ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ХИЗБ УТ-ТАХРИР" В КЫРГЫЗСТАНЕ

Эркин КУРМАНОВ


Эркин Курманов, эксперт Государственной комиссии по делам религий при правительстве Кыргызстана


Власти Кыргызстана в целом уважительно относятся к исламу и к его культурно-просветительской деятельности. В стране возрождается интерес к традициям, к нравственным и другим ценностям мусульманства. Однако, с другой стороны, демократичность и открытость нашей республики привлекает к нам разного рода религиозные экстремистские организации.

Спекулируя на религиозных чувствах населения, используя то, что государственные институты еще не в должной мере накопили опыт, необходимый для эффективного взаимодействия с религиозными структурами, экстремисты пытаются изменить конституционный строй, не брезгуя никакими методами, в том числе и насильственными. Для реализации своих замыслов они используют (впрочем, не только в Кыргызстане, но и в других республиках Центральной Азии) различные политические формирования типа партий по возрождению ислама, конечная цель которых — создание радикального исламского государства.

Считая, что население региона не готово к пониманию идеи джихада, некоторые из таких политических организаций пытаются наладить нелегальную религиозную пропаганду, распространяя листовки и другую соответствующую литературу. Этой деятельностью, называемой "религиозным просвещением", в основном занимается нелегальная партия "Хизб ут-Тахрир ал-Ислами" (ХТИ — Партия исламского освобождения"), цель которой, согласно распространяемым ею материалам, возрождение исламской общины и образа жизни посредством восстановления халифата, причем во всемирном масштабе1.

Хизб ут-Тахрир ал-Ислами

Сегодня Хизб ут-Тахрир — наиболее активная религиозно-политическая суннитская партия. Ее штаб-квартира (амират) находится в Западной Европе (предположительно в ФРГ или Великобритании), а отдельные амираты — в Палестине, Иордании, Египте и в других арабских странах, а также в Турции и в ряде европейских государств. В последние годы амираты созданы и в республиках Центральной Азии.

"Хизб ут-Тахрир ал-Ислами" образована в 1952 году. В нее вошли члены палестинского отделения известной религиозно-политической партии "Ал-Ихван ал-муслимин" ("Братья мусульмане"). Инициатор ее создания и первый лидер — Таки ад-дин Набхони ал-Фаластины (1909—1979), изложивший свои основные идеи в многочисленных брошюрах и статьях. Часть этих работ написана им еще во время его членства в "Ихван", теоретические положения которой заметны в его собственных трудах и в работах его последователей.

Основа политической доктрины ХТИ — идея о воссоздании религиозно-политической структуры (халифата) времен Пророка и его первых четырех преемников (до убийства халифа Али в 661 г.), когда единственный раз в истории ислама удалось создать справедливое (по мнению теоретиков ХТИ) государство, в котором общественный продукт распределяли на равноправной основе, поскольку мусульманская община в точности следовала божественным предписаниям, а халифов избирали из самых достойных. Последующие исламские локальные и региональные государственные объединения (например, Омейадский и Аббасидский халифаты, халифаты Османской империи) тоже признаны халифатами, но отошедшими от множества принципов "истинного халифата".

Согласно теоретическим положениям Хизб ут-Тахрир для возрождения халифата на современном этапе следует изменить образ жизни и мышления каждого мусульманина (а затем — всей общины), сделав их истинно "исламскими".

На начальном этапе своей деятельности в регионе партия в основном налаживает культурно-просветительскую работу (ан-нахийату сакафийа), чтобы сформировать "правильное политическое сознание уммы (общины мусульман) и немусульман", участие последних в деятельности ХТИ допускается. Путь к достижению цели разбит на три этапа: борьба за формирование правильного исламского образа мышления, прежде всего, на основе культурно-просветительской пропаганды; революция мышления, которая должна быть совершена посредством "политического и культурного внедрения в общество"; захват власти (возможно в одной отдельно взятой стране) посредством того, что все члены общества стали "истинными мусульманами".

У партии есть свой устав и программа. Некоторые политики считают, что ХТИ нельзя назвать партией, однако согласно программе, она все-таки — политическое движение, идеология и цель которого, как мы отмечали выше, — восстановление исламского халифата, способного реализовать "все предписания ислама". Для этого программой предусмотрено с помощью оружия свергнуть существующий строй, ликвидировать неисламские порядки, путем джихада распространить миссию ислама во всем мире.

В уставе организации отмечено, что членами партии могут быть люди в возрасте от 18 до 30 лет. Они должны не только обладать фундаментальными знаниями канонов ислама, но и стремиться к созданию исламского государства. Свою деятельность последователи движения организуют на основе строгой конспирации. Вступающие в его ряды дают клятву на Коране, что не изменят интересам ислама, никогда не предадут гласности информацию о своей партии, до конца будут бороться за создание халифата.

Исходя из требований строгой конспирации, на предварительном этапе изучения кандидата устанавливается место его жительства и работы, в дальнейшем ведется наблюдение за тем, как "новобранцы" выполняют отдельные партийные поручения.

Большинство новых членов организации — представители необразованных, низших слоев населения, жители сельских районов, где бедность, безработица и отсутствие возможностей получить образование — явление практически повсеместное. Кроме того, по данным компетентных органов, "тахрировцы" занимаются подбором кадров из представителей интеллигенции, научных работников, студенческой молодежи, периодически меняют адреса сборищ, для чего каждый член группы поочередно готовит новые "точки" по месту своего жительства, в которых создает условия для обучения. Лица, прошедшие соответствующую подготовку, должны создать свою самостоятельную группу.

Во главе республиканской партийной организации стоит "Мутамад", которому подчиняются региональные (в масштабе области или города) лидеры "маъсул". Помощник маъсула — "мусонд" — руководит отдельным районом.

Источники финансирования партии не установлены, хотя они, судя по всему, довольно солидны, о чем свидетельствуют широкая международная сеть ХТИ, большое количество распространяемой ею легальной и нелегальной литературы. На местах финансирование деятельности "тахрировцев" осуществляется в основном из "внутренних резервов": каждый член обязан делать в кассу партии ежемесячный взнос, в размере 5—20% от получаемой прибыли. Кроме того, создаются малые предприятия, которые финансируют движение. Собираемые денежные средства идут на приобретение множительной техники и средств связи, в том числе и сотовых телефонов, на оплату поступающей литературы и ее перевод.

Работа партии в новых условиях

На первых порах ХТИ предпочитала вести полулегальную пропаганду своих идей (распространение литературы, листовок, организация конференций и т.п.). Однако подозрительное отношение властей тех стран, где партия разворачивала свою деятельность, побудило ввести в ее устав положение о глубокой конспирации и засекречивании мест пребывания своих лидеров. Тем не менее пропагандистская работа среди мусульман, открытые дискуссии с оппонентами, распространение (чаще всего нелегально) соответствующей литературы остались приоритетными направлениями ее деятельности. Подпольные условия работы, полная религиозная и социальная изоляция от окружающей конфессиональной (исламской же!) среды сделали свое дело: замкнутые группы ХТИ стали отличаться крайне нетерпимым отношением к остальным мусульманам, которые платили им тем же.

С распадом Советского Союза, умело используя возникший идеологический вакуум среди мусульманского населения, местные лидеры этой организации, выполняя задания своих зарубежных хозяев, путем распространения подрывной литературы, активной агитации и пропаганды, спекулируя на социально-экономических трудностях в странах Центральной Азии, смогли перетянуть на свою сторону часть верующих. Значительно увеличился поток партийной литературы. В Кыргызстан ее доставляют через Узбекистан и Таджикистан, причем основная ее часть переведена на узбекский язык и некоторая — на таджикский квалифицированными специалистами, идеологами исламского радикализма.

В своей пропагандистской деятельности "тахрировцы" используют следующую религиозно-пропагандистскую литературу: "Низомул Ислом" (система ислама); "Хизут-Тахрир" тушунчалари" (понятие "Хизб ут-Тахрир"); "Хизбий уюшма" (сплоченное движение); "Демократия — куфт низоми" ("демократия — устав неверных"); "Халифалк" (книга о построении Халифата); "Иззат ва Шараф сари" (книга о нынешнем состоянии исламского мира и выводы из этого); "Ал-Въаи" (периодический журнал, отражающий события, происходящие в мире, и оценивающий их с точки зрения "тахрира").

Этот список можно продолжить — в нем 14 наименований.

По заключению экспертов, литература ХТИ пропагандирует политизированный ислам, способствует разжиганию религиозного фанатизма, призывает к гражданскому неповиновению, содержит конкретные рекомендации по достижению главной цели.

Предпосылки возникновения ХТИ на юге Кыргызстана

По мнению представителей Духовного управления мусульман республики, партия не случайно стремится закрепиться в Центральной Азии, особенно в Кыргызстане. После 70-летнего насаждения атеизма, многие жители региона не смогли сохранить нравственно-религиозные традиции и порой легко подпадают под влияние различных движений сектантского толка.

Неудивительно, что сохранившийся в Центральной Азии бытовой ислам оказался не готовым и не способным противостоять его же радикальным течениям. Сказались отсутствие системы классического (догматического) религиозного образования, дефицит интеллектуального слоя духовенства. Например, в Кыргызстане только 30—40% имамов имеют специальное образование.

Многонациональный состав южных областей Кыргызстана, хаотичное строительство большого количества мечетей и медресе, целенаправленная миссионерская деятельность иностранных исламских центров создали реальные условия для раскола традиционного исламского верования и распространения идей крайних течений ислама.

Относительно времени создания исламистской партии "Хизб ут-Тахрир ал-Ислами" в странах Центральной Азии есть несколько точек зрения. По данным известного узбекского исламоведа Б. Бабаджанова, узбекский филиал этой партии появился на религиозной арене Ферганской долины, после того как в 1992 году государственные органы Узбекистана ликвидировали наманганские исламские организации "Адолат" ("Справедливость"), "Ислам лашкорлари" ("Воины ислама") и "Товба" ("Покаяние")2.

Из-за открытости границ между государствами Центральной Азии и национальной идентичности населяющих ее народов, любая новая религиозная организация легко перемещается (и распространяет свои идеи) по всем периметрам узбекской, кыргызской и таджикской частей Ферганской долины.

По некоторым данным, в Ташкенте деятельность ХТИ зафиксирована с 1995 года. Это подтверждается и материалами правоохранительных органов Узбекистана. Так, из 12 активистов партии, осужденных ташкентским городским судом 14 мая 1999 года, восемь человек участвовали в ее работе именно с 1995 года.

Примерно в то же время эмиссары ХТИ появились и на юге Кыргызстана, где они распространяли листовки, призывавшие уничтожить в соседнем Узбекистане режим Ислама Каримова. Тогда кыргызские стражи порядка не уделили должного внимания деятельности "тахрировцев", поэтому определить точное время создания филиала партии на юге нашей республики весьма трудно. Сотрудники правоохранительных органов практически не располагали никакой информацией об организации, распространяющей листовки.

Первые подпольные, глубоко законспирированные ячейки этого движения появились на территории Ошской и Джалал-Абадской областей в 1997—1998 годах, а с 1999 года, создав структурные образования, члены партии приступили к открытым действиям, чему способствовало вторжение в Кыргызстан и Узбекистан боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ).

Тогда на юге республики в Кара-Суйском районном суде впервые рассматривали уголовные дела в отношении 28-летнего А. Ташматова и 20-летнего А. Иманбаева. В Араванском районе перед правосудием предстали уже 12 молодых людей, которые занимались распространением религиозной литературы и вербовкой в свои ряды новых граждан. Им предъявлено обвинение по двум статья Уголовного кодекса республики: по ст. 299, ч. 1 "Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды" и по ст. 147 "Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов"3.

Вторжение террористов в Баткен вынудило ХТИ открыто отмежеваться от ИДУ. А сразу же после событий 11 сентября 2001 года многие члены партии, испугавшись широких репрессий по всей Центральной Азии, ушли в еще более глубокое подполье. Организация объявила о своей поддержке акции против "безбожных" держав (США и Великобритании), начавших антитеррористическую операцию в Афганистане. Однако через некоторое время члены партии вновь активизировались, причем не только в распространении листовок и другой литературы, но и в рекрутировании в ХТИ новых членов, хотя подобного рода деятельность стала еще конспиративней.

Международное сообщество уделяет этой партии меньше внимания, нежели другим исламистским организациям. Тем не менее эта структура разделяет многие взгляды ИДУ, главным образом относительно установления в регионе исламского политического порядка. Однако если у ХТИ более утопическая цель — возрождение халифата, который мог бы объединить всех мусульман, то ИДУ сосредоточилось на конкретной политической задаче — свержение правительства Узбекистана.

Отношения властей Кыргызстана к ХТИ либеральное, на юге республики партия действует более свободно, чем в Узбекистане, и поэтому оказывает негативное влияние на религиозную ситуацию в нашей стране.

Социальная основа сторонников ХТИ

По своему составу кыргызский филиал партии преимущественно молодежный и находит поддержку в основном среди узбекской части населения юга республики. По данным Министерства национальной безопасности, 90% членов организации составляют узбеки, 10% — кыргызы. В настоящее время в гг. Бишкек, Токмак, Кара-Балта под наблюдением спецслужб находятся около 20 "тахрировцев".

Идеи ХТИ очень привлекательны для безработной молодежи, которую отличает стремление к оппозиционной религиозно-политической деятельности, желание установить справедливое правление и распределение общественного продукта, что имело место при Пророке и четырех Праведных халифах. Это объясняется тем, что вступающая в ряды партии молодежь хочет избавиться от суровых рыночных реалий и социальных проблем, таких как низкий доход и безработица, характерных для стран Центральной Азии. "Халифатисты" осуждают "безбожную" власть в Узбекистане и в других государствах региона, клеймят зарубежных "врагов ислама" в лице США и Израиля. Вступающим в ряды ХТИ молодым людям импонирует оппозиционность и открытое обсуждение политических вопросов, в то время как ведущие религиозные лидеры региона, представляющие иные течения, демонстративно заявляют о своем неучастии в политике. Протест, возникающий у молодежи из-за ощущения собственной бесперспективности, и свойственное ей обостренное чувство справедливости вызывают стремление радикально изменить существующие режимы и находят отклик в идеях возврата к справедливому "золотому веку халифата" путем священной войны.

Основной контингент ХТИ составляют лица, обучавшиеся в религиозных школах, затем — представители студенческой молодежи и интеллигенции. Сегодня, по данным правоохранительных органов, на профилактическом учете состоят более двух тысяч приверженцев партии4. По мнению экспертов, неконтролируемый рост количества членов этой организации представляет реальную угрозу безопасности государства.

Анализ печатных изданий

Как мы уже отмечали, разнообразная литература исламских фундаменталистов поступает на юг Кыргызстана в основном из Узбекистана, а также из дальнего зарубежья. Однако листовки на кыргызском языке изготавливают в нашей республике. На первый взгляд в них нет ничего подозрительного: судя по заголовкам, в одних случаях это описание того, как правильно совершать тот или иной обряд, в других — толкование основ шариата.

В распространяемых материалах "тахрировцы" анализируют современные политические события в мире и регионе, утверждают, что партия никогда не использует оружие и насилие, не занимается террористическими актами, взрывами и грабежами. Партия (хизб) не применяет насилие не потому, что боится правителей и их адекватных контрмер, а в связи с тем, что, призывая к восстановлению исламского государства, руководствуется предначертаниями Посланника Аллаха, в которых нет места насилию.

На репрессии властей стран Центральной Азии ХТИ отвечает "войной листовок", в которых приводит многочисленные факты репрессивных действий в отношении мусульман, призывает их к всеобщему джихаду — войне против неверных, не бояться арестов, продолжать следовать по пути Аллаха и "своим терпением" добиться победы.

Если раньше листовки ХТИ в основном призывали к выступлениям против властей Узбекистана, то в последнее время они "перешли в наступление" и на представителей властных структур, в том числе и правоохранительных органов Кыргызстана. Листовки по своему содержанию антиконституционны, антигосударственны, явно угрожают целостности и безопасности страны.

Известны случаи, когда идеологи партии выходили на СМИ республики, предлагая сотрудничество журналистам Ошской и Джалал-Абадской областей. Это предложение они мотивировали тем, что-де мусульмане Кыргызстана должны детально познакомиться с пропагандируемыми ХТИ материалами, не бояться этого "безобидного" религиозного течения. Такой шаг подпольной партии можно расценить как попытку реанимировать свою репутацию среди общественности и внести коррективы в тактику действий. Однако радикальная исламская партия не стала менять стратегические цели — "строительство в Центральной Азии единого халифата".

В последнее время наблюдается раскол среди сторонников ХТИ. Многие члены отказываются распространять листовки и вести пропаганду.

Политические и экономические программы партии отличаются совершенно нереальным экономическим и социальным эгалитаризмом, а догматические обоснования ее позиций и призывов имеют вид вырванных из контекста ссылок на Коран и хадисы.

Политики и духовные служители республики о ХТИ

"Внимательно ознакомившись с содержанием листовок и брошюр ХТИ, мы пришли к выводу, что они не только отвлекают мусульман от истинного следования пути Пророка, но и компрометируют нас, представителей духовенства, мешают нам в пропаганде истинных духовных ценностей ислама — миролюбия, почитания старших, скромности. Более того, своими воззваниями к созданию халифатов, к изменению существующего государственного строя, эмиссары партии вступают в непростительное противоречие с заветом самого Аллаха, записанным в Коране (4:59), который гласит: "О, верующие люди! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику Аллаха и повинуйтесь вашему руководителю, избранному вами!" Почему, ни в одной из стран — Саудовской Аравии, Сирии, Ливии, Турции, Кувейте, — где традиции ислама имеют глубокие исторические корни, — никому не приходит в голову обращаться к народу с призывами к созданию халифатов? Да потому что в ходе исторического развития само понятие о халифатах изменилось, изменился государственный строй, страны и их народы выбрали пути, соответствующие положению общества", — так характеризуют деятельность "партии освобождения" представители Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК).

Помня о том, какую угрозу миру и согласию в нашем обществе представляют сегодня экстремистские учения, использующие для пропаганды своих идей религию и умело манипулирующие религиозными чувствами мусульман, в ДУМК создан отдел пропаганды и агитации, который отныне будет вести последовательную деятельность по предотвращению проникновения экстремизма в ряды мусульманской общины республики.

Весьма резко о деятельности партии высказывается Муфтий мусульман Кыргызстана Кимсанбай ажы Абдурахманов: "Сторонники ХТИ туманят мозги нашим гражданам. Это агрессивная, воинственная партия, она не служит исламу, так же как и моджахеды, которые пришли в Баткен. Это происки Чечни и прочих террористов, целью которых является создание исламского государства. Учение хизбутовцев противоречит основам ислама, а действия этой организации идут в разрез с принципами шариата"5.

Известный ученый-богослов, переводчик Корана на кыргызский язык, шейх Алауддин Мансур заявляет: "В суре Анаам [аят 160 (159)] о раскольниках типа хизбутовцев Аллах говорит: "В деяниях тех негодников, которые разъединяют веру и создают всякие группы, Ты (Мохаммед) невиновен. Деяния их под моим надзором. Потом им по заслугам и воздастся". То есть вхождение в религиозную партию есть раскол веры и выход из рядов последователей Пророка Мохаммеда. Члены "Хизб ут-Тахрир" поменяли веру на партию — это люди, сеющие смуту в исламском мире!"6.

По мнению бывшего председателя Госкомиссии по делам религий, доктора политических наук Ж. Жоробекова, многие активисты ХТИ хорошо разбираются в вопросах теологии и богословия, знают методы психологической обработки и агитации: эти "тахрировцы" до мозга костей привержены своей идее. Думаю, что убедить можно не их, близких к руководству партии, а рядовых членов "Хизб ут-Тахрир", во многом колеблющихся. И задачи убеждения с успехом могут выполнить представители кыргызстанского духовенства, высокообразованные люди, знатоки Корана, глубоко чтящие законы Кыргызской Республики.

Некоторые политики считают, что исполнительная власть преувеличивает опасность ХТИ. Однако покушение на конституционные основы существующего строя нельзя считать "неопасным". Для начала пусть ХТИ попытается зарегистрироваться как партия в Министерстве юстиции, а потом уже выступает с политическими требованиями в рамках своих официально представленных программно-уставных документов. И еще, согласно законам Кыргызской Республики ни одна политическая партия не может ни финансироваться из-за рубежа, ни создаваться на религиозной основе. Оба эти требования партия ХТИ нарушает7.

Бывший глава Министерства внутренних дел Т. Айтбаев считает, что религиозный экстремизм — беда для Центральной Азии. Это борьба за души и умы людей. За этой борьбой стоят очень большие деньги. Под флагом религиозного экстремизма хотят создать в Ферганской долине исламское государство. В Уголовном кодексе республики предусмотрены слишком мягкие меры за подобные действия. Однако только силовыми методами вопрос не решить. Мы стараемся вести профилактическую работу, я ставлю перед собой задачу таких людей не сажать, а разъяснять им пагубность выбранного пути. И часть из них после разъяснений мы отпускаем. А вот организаторов, тех, кто прошел подготовку за рубежом, кто получил деньги за рубежом, мы должны задерживать и судить по законам нашего государства8.

В последнее время в республике наблюдаются попытки политизировать религию, в отдельных случаях используют ее в своих целях. Это наглядно проявилось в ходе последних избирательных компаний.

"В моем родном Кара-Суйском районе Ошской области с населением свыше 300 000 человек почти каждый пятый — шестой житель является сторонником "Хизб ут-Тахрир". Нельзя судить людей за утопические идеи. Мы должны смириться с тем, что у нас есть коммунисты и приверженцы других взглядов, которые хотели бы изменить конституционный строй государства", — считает депутат Законодательного собрания Жогорку Кенеша Турсунбай Бакир уулу9.

С ним категорически не согласны представители правоохранительных органов. По их мнению, Партия коммунистов Кыргызстана — организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции, желающая изменить государственный строй законными методами. А "Хизб ут-Тахрир" — запрещенная структура, фактически подталкивающая людей разных национальностей и вероисповедания к межусобной войне.

Но такое отношение к религиозным вопросам поддерживают и разделяют не все местные политики. Отдельные правозащитники в Ферганском регионе создали Комитет защиты, считая осужденных членов ХТИ "узниками совести", страдающими за свои религиозно-политические убеждения, выраженные в ненасильственной форме10.

Практика противодействия ХТИ

Несмотря на принимаемые меры, на юге республики сохраняется угроза проникновения и распространения идей крайних течений ислама, особенно в Ошской, Джалал-Абадской областях, где высок уровень религиозности населения. Анализ материалов, поступающих из местных администраций, служб национальной безопасности, управления внутренних дел, показывает, что религиозная обстановка в этих областях приобретает качественно новый характер. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что экстремисты, то есть активисты партии "Хизб ут-Тахрир" приступили к реализации своих стратегических планов, на почве непримиримости религиозных взглядов обращаются к населению с подстрекательскими призывами, уделяя особое внимание привлечению в свои ряды молодежи.

Со второй половины 1999-го и до конца 2001 года в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях сотрудники милиции и органов национальной безопасности задержали более 286 молодых людей (более 100 граждан привлечены к уголовной ответственности), которые занимались распространением религиозной литературы и листовок партии "Хизб ут-Тахрир". Большое количество этих листовок, а также аудио- видеокассет и книг экстремистского содержания изъято. На севере республики, в Чуйской области, задержаны два человека, конфисковано 30 листовок и восемь книг, проповедующих идеи этой партии. Подсудимые обвинены по двум статья Уголовного кодекса республики: по ст. 299, ч. 1 "Возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды" и по ст. 147 "Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов".

В проходивших судебных процессах просматривалась слабость доказательной базы. Действия обвиняемых трудно было квалифицировать по названным статьям Уголовного кодекса. Суды подходили к таким делам дифференцированно и принимаемые ими решения относились больше к мерам профилактическим.

В связи с этим постановлением правительства (22 августа 2000 г., № 510) в Законодательное собрание Жогорку Кенеша направлен проект закона "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Кыргызской Республики". Речь идет о дополнениях к статье 299, ч. 1 УК, а конкретнее — о мерах наказания за изготовление, хранение и распространение экстремистской литературы: книг, журналов, листовок и другой печатной продукции, содержание которых направлено на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, на унижение национального достоинства. (Однако очень важно, чтобы такая поправка к Уголовному кодексу не стала дополнительным рычагом давления на традиционных мусульман.)

Необходимо отметить, что меры по борьбе с членами ХТИ в Кыргызстане относительно мягкие. К примеру, в Узбекистане за "антигосударственную деятельность" членов этой партии осуждали на сроки в среднем от 8 до 15 лет, в Таджикистане — от 8 до 11 лет. В Кыргызстане же их приговаривают на сроки от 2 до 4 лет, но чаще всего они отделываются штрафом, а не тюремным заключением. Кстати, международная практика показывает, что репрессивные меры властей, как правило, малоэффективны и лишь усиливают радикальные движения.

Официальный Ташкент признал, что "войну" с партией "Хизб ут-Тахрир" нельзя выиграть одними репрессивными акциями. В последнее время в Узбекистане развернута масштабная пропагандистская кампания с широким участием официального духовенства.

В центре внимания Государственной комиссии по делам религий при правительстве Кыргызстана остается положение внутри исламской конфессии, изучается общая религиозная ситуация в республике. Разработан и утвержден ряд мероприятий: по профилактике религиозного экстремизма, по борьбе с религиозным экстремизмом и по недопущению политизации ислама в республике. Среди населения проводится разъяснительная работа о политике президента и правительства в религиозной сфере. В целях дальнейшей реализации государственной политики в этой сфере, усиления работы в южных областях страны правительство приняло решение (5 апреля 2001 г., № 155) перенести штаб-квартиру Госкомиссии по делам религий в г. Ош.

Согласно плану мероприятий по профилактике религиозного экстремизма руководство и сотрудники Госкомиссии по делам религий постоянно проводят встречи и семинары в приграничных районах Кара-Суу, Араван и Ноокат Ошской области, в Кадамжайском районе Баткенской области, в Базар-Коргонском, Узгенском и Сузакском районах Джалал-Абадской области, а также в Таласской, Чуйской, Иссык-Кульской и Нарынской областях. В этих мероприятиях принимают участие сотрудники областных и районных администраций, правоохранительных органов и члены казыята областей, Муфтий Кыргызстана Кимсанбай ажы и священнослужители ДУМК.

В целях сохранения стабильности, согласия и мира, недопустимости распространения экстремистских настроений из соседних государств, учитывая специфические особенности территории, во всех городах и районах южных областей республики созданы координационные советы по делам религий. Все мечети взяты на учет, вводится механизм информирования обо всех событиях, происходящих в них. Были случаи, когда активы мечетей сами выявляли членов партии "Хизб ут-Тахрир" и сдавали их местным сотрудникам милиции.

При назначении имамов учитывается мнение местных органов власти. До сведения всех имамов мечетей доведены требования Духовного управления мусульман республики о запрещении вести религиозные ритуалы лицам, не прошедшим аттестацию, получившим религиозное образование вне официально зарегистрированных исламских учебных заведений, а также использовать для обучения не утвержденную ДУМК исламскую литературу.

Госкомиссия по делам религий совместно с ДУМК, в тесном контакте с правоохранительными органами и казыятом областей ведет среди населения разъяснительную работу о сути религиозного экстремизма, в которую активно вовлекаются аксакалы, акимы, сельские управы и молодежь. На республиканском телевидении организуют передачи ("Коломто", "Жума кутбасы", "Ислам жана мезгил"), соответствующие программы звучат в радиоэфире, газеты и журналы публикуют обращения религиозных лидеров. Издаются методические пособия о религиозных ритуалах, нравственных устоях и традициях населения, информационные материалы об экстремистских объединениях.

Во время пятничных намазов в центральных мечетях гг. Бишкек, Ош, Джалал-Абад проводится просветительская работа по вопросам безопасности страны, межконфессионального согласия, по укреплению экономики республики, сокращению расходов на тои, поминки и другие обрядовые мероприятия. Принимаются необходимые меры для усиления работы правоохранительных учреждений, руководителей госадминистраций и активов местных органов.


1 См.: Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек, 2001.

2 См.: Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма // Центральная Азия и Кавказ, 1998, № 4.

3 См.: Хамидов М. Под судом экстремисты // Вечерний Бишкек, 14 января 2000.

4 См.: Вечерний Бишкек, 28 января 2002.

5 Дело №…, 19 апреля 2001.

6 Мансур Алауддин. Раскольники // Вечерний Бишкек, 28 сентября 2001.

7 См.: Жоробеков Ж. Что питает экстремизм // Вечерний Бишкек, июль 2001.

8 См.: Айтбаев Т. Религиозный экстремизм в Средней Азии // Вечерний Бишкек, апрель 2001.

9 Бакир уулу Т. Проблемы исламизации в Кыргызстане // Вечерний Бишкек, 3 октября 2001.

10 Вечерний Бишкек, 14 января 2001.


SCImago Journal & Country Rank
build_links(); ?>
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL