вольных общин, управлявшуюся советом старейшин и военачальниками. Джаро-Белоканские джамааты как военно-политические единицы просуществовали вплоть до русского завоевания в 1830 г.

Аварцы Закатальского и Белоканского районов говорят на анцухском наречии аварского языка, относящегося к дагестанской группе языков. Вместе с этим широко употребляется аварцами и азербайджанский язык. Недавно принято решение о преподавании аварского языка в начальных классах общеобразовательных школ, находящихся в районах компактного проживания аварцев. При этом в последнее время можно наблюдать некоторый рост аварского национализма, обусловленного тремя факторами:

  • отставанием аварских альтернативных (теневых) экономических структур в соперничестве с азербайджанскими;
  • влиянием аварских националистических сил, действующих в Дагестане;
  • реакцией на рост азербайджанского тюркского национализма.

Все эти факторы носят в настоящее время достаточно скрытый характер и могут проявить себя в условиях резкой дестабилизации социально-политической ситуации в стране.

Цахуры. Основная масса цахур расселена в Закатальском районе; здесь их 11,5 тыс. Всего в республике насчитывается 13 цахур. Небольшая группа цахурского населения проживает также и в Кахском районе. Наиболее крупными цахурскими селами являются Алибайрамлы, Гезпарак, Ени Сувагиль.

О появлении цахур на этой территории также существуют различные мнения. Несмотря на то, что имеются народные предания и исторические сведения, зафиксированные еще в XIX в. и свидетельствующие о переселении цахур с противоположного склона Большого Кавказского хребта, с территории нынешнего Дагестана, в исторической науке существует довольно убедительная гипотеза о генетической связи цахур с одним из албанских племен - джигбами21. По всей видимости, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в формировании всех без исключения этносов данного региона значительную роль сыграли албанские племена, ареал расселения которых включал не только современную территорию северного Азербайджана, но и южного Дагестана. Тем не менее, из исторических источников известно, что более 400 лет назад выходцы из селения Цахур, расположенного в одном из ущелий у Самур чая, перейдя на западные склоны Кавказского хребта, основали село Сарыбаш, поныне существующее и представляющее большую историко-архитектурную ценность22. Позднее ареал расселения цахур увеличивался. Было образовано село Илису, ставшее впоследствии центром Илисуйского султанства, которое находилось в вассальной зависимости от Джаро-Белоканских джамаатов. Первоначально столицей этого султанства был Кахи, но впоследствии, для обеспечения безопасности своего султанства, правитель перенес свою резиденцию в с. Илису, где построил дворец, башни и укрепления, следы которых сохраняются и сейчас23. Население этого султанства составляли не только цахуры, но и азербайджанцы и ингилойцы. Основу Илисуйского султанства составляли четыре вольных общества (джамаата) - Цахурское, Сувагильское, Карадулакское и Илисуйское. Данные общества состояли из тохумов - социально-родственных организаций с определенным укладом, аналогичным большинству дагестанских тохумов.

Цахуры издревле занимались отгонным скотоводством, а также земледелием в качестве подсобной хозяйственной деятельности. Длительное совместное проживание на данной территории обусловило тесные интеграционные связи между цахурами и азербайджанцами. Интеграция цахур в азербайджанский этнос достигла такого уровня, при котором уже сложно выделять специфические проблемы социально-этнического существования данной общности.

Таты, талыши и курды, а также представители т.н. шахдагской группы (хыналыгцы, будуги, крызы) образуют значительную группу этнических меньшинств. Указанные этнические общности компактно расселены на территории Азербайджана и они в основном заняты в сельском хозяйстве. Данное обстоятельство и определяет неразвитость социальной структуры этих этнических групп. Таты, талыши, курды и “шахдагцы” в значительной степени интегрированы в азербайджанский этнический массив.

Таты. На северо-востока Азербайджана находится ареал расселения татов. Язык татов относится к иранской группе индоевропейских языков и близок к фарси. По своему происхождению таты являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселенного еще в IV веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана24. На территории Азербайджана таты в основном живут в Апшеронской зоне, в Хызы, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах.

По утвердившемуся в науке мнению, происхождение слова “тат” не имеет этнического характера. Этим термином тюрки обозначали оседлое ираноязычное население Азербайджана. Об этом свидетельствует и самоназвание некоторых групп татского населения. Так, например, жители апшеронских селений Балаханы и Сураханы называют себя парсами, а жители селения Лагич в Исмаиллинском районе - лохудж. Следует отметить, что в прошлом веке сезонных работников из Южного Азербайджана скотоводы называли татами, хотя они являлись этническими тюрками.

В результате длительного исторического сосуществования татов и азербайджанцев возникло много общих черт в их хозяйстве, культуре и быту. В этом немалую роль играет азербайджанский язык, ставший с XIX века фактически вторым родным языком татского народа. Следует отметить, что широкое распространение азербайджанского языка значительно сузило сферу функционирования татского языка, который стал бытовым языком сельской местности. Значительные изменения произошли в этническом самосознании татов. Многие из них считают себя азербайджанцами и во многом утеряли татский язык.

По данным переписи 1989 г. численность татов составила 10 тыс. человек. Необходимо подчеркнуть, что таты - одна из тех этнических групп Азербайджана, которая в наибольшей степени подвержена ассимиляционным процессам. Это особенно характерно для городских татов. Все это затрудняет выявление реального числа татского этноса.

Курды. На самом западе Азербайджана в горах Малого Кавказа живут курды. Их общая численность по последней переписи составила чуть более 12 тыс. человек. Подавляющее большинство курдов живет в Лачинском и Кельбаджарском районах. В результате армянской агрессии и оккупации этих районов, курды, также как и все остальное население этих районов, в настоящий момент временно расселены в других районах Азербайджана.

Крупными курдскими селами в указанных районах являются Агджакенд и Ленинкенд. Необходимо отметить довольно активные ассимиляционные процессы в среде курдского населения. Курдский язык относится к северо-западной ветви иранских языков. Среди курдов встречаются как мусульмане-сунниты, так и мусульмане-шииты. Кроме того, имеют широкое распространение различные секты (езиды, али-илахи и др.). Подавляющее большинство курдов Азербайджана - это мусульмане-шииты.

История расселения курдов на территории Северного Азербайджана до сих пор окончательно не выявлена. Известны случаи нападения огузских племен в XI в. на курдские кочевки в Ширване. Кроме того, есть сведения о том, что в XII в. в городе Бейлагане также имелась небольшая курдская община25. Эти отрывочные сведения позволяют прийти к выводу о том, что отдельные группы курдов известны на территории Северного Азербайджана, начиная с XI в. По всей видимости, курды переселялись сюда постепенно, отдельными племенами и родами. Это переселение иногда принимало массовый характер. К примеру, есть предположение, что во время турецко-персидской войны 1589 г. курды находились в числе турецких войск и, как победители, остались в этих местах26. А после русско-иранской войны 1826-1828 гг. из Персии переселилась племенная общность Зилан под предводительством Гусейн-хана. Значительная часть курдов переселилась на территорию Закавказья во второй половине XIX-начале XX вв. из Турецкого Курдистана27. Таким образом, современное курдское население Азербайджана формировалось на протяжении длительного исторического времени.

Основным занятием курдов издревле является скотоводство, а также отчасти земледелие. Из традиционных народных ремесел и промыслов в настоящее время сохраняется ковроделие и выделка войлока.

Большое место в жизни курдов Азербайджана занимает азербайджанский язык, которым они пользуются как в общении с азербайджанцами, так и между собой. Курдский язык в настоящее время сохраняется только у части старшего поколения. Правда, следует отметить, что по этнографическим данным, курдское население было зафиксировано еще в XIX веке в Зангеланском и Джебраилском районах Азербайджана, где в последующем все население регистрировалось как азербайджанское (тюркское). В некоторых селах указанных районов население говорило на курдском языке вплоть до середины XIX в.28

В последнее время в стране предпринимаются определенные шаги по сохранению и развитию курдского языка, духовной культуры курдского народа. Для этих целей при Фонде культуры создан курдский национально-культурный центр. Однако “курдский вопрос” продолжает оставаться существенным фактором этнополитической стабильности в Азербайджане. Здесь прежде всего следует отметить возможность использования этого вопроса для вовлечения азербайджанских курдов в деятельность Курдской рабочей партии, ведущей борьбу за создание курдского государства на территории Турции.

Талыши. Данная этническая группа расселена на юго-восточной части Азербайджанской республики. Талыши живут в Ленкоранском, Астаринском и, отчасти, в Масаллинском и Лерикском районах. По данным переписи 1989 г., талышей в Азербайджане насчитывалось более 21 тыс.

В прошлом талыши, жившие в равнинах, занимались в основном рисоводством, а жители гор - скотоводством. Талыши глубоко интегрированы в азербайджанский этнос. Традиционная культура и быт талышей мало чем отличается от культуры и быта азербайджанцев. Широкое распространение получило талышско-азербайджанское двуязычие, имеющее массовый характер. Вместе с тем, несмотря на широкое распространение азербайджанского языка, талышский язык не утратил своего функционального значения. Им широко пользуются в быту, на производстве. В настоящее время в зоне компактного расселения талышей введены уроки талышского языка в общеобразовательных школах. В Ленкорани организована трансляция радиопередач на талышском языке. Однако наблюдения последних лет свидетельствуют о существовании потенциальных угроз стабильности в этом регионе страны. Здесь в первую очередь следует отметить вероятность перерастания социально-групповых противоречий в этнические. Кроме того, не исключено усиление в данной зоне иранского влияния и использование Ираном, при определенных условиях, “талышского фактора” в своих интересах.

Шахдагская группа. На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Кубинского района Азербайджана расселена группа этнических общностей, известная под названием “шахдагская”. Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будуги и крызы - жители горных селений Будуг, Крыз и Хыналыг. Помимо названных селений, будуги проживают также и в селениях Дели Гая и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Эти селения, особенно Хыналыг, относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа. Сообщение между ними и другими районами Азербайджана осуществляется преимущественно в летнее время.

Языки шахдагской этнической группы относятся к кавказским языкам. Из них будугский и крызский близки между собой и находятся в генетическом родстве с лезгинским языком. Что касается хыналыгского, то он занимает особое место, хотя и относится к кавказским языкам. Кроме своего родного языка, эти народности говорят на азербайджанском языке.

Если исключить упоминание слова “хыналыг” арабским географом VIII века Якутом Хамави, то вплоть до начала XIX в. хыналыгцы нигде не упоминались29. В 30-х годах XIX в., описывая Губинскую зону Азербайджана, В. Легкобытов сообщает о селе Хыналыг и его обитателях. Он отмечает, что хыналыгцы ведут оседлый образ жизни и в основном занимаются скотоводством.

Хыналыгский язык не имеет ни диалектов, ни говоров. Правда, в самом Хыналыге в ряде случаев различается произношение жителей верхней, средней и нижней частей села соответственно трем основным родам хыналыгцев. О большом влиянии азербайджанского языка и культуры на хыналыгцев свидетельствует значительное количество тюркизмов в хыналыгском языке, а также множество схожих элементов в традициях и обычаях30.

Другой этнической общностью, входящей в шахдагскую группу являются крызы. Об истории этого народа практически ничего не известно. Основное занятие крызов - скотоводство.

Также малоизученными в историческом и этнографическом отношении являются будуги. Язык, как, впрочем, и другие элементы культуры будугов, очень близок к крызскому.

Несмотря на то, что этнические общности, входящие в шахдагскую группу, являются в какой-то мере изолянтами, в их языках очень много лексических, фонетических заимствований из азербайджанского языка. Это свидетельствует о том, что этнокультурные контакты между “шахдагцами” и азербайджанцами имеют давнюю историю. Именно поэтому азербайджанский язык активно функционирует в среде хыналыгского, крызского и будугского народов. Кроме того, в быту, хозяйстве, так и в соционормативной культуре этнических общностей шахдагской группы наблюдается значительное влияние азербайджанской культурной традиции.

В конце XX-го столетия на огромных просторах евразийского материка в результате краха советской империи и роста этничности в кровавый клубок переплелись борьба за политическую власть, столкновение экономических интересов, возрождение этнического самосознания и стремление народов к свободе и независимости. Как и во многих республиках бывшего Советского Союза, в Азербайджане, в русле борьбы за государственную независимость началось возрождение этнического самосознания населяющих ее народов. В этих условиях перед государством стала задача разрешения социально-этнических проблем, что во многом будет отражать стратегию политического развития и место страны в мировом сообществе.


Алиага Мамедов, кандидат исторических наук, руководитель отдела прикладной этнологии Института археологии и этнографии АН Азербайджана.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL