Айсель АЛЛАХВЕРДИЕВА


Айсель Аллахвердиева, магистр права, кандидат в PhD Дублинского университета (Дублин, Ирландская Республика).


ТОЛЕРАНТНОСТЬ — ОСНОВА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО МИРА И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОГЛАСИЯ
(на примере Азербайджана)

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются истоки и современное состояние религиозной толерантности в Азербайджане, значимость использования накопленного здесь многовекового опыта мирного сосуществования разных этносов и конфессий для ответа на вызовы глобализирующегося мира.

Введение

В эпоху глобализации, когда наряду с ускорением всех аспектов развития человечества нарастают и все более интернационализируются перманентные волны насилия, этнических и религиозных конфликтов, вполне очевидна необходимость в широком формате участия всех общественных сил для преодоления расколов гражданского мира и социокультурного согласия. С конца ХХ столетия именно эта потребность во все возрастающей степени определяет попытки международной общественности использовать наработанный многими веками потенциал мирного сосуществования народов и религий. Особый интерес в этом плане представляют регионы мира, которые в результате уникального стечения исторических обстоятельств стали своего рода перекрестками межцивилизационных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий, создавая здесь особый климат гармоничного социума.

Можно утверждать, что в число таких исторических зон религиозной и этнической толерантности входит и Азербайджан — страна с многовековыми традициями диалога разных народов и конфессий. Примерами таких традиций и толерантности изобилуют страницы истории не только древнего и средневекового Азербайджана, но и его нового и новейшего времени. Можно задать вопрос: не выглядит ли такой вывод несколько преувеличенным? Чтобы ответить на него, сгруппируем подготовленный материал вокруг нескольких основных тем:

  • в чем суть современной толерантности;
  • какова общая характеристика уровня государственно-конфессиональных отношений за последние годы;
  • в чем отмечаемые большинством экспертов и религиозных деятелей основные истоки конфессиональной толерантности в Азербайджане.
  • Толерантность как интеллектуальная и нравственная солидарность человечества

    В принятой 16 ноября 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО Декларации принципов терпимости международное сообщество объявило достижение религиозного мира и согласия одним из своих основных приоритетов. Согласно статье 1 этого документа, понятие толерантности включает в себя четыре основных аспекта:

  • толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, гармонию в многообразии, моральный долг, политическую и правовую потребность;
  • толерантность — прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, которое должны проявлять отдельные люди, группы и государства;
  • толерантность — обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе в сфере культуры), демократии и правопорядка;
  • проявление толерантности означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность1.
  • К феномену толерантности как готовности общества принять отличающиеся от господствующих в нем мнения, убеждения и модели поведения, всегда существовало и до сих пор осталось противоречивое отношение — от однозначно позитивного до активного неприятия. Так, с одной стороны, в контексте западного менталитета толерантности приписывается чудодейственная способность органичного сочетания широкой коммуникативности со свободой самоидентификации индивидов и групп, то есть по своим внутренним свойствам особого социокультурного способа разрешения накопившихся в обществе противоречий. С другой стороны, толерантность нередко воспринимают как фактор разрушения наций и государств, процесс якобы уничтожения всего того, что служит объединению индивидов на этноконфессиональной и государственной основе. Широко распространены также попытки смыслового разграничения терпимости и толерантности, их противопоставления друг другу2.

    Особо следует сказать о примордиалистских представлениях относительно толерантности и о ее разновидностях (социально-этнической, религиозной и др.) как имманентном качестве, присущем всем народам. К примеру, в докладах Всероссийской научной конференции "Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона" (Махачкала, март 2007 г.) утверждалось, что этническая толерантность — особая черта любого этноса, неотъемлемый элемент структуры этнического менталитета3. К сожалению, жесткая действительность начала XXI века, в том числе на Кавказе, не дает оснований для столь оптимистичных обобщений.

    Более того, ключевые международные события 2008 года еще раз показали, что толерантность — не просто культурно-психологическая установка на совместимость, а один из важнейших инструментов обеспечения мира на всех уровнях человеческого общежития: локальном, региональном и даже глобальном. Страхи и внутренние предубеждения, накапливавшиеся десятилетиями, отсутствие готовности и желания уважать мнение оппонента, а также проистекающее отсюда наличие пресловутых двойных стандартов — вот с чем столкнулся мир в ходе международного кризиса вокруг Южной Осетии.

    Все это вынуждает по-новому оценить потенциал толерантности, поскольку альтернативой ее философии развития путем многостороннего сотрудничества оказывается философия упадка и гибели на основе дезинтеграции. С этой точки зрения толерантность можно охарактеризовать не только как важнейший принцип социально-экономического развития всех народов, но и как необходимое условие сохранения и укрепления стабильного мира.

    Именно поэтому становление независимой государственности Азербайджана тесно связано с целенаправленным использованием традиций толерантности. Особо в этом контексте, по мнению многих общественных и религиозных деятелей, следует отметить, что демократический вектор развития современного азербайджанского общества и государства придал еще больший импульс прежде всего межконфессиональной толерантности.

    Следует отметить, что в Азербайджане религиозная толерантность возникла не вдруг и не под давлением международных организаций. Ее корни уходят в глубь веков — в двухтысячелетнюю историю сосуществования на равных условиях разных религий: зороастризма, христианства, иудаизма, ислама. Иначе говоря, толерантность нельзя привнести извне. Она должна исходить из самой сути народа, его ментальных характеристик и как историческая традиция должна передаваться из поколения в поколение. Как справедливо отметил глава Центра Симона Визенталя Абрахам Купер, "…о толерантности декларируют многие страны, это очень удобная политическая фишка, но не всем удается реально добиться ее. В этом смысле ваша страна — исключение, здесь о толерантности говорят не столь часто, она просто присуща вашим людям как национальная черта… Толерантность в Азербайджане — категория неиссякаемая"4.

    Мировые конфессии и азербайджанская модель толерантности

    Православие

    В Азербайджане христианство появилось примерно 1700 лет тому назад: в 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение от святого Григория Просветителя, и эта религия стало государственной в Кавказской Албании. За исключением краткого периода ухода в монофизитство (середина VI в.) албаны придерживались, в противовес армянам, православной веры (диофизитства). И хотя в дальнейшем — с приходом арабов — большинство местного населения сменило религиозную ориентацию, традиция мирного сосуществования разных конфессий приобрела устойчивый исторический характер.

    После развала СССР и оттока части русскоязычного населения из Азербайджана в республике сократилось количество православных. Однако это религиозное направление свободно исповедуют около 2,5% населения, то есть примерно 200 тыс. представителей разных национальностей (русских, белорусов, украинцев, греков и т.д.)5. В настоящее время русские православные храмы страны объединены в Бакинско-прикаспийской епархии, деятельность которой была восстановлена 28 декабря 1998 года. А в состав епархии, которой на территории Азербайджана управляет епископ Александр (Ищеин), входят пять храмов: в Баку — собор Рождества Пресвятой Богородицы, кафедральный собор святых Жен-мироносиц, Михаило-Архангельский храм; в Гяндже — храм Александра Невского; в Хачмазе — Никольский храм.

    Кроме приходов Русской Православной Церкви в стране функционирует храм, относящийся к юрисдикции Грузинской Православной Церкви — церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Гахского района, где компактно проживают грузины-ингилои. В Азербайджане также действуют 11 молоканских общин, придерживающихся старообрядчества (в основном в селах Шамахинского, Исмаилинского и некоторых других районов республики).

    Как отмечает глава Бакинско-прикаспийской епархии, преосвященный епископ Александр, "в Азербайджане выработана та модель жизни представителей разных национальностей, которая является оптимальной для нашего времени… Мы благодарны Богу, что живем в этой стране среди такого замечательного народа"6. Так, за последние пять лет значительно повысился уровень государственно-конфессиональных отношений, что стало результатом проявления интереса государственных структур к жизни религиозных общин, а также содействия им в разрешении тех или иных проблем. При поддержке государства в столице республики восстановлен кафедральный собор св. Жен-мироносиц. Другими словами, руководство страны проводит мудрую политику по укреплению связей как между представителями традиционных мировых религий, так и между религиозными общинами и государством.

    Более того, опыт, накопленный Азербайджаном в этой сфере, заинтересовал ряд других стран. К примеру, в 2007 году межрелигиозную делегацию Азербайджана пригласили в Кувейт и Беларусь. Цель визитов — поделиться опытом мирного сосуществования традиционных мировых конфессий и взаимодействия в реализации тех или иных проектов. По мнению отца Александра, истоки этой уникальной в своем роде толерантности коренятся в менталитете азербайджанского народа, в его психологическом укладе, в особенностях национальной истории. Ведь на этой территории проживали (и проживают) представители разных традиционных религий: иудаизма, ислама, христианства. Все это время их приверженцы вместе делили и радость побед, и горечь поражений.

    Учитывая этот исторически сложившийся климат религиозной толерантности в стране, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что Азербайджан показывает пример доброго сотрудничества представителей традиционных религий, а также поддержал инициативу главы Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама хаджи А. Пашазаде о проведении в 2009 году в Баку расширенного саммита религиозных деятелей государств СНГ. "Это будет очень важная встреча, потому что, когда встречаются религиозные деятели, они не обсуждают вероучительные вопросы, они говорят о необходимости сохранения нравственных, духовных основ. Это наша общая задача. И вспоминая мои визиты в Азербайджан, я могу свидетельствовать, что в Азербайджане существует толерантность и доброе отношение между представителями религий", — заявил Алексий II7.

    Это мнение было подтверждено на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в Москве (24—29 июня 2008 г.) — ее высшем органе, который высоко оценил уровень толерантности в Азербайджане, диалог между гражданским обществом и религией, развитие межрелигиозного диалога, контакты высшего органа Православной Церкви с народом и руководством республики8.

    Продолжением линии на признание стабильной межконфессиональной толерантности в стране стала и высокая оценка деятельности конфессий по консолидации людей независимо от национальности и вероисповедания президентом России Д. Медведевым на встрече с религиозными деятелями Азербайджана: руководителем Управления мусульман Кавказа А. Пашазаде, епископом Бакинским и Прикаспийским преосвященным Александром, руководителем религиозной общины горских евреев г-ном С. Ихииловым9.

    Иудаизм

    По некоторым данным, история иудаизма в Азербайджане насчитывает около двух тысяч лет, и за все это время практически не зафиксированы факты недружественного отношения к его последователям. Напротив, общеизвестно, что в силу исторической традиционности этноконфессиональной терпимости местных жителей во времена всех империй — Сасанидской, Арабской, Сельджукской, Монгольской, Сефевидской, Российской и Советской — евреи с большой охотой обосновывались в Азербайджане. Во многом этим можно объяснить уникальный феномен знаменитой Красной Слободы (в Губинском районе), в которой в 1920 году было 11 синагог и до сих пор живут около 4 000 горских евреев10, — единственное место на всем постсоветском пространстве столь компактного их проживания.

    Подчеркивая этот факт, в своем поздравлении Еврейской общине Азербайджана по поводу праздника Рош-а-Шон, президент республики Гейдар Алиев отметил: "Евреи, веками живущие в нашей стране, никогда не подвергались преследованиям или дискриминации; они сохранили свои национальные культурные традиции и привычки. В настоящее время еврейские граждане принимают активное участие в научной, культурной, социальной и политической жизни республики, они достойно исполняют свои обязанности граждан общества в ходе создания независимого государства"11.

    Сегодня в стране три еврейские общины: горские евреи, ашкенази и грузинские евреи. По данным религиозных общин, ныне в Азербайджане проживает около 16 тыс. евреев, из них 11 000 — горские (6 тыс. — в Баку); 4,3 тыс. — ашкеназские (в Баку — 3,3 тыс.) и около 700 — грузинские. Горские евреи сохранили свой язык, традиции, привычки, образ жизни; они считаются более ортодоксальными, чем другие общины12. Некоторые источники определяют численность евреев в Азербайджане намного больше, включая в это число и тех, в паспортные данные которых по тем или иным причинам записана другая национальная принадлежность. Так, по сведениям Религиозной организации горских евреев Азербайджана их численность превышает 30 тыс. чел. При этом в стране есть пять синагог: в Баку — три, в Губе — одна, в Огузском районе — одна13.

    За годы независимости в Азербайджане создан филиал Международной ассоциации иудаизма и еврейской культуры (1992 г.), введено преподавание иврита в Бакинском государственном университете, отреставрирована синагога грузинских евреев (1997 г.), состоялись выставки "Евреи в Азербайджане" в Музее искусств (1999 г.) и в Музее истории Азербайджана (2001 г.), семинар "Горские евреи Кавказа" (Национальная академия наук Азербайджана, 2001 г.), построена синагога европейских евреев (2003 г.) и др. В июле 2008 года президент страны принял решение о строительстве в Баку новой синагоги для горских евреев, и уже идут поиски подходящей территории. Кроме того, готовится предложение по открытию синагоги в Сумгаите14.

    Высокий уровень религиозно-этнической толерантности в республике подчеркивался на международной научно-практической конференции "Взаимоотношения между прессой и этническими группами" (США, Нью-Йорк, 2007)15, а также в ряде зарубежных публикаций. В частности, после визита в Азербайджан редактор крупнейшей испаноязычной газеты Лос-Анджелеса "La Opinion" Габриель Лернер, опубликовавший в "Los Angeles Jewish Journal" статью "Евреи Азербайджана: пример многовекового проживания рядом", охарактеризовал республику как модель религиозной свободы в мире, особенно в сравнении с Арменией, где сегодня нет даже 10 еврейских семей16.

    С ним солидаризируется и посол Израиля в Азербайджане Артур Ленк, который также назвал республику примером среди других мусульманских стран17. Отмеченная этническая и религиозная толерантность является также одной из причин относительно невысокого числа переселенцев из Азербайджана в Израиль.

    Исполнительный директор Еврейского комитета США Дэвид Харрис отмечает: "Азербайджан — действительно модель толерантности. Это мы слышим и от еврейской общины Азербайджана, с которой у нас сложились очень хорошие отношения. Мы думаем, это действительно так и есть, Азербайджан может быть образцом для многих стран, особенно исламских. Нам нужна такая модель толерантности. Мы хотим рассказать всем, в том числе евреям мира, о том, что происходит в Азербайджане, потому что, хочу подчеркнуть еще раз, в этом регионе Азербайджан — очень важная для нас страна и модель толерантности, а в сегодняшнем мире такая модель очень нужна"18.

    Католицизм

    Среди мировых религиозных конфессий в Азербайджане католицизм появился относительно недавно — во второй половине XIX века, на волне первого нефтяного бума в Баку. В начале ХХ столетия здесь создали католическую общину и построили интересный по архитектуре костел в центре города. Второй нефтяной бум, уже в середине 1990-х годов, но особенно посещение Папой Иоанном Павлом II Азербайджана в 2002 году, способствовали возрождению общины (зарегистрирована в 1999 г., насчитывает боле 400 местных и иностранных приверженцев). Государство выделило ей участок земли (недалеко от центра города) и дало разрешение на строительство своего храма. Через пять лет, на церемонии открытия католического храма Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, состоявшегося в марте 2007 года, отмечалось: "Ватикан высоко ценит царящую в Азербайджане религиозную толерантность, и открытие этого храма лишнее тому доказательство"19. Сегодня богослужения проходят как в этом храме, так и в приходской часовне прихода Христа Искупителя монахов-салезиан. Кроме того, в Баку есть приют сестер милосердия Матери Терезы Калькуттской для бездомных. Возглавляет Католическую Церковь Азербайджана ординарий отец Ян Чапла.

    На устойчивый характер спокойной атмосферы этноконфессиональных отношений в республике, успешное развитие связей между Азербайджаном и Ватиканом указывает и то, что их достойно оценил Папа Римский Бенедикт XVI: "Религиозная толерантность в Азербайджане находится на высоком уровне"20.

    Заключение

    16 ноября 2007 года в Баку состоялась конференция "Азербайджан — образец толерантности", на которой представители разных конфессий страны отмечали: "Толерантность в Азербайджане является примером для всего мира"21. В данной статье мы постарались в очень кратком виде показать, что этот тезис не красивый агитационный лозунг, не сиюминутный тактический прием, используемый для достижения каких-то целей внутренней и внешней политики государства. Безусловно, нынешнее законодательство республики обеспечивает свободу совести, что дает возможность людям исповедовать свою веру. Столь же очевидно, что толерантность в обществе в первую очередь зависит от действий и высказываний религиозных лидеров, а также от позиции и ориентации в этой сфере руководства страны. В этом плане за последние годы государство продемонстрировало много добрых жестов, свидетельствующих о важности укрепления толерантности.

    Однако ясно и другое: ни действия государственной власти, ни призывы религиозных иерархов не будут иметь успеха, если нет благоприятной социальной и культурно-духовной среды, в которой разные народы и конфессии чувствуют себя комфортно. Азербайджанский народ имеет много своих положительных культурных особенностей, главная из которых — удивительная в масштабах истории способность терпеливо искать и находить взаимопонимание с людьми разных этносов и религий. "Наш опыт изучается в мире. В будущем роль Азербайджана, как пространства толерантности, в налаживании и укреплении межрелигиозного и межкультурного диалога в мире будет расти"22.


    1 См.: [http://www.unesco.ru/files/docs/shs/decl_princ_tolerance_rus.pdf]. к тексту
    2 См.: [http://ru.wikipedia.org/wiki]. к тексту
    3 См.: Дзарахова З.М. К вопросу о толерантности в этнокультуре народов Кавказа // Всероссийская научная конференция "Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона" (Махачкала, 2007) [http://www.ingush.ru/serdalo395_2.asp]. к тексту
    4 Баку — один из немногих городов, где я свободно могу ходить в кипе // Неделя (Баку), 22 августа 2008. к тексту
    5 [http://www.pravoslavie.ru/put/070126150112]. к тексту
    6 Владыка Александр: "Мы благодарны Богу, что живем в этой стране" [http://www.azkongress.ru]. к тексту
    7 [http://news.trend.az/index.shtml?show=news&newsid=1172809&lang=RU]. к тексту
    8 См.: [http://news.trend.az/?show=news&newsid=1237179&lang=RU]. к тексту
    9 См.: [http://www.day.az], 3 июля 2008. к тексту
    10 [http://gorskie.ru/php/news/newsnew.phtml?id=306&idnew=31005&start=0]. к тексту
    11 18 сентября 2001 года. к тексту
    12 По материалам журнала "Confronting the Jewish Agenda". Азербайджанская еврейская община [http://www.ijc.ru/istoki46.html]. к тексту
    13 См.: [http://gorskie.ru/php/news/newsnew.phtml?id=306&idnew=30837&start=0]. к тексту
    14 См.: В Баку построят новую синагогу для горских евреев // Мир религий, 28 июля 2008 [http://www.religio.ru/]. к тексту
    15 См.: [http://news.trend.az/index.shtml?show=news&newsid=994644&lang=RU]. к тексту
    16 См.: Lerner G. Azeri Jews: Centuries of Coexistence in Azerbaijan [http://www.jewishjournal.com]. к тексту
    17 См.: Там же. к тексту
    18 Глава Еврейского комитета США: "Мы — друзья Азербайджана" // Интервью Day.Az с исполнительным директором Еврейского комитета США Дэвидом Харрисом, 15 августа 2008 [http://www.day.az/news/politics/127630.html]. к тексту
    19 В Азербайджане открылся католический храм // Кавказский узел [http://www.kavkaz.memo.ru]. к тексту
    20 [http://ru.apa.az/news.php?id=59381]. к тексту
    21 [http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17099]. к тексту
    22 Ильхам Алиев: Азербайджан — пример толерантности и межрелигиозного диалога // Всероссийский Азербайджанский конгресс [http://vakmos.org/index.php?option=com_content&task=view&id=124&Itemid=1]. к тексту

    SCImago Journal & Country Rank
    build_links(); ?>
    Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL